схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава третья. Преподавательская деятельность. Принятие монашества В биографии Владыки Феофана, составленной Архиепископом Аверкием (Высокопреосвященный Феофан, Архиепископ Полтавский и Переяславский. К столетию со дня рождения: 1872–1972гг. Джорданвилль, 1974г.), есть некоторая неточность. Там указывается, что Архиепископ Феофан родился 1-го января 1872 года. Эта дата ошибочна. Да и сам биограф не уверен в ней. В другой работе Архиепископ Аверкий указывает иной год рождения Архиепископа Феофана, а именно, 1873 год. Но и обе эти даты ошибочны. В данном случае несомненной нужно считать ту дату, которую сообщает сам Архиепископ Феофан. А это прежде всего свидетельство официального документа, нансеновского паспорта, по которому он жил за границей. В его нансеновском паспорте, выданном в Софии, стояла дата рождения: 31 декабря 1874 года (по старому стилю). Переехав во Францию и переменив нансеновский паспорт на новый, выданный в Париже, Архиепископ Феофан снова указывает прежнюю дату своего рождения. Эту же дату подтверждает и мэрия Лимерэ-Амбуаз (Франция), где похоронен Архиепископ Феофан. Кроме того, на его гранитном надгробии стоят годы его жизни: 1874–1940. Помимо этого, сам Архиепископ как-то упоминал, что он окончил духовную семинарию в семнадцать (неполных) лет, перешагнув через три класса, о чем было уже сказано прежде. Как известно, он поступил в С.-Петербургскую Духовную Академию в 1891 году, а окончил ее в 1895, на двадцать первом году жизни. Так Владыка Архиепископ и говорил: «В год моего окончания Академии, в возрасте двадцати одного года (в это время ему было 20 лет и 8 месяцев), я начал преподавать в той же самой Академии... » В 1896 году Василий Димитриевич назначается доцентом С.-Петербургской Духовной Академии по кафедре библейской истории и принимает монашество с именем Феофан, в честь преподобного отца нашего Феофана Исповедника , Епископа Сигрианского, и в благоговейную память Преосвященного Феофана, затворника Вышенского . В том же году он полагается в сан иеродиакона и иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

§11. Характеристика преосв. Феофана Лице разумно мужа премудра. Притч. 17, 24 . Муж разумный едва тихо осклабится. Сирах. 21, 23 . «Во всем – мера». Преосв. Феофан, Мысли на каждый день года. «Любезный и привлекательный характер тем более располагает к себе, чем менее обнаруживает самоуверенности. Застенчивость в таком умаляет, может быть, широту влияния, но не силу его». Преосв. Феофан, там же. «С характерами рождаются; а иные характеры вырабатываются течением жизни. Последние, если окажется нужным, может изменить благоразумие; первые же изменяет одно лишь благодатное перерождение». Преосв. Феофан, там же. Происходя от родителей, из коих отец обладал и отличался преимущественно сильным умом, а мать, – особенно, – нежно любящим сердцем, преосв. Феофан унаследовал то и другое в высшей степени, а со стороны внешнего вида унаследовал, по свидетельству его ближайших сродников 553 , преимущественно черты матери, ее облик, цвет лица и волос, манеры, голос и проч. Но эти, унаследованные от природы, характеристические черты, частью под влиянием условий времени, обстоятельств и личной настойчивости самого преосв. Феофана, а главным образом благодатной силой, в значительной мере изменились у него впоследствии. Прежняя излишняя живость заменилась сдержанностью, шутливость – серьезностью и т.д. Об этих то, внешних и внутренних чертах характера преосв. Феофана, также, как и о характеристических особенностях его, как писателя, мы и скажем теперь несколько слов, прежде нежели заключить наш настоящий биографический очерк описанием последнего времени жизни, кончины и погребения святителя-затворника. В преосв. Феофане, по устроению Господню, обилиие даров духовных соединялось и с обилиием внешних, телесных добрых качеств. «Внешний вид его, – пишет один из его близких сродников, – был приятный и красивый: роста небольшаго, темно-русые жидкие волосы скромно лежали на голове, борода длинная полуокладистая, лицо чистое, взгляд веселый и улыбающийся, особенно в разговоре, брови нависшие. В общем представлял приятное впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

§12. Последнее время жизни, кончина и погребение святителя Феофана Честна пред Господем смерть преподобных Его. Псал. 115, 6 . «Не тот блажен, кто начал благое житие, но кто пребудет в нем до конца». Преосв. Феофан, Сборник аскет. пис. «Кому страшна смерть? – Тому, у кого она отнимает все и провожает на тот свет ни с чем. Кто успел запастись нетленным богатством, того надежда утешает в час исхода». Преосв. Феофан, Мысли на каждый день года. «В час смерти, в сознании чередою проходят деяния жизни, отражая в очах и лице умирающаго или утешение, или сокрушение, соответственно представляющимся делам. Живущим, пока живут, хорошо приводить это почаще на память». Преосв. Феофан, там же. «Вот о. Серафим, – читаем у преосвящ. Феофана в его Письмах о христианской жизни, 584 – всю жизнь стоял пред Господом, и горел как свечка. Так и другие». Так, между прочим и святитель Феофан, который всю жизнь свою стоял пред Господом и как свеча горел пред Ним, пламенея горячей любовию к Нему и к ближним, непрестанной молитвой славословия, благодарения и прошения о себе и о людях, богомыслием и доброделанием, светя и все вокруг себя освещая своим богомудрым учением и любодобродетельной, истинно-христианской жизнью и согревая наполнявшей в преизобилии его собствннное сердце любовью и благодеяниями вещественными и особенно духовными. И эта свеча догорела, светильник угас; пламень потух: очи, в которых светилось так много добра, любви и ума, смежились; сердце, горевшее любовью и молитвой и невольно вызывавшее к себе взаимную любовь и доверие, перестало биться. Не непредвиденна была кончина святителя-затворника и не неожиданна для него самого. Тихо догорала свеча жизни его земной, и он уже давно готовился и хорошо приготовился к смерти, не страшась ее, а ожидая ее как дорогую гостью, как разрешительницу от уз многострастной плоти для вожделенного соединения со Христом, для блаженного богообщения. Ибо кому страшна смерть? – Тому, у кого она отнимает все и провожает на тот свет ни с чем. Кто успел запастись нетленным богатством, того надежда утешает в час исхода».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава седьмая. Монах Иллиодор Среди студентов С.-Петербургской Духовной Академии был монах Иллиодор. Отличался он духовной пылкостью и повышенной ревностью. А о таковых Святые Отцы предупреждают, что они легко могут попасть в «прелесть духовную», в духовное самообольщение. Это происходит оттого, что они по самоуверенности и самонадеянности начинают подвизаться без должного смирения, уповают на свои силы, а не на Господа. И Господь попускает им, а, вернее сказать, и нам, дабы вразумить нас и смирить, ведь попасть в эту духовную болезнь высокого о себе мнения и мечтания – начало всех страшных бед. Ибо Писание говорит: «Погибели предшествует гордость, и падению – надменность» ( Притч. 16, 18 ). «Перед падением возносится сердце человека» ( Притч. 18, 13 ). «Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» ( Лк. 18, 14 ). И вот с этим монахом пришлось Владыке Феофану немало помучиться. По смирению своему, Владыка не надеялся на себя и пригласил отца Иллиодора поехать к старцу, чтобы старец, по данной ему благодати, направил бы его жизнь духовную по верному пути... Собрались. В ожидании поезда на маленькой пригородной станции, Владыка, дабы не дать лишнего повода монаху к разговору, отошел от него и, по монашескому правилу, занялся внутренней молитвою. Но, взглянув в сторону Иллиодора, понял, что с ним происходит что-то неладное. Около него вертелся, как юла, какой-то смуглый мальчуган, очень похожий на цыганенка. Мальчик выделывал ногами и руками что-то, как бы плясал. «Да откуда он взялся, этот цыганенок?» – подумал Владыка Феофан, наблюдая, как Иллиодор, поглощенный зрелищем, пристально смотрел на мальчишку. Владыка Феофан окликнул монаха по имени, но тот не услышал. Он был настолько увлечен и, казалось, загипнотизирован этим смуглым мальчуганом. А непонятный «цыганенок» все быстрей и быстрей плясал вокруг Иллиодора. Владыка Феофан снова позвал монаха, и он снова не откликнулся на зов. Владыка Феофан подошел к нему и увидел, что тот как бы не в себе и не может оторваться от непонятного зрелища. Тогда Владыка Феофан взял его за рукав рясы и потянул за собой. Только так и отвел его в сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Антология семинарской жизни. Святитель Феофан. Семинарские и академические годы. Литература о духовных семинариях, их учащихся и учащих до сих пор остается мало известной даже в православной читающей аудитории. Между тем художественные произведения, мемуарные записки и публицистически очерки, которые, являясь весьма специфическим историческим свидетельством, посвящены внутреннему и внешнему описанию духовных школ, позволяют узнать много интересного об учебном процессе, досуге, быте, фольклоре семинаристов. Живые, искренние повествования, авторами которых обычно выступают люди, уже умудренные богатым жизненным опытом – прежде всего религиозным (архиереи, священники, преподаватели, выпускники семинарий и др.) дают уникальную возможность исподволь проследить этапы духовного роста, глубже понять причины, побуждающие к беззаветному, жертвенному служению Христу. Именно поэтому вниманию читателей нашего сайта впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. Святитель Феофан Затворник Преосвященный Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года в селе Чернавске, Елецкого уезда, Орловской губернии. Отец его, священник этого села, от природы человек очень способный, получил хорошее образование и отличался строго благочестивою жизнью. Он кончил курс родной семинарии со званием студента и оставлен был при ней в должности воспитателя юношества, так называемого «сениора». Как выдающийся среди духовенства деятель, он скоро был замечен епархиальной властью и назначен на важную и ответственную должность благочинного, каковую с честью проходил в течение 30 лет, заслужив одобрение начальства, любовь и уважение подчиненных. Мать преосвященного была женщина глубоко религиозная, в высшей степени скромная и трудолюбивая; отличительной чертой ее характера была мягкость и доброта сердца, особенно ярко выражавшиеся в ее сострадательности и всегдашней готовности прийти на помощь всякого рода нуждающимся.

http://pravoslavie.ru/30367.html

§8. Пустынные подвиги преосвященного Феофана Аще кто хощет по Мне ими, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю, и иже аире погубит душу свою Мене ради, обрящет ю. Матф. 16, 24. 25 . Всяк подвизаяйся от всех воздержится. 1Кор. 9, 25 Всегда радуйтеся: непрестанно молитеся. О всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас. 1Сол. 5, 16. 17 . «Прежде всего приобрети навык к безмолвию: безмолвие родит подвижничество, подвижничество родит плач, плач родит страх, страх – смирение, смирение – благодушие, благодушие – любовь, а любовь соделывает душу здравою и безстрастною. Тогда познается, что человек не далеко от Бога. Желающему успешно пройти все сии степени преспеяния должно прежде всего прогнать многозаботливость, затем устраниться от всякаго человека и уготовать себя на смерть, далее – пребывать с терпением в уединенной непрестанной молитве и, разумевая, что удаляет его от Бога, отреблять то без саможаления, и благость Божия вскоре подаст ему все сие». Преосв. Феофан. Этими словами Св. Писания и святоотеческих творений 369 объемлется весь собственно нравственный подвиг пустынножительства преосв. Феофана, его преспеяний в духовной жизни, его неотходного стояния пред Богом. «Как достигнуть состояния неотходно стоять пред Богом? – говорит сам он в одном месте своих писаний, и продолжает, отвечая на сей вопрос. – Начинай хождением пред Ним с соответственными чувствами. Отсюда придет страх Божий, который и доведет тебя до искомой цели Это настоящий способ, – духовный к духовному состоянию... Но с мысленными приемами необходимо соединять и деятельные: совесть блюсти чистою, плоть утончать, в молитвах пребывать, – все в духе сокрушения и смирения с благоговеинством» 370 . Так, хождение пред Богом, о коем говорено было нами раньше, святитель Феофан представляет как начало, как подготовительную стадию к неотходному стоянию пред Богом, являющемуся уже высшей степенью духовного состояния. Без сомнения, с опыта собственного хождения пред Богом святитель Феофан показывал образ этого хождения для одной души, искавшей его в сем руководства, когда в своих еще Письмах о христианской жизни говорил следующее, в наставление этой душе: «Господь да укрепит вас в усердии – молиться и молиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

1) Епископ Феофан. Произведения «преосв. Феофана” 54 с замечательной полнотой, близостью и точностью отражают в себе дух и характер святоотеческого аскетического мировоззрения, которое было предметом его особенно тщательного всестороннего изучения и всегдашнего неослабного внимания. Замечательный, редкий и выдающийся знаток аскетической письменности, преосвящ. Феофан отразил её особенности не только в своих многочисленных творениях, но и в своей жизни, проверив истинность аскетических основных предпосылок собственным духовным опытом. Аскетические творения свв. Отцов имели для еп. Феофана не только глубокий теоретический интерес, но вместе и непосредственную важность для самой жизни, в которую основные начала святоотеческого мировоззрения проводились им со всей возможной последовательностью и полнотой. В этом обстоятельстве заключается особенная, редкая ценность творений еп. Феофана для всякого исследователя аскетического мировоззрения. К преосвящ. Феофану – по крайней мере, отчасти применимы слова препод. Макария Египетского : «имеющие внутри себя Божественное богатство духа, если сообщают кому-нибудь духовное учение, то, как бы вынося собственное сокровище, дают им“ (слово о любви. Гл. V. Начерт. христ. нравоуч., стр. 220). При этом, – что также особенно важно, – преосв. Феофан испытывал влияние не одного какого либо, хотя бы выдающегося и вполне авторитетного аскетического писателя, даже не одной какою-либо той или иной группы их, выражающей особенности лишь того или другого направления аскетического мировоззрения, – нет, его знакомство с аскетической святоотеческой письменностью было выдающимся не только по глубине, но и по широте обнятого им аскетического материала, так как включало в себя почти всех, наиболее выдающихся, аскетических православных писателей, начиная Антонием В. и оканчивая Григорием Паламой. 55 Прекрасное знакомство еп. Феофана с большим числом наиболее выдающихся, характерных и важных аскетических писателей имело своим последствием проникновение святителя их общим духом, усвоение им наиболее существенных, характерных, основных черт и выпуклых сторон их мировоззрения, причем все субъективное, индивидуальное, встречающееся у того или другого аскетического писателя, естественно, сглаживалось, устранялось, или получало надлежащее место и значение, при сравнении с мировоззрением других аскетических писателей. Так, по крайней мере, обстоит дело у преосв. Феофана в громадном большинстве случаев, – обратное составляет лишь незначительные исключения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

§9. Учено-литературная деятельность преосвящ. Феофана. Его писания Вы есте свет мира. Матф. 5, 14 . Духовный востязует убо вся, а сам той ни от единаго востязуется. 1Кор. 2, 15 . Разум премудраго яко потоп умножится. Сирах. 21, 16 . «Писать – это служба церкви». Преосв. Феофан. Письма «В творениях мужей мудрых дивиться только слогу есть тоже, что в целебных растениях хвалить их цвет и запах, а не врачебную силу». Преосв. Феофан. Мысли на каждый день года. Се благочестие есть премудрость а еже удалятися от зла, есть ведение, – сказал Господь человеку устами Иова ( Иов. 27, 28 ); и эта великая, в полном смысле Божественная истина во всей своей силе оправдалась на святителе Феофане, глубокое благочестие которого и его настойчивое стремление к удалению от зла нам уже известно из предшествующего. Как человек, прошедший всю школу, весь курс училища благочестия, а потому сделавшийся человеком вполне духовным, он приобрел обширный, едва не всеобъемлющий кругозор; ибо духовный 5 по Апостолу, востязует ( αναχρρνει) вся, то есть, как объясняет сам преосв. Феофан, «обсуждает, обозревает и определяет вся: свою область духовную он востязует, ибо в ней пребывает, почему и знает ее, как знают обыкновенно дом, в котором живут; и душевную область востязует, и обозревает и понимает, ибо хотя он не в ней уже, но знает ее хорошо, потому что столько томился под игом ея, знает все извороты душевности, и все, на чем она опирается и куда метит, когда то или другое говорит, то или другое начинает... Душевный же человек не может понять духовнаго ни с какой стороны, ибо то, в чем тот живет, для него неведомая земля». 423 Удаление же от зла, постоянное держание своего сердца в чистоте от грехов дало ему чистоту созерцания духовной области, чистоту ведения, ясность познания, как в чистом зеркале яснее и вернее отражаются предметы, нежели в нечистом. «Светилъник телу есть око ( Лук 11, 34 ); а светильник душе есть ум. Как при неповрежденности ока телеснаго все вокруг нас – во внешнем быту нашем, видно для нас, и мы знаем, как и куда идти, и что делать, так, при здравости ума, видно бывает для нас все во внутреннем быту нашем, в нашем отношении к Богу и ближним, и в том, как должно нам держать самих себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Приложение I Труд архиепископа Феофана «Об Искуплении» по поводу нового учения митрополита Антония (Храповицкого) I Гефсиманское моление Свой труд Высокопреосвященный Феофан начал с цитаты, определяющей требование, предъявляемое к такому сочинению, как «Опыт христианского православного катехизиса» митрополита Антония: «Цель символических сочинений, под каким бы названием они ни были известны – символов, вероопределений, вероизложений, исповеданий и прочее, состоит в том, чтобы дать понять вероучение известной Церкви – в том виде, в котором оно действительно исповедуется обществом или лицом, от имени которого представляется. Определенность, самая изысканная точность, простирающаяся нередко до щепетильности, до расстановки слов и знаков препинания, является необходимой принадлежностью задавшихся подобной целью: при малейшей погрешности против точности она не будет достигнута» (Проф. И.Е. Троицкий , «Христианское чтение». 1869 год, май. с. 720–721). Выписав эту цитату, архиепископ Феофан задает тут же себе вопрос: «Удовлетворяет ли этим требованиям вновь составленный катехизис митрополита Антония? По нашему мнению, решительно нет. Он не только не отличается точностью, но в некоторых вопросах даже отступает от догматического учения Православной Церкви. Это мы прежде всего и главным образом утверждаем относительно догматического учения об Искуплении, к рассмотрению которого и перейдем» («Об Искуплении», с. 1). Далее, на странице второй, Архиепископ пишет: «Учение Высокопреосвященного митрополита Антония об Искуплении отличается от общепринятого церковного учения двумя особенностями: а) верховное значение в искупительном подвиге Христа Спасителя переносится у него с Голгофы в Гефсиманию; б) самый искупительный подвиг Христа Спасителя понимается им не в смысле Искупительной Жертвы за род человеческий, а в смысле подвига сострадательной любви за него». И сразу после этого архиепископ Феофан излагает учение митрополита Антония его собственными словами: «Должно опровергнуть ходячее представление о Гефсиманской молитве, как будто бы внушенной Христу страхом предстоящих телесных страданий и смерти. Это было бы крайне недостойно Господа, Которого рабы потом шли на мучения, радуясь и ликуя среди терзаний их телес, а смерти за Христа жаждали как величайшего блага. Спаситель же знал, что дух Его разлучится с телом менее чем на двое суток, и уже потому не мог Он взирать на телесную смерть как на что-то ужасное. Мы уверены, что тяжкие муки Спасителя в Гефсимании приходили от созерцания греховной жизни и греховной настроенности всех человеческих поколений, начиная с его тогдашних врагов и предателей, и что слова Господни: да минует Меня чаша сия ( Мф.26:39 ) – относятся не к предстоящему распятию и смерти, а именно к этому, совершенно было подавившему Его настроению глубокой скорби за столь любимый Им грешный человеческий род» (Собрание сочинений. Т. IV. Киев, 1918, с. 45–46; «Догмат Искупления». Сремские Карловцы. 1926, с. 32–33).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

В.В. Каширина Святитель Феофан о начале христианского пути Дмитрий Сандульский, студент 2-го курса магистратуры Сретенской духовной семинарии Жизненный путь и духовное наследие святителя Феофана свидетельствуют о необходимости личного подвига в духовной жизни человека. Подвижник доносит до нас скрытые духовные механизмы и правила, которые необходимо применять христианину, особенно в начальный период духовного возрастания детей. Святитель Феофан предупреждал о том, что необходимо найти в себе духовные и телесные силы для подготовки самих себя к духовному росту и подготовки той среды, в которой будет развиваться ребенок. В первую очередь, это работа над собой, но для этого необходима духовная база, которая станет тем фундаментом, на который можно будет опереться в ходе духовного возрастания. Вначале важно иметь ревность и горение к Богу у самих родителей. Ведь в этом процессе родители будут выступать как некий первоисточник всех тех образовательных и воспитательных правил духовной жизни, которые они затем в процессе духовного воспитания будут передавать своему ребенку: «Когда начинается сей жар ревности, тогда полагается начало христианской жизни; и в ком он постоянно действует, тот живет по-христиански» 885 . Святитель замечает, что самоотвержение должно быть показано спасающимся через стремление к Богу: через сохранение чистоты речи и слова, зрения, через сохранение чистоты души и тела, не допускать самоугодия и быть постоянно на страже своего сознания. Но что делать, если недостает сил начать внутреннюю брань: «Первый шаг труден, – первое себяодоление, первая решимость на борьбу; а потом что ни схватка в брани, все легче и легче. – И ревность будет разгораться, и уменье одолевать – увеличиваться, и враг слабеть. Тут тоже, что и в обычной брани. – Воинам страшно только начать, – а потом уже они ни на что не смотрят, – все как-то и сподручно и легко. И в духовной брани, только начни; далее брань сама себя будет разгорячать и облегчать. И затем – чем ретивее и живее схватка, тем скорее конец брани и ближе покой. – Сил недостает начать? – молись. Господь пошлет. Окружи себя помышлениями об опасности пребывания в страстях, и погонишь себя тем из тьмы их к свету Христову. – Оживи чувства мучительности страстей, – и возымеешь досаду на них и желание избыть от них. Затем, исповедав немощь свою Господу, стой – и толкай в двери милосердия его, вопия о помощи. – Придет помощь. Воззрит на тебя Господь. – Свет Ока Его попалит в тебе саможаление и возжет ревность, – а потом, аще Господь с нами, кто на нас!» 886 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010