Архиеп. Филарет считает хлыстовство занесенным в Россию из Европы квакерами. Отмечая несообразность их рассказов о своем происхождении, он пишет: «По всему видно, что их начало не восходит далее Квирина Кульмана, сожженного в Москве. Их беглый солдат Данила Филипыч, по духу Кульмана именовавший себя открывшимся богом и объявивший Ивана Тимофеевича Суслова сыном-христом, был современником св. Димитрия. Суслов с жившею с ним девушкою, которую назвал он богородицею и дочерью бога, набрал себе из слушателей своих 12 избранных-апостолов, и скитался с ними по берегам Оки и Волги для распространения учения своего. «Пристанище того христа, говорит св. Димитрий, в селе, зовомом Павлов Перевоз, на реке Оке, за Нижним городом 60 верст». В селе Работках, ниже по Волге, в ветхой и пустой церкви, собирал он своих на моления и принимал от них поклонения. Он пробрался и в Москву, где приобрел себе последователей, и умер в 1716 г., передав звание христа Прокопию Лубкину. Этот мятежный стрелец, признав жену свою за богородицу, также скитался по губерниям: Нижегородской, Владимирской и Ярославской. В июне 1716 г. он пойман был со своими апостолами в Угличе, но как-то освободился от суда и жил потом в Москве (до 1732 г.) Исступленная ученица его – Агафия Карпова основала общество в Веневе, захваченное в 1725 г. Это общество было отпущено из коломенской консистории секретарем ея. Там и здесь сектаторы обязывались клятвою не открывать друг друга и своих тайн. Они старались получить вдохновение пляскою: вертелись, прыгали, махали руками, «в том образе, яко ангелы крылами»; иные били себя во время пляски палками; от пляски иные приходили в совершенное исступление, что называли вдохновением Божиим и принимали вид пророков; пляску исступления называли вторым крещением, крещением истинным, а первое крещение считали крещением ненужным; хулили и тайну евхаристии и тайну брака; вместо причастия раздавали свой хлеб, а по ночам предавались разврату. По решению Верховного Совета, 116 сектаторов, в том числе один швед, наказанные кнутом, посланы были в разные места Сибири. А исступленные распространители ереси: «пророчица и богородица Агафия Карпова», пророки: Феодор Муратин и Тимофей Струков казнены смертию». Снод призывал сектантов покаяться, обещая им прощение. Известные добрые последствия эта мера имела. Но секта продолжала существовать. Не помогли и строгия против нея меры, предпринятые в 1745 – 1752 гг. Хлысты скрывали свои убеждения под покровом непроницаемой тайны. Ересь успела распространиться по всем внутренним губерниям, по Волге, на Дону, на Кавказе и в Сибири.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Соседи спрашивали отца: – Дядя Александр, кто у вас умер? Кого оплакивает тетя Аня? – Никто не умер, это жена плачет над детьми, потому что они уходят в монастырь, – отвечал им папа. Огромным горем в ее жизни было то, что почти все ее дети умерли в молодых летах. Единственным, кто дожил до глубокой старости, был отец Клеопа. Три сына и дочь Анны Илие упокоились в монастыре, а остальные в родном селе. Но благодать Божия укрепляла ее нести крест, предназначенный ей. Овдовев в 1943 году, она была приведена отцом Клеопой в монастырь и приняла монашеский постригв Агапии Ветхой в 1947 году, получив в постриге имя Агафия. 15 сентября 1968 года схимонахиня Агафия Илие переселилась в вечность в возрасте девяноста двух лет. 2 Монастырь Сихастрия основан в 1655 г. учениками великого исихаста XVII в. иеросхимонаха Афанасия как исихастирий (скит, место безмолвия и молитвы) в 20 км от знаменитого Нямецкого монастыря на месте, называемом «Поляна Афанасия». С 1799 г. скит Сихастрия был приписан к Нямецкому монастырю, которым в то время управлял преподобный Паисий Величковский . 3 Монастырь Агапия Ветхая – один из наиболее крупных женских монастырей Румынии. Основан в 1642–1644 гг. Находится в 15 км от г. Тыргу Нямц в живописной холмистой местности. В середине ХХ в. соборный храм Архангелов Михаила и Гавриила был перестроен и расписан известным румынским художником Николае Григореску. В монастыре действует духовная семинария для монахинь. 4 Преподобный Иоанн Новый Хозевит, Нямецкий (1913–1960). В 1936 г. был пострижен в монашество с именем Иоанн в Нямецком монастыре. В том же году по благословению митрополита Никодима монах Иоанн отправился в Святую Землю. Там он два года провел в пещере в Иорданской пустыне, после чего поступил в монастырь святого Саввы Освященного, где в течение 8 лет подвизался, исполняя различные послушания: ухаживал за больными, был гидом, помощником эконома, библиотекарем... В 1947 г. отец Иоанн был рукоположен в диакона и священника и назначен настоятелем румынского скита на Иордане неподалеку от Иерихона.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

Официальных документов об этих предметах не существует, да вероятно, при простоте нравов, их и не было. Но в памяти охтенских старожилов сохранились многие, хотя далеко не полные предания, относящиеся к концу прошлого и началу нынешнего столетия. Этими-то преданиями, пока они еще не исчезли, необходимо в настоящем случае руководствоваться, проверяя их при первой возможности историческими данными. В конце прошлого века на Охте проживала благочестивая вдова Агафия Ивановна Никонова. Как все почти охтянки, Агафия торговала молоком, разнося его на своих плечах по разным домам столицы, а в том числе и в дом Высокопреосвященнейшего Митрополита Гавриила; по осени она нашивала Владыке свежие грибки из охтенского леса. Почтенный старец лично знал набожную Агафью и однажды оказал ей щедрое вспомоществование при выходе ее дочери в замужество. Как-то в разговоре о религиозном состоянии Охты Владыка услышал от ней жалобу на недостаточное благолепие охтенской церкви, скудость икон и т. д. Ревнитель церковного благолепия дал охтянам позволение взять все иконы из упраздненной на берегах озера Ильменя приходской церкви. Охтяне снарядили барку в означенное место и взяли иконы; одна икона – «Господь Саваоф», теперь находящаяся в Покровской церкви на горнем месте, показалась им очень большого размера; стояла она высоко, утверждена была крепко, и потому они решили оставить ее на месте. Но не так решило Божие Провидение: только что хотели отплыть ревнители благочестия со своею святынею, как на озеро пал густой туман, заградивший им путь на несколько дней. Тут-то некоторые подали голос, что Господь не благословляет их путь, потому что они оставили в запустении Его св. икону вопреки благословению Митрополита; вернулись назад, взяли икону, туман мгновенно исчез и путники благополучно возвратились домой. Они остановились на Малой Охте, откуда привезенная икона с крестным ходом перенесена была в Духовскую церковь . В числе привезенных, в настоящий раз, икон находилась икона Смоленской Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

«Малое стадо»: Православие в Стране утренней свежести Пасха 2008 г. Митрополит Сотирий и игумен Феофан/Фото «Православие в Корее» Монастырь Преображения Господня в Капьёнге расположен в 45 км к северу от города Сеула. Живописная дорога бежит среди небольших равнин, невысоких гор и традиционных для островной или прибрежной Юго-Восточной Азии широких, но мелководных речушек. Впрочем, встречаются здесь и полноводные реки, над которыми возвышаются высокие горы, радующие традиционными яркими красками поздней осени. Ответвление от пригородной дороги – примерно километровая лесная тропа с едва обозначенными колеями – ведет к воротам обители. Меня встречает инокиня Агафия – первая монашествующая кореянка, принявшая постриг совсем недавно. Сестра Агафия в течение семи лет училась в Афинах, поэтому владеет не только родным корейским, но и греческим, и английским языками. Помимо чтения молитв на греческом языке во время богослужения она занимается переводами катехизаторских книг с греческого на корейский язык. В Преображенском монастыре находится резиденция митрополита Сотирия (Трамбаса). Высокое двухэтажное здание из красного кирпича построено в форме корабля. Домовый храм расположен на втором этаже. Над колокольней храма высится крест. Просторная территория вокруг обители напоминает подмосковный Ново-Иерусалимский монастырь. Здесь есть и вифлеемская пещера Рождества Спасителя, и Иордан, и место Нагорной проповеди, и Тивериада, и гора Фавор, и Капернаум, и Голгофа. Устроен даже источник Моисея, в память о изведении пророком воды во время странствия по Иудейской пустыне. Затерянный среди живописных холмов, осенью монастырь окружен красивейшими кленами, а зимой иногда бывает слегка укутан тонким снежным покровом. 6 августа, на престольный праздник Преображения Господня, и 3 октября, в день святых покровителей Корейской Православной Церкви, сюда приезжают около 200 человек из Сеула и других городов Кореи. Среди этих паломников много и русских прихожан. После литургии столы для праздничной трапезы устанавливаются прямо под открытым небом, среди воссозданных здесь памятных мест Святой Земли.

http://pravoslavie.ru/28517.html

Этот отказ докторов в помощи чрезвычайно огорчил больную и ее родных. В ночь на 11 июня 1827 г. больной был сон. Ей явилась незнакомая старая женщина, со впалыми глазами, и сказала: «Что ты страждешь, и не ищешь себе врача?» Больная испугалась, положила на себя крестное знамение и стала читать молитву животворящему кресту: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». Тогда явившаяся женщина сказала: «Не бойся меня! Я такой же человек, только теперь не сего света. Встань с одра своего и поспеши скорее в Саровскую обитель к о. Серафиму. Он ожидает тебя к себе завтра и исцелит тебя». — Кто ты, и откуда? — решилась спросить больная. — Я из Дивеевской общины, первая тамошняя настоятельница Агафия, — был ответ. На другой день на паре господских лошадей больную повезли в Саров. Ехать шибко было нельзя. С больной и так постоянно происходили обмороки. В Саров приехали после поздней литургии, во время обеда братии. О. Серафим, затворившись у себя, никого не принимал. Но только что больная, приблизившись к его келии, сотворила молитву, как о. Серафим вышел к ней и, взяв ее за руки, ввел к себе. Накрыв ее епитрахилью, он помолился над нею, потом напоил ее богоявленской водой, дал ей частицу антидора и три сухарика с наказом: «Каждые сутки принимай по сухарю со св. водой. Да еще сходи в Дивеев, на могилу рабы Божией Агафии, возьми себе земли и сотвори на сем месте, сколько можешь, поклонов. Агафия тебя жалеет и желает тебе исцеления ». Потом старец прибавил: «Когда тебе будет скучно, ты помолись Богу и скажи: „Отче Серафиме, помяни меня на молитве и помолися обо мне грешной, чтоб не впасть мне опять в сию болезнь от супостата и врага Божия“». И ощутительно для нее, недуг вышел из больной. Она стала невредимой, была здорова и впоследствии, и родила еще четырех сыновей и пять дочерей. О. Серафим всегда с великим восторгом говорил о матушке Александре. Раз он сказал духовнику дивеевских сестер: «Как нам оставить великое это Божье дело и тех, о коих просила меня, убогого Серафима, матушка Агафья Семеновна! Ведь она была великая жена, святая, смирение ее было неисповедимо, слез источник непрестанный, молитва к Богу чистейшая, любовь ко всем нелицемерная! Одежду носила самую простую, и то многошвейную, и опоясывалась кушачком с узелком. А как идет, бывало, то госпожи великие ее ведут под ручки, — столь за жизнь свою была всеми уважаема! Так как же нам презреть ее прошения! Я ведь теперь один остался из тех, кого она просила о заведенной ею общине. Так-το и я прошу тебя, батюшка: что от тебя зависит, и ты не оставь их!»

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Являясь по своему материалу продолжателем Прокопия, Агафий следует ему также и в форме, в богатом эпизодами изложении событий и во многих отдельных оборотах 29 . Однако, он достигает своего образца только по внешности. Поэтическая наклонность преодолевает в нем свободу и остроту исторического взгляда; фантазия и рефлексия затемняют достоверность рассказа; язык перегружен образами и претенциозными архаизмами 30 . Гиббон правильно характеризует его, как поэта и ритора, в противоположность Прокопию, чиновнику и солдату. В то время, как Прокопий, пользуясь своим положением, старался приобрести точные военные, политические и географические познания, Агафий, кажется, преимущественно придерживался устных сообщений очевидцев. Он пользуется древними авторами для подходящих отступлений и замечаний о прошлом; он прямо цитирует Александра Полигистора, Аристотеля, Азиния Квадрата, Афинокла, Вироса, Виона (историка), Диодора, Геродота, Ктесия, Нонна (Διονυσιακ), Павла Силенциария, Пиндара, Платона, Прокопия Кесарийского, Симака и Ксенофонта. Замечательно, что он использовал также персидские хроники, из которых для него делал выписки и переводил на греческий его друг, переводчик Сергий. Труд Агафия служит источником для Феофана Исповедника , а отдельные части его перешли в константиновские собрания эксцерптов. Продолжателем Агафия был Менандр Протиктор.  1. Издания. Ed. рг. греческого текста В. Vulcanius (Lugd. Batav. 1594). – Повторено в CP (Paris. 1660, но в конце дата: 1658) и в CV (1729). –В СВ изд. В. G. Niebuhr (Вопп 1828), с латинским переводом, принадлежащим Persona, с примечаниями Вулкания, эпиграммами, предметным указателем с неудовлетворительным указателем особенностей языка – Повторено в PG, LXXXVIII, 1428–1608. – L. Dindorf, Hist, graec. min., II (1871), 132–453. – Эпиграммы находятся, кроме изданий истории Вулкания, Нибура и Диндорфа, также у Ph. Brunck, Analecta III, 33 – 68; Fr. Jacobs, Anthologia Graeca IV, 3– 39; XIII, 617. и в Anthol. Palatina ed. Dbner. – Заметки па полях Павзания изд. Fr. Spiro (Hermes, 1894, XXIX, 143–149).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Свт. Петр, митр. Московский, закладывает Успенский собор в Московском Кремле и устраивает себе место для погребения. Преставление свт. Петра, митр. Московского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 299) На годы святительства П. приходится период резкого обострения московско-тверских отношений. Московский князь женился в 1317 г. на сестре хана Узбека - Кончаке, к-рая приняла Православие c именем Агафия. В том же году Юрий Данилович получил ярлык на вел. княжение и в кон. 1317 г. выступил в поход на Тверь, но был разбит блгв. кн. Михаилом Ярославичем и бежал в Новгород; Агафия (Кончака) была взята в плен и вскоре умерла в Твери, что было поставлено в вину тверскому князю в Москве. Враждующие князья направились в Орду, и в 1318 г. блгв. кн. Михаил Ярославич по приговору Узбека был там казнен. В 1322 г. вел. князем стал тверской кн. Димитрий Михайлович Грозные Очи, из мести за своего отца убивший кн. Юрия Даниловича в Орде 21 нояб. 1325 г.; после казни Димитрия Михайловича 15 сент. 1326 г. ярлык на вел. княжение Владимирское получил брат последнего - блгв. кн. Александр Михайлович. Незадолго до кончины П. совершил одно из важнейших по своим последствиям для истории митрополии всея Руси деяние - переезд в Москву, притом что признанной на Руси (но все еще не в К-поле) митрополичьей резиденцией продолжал оставаться Владимир-на-Клязьме. По мнению Е. Е. Голубинского, св. митрополит часто гостил у Юрия Даниловича после того, как явно определилось отношение к П. вел. кн. Михаила Ярославича, т. е. уже с рубежа 1300-х гг. и 10-х гг. XIV в. ( Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 1. С. 141-142). Нельзя исключать, что переезд из Владимира в Москву произошел в вел. княжение Юрия Даниловича, возможно уже в 1317 г., благодаря тому что Москва не имела своего епископа, и П. мог пребывать в одном городе с вел. князем, что соответствовало каноническим установлениям ( Мусин. 2008. С. 359-361). По другим версиям, это произошло после получения ярлыка на вел. княжение Димитрием Михайловичем в 1322 г. ( Борисов. 1986. С. 45-46) или после убийства последним Юрия Даниловича в кон. 1325 г., когда П., не рискуя оставаться во Владимире, укрылся в Москве под защитой брата Юрия Даниловича, Иоанна I Даниловича Калиты ( Кучкин. 2014. С. 74).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

помещика Максима Кондратьева сына Ратаева крестьяня; помещика Василья Ивановича Хомекова дворовыя люди (л. 321 об.) и крестьяня; помещика Александры Прокопиева сына Иевлева дворовые люди и крестьяня; помещика Ивана Данилова сына Ханыкова дворовые люди и крестьяне; того ж помещика Ивана Даниловича Ханыкова деревни Ефимовой крестьяне; помещицы вдовы Стефаниды Павловой дочери Тыртовой деревни Арцыбашевой дворовые люди и крестьяне (л. 329); порутчика Николая Прокопиева Татищева деревни Колодезной дворовые люди и крестьяне; помещика Николая Иванова сына Апочинина деревни Силиверстовой крестьяне (л. 333); помещика Ильи Савина сына Пургусова деревни Сомовой дворовые люди и крестьяне; помещицы вдовы Настасьи Васильевой дочери Пургусовой деревни Бутырок дворовые люди и крестьяне; колежскаго асесора Григорья Дарофеева сына Ивашкина деревни Теплолучья (деревня Панарино – М.Р.) дворовые люди крестьяне. 55) 49, лл. 341–357 (лл. 746–762 – по старой нумерации). Крапивенскаго уезду села Ивановскаго, что на Ситовой Мечи, церковь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла (потом в составе Чернского уезда – М.Р.). 1 . Тоя церкви иерей Никон Алексиев (55), жена ево Мелания Иванова (57), сын их Стефан (21), жена ево Евдакея Ларионова (21), дочь их Мелания (2); салдатка Ефимия Иванова (29), дети её – Николай (8), Иоанн (5). 2 . Диакон Симон Феодоров (34), жена ево Ксения Иванова (35), дети их – Праскева (15), Корнилий (12), Иван (10), Алексей (3), работницы их – вдова Салмония Евсеева (40), девка Агафия (21); дьячек Василей Никонов (34), жена ево Агафия Фатеева (36), дети их – Анна (14), Татияна (3); пономарь Алексей Никонов (27), жена ево Праскева Афонасьева (24), дети их – Надежда (5), Никита (3). Лист 341 – Ефремовского уезда села Ситовки иерей Иларион Тимофеев (1774 г.). Прихожане: того ж села маэор Иоанн Феодоров сын Арсеньев (74), сын ево Александр (23), дворовые их люди и крестьяне; лист 747, по старой нумерации, вшит между листами 353-м и 355-м (по старой нумерации листы – лл. 759 и 760) под 354-й;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Поучения свои преподобный основывал на Слове Божием, святоотеческих творениях и житиях святых. Особенно чтил он защитников чистоты Православия, как-то: Василия Великого, Григория Богослова и других, и сам объяснял, в чем состоит чистота Православия, и убеждал твердо стоять за него. Особенно любил он святых Русской Церкви и наставлял жить по их правилам. На вопрос одного раскольника старец ответил со властью: «Оставь свои бредни. Жизнь наша есть море, Святая Православная Церковь — наш корабль, а Кормчий — Сам Спаситель. Если с таким Кормчим люди по своей греховной слабости с трудом переплывают житейское море и не все спасаются от потопления, то куда же ты стремишься со своим ботиком и на чем утверждаешь надежду свою спастись без Кормчего?» Как все случаи прозорливости прп. Серафима, так и все исцеления, совершенные им при жизни и по кончине, перечислить невозможно. Исцелял он или помазуя елеем из лампады, горевшей пред келейной его иконой Божией Матери «Умиление», или же давал вкушать антидор или сухарики со святой водой; часто же давал воду из своего колодца, о котором говорил: «Я молился, чтобы вода сия была целительной от болезней». Водой этой обливались и больные, и здоровые как при жизни, так и по кончине его, даже " в сильные морозы, — и больные исцелялись. Вода эта не портится, хотя бы много лет стояла в незакупоренных сосудах. Поразительно было исцеление в 1827 г. припадочной женщины Александры Лебедевой. Врачи помочь ей не могли, и один из них, человек верующий и сердечный, посоветовал ей искать помощи у единого Бога. Однажды ночью явилась ей незнакомая старая женщина и сказала: «Не бойся, я такой же человек, как и ты, только теперь не с сего света, а из Царствия Небесного. Встань скорее с одра своего и поспеши в Саровскую обитель, к отцу Серафиму; он ожидает тебя завтра и исцелит тебя». Больная спросила: «Кто ты такая и откуда?» Явившаяся ответила: «Я из Дивеевской общины, первая настоятельница — Агафия». В тот же день, когда Лебедеву привезли в Саров, преподобный никого не принимал, хотя народ окружал его келью; но не успела она с провожатыми приблизиться, как старец вышел, ввел ее в кельо, накрыл епитрахилью и тихо прочитал над ней молитву Господню и Пресвятой Богородице; потом напоил ее богоявленской водой, дал ей частицу антидора и три сухарика и сказал: «Каждые сутки принимай по сухарику со святой водой, да сходи в Дивеево на могилу рабы Божией Агафии, возьми себе земли и сотвори сколько можешь поклонов: она, Агафия, о тебе жалеет и желает тебе исцеления». И, дав ей наставление о молитве, отпустил ее. Недуг тут же оставил болящую, она исполнила все повеленное старцем и впоследствии была совершенно здорова и имела много дегей.

http://sedmitza.ru/lib/text/436754/

46. Гимера лежала у совр. Буонфорнелло. 47. Тавромений (совр. Таормина) - город на восточном побережье Сицилии, был захвачен арабами в 902 г., но в 912-913 гг. возвращен, вновь попал к ним в 962 г. (Фалькенхаузен. 1967, 26). 48. Леонтины (совр. Лентини) - местечко к северу от Сиракуз. 49. Причину неудачи сицилийского похода Лев видит опять-таки не в плохой его организации, а лишь в действиях коварной Тихи - судьбы. Разгром византийцев описан в арабских и в латинских источниках (Лиутпранд. 195; Луп Протоспафарий. V, 52-63). 50. Имеется в виду фатимидский правитель Египта эмир Аль-Муиз. 51. В изложении Льва битва была одна, но на самом деле их было две: сухопутная - у Раметты и ожесточенный морской бой в Мессинском проливе (Эйкхоф. 1966, 349-351). Этот разгром произошел в конце 965 г. Византийский флот понес такие потери, что новый стратиг Никифор Эксакио-нит был вынужден потребовать от италийского населения, чтобы оно само строило корабли для новой экспедиции на Сицилию (Житие св. Нила Нового. 105 А). 52. Имеется в виду поход 966 г., который длился с ранней весны до декабря (Скилица, 270-271). Яхъя (105-108) утверждает, что в июне состоялся обмен пленными с Сейф-ад-Даулой, однако вскоре военные действия возобновились. 7 октября Никифор взял Мембидж (см. ниже примеч. 69), а затем еще ряд городов. В течение недели его войска стояли под стенами Антиохии, но потом осада была снята. Лев Диакон не сообщает об этом походе никаких подробностей. 53. Здесь как бы заканчивается сделанное Львом хронологическое отступление, и он, " перескакивая " через первую половину 967 г., переходит сразу ко второй его половине. Землетрясение произошло 2 сентября 967 г. (Скилица, 277). 54. Клавдиополь - совр. Болу. Город относился не к Галатии, а к Гонориаде. (Ремси. 1890, 451). Лев путает его с Неоклавдиополем. 55. Вопрос о причинах землетрясений был одним из популярнейших у византийских книжников, но из всех существовавших в античности объяснений Византия запомнила лишь Аристотелево, иногда .соглашаясь с ним в той или иной форме (как Фотий, Атталиат), иногда отвергая его в угоду " божественному " (Филосторгий, Косьма Индикоплов, Иоанн Лид и т. д.). Последних было несравненно больше. Предпринимались также и попытки скомбинировать обе версии (Симеон Сиф, Евстратий Никейский), встречались и случаи колебаний (Пселл, Никита Хониат). Позиция историков. (Аммиана Марцеллина, Агафия, Феофилакта Симокатты) в этом вопросе также была двойственной, но в целом они склонялись к сверхъестественным объяснениям в ущерб научным. Данный пассаж Льва Диакона навеян соответствующими размышлениями Агафия (II, 14), однако он отказывается от двусмысленного морализаторства этого историка и прямо обращается к Библии (2 Царств. XXII, 8; Иеремия. X, 10) и особенно к псалмам (XVII, 8), авторство которых приписывалось царю Давиду. Подробнее-см.: Кроук. 1981; Погром. 1984.

http://sedmitza.ru/lib/text/433422/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010