– Вот двери открыты, и никто их не стережет: выходи и беги. – Я не хочу лишиться венца мученического, – отвечала Агафия, – и навлечь беду на стражей; имея помощником Господа моего Иисуса Христа, Сына Бога Живого, исцелившего меня, останусь здесь до конца, исповедуя Его. По истечении четырех дней, на пятый, мучитель опять воссел на судище и, вызвав к себе святую Агафию, сказал ей: – До каких пор ты будешь противиться царскому повелению? Принеси жертвы богам, иначе будешь предана самой лютой смерти. Святая отвечала: – Суетны слова твои и несправедливо повеление царя твоего, которое оскверняет и самый воздух; скажи мне, окаянный и безумный, кто ищет помощи от дерева и бесчувственного камня? Я же Тому приношу жертву хвалы, Кто исцелил сосцы мои и уврачевал тело мое. Мучитель велел открыть ее сосцы и, видя их целыми и невредимыми, как они были прежде, спросил: – Кто исцелил тебя? Мученица отвечала: – Иисус Христос, Сын Бога Живого. Кинтиан воскликнул: – Ты опять называешь Христа, о Котором я даже слышать не хочу! И велел насыпать на земле разожженные в огне острые черепицы, и посыпать их горячими углями, и на них бросить святую нагою, жечь и мучить. Когда сие исполняли, вдруг началось землетрясение не только близ того места, но и во всем городе; расселась земля и поглотила друга Кинтианова Вултея и приятеля его Феофила, по совету которых Кинтиан производил такое мучительство. Все граждане, испуганные землетрясением, прибежали в преторию к Кинтиану, крича на него, чтобы он перестал мучить невинную девицу, ради которой произошло землетрясение. Кинтиан, испугавшись землетрясения и народного возмущения, велел отвести святую в темницу. Мученица, придя в темницу, воздела руки свои к небу и сказала: – Благодарю Тебя, Господи, что Ты сподобил меня пострадать за имя Твое святое и, истребив во мне желание к временной жизни, подал мне терпение. Услышь, Господи, меня в сей час и благоволи, дабы я оставила сей мир и перешла бы к богатой и великой Твоей милости. Помолившись так, она предала дух свой в руки Божии 1203 . Узнав о сем, граждане поспешили прийти, и взяв ее святое тело, несли с честью для погребения. Внезапно подошел к телу святой мученицы прекрасный юноша, который не был никому знаком в городе; с ним было сто прекрасных отроков. Проводив к месту погребения тело святой мученицы, он вложил в гроб ее каменную дощечку, на которой была надпись:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Русским же особенно должно быть интересно то, что целое тысячелетие после Христа Сицилия была православной страной, существовавшей независимо от власти Рима, – здесь была Византийская епархия. Об этом почти никто не знает. До сих пор во всех главных сицилийских городах сохранились древние православные церкви, где еженедельно идут службы. Храмы Московского Патриархата находятся в Палермо и Катании, три храма Константинопольского Патриархата – в Палермо, Кальтаниссетте и Мессине, еще есть четыре храма Румынской Православной Церкви. Нам, православным священникам, легко рассказывать людям о православии, поскольку православное мировоззрение у сицилийцев, можно сказать, в крови. Оно передается из поколения в поколение и сохраняется в домашнем укладе и традициях. К примеру, до сих пор в нашей кухне существует большое количество постных блюд. Конечно, на Сицилии сегодня никто не постится так, как постятся православные в России, но люди часто едят эти блюда в соответствующее время, потому что постная еда к тому же еще и очень вкусная. Во время похорон мы тоже готовим специальную традиционную еду, как у русских, – кутью. Когда сицилийцы видят статую святого или икону на улице, они целуют себе правую руку. Это отголосок древних византийских традиций. Когда Сицилия была православной, ее верующие жители приходили в церковь и целовали икону (в католичестве такой традиции нет). Теперь верующие не могут целовать иконы, потому что те находятся высоко, но люди целуют руку, посылая тем самым святому образу воздушный поцелуй. О Сицилии можно сказать, что это земля святых, многие из которых почитаются православными. Если мы возьмем общий для всех православных христиан календарь, то найдем там 218 сицилийских святых. Среди них святая мученица Агафия, чьи мощи находятся в кафедральном соборе города Катании. В маленьком городке Ачиреали хранятся мощи святой мученицы Параскевы Римской. Неподалеку от города Кальтаниссетта есть местечко Сутера, где покоятся нетленные мощи преподобного Онуфрия Великого. Поклониться одному из основателей православного монашества приезжают паломники со всего света. В реликварии находится тело преподобного без головы. Известно, что глава святого Онуфрия Великого хранилась в России, в Великом Новгороде, но после революции святыня пропала.

http://pravmir.ru/arhimandrit-paolo-patr...

В то время император разослал по всем областям указание о преследовании христиан. С горячей молитвой святая Агафия отправилась на суд. Когда она вышла из города, у нее развязалась сандалия. Поставив ногу на камень, чтобы завязать ее, святая оглянулась и увидела, что все провожающие покинули ее и вернулись домой. Заплакав, она обратилась к Богу: «Всемогущий Господи, ради моих соотечественников, не поверивших рабе Твоей, что хочет пострадать за Твое Святое Имя, покажи чудо на этом месте». И тотчас на том месте выросла дивная, но бесплодная маслина, которая своим бесплодием говорила о неверии палермцев. По приказанию Кинтиана, прослышавшего о красоте и богатстве святой Агафии, она не была сразу предана суду. Ее поместили у одной богатой женщины-язычницы Афродисии, надеясь, что в обществе пяти ее дочерей, развлекаясь удовольствиями, нарядами и угощениями, святая Агафия откажется от Христа и принесет жертвы идолам, а Кинтиан склонит ее к своему преступному желанию и завладеет оставшимся после кончины ее родителей большим ее богатством. Однако эти надежды не оправдались. Тогда ее посадили в смрадную темницу. Наутро, не добившись отречения святой Агафии от Христа, разгневанный мучитель велел повесить ее нагою на дереве и бить. Ее грудь рвали железными клещами, а затем отрезали сосцы. Во время этой страшной пытки святая обратилась к мучителю со словами: «Безбожный и бесчеловечный мучитель, как можешь ты отрезать у женщины сосцы, ведь ты сам питался молоком своей матери, терзая мое тело, ты не можешь коснуться моей души, которая от юности посвящена Богу». Святую Агафию бросили в темницу. В полночь ей явился святой апостол Петр, в виде старца, который нес в руках врачевания для нее. Впереди старца шел прекрасный юноша с горящей свечой. Святая подумала, что это врач. Апостол сказал, что пришел исцелить ее от ран, и предрек, что Кинтиан умрет страшной смертью и будет вечно мучиться. Святая Агафия, не подозревая, что видит пред собой апостола Петра, преданная Жениху-Христу, отказалась обнажить свое тело перед врачом-мужчиной. Она сказала ему, что врачевание от рук человеческих никогда не касалось ее тела и, если угодно Господу, то Он ее исцелит Сам. Обрадованный твердой верой святой Агафии, апостол назвал свое имя и с улыбкой сказал, что он послан от Бога исцелить ее, и стал невидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Агафия, Лукия, Агриппина: девы-мученицы Подвиги дев-мучениц в своей основе имеют один житийный канон: благочестивая дева-христианка, притязания жениха-язычника, стойкий отпор со стороны девы, жестокие пытки, публичная казнь, посмертные чудеса. В сонме сицилийский дев первой по хронологии и, по всей видимости, по известности стоит св. Агафия (Агата) Катанская. Согласно преданию, она родилась на Сицилии, в Галермо (не путать с Палермо), предместье Катании, около 235 г. Ее мученичество пришлось на царствование Декия, при сицилийском проконсуле Квинтиане – его легенда называет и в качестве похотливого преследователя девы. Рассказ о деве, естественно, с веками обрастал разными колоритными подробностями, в том числе, географическими – мальтийцы уверяют, что святая дева на какой-то момент укрылась от Квинтиана у них на острове: с незапамятных времен тут показывают пещеру св. Агафии. Впечатляющими подробностями обросли сцены пыток – воображение итальянских художников увлек, к примеру, сюжет с отрыванием у мученицы сосцов: в западном религиозном искусстве они стали непривычным атрибутом святой. Множество чудес, в особенности связанных с деятельностью вулкана Этна, под сенью которого расположена Катания, приписывают небесному заступничеству Агафии. Ее мощи долгое время пребывали в главном соборе, ставшем кафедральным. Когда святыне стало угрожать надругательство со стороны сарацин, византийцы увезли ее в Константинополь, но после изгнания завоевателей епископ катанский добился – не без подкупа – возврата мощей в кафедральный собор. Это произошло в 1126 г. и было расценено в политическом смысле, как благословение св. Агафии новой власти норманнов на острове – в ущерб византийцам. Житие св. Лукии, иначе Лючии, Сиракузской настолько сходно с житием св. Агафии Катанской, что ряд историков полагает его явным повторением. Существует одна местная легенда, разъясняющая близость житий следующим рассказом: Лукия привела однажды свою больную мать к мощам св. Агафии Катанской, но обратившись к ней с молитвенным призванием, услышала небесный глас: «Зачем ты просишь о чуде св. Агафию? И ты сама его способна сотворить: как Агафия будет помогать катанцам, так ты, Лукия, повторив ее подвиг, будешь помогать сиракузцам».

http://radonezh.ru/2023/05/02/siciliyski...

Отец Пахомий сперва предлагал отложить елеосвящение до возвращения их из Лемети, но святая старица повторила свою просьбу и сказала, что они ее могут не застать уже в живых на обратном пути. Великие старцы с любовью совершили над нею таинство елеосвящения. Затем, прощаясь с ними, мать Александра отдала отцу Пахомию последнее, что имела. По свидетельству жившей с нею девицы Евдокии Мартыновой своему духовнику протоиерею Василию Садовскому, матушка Агафия Семеновна передала строителю отцу Пахомию мешочек с золотом, мешочек с серебром и два мешка меди, суммою в сорок тысяч, прося выдавать ее сестрам все потребное в жизни, так как они сами не сумеют распорядиться. Матушка Александра умоляла отца Пахомия поминать ее в Сарове за упокой, не оставлять и не покидать неопытных послушниц ее, а также попещись в свое время об обители, обетованной ей Царицею Небесною. На это старец отец Пахомий ответил: «Матушка! Послужить по силе моей и по твоему завещанию Царице Небесной попечением о твоих послушницах не отрекаюсь, также и молиться за тебя не только я до смерти моей буду, но и обитель вся наша никогда благодеяний твоих не забудет. Впрочем, не даю тебе слово, ибо я стар и слаб, но как же браться за то, не зная, доживу ли до этого времени. А вот иеродиакон Серафим,- духовность его тебе известна, и он молод,- доживет до этого; ему и поручи это великое дело». Матушка Агафия Семеновна начала просить отца Серафима не оставлять ея обители, как Царица Небесная Сама тогда наставить его на то изволит. Старцы простились, уехали, а дивная старица Агафия Семеновна скончалась 13 июня, в день святой мученицы Акилины. При кончине матушки были только Евдокия Мартыновна и еще старушка Фекла, которым она говорила: «А ты, Евдокиюшка, как я буду отходить, возьми образ Пресвятой Богородицы Казанской, да и положи его мне на грудь, чтобы Царица Небесная была при мне во время отхода моего, а пред образом свечку затепли». В этот день она приобщилась Святых Тайн, Которые принимала в последнее время каждодневно, и лишь только священник ушел из келий, то она и скончалась в самую полночь.

http://pravmir.ru/prepodobnaya-aleksandr...

Ныне пришло спасение дому сему . Лк. 19:9 Так сказал Тот, Чье слово – жизнь, и радость, и обновление праведным. Как почерневшая гора от дыхания весны одевается зеленью и цветами, так и всякий человек, сколь бы ни был он иссушен и помрачен грехом, освежается и молодеет от приближения ко Христу. Ведь близость ко Христу подобна соседству с каким-то животворным и благоуханным бальзамом, возвращающим здоровье, прилагающим [лета] жизни, подающим приятное дыхание и душе, и мыслям, и словам. Если выразиться вкратце, удаленность от Христа означает тление и смерть, а близость к Нему знаменует собой спасение и жизнь. Ныне пришло спасение дому сему , – сказал Господь, войдя в дом грешника Закхея. Христос был спасением, которое пришло, а Закхей – домом, в который Он вошел. Каждый из нас, братья, – это дом, в котором обитает грех , пока Христос далеко, и которому приходит спасение, когда Христос [к нему] приблизится. А приблизится ли Христос к моему и твоему дому – зависит от нас. Ведь не самочинно вошел Он даже в дом грешного Закхея, но был в нем самым желанным гостем. Низкорослый Закхей влез на дерево только для того, чтобы собственными глазами увидеть Господа Иисуса. Следовательно, он Его искал, он желал Его. И мы должны Его искать, чтобы найти, и желать, чтобы Он к нам подошел, высоко взбираться духом своим, чтобы встретить Его взгляд. Тогда посетит Он [и] наш дом, как вошел Он под кров дома Закхея. А с Ним придет и спасение. Приблизься к нам, о Господи, приблизься – и принеси и нам спасение Твое вечное. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 5 февраля 1. Св. мученица Агафия . Эта славная девица и Христова мученица родилась в сицилийском городе Палермо, от благородных и состоятельных родителей. Когда император Декий воздвиг гонение на христиан, святая Агафия тоже была схвачена и приведена на суд правителя Квинтиана. Тот, увидев ее, прекрасную лицом, захотел взять ее в жены. Когда он предложил Агафии вступить с ним в брак, святая ответила, что она невеста Христова и не может быть неверной своему Обручнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Тогда разгневанный мучитель велел повесить Агафию нагою на дереве и бить. Когда святую били, мучитель сказал ей: — Перемени свои мысли и поклонись богам, чтобы остаться тебе живой. Она же отвечала: — Сими муками я приобретаю себе блаженство, и радуюсь среди них так же, как радуется тот, кто приобрел великие сокровища: сии временные муки мне полезны. Как не собирают пшеницу в житницы, не очистив ее от плевел, так невозможно для души моей войти в рай, если сначала тело не будет истерзано муками. Военачальник велел слугам сильнее мучить Агафию, потом приказал железными клещами рвать ее сосцы и отрезать их. Когда это исполняли, мученица сказала военачальнику: — Безбожный и бесчеловечный мучитель! не стыдишься ты у женщины отрезать сосцы, которыми ты сам питался у своей матери; но я имею другие сосцы в душе моей, которых ты не можешь коснуться, ибо они от юности посвящены Богу. После сего святая была брошена в темницу. В полночь явился ей святой Апостол Петр, в образе благолепного старца, неся в руках своих многие врачевания для нее; ему предшествовал прекрасный юноша с горящею свечою; святая подумала, что это пришел какой-либо врач. Апостол сказал ей: — Нечестивый мучитель, хотя и истерзал тебя ранами, но не имел никакого успеха; напротив, ты победила его своим мужеством; он велел сосцы твои не только истерзать, но и отрезать: за сие душа его будет мучиться вечно. В то время, когда ты терпела муки, я стоял и смотрел, и размыслил, что можно исцелить твои сосцы, для чего и пришел сюда. Святая мученица Агафия отвечала: — Я никогда не употребляла никакого врачевания для своего тела; думаю, что и теперь не следует нарушать сего доброго обычая, от юности усвоенного. — Ведь и я христианин, — сказал старец, — и пришел, надеясь исцелить тебя; посему не стыдись меня. Святая же отвечала: — Ты мужчина, а я девица, как же я могу без стыда обнажить перед тобою свое тело; я лучше буду терпеть боль от своих ран, нежели пожелаю обнажиться пред глазами мужчины. Благодарю тебя, честный отец, что ты пришел сюда с намерением исцелить мои язвы; но знай, что врачевания от рук человеческих никогда не коснутся тела моего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

22. Феодор Студит , старец плешивый с раздвоенною бородою, говорит: усрамитеся беззаконнии... 23. Роман песнопевец, юный, с бородою едва показавшеюся, говорит: Дева днесь пресущественнаго раждает. 24. Георгий, с проседью в остроконечной бороде, говорит: в благознаменитый день праздника... 25. Лев Деспот, старец с остроконечною бородою, в венце, говорит: покров державный еси... 26. Лев Магистр, с проседью в остроконечной бороде, с повязкой на голове, говорит: матери сорадуйтеся, девы, ликовствуйте... 27. Василий Нигериот, старец с круглою бородою, в повязке, говорит: Троице единосущная, Отче... 28. Христофор Протасикрит, молодой, с длинною бородою, в повязке из платка, говорит: от многаго благоутробия. 29. Иустин, молодой, с круглою бородою, говорит: Иже во Отце и Сыне и Божественном Духе, Бог Святый. 30. Николай, старец плешивый, с длинною раздвоенные бородою, говорит: язвы тлетворныя избежавше. 31. Преподобная Кассия говорит: Господи, яже во многия прегрешения впадшая... XVI. Праведные 1 . Святой Константин, первый царь христианский, молодой, с бородою, едва показавшеюся, держит крест и Евангелие. 2. Святая Елена, мать его. 3. Праведный Петр мытарь, с проседью в остроконечной бороде. 4. Праведный Филарет Милостивый, старец с длинною бородою. 5. Праведный Евлогий Каменосечец, с проседью в круглой бороде. 6. Праведный Евдоким, юный, с бородою едва показавшеюся. 7. Праведный Иоанн, старец с остроконечною бородою. 8. Праведный Захария Скитотом (кожевник), с проседью. 9. Святая Пульхерия, царица. 10. Святая Плакилла, царица, супруга Феодосия. XVII. Мироносицы Мария Магдалина св. Саломия св. Иоанна Мария и Марфа сестры Лазаря Мария Клеопова св. Сосанна XVIII. Мученицы Святая первомученица Фекла св. Екатерина св. Кириакия св. Марина св. Варвара св. Анастасия узорешительница св. Анисия св. Татиана св. Феодотия св. Феопистия супруга Евстафия св. Агафия св. Дария св. Агапия св. Ирина и Хиония св. Мавра святые София, Вера, Надежда и Любовь св. Пелагия св. Фотиния св. Гликерия св.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

В праздник Рождества Христова в 302 году в никомидийской церкви собралось около 20 000 христиан. Узнав об этом, император послал глашатая с приказом всем молящимся принести жертвы идолам, в противном случае он угрожал сжечь храм вместе с христианами. Но никто из верующих не вышел из храма. Пока слуги императора делали приготовления к сожжению церкви, находившиеся в храме оглашенные приняли Крещение, и все молящиеся причастились Святых Таин Тела и Крови Христовых. Среди них находились игумения Агафия и святая Феофила, спасенная Ангелом от поругания. В ту ночь сгорели 20 000 никомидийских христиан. Все они приняли мученическую кончину и предстали Господу в светлых победных венцах. На месте пожарища несколько дней стояло благоухание и видно было сияние с Неба. Максимиан надеялся, что он уничтожил всех христиан в Никомидии, но в скором времени убедился, что многие из его подданных исповедуют Христову веру, даже из занимающих высокие должности в государстве. Однажды в идольском капище полководец Зинон всенародно обличил императора в безумном поклонении бездушным истуканам. Разъяренный Максимиан приказал немедленно предать смерти мужественного исповедника: его закололи мечом. За исповедание христианства были брошены в тюрьму наместник Италии Дорофей, сановник Мардоний и диакон Мигдоний. Там же томился и ранее заключенный в тюрьму святой Индис. Узников укреплял своими посланиями святой епископ Анфим (†302; память 3 сентября, преемник скончавшегося епископа Кирилла). Письма епископа доставлял в тюрьму диакон Феофил. Одно из посланий было перехвачено, и диакона Феофила привели на суд. Он решительно отказался назвать место убежища святого Анфима и после жестоких истязаний был казнен. Вместе с ним пострадали и те, к которым обращался в послании епископ, – святые Дорофей, Мардоннй, Мигдоний диакон, Индис, Горгоний и Петр. Когда святая Домна вернулась в город, она долго плакала на пожарище, сожалея, что не сподобилась принять мученический венец со своими сестрами. На берегу моря святая Домна встретила рыбаков, которые вытянули сетями из воды тела святых мучеников Горгония, Петра и Индиса. Рыбаки испугались и спешно удалились, а святая Домна осталась при телах мучеников. Особенно она радовалась, что увидела тело своего брата по Крещению мученика Индиса. В это время к берегу пристал корабль, капитан которого оказался христианином. Он помог святой Домне похоронить тела мучеников близ могилы святого Дорофея.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Один приходский священник жаловался на худое поведение духовных детей. Святой Исидор сказал ему: «Некоторые из людей ищут добродетели, но лениво идут по пути, ведущему к оной; другие не верят и тому, что есть добродетель. Итак, должно первых убедить, чтобы оставили беспечность и нерадение, а вторым доказать, что добродетель не есть вымысел». Неусыпный поборник веры, образ жития добродетельного, святой Исидор трепетно защищал Иоанна Златоуста пред Аркадием и после страдальческой его кончины просил святого Кирилла Александрийского , чтобы тот причислил его к лику святых исповедников; подал совет Феодосию Второму собрать Третий Вселенский Собор в Эфесе. Наконец, исполнив вселенную богомудрыми правилами, угодник Божий почил с миром. Чувствования святой Агафии в темнице Когда святая Агафия 132 , претерпев мучения, какие только могли изобрести против христиан тиранство и ненависть, была ввержена в глубокую и смрадную темницу, в полночь внезапно отверзлись сами собой двери, возблистал неизреченный свет, и явился пред ней старец, который предложил ей целебные травы. Святая девица, думая, что это какой-нибудь врач, решительно сказала ему: «От всего сердца благодарю тебя, добрый человек, за милосердие, но не могу воспользоваться твоим благодеянием: я уповаю на единого Господа моего Иисуса Христа, Который, если восхощет, в одно мгновение может исцелить меня». Обрадованный столь великой верой, старец улыбнулся и сказал ей: «Аз есмь апостол Петр: вижду убо тебя испиленною», – и после этого стал невидим... Святая мученица поверглась на колена. «Благодарю Тебя, Господи Боже мой, – воскликнула она, – что помянул меня, рабу Твою», – и воззрев на своё тело, видела себя совершенно здравой. Между тем небесный свет и без апостола всю ночь озарял темницу её. Устрашённые стражи разбежались; темница осталась незапертой. Тогда прочие узники, обрадовавшись столь неожиданному случаю, один за другим начали выходить и святой Агафии говорили: «Двери открыты, стерегущих нет: беги от мучений». – «Не дай мне, Господи, учинить это, – отвечала им страдалица. – Не дай, Господи, чтобы за меня претерпели что-нибудь стражи темничные! Имея помощником моим Господа, исцелившего рабу Свою, пребуду до конца в Его исповедании». После чего с ангельским спокойствием она осталась в темнице, не страшась уготовляемых ей наутро мучений и смерти. Необоримая Заступница

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010