«Жребиями» Богоматери считается Иверия, выпавшая Ей на долю, когда апостолы метали в Иерусалиме жребий, кому в какую сторону идти для проповеди. Затем гора Афон, где Богоматерь со св. евангелистом Иоанном и другими учениками по пути на остров Кипр, куда Она ездила для посещения Лазаря Четверодневного, останавливалась, возвестила жителям-язычникам о Христе, и сотворила много чудес, и где теперь процветает столько монашеских обитателей. Третьим жребием Богоматери считается Киево-Печерская Лавра, с великой святыней ее — иконой Успения, которую Сама Богоматерь в чудесном явлении Своем передала в Царьграде зодчим, когда посылала их в Киев строить Великую церковь в Киево-Печерском монастыре. Из Киева, из Фроловского женского монастыря, вышла старица Агафия Симеоновна. Агафия Симеоновна Мельгунова (из рода нижегородских дворян Белокопытовых) была вдова полковника, помещица трех губерний — Ярославской, Владимирской и Рязанской, где ей принадлежали обширные поместья и 700 душ крестьян. Кроме этой недвижимой собственности, она владела еще капиталом. Мужа она лишилась рано, и вдовой, с трехлетней дочерью, прибыла в Киев. Здесь она хотела посвятить жизнь свою Богу и приняла монашество с именем Александры. Можно, по некоторым обстоятельствам, предполагать, что постриг ее был тайный. В Киеве, где она, несомненно, думала кончить свои дни, пришлось ей прожить недолго. Божественное призвание направило ее в другие места. Однажды ночью, после долгого стояния на молитве, мать Александра увидела Пресвятую Владычицу и услышала от Нее следующее повеление: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты кончила жизнь свою. Но, как Я раба Моего Антония вывела из Афонского жребия Моего, святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый жребий Мой, Лавру Киево-Печерскую: так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою!»

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

В 1528 г. повелением архиеп. Новгородского свт. Макария , запретившего совместное проживание иноков и инокинь, обитель становится женской и возглавляется игумениями. Согласно Дозорной книге Софийской стороны 1586 г., Петропавловской ц. (о мон-ре в документе не говорится) принадлежал фруктовый сад «на Петровской улице от Деревяного города по левой стороне» длиной 72 саж. с более чем 300 деревьями, с примыкающей пашенной землей длиной 43 саж. и участком в 11 саж. (Вел. Новгород во 2-й пол. XVI в.: Сб. док-тов/Сост.: К. В. Баранов. СПб., 2001. С. 68). По писцовой книге 1623 г., строительница Н. П. м. с сестрами владела землями в «Алексеевском заполье» за Окольным («Деревяным») городом (Писцовые и переписные книги Новгорода Великого XVII - нач. XVIII в.: Сб. док-тов/Сост.: И. Ю. Анкудинов. СПб., 2003. С. 39). По Новгородской росписи 1615 г., в мон-ре имелись Петропавловский собор и деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца с трапезной: «Монастырь девич, а в нем храм камен Петр и Павел, трапеза древяна, а в ней храм Никола чюдотворец» ( Анкудинов. 2008. С. 374). Т. о., мон-рь жил по общежительному уставу (вероятно, введенному вслед. реформ в отношении новгородского монашества при Новгородском свт. Макарии). В росписи отмечалось, что все указанные в ней церкви и мон-ри «вызжены и разорены» (Там же. С. 382). В ходе швед. оккупации Новгорода (1611-1617) Никольский храм был разобран, кельи и ограда утрачены. Каменный Петропавловский собор также пострадал; в нем сохранились 6 местных икон, напрестольное Евангелие и еще 5 книг, к-рые, по словам инокинь, были выкуплены «у немец», т. е. у шведов. В дальнейшем Н. П. м. оставался одной из наименее обеспеченных новгородских обителей. Он содержался на незначительные доходы от земли и покосов при недостаточном количестве имеющихся вотчин и вкладов. В 1669 г. было осуществлено 2 ремонта соборной Петропавловской ц., 3-й ремонт произведен в 1699 г. по указу новгородского воеводы П. М. Апраксина. 19 авг. 1691 г. Н. П. м. был приписан к Воскресенскому женскому монастырю на Мячине, но вскоре снова обрел самостоятельность. Согласно монастырским ведомостям 1722 г., в Н. П. м. проживали 15 инокинь и строительница Агафия, в 1738 г.- 5 монахинь с настоятельницей инокиней Мариной. В это время кроме монастырской ц. Петра и Павла имелась теплая деревянная ц. во имя прп. Иоанна Лествичника. Строительница Агафия писала в Сенат в 1728 г., что экономическое положение обители очень тяжелое, строения мон-ря обветшали, а на ремонт средств не имеется, поскольку «за тем монастырем крестьянства и вотчин не имеется, живут они без жалования и получают едва дневную пищу и ходят по миру...» (РГИА. Ф. 796. Оп. 9. Д. 391. Л. 1; цит. по: Секретарь. 2011. С. 224).

http://pravenc.ru/text/2577783.html

— Пусть будет вам известно, что ум и помышления мои утверждены на камне, и не могут быть отвращены от любви Христовой: ваши же льстивые слова подобны ветру, предоставление же мирских радостей — есть не более, как дождь; а угрозы ваши — это реки, которые хотя и прильют к моей храмине, но не возмогут сдвинуть ее, ибо она стоит на твердом основании, как бы на камне, Которое есть Христос Сын Бога Живаго. Говоря так, она струями слёз обливала свою грудь: ибо как олень ищет источников воды (ср. Пс.41:2), так она стремилась к страданию за Господа своего. Афродисия, видя твердость и непоколебимость сердца Агафии, пошла к военачальнику Кинтиану, и сказала ему: — Скорее можно камень раздробить и железо превратить в олово, чем убедить и отвратить от Христа сию девицу; я сама и дочери мои дни и ночи проводили только в том, что увещевали ее к единомыслию с нами — то ласками и просьбами, то угрозою: ожерелья и мониста редкие, дорогие одеяния, золото и драгоценные камни я полагала перед ее лицом, отдавала ей в подарок рабов и села свои, но она всё это презирает, как прах, попираемый ногами. Тогда разгневанный военачальник Кинтиан велел привести Агафию в свою тайную палату; здесь, сидя на своем месте, он, исполненный нечистых помыслов, спросил девицу, какого она рода. Святая Агафия отвечала: — Я — благородного происхождения и имею знатных и богатых родственников. Кинтиан сказал ей: — Если ты знатного рода, то зачем носишь бедную одежду, как какая-либо рабыня? — Я — Христова раба, — отвечала святая, — и посему ношу образ рабыни. Кинтиан же сказал: — Как же ты называешь себя рабой, будучи свободною, как дочь благородных родителей? — Благородство и свобода наша в том, — отвечала святая, — чтобы работать Христу. Военачальник спросил: — Неужели мы, не работающие Христу вашему и отрицающиеся от Него, несвободны? Агафия отвечала: — Вы находитесь в таком плену и рабстве, что не только сделались рабами греху, но и поклонниками мерзких и бесчувственных идолов, почитая дерево и камень за бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Иеромонах Сергий (Васильев) Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти отца Серафима, Саровской пустыни, иеромонаха и затворника Источник Апостол Павел говорит: Поминайте Наставники ваша, иже глаголаша вам Слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их ( Евр. 13:7 ). Посему, благоговея к почившему в Бозе Старцу за его примерные добродетели, я вознамерился кратким писанием предать памяти его жизнь и подвиги. Я буду повествовать, частию то, что известно современным ему Старцам Саровской Пустыни, а частью то, что он мне сам сказывал по особенной его ко мне доверенности и любви, в разные времена моего сожительства с ним. Наблюдая за его жизнью, я записывал в свое время и его краткие наставления, которые он мне и приходящим давал. Таким образом составилось следующее краткое жизнеописание. И. C. Местом рождения сего доблественного подвижника благочестия был губернский город Курск. Родился он 1759 года июля 19 го дня. Отец его был курский купец Исидор, по прозванию Мошнин, мать Агафия. При крещении наречено ему было имя Прохор. Спустя три года после его рождения, отец его Исидор скончался. Как при жизни своей он занимался строением церквей, так и умирая оставил, начатое им в городе Курске, созидание каменного храма во имя великого Чудотворца, Преподобного Сергия, на попечение жене своей Агафии, под надзором которой в последствии времени оное и довершено. Во время строения сего храма однажды Агафия пошла на церковное здание, взявши с собою и сына своего, которому было тогда около семи лет, – и как взошла на здание, то он, отлучась от ней, по детской неосторожности, упал с высоты здания на землю. Мать, увидевши сие, поспешила сойти вниз, и думала найти его уже мертвым; но к удивлению нашла его стоящим на ногах и совершенно невредимым. Благочестивая мать усмотрела в сем особенное действие Промысла Божия, сохранившего отрока, и со слезами благодарила за сие Господа Бога. По времени отрок Прохор отдан был для обучения чтению и письму. Он был прилежен и показывал остроту ума.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

В сер. XVIII в. во Флоровском монастыре начала свой монашеский путь прп. Александра Дивеевская (†1789), в миру Агафия Семеновна Мельгунова – основательница Серафимо-Дивеевского женского монастыря в России. Родом из нижегородских дворян, рано овдовевшая рязанская помещица Агафия приехала с 3-хлетней дочерью в Киев, где приняла тайный постриг и удостоилась видения Пресвятой Богородицы, Которая велела Мельгуновой идти странствовать на север России и на указанном свыше месте основать «4-й удел» (после Грузии, Афона, Киева) Божией Матери. Таким местом стало с. Дивеево, где прп. Александра основала женскую общину, взятую позже под опеку прп. Серафимом Саровским – иноком соседней Саровской пустыни. В 1-й пол. XIX в. в монастыре окончила свой земной путь прп. Елена Киево-Флоровская, в миру Екатерина Алексеевна Бехтеева. Она родилась в 1756 г. в знатной семье в г. Задонске. Другом Бехтеевых был свт. Тихон Задонский (†1783), общение с которым повлияло на желание юной Екатерины избрать монашество. В 1774 г. девушка тайно ушла в Воронежский женский монастырь. Генерал Алексей Бехтеев сумел отыскать дочь, но, вняв словам игумении, которую юная подвижница попросила о покровительстве, – простил Екатерину и принял ее выбор. Когда вещи почившего свт. Тихона раздавали, по завещанию, беднякам, инокине Елене (при ее усердных молитвах) достался гроб, не использованный при погребении владыки (приготовленный самим архипастырем, он не вместил его тело в полном архиерейском облачении). Видя особое благочестие м. Елены, к ней за советами о духовной жизни начали обращаться миряне. Это вызвало зависть игумении, и она, оклеветав м. Елену, добилась изгнания ее из монастыря. Укрепляя подвижницу, ей явился во сне свт. Тихон и обещал: «Я тебя за твою потерю вознагражу утешением, которого не ожидаешь». Чтобы поддержать невинную страдалицу, вместе с ней покинула обитель близкая ей инокиня Евгения. Духовные сестры сняли жилье близ Киева и ежедневно посещали Киево-Печерскую Лавру. Когда истек предусмотренный законом срок изгнания за мнимые проступки, сестры приобрели келью во Флоровской обители, но лаврский старец Михаил не благословил поселяться там, сказав, что эта келья неудобна.

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_(...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 27 (10 декабря) Преподобномученик Кронид ( Любимов ) Преподобномученик Кронид родился 13 мая 1859 года в подмосковном селе Левкиево, недалеко от Волоколамска, в семье псаломщика Петра Любимова. Во святом крещении младенец был наречен Константином. Родители его Петр Федорович и Агафия Васильевна отличались благочестием и глубокой верой, которые они смогли передать и своему сыну. Родители воспитывали своих детей в страхе Божием и любви к святой Церкви, являя собой пример добродетельной жизни. Агафия Васильевна усердно молилась о том, чтобы кто-нибудь из ее детей принял священный сан. Впоследствии Константин стал монахом и наместником Лавры преподобного Сергия, а его брат Лука – священником. По достижении семилетнего возраста Константин Любимов был определен в Волоколамское Духовное училище, но курса не окончил. В 1878 году он поступил в Троице-Сергиеву Лавру послушником. Лавра после кончины в 1877 году преподобного Антония Радонежского хранила его дух – дух благоговейной сосредоточенности, усердия к подвижничеству, снисхождения к немощам ближних. В 1880 году Константин Петрович Любимов был призван в армию. Не имея никаких льгот, он не питал ни малейшей надежды на избавление от военной службы. Покорный воле Божией, он был готов с любовью исполнить долг перед Родиной, хотя ему было очень тяжело расставаться с обителью преподобного Сергия. Впоследствии архимандрит Кронид вспоминал: «В глубине души у меня не ослабевало упование на Всевышнего, Который лучше меня знает полезное для моей души. Вопрос обо мне должен был решиться 1 ноября в Волоколамске. По благословению наместника Лавры архимандрита Леонида (Кавелина) я выехал из обители преподобного Сергия 15 октября 1880 года...» Ночь на 1 ноября он почти не спал. Около часа ночи, забывшись в дремоте, Константин увидел знаменательный сон: дивной красоты старец в схиме вышел из ворот обители, прикрыл его полой своей мантии и повел за собой. Проснувшись, Константин понял, что на военную службу его не возьмут. И действительно, в воинском присутствии после жеребьевки прием закончился 274-м номером, а Константин вынул 283-й. Таким образом, очередь до него не дошла, и он был зачислен в ратное ополчение. «Выйдя из воинского присутствия, – вспоминал отец Кронид, – мы с родителем направились в собор поклониться местной святыне – образу святителя Николая Чудотворца. При виде лика святителя Николая во мне родилось чувство неописуемой благодарности к Богу, Спасителю моему, Его угоднику преподобному Сергию Радонежскому и к великому Мирликийскому святителю».

http://fond.ru/kalendar/1389/kronid/

«А ведь мы, наверно, одного возраста, — подумала Ванесса, быстро обретая прежнюю полноту чувств и памяти, — может быть, даже из одних мест. Судьбы разные. Разная мера чистоты. Интересно, как она боролась с искушениями? Ведь не могло у нее не быть искушений? Бес не сам переступает порог твоей души, а приглашает к себе. Он работает только с добровольным клиентом. Его дело охмурить. Твое дело отказаться и не переступить. И если начать вспоминать сейчас свои грехи — странно, это почти физическое ощущение, что совершались они в доме нечистого, в его одобрительном присутствии. Точно помнит его присутствие и его одобрение и когда изменяла Артуру с Андреем, и когда теряла ребенка в долгоиграющем мрачном припадке отчаяния. Была и пребывала в его норе, потом хватило сил выйти и начать искать дорогу в противоположную сторону, но вот опять — вон он сидит и манит, и тычет из желтого угла длинным кривым пальцем: «Эээ, говорил я тебе. Ну, что может быть еще в этом мире, кроме тумана и страдания, возвращайся ко мне, Бог твой далеко, а я всегда — рядом». Как волчья ягода, зреет ненависть и желание мести не за себя только, не за свое даже изуродованное лицо, а за Магдалину, за Джонни…». — А ваш монастырь далеко от Нью-Йорка, матушка? — пытаясь остановить поднимающуюся внутреннюю бурю, спросила Ванесса. — Далековато. Четыре-пять часов на машине. Но теперь дороги получше. Да ведь нам, куда торопиться. Поедем потихоньку, с остановками. — Вы что сами за рулем? Матушка Агафия смущенно улыбнулась. — Пригождается иногда. Но не ушло смятение, и Несса не удержалась выплеснуть, что вскипело с первой минуты, как матушка Агафия представилась ей: — Мою подругу убили… В то самое время, когда она только верить начинала. Как монашество такое объясняет? — вопрос прозвучал болезненно и зло. Сама того не ожидала. — Монашество ничего не объясняет, — примирительно ответила матушка, — монашество молится… призвано молиться. — Но люди простые — не монахи — хотят объяснения. Почему Магдалина? А не я, например, я — грешнее, намного грешнее — или не Робин, убийца? Вы слышали, что у Магдалины сынишка десятилетний остался?

http://azbyka.ru/fiction/bremya-istoriya...

Анастасия Диакона) – одна из следующих крепостей: Герзеульская, Лар, Бат, Ахыста (в междуречье р. Кодори и Келасури) или, менее вероятно, Пскальская (на левом берегу р. Кодори). Букол (Бухлой у Агафия Миринейского; место первого заточения прп. Анастасия Апокрисиария) – Клычская крепость (на р. Клыч, у Клухорского перевала). Фуста (место второго заточения прп. Анастасия Апокрисиария) – крепость Пал (на правом берегу р. Кодори) или, менее вероятно, Апушта (по соседству). Фусумий (место третьего заточения, кончины и погребения прп. Анастасия Апокрисиария) – Шапкинская крепость (в междуречье р. Кодори и Келасури). Зихахорий (вероятное место пребывания прп. Анастасия Апокрисиария во время второго заточения) – Цебельдинская крепость (Цибила у Прокопия Кесарийского, Тибелей у Агафия Миринейского; на правом берегу р. Кодори). Схимар (Химар у Епифания Монаха; место заточения, кончины и погребения прп.  Максима Исповедника ) – Омаришарская крепость (в верховьях р. Кодори, при слиянии р. Гвандра и Клыч) или, менее вероятно, Чхалтинская или Клычская крепость (также в верховьях р. Кодори). 1 Автор благодарит за ценные советы Д. Алексеева, Г. И. Беневича, Ш. Гугушвили, А. Г. Дунаева и Д. С. Коробова. 2 Их полный обзор готовится в настоящей время к печати Г. И. Беневичем. См. также: Сальников C. B. Максим Исповедник в исследованиях западных и отечественных патрологов//Вестник Челябинского университета. Серия 10: Востоковедение. Евразийство. Геополитика. 2003. 2. С. 104–114; М. Максим (580–662): Београд, 2012. С. 75–80. српске Кн. 6). 3 Так, в последней обобщающей работе по проблемам локализации византийских крепостей из «досье» прп. Максима (Воронов Ю. Н. Древняя Апсилия. Сухум, 1998; цит. по переизд.: Воронов Ю. Н. Научные труды. Сухум, 2010. Т. 3. С. 141–464) нет ссылки на основополагающую для грузинской традиции статью К. С. Кекелидзе (Сведения грузинских источников о Максиме Исповеднике //ТКДА. 1912. 9. С. 1–41; 11. С. 451–486; переизд. в: Кекелидзе К. С. Этюды по истории древнегрузинской литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Под таковым покровом Богоматери, пророка Илии и св. Прохора начали возрастать и расцветать добрые задатки, заложенные в младенца по наследству от сильного духом родителя и милосердой матери Агафии (см.Быт.5,3). Наипаче же хранила и воспитывала его благодатная питательница, святая Церковь, к коей он привержен был от чрева матери своей, богомольной родительницы, на единственном попечении которой скоро остался младенец. Отец его, еще в самом расцвете сил, 43 лет от роду, неожиданно скончался. Непостижимы нам пути Божии, но то несомненно истинно, что Господь, “глубиною мудрости человеколюбие вся строяй и полезная всем подаваяй”, как поется в тропаре усопшим, призвал к Себе раба Своего в нужное время: угодно ли Ему было, чтобы воспитательницею будущего подвижника была более благочестивая и кроткая мать; или впереди предстояло бы преподобному искушение уклона на практический мирской путь, каким шел строитель – отец; или от последнего можно было ожидать несогласия на иноческий подвиг сына, избранного на то Богом; то ведомо единому Промыслителю. Не испытывая судеб Божиих, смиренно взяла трудный крест молодая вдова боголюбивая Агафия, не поддавшись малодушию, приняла она на мужественные руки свои трех малолетних сирот, все сложное хозяйство и особенно ответственное дело по постройке храма в честь преп. Сергия и Казанской Божией Матери, которую начал супруг ее в 1752 году и каковая кончилась под ее непосредственным надзором. Все это время Прохор был неотлучен от любящей и любимой матери, свято чтимой им до гроба; так что можно сказать, что все детство и юность преподобного прошли под ее влиянием и под знаком богоугодного храмоздательства, которое само по себе привлекало чистую душу его от земли на небо; “дом Божий” становился для него родною обителью. И после мы услышим от угодника Божия, что ему не хотелось бы вовсе уходить из храма, от богослужения. К началу этого времени относится первое чудо, совершившееся над святым семилетним отроком. Наблюдая н