Что нам подарила Святая Троица Бесплодны и даже вызывают жалость мучительные попытки человека познать Бога путём каких-то личных потуг – умственных, душевных, аскетических. Всё и проще, и величественнее, и прекраснее, чем мы можем себе это представить. 22 июня, 2013 Бесплодны и даже вызывают жалость мучительные попытки человека познать Бога путём каких-то личных потуг – умственных, душевных, аскетических. Всё и проще, и величественнее, и прекраснее, чем мы можем себе это представить. Увы и ах, а, может быть, наоборот хорошо, что наши естественные возможности ограничены. И не только физические, но и душевные и психические… хоть и бродит масса таинственных историй о «неисчерпаемых глубинах» человеческой психики. На самом деле глубины эти вот уж воистину глубины, но уж никак не высоты, что и подтвердили, например, господин Фрейд и иже с ним. Человек падший – вот предмет изучения психоаналитиков, и мы все – вот тут уж воистину, увы – являемся падшими созданиями, с омрачённой природой. Но есть у нас и радость. Неизреченная радость обетования, надежды на преображение, на обретение немыслимой с точки зрения «естественности» полноты. Ах, если бы мы только могли оценить эту невероятно счастливую возможность! Мы бы всё время нашей земной жизни употребили бы на кропотливое и настойчивое искание этой божественной и счастливейшей полноты. Но омрачение -страшная вещь, и страшно оно прежде всего тем, что человек перестаёт понимать и чувствовать – к чему он призван, к чему ему должно стремиться, чего искать. И от этого нечувствия рождается и ширится в душе страшная уничтожающая пустота, ставшая в последнее время просто приметой времени. Нынешний человек (особенно молодое поколение) – это или человек развлекающийся, прикалывающийся, убивающий время… или человек скорбящий и озлобленный, задавленный непроходимой бессмысленностью тяжкого быта. Оба эти типа порождение маловерия или вовсе даже неверия. Человек молодой большей частью своей развлекается… и это уже не просто безделица, а мировоззрение, единственная возможность наполнить свою опустошенную жизнь хоть призрачным подобием осмысленного существования. Я живу, чтобы развлекаться – страшная, но реальная формула наших дней.

http://pravmir.ru/nam-podarila-svyataya-...

Историки христианской мысли, равно как и богословы практически всех конфессиональных оттенков, озабоченные проблемами христианского единства, признают, что сформулированные уже к IV веку 2 типа концепций о Троице, которые можно было бы назвать как «каппадокийская» (восточная) и «августиновская»  (западная), по существу своему есть две различные системы мысли, предопределившие дальнейшее развитие восточного и западного богословия. Вкратце суть этих концепций можно представить следующим образом. Латинское или августиновское богословие исходит из факта божественного сущностного единства как положения, не требующего доказательства, – и потом уже только показывают, что Бог есть также и Троица Лиц. Греческая же мысль начинает с утверждения божественности Логоса и Духа (что является главной темой анти-арианской патристической литературы), признавая как очевидный факт, что они суть два различных божественных Лица (не только πρσωπα, но именно υπστασις – более строгий термин, указывающий на раздельность существования). Иногда каппадокийцев обвиняли даже в тритеизме, что вынудило св. Григория Нисского написать свой знаменитый трактат «К Авлавию», в котором он доказывает, что «не суть три бога», поскольку Отец, Сын и Дух обладают одной общей энергией, что обнаруживает единство их божественной природы. С другой стороны, на защитников августиновской триадологии иногда смотрели как на модалистов. Так, в начальный период полемики о Filioque св. Фотий говорил о западных как о «полу-евномианах», потому что они недооценивали уникальный характер личностных свойств божественных Лиц, сводя эти свойства до уровня только взаимных отношений. Большинство православных богословов на сегодня, как правило, согласно с той мыслью, что греческая патристическая традиция находит своё завершение в богословии св. Григория Паламы – афонского исихаста XIV века, впоследствии архиепископа Фессалоникийского, сформулировавшего учение о Св. Троице в терминах, различающих в Боге трансцендентную сущность, три Ипостаси и нетварные энергии. Паламитское богословие было официально признано рядом поместных Соборов, проходивших в Константинополе (1341, 1347, 1351, 1368) и принятых Православной Церковью наравне с Вселенскими и включенных в литургические сборники, став практикой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Святыня или экспонат? 17 ноября 2008 года в Государственной Третьяковской галерее состоялось собрание расширенного научного совета (искусствоведов, реставраторов и музейных хранителей), посвященное вопросу о возможности временного перемещения прославленной иконы «Святая Троица» (нач. XV в.) письма преподобного Андрея Рублева на три дня церковных празднеств – 6–8 июня 2009 года – из музея на ее духовную родину, в Троице-Сергиеву лавру. Как самый ход обсуждения этой проблемы, так и отрицательный его итог еще раз показали, насколько прискорбным остается и поныне нравственное состояние нашего, все еще во многом постсоветского, обезбоженного общества, в том числе, увы! и значительной части интеллигенции. Ибо в защиту возможности трехдневной встречи иконы с ее прежней законной владелицей – Троице-Сергиевой лаврой (у которой «Троица» и была насильственно отнята большевиками в революционные годы) и, что еще важнее, встречи образа с огромным числом православных верующих России, ожидаемых на летних лаврских торжествах, из примерно 80 присутствовавших на совещании в ГТГ выступили всего лишь двое (!): известный реставратор-искусствовед и публицист С.В. Ямщиков и давний сотрудник Третьяковской галереи Э.К. Гусева. С их позицией солидаризировалась также и Л.А. Щенникова, автор новейшей книги о Рублеве, один из ведущих искусствоведов Музеев Московского Кремля, приславшая собранию свое мнение в письменном виде. Почему же с безусловно нравственной позицией этих троих не согласились остальные участники собрания? Не свидетельство ли это того, что «просвещенческий» и, с христианской точки зрения, во многом псевдокультурный туман западного (в основе своей – прометеевски-богоборческого) мировидения все еще застилает сердца и умы большей части нашей интеллигенции? И не говорит ли это о том, что, как и прежде, «мирское» (в данном частном случае оказавшееся как бы «научным») все еще явно верховенствует в сознании, например, того же музейщика-«спеца»? Увы, многие считающие себя представителями русской интеллигенции продолжают и поныне чувствовать и думать в категориях того – во многом бездуховного, а потому и искаженного в основных своих ценностных категориях – сознания, что было столь характерно для прежних десятилетий коммунистического владычества с его воинствующим атеизмом. Жившие в ту пору в условиях всеобъемлющей фальши советского общества, всей его нравственной и духовной глухоты, они, по-видимому, незаметно для себя и как бы исподволь духовно оглохли и сами. В итоге одни перешли от истинной, ответственной духовности к поверхностной душевности, другие подменили внутреннюю культуру внешней цивилизованностью, и многие предпочли конкретной христианской нравственности неопределенный псевдогуманизм сугубо человекопоклоннического толка.

http://pravoslavie.ru/29606.html

Закрыть itemscope itemtype="" > По линии фронта Продолжение рассказа о крестном ходе вдоль линии фронта Первой мировой. Часть 3 15.10.2012 815 Время на чтение 18 минут Часть 1 Часть 2 Почаев - Каменец-Подольский - Одесса - Киев - Москва Прошли белорусско- украинс кую границу в местечке Верхний Теребежов, недалеко от города Столин. Времени это заняло очень много, пришлось объяснять историю создания и передвижения наших икон, декларировать большие иконы. Зато пограничники и таможенники узнали много нового и душеполезного. Мне показалось, что некоторые из них специально подходили к нам по нескольку раз, чтобы узнать побольше о Крестном ходе и побыть подольше около святынь. Все же православные. В кабинетах иконы висят. Один таможенник рассказал, как ездил с семьей в город Туров и там на кладбище камень крестообразной формы растет каждый год на несколько см. Местная чтимая святыня. К нам отнеслись вполне уважительно, а узнав о цели Крестного хода - выполнить Волю Царицы Небесной пронести Песчанскую икону вдоль линии фронта первой мировой войны, переданную в 1914 году, старались поддержать. Но я все равно против этих искусственных границ. У нас Святая Русь, триединая, как Святая Троица: Великая, Малая и Белая Русь. Что там пьяный Ельцин подписал в Беловежской пуще противоречит всей нашей исторической реальности и законам, а потому нелитигимно. Поэтому сегодня линия фронта пролегает между продавшимися Западу сепаратистами и либерастами всех мастей и нашей славной многовековой общей историей, клятвами на верность русскому Царю и войнами с пролитием русской крови за Русь Святую, за веру, Царя и Отечество. Но пока действуют эти нелититимные законы, есть границы. Теперь наш Крестный ход двигается по территории Украины к Луцку. Это дальше, приходится сделать крюк, но нам очень важно проехать здесь с иконами и с молитвой, так как город тоже значится на военных картах октября 1915 года на линии фронта. Стемнело, мы ехали по очень плохой и неосвещенной дороге, ребята сильно молились. Машину встряхивало на каждой кочке, я чувствовала себя отвратительно: слезы, насморк, температура. Пришлось прилечь на заднем сиденье, читала по четкам Богородицу и Иисусову молитву и думала о том, что хоть бы Пресвятая Богородица приняла наши жертвы, ведь за это время мы стали такие изнеженные, что идти по линии фронта пешком было бы просто нереально.

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/16/...

А.Г.Дунаев 1. Современные переводы Во всех современных переводах интерпретация 13-й главы «Вопросов и недоумений» 2 одинакова. Приведем эти варианты в хронологическом порядке появления публикаций. Французский перевод Э. Понсуа 3 Pourquoi dans la prothèse du précieux corps et sang du Seigneur est-ce la coutume de l’Église de proposer les pains et les coupes inégales? Tout ce qu’accomplit l’Église a une raison surnaturelle, parce que, par excellence, ces symboles sont des mystères et des images de lessence divine et que celle-ci est non composée. Toute créature est composée, seule, je répète, la Sainte Triade est simple, non composée. C’est pourquoi l’Église propose des pains et des coupes inégales, caractérisant par la le divin. Английский перевод Д. Прассас 4 For what reason, in the preparation 5 of the precious body and blood of the Lord, is there in the church the custom of setting out the loaves of bread and the cups of wine unequally? All things that are accomplished in the church have an extraordinary reason. Since these symbols, especially, are mysteries and representations of the divine essence, and it [the essence] is incomposite – every creature is composite but only, as it is said, is the Holy Trinity simple and incomposite – for this reason, therefore, the church sets out the loaves of bread and the cups unequally, characterizing the divine in these things. Перевод П. К. Доброцветова 6 Ради чего в предложении Честного Тела и Крови Господа в Церкви есть обычай предлагать неравные хлеба и чаши? Все совершающееся в Церкви имеет сверхъестественный смысл, поскольку в особом смысле эти символы являются изображениями и таинствами Божественной сущности, а Она – несложна, в то время как все тварное – сложно. Одна лишь Святая Троица, как сказано, проста и несложна, и поэтому в Церкви хлеба и чаши предлагаются неравные, характеризуя этим Божественное 7 . Перевод под ред. Г. И. Беневича 8 По какой причине во время приношения 9 честного Тела и Крови Господа есть обычай у Церкви хлеба и чаши предлагать неравные?

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Святейший Патриарх Кирилл: Любая человеческая жизнь бесценна Если мы с вами не пойдем навстречу — эта Благая Весть может и не дойти до других; если мы с вами не откроем свои сердца, чтобы поделиться переполняющей нас радостью, — она может никогда не прикоснуться к тем, кто ее не имеет, но кто готов ее принять. 6 января, 2014 Если мы с вами не пойдем навстречу — эта Благая Весть может и не дойти до других; если мы с вами не откроем свои сердца, чтобы поделиться переполняющей нас радостью, — она может никогда не прикоснуться к тем, кто ее не имеет, но кто готов ее принять. Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Сегодня наши храмы наполнены людьми, которые пришли прославить Новорожденного Богомладенца — Христа Спасителя и Его Пречистую Матерь — Деву Марию. Рождество Христово — центральное событие всей человеческой истории. Человек всегда искал Бога: но во всей полноте Бог Сам открыл Себя человечеству только в воплощении Своего Единородного Сына. С пришествием Сына Божия — и Сына человеческого — мир узнал, что Бог есть Любовь, а не только Высшая Сила, Бог есть Милость — а не только Мздовоздаятель, Бог есть источник жизни и радости — а не только Грозный Судья, Бог есть Святая Троица, внутренним законом жизни Которого является также любовь, — а вовсе не одинокий Владыка мира. И сегодня мы празднуем событие, в корне переменившее весь ход человеческой истории. Бог входит в самые недра человеческой жизни, становится одним из нас, берет на Себя всю тяжесть наших грехов, человеческих немощей и слабостей — приносит их на Голгофу, чтобы освободить людей от невыносимого бремени. Бог отныне — не где-то в неприступных небесах, а здесь, с нами, среди нас. Каждый раз во время совершения Божественной литургии произносятся слова «Христос посреде нас!» — и ответ: «И есть, и будет!» Это яркое свидетельство о присутствии Самого Воплотившегося Бога — Христа Спасителя — среди Своих верных. Регулярно причащаясь Его Святых Тела и Крови, прилагая усилия к исполнению Его заповедей, мы входим в реальное общение с Ним, с нашим Спасителем, и обретаем прощение грехов.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-k...

Скачать epub pdf Суббота седмицы 30-й по Пятидесятнице Господь нас создал по образу Своему и по подобию. А поскольку Господь – это есть Святая Троица, то нам также присуща троичность, которая наблюдается во всем. Например, человек состоит из тела, души и духа, хотя он часто этого даже и не знает. Некоторые доходят даже до того, что отрицают существование души и считают, что состоят только из одного тела – и практически так, собственно, и получается порой. Если мы долгое время будем только сидеть или лежать, то по прошествии нескольких месяцев наши ноги атрофируются, мы уже ходить не сможем, нам придется учиться этому заново. Если нам завязать глаза и в течение года не давать смотреть на Божий свет, а потом внезапно повязку снять, то мы ослепнем, потому что глаза отвыкли от света, атрофировались. И так происходит со всем, что касается нашего тела, с любым органом. То же самое и с душой. Если душа человека не действует, то она постепенно атрофируется, она как бы засыпает и исчезает. То же самое и с духом. Дух – это самая важная, бессмертная часть нашей души, которая должна быть обращена к Богу. А большинство людей, живущих на земле, совершенно не пользуются этой главной частью своей души, она никак не действует. Поэтому дух как бы умирает в человеке, и он превращается в животное – сперва разумное животное, а потом уже и неразумное. Действительно, иногда смотришь на человека и думаешь: почему же он так неразумно поступает? А именно потому, что душа его и дух деградировали. В зависимости от того, какая сфера в них развита, люди так и называются: духовными, душевными или плотскими. Человек, который пренебрегает жизнью телесной и душевной, развивает в себе сферу духовную. Он не думает о том, во что ему одеваться, что есть, пить, какие ему книжки читать, какой сегодня фильм по телевизору. Его это абсолютно не волнует. Его волнует только то, угодил ли он Богу, как он исполняет заповеди Божии, есть ли у него возможность сегодня в храм пойти. Он жаждет постоянно причащаться Святых Христовых Тайн, он любит читать слово Божие, святых отцов, любит молиться – то есть его интересует только духовное. Такого человека называют духовным.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Сохрани кроткое и миролюбивое расположение к брату даже тогда, когда он коварно или хитростью или же как-либо ненамеренно лишает тебя последнего достояния. Тут-то и покажи, что ты любишь в ближнем образ Божий больше всего земного и тленного, что любовь твоя никогда не перестает ( 1Кор. 13:8 ). «От взявшего твое не требуй назад» ( Лк. 6:30 ); «кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» ( Мф. 5:40 ). Да не посрамит тебя враг надеянием на прах земной, каковы деньги и хлеб, больше, чем на Бога, но да посрамлен будет сам крепким упованием твоим на Бога и на Его святое слово. Ибо «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф. 4:4 ). Заметь: «всяким словом». Ибо каждое слово Владыки-Творца может поддержать твою жизнь, как каждое слово может сотворить и претворить тысячи тварей. Ибо Он сказал, – и было, повелел, – и создалось ( Пс. 32:9 ). Так Он словом привел из небытия в бытие мириады небесных, бессмертных воинств и, освятив их Духом Святым, укрепляет и поддерживает их в бытии. Не роняй безумно достоинства своего безсмертного духа до суетного на- деяния на прах земной. Говори: Бог упование мое, или: «упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух СвятыйТроица Святая». А как многие из нас раздражаются и выходят из себя, когда их лишают не последнего рубля, а только некоторой небольшой части из их далеко не последнего имущества! Сколько возмущения, гнева, желчи, горьких упреков, ропота, иногда проклятий! Боже праведный, и этот прах, называемый деньгами, или же эти брашна и питья могут производить такую бурю в наших христианских душах, в нас, когда мы знаем слово нашего Сладчайшего Спасителя: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться... Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их... Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6:25, 26, 33 ). Или: «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» ( Лк. 12:15 ). Боже мой, до чего мы дожили? Чем мы лучше язычников при своем образе жизни! Где наша вера, упование на Бога, любовь к ближнему? О, надмение сатанинское! О, стыд наш! Отче Небесный! Ты, ведущий, в чем имеем нужду, и прежде прошения нашего подающий (ср. Мф. 6:8 ), помилуй нас, неверных, неблагодарных и злонравных! Слышим Твое милостивое слово, Владыко: «не оставлю тебя и не покину тебя» ( Евр. 13:5 ), но, прельщаясь ежедневно земными благами, преслушаем его и нарушаем Твою волю (6).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Страсть сребролюбия жаждет наживы, но исцеляется милостыней, когда придет раскаяние. Привычка к блуду ищет греха, но и ее излечивает плач покаяния, который являет душу чистейшею солнца, блистающею добродетелями целомудрия. Исцеляется и бесчеловечное разбойничество, если человек бросит свои кровавые дела и воскликнет ко Христу: не лиши меня, Христос, Твоего царствия, – тогда душа его входит в рай. Заблуждение идолопоклонства, и то имеет свое лекарство для исцеления, если человек верою примет проповеданного ему Христа, отречется от беззаконного заблуждения и облечется благодатью благочестия чрез Крещение, в котором тремя призываниями Бога обозначается Святая Троица. Грязь ненависти тоже омывается, если люди с добрым расположением принимают евангельское изречение: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» ( Мф.5:9 ). Кто не рад называться сыном Бога и Отца? Бог создал человека и укрепляет мир человеколюбивым мановением, и все следует Его воле. Избыточеством благости привел Он из небытия в бытие все видимое, поставив человека домоправителем над своими творениями, чтобы, пребыв верным, он получил награду в пять талантов и начальство над десятью городами, о которых написано в Евангелии. А кто окажется ленивым, – получив один талант, скроет его и не представит господину сумму удвоенною, то есть с чувственным человеком и умного, а начнет говорить: «боялся тебя, потому что ты человек жестокий» ( Лк.19:21 ), и прочие неблагодарные и неприличные речи, – у того отнимется и то, что имеет, и он ввержен будет в пещь огненную. Мир этот подобен ристалищу, которое доставляет людям то страдание, то радость. Кто с благодарностью переживает то и другое, тот получит Царство Небесное. Как полноводное течение вследствие наводнения производит пузыри, из которых одни лопаются тотчас после появления, а другие, больше надувшись, потом также лопаются, – так и море жизни одних потопляет недолго после их появления, а других покрывает также уже после того, как они продержались долее. Потому повторим сказанное. Всякого рода грех получает скорое дарование отпущения, если имеет за себя раскаяние. Неисцелимая болезнь есть гнилое превозношение, повод к человеконенавистничеству, гордое падение, высота, от себя низвергающаяся, мечтание и тень, трость ветром колеблемая, дым поднимающийся на воздух и рассеивающийся в ничто.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Многодетные семьи Екатерина Бурмистрова о кислородных масках, не помогающих бабушках и шалящих детях Что делать, если вечером дети не могут угомониться? Как наладить хорошие отношения между братьями и сестрами? Как сочетать работу и воспитание детей? Как многодетной маме не устать окончательно? На эти и другие вопросы читателей отвечает Екатерина Бурмистрова – психолог и мать 10 детей. Протоиерей Димитрий Смирнов: Многодетная мать — самый драгоценный человек для русского народа По мнению священника, нужно вернуть женщину в семью, как это было сто лет назад. «Коммунизм ее оторвал от семьи, - подчеркнул миссионер. - Коммунистическая идеология назвала семью институтом, но это - не институт. Бог создал человека как семью, а не как набор индивидуумов, случайно оказавшихся разнополыми. Образ Божий - Святая Троица. Человек - это тварная Троица, три ипостаси одного человеческого существа, раскрывающиеся в семье: мужчина, женщина и дети». Клуб многодетных: Супруги в многодетной семье — «мама и папа» или «муж и жена»? Мама держит роль профессиональной мамы, у папы свои карьерные дела. И возникает вопрос, сколько у вас останется тем для разговоров, которые ни касаются питания, покупок ботинок. Есть простой домашний тест — знаете ли вы сразу, о чем разговаривать, когда вы остались наедине друг с другом? Клуб многодетных: Погодки — секреты воспитания Потребности таких детей близки, но не одинаковы. Для ребенка-дошкольника каждые несколько месяцев — это огромная ступень развития. А погодки находятся в такой ситуации, что как будто бы младшему почти возможно догнать старшего. Дмитрий Медведев поручил разработать медполис для многодетных семей Также Минтруд должен проанализировать опыт работы регионов по предоставлению социальных услуг молодым инвалидам и направить рекомендации властям по созданию или развитию учреждений для ивалидов. Татьяна Зайцева: Когда пятерых детей мало На родителей я, взрослая, смотрю сейчас уже другими глазами, чем в детстве. И мне очень интересен их жизненный опыт. Сейчас я вижу мудрость родителей, к которой всегда надо прислушиваться, которая видит больше, чем можем видеть мы.

http://pravmir.ru/tag/mnogodetnye-semi/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010