(По творениям святителя Феофана Затворника ) Слово «благодать», означая вообще благодатный мир, употребляется в Священном Писании в различных значениях. В Новом Завете благодать иногда означает любовь, благоволение, милость Божию, проявляющуюся в различных дарах и благодеяниях Божиих к людям. Но чаще всего благодатью называется полнота любви Божией, явленная в искуплении, изливающаяся в форме живой и деятельной силы, которая усвояет людям плоды искупления. Святитель Феофан Затворник в своих творениях раскрывает святоотеческое учение о значении благодати в деле спасения человека с особой ясностью и доступностью. «Благодать, – говорит он, – есть сила Святого Духа, даруемая людям для усвоения спасения во Христе, которая производит в человеке духовную жизнь, возрождение и обновление, просвещение и освящение» (1, с. 363). Как особый дар Божий, как сила, совершающая спасение, благодать действует в мире после искупительного подвига Христа Спасителя. «Благодать определена, присуждена, дана нам предвечно, – пишет епископ Феофан, – но доныне пребывала сокровенною. Знали о ней пророки, но знали лишь то, что она несомненно будет, а что такое она будет, об этом только гадали. И ангелы Божии не знали, что она будет, а только напрягались проникнуть в нее. Никто, однако же, не постиг, что она такое, пока не явился Спаситель, Сын Божий воплотившийся» (2, с. 498 – 499). Божественная благодать составляет большую драгоценность и великий дар Божий для рода человеческого. Эту мысль подтверждает и евангельская притча о купце, «ищущем хороших жемчужин» ( Мф. 13, 45 ). Под драгоценной жемчужиной, ради которой купец продал все свое имение, чтобы обладать ею, епископ Феофан разумеет «образ благодати Божией, в нас сокрытой и неведомой нам, пока не сознаем того. Кто сознает, тот вместе убеждается, что ничего нет драгоценнее ее» (3, с. 105). Божественная благодать даруется человеку независимо от положения и заслуг со стороны самого человека, она безвозмездный дар Господа, изливающийся в души людей по любви Божией и действию искупления Христова. Дух Святой, живущий в людях, и составляет основание благодати. Само явление благодати есть действие Святого Духа. Но, именуясь силою Святого Духа как непосредственного ее Подателя, благодать есть дар Святой Троицы, вообще – дар Божий, ибо Святая Троица единосущна и нераздельна. Изливается благодать в сердца людей «по воле Бога Отца чрез Сына во Святом Духе. Во Святой Троице – источник всех даров, подаваемых человеку, естественных и сверхъестественных. Все Лица Святой Троицы участвуют и в раздаянии благодати» (4, с. 361).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

поиск:   разделы   рассылка Слово протоиерея Димитрия Смирнова перед отпеванием Святейшего Патриарха Алексия II в Храме Христа Спасителя Нынче завершаются эти особенные святые дни в жизни русского Православия, всего нашего народа. Это не может не иметь своего отражения и на всем мире, потому что мы погребаем великого человека, великого сына нашего народа, замечательный и святой плод, который взрастила Церковь. Господь нам заповедал судить о древе по его плодам, и, когда перед мысленным нашим взором проходит жизнь нашего Первосвятителя, мы видим, что плоды этой жизни прекрасны и обильны. Свои церковные послушания он начал еще в детстве, читая в храме Апостол и часы и прислуживая в алтаре. И, пройдя все церковные послушания, промыслом Божиим он был вознесен на Патриарший престол. За годы Патриаршества благодаря своей молитве, своему мудрому руководству, своему необыкновенному терпению и мужеству, своей особенной прозорливости он провел церковный корабль через такие бури, что было очевидно, что благодать Божия и Святая Троица непосредственно участвуют в жизни нашего Патриарха. В то время, когда сатане удается всех расколоть, благодаря огромным трудам, и молитвенным, и церковно-политическим, ему удалось совместно с Предстоятелем Русской Зарубежной Церкви объединить две ветви русского Православия. Это величайшее событие эпохи Патриаршества святителя Алексия II. Тем самым Православие явило свою силу и возможность преодолевать " рознь века сего " . Та любовь Христова, которой обладал наш Святейший, растопила в себе все средостения, которые возникли за годы разделения, и это разъединение было преодолено. Он один благодаря обаянию собственной личности, огромной теплоты, которая исходила из его сердца и глаз, сумел церковную жизнь привести на такую высоту, что количество храмов умножилось почти до тридцати тысяч и продолжает умножаться до сих пор, а количество монастырей из двадцати превзошло восемьсот. Эта цифра столь фантастична, что в нее даже трудно поверить, но это так. В чем же удивление? А в том, что воспитанные в государственном атеизме люди, молодые юноши и девушки, в великом множестве возжелали духовной жизни.

http://religare.ru/2_60917.html

Разделы портала «Азбука веры» Артем Шарафутдинов " decoding="" title="" > Оглавление Пример огласительной беседы Творение мира Приступая к святому крещению, необходимо осознать цель этого таинства. Чего мы хотим от Бога? Мы верим, что Бог любовь, но любовь не слепая, а мудрая, святая. Мы верим, что три Личности Бога, т. е. Отец, Сын и Святой Дух соединяются в любви в одну сущность. Это и есть христианская Троица. На данном этапе трудно понять идею Троицы умом. Бог действительно Един, но можно быть единым только с кем-то. Единство Бога предполагает, что Он не одинок. Бог сотворил весь мир, который условно можно разделить на видимый и невидимый. Невидимый мир – это мир ангелов, которые сотворены как служебные духи. Видимый мир это мир человеческий. Бог сотворил мир от избытка своей любви. Бог был свободен. Он был счастлив в любви и без материального мира, но Он сотворил мир, стремясь приобщить его своей гармонии и любви. Но как можно научить любви и гармонии камни и деревья? Связующим звеном, соединяющим мир бездушной материи и мир духовный, стал человек, имеющий две природы, духовную и материальную. Духовной природой человек был способен усваивать свет и благоухание Божественной красоты. Посредством своего земного тела он должен был водворять в материальном мире ту гармонию, которую он познал в Боге. Человек по учению Священного Писания сотворен по образу и подобию Божьему. Образ Божий в человеке заключается в непорочности его духовных сил: в уме, в чувстве (в сердце) и в воле. Они даны человеку для того, чтобы он познавал высшее благо и воплощал его в своей жизни. Высшим благом мироздания является Всесвятая воля Творца. Подобие Божие состояло в возможности возведения сердца, ума и воли, в единство сходное с единством лиц Пресвятой Троицы. Первых людей звали Адам и Ева. Грехопадение Денница был сотворен Богом как ангел утренней зари. Он возгордился, пожелав иметь Божественную силу и почести, которых он не был достоин. Он увлек за собой часть ангелов и повел против Бога войну, превратившись в сатану. Так в мире появилось зло.

http://azbyka.ru/katehizacija/oglasiteln...

Разделы портала «Азбука веры» Богословие в тестах Популярное Сейчас в разделе 66  чел. Всего просмотров 15 млн. Всего записей 345 Подписка на рассылку ©2024 Богословие в тестах к содержанию Тест: Богослужения Страстной Седмицы 1. Какая Литургия служится в каждый из дней Страстной седмицы? 1 Преждеосвященных Даров во все дни 2 Преждеосвященных Даров в первые 3 дня, далее свт. Василия в Четверг и Пятницу, свт. Иоанна Златоуста в Субботу 3 Свт. Василия в первые 3 дня, далее свт. Иоанна Златоуста 4 Преждеосвященных Даров в первые 3 дня, далее свт.... Тест: Литургический язык Русской Церкви 1. Как называется язык, на котором совершаются богослужения в Русской Православной Церкви? 1 древнеславянский 2 старославянский 3 древнецерковный 4 церковнославянский 5 русскославянский 6 церковно-славянский Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: О церковнославянском языке Комментарий: Церковнославянский язык — язык славянского богослужения, созданный святыми братьями первоучителями Кириллом и Мефодием, во всех его исторических и региональных формах... Тест: О Святой Троице 1. Что общее у всех трёх Лиц Святой Троицы? 1 проявление в мире 2 воля 3 действие 4 честь 5 ум Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Материалы для изучения: Святая Троица Комментарий: В Боге мы созерцаем Три Личности, абсолютно тождественные по природе и силам, но различные по образу своего бытия.... Тест: Христианская символика 1. Что является главным символом христианства? 1 Крест 2 Иконы 3 Купол храма Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Крест Ответить Пройти весь тест 2. Количество куполов православного храма обычно символично. Сколько куполов символизирует число ангельских чинов? 1 3 2 6 3 9 4 12 Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Ангелы Комментарий:... Тест: Нравственное богословие 1. В настоящее время вопросы нравственности в православном богословии: 1 рассматривает специальная дисциплина 2 не рассматриваются особо, но только как вспомогательные, в составе различных дисциплин 3 не рассматриваются: Церковь учит не нравственности, но духовности Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Нравственное богословие Ответить Пройти весь тест 2. Нравственный закон (золотое правило нравственности) данный Христом...

http://azbyka.ru/test/page/14

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II От автора XX век – это век технического развития и технических достижений. Человек преодолел свое бессилие перед природой и достиг высокого уровня цивилизации. Можно сказать, что мы живем в такое время, когда весь мир объединен. Не существует больше отдаленных мест, до которых надо было добираться месяцами. Мы уже не говорим, как это было в прошлом, о Востоке и Западе, как о разделенных многими километрами. Сейчас между ними не существует расстояния. Люди стали легко знакомиться и также легко общаться с людьми другой национальности и религии. Такая легкость в общении, братание и дружба, отличающие современного человека, вне сомнения, являются обнадеживающим признаком прогресса, достигнутого человеком. Тем не менее, в сфере духовной возникают малые и большие проблемы. Многие иностранцы (обычно католики и протестанты), посещающие Грецию и ее известные памятники, среди которых есть христианские памятники (Святая Гора, Метеора и т.д.), которыми восхищаются уже несколько веков, спрашивают с сомнением: - Неужели это тот Христос, Которому мы и вы поклоняемся? Что разделяет нас? Что такое Православие, которое вы так преданно защищаете? На страницах этой книги мы попытаемся кратко, но вразумительно ответить на следующие вопросы: I. Что такое Православие ? Святой Анастасий Синаит , один из ранних отцов Церкви, сказал: «Православие – это истинное представление о Боге и творении». То есть Православие – это правая вера, это – сама истина. Христос сказал: «Я есть путь, истина и жизнь», Он – воплощенная Истина. Мы можем найти и познать истину только во Христе, следовательно, мы можем быть спасены только во Христе. Согласно вышесказанному, Православие – Истина – отождествляются со Христом, Который есть Вечная Истина. Бог-Троица есть источник Истины, и то, как Он выражает Свое существование – фундаментальным и вечным Православием, к чему призываются люди, тоже является Истиной.

http://azbyka.ru/chto-takoe-pravoslavie

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Апостол Павел пишет, что некоторые, проявляя гостеприимство, оказали гостеприимство ангелам и Господу. Известно, что были три человека, которые особенно заботились о тех, которые пребывали у них в гостях. Первый — это был Ной, который сделал ковчег и в ковчеге находились разные животные, а, как мы знаем, животные питаются в разное время: одни едят только ночью, другие — только утром, третьи — только днём. И Ной, оказывая гостеприимство всем этим животным, он однажды не успел вовремя покормить льва и лев ударил его лапой по ноге, и Ной потом хромал всю жизнь. Но это был знак, эта хромота, это был знак его усердия в проявлении гостеприимства. Другой очень гостеприимный человек — это Иов многострадальный. Он сделал свой дом, как огромный шатёр, который имел много входов и много выходов. Там свисали полотнища, через одно полотнище можно было войти, через другое выйти. Иов это делал потому, что были люди, которые просили подаяния, а были люди, которые стыдились просить подаяния. И вот, для всех был свой вход, чтобы, войдя через одно полотнище, через другое они выходили. Вот такую заботу Иов проявлял, как верх гостеприимства по отношению к гостям. И был третий великий праведник — Авраам, который не сидел в своём шатре, чтобы сидеть и ждать, когда кто-то пойдет, а он сидел на улице и смотрел внимательно, не пойдет ли кто-то, а, если кого-то видел, он бежал прямо к нему навстречу, кланялся до земли и умолял войти в своё жилище. И вот Авраам сподобился явления Святой Троицы. Вот почему мы украшаем ветвями наши храмы: потому что, когда Святая Троица явилась Аврааму, он жил под Мамврийским дубом, и в тот день он не просто сидел на улице, он сидел во время зноя дневного. А чему хочет нас научить Библия, уточняя в какое время он сидел? Дело в том, что Авраам был обрезанный и это был третий день после обрезания, а, как известно, во время зноя дневного раны болят наиболее сильно. И, несмотря на то, что у него была боль от обрезания и дневной зной, когда боль усиливается, он не изменил порядка своего гостеприимства, сидел на улице и смотрел: может быть кто-то пойдет.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-v-den-s...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Святая Троица. Пятидесятница Во имя Отца и Сына и Святого Духа! День Святой Троицы — один из самых торжественных право- 11 славных праздников. Время от Пасхи до этого дня называется днями Пятидесятницы, а сам пятидесятый день — днем Святой Троицы. Праздник этот совершался и в ветхозаветной Церкви. Господь наш Иисус Христос за десять дней до этого вознесся на небо, а перед этим Он заповедал Апостолам не покидать Иерусалим и ожидать сошествия на них Бога Духа Святого. Апостолы все десять дней находились в Иерусалиме. В праздник около ста двадцати человек собрались для молитвы в Сионской горнице (комнате). Неожиданно поднялся страшный шум, как от ураганного ветра, и над каждым из присутствующих появилось огненное пламя. Все исполнились духа радости, мира, торжества и прозрения. Разум их неожиданно посветлел, и они стали говорить на различных языках мира. В эти дни на праздник в Иерусалим, по свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, прибыло из разных мест около миллиона исповедующих иудейскую религию. Тогда не было современных развлечений и любое из ряда вон выходящее событие привлекало толпы людей. Шум в Сионской горнице услыхали многие и бросились выяснять, что там случилось. Прильнув к дверям и окнам и услышав громкий разговор Апостолов, люди дивились, узнав родную речь. Ведь они пришли из разных мест и говорили на разных языках. И вот Апостол Петр, поднявшись на плоскую кровлю дома, чтобы его все видели и слышали, стал говорить, казалось бы, простые слова о Христе. Но от них излился такой изобильный поток Божественной силы и благодати, что около трех тысяч людей, собравшихся у дома, уверовали в Христа Иисуса как в Сына Божия ( Лк.2:1-21 ). Что же означал в те ветхозаветные времена праздник Еврейская Пасха отмечалась в честь освобождения народа от страшного египетского рабства, его чудесного исхода из Египта. Когда шестисоттысячная толпа евреев, покидавшая страну своих мучений, приблизилась к Чермному (т.е. Красному) морю, и по молитве Моисея воды расступились, евреи прошли посуху и были спасены, а преследовавшее их войско фараона утонуло в волнах внезапно обрушившегося на них моря. Этот праздник евреи назвали Пасхою, вернее «Песах», что означало посох, который держали все мужчины, вышедшие из Египта в свое сорокалетнее блуждание по пустыне в поисках земли обетованной — Палестины.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Разделы портала «Азбука веры» См. также: О разных иконах Пресвятой Троицы «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» Бог, почитаемый во Отце и Сыне и Святом Духе, Троица Святая, облекает Церковь в трисолнечный свет. Трисолнечный свет православия. И в этот триединый свет мы вступаем и сопрягаемся с ним лишь посредством неложного исповедания Святой Троицы. Омраченное, лишенное чистоты исповедание заслоняет от нас божественную трисолнечную славу, становится непроницаемым средостением, не давая нам приобщиться к этому свету и наполниться им, подобно тому, как полон был им Спаситель в Преображении. Можно сказать, что не полное, более искаженное исповедание Святой Троицы лежит непреодолимым препятствием на нашем пути на Фаворскую гору, к источнику трисветлой славы Преображения, к святости, которая одна может быть завершением пути. Исповедание Святой Троицы, выраженное в Символе Веры , в молитвах, в изречениях отцов, во всем богослужебном богатстве святой Церкви, должно быть выражено и в иконе. Икона Святой Троицы должна быть той царской печатью, которая дает этому исповеданию завершающую силу. Икона Троицы является исповеданием триипостасного единства Бога, не менее полноценным, чем то, которое выражено словом и является источником догматического исповедания Святой Троицы. Словесное выражение истины веры не дается готовым, но хранится и живет в Церкви, заключенное в Священном Писании, и требует особого словесного выражения, как бы совершенного исповедания Церковью этой истины, которое ложится покровом или как бы броней, защищает истину от искажений или полного ее извращения, стремящихся омрачить Церковь , проникая в нее извне. И как в Церкви действием Божиим и соборным единомысленным усилием создается и наконец рождается лишенное всякого порока церковное определение, исповедующее истину, так и в создании иконы мысль не всегда бывает выражена окончательным и совершенно неизменяемым образом, но возводится действием благодати и подвига на одетую немеркнущей белизной высоту. Такое возвышение и очищение образа можно проследить и в создании иконы Святой Троицы, имеющей бесконечно важное догматическое значение, свидетельствующей о триипостасном единстве Божием, изображающей в той мере, в какой это может быть доступно, Бога в трех Лицах. Думается, что образ Святой Троицы и есть та икона, без которой нет полноты и нет завершения. И она не может быть выражена во всей своей полноте иначе, как в явлении трех Ангелов, ибо в этой иконе, глубоко символической, изображены все три Лица Святой Троицы. И то изображение первого Лица, которое не находит полноты в образе Ветхого Денми, становится, освободившись от тяжести чисто человеческого образа, достойным изображением, в той мере, в которой это мыслимо.

http://azbyka.ru/ob-izobrazhenii-svyatoj...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 19 января 2024: Крещение Господне, Богоявление 20 мин., 16.01.2019 Содержание Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Мы расскажем об истории, традициях и смысле праздника. Что такое Крещение Господне Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель. Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения.  На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!  Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос - Бог Отец, голубь - Бог Дух Святой, Иисус Христос - Бог Сын.  И было засвидетельствовано, что Иисус - не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог. Крещение Господне — двунадесятый праздник . Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник. Когда празднуется Крещение Господне Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю). Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

http://foma.ru/19-janvarja-2023-kreshhen...

Рядом с мыслью о Боге в нашем уме сама собою возникает мысль о мире; невольно является вопрос об отношении Бога к миру. Предшествующие рассуждения предрешают этот вопрос. Если Бог есть существо неограниченное, то мир ни в каком случае не может быть совечен Ему. Действительно, мир произошел от Бога через акт творения, т. е. через «такое действие, которое не предполагает никакого вечного вещества, из которого бы тварь была устроена, и никакой силы вне творящего; мир создан Богом не из чего либо готового, а «из несущих, из ничего». В начале сотвори Бог небо и землю ( Быт.1:1 ). Так (в начале) означает книга Бытия «предел, от которого начинается бытие мира», «который, с одной стороны, касается неизмеримой вечности, а с другой – ограничивает измеряемое время» 249 . В создании мира участвовала вся Святая Троица, что можно видеть уже из самого выражения бытописателя: сотвори Бог 250 . «Что Бог Отец все сотворил Сыном Своим, как вечною премудростию Своею и вечным Словом Своим», – об этом свидетельствует Иоанн Богослов: Вся тем быша и без Него ничтоже быть, еже бысть ( Ин.1:3 ) 251 . Эта мысль подтверждается также выражением: сказал, обозначающим «образ действования» Божия в создании тварей; потому что «в слове сказал можно находить таинство Ипостасного Слова», Которое, как «предвечно рождаемое в Боге и как премудрость, глаголет из бесконечной вечности Божией в круг времени к тварям, когда в них должна открыться Премудрость Божия» 252 . «Действие Ипостаси Святого Духа», проявившееся при создании мира, изображается в книге Бытия таким «словом (Дух Божий носился над водами), которым в другом месте ( Втор.32:11 ) Моисей выражает действие птицы, гнездящейся, или сидящей с распростертыми крыльями над птенцами и их согревающей. В приложении к творению, сей символ изображает такое действие, которым творящий ближайшим образом сообщает жизненную силу творимому, не сообщая ему, однако, самого существа своего и не смешиваясь с ним» 253 . Образ участия каждого Лица Святой Троицы в деле творения короче можно выразить словами Григория Богослова : «В первых, вымышляет Бог Ангельские и небесные силы, и сия мысль стала делом, которое Словом исполнилось и Духом совершилось» 254 . Побуждение к творению мира

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010