По просьбе насельников афонской обители Григориат Agionoros.ru публикует перевод заявления монастыря по итогам Критского собора 1 . Церковь живет как постоянный собор. «Соборный (кафолический) образ жизни Церкви выражается не только во время созыва Соборов, но и во всяком акте общения: ... первого между епископами (митрополита) с находящимися в его ведении епископами; епископа с пресвитерами; священника, настоятеля общины, с причтом и мирянами, составляющими эту общину; наконец, мирян между собой» 2 . Мы желаем, чтобы вкладом в соборную жизнь тела Церкви был и этот текст, составленный с большим уважением к церковным институтам и лицам, которые потрудились для созыва Святого и Великого Собора, особенно к уважаемой Вселенской Патриархии. Он смиренно обращен к нашим епископам и полноте Церкви, чтобы высказать нашу мысль и услышать их слово. Ибо так возделывается единство и прославляется Святая Троица, как об этом сказано в 34-м Апостольском правиле. Цель — благодатное единство. Святой и Великий Собор был созван, чтобы показать, «что Православная Церковь есть Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, объединенная Таинствами, и, более всего, Божественной Евхаристией и Православной верой, а также соборностью» 3 . Поскольку «разделение Церкви онтологически невозможно, … но лишь отпадение от Церкви» 4 , искомым всегда является наше единство с Церковью. Единство всех нас в Церкви означает совместное причастие Божественной Жизни, которое предполагает один образ мыслей, одну апостольскую-свтятоотеческую Веру, одну Евхаристию, один этос, одну надежду спасения во Христе (Еф. 4, 1-5). Об этом единстве молился Господь Иисус Христос Небесному Отцу: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17, 22). Вне благодатного единства Церкви — грех, заблуждение, разделение, ересь, духовная смерть (3 правило Афанасия Великого, правило святого поместного Собора Карфагенского при священномученике Киприане). «Когда мы все веруем одинаково, это и есть единение», согласно святому Златоусту 5 . Мы неверно понимаем Таинство Церкви, если видим наше единство с Ней только как внешнюю связь, а не как благодатное единство во Христе, в Теле Христовом. Послушанием во Христе, смирением во Христе, свободой от эгоцентризма, от антропоцентризма и сообразования с мipoм мы соучаствуем в благодатном единстве Церкви.

http://pravoslavie.ru/105052.html

Разделы портала «Азбука веры» Молитва Господу на благословение дома Да благословит нас и сохранит Всемогущий Милосердный Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. О, сладчайший Иисусе Христе, Всемогущий Царю неба и земли, Сыне Давидов, Иисусе Назорее, нас ради распятый на Кресте, смилуйся над этим домом, храни живущих в нем. Да будет Твое благословение Господне сопутствовать им везде; да освятит Дух Святый мысли и сердца их; Всемогущество Его везде, во всяком месте: все, что находится в этом доме, кто к ним входит и кто выходит от них, да благословит Пресвятая Троица и сохранит от всякого зла, чтобы ничто нечистое не приблизилось к ним. Имя Господа Иисуса Христа с девятью чинами Ангелов да будет в сем доме и даст ему свой покой. Да покроет своим материнским Покровом Пресвятая Дева Мария, да охраняют его святые Апостолы, благополучие его да утвердят и укрепят святые Евангелисты. Крест Господа нашего Иисуса Христа да будет кровлей ему; гвозди Господа нашего Иисуса Христа да будут его защитой; венец Господа нашего Иисуса Христа да будет его покровом. Пресвятая Дева Мария, святый праведный Иосиф и вси святые, Ангелы Хранители, умолите Господа нашего Иисуса Христа, Единаго от Святыя Троицы, да сохранит сей дом от грома, молнии, огня, града, наводнения, от нападения злых людей, нужды, неверия, ереси, войны и всякого несчастия, грозящего душе и телу, в чем да поможет нам Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. Аминь. Сподоби, Господи, в день сей (или: нощь сию) без греха сохранитися нам. Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. На Тя, Господи уповахом, да не постыдимся во веки. Аминь. Эту молитву на благословение дома рекомендовал схиархимандрит Виталий (Сидоренко) . Сия молитва читалась по несколько раз в день во время бомбежек, осаждений, обысков. Святой мученице Параскеве, нареченной Пятнице Аудио: О, святая и преблаженная мученице Христова Параскево , красото девическая, мучеников похвало, премудрых удивление, веры христианской хранительнице, идольския льсти обличительнице, Евангелия Божественнаго поборнице, заповедей Господних ревнительнице, сподобльшаяся приити ко пристанищу вечнаго покоя и в чертозе Жениха твоего Христа Бога светло веселящаяся, сугубым венцем девства и мученичества украшенная! Молим тя, святая мученице: буди о нас (имена) печальница ко Христу Богу, Егоже преблаженнейшим зрением присно веселишися; разжени твоими святыми молитвами мрак, прибывший от грехов наших: испроси у Бога светов свет благодати душевным и телесным очесем нашим: просвети нас, омраченных грехми, светом Божия благодати, да твоих ради святых молитв дастся безочесным сладкое зрение.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-o-b...

«Троицын-день». «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся: Сыну во Отце со Святым Духом» … (стихира). Так обычно именовался у нас по-народному этот дивный праздник, который официально, по-церковному, носит название «Пятидесятницы», поскольку празднуемое в этот день великое событие Сошествие Святаго Духа произошло в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Наш народ подметил, что в церковных песнопениях этого дня прославляется не только это событие, но и вся Святая Троица; отсюда и наименование – «Троицын-день». Но почему же славится вся Святая Троица, когда главным действующим лицом в воспоминаемом в этот день событии является, собственно, лишь Одно  Третие  Лицо Пресвятой Троицы – Дух Святый? Потому что событием этим было закончено все дело домостроительства нашего спасения (отчего и праздник этот именуется Святой Церковью «конечным праздником»), а в нем деятельное участие принимали все три Лица Пресвятой Троицы, почему и поется: «... нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть» (стихиры). В этот день мы празднуем полное и совершеннейшее выражение неизреченной любви Божией к падшему человеческому роду. В чем же и как проявилась эта любовь Божия к нам, грешным, со стороны каждого из трех Лиц Пресвятой Троицы. Бог-Отец – наш Творец и Промыслитель.  Он создал нас из ничего, единственно по любви Своей, и даровал нам безценный дар – жизнь, чтобы сделать нас блаженными в общении с Собой. Он почтил нас «образом Своим», наделив высоким даром свободной воли с возможностью приближаться к уподоблению своему Первообразу. Сотворив нас, Он не предоставил нас произволу слепой судьбы, а продолжает непрестанно промышлять о нас, так что ни один волос не падает у нас с головы без Его святой воли. Когда же, в лице прародителей наших, мы пали и сделались недостойными Его милостей и райского блаженства, и подвергли себя величайшим бедствиям и страданиям вплоть до общего всем нам «оброка греха» – смерти, Он и тогда не отвратил от нас лица Своего, но устроил нам дивный план спасения в Сыне Своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

3. Догматические темы «Учение веры должно превращать училище в церковь » (19–1:43) В истории отечественного Богословия святитель Филарет известен как учитель веры. Но в его письмах мало уделяется внимания догматическим вопросам – только в тезисах, – к тому же истины веры почти всегда рассматриваются им под знаком христианской нравственности, что, впрочем, весьма ценно. Такой метод являет и учит осторожности в «части введения в Богословие», что особенно нужно было наблюдать в переписке с людьми разного состояния, разной степени подготовки к восприятию Истины. – «Не довольно ли для ума, – пишет Святитель, – чтобы он был малым ковшем, которым почерпают из источника. Осторожно надобно допускать власть ума во введении науки, чтобы он не заупрямился, когда в науке будете доказывать его падение и поврежденность, омраченность мысли, осквернение ума и совести» (4:264). Есть Триединый Бог как круг, «средоточие которого везде, а окружие – нигде». По Своему существу Он – высочайшая Любовь : Распинающая (Любовь Отца), Распинаемая (Сына) и Торжествующая крестной силой, светом веры и теплоты Святого Духа (Святитель Московский Филарет. Выписки. «Русский инок, 2008, январь. С. 24). Когда говорим о существе Божием или сущности, говорим «сие в отличие от ипостаси, именно рождения и исхождения. Следственно, говорить об исхождении от обоих по сущности – значит смешивать понятия, о разграничении которых столько трудились Отцы» (4:289). Бог Сын вечно рождается и есть не просто подобен Богу, «но самый Бог» (29:241). Душа «желает славить Господа нашего Иисуса Христа, Единородного, вечного Сына Божия» (29:375). Святая Троица – это величайшая тайна, превышающая наше разумение, и ее надо принимать с благоговением и смирением. «Идея Пресвятыя Троицы Божественна, как Богопреданная, а человеческие искусственные мысленные построения сего Таинства всегда несовершенны, и никогда не достигают своего предмета. Евангелие учит творить святое во имя Отца и Сына и Святого Духа, а не испытывать о Божестве, что и как» (21:55).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Июль Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению 1 июля Икона Успения Божией Матери в с. Рышкове В селении Сядрино, ныне именуемом сельцо Троица, был простолюдин, именем Феофан. Однажды случилось ему зайти в частный лес, на место, называемое Рышково, где он был поражен необыкновенным светом, наподобие огненного столпа от земли до неба. Немного осмелев, Феофан увидел на рябине икону. Дважды он приближался к образу, чтобы взять его, но последний «не дадеся ему». То же самое испытал на себе и священник Троицкой близ Сядрина церкви Игнатий Васильев, приходивший сюда по приглашению своего духовного сына Феофана. О чудесном событии весть разнеслась по окрестным селениям. Из Троицкой церкви к месту явления иконы прибыл крестный ход. Во время молебного пения, когда коленопреклоненный народ радостно и со слезами воссылал хвалу Богу, святая икона принята была на священнические руки и перенесена в Троицкую церковь. Здесь двое больных — Герасим, который «бе во гноищи и от лютого того недуга пребываше четыре лета», и Елевферий, у которого «десная рука бе суха», — получили исцеление. На третий день после перенесения иконы в храм Троицкий приход был повержен в глубокую печаль: явленный чудотворный образ Богоматери, обретенный Феофаном, снова удалился на прежнее свое место. Снова в Рышково стеклось много народу во главе с тем же священником Игнатием Васильевым. При совершении молебна все предстоящие и молящиеся услышали страшный громовой голос: «Зде подобает быти Пресвятой Богородицы честного Ее Успения образу». Это было в 1505 году. Обо всем происшедшем в Рышкове было немедленно сообщено боровскому воеводе Афанасию Нефедьеву.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

В.М. Скворцов I Скопчество вместе с хлыстовством относятся наукой к разряду тайных мистических сект: последователи оных, всемерно скрывая от непосвященных в секту свое учение, всячески таятся в своей принадлежности к сектантству и стараются показаться ревностными исполнителями обрядовой стороны православной Церкви, хотя и не веруют в силу и спасительное значение православных таинств и обрядов. Заключая в себе отражение языческих идей Индии и Персии и доктрины древних христианских и богомильских ересей, скопческая секта, по существу своего веро- и нравоучения, должна быть отнесена скорее к язычеству, чем к христианству: с последним ересь имеет лишь общие достопокланяемые имена Св. Троицы, Искупителя, некоторых святых ангелов и человек. Появившись в Орловской губернии, во второй половине XVII века, в многолюдном хлыстовском корабле Акулины Ивановны, известной хлыстовской богородицы, скопчество тесно связано, как по истории происхождения, так и по характеру учения, с хлыстовством и разделяет все главнейшие заблуждения последнего, противонравственные воззрения и гнусные деяния, с присоединением к хлыстовству своих новых, крайне диких и нелепых умствований о лице Искупителя и особливого изуверства, выражающегося в оскоплении. О Боге. Скопцы, как и хлысты, о Боге и о свойствах Божиих, о Церкви говорят очень мало. Они учат, что существует небо и земля, мир духовный и материальный. О небе учат, что существует семь небес; на седьмом небе обитают: Святая Троица, Богородица, архангелы, ангелы и святые. Но под этими названиями они разумеют не лица, но только нравственные свойства и понятия, проповедуя, таким образом, языческий пантеизм. С особенной обстоятельностью у скопцов и хлыстов развивается мысль о тесной, непосредственной связи Бога и человека, так что через эту связь между Божеством и человеком, последний способен сделаться Богом. Отсюда, основным догматом сектантов-мистиков служит теория перевоплощения, по которому Бог воплощался и может воплощаться в хлыстовстве и новоскопчестве неопределенное количество раз, смотря по надобности и по нравственному достоинству людей, а в староскопчестве Бог Спаситель воплощался только два раза.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/skopches...

Веруем в Единого Бога, единое начало, безначального, несозданного, нерожденного, как неподверженного гибели, так и бессмертного, вечного, беспредельного, неописуемого, неограниченного, бесконечно могущественного, простого, несложного, бестелесного, непреходящего, бесстрастного, постоянного, неизменяемого, невидимого, источник благости и справедливости, свет мысленный, неприступный, могущество, не исследуемое никакой мерой, измеряемое одной только собственной Его волей, ибо Он может все, что хочет ( Пс. 134, 6 ). Веруем в могущество Создателя всех тварей – как видимых, так и невидимых, – содержащее и сохраняющее все, обо всем промышляющее, над всем властвующее и господствующее и повелевающее бесконечным и бессмертным Царством, не имеющее ничего противником, все наполняющее, ничем не обнимаемое, напротив того, само обнимающее все вместе и содержащее, и превосходящее, без осквернения проникающее во все существа и сущее далее всего, и удаленное от всякого существа, как пресущественное и сущее выше всего, пребожественное, преблагое, превышающее полноту, избирающее все Начала и Чины, находящееся выше и всякого Начала и Чина, выше сущности и жизни, и слова, и мысли. Веруем в Могущество, которое есть Сам Свет, Сама Благость, Сама Жизнь, Сама Сущность, так как оно не от другого имеет свое бытие или что-либо из того, что есть, но Само есть источник бытия для того, что существует: для того, что живет, – источник жизни, для того, что пользуется разумом, – разума, для всего – причина всяких благ; в Могущество, знающее все прежде рождения его. Веруем в единую Сущность, единое Божество, единую Силу, единую Волю, единую Деятельность, единое Начало, единую Власть, единое Господство, единое Царство, в трех совершенных Ипостасях и познаваемое, и приветствуемое единым поклонением, и представляющее Собою предмет как веры, так и служения со стороны всякой разумной твари; в Ипостасях, неслитно соединенных и нераздельно различаемых, что даже превосходит всякое представление. В Отца и Сына и Святого Духа, во имя Которых мы и крещены. Ибо так Господь заповедал апостолам крестить: «крестя их, – говорит Он, – во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28, 19 ). Преподобный Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры. СПб., 1894. Кн. 1, гл. 8, с. 13–15. Бог Един по существу и Троичен в Лицах

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Впечатление, которое производит в целом первая глава, «Таинство Церкви», или, точнее, первые ее семь параграфов, очень хорошее. Православный верующий искренне радуется тому, что этот текст говорит уже не о «природе» Церкви, как говорилось в первой схеме, а о «тайне». Эта тайна, которую невозможно выразить при помощи понятий, раскрывается в образах Церкви, которые мы находим в Ветхом и Новом Заветах: овчарня, поле, виноградник, в особенности Тело Христово, членами которого мы становимся действием Духа Святого, будучи объединены между собою и соединены с Главою Тела – Христом. Мы соединяемся со Христом и становимся сотелесниками Ему прежде всего в евхаристическом причастии. Можно пожалеть только, что эти прекрасные тексты об евхаристическом причастии называют его всегда «преломлением хлеба» и «причастием Тела Христова», избегая говорить о приобщении Его Крови, участии в Его Чаше как явлении Его нового Завета ( Лк. 22:17 ) и выражении нашего единства с Господом ( 1Кор. 10:21 ). Церковь также «Царствие Божие, уже таинственно присутствующее», источником которого является Святая Троица, то «Царствие Божие, которое явлено в Личности Христа, Сына Божия и Сына человеческого», и которого Церковь является уже теперь «ростком и начатком на земле». Как мы видим, Царствие Божие здесь рассматривается главным образом в своем христологическом аспекте без предоставления достаточного места действиям Духа Святого, что, к сожалению, является характерной чертой богословия и духовной жизни Римской церкви. С другой стороны, можно порадоваться тому, что Церковь в ее теперешнем состоянии не отождествляется с Царствием Божиим, которого она является лишь ростком и начатком. В этом новая возможность сближения с православным богословием, которое, будь то справедливо или несправедливо, упрекало римско-католических богословов в таком отождествлении. Видимая Церковь, хотя и обладающая уже полнотой через свое единение со Христом, находится только на пути к своему раскрытию, пути страдальческом, как прекрасно выражает это седьмой параграф этой главы: «Еще в странствии на земле, идя по стопам (Христа) через испытания, преследования, мы причастны Его страданиям, как тело Главе, будучи едины с Ним в Его страданиях, чтобы быть едиными и в Его славе». Эта Церковь или, точнее, эти «овцы» Христовы, «хотя и имеют во главе человеческих пастырей, постоянно руководятся и питаются самим Христом, Добрым Пастырем и Пастыреначальником». Здесь правильно делается различие между Пастыреначальником Христом и «человеческими пастырями», к которым именование «Пастыреначальника» не применимо. К сожалению, этому прекрасному утверждению главы о тайне Церкви противоречат многие места Догматического Постановления, которые именуют Римского епископа именно пастыреначальником. Это противоречие нам понять трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Г. И. Беневич Триадологические и христологические споры IV века Св. Александр Александрийский (Д. С. Бирюков) Значение свт. Александра Александрийского в истории арианских споров очень велико и в определенном смысле является решающим. Свт. Александр является первым значительным оппонентом Ария; он в немалой степени сформулировал основные идеи антиарианской полемики, перенятые у него свт. Афанасием Александрийским и другими православными богословами; важно также, что свт. Александр играл значительную роль на I Вселенском соборе, на котором было осуждено учение Ария. Свт. Александр родился около 250 г. Он был любимым учеником св. Петра, патриарха Александрийского 153 , который стал мучеником в 311 г. Известно, что свт. Александр установил день памяти Петра 154 ; сохранился панегирик свщмч. Петру, приписываемый свт. Александру 155 , дошедший на коптском языке 156 . После смерти св. Петра Александрийская кафедра какое-то время оставалась вдовствующей, и затем, после недолгого правления свт. Ахиллы, в 312 г. патриархом Александрийским стал свт. Александр. Почти ничего не известно о деятельности свт. Александра до возникновения арианских споров. Когда споры об учении Ария стали охватывать народ Александрии, свт. Александру Александрийскому был сделан донос на Ария 157 . Сначала свт. Александр не воспринял это обвинение всерьез и занял нейтральную позицию, посчитав данный вопрос одним из тех, которые могут обсуждаться в Церкви и относительно которых возможны публичные диспуты 158 . Затем, когда Арий обвинил свт. Александра в савеллианстве из-за слов, произнесенных последним: «Святая Троица есть в Троице Единица», утверждая, в противовес свт. Александру, что было, когда не было Сына, – Александр окончательно встал на сторону осуждающих учение Ария и запретил ему проповедовать свое учение 159 . Однако Арий, который был весьма популярен в александрийской среде, не внял запрещениям свт. Александра. Испробовав все возможности устного и письменного убеждения ариан, свг. Александр созвал собор с участием около ста епископов Египта, Ливии и Пентаполя (320–321 гг.) и отлучил от Церкви Ария и его сторонников (двух епископов, шесть пресвитеров и шесть диаконов), а также в окружном послании объявил об этом всем Церквам 160 . В этом послании свт. Александр пишет об осуждении Ария и его последователей и просит не принимать их в церковное общение. Он кратко излагает учение Ария и кратко опровергает его. Это отлучение послужило распространению споров по всему христианскому Востоку и допустило придание арнанским спорам общецерковного значения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Глава двенадцатая Об искушениях 1 Бог попускает искушения, чтобы они пробуждали в нас память о Нем. И хотя мы просим Его, Он как бы не слышит нас, чтобы мы умножили свои моления и от страха различных страстей призывали Его святое имя, дабы благодаря боли призывания освятилось наше сердце и мы на опыте познали немощь своего ветхого естества. И так мы восчувствуем, что без помощи Божией не можем сделать ничего. Большой опыт приобретается кровью сердца и остается неизгладимым. Он ложится в основу всей последующей жизни человека. Благодать Божия уходит и приходит вновь, а опыт не уходит никогда, потому что выжжен на сердце, как бы клеймом. И сколько бы сатана ни пытался опровергнуть опыт, его выжженные буквы свидетельствуют, что без Бога ничего сделать невозможно. Если бы не было искушений, то гордость и иные страсти сделали бы нас денницами. Но наш благий Отец – Бог попускает нам скорби, чтобы мы были хранимы смирением, облегчающим груз наших грехов. Во всю пору нашей юности мы должны быть искушаемы, ибо юность легко сбивается с пути. Со временем прекратятся брани и придет желанный мир. Только терпи и мужайся, не отчаивайся, сколько бы ни восставали на тебя страсти. Бог любит того, кто, будучи борим, противоборствует. Мужайся и молись за меня, ленивого, нечистого, недостойного и мерзостного! 2 Если апостолу Павлу искушение приносило пользу, как он говорит: дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился 482 , то не тем ли более полезны искушения для нас, когда мы их терпим? Апостол Павел был сосудом избранным, устами Христовыми, мертвым для мира, был тем, в ком обитала вся Святая Троица. И несмотря на то, что искушение препятствовало его апостольской проповеди и он просил Бога отнять искушение, Бог, заботясь о его душе, чтобы доставить ей пользу, не внял его молитве, хотя Апостол трижды умолял Его. Но Господь сказал: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи 483 . Достаточно тебе, говорит Он, для утешения Моей благодати. А искушение у тебя будет, чтобы помочь тебе в смирении.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010