Д.С. Бирюков Арий Арий родился около 256 г.; по происхождению он был ливийцем. Арий учился в богословской школе св. Лукиана в Антиохиии, но с начала IV в. жил в Александрии, где стал пресвитером и даже был кандидатом на епископскую кафедру Александрии, однако отказался от епископства в пользу свт. Александра Александрийского . В Александрии пресвитер Арий обращал на себя внимание как своим внешним видом (он был худощав, высок ростом и производил впечатление аскета), так и склонностью к искусству диалектики и экзегезы. Объясняя известное место из Книги Притч: «Господь создал меня в начале путей Своих» ( Притч. 8: 22 , по LXX), Арий начал развивать свое учение о тварной природе Логоса (Бога-Сына) и о том, что «было, когда Сына не было», ставшее впоследствии камнем преткновения в церковной среде. Когда споры об учении Ария стали охватывать народ Александрии, свт. Александру Александрийскому был сделан донос на Ария. Сначала свт. Александр не воспринял это обвинение всерьез и занял нейтральную позицию, посчитав данный вопрос одним из тех, которые могут обсуждаться в Церкви и относительно которых возможны публичные диспуты. Затем, когда Арий обвинил свт. Александра в савеллианстве из-за слов, произнесенных последним: «Святая Троица есть в Троице Единица», утверждая, в противовес свт. Александру, что было, когда не было Сына, – Александр окончательно встал на сторону осуждающих учение Ария и запретил ему проповедовать свое учение. После того как Арий с соратниками был осужден свт. Александром Александрийским , он отправился на Восток и остановился в Кесарии Палестинской, найдя благожелательное отношение со стороны известного церковного историка и интеллектуала Евсевия Кесарийского . Арий написал письмо Евсевию Никомедийскому, призывая его как «солукианиста», т. е. соученика по школе Лукиана, вступить в борьбу. Испробовав все возможности устного и письменного убеждения ариан, свт. Александр созвал собор с участием около ста епископов Египта, Ливии и Пентаполя (320 – 321) и отлучил от Церкви Ария и его сторонников, а также в окружном послании объявил об этом всем церквам. В этом послании свт. Александр пишет об осуждении Ария и его последователей и просит не принимать их в церковное общение. Он кратко излагает учение Ария и кратко опровергает его. Это отлучение послужило распространению споров по всему христианскому Востоку и допустило придание арианским спорам общецерковного значения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Двенадцатый день. Поучение 2-е. Св. Герман Константинопольский. (Почитать св. иконы необходимо). I. Святой Герман, ныне воспоминаемый церковью (VIII в.), родился в Константинополе и был сын сенатора Юстиниана. Император Константин Погонат убил Юстиниана; опасаясь мщения со стороны сына, он отдал его в церковные клирики. Герман, хотя не по своей воле вступивший на служение церкви, строгою жизнью заслужил общее уважение и духовенства и мирян и достиг сана епископа города Кизика. За защиту православия против еретиков император Филипп сослал Германа в заточение; по смерти Филиппа он был возвращен и даже поставлен константинопольским патриархом, но не надолго. Когда император Лев Исаврянин возбудил гонение на иконопочитание, святой Герман явился твердым защитником икон, стараясь вразумить императора и утешая невинно гонимых. Иконоборцы в 730 году свергли его с патриаршей кафедры и изгнали из Константинополя. В 740 году святой Герман скончался. На седьмом вселенском соборе Герман был причислен к лику святых. II. Св. Герман оставил много сочинений, из которых особенно важны три послания в защиту св. икон. В них он, между прочим, защищает иконопочитание указанием на древния изображения Иисуса Христа, на нерукотворенный образ Его, на икону Богоматери письма евангелиста Луки, на чудеса, совершающияся при иконах, доказывая этими примерами как древность иконопочитания в церкви, так и ту пользу, которую получают от икон верующие. Об этом будет и наше слово. а) Безумцы, восстающие против почитания святых икон, дерзают называть православных христиан идолопоклонниками, а святыя иконы идолами. Какое нечестие и безумие! – Что такое икона? – Образ или икона есть изображение и подобие истинной вещи, которая есть, или была, или будет. Например, Святая Троица изображается в лицах трех ангелов: это было на самом деле, когда три ангела явились Аврааму у дуба Мамврийского. Изображается Бог Отец в виде некоего пречестного старца: и то было на самом деле, когда пророк Даниил и пророк Исаия видели «Ветхого деньми, сидящего на престоле высоце и превознесенне, и серафими окрест Его» ( Дан. 7, 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Дух и ум против плоти Слово в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, в день памяти преподобного Саввы Сторожевского Иеромонах Ириней (Пиковский) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В сегодняшний воскресный день мы совершаем память преподобного Саввы Сторожевского, прославившегося среди людей как усердный монах и рассудительный духовник. Где был рожден святой Савва и кто были его родители – неизвестно. Все дошедшие до нас сведения повествуют только о его монашеском житии. Известно, что б о льшую часть жизни святой Савва прожил под водительством Сергия Радонежского в Свято-Троицком монастыре. Со временем он был избран духовником братии, включая самого Сергия, а после кончины преподобного Сергия († 1392) некоторое время возглавлял его обитель, пока избранный в игумены Никон пребывал в затворе. Будучи монахом, святой Савва любил уединение и избегал праздных бесед. Он много трудился. И хотя для окружающих казался человеком простоватым, на деле разумом духовным превосходил многих, считающих себя мудрецами. Как повествует житие, «всякое о Христе благое изволение от святого этого старца исходило. Прежде всех входил в церковь и последним уходил, со страхом Божиим стоял, выполняя правило пения, и такое умиление было у него, что он не мог удерживаться от великого плача и рыдания во время божественной службы» . Святой Савва был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского – Евдокии (в монашестве Евфросинии, основательницы московского Сретенского монастыря) и их третьего сына – Юрия Дмитриевича. Юрий и уговорил Савву перейти на жительство в Дмитровские земли и поселиться на месте, называемом Сторожи, что близ Звенигорода. По летописям, около 1395 года преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, который завершился полной победой и взятием 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Из камня были возведены храмы: Успения на Городке в Звенигородском Кремле, затем Троицкий собор в монастыре преподобного Сергия и наконец храм Рождества Богородицы в монастыре Саввино-Сторожевском. В росписях этих древнейших каменных храмов Московского региона участвовал преподобный Андрей Рублёв. По благословению святого Саввы он написал иконы для иконостаса, которые известны сейчас как «Звенигородский чин», поражающий своей строгостью и светлостью образов. Иконы Рублева «Святая Троица», «Спас в силах», «Апостол Павел» отрывают внимание человека от земного и возводят «гор е » – к небесному.

http://pravoslavie.ru/58171.html

Евгений Ряпов Помянем убиенных россиян Молимся, Господи, мы о расстрелянных, В тяжких работах жестоко замученных, В шахтах, болотах, каналах рассеянных, Верных Тебе или верить наученных. Господи, Ты упокой их! Священник Дмитрий Дудко Помянем убиенных россиян! Россия, вспомни убиенных! – Твоих блистательных дворян... Твоих поэтов несравненных... Помянем убиенных россиян! Помянем звоном колокольным: Солдат, священников, крестьян, Чей прах развеян ветром в поле... Добром помянем тех, кто был убит, Кто канул в пропасть лихолетья, – Пусть с невиновных будет смыт Позор посмертного безчестья. Помянем убиенных россиян! – Поставим свечи под иконы... И сквозь редеющий туман Придем под старые знамена... Помянем убиенных россиян! Россия помнит убиенных! – Своих блистательных дворян! Своих поэтов несравненных... Помянем убиенных россиян! Помянем мучеников наших... И Русь в тиши лесных полян Скорбит, как мать о детях павших... 1991 Чудотворец В Лавре тихие минуты, Пахнет воском в сотах келий... В стенах Лавры ранним утром Ходит сам игумен Сергий... Светоч русского народа – Негасимая лампада, Всей России воевода, Православных душ отрада... Богородицей любимый, Силы Божьей прославленье, Он, неслышимый, незримый, Побывает в каждой келье... Обойдет с молитвой храмы, У икон поправит свечи, Самый светлый, самый-самый... – Русской святости предтеча... Благодатный чудотворец, Равный ангелам небесным, Он поет в Небесном хоре, Всеблагому Спасу десный... Он молитвой непрестанной О своих печется чадах, О Державе, Богом данной, О священниках, мирянах... Покровитель и заступник, Исцелитель и помощник... – Образ тлену недоступный, Как его святые мощи... И пока ты, отче, с нами – С нами Троица святая, И стоит Россия в храме, Веру предков обретая... Преподобный Я всегда для вас живой... Св. преподобный Серафим Саровский и всея России Чудотворец Над лесом заката багрянец – Вечерний молитвенный час... О дивный Дивеевский старец, Молись, Серафиме, о нас! Господней молитвой горячей Спасителю Мира молись...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

еп. Марк (Головков) Приложение 3 Правила церковного правописания Церковное благочестие предписывает соблюдать определенные правила при написании слов, относящихся к православной церковной лексике. Словари подобных слов и выражений издавна составлялись и использовались в Издательском отделе (ныне Совете) Московского Патриархата и могут быть рекомендованы всем пишущим о жизни Русской Православной Церкви. 1. Имена Божии, Божией Матери и относящиеся к ним местоимения и определения всегда пишутся с прописной буквы; слово «имя» – со строчной. Господь Бог: Истинный Бог , Единый Бог, Господь – Вседержитель, «Творец небу и земли», «Отче наш, Иже еси на небесех...». «Возблагодарим человеколюбивого Бога, Который печется о нашей жизни» (святитель Иоанн Златоуст ). Господь наш Иисус Христос: Сын Божий, «Единородный, Иже от Отца рожденный». «Ибо Он сделал тебя участником Своих благ, не получив ничего Сам от тебя... для того и умыл Он ноги своим ученикам, чтобы показать нам пример смиренномудрия» (святитель Иоанн Златоуст ). Святой Дух: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый...». «Дух Святой усовершает других, а Сам ни в чем не имеет нужды... Сам в Себе водружен и вездесущ» (святитель Василий Великий ). Пресвятая Богородица: Дева Мария, Пречистая и Преблагословенная, «Благодатная Мария», «Благаго Царя Благая Мати», «Невесто Неневестная». «Православная Церковь ... не находит слов, чтобы достойно воспеть Богоматерь, и не знает границ для Ее прославления... мы поем: “Человеческому предстательству не ввери мя, но Сама заступи и помилуй”». Пресвятая Троица: «... благодарю Тя, Святая Троице». С прописной буквы пишутся также существительные и прилагательные, употребляющиеся в значении существительных, при именовании Господа и Матери Божией, некоторые прилагательные при именовании Господа и Матери Божией: Богомладенец, Рождшийся, Распятый, Воскресший, Взбранной Воеводе, Заступнице Усердная; «Владычице и Мати Избавителя, приими моление недостойных раб Твоих, да ходатайствуеши к Рождшемуся от Тебе: о, Владычице мира, буди Ходатаица».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

ЖМП 11 ноябрь 2011 /  21 декабря 2011 г. 01:00 Справка должна быть точной. О путеводителе " Монастыри Русской Православной Церкви " Появление нового, дополненного издания справочника, впервые вышедшего в свет еще в 2001 году, сначала, конечно, радует: подобные книги появляются нечасто, а количество обителей в Русской Православной Церкви растет. Да и внешне книга выглядит вполне достойно: солидный объем (632 с.), красочная обложка, цветные иллюстрации. Но это впечатление скоро проходит, как только начинаешь знакомиться с книгой более внимательно. И первое разочарование связано с отсутствием в ней алфавитного указателя названий монастырей, есть только 15-страничное содержание, отражающее их положение в книге (а расположены они по епархиям, внутри которых — без всякой системы); и если читатель не знает, к какой епархии принадлежит разыскиваемый монастырь, ему придется просматривать все эти 15 страниц. Огорчает и разнобой в названиях обителей: они то начинаются с географического атрибута, то с собственно церковной составляющей (имя святого, название иконы или праздника), то с элемента «свято-». Кстати, о последнем: неоднократно уже отмечалось, что практика расширения традиционных названий за счет присоединения такого элемента — неофитское нововведение, не укорененное в православной русской традиции (см. книгу архиепископа Егорьевского Марка «Церковный протокол», где было рекомендовано использовать такие расширения только в названиях «Свято-Троицкий» и «Свято-Духовский», происходящих от устойчивых словосочетаний «Святая Троица» и «Святой Дух»; впрочем, и здесь можно писать, как часто делалось до революции, Троицкий монастырь, Духовский храм и т. п.). Неуместность добавления «свято-» особенно очевидна в справочниках, где читатель может сравнивать названия различных обителей. Так, на с. 547 данной книги описан Боголюбский мужской монастырь в г. Белополье, а на с. 53 — Свято-Боголюбский женский монастырь в пос. Боголюбово. Что должен заключить отсюда читатель: что в первом подвизаются менее благочестивые люди, не знающие о святости Боголюбской иконы Божией Матери? Зачастую указанный элемент делает названия более громоздкими, например: Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь (с. 397). Наконец, наличие таких элементов затрудняет составление алфавитного указателя: сходные названия будут попадать в разные места такого указателя; скажем, Свято-Успенские монастыри (их в данной книге 36) будут в одном месте списка, а просто Успенские (их 5) — в другом.

http://e-vestnik.ru/reviews/putevoditel_...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png " Днесь освящается вод естество... " Крещение и Богоявление - праздник, принадлежащий к числу двунадесятых (двенадцать важнейших после Пасхи) праздников. Празднуется 19 января (6 января по ст. ст.). Знаком покаяния Иоанн избрал обряд очищения, именуемый по-гречески " баптисма " , а по-русски - " покаянное крещение " , которое более точно следовало бы перевести как " погружение " . Через этот обряд принимали в Ветхозаветную Церковь бывших язычников, но Иоанн требовал омовения от последователей " правильной " веры, показывая тем самым, что принадлежность к Церкви Божией не дает людям права превозноситься над инаковерующими. Толпы людей приходили к Иоанну принять крещение. Иисус, не нуждавшийся в покаянии, не желал выделяться среди других людей и крестился от Иоанна. С этого дня и начался Его крестный путь. Если Иоанново крещение воспринимается Церковью как очистительное омовение, то Христианское Крещение понимается как взятие на себя креста и соотносится со словами Спасителя: " Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною " . В народе этот праздник почитаем особо - может быть, оттого что следует почти сразу за чудесным Рождеством или потому что в эти дни приходит единственное за весь год Великое освящение воды - и не только в храмах, а по всей земле: " Днесь освящается вод естество... " . Евангелие говорит о том, что Иисус Христос крестился в возрасте 30 лет. Господь пришел на берег реки Иордан и погрузился в ее воды. И первым примечательным событием было то, что миру явилась вся Святая Троица, потому еще по-иному называется праздник Крещения Богоявлением. Бог явился во всей Его полноте, доступной для человеческого восприятия. Бог Отец подал свой глас: " Это Сын Мой возлюбленный " , Бог Сын стоял в воде, а Бог Дух Святой спустился в виде белоснежного голубя c неба. Праздник Крещения также называется Богоявлением - так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын - Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба.

http://zavet.ru/a/rss_1011344374.html

Закрыть itemscope itemtype="" > В Петербурге появится еще один храм на Крови 17.03.2006 333 Для возведения церкви у станции метро " Проспект Большевиков " пришлось срубить деревья на улице Коллонтай. Однако жители не возражали - этот парк считался дурным местом, и новый храм должен разогнать угнездившихся здесь бесов. В конце прошлой недели на улице Коллонтай состоялось освящение двенадцати колоколов. Они были изготовлены по старинным чертежам мастерами Воронежа для строящегося храма Рождества Христова, который был заложен в апреле прошлого года. Новый храм задуман как копия Софийского собора в Великом Новгороде. Компания, которая строит храм и жилые дома рядом, обещает закончить все работы меньше чем за два года - так быстро каменные церкви в Петербурге еще не строили. Действительно, осталось только поставить купола, сделать внутреннюю роспись и изготовить иконостас. Однако на все это требуются немалые средства. Конечно, помощь оказывают и городские власти, и строители, однако приход остро нуждается в пожертвованиях. Ведь одно литье колоколов обошлось почти в 1 миллион рублей. Чтобы возвести храм, пришлось срубить деревья в небольшом парке на улице Коллонтай. Однако на этот раз жильцы близлежащих домов не возражали. Дело не только в том, что деревьями жертвовали ради святого дела. Этот заболоченный участок считался среди местных жителей плохим местом. Вообще, район вокруг станции метро " Проспект Большевиков " вполне соответствует этому мрачному названию - наркомания и уличная преступность тут процветают. И в парке частенько творились темные дела - здесь грабили, насиловали, убивали. Четыре года назад при попытке остановить драку двух уличных банд здесь погиб юный милиционер. Поэтому настоятель прихода отец Олег Жаворонков говорит, что это будет еще один питерский храм на крови. Надо надеяться, что святость литургии разгонит угнездившихся здесь бесов. А заложенная в основание храма частица дуба Мамврийского, под которым Святая Троица являлась патриарху Аврааму, станет духовной заменой бывшему парку.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Введение в храм Пресвятой Богородицы 04.12.2008 441 Время на чтение 5 минут Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасение проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает; Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение. Такими словами сегодня Церковь ублажает Матерь Божию и чтит тот величайший момент в истории мира, с которого началось спасение каждого человека. Господь есть величайшая любовь, об этом Он Сам сказал через Своего пророка и евангелиста Иоанна Богослова. Но не только любовь, а еще и величайшая справедливость. И поэтому для того, чтобы спасти род человеческий от вечной смерти, от первородного греха Адама и проклятия его Богом за этот грех, премудрость Божия выбирает способ, как вновь примирить человека с Богом. Святая Троица посылает в мир Единородного Сына Божия, чтобы Его жизнью и Его смертью искупить род человеческий. Священное Писание нам говорит, что " одним человеком вошел грех в мир, и грехом вошла смерть " (Рим, 5,12); а " правдою Одного всем человекам оправдание к жизни " (Рим,5,18). Христос Своим телом вознес грехи наши на крест, чтобы очистить нас от грехов, т к Он - Тот " Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего " (Рим, 4,25). Но для того, чтобы прийти Христу в этот мир и совершить дело искупления человека, необходимо было Его телесное рождение. Сам Непостижимый Бог становится видимым и осязаемым. И для этого премудрость Божия выбирает и приготовляет из всего рода человеческого богоизбранную Отроковицу - Деву Марию. А родилась Она от праведной четы - престарелых Иоакима и Анны, которые молились Господу день и ночь о ниспослании им благословенного чада, потому что безплодие в еврейском народе считалось величайшим поношением. Каждая семья желала, чтобы именно у них родился Спаситель мира, о котором говорили многие пророки. И Господь услышал их молитву и послал им дитя - Пресвятую Владычицу нашу Деву Марию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Лупить врага надо прямо в шею» Иеромонах Герман (Люкшин) о необходимости всемерно пресекать проявления кощунства 20.03.2012 1966 Великий Пост достигает середины. Посреди всей земли Честный Крест Господень. Здесь вся Церковь покланяется спасительному Древу, возвращающему паки в Рай. Поклонившись Ему, надеемся увидеть и Его Воскресение. Как никогда мир враждует против Креста. Сам дьявол поднимает голову крестоборчества, но тем самым Крестом он уязвлен и сокрушены адские врата. Известная подвижница Марфо-Мариинской обители монахиня Надежда говорила, что лупить врага надо прямо в шею. В эту поднимающуюся голову крестоборчества. Слышите: лупить! Возникают мнения комфортного пребывания в вере. Но комфортного пребывания на Кресте невозможно. Взгляните на Распятого – все встает на свои места. Сам Христос указывает спасающимся: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8,34). А в чем предлагается комфорт? Отступлением от заповедей, необязательностью их исполнения. Потаканием губительным страстям. Компромиссом с врагом рода человеческого. Или надеянием, что все спасутся. И если преподаватели богословы приглашают рок-музыкантов (например, Гребенщикова, поддерживающего извращенцев) в Московскую Духовную Академию на встречу со студентами, то разве это не заигрывание с дьяволом? Есть чему удивиться, услышав громкую рок-музыку в наушниках семинариста в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Есть чему удивиться, увидев под сводами православного храма богохульную концептуальную выставку с кощунственной антииконой «Святая Троица». Есть чему удивиться, когда под Христовой хоругвью мотопробегом через всю Россию на мотоцикле едет обнаженная байкерша. Есть чему удивиться, если в первопрестольном храме Христа Спасителя перед Царскими Вратами проводится арт-инсталляция извращенок рок-группы «Pussy Riot» под заранее подготовленные объективы информационных агентств. И еще удивительнее, когда скандально известный протодиакон, преподаватель Московской Духовной Академии гласно и глумливо предлагает ущипнуть и накормить этих богохульниц. Сколько было кураевских выходок и ни разу не прозвучало прилюдное покаяние.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/03/20/lu...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010