Закрыть itemscope itemtype="" > Православный взгляд на католицизм Отзыв на международную научно-практическую конференцию «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» 17.02.2010 1078 Время на чтение 13 минут В Санкт-Петербурге состоялась международная научно-практическая конференция «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» Господь и Бог наш, Святая Троица, избрал Русских Православных людей быть хранителями Православной веры, хранить во всей чистоте, неизменности и полноте догматы Единой, Святой, Соборной и Апостольской Православной Церкви, хранить верность Богу и стоять за Христа до мученического Креста. Святитель Марк Ефесский (†1457), совершивший духовный подвиг в борьбе за чистоту Православной веры и отсекший от ее животворной души мертворожденную Флорентийскую унию писал: «Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики. Поэтому совершенно неправильно объединяться с ними». «Если они (латиняне) совершенно отклонились, и то в отношении богословия о Святом Духе, хула в отношении Которого - величайшая из всех опасностей, то ясно - что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков».«Итак, братие, бегите от латинских новшеств и вносителей и вкоренителей их, и любовию связанные друг с другом, соберитесь в единую Главу нашу - Христа». (Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Ефесский и Флорентийская Уния. М. 1994. С. 333, 355; http://www.blagogon.ru/biblio/71/) В сети интернет появилась информация о том, что 23 января 2010 г. итальянский блоггер Сандро Магистер опубликовал на сайте ( www.chiesa.expressonline.it ) документ Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между католической церковью и Православной Церковью « Роль епископа Рима в единстве Церкви в первом тысячелетии » (The Role of the Bishop of Rome in the Communion of the Church in the First Millennium). Этот документ был принят за основу во время заседания Комиссии на Крите (27 сентября- 4 октября 2008 г.). В документе утверждается, что до отпадения Рима от Православной Церкви Римская Церковь признавалась первенствующей над всеми Поместными Церквами на Западе и Востоке. Римская Церковь признается источником «правила веры». Это первенствующее положение обосновывается авторами документа тем, что Римская церковь была основана свв. Апостолами Петром и Павлом и ощущением их живого присутствия в Риме (the sense of their living presence), мученичеством в Риме Первоверховных Апостолов и их погребением в этом городе, а также тем, что Рим был столицей империи и центром пересечения коммуникаций.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/18/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Чтобы восстановить Россию, нужен дух, нужна крепкая вера Слово к участникам научной конференции «Исторические основы возрождения Российской Империи» 02.06.2023 5081 Фото: vladivostok-eparhia.ru Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Приветствую Вас с берегов Тихого океана и поздравляю с Праздником Святой Троицы и началом Вашей замечательной конференции! Вы любите Россию и не напрасно собрались в этот Троицын день, чтобы обсудить исторические основы возрождения нашей Православной Российской Державы. Святая Троица – есть основа жизни России. Русь с Купели Днепра восприняла великую Тайну Святой Троицы. По образцу Святой Троицы наши великие цари и князья строили Русь, собирали ее из разрозненных земель и княжеств, преодолевая христианской любовью всяческие междоусобицы. Глубину сегодняшнего Праздника выразил знаменитый русский иконописец Андрей Рублев. Посмотрите на Икону Троицы Рублева! Скорбно смотрят своим взором Три Божественных Лика с Небесной высоты на мир, утопающий в грехах, на это звероподобное человечество и на нашу Россию. С Любовью Крестной Они взывают к нам. Преподобный Сергий Радонежский, Игумен и Собиратель Русской земли, прозревая духовные основы строительства России, Святой Руси, не напрасно назвал построенный своими руками храм в честь Святой Троицы. Он желал, чтобы по образцу Святой Троицы мы собирались, мирились, любили братской любовью друг друга и созидали свою Отчизну. Как Любовь Бога-Отца и Сына и Духа Святаго, должна быть любовь среди нашего народа и его правителей. По образцу Святой Троицы должны быть в любви и единстве Россия, Белоруссия, Украина и все народы, живущие на исторической территории Руси Великой. В тысячелетней истории Руси мы видим много основ, на которых зиждилось наше великое государство. Но о снова всех основ – это вера в Святую Троицу. Этим Россия жила, живет и будет жить. Все основы должны стоять на фундаменте Православной веры. Без Православия любые основы будут непрочными, рассыплются. Чтобы восстановить Россию, нужен дух, нужна крепкая вера. Отцы наши всегда шли на бой, на защиту Родины, жертвуя собой за Святую Русь и веру Православную, за Дом Пресвятой Богородицы. Этим духом Христовым была сильна Россия.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/02/ch...

Как правильно? Скачать epub pdf «Свято-» в названиях храмов и монастырей Присоединение через знак дефиса к основным традиционным наименованиям монастырей и церквей слова «Свято-» не рекомендуется. В настоящее время наиболее устойчивым и общеупотребительным словосочетанием такого рода является название – Свято-Троицкая Сергиева лавра (наряду с Троице-Сергиевой лаврой). Хотя это название вошло в употребление только в XX столетии, в данном случае оно оправдано, поскольку происходит от устойчивого термина Святая Троица. Слово «Свято-» в названии храма или обители оправдано и в том случае, когда они освящены в честь Святого Духа. Во всех остальных случаях присоединение слова «Свято-» к названию монастыря или храма излишне (см. подробнее: Марк, епископ Егорьевский. Церковный протокол. М., 2007. С. 99–100). Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015. АллилуЙя или аллилуИя? По рекомендации орфографических словарей, правильное написание – аллилу й я. Боговдохновенная или Богодухновенная Верны оба варианта (например, Боговдохновенная Книга (Библия)), но вариант Богодухновенная (Книга), по мнению специалистов Издательства Московской Патриархии, предпочтительнее. БожИя или БожЬя? С точки зрения русского языка, правильно и так и так. Разница между прилагательными «божия» и «божья» только в стилистической принадлежности и сфере употребления. Слово «Божия» относится к высокому книжному стилю и употребляется преимущественно в церковных текстах и словосочетаниях: – Божия Матерь – Божия благодать – Божия помощь верующим Слово «божья» относится к общелитературной лексике, характеризует предметы и явления более приземленные, чаще встречается в устойчивых сочетаниях: – божья тварь – божья коровка – птичка божья То же различие справедливо для некоторых других форм прилагательного Божий: – муж. р., род. п.: Бож ьего и Бож ия , – муж. р., дат. п.: Бож ьему и Бож ию , – ср. р.: Бож ье и Бож ие,

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/k...

Коммюнике совместного семинара-диалога «Продвижение солидарности в условиях нынешнего экономического кризиса: вклад Православной Церкви в европейскую социальную политику» (17 октября 2012 года, Брюссель) 24 октября 2012 г. 19:30 По итогам Совместного семинара, организованного Комитетом представителей Православных Церквей при Европейском Союзе и Европейской Комиссией в лице Бюро европейских политических советников, прошедшего 17 октября 2012 года в Брюсселе, было принято коммюнике. Семинар-диалог «Продвижение солидарности в условиях нынешнего экономического кризиса: вклад Православной Церкви в европейскую социальную политику» Сегодня состоялась историческая встреча Бюро политических советников Европейской комиссии (BEPA) и Комитета представителей Православных Церквей при Евросоюзе (CROCEU). Создание CROCEU является очень значимым событием, поскольку демонстрирует общеправославное единство, а первый семинар, организованный совместно с Еврокомиссией, является живым примером фактической реализации статьи 17 Лиссабонского Договора. Подобные встречи усиливают важность анализа и наблюдений, которые Православная Церковь предлагает государству и обществу в целях формирования должной социальной и экономической политики. Православные Церкви в ЕС, несомненно, являются серьезным и активным партнером по развитию действенных и устойчивых решений на местном, региональном, национальном и европейском уровнях в условиях сложных экономических и социальных вызовов. Выступления и дискуссии, состоявшиеся в ходе семинара, наглядно показали, что причины нынешнего экономического кризиса сложны и многомерны. Мы признаем и подтверждаем, что решение таких сложных проблем в долгосрочной перспективе не может быть найдено без учета как исторической обусловленности, так и тех очевидных проявлений, которые мы имеем в настоящем. Ответ Православной Церкви пронизан, главным образом, состраданием и мудростью. С самого начала экономического кризиса в Европе в 2008 году, Православная Церковь быстро реагировала на острые социальные нужды. Во время обнищания, дискриминации, индивидуализации и ослабления связей между людьми и народами Православная Церковь, верная своей миссии, усилила благотворительность и взаимовыручку на уровне своих приходских общин, а также через созданную ею социальную инфраструктуру. Таким образом, она подтвердила свой статус надежного партнера в артикуляции и реализации социальной политики, нацеленной на смягчение страданий, вызванных экономическими потрясениями, особенно среди самых незащищенных членов общества. Известное высказывание Николая Федорова «наша социальная программа — это Святая Троица» полностью подтверждается Православной антропологией, сотериологией и эсхатологией.

http://patriarchia.ru/db/text/2548130.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕБЕДЯНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Елецкой и Лебедянской епархии Липецкой митрополии), находится на сев. окраине г. Лебедянь Липецкой обл., на правом берегу р. Дон. Первоначально мужской. 1621-1919 гг. Основан, вероятно, в 1621 г. по благословению новоизбранного патриарха Московского и всея Руси Филарета (Романова) . Время основания Л. м. позволяют установить документы Разрядного приказа Белгородского стола, хранящиеся в фондах РГАДА. В 1626 г. строитель Савватий и свящ. Иосиф просили в Разрядном приказе иммунную грамоту, сообщая, что «устроен... монастырь в Лебедянском уезде в лесу, и храм воздвигнут во имя Живоначальные Троицы да Пророка Ильи во 131-м году (1622 или 1623 г.- Авт.), и служба... А питаемся, государи, в тои пустынки Христовым имянем. А землицы, государи, пашенные под монастырем нет ничево». Изначально Л. м. часто именовали по одному из топонимов - Яблонова пуст., после возведения Троицкого храма - Лебедянский Троицкий мон-рь Яблонова пуст. 1 марта 1680 г. Л. м. был пожалован в Патриарший дом патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (Савёлову) «вместо взятых к дворцовому селу Павловскому патриарших церковных в Звенигородском уезде пустошей». В 1764 г. при пожаре сгорели все деревянные постройки и архив, Л. м. был упразднен. По преданию, на следующий день после пожара на яблоне в монастырском саду, между Ильинской ц. и настоятельским корпусом, была обнаружена икона «Живоначальная Святая Троица в явлении трех ангелов патриарху Аврааму», присланная в 1665 г. в Л. м. царем Алексеем Михайловичем. Икону пытались перенести в приходскую церковь с. Ст. Ракитня (ныне Ст. Ракитино) Лебедянского у. и различные мон-ри, но она чудесным образом вновь являлась на яблоне в монастырском саду. В 1768 г. решением Синода мон-рь был восстановлен как третьеклассный. Однако уже через неск. лет обитель пришла в упадок. В 1775 г. в Л. м. состояли игумен, монах и священник.

http://pravenc.ru/text/2463211.html

Не быть в Церкви выкидышем В основе стремлении многих креститься именно на праздник Крещения Господня лежит суеверное желание своеобразно этот праздник «отметить», а в худшем глубокая суеверность, убежденность в том, что именно в этот день «крещение полное», и якобы, крещаемым даются особенно сильные ангелы-хранители. 19 января, 2010 В основе стремлении многих креститься именно на праздник Крещения Господня лежит суеверное желание своеобразно этот праздник «отметить», а в худшем глубокая суеверность, убежденность в том, что именно в этот день «крещение полное», и якобы, крещаемым даются особенно сильные ангелы-хранители. Когда наступает праздник Крещения Господня, многие священники, особенно служащие в крупных городах, готовятся к тому, что в этот день придет креститься необычно много людей. Если в среднем приходило 3-5 человек в день, то 19 января придет 25-30, а может и больше. В основе этого стремлении многих креститься именно на праздник лежит, в лучшем случае, желание своеобразно этот праздник «отметить», а в худшем глубокая суеверность, убежденность в том, что именно в этот день «крещение полное», и якобы, крещаемым даются особенно сильные ангелы-хранители. Это суеверие очень настойчиво поддерживается, как и мнение о том, что существует особая «крещенская» и особая «Богоявленская» вода, что они очень разные по свойствам и применять их нужно по-разному, причем на каждом приходе инструкция по применению освященной воду своя. Хочется сразу сказать: «священники виноваты в том, что церковный народ погряз в суевериях!» Да, виноваты очень часто, но не всегда. Зачастую человек просто не желает видеть Бога, заслоняя Его материальной святыней, особым местом или праздничным днем, самозабвенно веря в самодостаточность этих вещей и понятий. С психологической и бытовой точки зрения это очень удобно: все сводится к обрядоверию, исполнению определенных предписаний, исполнению советов «знающих» бабушек, у которых Святая Троица это Бог, Божья Матерь и Мыкола Чудотворец, а понятие личного покаяния за свои грехи размывается и оттесняется, уступая место призывам покаяться всем народом в убийстве царя, страшилкам о мировом масонском заговоре против России и ИННизму.

http://pravmir.ru/ne-byt-v-cerkvi-vykidy...

Но если икона никакая не интерпретация, то почему в «Святой Троице» Андрея Рублева Ангелы, представляющие три Ипостаси, все-таки отличаются друг от друга? Такое отличие, наверное, уже есть интерпретация. К тому же, декан Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже протопресвитер Борис Бобринский в связи с иконой Рублева пишет: «Бесполезно пытаться определить, какой Ангел изображает одно или другое Божественное Лицо, поскольку образ этот не является “иконой Троицы” в строгом смысле этого слова. В подлинном иконографическом предании никогда не изображают ни Отца, ни Духа в человеческом облике, ибо они не воплощены, не вочеловечились и потому не изобразимы. Икона эта имеет особый статус, она символична, так как изображает ветхозаветный образ пришествия Христа, в Котором почивают в полноте и Отец, и Дух» . До отца Бориса и Л.А. Успенский сделал замечание относительно данной композиции: «Всякое наименование Божественных Ипостасей в этом образе может быть только произвольным противоречием VI и VII Вселенским соборам» . И опять непонятно: если бесполезно определять на иконе то или иное «Божественное Лицо», то зачем Рублев изобразил Ангелов в разных одеждах? Писали же их многие предшественники изографа именно одинаковыми. Но, как отмечал тот же Л.А. Успенский, у преподобного Андрея средний Ангел изображен в канонических одеждах Христа, у правого Ангела на хитоне виден клав (символ посланничества), однако менее яркий по сравнению с клавом центрального Ангела, у правого же Ангела клава нет. Почему? Существует своя логика и в расположении жертвенной Чаши ближе всего к среднему Ангелу, Который помещен иконописцем еще в одну большую чашу, образованную внешними контурами двух боковых Ангелов. Указанием на что может быть подобная явная связь Ангела с темой Чаши? Рублев вдобавок вводит еще и своеобразные корреляты: каждому Ангелу соответствует на втором плане свой формоэлемент – дом, дерево и горка. Если не стоит вопрос «кто есть кто» среди Ангелов, то зачем нужна такая самоочевидная связь первого плана со вторым? Надо подчеркнуть «особый статус» иконы, объясняемый ее символизмом: уже в VI веке применительно к данному сюжету были распространены толкования в тринитарном прообразовательном смысле. В Церкви принято пользоваться для дидактических и иных целей изображениями прообразов, символов и идей, но позволительно ли принимать их в качестве объектов поклонения, о котором говорили святые отцы и которое подобает моленным иконам? Как можно понимать в данном случае изображение уже упоминаемого Предвечного Совета Святой Троицы? Для создания моленной иконы с таким сюжетом необходимо свидетельство присутствия кого-либо на этом Совете, ибо свидетельство является одним из оснований православной иконы как таковой. Однако означенными свидетелями не могут быть ни зрители, пусть и самые чистосердечные, ни даже преподобный Андрей.

http://pravoslavie.ru/46974.html

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 14, 1997 Евангельская притча о блудном сыне — о чём она? В этой статье Вы сможете найти текст притчи, его толкование и посыл, который несёт эта история. Притча о блудном сыне Начнем с замечаний по поводу учения Святых Отцов — главным образом “христологической эпохи” — о человеке и человечестве, которое на протяжении веков оставалось в забвении. Это есть учение о единосущии человечества, то есть о том, что люди были сотворены, чтобы быть единосущными друг другу, оставаясь различными ипостасями по образу бытия Святой Трои­цы. Об этом, в частности, пишет преподобный Анастасий Синаит в трак­тате “О создании человека Богом по образу и подобию” 1 . Он называет Адама, Еву и сына Адама тремя единосущными ипостасями по образу Единосущной Троицы; при этом говорит, что Адам не был рожден и не имел причины. Его сын рожден от него. Ева не рождена, но исходит из сущности Адама 2 . Таким образом, пишет преподобный Анастасий, Адам есть образ Вседержителя Бога и Отца, его сын — образ Сына Божия, а Ева — образ Духа Святого. Далее он пишет, что потому и не было вдунуто в Еву дыхание жизни, что она сама являлась образом Духа Святого и Его дыхания 3 . Святая Троица единосущна потому, что “Бог есть любовь”. Единая Сущность Бога значит то, что каждая Божественная Ипостась, то есть Личность — отдельное и неслиянное с другими Самосознание — не претендует на “Свою” сущность, но в устремлении кенотической любви жертвует ею ради Других, и таким образом Божественная Сущность “становится”, то есть является общей — Единой. Эта устремленность кенотической любви выражена в Евангелии от Иоанна: “И Слово бе к Богу” —  κα λγος ν πρς τν Θεν . По этому же образу должно было осуществляться единосущие человечества — через самопожертвование любви. Это самопожертвование значит отказ от всяких прав на себя, от “сво­их” мыслей, “своих” желаний, “своих” чувств — все в пользу другого. Однако первым людям не удалось жить таким подвигом любви, и единосущное человечество распалось на индивидуумы, каждый из которых почувствовал, что имеет право на самого себя. Такое обособление человеческого естества дошло до своего логического завершения в убийстве Каином Авеля.

http://pravmir.ru/pritcha-o-bludnom-syne...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 Между Троицей и адом нет никакого иного выбора. Священник Павел Флоренский Наша социальная программа — это учение о Троице. Николай Федоров Что значит исповедовать Троицу? «Христиане, несмотря на то, что все они исповедуют ортодоксальную веру в Троицу, в своем религиозном опыте по существу остаются настоящими “монотеистами”. Можно даже смело сказать, что если бы учение о Троице было отвергнуто как ложное, большая часть религиозной литературы была бы сохранена почти в неизменном виде» 1 . Это сказал римо-католический богослов Карл Ранер, и мы, к сожалению, должны признать правоту его слов. Слишком многие христиане в настоящее время затрудняются увидеть особый смысл в учении о Троице, а большинство просто игнорирует его как излишнее. “Три-в-Одном и Один-в-Трех” — разве это не что иное, как головоломка, богословская загадка? Разве я чувствую, что в учении о Троице содержится нечто, относящееся непосредственно ко мне? Какое практическое значение имеет это учение для моей повседневной жизни, моего понимания молитвы, человеческой личности, общества и политики? Будучи христианами, мы не просто монотеисты, как иудеи или мусульмане, и не политеисты, как Гомер, но мы видим в Боге одновременно и совершенное единство, и подлинное личностное различие. Вопрос в том, как это видение влияет на способ нашего мышления и действия — на практике? Прежде всего надо подчеркнуть, что учение о Троице является тайной, превышающей человеческое понимание. В данном случае я никак не могу согласиться с мнением Владимира Соловьева, для которого тринитарное учение “совершенно постижимо в его логическом аспекте” 2 . Владимир Лосский ближе к истине, когда пишет: “Троичный догмат есть крест для человеческой мысли никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы” 3 . Из этого, однако, не следует, что о Троице вообще ничего сказать нельзя. Напротив, “тайна” в истинно богословском смысле слова — это именно то, что открыто нашему человеческому пониманию, хотя это откровение никогда не будет исчерпывающим, поскольку касается глубин “божественного мрака”. То, что говорится о троичности Бога в Священном Писании, в определениях Соборов и у святых Отцов Церкви, необходимо принимать как истинное; и все же сказанное не выражает и не может выразить истину в ее живой, трансцендентной целостности.

http://pravmir.ru/svyataya-troitsa-parad...

Певцы из России и ближнего зарубежья съехались в Санкт-Петербург на Александро-Невский хоровой собор/Культура/ЖМПиЦВ Свежий номер Журнала Московской Патриархии ЖМП Церковь Аналитика Новости Анонсы Общество Культура Интервью История Видео искусство и Церковь Иконы-складни царской семьи и шедевры из частных коллекций В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылись сразу две интересные выставки — «Иконописные редкости» и «Иконы-складни императорской семьи». PDF-bepcuя.     2 февраля 2024 г. 13:00 Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Nampuapxuu». PDF-bepcuя.     11 сентября 2023 г. 17:00 Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали uзoбpaжehuя. PDF-bepcuя.     4 сентября 2023 г. 18:00 «С благоговейным умилением соорудили мы сей оклад...» В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Модерн в русской иконе».

http://e-vestnik.ru/culture/aleksandro_n...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010