Современный храм: художественно-стилистический и богословско-литургический аспекты Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 1 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 На протяжении веков начиная с катакомб по наши дни согласно той или иной культурной традиции христиане стремились художественно организовать пространство своих церквей так, чтобы их литургическая жизнь была наполнена синтезом богословия и зримых образов. С самого раннего времени мы видим, как Церковь активно использует язык изобразительного искусства для выражения глубинного содержания веры и ради наглядности проповеди. Но наиболее важным фактором в формировании самого церковного искусства становится богослужение — Литургия с таинством Евхаристии в сердцевине. Каждая эпоха создавала свой тип храма, в котором единое содержание православной веры и смысл Литургии передавался по-своему — византийские храмы внешне и внутренне отличаются от древнерусских, грузинские от сербских, болгарские не похожи на храмы Каппадокии и т. д. Храмы Востока и Запада различались даже в I тысячелетии, когда христианство было ещё единым. И даже если мы возьмём образ русского храма, то увидим, какой сложный путь прошло церковное искусство от Киевской Руси до XXI века. Но под сводами любого православного храма, в каком бы стиле он ни был построен, совершается одна и та же Литургия. Двухтысячелетняя традиция церковного искусства является ярким выражением единства в многообразии, ибо православная вера исповедуется на многих языках; так и различные формы и стили искусства становятся тем многоголосым хором, в котором прославляется Единый Бог — Святая Троица. Но при всём разнообразии церковного искусства в нём есть мощный духовный стержень, который определяет назначение храма как места, где совершается Литургия. В нашей стране с окончанием гонений на Церковь в XX веке возникла возможность восстановления разрушенных храмов и строительства новых. Но в связи с этим встают и новые проблемы. Одна из них — проблема новых строительных технологий и материалов, которые во многом позволяют ускорить процесс возведения и благоустройства церквей. Однако здесь надо быть осторожными, потому что Церковь — это не просто общественное здание, а Дом Божий, где собираются люди для молитвы, поэтому при строительстве церкви и её украшении необходимо помнить, что не все средства хороши. Именно поэтому опытные архитекторы сегодня всё чаще приходят к выводу, что лучше использовать древние, опробованные веками технологии. Кроме того, важно помнить, что в Церкви недопустима никакая ложь, то есть подделки и бутафория.

http://pravmir.ru/sovremennyiy-hram-hudo...

Содержание В. Курбатов. Сын радости Введение. Преподобный Сергий Радонежский Часть I. Пастырь русского народа I. Преподобный Сергий и его биография II. Россия и татары III. Влияние семьи и домашних IV. Бегство из Ростова и переселение в Радонеж V. Годы отшельничества VI. Первые соратники VII. Правило общежития и недовольство в среде учеников VIII. Добровольный уход и возвращение в Троицкий монастырь IX. Прославленный настоятель и его друзья X. На службе Родине XI. Освободительная война XII. Видение мира иного Часть II. Слуга Святой Животворящей Троицы I. Святой-крестьянин II. Наставник Руси во Христе III.Cboбoдa от страха IV. Сила смирения V. Святая Троица VI. Соборная Церковь VII. Пророк победы христианства Часть III. Житие, деяния и чудеса святого и Преподобного отца нашего игумена Сергия Р.А. Соколов. Русская Церковь в эпоху Сергия Радонежского     В. Курбатов. Сын радости С порога надо объясниться – почему Издательство избрало для воспоминания о Сергии Радонежском именно книгу русского эмигрантского мыслителя, историка русского религиозного возрождения 20 в., доктора философии и доктора богословия Оксфордского университета Н. М. Зернова. Ведь Русская Церковь накопила огромную житийную литературу о Преподобном Сергии. И многие их книг прекрасны, начиная с первого «Жития», написанного современником и учеником Сергия Епифанием, как раз за этот труд названного Премудрым. И жития, писанные Пахомием Логофетом, московскими митрополитами Платоном и Филаретом, историками А. Н. Муравьевым и Е. Е. Голубинским . А вот все-таки – Зернов. Дело в том, что те книги написаны изнутри Церкви и они, прежде всего, нравственно назидательны и призваны возжигать благочестивую ревность. Или, как писало в 1904 г. Автор наиболее полного «Жития», подготовленного к 500-летию преставления Преподобного иеромонах (впоследствии епископ) Никон Рождественский , п – заставить читателя «забыть окружающую суету земную, перенестись мыслью и сердцем в отдаленную по времени, но тем более близкую нашему сердцу древность, подышать благоуханием молитв Сергиевых, насладиться созерцанием его боголюбезного смирения».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Содержание Предисловие И.Числов. «Христова жизнь на земле – прообраз бытия христианского мира» Жизнеописание Господа Нашего Иисуса Христа Начало Благая весть Рождение в подземелье Необычайное прославление первого дня рождения Человеколюбца Важные сны Важное и второстепенное Любимый труженик Иоанн Предтеча Иоанн Креститель Небо отверзлось О князе мира сего Первый поединок Исполнилось время Исполнилось писание На сельской свадьбе Новое учение Да будете сынами Божиими Скорлупа смерти Мощь соприкосновения со Христом Феодул Разноликий город Индия Люди и боги как скоты Два семени Бог от Бога Глас с небес Молчание Крещение Духи Простецы и глупцы Лицо Иисуса Типы Типы в притчах Домохозяин Молитва Таинственная книга Пророк Литургия Победитель Изгоняющий бесов [Бог], возлюбивший человека Повелитель природы Сыны царства Целитель недужных Воскрешающий мертвых Сыны тьмы Вера и знание Святая Троица Благословенное царство Высоты истинные и ложные Тайна, на которую пролился свет Приукрашенная ложь Пастушья хижина Проповедь в малой сельской церковке     Предисловие Святитель Николай Сербский (Велимирович, 1880–1956), безусловно, самая яркая и масштабная личность в новейшей истории Балкан, всем житием своим неуклонно свидетельствующая, что подлинная любовь к Господу и служение Ему немыслимы без приобщения к богодарованным ценностям национальной жизни. В одиннадцатый том творений святителя вошли книги «Единый Человеколюбец» и «Феодул». Первое произведение есть воссоздание истории земной жизни Господа Иисуса Христа. Оно отличается глубочайшим проникновением, своего рода «вживанием» в события земной жизни Спасителя, позволяет по-новому взглянуть на знакомые и ставшие привычными евангельские сюжеты, открывая в них все новые смыслы. Книга «Феодул», написанная в жанре «диалогического монолога», носит миссионерско-апологетический характер и уникальна тем, что дает современному читателю редкий пример христианского взгляда современного святого отца Церкви на Индию, ее культуру и религиозные традиции буддизма и индуизма. Это популярное произведение актуально и для искушенного читателя, знакомого с нехристианскими восточными культами и стремящегося разобраться в их сути, чтобы в поисках истины закономерно прийти ко Христу и Православию. «Христова жизнь на земле прообраз бытия христианского мира...»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

У многих жизнь с годами становится скучной и серой, они не знают о дивных секретах и великих тайнах, сокрытых под покровом повседневности. 24 августа в итальянском городе Римини начался крупнейший в Европе христианский форум, в котором принимают участие сотни тысяч людей из разных уголков мира. 29 августа с докладом «Как научиться любви» в рамках форума выступил викарий Святейшего Патриарха епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, — сообщает Пресс-служба Синодального отдела по благотворительности . Полный текст доклада: Дорогие друзья, я очень благодарен вам за приглашение принять участие в этой встрече в Римини. Мне хотелось бы поговорить с вами о самом главном. О любви. Любовь с большой буквы – это Сам Бог (1 Ин.4:16), Святая Троица, Отец, Сын и Святой Дух. Мы будем говорить и о любви с маленькой буквы. О любви человеческой. Не только о том, что Бог в Самом Себе есть Любовь и не только о Любви Бога к нам. Мы будем говорить и о любви человека к человеку. Когда мои дочери были маленькими, они очень любили делать «секретики». Выкапывалась ямка и в нее помещалось что-нибудь красивое: цветочки, разноцветные камушки, фантики от конфет. Потом ямка закрывалась маленьким стеклышком и засыпалась землей, и только мои милые дочки знали о том, какая красота там скрывается. По секрету, на ушко об этом сообщалось и мне, и я приглашался, чтобы разделить их тайную радость. Они тихонько разгребали землю, и я восхищался всегда новой красотой «секретика». У многих жизнь с годами становится скучной и серой, они не знают о дивных секретах и великих тайнах, сокрытых под покровом повседневности. Мы все любим тайны, любим разгадывать загадки, делиться секретами. Кое о чем лучше бы и не знать, но есть тайны, не поняв которых, не найдешь счастья. Узнать Тайну любви — главную, великую Тайну — вот цель человеческой жизни! К сожалению, некоторые в детстве не знали даже любви матери или отца. Как часто подростками мы тосковали, не имея лучшего друга или подруги! Как мучились в юности от несчастной, неразделенной любви! Сколько людей вдруг узнавали, что в их браке, оказывается, нет любви! Сколько родителей страдают от того, что дети их не любят! Бедные, бедные мы люди! Имея внутри себя вложенную при нашем создании способность любить и быть любимыми, мы не знаем об этом и не можем реализовать то, что является сущностью человеческой природы.

http://pravmir.ru/episkop-panteleimon-ka...

Углич. Алексеевский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Монастырь основан в 1371 г. иноком Адрианом по благословению митрополита Московского Алексия. Поначалу монастырь был Успенским, а в 1439 г. был назван в честь святителя Алексия. В смутное время за высокой деревянной стеной монастыря оборонялись 60 монашествующих и около 500 жителей. Все они погибли, и все было сожжено. Памятником погибшим стала трехшатровая Успенская церковь(1628 г.). В то время по Руси было немало трехшатровых храмов, но патриарх Никон вел борьбу с неправильным пониманием простым людом Святой Троицы (неграмотные крестьяне думали, что Троица - это св. Иоанн Предтеча, пресвятая Богородица и Христос). Говорят, что народ попросил сначала построить другой храм, потом уже разрушать этот. Строительство нового храма намеренно затянули и тем спасли церковь, которая стала настолько редкой по своему облику, что народ прозвал ее Дивной. Внутри храмов ничего не сохранилось, за исключением росписей 1854 г. в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи(1681 г.). В настоящее время монастырь является женским. Он не велик, но оживлен. Путеводитель по русским городам, север-восток. Составитель Д. Семеник Алексеевский монастырь, 3 класса, в городе Угличе. Основан в 1371 году, по желанию митрополита Московского Алексия, иноком Адрианом. Здесь хранится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Вратарницею», на которой Богоматерь изображена в виде монахини, с жезлом и четками в левой руке и свечей в правой; эта святая икона, находившаяся в монастырской кладовой, в 1894 году, 23 июня, по просьбе больного купца, прибывшего из Петербурга в обитель, согласно бывшему ему сонному видению, была торжественно перенесена в монастырский Успенский храм и прославилась исцелением этого больного; празднование в честь этой святой иконы, источавшей и многие другие чудотворения, совершается 23 июня. Кроме святой иконы, в монастыре находится также местно чтимая Казанская икона Божией Матери. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

http://sobory.ru/article/?object=00229

ЦВ 12 (385) июнь 2008 /  27 июня 2008 г. «Пензенский синдром» События последних месяцев, связанные с уходом в подземный затвор в Пензенской области группы верующих под руководством Петра Кузнецова (возможно, бывшего монаха), вызвали широкий общественный резонанс. Очевидно, что группа Петра Кузнецова не единственная, существуют и другие радикально настроенные православные и псевдоправославные группы. Их члены активны, их влияние распространяется на различные регионы России, и даже на сопредельные страны, такие как Белоруссия. Приходится признать, что сегодня именно такие группы, а не так называемые тоталитарные секты или движения протестантского толка, представляют главную угрозу для единства Русской Православной Церкви и для духовной безопасности нашей страны. Причины их появления и широкого распространения вызывают удивление и недоумение. Более того, ни у государственной, ни у церковной власти нет сейчас четкого объяснения этих причин. Поэтому необходимо еще раз задуматься над тем, почему это происходит, и что мы должны сделать, чтобы такие группы не появлялись на православной почве. Прежде всего, нужно отметить, что появление групп, подобных пензенской, характерно не только для нашего времени. Русская церковная жизнь XIX–XX веков знала много примеров такого рода. Они были на слуху у церковных деятелей и миссионеров начала ХХ века и даже 1920–40-х годов, но позднее вышли из поля зрения церковноначалия. Первой документально зафиксированной подобной группой были «серафимовцы», появившиеся на Псковщине в 1870-х годах и получившие свое название от имени иеромонаха одного из местных монастырей Серафима, которого они почитали как одного из библейских пророков. Этот Серафим учил, что Второе пришествие уже совершилось и спаслись только его последователи. В 1900-е и 1910-е годы заявили о себе сразу два подобных движения: «иоанниты» в центральном Черноземье и «иннокентьевцы» в Молдавии. Первые считали, что Сама Святая Троица воплотилась в протоиерее Иоанне Кронштадтском, а вторые — что воплощением Бога является их лидер иеромонах Иннокентий. Советское время дало целый веер подобных движений: в 1920-е и 1930-е годы появились «федоровцы» (центральное Черноземье), «ильинцы» (Белоруссия), «стефановцы» (или «подгорновцы»; восточная Украина), «николаевцы» (Мордовия) и другие.

http://e-vestnik.ru/analytics/penzenskij...

Церковь как претворение Тринитарного Домостроительства 1. Введение Тема « Церковь как претворение Тринитарного Домостроительства» и ее материал безграничны. Три предмета темы – Бог , творение и Церковь определяют самое существо христианского мировоззрения и потому многогранны и неисчерпаемы. В настоящем реферате поставлена ограниченная задача схематически представить одно из решений этой темы в русском православном богословии и духовном опыте. 2. Русская Тринитарная экклезиология Живое восприятие Триединого Бога свойственно русскому религиозному сознанию изначала. Оно отражено не только в богатом литургическом наследии Православной Церкви, общем для всего Восточного Православия, но и в характерных национальных особенностях русского церковного самосознания. В житийных сказаниях, которые были любимым чтением народа и практически главным средством его духовного образования, значительное место занимают богословские рассуждения о троичности Божества. При всей отвлеченности их они глубоко входили в религиозное мышление русских христиан и формировали его. Одна из древнейших русских народных пословиц говорит: «Без Троицы и дом не строится». Живоначальная Троица и откровение Ее в жизни Церкви и мира – постоянная тема, к которой обращались в духовных созерцаниях и поучениях русские иерархи и подвижники. Еще у истоков Русского Православия святая равноапостольная княгиня Ольга († 969), «трисиянным светом осияваемая», удостоена была явления Пресвятой Троицы. На Псковской земле, тесно связанной тогда со скандинавскими странами, был воздвигнут первый русский храм в честь Триединого Бога. Четыре века спустя, в переломный период русской истории – время, когда Русь страдала от внутренней раздробленности и татаро-монгольского ига и набирала силу для борьбы с ним, Преподобный Сергий Радонежский († 1392) основал монастырь во имя Живоначальной Троицы «как зеркало для собранных им воединожитие» и для всей Руси, «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего» 1 . Духовная и патриотическая деятельность Преподобного Сергия и его монастыря была поворотным моментом в русской государственной и духовной жизни. Другой великий русский святой – Преподобный Иосиф Волоколамский († 1515), трудами и ревностью которого «православные поборники Святой Троицы уяснили православную веру христианскую» перед угрозой быстрого распространения в северной Руси агрессивной ереси богомильского направления, даже умирая, учил единению в Троице и в Церкви: «перекрестив лице свое, предал дух, проповедуя Святую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа» 2 . Сказания о жизни, подвигах и учении этих древних святых, составленные их учениками, показывают, что современники верно поняли их практическое богословие и передали на последующие времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Этот русскоязычный молитвослов разработан коллективом педагогов и вожатых приходского подросткового лагеря Свв. Космы и Дамиана в Шубине. Подростки — народ чувствительный к попыткам на них как-то повлиять, воспитать. Им важно нащупывать собственную позицию по всем вопросам, важно иметь возможность спорить, не соглашаться. Задача приходского лагеря — построить такие отношения с ребятами, в которых станет возможным искренний и открытый разговор о личном опыте и подлинных переживаниях, в том числе и опыте веры. Именно для построения собственного, живого опыта веры создан этот молитвослов, который можно использовать детям в возрасте от 11 до 17 лет и для домашней молитвы. Над компиляцией работали: Евгения Курашвили, Наталия Рыскина, Елена Грицюк. Группа Вконтакте Facebook группа molitviennik Введите сюда краткую аннотацию Приходской подростковый лагерь храма свв. Космы и Дамиана в Шубине Молитвенник Над компиляцией работали: Евгения Курашвили, Наталия Рыскина, Елена Грицюк. Москва 2016 Вечерняя молитва Предначинательные молитвы (см. стр. 1) Молитва святого Иоанникия Надежда моя - Отец, прибежище моё - Сын, покров мой - Дух Святой; Троица Святая, слава Тебе. Молитва вторая, святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу Вседержитель, Слово Отчее, Иисусе Христе! Будучи Сам совершенным, по великому милосердию Твоему никогда не покидай меня, раба Твоего, но всегда во мне пребывай. Иисусе, добрый Пастырь Твоих овец, не предай меня мятежу змия и на волю сатаны не оставь меня, ибо семя погибели есть во мне. Но Ты, Господи Боже, от всех принимающий поклонение, Царь Святой Иисусе Христе, сохрани меня во время сна немеркнущим светом, Духом Твоим Святым, Которым Ты освятил Твоих учеников. Дай, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твоё на ложе моем: просвети ум мой светом разумения святого Евангелия Твоего, душу - любовью ко Кресту Твоему, сердце - чистотою слова Твоего, тело моё - Твоим страданием, чуждым страсти, мысль мою Твоим смирением сохрани. И подними меня в надлежащее время на прославление Тебя. Ибо прославлен Ты со безначальным Отцом Твоим и с Пресвятым Духом вовеки. Аминь.

http://predanie.ru/book/219801-molitvien...

Гимн 54. Молитва ко Святой Троице 361 . О Отче, Сыне и Душе, Троица Святая, Благо неисчерпаемое, для всех текущее, Красота многолюбезная, не имеющая насыщения, Чрез веру одну и сверх надежды спаси меня. О Свет трисиянный, о Троица Пресвятая, Троица лицами и Единица существом, Чрез веру одну и сверх надежды спаси меня. Источник премудрости, излияние святыни, Чрез веру одну и сверх надежды спаси меня. О огнь, очистительный для грехов, Душу мою очисти от прегрешений, (Душу мою омой от неведения) 362 , Душу мою исхити от скверн, Властвуй над помышлениями души моей, Царствуй над представлениями ума (моего) 363 , Покажи меня всесильным царем над страстями, Господством ума воссияй в сердце моем, Освободи от всякого греха, Просвети и украси омраченного, Воззри на меня оком милостивейшим, (Очисти и удобри потемненного). О Отче, Сыне и Душе, Троица Святая, Ты мне подай светоносного Ангела, Уму помощника, пестуна, защитника, (Хранителя души моей и тела), Руководителя, направляющего ко спасению. Очисти душу мою и плоть, Ты меня смертного соделай освященным, Ты меня устрани от земного мудрования, Ты иссуши во мне источники злобы, Ты мне источи дожди слез. Ибо Ты – Бог сострадательный, благодетель, Незлобивый ко всем беззаконновавшим, Весьма доступный для всех согрешивших И долготерпеливый ко всем отвергшимся. Неправедным и освященным, Не беспорочным и просвещенным 364 Ты определил спасение искупления. Ты подал образы покаяния даже и Мне нечистому и непотребному, Мне лукавому и скверному, Мне помраченному и оскверненному. Ибо я беззаконничал более древних, Весьма прогневал и раздражил Тебя; Свыше числа бесчисленных звезд, Свыше песка морского я согрешил пред Тобою; Нет (такого) вида зла и лукавства, Нет постыдной злобы и порока, Которого я не совершил во всякое время и (на вся ком) месте, Душою, помыслом, словами и делами. Умножились мои пороки и мерзости, (Без числа умножились мои злодеяния), Увеличилось бремя грехов моих, (как бы железное) 365 . Мысленными цепями согбена шея моя,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Тропари Пресвятой Троице Встав от сна, мы припадаем к Тебе, Благой, и ангельскую песнь возглашаем Тебе, Сильный: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, молитвами Богородицы помилуй нас. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. С одра и от сна Ты воздвиг меня, Господи! Просвети ум мой и сердце, и открой уста мои, чтобы воспевать Тебя, Святая Троица: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, молитвами Богородицы помилуй нас. И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Внезапно придет Судия, и деяния каждого обнаружатся. Со страхом воскликнем в полуночи: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, молитвами Богородицы помилуй нас. Господи, помилуй. (12 раз) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Молитва ко Пресвятой Троице Встав от сна, благодарю Тебя, Святая Троица, что по великой Твоей милости и долготерпению Ты, Боже, не прогневался на меня, ленивого и грешного, и не погубил меня в беззакониях моих, но оказал мне обычное Твое человеколюбие, и поднял меня, в забвении лежащего, чтобы принести Тебе утренние молитвы и прославить могущество Твое. И ныне просвети мои очи мысленные, чтобы мне поучаться словам Твоим, разуметь заповеди Твои и исполнять волю Твою, и воспевать Тебя от всего сердца и восхвалять имя Твое святое, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и всегда и во веки веков. Аминь. Придите, поклонимся Царю, нашему Богу. (Поклон) Придите, поклонимся и припадем ко Христу, Царю, нашему Богу. (Поклон) Придите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему. (Поклон) Псалом 50 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сотворил, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутри меня явил мне мудрость [Твою]. Окропи меня иссопом , и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от вины за пролитие крови, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2432...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010