«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Часослов (рус) Часослов в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота). Второю часть книги составило приложение к Часослову. Часослов ВОССТАВ ОТ СНА По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Тропари Пресвятой Троице Восстав от сна, припадаем к Тебе, Благой,/и ангельскую песнь возглашаем Тебе, Сильный:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/ по молитвам Богородицы помилуй нас!» Слава: С постели и от сна Ты поднял меня, Господи!/Ум мой просвети и сердце,/и уста мои отверзи,/чтобы воспевать Тебя, Святая Троица:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/ по молитвам Богородицы помилуй нас!» И ныне: Внезапно Судия придёт,/и дела каждого обнаружатся./Но в страхе воскликнем в полночь:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/ по молитвам Богородицы помилуй нас!» Господи, помилуй. (12) Молитва Пресвятой Троице Восстав от сна, благодарю Тебя, Святая Троица, что по великой Твоей благости и долготерпению, Ты, Боже, не прогневался на меня, ленивого и грешного, и не погубил меня с беззакониями моими, но оказал мне обычное Твоё человеколюбие, и поднял меня, в бесчувствии лежащего, чтобы я рано утром к Тебе обратился и славословил власть Твою. И ныне просвети взоры мыслей моих, отверзи уста мои, чтобы мне поучаться слову Твоему, и уразумевать заповеди Твои, и творить волю Твою, и петь, прославляя Тебя от сердца, и воспевать всесвятое имя Твоё, Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Молитва иная Слава Тебе, Царь, Боже Вседержитель! Ты божественным Твоим и человекролюбивым промыслом сподобил меня, грешного и недостойного от сна восстать и достигнуть входа в святой храм Твой. Прими, Господи, и глас моления Твоего, как глас святых и невещественных Твоих Сил, и благоволи, да сердцем чистым и духом смиренным принесена Тебе будет хвала от скверных уст моих, чтобы и мне стать общником мудрых дев с сияющим светильником души моей и славить Тебя, во Отце и Духе славимого – Бога-Слово. Аминь

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Закрыть itemscope itemtype="" > Объяснение молитв и песнопений праздников Из учебника церковнославянского языка 27.08.2015 1564 Время на чтение 19 минут - Успение Пресвятой Богородицы; - Святая Пасха (Светлое Христово Воскресение); - Святая Троица (Пятидесятница); - Неделя о блудном сыне; - Покров Пресвятой Богородицы; - Введение во Храм Пресвятой Богородицы; - Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских; - Рождество Христово Успение Пресвятой Богородицы Учебный перевод кондака Богородицу, - неусыпную в молитвах и неизменное упование [наше] в заступлении, - гроб и смерть не удержали, ибо Вселившийся в Приснодевственную утробу преставил (переселил) Ее к [вечной] жизни как Матерь Жизни. В тропаре, кондаке, задостойнике и во всей службе Успению Богородицы нетленность Девства Божией Матери сопоставляется с нетленностью Ее Успения. О том же говорится и в тропаре 6-й песни второго канона (прп. Иоанна Дамаскина) на утрени: Из Тебя возсияла Жизнь, не разрушив ключей Девства, - как же пречистое и живоначальное Твое тело оказалось способным испытать смерть (=стало причастным испытанию смерти). Учебный перевод задостойника Успению Божией Матери Побеждаются (преодолеваются) пределы естества (природы) в Тебе, Дево Чистая, - Рождество остается девственным, а смерть обручается с жизнью. По Рождестве девственная и по смерти живая, спасаешь присно, Богородице, наследие Твое. Святая Пасха (Светлое Христово Воскресение) Мария и ее спутницы, пришедшие до рассвета и обретшие камень отваленным от гроба, слышали от Ангела: «Во Свете присносущном Сущего что [вы] ищете среди мертвых, словно человека? Воззрите на гробные пелены, спешите и м i ру возвестите, что восстал Господь, умертвивший смерть, ибо Он - Сын Бога, спасающего род человеческий». Святая Троица (Пятидесятница) Перевод: Благословен Ты (есть), Христе Боже наш, явивший ловцов (т.е. рыбаков) премудрыми, ниспослав им Духа Святого, - и через них уловивший [всю] вселенную. Человеколюбче, слава Тебе! Главная мысль тропаря, раскрывающего внутреннее содержание праздника, заключается в том, что именно ниспослание апостолам Святого Духа сделало их, простых и некнижных рыбаков, премудрыми, и через них Господь уловил (привлек к Себе) всю вселенную. В тропаре также содержится напоминание о евангельских словах Христа Спасителя Своим будущим ученикам - Симону и Андрею, - о том, что Он сотворит их ловцами человеков ( Мф 4,18-19; Мк 1,16-17 ).

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/29/...

Троица, 10 икон Святой Троицы Несколько иконописных традиций и 10 икон Святой Троицы — интересные факты и важные комментарии. 30 мая, 2015 Несколько иконописных традиций и 10 икон Святой Троицы — интересные факты и важные комментарии. Содержание статьи Икона Святой Троицы — что на ней изображено? Об этом мы поговорим, рассмотрев вопрос на примере десяти самых известных икон, изображающих Святую Троицу. Святая Троица Один из отцов-основателей античной философии, а вместе с ней и всей европейской цивилизации древнегреческий философ Аристотель сказал: «Философия начинается с удивления». То же можно сказать и о христианской догматике — она не может не вызвать удивления. Миры Толкиена, Энде и Льюиса со всеми их сказочными загадками не тянут даже на тень таинственного и парадоксального мира христианского богословия. Христианство начинается с великой тайны Пресвятой Троицы — тайны Божией Любви, явленной в одном этом непостижимом единстве. В. Лосский писал, что в Троице мы видим то единство, в котором пребывает Церковь. Подобно тому, как Лица Троицы пребывают неслиянно, но составляют Единое, все мы собраны в единое Тело Христово — и это не метафора, не символ, а такая же реальность, как реальность Тела и Крови Христа в Евхаристии. Как изобразить тайну? Только через другую тайну. Радостная тайна Боговоплощения позволила изображать Неизобразимое. Икона — символический текст о Боге и святости, явленной во времени и пространстве и пребывающей в вечности, подобно тому, как сказочный лес из «Бесконечной истории» Михаэля Энде, созданный в воображении главного героя, начинает существовать без конца и начала. Постичь эту вечность мы можем благодаря еще одной, далеко не последней в мире христианского богословия тайне: Сам Бог просвещает каждого христианина вслед за Апостолами, даруя Самого Себя — Святого Духа. Дары Святого Духа мы получаем в Таинстве Миропомазания, Он же пронизывает весь мир, благодаря чему и существует этот мир. Итак, Святой Дух приоткрывает нам тайну Троицы. И потому день Пятидесятницы — Сошествия Святого Духа на апостолов — мы называем «День Святой Троицы». Икона Святой Троицы Троица и «Гостеприимство Авраама» — сюжет иконы Живоначальной Троицы

http://pravmir.ru/10-ikon-svyatoj-troicy...

Абстракт Понятие синергии, будучи многомерным и многоплановым, рассматривается в контексте природно-ипостасных отношений Бога и человека, не исчерпываясь определением «совместного труда». Святая Троица и человек, Святая Троица и Церковь – только в рамках этих «богословских координат» учение о синергии обретает полноценное догматическое звучание. Синергия бытия и синергия диалога, синергия в развитии и внутренних отношениях, синергия как проявление общения, задуманного Богом, рассматривается в статье. «Мы соработники у Бога» ( 1Кор 3. 9 ) «Живущие в доме Твоем… приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе» ( Пс 83. 5, 8 ) . 1. Синергия со-бытия и синергия диалога: постановка вопроса Тема «соработничества» человека и Бога, их синергии является центральной в христианской антропологии и в смежных с ней направлениях богословия. Как в сотериологии, в учении об обожении человека, так и в проблематике со-образности человека своему Творцу, в со-образности Церкви Святой Троице, одной из ключевых задач является верная интерпретация характера синергического общения человека и Бога. Термин «синергия» (συνεργα), употребляющийся как в Священном Писании , так и в Предании Церкви, включает в себя понятие «энергии» и, поэтому, синергийное богословие теснейшим образом взаимосвязано с богословием энергий, как нетварных, так и тварных 1 . Однако, «недостаточно рассматривать православное учение о синергии в одном лишь контексте догматической полемики VII в. об энергии божественной и человеческой природ Христа и споров XIV века о тварности и нетварности явления Света. Такое суждение, по существу, подспудно вводит два ряда – «сущность/ипостась» и «сущность/энергия» – там, где по искреннему христианскому пониманию должен быть один, «сущность/ипостась/энергия» 2 . Синергия Бога и человека не может быть мыслима и представляема одномерно, то есть вопрос, в чём заключается синергия, не может рассматриваться исключительно в плоскости взаимоотношения природ и, соответственно, энергий Бога и человека 3 , поскольку «лицо не может быть помыслено без сущности, а сущность Бога» и подобного ему человека, «не может быть мыслима в «голом состоянии», без лица» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа, и Единороднаго Сына во чреве Его, писати на иконах и голубь между ими, зело не лепо и не прилично есть, зане кто виде Отца, по Божеству; Отец бо не имать плоти, и Сын не воплоти родися от Отца прежде веков аще Давид пророк и глаголет: из чрева прежде денницы родих Тя, обаче то рождение не плотьское: но неизреченно и непостижимо бысть. Глаголет бо и Сам Христос во святом Евангелии: никтоже весть Отца, токмо Сын. И Исаия пророк во главе 40 глаголет: кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте Его. Еда бо образ сотвори древоделя, или златарь слияв злато позлати и, или подобием сотвори Его. Подобие и святый Павел Апостол в деянии глаголет, во главе 17, зачало 40: род убо суще Божий, не должни есмы непщевати, подобну быти Божеству злату, или сребру, или камению и начертанию художну, и смышлению человека. Глаголет бо и Иоанн Дамаскинский: коим же, невидимаго и безтелеснаго и не описаннаго и не образнаго Бога, кто может сотворити подражание; пребезумия убо крайняго и нечестия образовати Божество. Подобие же возбраняет о сем и Святый Григорий Двоеслов; сего ради Саваофа, Иже есть Божество: и тое преждевечное рождение Единороднаго Сына от Отца, умом точию подобает нам разумети, а писати во образех, отнюд не подобает и невозможно. И Святый Дух не есть существом голубь, но существом Бог есть. А Бога никтоже виде, якоже Иоанн Богослов и Евангелист свидетельствует, обаче аще во Иордане при святом Крещении Христове, явися Святый Дух в виде голубине; и того ради на том месте точию подобает и писати Святаго Духа в виде голубином. А на ином месте имущии разум, не изобразуют Святаго Духа в голубином виде. Зане на Фаворстей горе яко облаком явися и иногда, инако. Еще же Саваоф не именуется точию Отец, но Святая Троица. По Дионисию Ареопагиту, Саваоф толкуется от жидовска языка, Господь сил: се Господь сил, Святая Троица есть, Отец и Сын и Святый Дух. Обаче аще и Даниил пророк глаголет: яко видех ветхаго денми седяща на судищи. И то не о Отце разумеется, но о Сыне, еже будет во Второе Его Пришествие судити всякаго языка страшным судом.

http://sedmitza.ru/lib/text/440371/

Закрыть itemscope itemtype="" > О вере пытать на путях и на торжищах… Грустные заметки о быстротекущем 05.06.2023 2134 Время на чтение 16 минут Ныне же и в домах, и на путях, и на торжищах иноки и мирские, и вси сумнятся, все о вере пытают… (Иосиф Волоцкий) Шедевр русской религиозной живописи, икону «Святая Троица», написанную монахом иконописцем Андреем Рублёвым в похвалу преподобному о. Сергию Радонежскому в XV веке, власти передала из Третьяковской галереи, где она находилась большую часть времени, – домой, в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси уточнила, что решение было принято «в ответ на многочисленные просьбы православных верующих». Не все согласились с этим решением. На инетовских площадках, которые в нашем случае следует уподобить торжищам, настолько сильные здесь клубятся страсти (философ Кьёркегор утверждал, что в новое время дьявол поселился в печатной краске, а теперь можно добавить – и в интернете), возникли вихревые, а местами яростные всплески возмущения, направленные против него. Во всём противоречии с упованиями о. Сергия, «Дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Рознь взбухла и увеличилась в мире именно в связи с событиями по передаче «Троицы» в родной дом, в Церковь. Работы Андрея Рублёва почитались чудотворными уже по факту принадлежности их кисти славного иконописца. Этому, в противовес утверждениям об ординарности образа, есть и документальные подтверждения: икона святой Троицы, находившаяся по правую сторону царских врат, в описи монастыря 1641 года, и в описи Троице-Сергиева монастыря лета 7150 года, называется чудотворною. Огромная творческая свобода и духовидческая глубина позволили иконотворцу написать не икону даже, а воплотить в ставший графическим символом образ единства трёх ипостасей Бога, запечатленный в рамки простой, идеально точной и выразительной композиции с преобладающей золотисто-лазоревой цветовой гаммой. Икона относит созерцателя к идее невечернего Света, наиболее полно выражающейся в убеждении, что Бог есть любовь…

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/05/o_...

Отдел второй. Учение о Святой Троице § 22. Догмат о Святой Троице Все учение Святого Откровения, выраженное словами, символами, деяниями, богоявлениями – в конце концов сводится к догмату о Святой Троице как самой великой и самой святой тайне. В сравнении с прочими священными тайнами она составляет тайну всех тайн. Богооткровенное учение о единстве Божия существа и Его свойствах представляет собой некий вид введения и приготовления к откровению учения о троичности Лиц в Едином Боге. Всецелое учение Святого Откровения о Боге самой своей природой тяготеет и стремится к учению о Святой Троице как к полноте истины, как к сердцу совершенства, как к душе Божества. Оно составляет одно неделимое целое, один священный организм; посему и не может ни разделяться, ни дробиться, чтобы не потерять своего богодухновенного характера и животворящей благодатности и силы. Так как неделимо учение Откровения о Боге, то – «нет различия в вере, нет разделения и в благочестии». Учение Откровения о Боге Отце неотлучно от учения о Боге Сыне и от учения о Боге Духе Святом. По сей причине «отец Православия», святой Афанасий Великий , провозглашает: «Совершенное богословие – в Троице (ν Τριδι ϑεολογα τελεα στι)». Христианская вера – это вера в Святую Троицу, и она совершенна и неизменна, ибо ею возвещена полнота истины и Откровения о Триедином Боге. Великий тайновидец Божественных истин, святой Григорий Богослов , говорит: «Мы узрели и проповедуем краткое, ни в чем не излишествующее богословие Троицы (σντομον α πριττον τς Τρδος ϑεολογαν), от Света – Отца прияв Свет – Сына во Свете – Духе». Учение Святой Троицы о Святой Троице составляет совершенное учение о Боге, совершенное богословие; в этом заключается и полнота богопознания, и полнота спасения. Святая Троица есть всё во всём, в Ней вся истина, вся жизнь, весь путь, вся вечность. Сама по Себе и в Своем Откровении миру Святая Троица – это «пречистое богословия таинство». Вследствие столь исключительной и уникальной значимости догмат о Святой Троице – это печать (signum) христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Псков. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Как считали наши предки, Собор во имя Святые Живоначальные Троицы послужил краеугольным камнем для основания сего города. Воздвигнут он был по велению Великой Равноапостольной княгини Ольги Российской в середине 10 века. Родом псковитянка, Ольга одной из первых на Руси приняла крещение. Тогда " прииде блаженная Ольга близ реки, глаголешая Пскова, и ста на устии той реки… И внезапно преславное видение виде светлыми лучами осиеваемо место оное, пророчествуя, глаголяше: на месте сем будет храм Пресвятые Троицы и град велик зело и славен будет… " Второй собор возвел в камне в 12 в. Всеволод-Гавриил, первый князь Пскова. Облик этого храма приблизительно можно представить по иконе с образом князя у алтаря в Троицком соборе (Всеволод-Гавриил писан в рост, держащим на ладони модель храма, который он подарил Богу и псковичам). Самым замечательным был третий Троицкий собор 1367 года, сыгравший важнейшую роль в развитии местной архитектурной традиции. Некоторые ученые считают его автором мастера Кирилла, воплотившего в Псковском градостроении идею церкви соборной как образа и подобия вышнего Иерусалима, небесного дома Святой Троицы. Реконструкция собора говорит о 25 (!) его престолах (с храмами Довмонтова города), одноглавии мощного храма и 32 (!) скатах его перекрытия. Псковичи воспринимали свой город земным подобием Града Небесного («яко же Горний Иерусалим») и величали его Домом Святой Троицы. Нынешний Троицкий собор, четвертый по счету, построен в 1699 году в общерусских московских традициях: это многоярусный (72 метра), кафедральный, шестистолпный, пятиглавый храм, с тремя высокими апсидами, двумя приделами, галереями, подцерковьем (с храмом св. Серафима Саровского). Архитектурное решение достаточно строго: четкий объем храма, беленые стены, немного декора (в стиле «нарышкинского барокко» и яркие пятна псковских поливных изразцов — в первом ярусе). Несмотря на перестройки в 18 веке (крыльцо, контрфорсы, закладка галерей) и ремонт конца 19 века, собор сохранил первоначальное решение. Высок и затейлив иконостас в 7 (!) ярусов в интерьере храма. Замечательны многие иконы, в том числе: «Святая Троица», «Чирская Богоматерь» и прославленная «Псково-Покровская Богоматерь», недавно возвращенная на родину из Германии. Мощи псковских святых: Всеволода-Гавриила, Довмонта, юродивого Николки Салоса и других — хранятся в раке. В соборе и вокруг него — захоронения великих «мужей пскович». Святая Троица — настоящее сердце стольного града Пскова.

http://sobory.ru/article/?object=00256

Сахарна. Троицкий Сахарнянский монастырь. Монастырь " Святая Троица " /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Вход в монастырь расположен между двумя скалами Сахарнского ущелья, длина которого — 16 км. Монастырь был основан в 1459 году. Сегодня официально признана именно эта дата создания монастыря. Но, если быть точным, то точной даты создания, конечно же, не упомнит никто. Когда в эти места пришли монахи, когда вырубили в скале первые пещеры, установить не удалось. Он расположен между тремя прекрасными узкими низменностями, ущелий реки Днестр и окружен скалистыми и отвесными горами, обладающими изумительным и живописным видом. Поднимаясь и спускаясь по крутым склонам гор около монастыря Сахарны, создается неизгладимое впечатление о невозможности подобного сочетания природных элементов, в одном месте. На территории нынешнего Свято-Троицкого монастыря находится Сахарнянский Благовещенский скальный монастырь. Время создания Сахарнянского Благовещенского скального монастыря неизвестно, Одна из версий та, что монастырь был основан в 1459 году, другая, что в 1777 году церковь была обновлена схимником Варфоломеем Криворучкой, прибывшим из России. Около церкви расположены четыре кельи, вход в одну из которых ведет прямо из притвора, а выше в скале высечено еще несколько пещер, которые по преданию служили укрытием для посетителей монастыря и убежищем для населения во время набегов татар. В средневековый период монастыри зачастую были единственными центрами сопротивления многочисленным захватчикам. Сахарна – скальный монастырь, защищённый четырьмя скалами, создающий умиротворённую атмосферу для всех православных прихожан. Самая высокая скала называется Гримидон. Позже, ближе к ущелью была воздвигнута новая деревянная церковь и основан монастырь «Святая Троица»(1777). Затем на месте деревянной церкви строится каменная церковь в старо-молдавском стиле, богато декорированная настенными фресками. Летняя церковь Святой Троицы (1818-1821); зимняя церковь Успения Божьей Матери (1863).

http://sobory.ru/article/?object=26828

СВЯТАЯ ТРОИЦА В ПАЛАМИТСКОМ БОГОСЛОВИИ Историки христианской мысли, как и богословы всех конфессий, озабоченные вопросом единства христиан, в один голос признают, что уже в IV в. изложение учения о Троице, которое можно определить как «каппадокийское», и западная «августиновская» трактовка Троицы представляли собой две различные системы мысли, определившие в дальнейшем пути развития богословия на Востоке и на Западе. Грубо говоря, латинское «августиновское» богословие считает само собой разумеющимся сущностное единство Бога и уже затем переходит к уточнению, что Бог, кроме того, существует в трех Лицах. Греческая же мысль начинает с доказательства божественности Логоса и Духа – это главная задача святоотеческих сочинений, направленных против арианства, – считая самоочевидным, что они представляют собой разные лица (не только πρσωπα, но υποστσεις – точный термин, указывающий на различие существований). Иногда отцов-Каппадокийцев даже обвиняли в троебожии, так что свт. Григорий Нисский написал даже известное сочинение «К Авлавию» 1071 , в котором доказывал, что «нет трех богов», поскольку Отец, Сын и Дух имеют только одну энергию, являя единство божественной природы. С другой стороны, защитники августиновской триниталогии иногда выглядели модалистами, и Фотий, в самом начале споров о Filioque, называет западных христиан «полусавеллианами» из-за того, что те недооценивали уникальность личных, ипостасных свойств Божественных Лиц, часто видя в них не более, чем взаимные отношения. Сегодня православные богословы в целом согласны с тем, что греческая святоотеческая традиция обретает окончательную завершенность в богословии свт. Григория Паламы , афонского исихаста XIV в., позднее ставшего архиепископом Фессалоникийским, который сформулировал тринитарное богословие, различая внутри Божества трансцендентную сущность, три ипостаси и нетварные энергии. Богословие Паламы было официально одобрено на нескольких поместных соборах, собиравшихся в Константинополе (1341, 1347, 1351, 1368), признано полнотой Православной Церкви и включено в богослужебные книги и богослужебную практику. Однако среди западных ученых вопрос о том, действительно ли паламизм сохраняет преемственность по отношению к святоотеческой традиции, остается спорным, что, очевидно, связано не только с историей вероучения, но и с проблемой взаимоотношений с западной – августиновской и томистской – традицией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010