Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, великомученицы на 4 и равноап. Ольги на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – кондак и икос великомученицы, глас 6-й, кондак равноап. Ольги, глас 4-й; седален великомученицы, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 5-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й. «Слава» – светилен великомученицы, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 5-й – 4, и великомученицы, глас 3-й и глас 8-й – 4 (со славником и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 6-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Примечание. Припевы к двум последним хвалитным стихирам см. в Минее (напр., в прокимне на Литургии или в стихирах на стиховне вечерни и утрени). Стих 1-й: «Дивен Бог во святых Своих,/Бог Израилев»; стих 2-й: «В церквах благословите Бога,/Господа от источник Израилевых». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…». На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь великомученицы. На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь равноап. Ольги. Кондак только воскресный. На Литургии блаженны гласа – 6 и великомученицы, песнь 3-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь великомученицы, тропарь равноап. Ольги; кондак великомученицы. «Слава» – кондак равноап. Ольги, «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь великомученицы, тропарь равноап. Ольги; кондак воскресный, кондак великомученицы. «Слава» – кондак равноап. Ольги, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь великомученицы, тропарь равноап. Ольги; кондак воскресный, кондак храма, кондак великомученицы. «Слава» – кондак равноап. Ольги, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-07-24/

Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и мученицы на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос мученицы, глас 4-й; седален мученицы, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й. «Слава» – светилен мученицы, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 8-й – 4, и мученицы, глас 4-й и глас 5-й – 4 (со славником и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 9-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Примечание. Припевы к двум последним хвалитным стихирам мученицы см., напр., в Минее в прокимне на Литургии. Стих 1-й: «Дивен Бог во святых Своих,/Бог Израилев»; стих 2-й: «В церквах благословите Бога,/Господа от источник Израилевых». Ср.: Минея общая, гл. 20-я. Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...». На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мученицы. Кондак только воскресный. На Литургии блаженны гласа – 6 и мученицы, песнь 3-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь мученицы. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь мученицы; кондак воскресный. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь мученицы; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – «Предстательство христиан...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-08-06/

  Великопостный круг, как и положено, начинается с недели о мытаре и фарисее. Владыка Лука обращается к Богу: «О Господи, Господи! Ты живешь на высоте небес и вместе с тем в сердцах смиренных и сокрушенных. Они дороги Тебе, Ты любишь их, Ты считаешь их детьми Своими. Ты посылаешь в безмерном изобилии благодать Твою им, ибо так Ты говоришь: " ...вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим " (Ис. 66, 2).   Только на них призирает, а гордым Бог противится, и только смиренным дает благодать. Тем противится, говорит пророк, которые не смирились пред Его безмерным величием, которые отвергают Его покров, Его промысл, которые говорят: мы не дети, сами найдем пути жизни. Не будем ни пред кем преклоняться, ибо мы не рабы.   Не рабы?! О нет! Рабы они, жалкие рабы: рабы гордости и тщеславия, рабы похотей плоти, рабы страстей.   С ними нет Бога, ибо Он живет только с сокрушенными и смиренными и только им подает Свою благодать.   А гордых, превозносящихся, Господь не слышит никогда, никогда, сколько бы ни молились Ему; не слышит, как не слышал гордого фарисея.…   Ведь все святые, великие святые считали себя грешниками и недостойными пред Богом – искренне, искренне считали себя такими. Ибо они постоянно рассматривали сердце свое и видели в нем зоркими глазами своими всякую, даже самую малую нечистоту, и ужасались, если находили такую нечистоту. Искали – и смирялись пред Богом искренне и считали себя грешниками и недостойными.   Кто был более свят, более превознесен Богом, кто был величайшим святителем, если не блаженный отец наш Иоанн Златоуст? А каждый вечер читаем в удивительной молитве его такие слова: " Помяни мя, грешного раба Твоего, студного и нечистого, во Царствии Твоем " .   Если на каждой молитве будем всегда вспоминать о грехах и если, произнося великую молитву Иисусову: " Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного " , будем сейчас же, сейчас же вспоминать и неуклонно в уме держать все грехи наши, а особенно самые тяжкие, самые мерзкие грехи, если будем неуклонно помнить о грехах своих, то мало-помалу начнут из глаз наших капать слезы покаяния. А когда даст Господь эти слезы, тогда придет и святое смирение, царица всех добродетелей».

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

В конце утрени вновь открываются царские двери, священник громко возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет», на что на клиросе отвечают пением великого славословия: «Слава в вышних (на небесах) Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славны Твоея, Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче (Агнец) Божий, Сыне Отечь, вземляй (принимающий) грех мира, помилуй нас; вземляй грехи мира, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко ты еси един Свят. Ты еси един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца. Аминь». После великого славословия произносятся ектении, – сугубая и просительная, и отпус к т (благословение) священника. Первый час (Служб церковных, называемые часами, четыре: первый час, третий, шестой и девятый. Часы состоят из чтения псалмов и молитв. Первый час совершается в воспоминание суда над Иисусом Христом; на третьем часе вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов; на шестом – распятие, на девятом – смерть Иисуса Христа). К Утрени присоединяется чтение первого часа. В читаемых здесь псалмах говорится о могуществе и святости Господа. Мы просим Его, чтобы Он «заутра (с раннего утра) услышал глас (молитву) наш» и направил наши дела на добрый путь. Заканчивается служба хвалебной песнью Божией Матери и молитвой священника, чтобы Господь Бог помиловал и спас Нас, «яко благ и человеколюбец». Литургия Литургия есть самое важное богослужение, потому что на нем совершается величайшее из таинств – таинство святого Причащения. Литургия называется также обедней, потому что служится во время дня, близкое к обеденному, перед полуднем. В молитвах, песнопениях и священнодействиях за литургией вспоминаемся вся земная жизнь Иисуса Христа до вознесения Его на небо. Таинство святого Причащения называется еще таинством святой Евхаристии, то есть благодарственной жертвой так как оно совершается в благодарное воспоминание крестных искупительных страданий Господних и по заповеди Спасителя: «Сие творите в мое воспоминание». Евхаристия есть бескровная жертва, приносимая Богу за грехи всех людей живых и умерших, как бы ежедневное повторение жертвы Голгофской, принесенной Самим Христом. Она заменила, ветхозаветные кровавые жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

В этом учении Беды мы встречаем больше разнообразия и оригинальности. Для спасения первого, падшего Адама пришел Второй Адам, “то есть Сам Господь и Создатель наш, родившийся от Девы, неискаженно и неизменно созданный по образу Божию, непричастный никакому греху, исполненный всякой благодати и истины Он истинно есть Новый Человек, созданный по образу Божию, поскольку Он так воспринял от Адама истинную сущность плоти, что в Нем не было ничего от скверны порока” (На нач. Быт, I, PL 91, 29). Как постхалкидонский богослов, Беда точно излагает учение о двух истинных природах и едином Лице Спасителя (Толк. на 1 Цар, III.2; Толк. на Лк, I.1, PL 92, 326). “Человеческая природа без каких-либо предшествующих заслуг доброделания соединилась с Богом Словом в утробе Девы, так что стала одним Лицом с Ним” (Толк. на Деян, X). Сын Божий воспринял не только человеческую плоть, но и душу, не отягощенную никаким грузом греха (Толк. на Лк, I.1, PL 92, 319; ср. I.2, PL 92, 350). Безгрешность человеческой природы Спасителя Беда вслед за Августином объясняет непорочностью Его девственного зачатия, ибо в Деве Марии “было зачатие, а не плотское влечение”, и “не разжжение плотского вожделения”, ибо “только Тот поистине свят, Кто не был рожден от плотского соединения, чтобы победить само состояние тленной природы” (Толк. на Лк, I.1, PL 92, 318–319). В образе зачатия Спасителя Беда различает действие Второго и Третьего Лиц Святой Троицы, а именно — исполнение Пресвятой Девы Святым Духом, которое совершило само зачатие, и осенение Силой Всевышнего, то есть Сыном Божиим, когда “бес­телесный Свет Божества воспринял в Ней [уже зачатое] человеческое тело” (Толк. на Лк, I.1, PL 92, 318–319). Беда считает, что Господь, восприняв разумную человеческую душу (ani­ma rationalis), “возрастал в премудрости и благодати” (sa­pientia et gratia), то есть Его душа имела “естественное человеческое знание (naturalem intelligentiam), которое признается причиной разума у людей”; но не потому что Бог нуждался в этом, а потому что “Он выбрал это в качестве средства нашего спасения” (Толк.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. Величания два – Предтечи: «Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое», и русских святых: «Ублажаем вас, чудотворцы наши славнии, землю Русскую добродетельми вашими озарившии и образ спасения нам светоявленно показавшии». «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седальны Предтечи по 1-м и 2-м стихословии, глас 4-й: «Ныне прозябе...», и глас 8-й: «Христова пришествия...» (по единожды (без Богородичнов)). Седальны русских святых по 1-м и 2-м стихословии (по единожды (без Богородичнов): от 1-го стихословия – глас 3-й: «Мужайся, Христова Церковь...»; от 2-го стихословия – глас 1-й: «Аще и глаголют...»). Полиелейный седален русских святых, глас 5-й: «Красуйся, светися, Русь...», ин полиелейный седален русских святых, глас 3-й: «Светло совершающе...». «Слава» – седален Предтечи по полиелее, глас 8-й: «Да радуется отец...», «И ныне» – Богородичен полиелейного седальна Предтечи, глас тот же: «Благодарим Тя присно...». Степенны гласа. Прокимен воскресный, глас 1-й: «Ныне воскресну, глаголет Господь,/положуся во спасение, не обинюся о нем», стих: «Словеса Господня, словеса чиста». Евангелие воскресное 2-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Предтечи (два канона) на 6 и русских святых на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 3-й, кондак и икос русских святых, глас тот же; седален Предтечи, глас 8-й, ин седален Предтечи, глас 4-й. «Слава» седален русских святых, глас 7-й: «Нощней тьме огустевающей...», «И ныне» – седален ризы Господней, глас 4-й: «Притецем, вернии...» (см. в службе русских святых). По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 2-й, светилен Предтечи: «Предтечево днесь...». «Слава» – светилен русских святых: «В песнех восхвалим...», «И ныне» – Богородичен Минеи (на ряду, в службе русских святых): «Светом лица Твоего...»; или Богородичен воскресного ексапостилария: «Ангел убо принесе...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-07/

Рождение Пресвятой Богородицы, в которой, по словам церковной песни, сам Бог , «на разумных престолех почиваяй, престол свят на земли Себе предуготова» (стихира), не могло быть ни случайным, ни обычным. И действительно, Пресвятая Дева – «Пронареченная от родов древних» (стихира) – предуказана божественным Промыслом и в ветхозаветных пророчествах, и в ветхозаветных прообразах. Начало этих божественных предуказаний восходит к началу жизни падшего человечества. Уже в первоевангелии об Избавителе рода человеческого, – в первой утешительной и радостной вести падшим прародителям, – было возвещено им в раю Самим Богом, что «Семя жены сотрет главу змия» – искусителя, диавола ( Быт. 3:15 ). Семя жены, а не мужа. И в пророческом предведении этого радостного события падший прародитель наш назвал свою жену Евой (жизнью), «яко та мати всех живущих» ( Быт. 8:20 ). И впоследствии, на протяжении тысячелетий, Господь не оставлял ветхозаветных людей без пророческих и таинственных указаний на Богоматерь. Патриарху Иакову в видении таинственной лестницы, соединившей небо с землею, давшей возможность ангелам нисходить на землю и с земли восходить на небо, к престолу Всевышнего, было указано на Пресвятую Богородицу, рождением Сына Божия послужившую к примирению неба и земли, людей и Бога ( Быт. 28:10–17 ). Пророку Моисею в видении чудесной купины (куста), горевшей в огне, но не сгоравшей ( Исх. 8:1–5 ), было указано на приснодевство Богоматери – до рождения Сына Девы и порождении Девы: «яко же бо купина не сгараше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси» (догматик 5-го гласа). Чудесность и непостижимость приснодевства Матери Богочеловека была указана Господом и в чудесном произрастании из сухого жезла Ааронова цветка в одну ночь ( Числ. 17:9 ), и в пророчестве Исаии о рождении Эммануила (Богочеловека) от Девы ( Ис. 7:14 ), и в пророчестве Иезекииля о чудесных вратах, чрез которые пройдет Господь, но врата те останутся по-прежнему закрыты ( Иез. 44:1–3 ). Так, «пронареченная от родов древних» Пренепорочная Дева должна была во время, Богом определенное, родиться на земле от плотских родителей, чтобы стать Матерью Сына Божия по плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника 1й на 4 и святых на 4 . Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Крест начертав…». По 3й песни – кондак и икос праздника, глас 4й, кондак и икос святых, глас 2й; седален святых, глас 5й. «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6й песни – кондак и икос воскресные, глас 4й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 2й. «Слава» – светилен святых: «Яже Евы клятву…», «И ныне» – светилен праздника: «Яко от солнца…» (см. в службе святых). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4й – 4, и праздника, глас 6й и глас 2й – 4 (см. в Минее 9 сентября, на стиховне утрени, со славником и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 2я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…». На 1м и 6м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника . На 3м и 9м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святых . Кондак воскресный. На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, 1го канона песнь 1я – 4, и святых, песнь 6я – 4. На входе: «…Воскресый из мертвых…». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь святых; кондак воскресный. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – кондак праздника. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святых; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен – Недели пред Воздвижением, глас 6й: «Спаси, Господи, люди Твоя…», стих: «К Тебе, Господи, воззову…»; и святых, глас 4й: «Дивен Бог во святых Своих…». Аллилуиарий – Недели пред Воздвижением, глас 1й: «Вознесох избранного…»; и святых, глас тот же: «Спасение праведных от Господа…». Апостол и Евангелие – Недели пред Воздвижением, дня (под зачало) и святых.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Особенно характерны и сильны в этом отношении новогодние проповеди нашего дивного праведника. Он не боялся «пугать» и «отталкивать» этим людей от Церкви, а буквально гремел своими огненными обличениями, беспощадно бичуя столь умножившиеся уже в его время страсти и пороки людские, а в особенности  безверие и ложь,  и приветствуя всех искренно-верующих христиан с несомненным, на его взгляд, приближением того времени, когда явится  «новое небо и новая земля»,  на которых будет, по слову Апостола,  «обитать правда»   ( 2Петр. 3, 13 ). «Всюду безверие, всюду наносится оскорбление Существу Безконечному Всеблагому; повсюду хула на Создателя, всюду дерзкое сомнение и неверие... потеря стремлений к высоким, духовным интересам»...  так говорил он на Новый 1907 год. «Кому не намозолила глаза повсюдная неправда на земле»,  говорит он же в своем слове на Новый 1904 год:  «неправда и заблуждение в вере, неправда в государствах, в обществах, в сословиях, в разных учреждениях, в городах, селениях, семействах, в школах и даже – в обителях святых»... Но кто не согласится, что эта  неправда  никогда еще так нагло не поднимала головы, как в наше время, когда подлинно, по выражению св. пророка,  «зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!»   ( Ис. 5, 20 ). И разве это не исполнение как раз того предречения св. Апостола Павла, которое он тесно связывает с наступлением «последних времен»:  «Сего ради послет им Бог действо льсти   (действие заблуждения),  во еже веровати им лжи  (так что они будут верить лжи),  да суд приимут вси не веровавшии истине, но благоволившии в неправде   (да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду – 2Солун. 2, 7–12 )? Мы устали от этой повсюдной неправды, от этой гнетущей фальши и лжи, задыхаемся, живя посреди нее, а потому нисколько не «пугаемся», когда такие высокие авторитеты, как наш великий праведник св. Иоанн Кронштадтский , говорят нам о несомненной близости кончины мира, когда, по его выражению в том же слове,  «земля со всеми стихиями сгорит, как сгорает дом, и небо совьется в одно мгновение, как одежда».  Теперь, когда изобретены такие страшной разрушительной силы снаряды, мы даже можем себе представить, как это случится. И радуемся тому, что будет «новое небо» и «новая земля», которые как и  «люди новые будут иметь новую, нетленную, духовную, вечную, безсмертную природу, безсмертную, чистую, безгрешную, святую, как свят Господь Бог»,– «очевидно будут духовны, нетленны, вечны и несравнимо прекрасны», «неподвержены изменению или разрушению в безконечные веки».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Анафема, маранафа Да будет отлучен до пришествия Господа. Анафема. Это слово переводится как «проклятие, отлучение». Тот, кто не любит Христа, сам себя отлучил от Церкви, потому что только любовью к Нему мы присоединяемся к Церкви и держимся в ней. Маранафа — означает на арамейском «Господь наш грядет» или «Ей, гряди, Господи Иисусе». В этой фразе отражена вера в скорейшее второе Пришествие Христа и горячее желание ранней Церкви, чтобы это произошло как можно быстрее. В наши дни Второе Пришествие ассоциируется скорее с приходом антихриста и со Страшным Судом, а и то и другое — события страшные и малоприятные. А в первом-втором веке немногочисленные христиане жили в состоянии гонений, поэтому их мало что могло напугать в приходе антихриста. К Страшному же суду и вообще к суду Божьему относились так: «Если кто свят, пусть приходит (в церковь), а кто нет пусть покается. Маранафа!» («Дидахе») Поэтому они с нетерпением ждали Второго Пришествия Христа и вместе с ним окончательной победы Бога над грехом и над смертью, воскресения умерших христиан, изменения еще живых, торжества праведных и избавления мира от всякого зла. «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». (Откр.21:4) Именно об этом и мы молимся, когда просим: «Да придет Царствие Твое». Перечитайте внимательно отрывок еще два-три раза. Ответьте на вопросы Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях Прочтите толкования: Блаженный Феофилакт Болгарский Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Блаженный Феофилакт Болгарский Бодрствуйте. К концу послания опять убеждает; показывает, что не должно надеяться только на учителей, но и самим себе внимать. Бодрствуйте , так как есть обольстители. Сказал это потому, что они как бы спали. Стойте в вере. А не во внешней мудрости; ибо в ней можно не утвердиться, а кружиться. Сказал это потому, что они колебались. Будьте мужественны, тверды. Так как есть наветники. Сказал это потому, что они расслабели духом.

http://bible.predanie.ru/nedelya-13-aya-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010