Воспеваем Свят Господь Бог наш и начинаем стихиры: Днесь содержит гроб Содержащаго дланию тварь… и ад трепещет… приидите видим Живот наш во гробе лежащ… отверзый врата райская человеком, Господи, слава Тебе . “Слава Тебе, показавшему нам Свет”, — возглашает Церковь и смиряется в крайней мере перед Смирившимся нас ради даже до смерти и гроба, с любовию припадает к Нему, носит и погребает, взывая жалобно: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас . С траурным крестным ходом обходим храм, возглашаем “Премудрость, прости” (Божественная София — Сын Божий предаётся земле — станем благоговейно) и полагаем Плащаницу на прежнее место, которое теперь уже — Живоносный Гроб Господень. И внимаем великому пророчеству Иезекииля “о костях”, становясь как бы свидетелями Предвечного Совета Пресвятой Троицы: Сыне Человечь, оживут ли кости сия? и рекох: Господи Боже, Ты веси сия… Сыне Человечь, прорцы на кости сия: …кости сухия, слышите слово Господне… се Аз введу в вас дух животен… и оживете, и увесте, яко Аз есмь Господь… прорцы, Сыне Человечь: …сия глаголет Адонаи Господь: се Аз отверзу гробы ваша, и изведу вас от гроб ваших, людие Мои… и дам Дух Мой в вас, и живи будете… глаголах, и сотворю, глаголет Адонаи Господь . Наверное, это чтение — главное во всей службе: открываются врата вечности, и Церковь отзывается победно-пасхальным: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его ! Вскоре и Евангелие засвидетельствует о немощной дерзости врагов, знаменающих камень с кустодиею . А мы снова припадём к Спасителю нашему, поклонимся “Страстем и Святому Воскресению”. Литургия Великой Субботы, конечно, запоминается торжественными входами, малым и великим, вокруг Плащаницы — свидетельством реальности происходящего здесь и сейчас. Ещё памятны многочисленные (всего их 15) чтения паремий — живые образы Божиих побед, совершившихся схождением к смерти и воскресением к жизни Апостол дня свидетельствует о соединении со Христом крестившихся приобщением Его смерти и воскресению. По окончании Апостольского чтения по пении Воскресни, Боже, суди земли — переоблачение храма и священнослужителей “в светлейший чин”. Князь мира судом Христовым изгоняется вон, а мы узнаём из Святого Евангелия, как бы первые и как бы в первый раз — о воскресении, о вечной жизни, открывшейся миру Великой Жертвой. В благоговейном трепете слушаем песнь Величайшего Дня в году: Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным…

http://pravmir.ru/chitaya-sluzhby-veliko...

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5й (дважды). «Слава» – тропарь великомученицы, глас 4й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1й. Кафизмы 2я и 3я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17) . «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 3е. «Воскресение Христово видевше…». По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6й: «Воскрес Иисус от гроба…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника на 4 и великомученицы на 4 . Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Крест начертав…». По 3й песни – кондак и икос праздника, глас 4й, кондак и икос великомученицы, глас тот же; седален великомученицы, глас 8й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Посреде Едема…» (см. в службе великомученицы). По 6й песни – кондак и икос воскресные, глас 5й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3й. «Слава» – светилен великомученицы, «И ныне» – светилен праздника: «Светозарными сиянии…» (см. в службе великомученицы). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 5й – 4, и великомученицы, глас 3й и глас 6й – 4 (со славником: «Одесную Спаса предста…», и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 3я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Примечание. Припевы к двум последним хвалитным стихирам великомученицы см., напр., в Минее в прокимне на Литургии. Стих 1й: «Дивен Бог во святых Своих,/Бог Израилев»; стих 2й: «В церквах благословите Бога,/Господа от источник Израилевых». Ср.: Минея общая, гл. 20я. Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста…». На 1м и 6м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Таже ектения малая. И даются свещи братии от екклисиарха. Затем малая ектения, [молитва 9, и возглас: Ибо свят Ты, Боже наш, и во святых почиваешь, и Тебе славу воссылаем: ] И глаголет Священник: И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим. Священник: Дабы удостоиться нам услышать святое Евангелие, Господа Бога молим. Хор: Господи, помилуй. (трижды) Хор: Господи, помилуй. (3) Священник: Премудрость, прости! Услышим Святаго Евангелия. Мир всем. Священник: Премудрость! Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие. Мир всем. Хор: И духови твоему. Хор: И духу твоему. Священник: От Иоанна Святаго Евангелия чтение. Священник: От Иоанна святого Евангелия чтение. Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Священник: Вонмем. Священник: Будем внимать. И читает первое Евангелие от Иоанна, зачало 46 Рече Господь Своим учеником: ныне прославися Сын Человеческий, и Бог прославися о Нем. Аще Бог прославися о Нем, и Бог прославит Его в Себе, и абие прославит Его. Чадца, еще с вами мало есмь: взыщете Мене, и якоже рех иудеом, яко аможе Аз иду, вы не можете приити, и вам глаголю ныне. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: якоже возлюбих вы, да и вы любите себе. О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою. Глагола Ему Симон Петр: Господи, камо идеши? Отвеща ему Иисус: аможе Аз иду, не можеши ныне по Мне ити, последи же по Мне идеши. Глагола Ему Петр: Господи, почто не могу ныне по Тебе ити? Ныне душу мою за Тя положу. Отвеща ему Иисус: душу ли твою за Мя положиши? Аминь, аминь глаголю тебе: не возгласит алектор, дондеже отвержешися Мене трищи. Сказал Господь Своим ученикам: Ныне прославлен Сын Человеческий, и Бог прославлен в Нем. Если Бог прославлен в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и тотчас прославит Его. Дети Мои, еще недолго Я с вами. Будете искать Меня, и, как Я сказал Иудеям; “куда Я иду, вы не можете пойти”, так и вам говорю теперь. Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, и вы да любите друг друга. По этому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Говорит Ему Симон Петр: Господи, куда Ты идешь? Ответил Ему Иисус: куда Я иду, ты не можешь теперь последовать за Мною, но последуешь после. Говорит Ему Петр: Господи, почему я не могу за Тобой последовать теперь? Я душу мою за Тебя положу. Отвечает Иисус: душу твою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: петух не пропоет, как ты отречешься от Меня трижды.

http://foma.ru/velikij-chetverg.html

О еже подати им приседящую Престолу Его премудрость, и всадити ю в сердца их, яко да научит их, что есть благоугодное пред Ним, Господу помолимся. О еже непреткновенно прейти им испытания сия и явити плод добраго учения, Господу помолимся. О еже дати им добрый ответ учителем своим о всех, яже от них прияша добрая и душеполезная, Господу помолимся. О еже явитися им добрым и верным делателям винограда Христова, Господу помолимся. О избавитися имже и нам от всякия скорби: Заступи, спаси, помилуй: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Возглас : Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Таже, Бог Господь: и тропарь Таже, Бог Господь: и тропарь, глас 6. Яко посреде учеников Твоих/пришел еси, Спасе,/мир дая им,/прииди и к нам, и спаси нас. Слава, тропарь, глас 8 : Благословен еси, Христе Боже наш,/Иже премудры ловцы явлей,/низпослав им Духа Святаго,/и теми уловлей вселенную,/Человеколюбче, слава Тебе. И ныне, глас 6 : Предстательство христиан непостыдное,/ходатайство ко Творцу непреложное,/не презри грешных молений гласы,/но предвари, яко Благая, на помощь нас,/верно зовущих Ти,/ускори на молитву и потщися на умоление,/предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. Таже прокимен, глас 4. Уста моя возглаголют премудрость и поучение сердца моего разум. Стих. Услышите сия вси языцы, внушите вси живущие по вселенней. К Коринфяном послания святаго апостола Павла чтение. Зачало 128 (глава 3, 17–21, 23,24): Братие, Богу бо есмы споспешницы: Божие тяжание, Божие здание есте. По благодати Божией данней мне, яко премудр архитектон основание положих, ин же назидает: кийждо же да блюдет, како назидает. Основания бо инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос . аще ли кто назидает на основании сем злато, сребро, камение честное, дрова, сено, тростие, когождо дело явлено будет: день бо явит, зане огнем открывается: и когождо дело, яковоже есть, огнь искусит. (И) егоже аще дело пребудет, еже назда, мзду приимет: (а) егоже дело сгорит, отщетится: сам же спасется, такожде якоже огнем. Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог: храм бо Божий свят есть, иже есте вы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8й (дважды). «Слава» – тропарь всех святых, глас 4й: «Иже во всем мире мученик Твоих…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». Кафизмы 2я и 3я. Малые ектении. Седальны воскресные (из Триоди). Непорочны . «Ангельский собор…» . Ипакои, степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 1е. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…», «И ныне» – «Молитвами Богородицы…». Стихира воскресная, глас 6й: «Воскрес Иисус от гроба…». Каноны (из Триоди): воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы на 2 и всех святых на 6. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». Примечание. С этого дня до 1 августа на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Отверзу уста моя…». По 3й песни – седален всех святых, глас 8й: «Праотец, отец, патриарх…». «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесную дверь и кивот…». По 6й песни – кондак всех святых, глас 8й: «Яко начатки естества…», и икос, глас тот же: «Иже по всей земли мучившиися…». На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1й (из Триоди). «Слава» – светилен всех святых, «И ныне» – Богородичен Триоди. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8 (из Триоди): воскресные, глас 8й – 5, и всех святых, глас 4й – 3 (со своими стихами). «Слава» – стихира евангельская 1я, глас 1й: «На гору учеником…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…». На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь всех святых. Кондак всех святых. На Литургии блаженны гласа – 4 (из Триоди), и всех святых, песнь 6я – 4. На входе – «…Воскресый из мертвых…». По входе – тропарь воскресный, тропарь всех святых. «Слава, и ныне» – кондак всех святых. Прокимен – воскресный, глас 8й: «Помолитеся, и воздадите Господеви Богу нашему», стих: «Ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его»; и всех святых, глас 4й: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Для верующего каждое из этих слов имеет глубокое значение, которое раскрывается постепенно, в течение всей жизни углубляется, ширясь, становясь более светлым, более лучезарным и вместе с этим ставя нас перед лицом Божественной тайны, того, что святой Григорий Нисский называл Божественным мраком, то есть таким ослепляющим светом, что человек теряет способность видеть, а только может быть приобщен Самим Богом к тому, что за пределом его восприятия или понимания. И мне хочется остановиться для начала на некоторых выражениях, которые определяют Церковь не извне, а именно в церковном сознании. Самое слово “Церковь” происходит от греческого кириакон — дом Божий, дом Господень. Это не только здание, состоящее из камня или кирпича; этот дом состоит из живых камней, о которых говорит Ерм в первом своем Видении. Ему было представлено, как ангелы Божии строят Церковь, которая является одновременно и градом человеческим, и градом Божиим: градом человеческим настолько святым, настолько совершенным, что он совпадает с градом Божиим. Он достаточно глубок, достаточно духовно пространен, достаточно свят, чтобы первый Гражданин этого вечного града был Господь и Бог наш Иисус Христос, Сын Божий, ставший сыном человеческим. Но когда мы говорим о Церкви как о доме Божием в контексте нашей жизни, трагического опыта жизни падшего мира, может быть, стоит подумать о том, что в этом мире, который Богом был создан и оказался предан человеческим отпадением от БогаБог не имеет, где главу преклонить. Он бездомен. В книге Откровения говорится: [Я] стою у двери и стучу (Откр. 3: 20). Эта дверь — человеческое сердце, человеческий разум, человеческая воля, человеческая жизнь; и Бог стучится, ища приюта. Это так явственно можно видеть в странах, где Богу нет места, в странах, где царствует безбожие, где Бог не имеет права жительства. В этих странах мы можем видеть очами веры, а порой и глазами своими, как Бог находит Себе приют в человеческом сердце, уме, воле, жизни, в самой плоти человека, как это мы видим во святых. Но мы можем видеть тоже, как издревле и до сих пор на обезбоженной нашей земле созидаются храмы, здания, которые воздвигает человеческая вера человеческими руками, и где Бог у Себя дома. Храм — дом убежища для Господа Вседержителя… Эти храмы могут быть скромны или величественны, — они все равно содержат всю полноту Божественного присутствия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Таже, псалом 98: Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на херувимех, да подвижится земля. Господь в сионе велик, и высок есть над всеми людьми. Да исповедятся имени твоему великому: яко страшно и свято есть. И честь царева суд любит: ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове ты сотворил еси. Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу его, яко свято есть. Моисей и аарон во иереех его, и самуил в призывающих имя его: призываху Господа, и той послушаше их. В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения его и повеления его, яже даде им. Господи Боже наш, ты послушал еси их: Боже, ты милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их. Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся в горе святей его: яко свят Господь Бог наш. Слава, и ныне: Аллилуиа, трижды. Господи помилуй, трижды. И тропарь, глас 1: Спаси Господи люди твоя, и благослови достояние твое, победы благоверному императору нашему николаю александровичу на сопротивныя даруя, и твое сохраняя крестом твоим жительство. Трижды. Слава, кондак, глас 4: Вознесыйся на крест волею, тезоименитому твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй Христе Боже: возвесели силою Твоею благовернаго императора нашего николая александровича, победы дая ему на сопостаты, пособие имущу твое оружие мира, непобедимую победу. И ныне, глас тойже: Животворящий крест твоея благости, егоже даровал еси нам недостойным, Господи, тебе приносим в молитву, спаси царя и верныя люди Богородицы ради, о нас тебе молящыяся, едине человеколюбче. Абие же посем поют трижды тропарь сей, глас 6: Посли благодать Твою жизнодавче, и крест сей освяти, и всем людем твоим яви его быти помощь и утверждение: Диакон: Господу помолимся. Лик: Господи помилуй. Иерей чтет молитву сию: Господи Боже славы, Отче Вседержителю, Боже Саваоф, Иже древом живота посреде рая сущаго, прообразил еси животворный крест Единороднаго Сына Твоего: и вместо древа преслушания, егоже вкусом вселукавый змий праотцы нашя, и с ними весь род человеческий из рая изгна, и в смерть привлече, знамение онаго живоноснаго креста, на немже возлюбленный Твой Сын пригвожден быв умре, и смертию смерть умертви, и всю силу диаволю упраздни, и живот миру дарова, церкви Своей оружие непобедимое, освящение же и покров державен, и вере утверждение, и от всех диавольских козней избаву, и крепкое спасения упование, и живота получения непостыдную надежду даровал еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

320 Примеч. Рассмотрим здесь возражения штундистов, утверждающих, что вовсе не следует молится Богу за умерших. 1) Штундисты говорят: „если бы Богу угодно было, чтобы мы, живые, молились Ему за своих умерших, Он Сам бы повелел об этом в Своем Писании, прямо сказал бы, что вот Я помилую умерших грешников, если об этом будут молиться живые; а то в Священном Писании нет ничего такого. Значит и молиться Богу за умерших не следует». Правда, что в Священном Писании не говорится так прямо о молитвенном поминовении умерших, как бы хотелось штундистам. Но это объясняется так: всепроницательная премудрость Божии не провозглашает прямо в Священном Писании заповеди молиться за усопших, может быть для того, чтобы живущие, надеясь на это пособие, не обленились соделывать спасение свое со страхом ранее телесной смерти» (Облич. богосл. арх. Иннокентия, т. III, стр. 446), подобно тому, как та же премудрость Божия сделала неизвестным для нас день нашей смерти или день второго пришествия Спасителя и страшного суда и заповедует нам: смотрите бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время ( Mk. XII, 33 ). Иначе сказать: Господь Бог не выразил в Священном Писании прямо обетования Своего, что он по молитве живых, простит грехи умерших потому, быть может, что это могло бы послужить для некоторых соблазном. Нашлись бы люди, которые, надеясь на свое богатство или дружбу, не исполняли бы в продолжение своей жизни заповедей Божиих, жили бы худо, не по-христиански, и при этом надеялись бы, что после их смерти друзья их испросят у Бога прощение их грехов. А это было бы противно воле Божией, которая требует, чтобы мы в продолжение всей нашей жизни постоянно возрастали в благодати и познании Господа нашего Иисуса Христа и в нравственной жизни ( 2Nemp. III, 17 – 18 ), чтобы мы постоянно старались достигнут в меру возраста исполнения Христова ( Eфec. III, 18 ), старались быть совершенными, как совершен Отец наш небесный ( Mamф. V, 48 ) и были святы, как свят Господь Бог наш ( 1Nemp. I, 15 – 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Единственно милосердие Божие спасает нас, его и призывай на себя — всем существом. И само покаяние — также вечный дар милосердия Бога. Оставишь сию плоть, душе; гора грехов моих предо мною; значимо одно: я и Бог — в сердце ищу Его. Неверие есть грех, служба диаволу. Верь: Бог умер за тя, явил так любовь к тебе, врагу Его. Что воздам Богу за все Его благодеяния (Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? (Пс 115, 3))? Апостол Павел учит: держи в уме — Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз (1 Тим 1, 15). Я — первый из грешников. Надеюсь на одно милосердие великое Божие (несть грех, побеждающий человеколюбие Его, хочет Он всем спастися, пришел грешных спасти) и на  заступление Богородицы и Святых Его Угодников. Не знаешь Бога, Его свойств — тут причина нерадения и бесстрашия. Помни свойства Божии — Он премудр, свят, благ; а ты грешишь, волю Его, противясь святой благодати, дерзко не исполняешь, делаешь запрещенное и не боишься Бога! От осознания Божественных всеведения и вездесущия рождается страх Божий, рождаются смирение и мужество (в отношениях с людьми). Не уповай излишне на милосердие Божие — ведь Бог не только милосерд, но и  правосуден . Господь говорит Апостолу: сила… Моя в немощи совершается (2 Кор 12, 9). Ты думаешь: «я немощен, значит, могу и не бороться с грехом, с искушениями, но надеяться только на Господа, Господь же мне благодать при этом все равно дарует». Заблуждаешься; это — лишь отговорка. Искушениями возбуждаемся к собственному труду — к борьбе во Спасение. Господь не упоминал ничего про какиелибо удовольствия в деле Спасения, но сказал, что оно достигается узким путем, с трудом; чем же прельщается сердце твое — то ложь есть, обман сатаны, отца лжи, завистника. Борись за Спасение: Царствие Божие Небесное — великое благо, оно даром не дается; радуйся, что не совсем ослеплен грехом, пав — восставай, крепись, веруй в Бога и Богу. Как говорит Апостол, аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни (2 Кор 4, 16). Насколько тлеет внешне ветхий наш человек, настолько внутренний обновляется.

http://pravoslavie.ru/35856.html

Некоторые изречения сих стихов составляют, хотя и не дословное, повторение того, что сказано уже в предыдущих стихах. То милостивое и благосклонное внимание, какое Господь Бог проявлял народу иудейскому, чрез великих пророков и молитвенников – Моисея, Аарона и Самуила, – когда они призываху Господа, и Той послушаше их, пророк молитвенно представляет теперь пред лице Самого Бога, обращаясь к Нему с такими словами: Господи Боже наш, они, эти молитвенники наши, были услышаны Тобою, они обращались с молитвою к Тебе о прогневлявшем Тебя народе иудейском, и Ты являл им милость Свою (милостив бывал еси им), даже и в тех случаях, когда они погрешали против Тебя (как, например, Моисей на воде пререкания раздражил Тебя, а Аарон при слитии евреями тельца), Ты милостиво снисходил к их слабости и был для них Богом «терпеливым» (по пер. с евр.) и «мстителем за дела их», (мщая на вся начинания их). Заканчивая псалом, как бы с особою настойчивостью пророк повторяет: возносите (же) Господа Бога нашего, т.е. возвышайте (exaltate – по пер. Вульгаты) Господа и словами, и делами, насколько возможно возвыситься уму и вере человека до представления высочайшего существа Божия, – возносите славу Божию и поклоняйтеся: в горе святей Его (выше говорил: подножию, а теперь говорит: в горе). Горою святою, по словам блж. Феодорита, называет пророк высоту Богопознания, о которой предсказали пророки Исайя ( Ис.2:2 ) и Михей ( Мих.4:1 ): «Будет в последняя дни явлена гора Господня» с. 472–473], т.е. в дни пришествия Христова в Церкви Христовой Богопознание будет явно для всех. Представляя мысленно сию гору Господню и указывая на нее христианам из иудеев, св. апостол Павел говорит: «Вы приступили к горе», не к той горе, из которой происходили и тьма, и мрак, и буря (Синай), но «к горе Сиону», и не к тому Сиону, на котором находился город Иерусалим, а «ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22–23 ). Так вот куда мы должны возносить Господа Бога, или лучше – сами возноситься к небесному Иерусалиму, чтобы приобщиться к торжествующему собору ангелов для общего с ними славословия Судии всех Бога, – и вот где та святая гора, на которой мы должны мысленно и постоянно, вместе с духами праведников, приносить поклонение Сыну во Отце, со Святым Духом, – Святой Троице во едином существе: яко Свят Господь Бог наш!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010