Как стерпим тогда, христолюбцы, когда увидим уготованный страшный престол и явившееся знамение креста, на котором Христос волею за нас пригвоздился? Тогда все увидят на высоте явившийся страшный и святый скипетр великого Царя, каждый наконец уразумеет и вспомнит слово предрекшего Господа, что явится знамение Сына человеческаго на небеси (Мф.24:30), и для всех сделается известным, что в след за сим явится Царь. В час сей, братия мои, каждый подумает, как встретить ему страшного Царя, и станет поверять все дела свои; потом увидит, что дела его, и добрые и худые, стоят перед ним. Тогда все милостивые и искренно покаявшиеся возрадуются, увидев предпосланные ими молитвы; сострадательные увидят, что нищие и убогие, которым здесь оказывали они милость, умоляют за них и возвещают благодеяния их пред Ангелами и человеками. Другие также увидят слезы и труды покаянные; и они предстанут радостными, светлыми, славными, ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса вашего Иисуса Христа (Тит.2:13). И почему не сказать мне коротко о важнейшем? Когда услышим сей великий глас и страшный вопль, который с высот небесных скажет: " се жених грядет (Мф.25:6), се приближается Судия, се является Царь, се открывается Судия судей, се Бог всяческих грядет судить живых и мертвых! " тогда, христолюбцы, от вопля сего содрогнутся основания и утроба земли от пределов и до пределов ее, и море и все бездны; тогда на всякого человека, братия, придут теснота и страх и исступление от вопля и звука трубы, от страха и чаяния того, что грядет на вселенную; ибо, по написанному, силы небесныя подвигнутся (Мф.24:29). Тогда потекут Ангелы, соберутся лики Архангелов, Херувимы и Серафимы, и все многоочитые с крепостию и силою воскликнут: Свят, свят, свят Господь Саваоф, Сый и Иже бе и грядый Вседержитель (Апок.4:8). Тогда всякая тварь на небе и на земле и под землею с трепетом и крепостию возопиет: благословен грядый Царь во имя Господне (Мф.21:9), Тогда раздерутся небеса, и откроется Царь царствующих, пречистый и славный Бог наш, подобно страшной молнии, с силою многою и несравнимою славою, как проповедал и Иоанн Богослов, говоря: се грядет со облаки небесными, и узрит Его всяко око, и иже Его прободоша, и плач сотворят о Нем вся колена земная (Апок.1:7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/849/...

Наступило какое-то время " пустой " веры! Еще если и " говорят " о Боге, – то Ему не молятся, точно Его и нет вообще, и для них в частности. Если прежде повторяли слова апостола Иакова: " Вера без дел мертва есть " , то теперь приходится добавлять: " Вера без молитвы – мертва " . Исчезает из жизни молитва. И такое опустошение души привело данное лицо в мучительное, ужасное состояние: если не молятся, то дело плохо! Ища какого-нибудь душевного выхода, соответственного обыкновенным правилам рядового отдельного человека, это лицо решило выпустить книжечку о молитве. Для этого оно остановилось на Молитве Господней. Причины понятны. Во-первых, авторитетность этой молитвы исключительна: ее дал миру Сам Бог, Спаситель наш Иисус Христос. Значит, и нужно молиться. Во-вторых, эта молитва самая распространенная среди христиан. В-третьих – она общая для разных Церквей. А в четвертых – и это самое важное – в этой молитве Господь указал человечеству на содержание наших молитв – как и о чем нужно молиться. Никто уже не осмелится возражать по этому вопросу, ибо Сам Богочеловек дал такую, а не иную молитву. Так и должно молиться. А чтобы заинтересовать читателей вопросом о молитве вообще, и Господней в особенности, это лицо захотело предпослать читателям книжечки толкования Молитвы Господней тремя основными исповедованиями: православным, католическим и протестантским; чтобы верующие разных исповеданий могли заинтересоваться и книгой и молитвой. С подобной целью это лицо обратилось и ко мне, как представителю Православной Церкви, с просьбой дать какое-либо авторитетное толкование Молитвы Господней. 1 Святитель Иоанн Златоуст. " Да святится имя Твое " , – говорит в молитве усыновлённый Богу по благодати. Ничего не просить прежде славы Отца Небесного, но всё почитать ниже хвалы Его, – вот молитва, достойная того, кто называет Бога Отцем. Бог имеет собственную славу, исполненную всего величия и никогда не изменяемую. Её созерцая, и серафимы славят Бога, взывая: " Свят, свят, свят " (Ис. 6, 3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Неизреченное Слово, Воплощенного Бога, избавить души наши от всякой скорби, молимся. Песнь 2. Вонми Видите, видите, ибо Аз есмь Бог ваш, прежде век Рожденный от Отца без матери, и в последнее время от Девы, без отца Воплотившийся и Избавивший от проклятия Адама Праотца, ибо милостив есмь. Видите, видите, ибо Аз есмь Бог ваш, от Девы на земли Явившийся, и волхвов звездою к вертепу Привлекший, и исполнилась тайна прореченная. Слава Тебе, Слава Тебе, Человеколюбче, Боже наш, Благоволивый в пещере родитися и в яслях пеленами повитися, Вседетелю, и Избавивший от проклятия Адама Праотца, ибо милостив еси. Песнь 3. Утвердися. Несть свят как Господь и несть праведен как Ты Боже мой, Его же поет вся тварь, ибо несть свят, как Ты, Господи . Родился Ты днесь от Девы, во плоти пребыв, Бог неописуемый, в яслях был Ты положен скотских и обновил природу человеческую, Христе. Пастыри немотствовавшие словом человеческим, на поле стоящие, со ангелами восклицали и глаголали: Слава в вышних Богу . Ибо родился ныне Он от Девы на спасение душ наших. Волхвов наставил Ты звездою, Вседетелю, и дарами послужили Тебе они и отвратились от лжи идолослужения, и, верою утвержденные, воспевали Твое Божество . Дева родила, Неискусобрачная, и Дева пребыла еси, Мати Безневестная, Богородице Марие, Христа Бога нашего моли спастися нам . Песнь 4. Господи, услышах слух Твой. Услышал слух воплощения Твоего. В Вифлееме родился Ты, Христе, в яслях Ты возлег, посреди животных двух явился Ты на спасение наше. Наставил Ты как Бог звездою волхвов воспевать Тебя, поклоняться Тебе, Господи. Направи нас по воле Твоей молитвами Родившей Тебя присно Богородицы, Человеколюбче. Моли Бога, Егоже родила, Дево, да спасет души наши, Благодатная. Песнь 5. От ночи. От ночи утреннюем, воспеваем Тебя, Господи, Спасе наш, ибо Ты еси Бог наш, и кроме Тебя иного Бога не знаем . Родился Ты ныне от Девы очистить грех Праматери как Человеколюбец. Деву и в рождестве, воспеваем Тебя, Богородице, ибо Ты Бога Слово плотию миру родила. От множества грехов моих

http://pravoslavie.ru/58711.html

Пс.76:12 .  Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних; Пс.76:13 .  буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях. «Помянух дела Господня: яко помяну от начала чудеса Твоя». «И поучуся во всех делех Твоих, и в начинаниих Твоих поглумлюся». Предложу на среду все чудеса Твои, совершенныя у нас, и непрестанно размышляя о них, не отвергну благих надежд. Пс.76:14 .  Боже! свят путь Твой. Кто Бог так великий, как Бог [наш]! Пс.76:15 .  Ты – Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди народов; Пс.76:16 .  Ты избавил мышцею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа. «Боже, во святем путь Твой». Симмах же перевел так: «Боже, во святыне путь Твой»; а Акила: «в освященном». Ты Свят, говорит Пророк, Ты и во Святем почиваешь, и в сих обитаешь и ходишь. «Кто Бог велий, яко Бог наш?» «Ты еси Бог творяй чудеса един». Всех превосходишь Владыка; потому что Один творишь чудеса, какия Тебе угодно. «Сказал еси в людех силу Твою». «Избавил еси мышцею Твоею люди Твоя, сыны Иаковли и Иосифовы». Всем людям явил Ты державу Твою, освободив от рабства египетскаго народ, наименованный Твоим. Хотя праотцем имел он Иакова, но соделался славным по родству с Иосифом. Пс.76:17 .  Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись, и вострепетали бездны. Пс.76:18 .  Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали. Пс.76:19 .  Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась. «Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды и убояшася: смятошася бездны». «Множество шума вод». Во всем, Владыка, показал Ты силу Твою. Подверг казням Египтян, освободил народ Твой, явился на море, и разделилось море, и текучее естество стало сюду и сюду. «Глас даша облацы, ибо стрелы Твоя преходят». «Глас грома Твоего в колеси». Симмах же перевел: «звук издал ефир», потому что, как говорит история, подул сильный южный ветр, и разделилось море ( Исх. 14, 21 ), а ветр раждается при сгущенном воздухе и составившихся облаках. Наказания Твои, говорит Пророк, подобно стрелам, пали на врагов. Ударами грома связал Ты колеса колесниц египетских. Сие показывает и история: «бысть в стражу утреннюю, и воззре Господь на полк египетский, и связа оси колесниц их, и ведяше их с нуждею» ( Исх. 14:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Исаак Сирин). Св. Иоанн Лествичник пишет, что он видел страждущих, которые через телесный недуг избавились от страсти душевной. Одр болезни бывает часто местом богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиной духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости (свят. Игнатий Брянчанинов). Людям, ведущим греховную жизнь и нерадеющим о своем спасении, Господь посылает болезни как жгучий, но целебный пластырь. Милосердный Господь не посылал бы нам никаких скорбей, но вся беда в том, что большинство из нас иначе и спасаться не умеет. Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы, если бы они были здоровы (Свят. Феофан Затворник). Почему не всем грешникам посылаются тяжелые болезни? Потому, что Господь знает сердца людей. Некоторые противятся истине даже после постигших их испытаний. К имеющимся грехам они могут прибавить новые, еще более тяжелые: уныние, отчаяние, озлобление, ропот. Господь не желает усугублять их участь. В отношении и к таким людям ясно видно проявление Божественной любви. Особо нужно сказать о телесных болезнях, которые нередко посещают святых и праведников. В этом проявляется забота Божия об их духовном совершенстве. Если ты, будучи праведным, впал в болезнь, то через сие от меньшего преуспеваешь на большее. Ты золото, – и через огонь сделался чище (Св. Синклитикия). В Отечнике рассказывается об одном старце, который часто подвергался болезням. Случилось ему в течение одного года не болеть. Старец очень скорбел, говоря: «Оставил меня Господь мой и не посетил меня». Здоровым людям надо всегда помнить, что болезни людей, с которыми мы связаны жизненными узами, имеют отношение и к нам. Господь дает нам возможность спасаться через дела любви и милосердия к страждущим и болящим. Никто не должен упускать такой возможности, которую дает нам Бог для спасения: был болен, и вы посетили Меня (Мф.25:36). В наш век болезни умножились. В связи с этим вспоминаются пророчества древних старцев о тех, кому придется жить в последние времена.

http://pravoslavie.ru/6682.html

Сегодня подвиг младенцев явился верующим за Христа и Бога, обличая врагов начала и власти, по-взрослому и разумно обличая младоумный гнев Ирода. Богородичен: Ты, Чистая, божественная твердыня и нерушимая стена, духовный мост и необоримый столп, и основание, и покров, которым все мы спасаемся от напастей – это воистину Ты. Песнь 3. Ирмос: Утверждаяй гром и созидаяй дух, утверди мене, Господи, да Тя пою истинно и творю волю Твою, яко несть свят, яко Ты, Боже наш. Девственною дверию прошед, Содетель и Бог наш плотский дом Себе созда неизглаголанно, и Младенец бысть, и во яслех восклонися. Сверстницы, дети – страдальцы Христова воплощения, Иродово неразумное ослепиша неистовство и очи всесветлии Церкве явишася. Богородичен: Из Тебе безотчий явися, безматерен прежде веков Господь, и зиждется преестественно, и наздание дарует сущим из Адама обожения, Дево Неискусобрачная. Песнь 3. Ирмос: Образующий гром и создающий ветер, утверди меня, Господь, да достойно славлю Тебя и творю волю Твою, ибо никто не свят как Ты, Бог наш. Создатель и Бог наш, пройдя через девственную дверь, неизреченно создал Себе телесный храм, и стал Младенцем, и в ясли вместился. Сверстники, дети – пострадавшие из-за воплощения Христа, ослепили неразумное неистовство Ирода, и явились пресветлыми очами Церкви. Богородичен: Из Тебя без отца явился Господь, от начала веков не имевший матери, и созидается сверхъестественно, и дарует возобновление сопричастности Богу потомкам Адама, о Дева, неискушенная браком! Седален, глас 4. Рождшемуся днесь от Девы младенцев воинство яко Творцу и Царю приятная приносятся заколения, предложенная Христу веры ради. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Удивися, уведев, Ирод, царь лютый, ища яростию, противу боря рождшемуся на земли Царю, юному Христу, и, боязнию и страхом многим содержимь, посылает воинство убити с яростию дети, в Вифлееме младенствующия, купно с ними убити покушаяся Создателя, за благоутробие обнищавшаго: из девственныя бо утробы произыде, спасти хотя род наш.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

Песнь третья — это гимн Анны, матери пророка Самуила (см. 1 Цар. 2: 1-10). В ирмосе Космы Маюмского представлен центральный образ этого гимна — рог, древний библейский символ могущества, силы, достоинства: Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну, и в последняя от Девы воплощенному безсеменно, Христу Богу возопиим: вознесый рог наш, свят еси Господи. Сыну, прежде (всех) времен Непостижимо (не по закону тленного естества) рожденному от Отца, а в последние (времена) бессеменно воплотившемуся от Девы — Христу Богу (так) воскликнем: «Свят Ты, Господи, вознесший наше (человеческое) достоинство!» Пророчество Аввакума о Богородице как о Горе Божией, осененной благодатью свыше (см. Авв. 3: 2-19), воплощено в поэтике ирмоса четвертой песни (Иессей — отец царя Давида, прародителя Богородицы): Жезл из корене Иессеова, и цвет от него Христе, от Девы прозябл еси, из горы хвальный приосененныя чащи, пришел еси воплощься от неискусомужныя, невещественный и Боже. Слава силе Твоей Господи. Христос, Ты — отрасль от корня Иессея и цветок от него! Прославленный, Ты произрос от Девы — от горы, осененной прохладой лесной чащи. Ты — бестелесный Бог — пришел (к нам), воплотившись от не познавшей мужа (Марии). Господь, слава силе Твоей! По учению Церкви, послание к падшему человечеству Христа-Спасителя, примиряющего грешного человека со Святым Богом, было предопределено на предвечном (состоявшемся ещё до начала бытия мира) Совете Святой Троицы. Именно поэтому в пророчестве Исаии Христос назван Членом Совета и Начальником примирения (см. Ис. 9: 6). Пятый библейский гимн взят из той же книги Исаии (см. 26: 9-20), в которой пророк из глубины ночного мрака (символ человеческого мира зла и греха) приветствует грядущий рассвет как образ пришествия Христа, дающего людям мир с их Создателем и свет познания истинного Бога Отца: Бог сый мира, Отец щедрот, великаго совета Твоего Ангела, мир подавающа послал еси нам: Тем богоразумия к свету наставльшеся, от нощи утренююще, славословим Тя Человеколюбче.

http://pravmir.ru/irmosy-rozhdestva-isto...

На 1-м часе тропарь: «Егда славнии ученицы...» «И ныне» Богородичен часа: «Что Тя наречем...» После Богородична тропарь пророчества. 1-й прокимен, глас 1: «Да разумеют языцы, яко имя Тебе Господь». Паримия. 2-й прокимен, глас 8: «Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему». «Стопы моя...» «Да исполнятся...» (без пения). По Трисвятом кондак Триоди и прочее по обычаю. Отпуст: «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеником, даже и до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых помилует...» (святые храма и рядовой не поминаются). 1 Часы и литургия. Часы 3-й, 6-й и 9-й 2 обычные, простые, без кафизм. Тропарь: «Егда славнии...» Кондак: «Хлеб прием...» Изобразительны поскору, без пения. По «Отче наш» кондак: «Хлеб прием...» «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Всесвятая Троице...» и отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...» Литургия святителя Василия Великого начинается вечерней . Возглас: «Благословено Царство...» Чтец: «Аминь». «Слава Тебе, Боже наш...» «Царю Небесный» и прочее обычного начала. Псалом 103-й. Кафизмы нет. «Господи, воззвах», глас 2. Стихиры на «Господи, воззвах» на 10. «Слава, и ныне», глас 6: «Рождение ехиднов воистинну Иуда...» Вход с Евангелием. «Свете тихий...» «Вонмем». «Мир всем». «Премудрость, вонмем». Чтец: Прокимен, глас 1: «Изми мя, Господи, от человека лукава и мужа неправедна избави мя». После прокимна царские врата закрываются. Читается 1-я паримия. 2-й прокимен, глас 7: «Изми мя от враг моих, Боже, и от возстающих на мя избави мя», 2-я паримия и 3-я. После 3-й паримни открываются царские врата. Малая ектения. Возглас: «Яко Свят еси. Боже наш...» Трисвятое. «Вонмем». «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Священник: «Премудрость». Чтец: Прокимен, глас 7: «Князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его». Апостол к Коринф., зач. 149-е. «Аллилуиа». Евангелие от Матф., зач. 107-е: «Весте, яко по двою дню Пасха будет...» Далее по чину литургия свт. Василия Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И рассказала она мужу своему Крестос-Моа, как благовествовал ей Ангел чистый Архангел Михаил о младенце, который родится от нее. И сказал ей Крестос-Моа: «я раньше узнал о младенце, который родится от нас: он будет обитель Святого Духа. И будет изобильна в нем премудрость, и будет он тверд в вере и совершен в милости». И спустя немного дней зачала Сена-Хейват, жена Крестос-Моа, и родила прекрасного младенца, согласно благовествованию честного Архангела Михаила. И младенец, когда сосал молоко матери своей, поднимал глаза и славил Бога и хвалил Его, и удивлялась этому мать его. И говорила она: «не было и не будет такого младенца: не говоря, подобно людям, он хвалит и поет и благодарит Бога». И радовалась мать его этому. И говорила она: «дитя мое, свет очей моих, кто научил тебя такому славословию?» И ничего не отвечал и не сказал ей младенец. f.5. И дал ему отец имя Макаба-Эгзиэ. И когда младенец был на лоне матери ночью, при наступлении часа молитвы, он опять славил Бога. Воистину славен Бог во святых своих, избравший сего младенца и освятивший его из чрева матери его, как Иеремию пророка из Анафофа, Как сказал сам Господь наш: «прежде неже мне создати тя во чреве, познах тя, и прежде неже изыти тебе из ложесн, освятих тя, пророка во языки поставих тя» (Иерем. 1, 5), Воистину свят Господь, исполнивший Духа Святого сего младенца. И Он открыл язык его, чтобы возвещать славу Его прежде, чем разумети доброе и лукавое; ибо Он отверзает уши глухих и язык младенцев делает правильным. Пророчество Давида исполнилось над сим младенцем: «дивна свидения Твоя, сего ради испыта я душа моя: явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы» ( Пс. 118, 129 ). И паки говорит он: «закон Господень непорочен обращаяяй души; свидетельство Господне верно, умудряющее, младенцы» ( Пс. 18, 8 ). Еще говорит он: «Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу Твою» ( Пс. 8, 1 ). Как принял Господь наш Иисус Христос славословие из уст детей еврейских, когда входил в «Осанну», сидя на жребяти осли во врата Иерусалима, таким же образом принял Он благовоние славы из уст этого младенца на третий день после его рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

«Дана Мне всякая власть на небе и на земле», — говорит Господь. Эти слова утверждают Его равночестность с Богом Отцом. Во все Ветхом Завете только Бог один — «Господь неба и земли», «видимым же всем и невидимым». Наш Господь — Вседержитель. Ничто не может быть вне Его Божественной власти. Воскресший Христос — Господь всяческих. Когда на Тайной Вечери Он говорит, благословляя хлеб и вино: «Сие есть тело Мое и сия есть кровь Моя», Он дает знамение Своего владычества над всем сотворенным Им миром. И над каждым из нас, кто становится причастником Его Тела и Его Телом. Здесь тайна святости всех святых. «Святая святым», — слышим мы в конце Божественной литургии, и отвечаем: «Един свят, един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Аминь». И апостол Павел утверждает эту тайну: «Нас, мертвых по преступлениям, Бог воскресил со Христом и посадил на небесах». Поистине, мы Тело Христово. Мы становимся святыми, приобщаясь Ему. Невозможно достигнуть святости, не причащаясь Тела и Крови Христовых. Вы помните слова преподобного Серафима: «Кто приобщается, тот спасен будет. А кто не приобщается, не думаю». Наша литургия вся устремлена к чуду будущего века. Апостол прекрасно знает, что те, к кому он обращается, еще «не восседают на небесах». Теснимые многими скорбями, они осознают себя смертными людьми. Однако их восхождение на небо совершается здесь и сейчас в вере Христовой. Это путь всей Церкви, каждого из нас. «Идите, научите все народы», — говорит Господь. С полнотой власти раскрывается полнота действий Христовых на земле через Его Тело — Церковь. Когда-то на горе искушений Господь отверг предложение сатаны принять от него «все царства с их славой». Теперь Господь грядет победить весь мир через этих одиннадцать учеников. Все народы. Всех людей. Чтобы все стали учениками Христовыми, святыми. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Речь идет о погружении всех народов, всего человечества в абсолютно новую жизнь Пресвятой Троицы. Чтобы все были едины в любви и истине, как Он со Отцом в Духе Святом. Крестя — и уча их соблюдать все, что Он заповедал им. Вся полнота человеческих деяний должна покориться господству Воскресшего Христа. Быть учеником, быть святым — не значит только все знать о Христе. Это не есть лишь обогащение нашего ума новыми знаниями, но способ жить, охватывающий все.

http://moral.ru/в-неделю-всех-святых/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010