Но в том состоянии, в каком мы пребываем ныне, ясному созерцанию умопостигаемых следствий препятствует то, что человек увлекается чувственным и привязывается к нему»]. – Здесь приводится следующее место из св. Фомы: Summa theologiae, I, q. 94, a. 1. 924 Ibid., f. 18 rb , l. 56 – f. 18 va , l. 3: «Primus autem homo non impediebatur per res exteriores a clara contemplatione intellectibilium effectuum quae incipiebat ex erradiatione primae veritatis naturali vel gratuita» [«Но первый человек не испытывал помехи со стороны внешних вещей в созерцании умопостигаемых следствий, берущем начало в естественном или благодатном излучении первой истины»]. – Ср. у св. Фомы, loc. cit.: «...intelligibilium effectuum, quos ex irradiatione primae veritatis percipiebat, sive naturali cognitione, sive gratuita» [«... умопостигаемых следствий, которые он воспринимал благодаря излучению первой истины, либо в естественном, либо в благодатном познании»]. – См. весь этот фрагмент в окончательной редакции Exp. in Genes., где Майстер Экхарт приводит обширные цитаты из Моисея Маймонида, пытаясь согласовать их со св. Фомой (C. f. 18 ra–va ). Однако, по мнению еврейского аристотелика относительно первоначального состояния Адама (мнению, усвоенному Экхартом, см. следующее примечание), „non erant in eo potentiae per quas intenderet sensibilibus, nec apprehendebat illa“ [«в нем (Адаме) не было способностей, посредством которых он обращался бы к чувственному, и он не воспринимал его»] (f. 18 rb , ll. 7–9). 925 Ibid., f. 18 rb , ll. 26–30. Такой вывод Экхарт делает из текста Маймонида, Dux neutrorum, I a Pars, c. 2 (ed. Paris 1520, ff. V»–VP). Цитируя Моисея Маймонида в этом первом пересмотре Комментария на книгу Бытия, Майстер Экхарт стремится превознести интеллектуальное состояние первого человека в платоновском духе, не соответствующем текстам Аквината, которые он тоже использует. В Lib. Parabol. Genes. тот самый текст св. Фомы, который уже цитировался выше (см. примеч. 924), угадывается в изложении, где Экхарт пытается опереться на авторитет св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Тем не менее идея совместного с арабами движения на Византию не умирала среди славян и обнаружилась на другом театре. Известно, что славяне, владевшие флотом на Адриатическом море, в занимающее нас время состояли в тесной дружбе с египетскими арабами и совершали по их указаниям опустошительные набеги на имперские владения. Хотя о корсарах из славян у побережья Далмации мы знаем еще в IX в., но после военных экспедиций адмирала Орифы, по-видимому, корсарству нанесен был удар, по крайней мере до 924–925 гг. с этой стороны не было более угрозы южноитальянским владениям. Но на службе арабов в X в. в значительном числе появляются славянские матросы. Они распространяются, кроме того, большими колониями в Сицилии, в Африке и даже в Испании. Не входя здесь в подробности этого вопроса, бросающего новый свет на историю южных славян, ограничимся некоторыми более яркими фактами 398 . В IX и X вв. и гораздо позже адриатические славяне вели постыдный торг военнопленными, которых они набирали посредством разбоя на морях и набегов на прибрежные области. Этот товар главным образом шел в Африку. В мусульманских владениях было множество таких рабов из греческой и славянской народности; они переходили в мусульманство, достигали важных должностей на службе и нередко играли значительную роль в событиях. Эти славяне, жившие во множестве в Африке и Сицилии между сарацинами, должны были служить посредниками в сношениях арабов с свободными славянами. В описании города Палермо у арабского писателя ибн-Хаукала есть любопытное место о славянах (Sacalibab). «Квартал Сакалиба есть самый населенный из других кварталов города. Здесь находится морской порт». Если славяне занимали отдельный квартал в таком населенном городе, как Палермо, то очевидно, что их было здесь большое количество. В египетских владениях Фатимидов славяне имели военное значение. Военные походы из Египта в Апулию в 924 г. были организованы под предводительством славянских вождей, таковы Масуд, Саян, Сареб 399 и др. Саян командовал флотом в 50 кораблей и осаж- дал Тарент, Масуд овладел крепостью св.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Практически все царствование Ровоама прошло в постоянных войнах с северянами (3 Цар 14. 30; 2 Пар 12. 15). При нем в Иудее процветало идолопоклонство. Иеровоам сделал столицей Северного царства сначала Сихем (3 Цар 12. 25), но позднее перенес столицу в Фирцу (   ср.: 3 Цар 14. 17; вероятно, совр. Телль-эль-Фара). Царь Израиля принялся за восстановление древних культовых центров с их традиц. обрядностью и символикой. Чтобы предотвратить посещение северянами храма Господа в Иерусалиме, Иеровоам учредил на юге Израильского царства, в Вефиле (  ), и на севере, в Дане, святилища и установил здесь статуи золотых тельцов (3 Цар 12. 27-31; 2 Пар 11. 15). К служению в новых святилищах не привлекались священники-аарониды и левиты; создавалось новое сословие священников «из народа» (3 Цар 12. 31; 13. 33; 2 Пар 11. 14-15; 13. 9). Левитское же священство концентрировалось в Иудее (см., напр.: 2 Пар 11. 13-14, 16-17). Ок. 926 г. до Р. Х. против Иудеи (3 Цар 14. 25-26; 2 Пар 12. 2-4) и Израиля совершил поход егип. фараон Шешонк (в синодальном переводе - Сусаким). В надписи на победном рельефе Шешонка на одной из стен Карнакского храма перечислено ок. 150 городов и селений, разрушенных фараоном в обоих царствах. Фрагмент победной стелы Шешонка был обнаружен и в Мегиддо, одном из важнейших городов Северного царства. Однако влияние этого похода было кратковременным; преемники Шешонка не нападали ни на Иудею, ни на Израиль. Аллегорическое изображение ханаанских городов, захваченных фараоном Шешонком I. Рельеф храма Амона в Карнаке. 926–924 гг. до Р. Х. Аллегорическое изображение ханаанских городов, захваченных фараоном Шешонком I. Рельеф храма Амона в Карнаке. 926–924 гг. до Р. Х. Военные действия Иудеи против Израиля продолжались с переменным успехом при сыне Ровоама Авии (   ок. 913-911) и внуке Асе (ок. 911-870/69). Авии удалось одержать военную победу над Иеровоамом и захватить мн. израильские города, включая Вефиль. Поражения приблизили падение династии Иеровоама: его сын, царь Нават (   ок. 910-909), и все его ближайшие родственники были уничтожены военачальником Ваасой (   ок. 909-886 или 900-877) из колена Иссахара, основавшего 2-ю династию царей Северного царства. Ваасе удалось вытеснить иудейские войска с занятой ими израильской территории и даже захватить часть Сев. Иудеи. Иудейский царь Аса, известный своей борьбой с идолопоклонством, вынужден был обратиться за помощью к арам. царю Венададу I (  ), он послал в Дамаск ценные дары из храмовых и дворцовых сокровищниц (2 Пар 16. 2-3). Венадад принял дары и опустошил ряд израильских городов, включая Дан. В конце жизни Аса назначил соправителем сына Иосафата (   ок. 872-848).

http://pravenc.ru/text/293912.html

В 923-924 гг. Армения подверглась нападению войск Саджидов. О. Д. укрылся в мон-ре Гегард , затем последовательно переезжал в Севанский мон-рь, Бюракан и Багаран . В 927 г. по приглашению царя Гагика I Арцруни и его брата Гургена О. Д. прибыл в Васпуракан, где (скорее всего в мон-ре Ахтамар ) провел неск. последних лет жизни и завершил работу над книгой «История Армении». Похоронен в Дзорованке. Еще в средние века О. Д. получил почетное прозвище Патмабан (Историк). Его соч. «История Армении» охватывает период от Всемирного потопа (следуя традиции арм. историографии, происхождение арм. народа О. Д. связывает с младшим сыном Ноя Иафетом ) до 924 г. Книга состоит из предисловия, собственно истории и заключения; деление на главы и разделы было выполнено редакторами более позднего времени. Исторические сведения о событиях до сер. IX в. О. Д. в основном компилятивно заимствовал у разных авторов, особенно у Мовсеса Хоренаци (V в.), что иногда дает возможность выявить те неточности, к-рые были внесены в «Историю Армении» Хоренаци позднейшими переписчиками. Наряду с этим О. Д. приводит ряд фактов, неизвестных из др. сохранившихся источников; вероятно, он пользовался древними документами из архива католикосата ААЦ. Описание событий сер. IX - нач. X в. является собственным сочинением О. Д. и во многом свидетельством очевидца (предположительно он делал дневниковые записи в ходе своей церковно-политической деятельности), что дало М. Абегяну возможность охарактеризовать «Историю Армении» как «не только историю в обычном смысле этого слова, но и автобиографию и воспоминания самого автора» ( Абегян. 19752. С. 248). Сочинение написано достаточно сложным языком с обильным использованием библейских цитат. Хронология истории Армении в труде О. Д. основана на списках арм. царей и католикосов (традиция, восходящая к Мовсесу Хоренаци). Одну из глав О. Д. посвятил специально арм. католикосам, вкратце охарактеризовав деятельность каждого из них, отметив годы их пребывания на престоле и изложив наиболее значимые события их правления. Этот раздел книги в рукописной традиции получил распространение как отдельный труд («Список армянских католикосов») и имел большое значение для развития историографии последующих столетий. До О. Д. арм. историки, описав апостольский период истории ААЦ, как правило, сразу переходили к пересказу житий святых Рипсиме (см. Рипсимия, Гаиания и 35 святых дев ) и Григория Просветителя, т. о., в арм. церковной истории возникал разрыв примерно в 2,5 столетия. О. Д. восполнил его сведениями из жизнеописаний др. арм. духовных деятелей. В книге также содержатся важные сведения о Грузии и Кавказской Албании.

http://pravenc.ru/text/2578127.html

Бог и поста и воздержания требует от нас не просто для того, чтобы мы пребывали в неедении, но для того, чтобы, удаляясь от житейских дел, употребляли все свободное от них время на занятия духовные (35,74). Если и при посте оказывается у нас недостаток добрых дел, то тем более покажем мы нерадение (о них), когда не будем пользоваться врачевством поста (35,75). Тело через пост освящается, душа, если ее не питать, гибнет. Пусть же тело постится постом воздержания от грехов, а душа насыщается Божественным учением (37,742). Поистине пост питатель всякой святости и мать благочестия… Требуется, чтобы мы не только постились, но постились благочестно. Многие постятся и ради занятий общественными делами (и ради сохранения фигуры), но это не зачисляется им в пост (37,744). Как птица не может летать без помощи крыльев, так и пост не может течь без двух своих крыльев – молитвы и милостыни (37,781). Ради поста оставляют нас похоти и удаляются демоны, ослабевает гнев, умерщвляются вожделения, оживают и воесиявают в нас добродетели (40,910). Пост есть образ жизни Ангелов и, что еще важнее, – постился Сам Спаситель, не потому, что Он нуждался во врачевании постом, но для того, чтобы показать нам пример поста ко спасению (40,911). Научил нас Христос, постившийся сорок дней, чтобы внушить нам с готовностью прибегать к этому спасительному средству, посредством которого вырываются тернии, укрощаются страсти, разрушаются дела диавола (40,924). Потому и ты воздерживайся от снедей, чтобы тебя питал Дух, и удаляйся от телесных яств, чтобы исполниться духовных приношений (41,962). Пост – очищение мысли, сожитель воздержания, упражнение в благочестии, иго правды (41,964). Великое дерзновение к Богу дарует добровольный пост, очищающий тело воздержанием, освящающий душу приближением к Богу, отвлекающий ум от всего земного и располагающий желать небесного (42,919). Пост всех нас располагает к труду и сеянию (добра); он не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти, как ниневитян (42,924).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Такие обвинения можно расценить, как небратские. Итак, внимательное рассмотрение существа данной проблематики вновь выявляет полную беспочвенность упреков в адрес нашей Церкви. Надеемся, что неоднократное и обстоятельное объяснение позиции Московского Патриархата по этому вопросу устранит любые недоумения на этот счет и у Святейшей Константинопольской Церкви. За сим с неизменными братскими чувствами лобызаем Ваше Святейшество, пребывая с любовью о Господе и почтением. 27 мая 2004 года Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию два письма протокола 921 и 924), в которых вновь поднял вопрос о статусе православной диаспоры в контексте подготовки к Святому и Великому Собору Православной Церкви. В ответ на эти послания Святейший Патриарх Алексий направил24 декабря 2004 года письмо протокола 6994) следующего содержания: Мы получили Ваши письма 921 и 924 от 27 мая 2004 года, в которых Ваше Святейшество вновь обращается к теме православной диаспоры и урегулирования ее канонического статуса в рамках процесса подготовки к Святому и Великому Собору Православной Церкви. Обращаясь к Вашему посланию 921, Мы не усматриваем противоречия между содержащимся в Нашем письме от 24 сентября 2003 года утверждением о наличии разногласий в позициях Поместных Православных Церквей по вопросу о диаспоре и решениями Межправославной подготовительной комиссии 1990 и 1993 гг. В частности, на своем заседании 10-17 ноября 1990 года Межправославная комиссия констатировала тот факт, что «на современном этапе невозможен немедленный переход к строгому каноническому порядку Церкви по вопросу (диаспоры) по историческим и пастырским причинам» (п. 1б принятого текста по православной диаспоре). Кроме этого, итоговый документ по диаспоре, который был принят во время заседаний Межправославной подготовительной комиссии в 1990 и 1993 гг., не составлялся с тем, чтобы дать исчерпывающий анализ проблемы диаспоры и представить общий взгляд на этот вопрос со стороны всех Церквей. Он лишь указывает тот путь, по которому Церкви – несмотря на остающиеся различные подходы к данному вопросу – призваны следовать с тем, чтобы в конце концов прийти к его разрешению.

http://mospat.ru/archive/86401-13-02-200...

— Насколько мне известно, минимальная стоимость безинтерфероновой терапии оригинальными препаратами стоит порядка 450 тысяч рублей. Это восьминедельный курс Викейры Пак, раньше он стоил дороже из-за более длительной терапии. Для лечения первого генотипа есть еще даклатасвир и асунопревир за приблизительно 460 тысяч. Но самое популярное сочетание, конечно, даклатасвир с софосбувиром, а это уже почти миллион рублей за курс. — А теперь про доступность. Я прочитала, что Минздрав закупает викейру на 40% всего бюджета, выделенного на лечение гепатитов. Это 416 миллионов рублей. На эти деньги можно вылечить 924 человека, если лечить 8 недель, а кому-то может понадобиться все же 12 недель. Это капля в море. — Да, капля в море. Такими темпами тех, о ком Минздрав уже знает, мы будем лечить 213 лет. Это ни в какие ворота. Нужно в десятки раз увеличивать охват терапии. — Кто эти 924 человека? Я читала, что новые лекарства распределяют по блату. — Я не исключаю того, что по блату. Я еще слышал, что пациент платит полцены препарата врачу, а тот включает его в бесплатную программу. В нашей стране возможны и такие варианты. Но самое главное, Минздрав закупает централизованно только для тех, у кого ВИЧ плюс гепатит. То есть эти препараты куплены исключительно для коинфинцированных пациентов. Ни один пациент с моноинфекцией гепатита из этой закупки препараты не получит. — И как тогда пациентам с гепатитом, но без ВИЧ получить новое прогрессивное лечение? И какие условия получения? — Как правило, человек обращается к терапевту, тот направляет его к инфекционисту. А тот в лечебное учреждение, где лечат гепатит в регионе. И там ему могут что-то предложить. В некоторых регионах покупают что-то, а где-то совсем ничего. Для моноинфекций закупают регионы, это легло на их плечи. Опросив регионы, мы обнаружили, что некоторые до сих пор руководствуются стандартами 2004 года. Несмотря на то, что есть современные рекомендации. И только Москва выделяет 1,5 миллиарда на лечение гепатитов и закупку препаратов.

http://pravmir.ru/prihodite-kogda-budet-...

917. Фануил ( Φανουλ), башня, разрушенная Гедеоном, Фануил звался и один из сыновей Ора. 917. Фануел (Fanuel), башня, разрушенная Гедеоном; и один из сыновей Ора назывался Фануел. 918. Фануел (Fanuel), город, выстроенный Иеровоамом. 919. Дебрь гроздная ( Φραγξ βτρυος), где соглядатаи взяли плод для указания страны; говорят, что это Гофна ( Γοφν), что переводится: виноград, отстоящая от Элии на 15 милиариев, по пути в Неаполь, но есть вопрос, правильно ли это. 920. Дебрь Заре ( Φραγξ Ζαρ), некая часть пустыни. 921. Фаран ( Φαρν), город по ту сторону Аравии, прилежащий к находящимся в пустыне, Саракинам; через него шли сыны Израилевы, снявшись от Синая; лежит по ту сторону Аравии, к Ю, отстоит от Аилы к В. на три дня пути; тут, как говорит Писание, жил Измаил, откуда и Измаилиты; говорят, что Ходорлогомор поразил сущих в Фаране, что в пустыне. 921. Фаран (Faran), ныне город, по ту сторону Аравии, прилежащий к Саракинам, которые ныне кочуют в пустыне, через него держали путь сыны Израилевы, снявшись станом с горы Синая. Как мы сказали, он находится по ту сторону Аравии к Ю., и отстоит от Аилы к В. на три для пути. Писание говорить, что в пустыне, Фаран жил Измаил, откуда и Измаелиты, нынешние Саракины; мы читаем также, что и царь Ходорлагомор поразил тех, кои были в пустыне Фаран. 922. Фарекс Енном ( Φεξ ννμ), по-еврейски: земля Еннома, почему некоторые говорят, что это геенна; приложить к Иерусалиму и доныне зовется, дебрь Иосафата. 923. Фарфар ( Φαρφρ), река Дамаскова. 923. Фарфар (Farfar), река Дамаска. 924. Фасга ( Φασγ), город Аморреев; есть и гора Фасга, к В. Аквила: иссеченная, и 70 в некоем месте: иссеченного. 924. Фасга (Fasga), город Аморреев; есть и гора Фасга, на В., что Аквила переводит иссеченный, и семьдесят толковников Фасга перевели в одном месте: иссеченный. 925. Фисон ( Φεισν), переводится: множество. Это есть река, которую Еллины зовут Гангес; вытекая из рая и направляясь к Индии, она впадает в море; говорится, что она окружает всю землю Евилатскую, где золото доброе, и анфракс, и камень зеленый.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Реликварий Генриха I Птицелова. X–XI вв. (сокровищница собора св. Серватия, Кведлинбург) Реликварий Генриха I Птицелова. X–XI вв. (сокровищница собора св. Серватия, Кведлинбург) В отличие от Саксонии, Тюрингии и Франконии в Швабии и Баварии Г. П. добился лишь номинального признания своей власти и впосл. перешел от политики уступок местным герцогам к их подчинению. После смерти герц. Бурхарда I Швабского (926) под давлением Г. П. новым герцогом Швабии стал его ставленник франконец Герман из династии Конрадинов. В 925 г. Г. П. присоединил к Германскому королевству в качестве герц-ства отпавшую в 911 г. Лотарингию. В 928 г. он передал ее Гизельберту, сыну гр. Регинара, перед этим решив в его пользу вопрос о Льежском еп-стве, на к-рое претендовал франц. кор. Карл III (с ним был заключен мирный договор в 921). В 935 г. был подписан договор между Германией, Францией и Бургундией, в результате к-рого Франция окончательно отказывалась от прав на Лотарингию (с 942). Т. о., родовые земли Каролингов, т. н. королевство Лотаря, вместе со столицей Карла Великого в Ахене вошли в состав Восточнофранкского королевства. В результате брака герц. Гизельберта Лотарингского и дочери Г. П. Герберги (929) были упрочены позиции короля на сев.-зап. рубежах королевства. Г. П. стремился установить преемственность власти внутри своего рода и в 929 г. на собрании князей в Кведлинбурге объявил своим наследником сына Оттона, к-рый после кончины отца занял престол (936). Престиж династии Г. П. старался укрепить также династическим браком, женив в 929 г. Оттона на Эдит, дочери кор. Уэссекса Эдуарда I. Г. П. выступил против венг. кочевников, вторгшихся в саксон. владения (924). По сообщению Видукинда, король, не имея конного войска, избегал открытых сражений, но, воспользовавшись тем, что в плен попал один из венг. князей, добился соглашения о 9-летнем перемирии с венграми (перемирие заключено в Верле в 924 или в 926). Мирное время было использовано для строительства сети оборонительных укреплений и крепостей (в Вост.

http://pravenc.ru/text/162125.html

344 Haneberg и Massl обращают внимание на то, что сказано: Отец Мой болий Мене есть, – а не: Отец болий Сына есть, и отсюда заключают, что речь здесь идёт о временном уничижении Господа. Но это основание – недостаточное; по общению свойств во Христе (communicatio idiomatum) как к Божеской стороне Его Лица могут относиться человеческие свойства, так и наоборот (см. напр. Деян. 3:15 ; 1Кор. 2:8 ). Следовательно, если бы сказано было и так, что Отец болий Сына есть, и тогда-бы смысл речи Христа остался прежним. Указываемое Haneberg и Massl основание значения действительного не имеет. 345 Op. cіt col. 924. «И не только Себя Самого, но, пишет бл. Августин: скажу ещё, что Ариане и Евномиане отрицать не могут, что по этому зраку раба отрок Христос был менее Своих Родителей, когда маленький Он был подвластен старшим, как писано». (іbіd. col. 925). Сверх того, бл. Августин прекрасно соединяет также настоящее изречение Господа с общим течением речи Его: «чрез что Сын не равен Отцу, чрез это Он намеревался идти ко Отцу, от Которого Он имеет прийти, чтобы судить живых и мёртвых, чрез тоже, в чём равен Родителю Единородный, Он никогда не отступает от Отца, но с Ним везде есть и равен по Божеству, каковое никакое место не заключает». (іbіd. col. 924). Подобно этому рассуждает и св. Кирилл: «большим Он называет Его не потому, что воссел Он одесную (Его), как Бог, но поскольку Он ещё с нами был, т.е. в нашем образе. Он сказал это, как ещё имеющий зрак раба. Ибо если мы веруем, что Он умалил и смирил Себя, то как не ясно будет для всех, что Он от известного (τινος) превосходства снизошёл к умалению, или вернее (μαλλον) – от равенства с Отцом к тому, чтобы не быть таковым (т.е. Ему равным)? Migne t. LXXІV, col. 313. Замечательно приводимое у Кирилла рассуждение одного из представителей арианского учения: – «ясно возвещая, что Отец болий Его, Он не только устанавливает должное к Себе отношение, но и обличает ложь думающих, что Они друг в друге пребывают. И раскрыв этими словами мнение Савеллия, он искусно и остро, как думает, нападает на тех, которые полагают в равенстве Отца и Сына, так опять говоря: в такое опять некоторые пришли недомыслие, что совершенно не позволяют говорить, что Отец более Единородного по Божеству, но думают, что Он превосходит Его только по сравнению с Его состоянием во плоти, и того не в состоянии будучи понять, что инородное между собою не может быть сравниваемо.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010