Особенно же он просит молить о себе, «поспешившем отечески и духовно» принять рукоположение [ 919 ]. Тот же отец в надгробном слове святителю Василию Великому убеждал верных: «Ныне он (Василий) на небесах и приносит жертвы за нас, и молится о народе, ибо, уйдя от нас, он не покинул нас совершенно» [ 920 ]. То, что Бог слышит всех святых, и особенно мучеников, молящихся о живых, понять нетрудно. Пусть это выразят золотые слова святителя Иоанна Златоуста: «Точно так же, как воины, показывая царю раны, нанесенные им в битве врагами, говорят с ним с большим дерзновением, так и мученики, неся в руках головы, отселе они могут легко добиться желаемого» [ 921 ]. Итак, мученики и все святые вместе с нашими благочестивыми братьями, которые скончались и ожидают нас в Небесном Иерусалиме, молятся о нас. Они наши небесные сограждане, с которыми мы соединены нерушимыми узами любви, веры и молитвы. Они наблюдают наши усилия и борения, наши победы и поражения, подвиги и переживания, и предстоят Богу вместе со Христом и через Христа как наши истинные утешители и крепкие наши защитники от врагов, коль скоро мы являемся членами Церкви воинствующей на земле [ 922 ]. Эти деяния их любви совершенно не входят в противоречие с заступничеством Посредника [ 923 ], Господа нашего Иисуса Христа (1 Тим. 2, 5). Вот почему «почивших в Бозе святых мы называем не посредниками, но предстателями и ходатаями за нас к Богу», ибо они выступают как своего рода посланники [ 924 ]. Святые ходатайствуют о нас перед Троичным Богом. Поэтому богоизбранный сонм отцов VII Вселенского Собора учил, что святым дана «благодать предстательствовать за мир». Можно было бы даже сказать, что «все существование святых после смерти есть одна немолчная молитва, одно непрестанное содействие» [ 925 ] миру, поскольку любовь есть совокупность совершенства (Кол. 3, 14). И если горяча молитва благочестивых, святых отцов, преподобных и всех святых за весь народ и весь мир, то вполне естественно, что она становится еще горячее теперь, когда они пребывают вблизи престола благодати.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

«За всякое праздное слово, – говорит (Писание), – дашь ответ в день суда» ( Мф.12:36 ). Божественное и великое таинство касается не денег, а совершенного произволения и веры в Бога, потому что все мы дали обещание и все мы – должники обещания. Поэтому необходимо девственнице исполнять обет девства, каковое она и обещала; воздержному же – воздержания, а пребывающему в браке – целомудрия и любви друг к другу. Если какая женщина даст обещание сохранять свое девство или быть воздержной в состоянии вдовства, но солжет против обещания и вступит в брак, то она имеет осуждение, так как отвергла первый залог верности. Естественно также, что и пресвитер должен исполнить обязанности священства благородно и диакон – свое служение беспорочно, не похищая воровски того, что относится к обязанности диаконства, чтобы не быть осуждену, как Иуда – предатель. Итак, здесь нужда в большом тщании, чтобы как-либо кто не обманул Бога, не исполняя своего обещания в его целости, лучше же сказать – не отдавая своего залога, который именно каждый из нас обещал. Он более не наш; но мы должны размышлять таким образом, что залог мы получили от Бога и для того, чтобы, с молитвой сохранив обещание без примеси обмана, мы предстали пред страшный престол Христов, чтобы, по примеру Анании, мнение Судьи не осудило нас, как вероломных. Итак, здесь нужда в большой осторожности, чтобы не погрешить в чем-либо и не оставить чего-либо из обещания не исполненным, – постараемся же ревностно со тщанием исполнить обещание. Не будем думать, что христианство должно быть исповедуемо только по виду, и не будем этим довольствоваться, но, чрез утверждение делами пребыв последователями истины и справедливости, получим следующие за справедливостью почести от Христа, Которому слава во веки. Аминь. Читать далее Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1896. Том 2, Книга 2, Творения св. Иоанна Златоуста, считаемые сомнительными, Беседа о том, что должно избегать притворного и неистинного вида, с. 924-927. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Прав. Иоанн Кронштадтский. Хромолитография Штадлера и Паттинота. 1890 г. (РГБ) Прав. Иоанн Кронштадтский. Хромолитография Штадлера и Паттинота. 1890 г. (РГБ) Будучи выпускником ДА, И. К. сохранил на всю жизнь глубокое уважение к богословской науке и всегда оставался признательным академии за полученные в ней знания, благодаря к-рым, по его словам, в нем «развилось и окрепло религиозное чувство, которое было вселено еще благочестивыми родителями» (Слово в день памяти преподобного отца нашего Иоанна Рыльского, 19 октября 1899 года//Св. прав. о. Иоанн Кронштадтский: Восп. самовидцев. М., 2004. С. 25; см. также: Посещение Московской духовной академии отцом Иоанном Кронштадтским. М., 1895. С. 26-27). Ко времени его обучения рус. богословская школа уже вполне состоялась как школа. Символично, что в те годы, когда И. К. учился в СПбДА, ректором и преподавателем в ней был митр. Макарий (Булгаков), создатель классической системы догматического богословия. Жизнеописания И. К. не сообщают о его духовных наставниках ни во время обучения, ни после. Воспитанный малообразованными родителями в простоте народной веры, И. К. видел причину своего духовного развития единственно в причастности к Церкви. По его убеждению, именно жизнь в Церкви развила в нем дары, к-рыми он обладал; как заметил митр. Вениамин (Федченков), его «воспитала Церковь» ( Вениамин (Федченков). 2005. С. 27, 241). В годы академической учебы И. К. активно изучал святоотеческое наследие. Из древних отцов он более всего любил свт. Иоанна Златоуста, к-рый стал для него «духовным руководителем, наставником - как бы «старцем» на всю последующую идеологию и деятельность» (Там же. С. 68); из русских - свт. Филарета (Дроздова), которого называл «русским Златоустом» (Там же. С. 924) и глубоко почитал. После написания и защиты вполне школьной канд. дис. «О кресте Христовом...» одним из первых самостоятельных сочинений И. К. стали «Катехизические беседы», читанные им в Кронштадте. Их план следует Догматике митр. Макария с нек-рым необходимым для катехизиса упрощением: троический догмат, учение о Боге Творце, затем о Боге Промыслителе, с последующим рассмотрением искупления как «чрезвычайного» или частного Промысла Божия о человеке; имеются и текстуальные совпадения (ср., напр.: Макарий (Булгаков), митр.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Апреля 3-го 1853. 923 Мир вам, отец наместник, и братии. Государыня Великая Княгиня Мария Николаевна путешествует с сыном своим князем Сергием Максимилиановичем, для его здоровья. Принесите о них молитвы в Лавре и в ските. Прочитайте прилагаемое письмо протоиерея Рождественского и мой ответ. Нужно ли что более? Часть мощей Преподобного Сергия у Великой Княгини есть. Святыню, как мне думается, и давать должно бережливо, и просить умеренно. Иеродиакона Кирилла к рукоположению можете прислать. Апреля 3-го 1853. Апреля 7-го. Теперь есть слух, что Великая Княгиня не изволила отбыть в назначенное время. Но для меня все сомнительно, надобно ли что сделать еще. 924 Мир вам, отец наместник, и братии. Со вниманием ума и чувством сердца да даруется вам перейти поприще воспоминания спасительных страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа, и свет Его воскресения прияти в сердце. Помолитесь о моей немощи. Сегодня мог я праздновать только в домовой церкви. Кирилл возвращается к вам иеромонахом. Посылаю при сем крест с частию животворящего древа, отдаваемый по воле покойного Димитрия Лухманова в Гефсиманский скит. При сем еще Иерусалимский крест единороговый. Старческие наставления о. Назария прошедшим летом я хотел еще пересмотреть в редакции: но мне казалось, что вы не назначаете их к употреблению, и потому я не исполнил моей мысли. Пусть рассматривает цензура. Но с цензурою у меня все споры. Вероятно слышали, что она одобрила стихи: молитва при кресте, и под сим заглавием: арии и хоры. Теперь оказалось, что еще одобрила книгу, в которой доказывается, что Господь не совершал ветхозаветной пасхи, и о сем донесено мне из Петербурга. А святой Златоуст вопрошает: почему Спаситель совершал пасху? И отвечает, чтобы не оставить никакого повода обвинять его в нарушении закона 40 . О. ректор показал мне тетрадку о житии о. Назария. Но тут есть сказания, которые подают случай к возражениям о их достоверности: а нет иных, которые были бы и не сомнительны и назидательны, например, как о. Назарий советовал сельскому священнику совершать церковную службу и без присутствия прихожан, и какой от сего произошел плод. Это, думаю, от вас я слышал. А ссылаются на вас, что вы помогали в составлении сего жизнеописания. Не пересмотрите ли еще.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Основание совершенно несправедливое, потому что слова эти говорил не Христос Спаситель, а апостол Павел; поэтому он и должен был сказать не прииду, так как он, действительно, больше не придет на земли, a приидет, т. е. в третьем лице, разумея тем Христа. Так разумеют и богомудрые толкователи, которые называют это пришествие вторым, тогда как антихрист будет иметь одно пришествие. В древней рукописи соловецкой библиотеки под 1035, содержащей толкования св. Златоуста на Деян. апостольские и на послания ап. Павла, после означенных слов прямо сказано: еже есть второе пришествие; тоже читаем и в соборн. в слове на великий четверток, л. 559. 911 Русск. раск. старообр. Щапова, Казань, стр. 183. Семейная жизнь в раскол Нильского, вып. 1, стр. 19–20. 916 Раздел произошел вследствие вопроса о том, как писать титлу на кресте Спасителя. Поморцы писали I. Хр. Ц. Сл.; федосеевцы I. Н. Ц. I. Различие это казалось беспоповцам настолько важным, что поморцы говорили федосеевцам: «нам ваш Иисус Назарянин не надобен; это – насмешка Пилата, это – выдумка папистов и тонкий дух арианства, именующий Христа простым человеком. В свою очередь и федосеевцы не скупились на обвинения. Они называли поморцев христоборцами, иудеями, крестохульниками, на том основами, что они похуляли крест, на Голгофе стоящий, и кровию Божественною орошенный. «Житие Феодосия», написанное сыном его Евстратом и «Повесть о начале раздора федосеевцев с выговцами». Чтен. общ. истор. и древн. 1869 г. кн. 2. 924 К сожалению, сочинение «О тайне брака» в нашей библиотеке не имеется; мы цитуем его по книге проф. Нильского; см. вып. 1 стр. 122. 925 Вопрос этот около 25 лет назад подвергался обстоятельному рассмотрению «за» и «против». См. Книгу о браке проф. Нильского; письмо к И. Ф. Нильскому г. Филиппова отд. брош. из журн, «Беседа» 1871 г. Прав. Собес. 1869 г. Ответ проф. Нильского, отд. брош. 928 Сборник для истор. старообр. Попова, т. 1, стр. 11. Рукоп. акад. библ. 1750, л. 140–147. На этом соборе было постановлено: новоженов не принимать на общее моление, не жить с ними в одной храмине и не сообщаться в ядении, не мыться вместе в бане, не принимать их на покаяние хотя бы перед смертию, не крестить их детей, даже не ласкать их, еще более – женщинам не помогать во время мук рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

919 В 1870 году 18-е февраля – день памяти императора Николая I случился в среду сырную, и указом велено в эту среду совершать литургию св. Иоанна Златоустог о и панихиду. В 1899 году дни поминовения Императора Александра II 1-е марта и Александра III – 26-го февраля упадали первый на понедельник первой седмицы Великого поста, а второй на пятницу сырной седмицы, в которые дни по Уставу не положено литургии; тогда св. Синод поминовение Александра II и Александра III перенес на субботу сырной седмицы (Церк. Вест. 1899 г., 4). 924 Чтобы научить не уподобляться фарисею, гордившемуся соблюдением поста, св. Церковь разрешает в среду и пяток после Недели (воскресения) мытаря и фарисея – мирянам вкушение мяса, а монахам – сыра и яиц (См. выше). Эта седмица называлась всеядною (Времен. Импер. М. Общ. Ист. и древн. 1850 г., кн. 5, стр. 527). 925 Под великим святым разумеется тот, которому положена служба с всенощным бдением (с знаком крест в полкруге). Так служба с бдением трем святителям (30 января) не переносится на другой день, а соединяется со службой Недели (воскресения) мытаря и фарисея. А служба с полиелеем препод. Феодосию (11 янв.), если случится в Неделю мытаря и фарисея, поется не в Неделю эту, а егда екклисиарх рассудит (Тип., послед. 11 января). 926 Иногда в субботу после Недели мытаря и фарисея, т. е. пред Неделей о блудном сыне, совершается поминовение за умерших, положенное в мясопустную субботу. Это бывает тогда, когда в субботу мясопустную случится праздник Сретения Господня (Тип., послед. Нед. мыт. и фар.). Впрочем, в этом случае поминовение может быть и в четверток мясопустной седмицы (Тип., послед. 2 февр., аще в мясоп. субб.). 927 В синаксаре субботы мясопустной читаем: Понеже неции безгодную многажды на странстве подъяша смерть, в мори же, и не проходных горах, стремнинах же и пропастех, и пагубах, и градех, и западениях, и ледах, и бранех, и стуленях: и иные всякия смерти претерпевше, равно же . и убозии суще, и немощнии, и узаконеных псалмов и песней памяти не получиша: человеколюбие божественнии отцы движимы, общно память сих всех творити соборней Церкви узакониша (Триодь Постн. суб. мяс.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

1002 Сопоставление брака и духовного союза широко использовалась в Священном Писании так же, как и в патристических текстах. Самый яркий пример – Песнь Песней. 1018 Мы уже показали в конце исследования о чревоугодии некоторые результаты воздействия этой страсти на жизнь души при посредничестве тела. См. также более общий взгляд: Антоний Великий , прп. Послания 1, 35–41; Апофтегмы. Алфавитное собрание. Антоний 22. 1138 Соматические болезни – болезни, относящиеся к телу, в противоположность психическим. – Примеч. ред. 1190 Само собой разумеется, что мы не имеем здесь в виду печаль о скорбях ближнего, так как это – одно из проявлений сострадания. 1192 Там же. Астения – психопатологическое состояние, характеризующееся слабостью, утомляемостью, раздражительностью, нарушениями сна. – Примеч. ред. 1196 Ср.: Иоанн Кассиан , прп. О правилах общежительных монастырей 9, 1. Депрессия – это заболевание, ведущими симптомами которого являются снижение настроения, физической и психической активности, способности получать удовольствие, душевные страдания. – Примеч. ред. 1244 A fortiori (лат.) – тем более. В логике – доказанное для менее очевидного тем более признается для более очевидного. – Примеч. ред. 1306 Ср.: Прп. Пимен: «Уныние каждый раз появляется тогда, когда начинается какое-либо дело» (Апофтегмы. Алфавитное собрание. Пимен 157). 1769 Иоанн Златоуст , свт. Беседы на Евангелие от Иоанна 26, 4 . Свт. Иоанн Златоуст часто использует слово πνοια (безумие) для обозначения гордости. См., например: Толкование на Книгу пророка Исаии 3, 6; Слова огласительные 5, 4. А. Венгер (в издании: Jean Chrysostome. Huit catéchèses baptismales. Sources chrétiennes 50 bis. P. 202. Примеч. 3) пишет также: «Златоуст обычно использует как синонимы слова πνοια и περηφανα...». А Филд обоснованно пишет: «πνοια, superbia, arrogantia. Hoc sensu semper, ni fallor, apud Chrysostomum occurit” («πνοια, гордость, надмение. В этом смысле всегда, если я не ошибаюсь, встречается у Златоуста») (PG 58:924).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Св. Афанасий Александрийский так говорит о Голгофской жертве Спасителя: « Он, будучи истинным Сыном Отца, напоследок стал ради нас человеком, чтобы предать Себя за нас в жертву Отцу и искупить нас чрез Свою жертву и приношение ( Еф. 5:2 ). Он Тот, Который древле вывел народ из Египта, а напоследок всех нас, или, лучше сказать, весь род человеческий искупил от смерти и возвёл из ада. Он Тот, Который от века приносим был в жертву, как Агнец, и в Агнце прообразовательно был представляем, а наконец, принёс Себя в жертву за нас; ибо Пасха наша за ны пожрен бысть, Христос ( 1Кор. 5:7 ) " 923 . «Смертию Его совершилось спасение всех, искуплена вся тварь. Он есть Общая всех Жизнь, и в Искупительную Жертву за спасение тех, как овча, предал на смерть тело Своё, хотя и не веруют тому Иудеи» 924 . Подобным же образом рассуждает св. Григорий Нисский : «Иисус, как говорит Захария, Иерей Великий ( Зах. 3:1 ), Своего Агнца, то есть Свою плоть, за мирской грех принёсший в жертву, ради чад, приобщившихся плоти и крови, и Сам приобщивыйся приискрение крови ( Евр. 2:14 ) (Не в том отношении, как Он был вначале, будучи Словом и Богом, и в образе Божием быв, и будучи равен Богу; но в том, как истощил Себя в образе раба, и принёс приношение и жертву за нас), Сей Иисус сделался Архиереем для многих грядущих родов по чину Мелхиседекову» 925 . " Он есть Пасха ( 1Кор. 5:6 ) и Архиерей ( Евр. 7:2 ). Ибо поистине за ны пожрен бысть Пасха Христос ; священник же, приносящий Богу «Жертву», не иной кто есть, как тот же Христос. Ибо в себе, говорит (Апостол), принёс приношение и жертву за нас ( Еф. 5:2 )» 926 . «Способом Священнодействия неизреченным и людьми невиданным Самого Себя приносит в приношение и жертву за нас, будучи вместе Священником и Агнцем Божиим, вземлющим грех мира» 927 . Много материала по данному вопросу в том же духе находится в творении св. Иоанна Златоуста . «Домостроительство, имевшее совершиться в Новом Завете, – говорит этот св. Отец в своём толковании на Евангелие Иоанна, – предварительно предначертали образы, как прообразование; а Христос пришествием Своим совершил его.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Εναι εμφανς τι υπρχει η πτυχ της προεπιλογς και προορισμο: αυτ διαφανεται και απ την ιστορα των προφητν, τον καθνα εκ των οποων ο Θες καλοσε μ’ ναν ιδιατερο εξατομικευμνο τρπο. Αλλ το γεγονς που οι μεν εκλθησαν στην προφητικ διακονα και οι δε χι δε σημανει τι σ’ αυτος τους τελευταους ο Θες δεν απηθυνε κποια λλη κλση και δεν τους πρτεινε λλη αποστολ. Ο λγος της απλειας πολλν ανθρπων δεν συνσταται στο τι ο Θες δεν τους απευθνθηκε μεσα μσω των αγγλων Του, αλλ στο τι «ο πντες πκουσαν τ εαγγελ» (Ρωμ. 10:16). Η οδς της σωτηρας εναι ανοιχτ για τον καθνας και κθε νθρωπος που δημιουργθηκε απ τον Θε εναι προορισμς για τη σωτηρα. Αλλ δεν επιλγουν λη την οδ του Θεο, γι’ αυτ και δε σζονται λοι. Μητροπολτης Βολοκολμσκ Ιλαρων ν Χριστ. ν Χριστ. Βλ. ειδικτερα: Cranfield C. E. B. A Critical and Exegetical Commentary on the Epistle to the Romans. Vol. 1. Edinburgh, 1975. P. 432. [iv] Βλ.: Moo D. J. The Epistle to the Romans. Grand Rapids–Cambridge, 1996. P. 534–535. [v] Βλ.: Ashton J. The Religion of Paul the Apostle. New Haven–London, 2000. P. 140. [vi] Αυγουστνος. Περ προορισμο των αγων 8, 14 (PL 44, 971). [vii] Αυγουστνος. Περ προορισμο των αγων 8, 16 (PL 44, 972). [viii] Αυγουστνος. Περ προορισμο των αγων 8, 16 (PL 44, 972–973). [ix] Августин. Περ μομφς και χριτος 7, 12-14 (PL 44, 923–924). [x] Καλβνος Ι. Θεσμο της χριστιανικς θρησκεας 3, 23, 8. [xi] Λοθηρος М. Περ δουλεας του ελεθερου θελματος. [xii] Λοθηρος М. Περ δουλεας του ελεθερου θελματος. [xiii] Ιωννης ο Χρυσστομος. Ερμηνεα της προς Ρωμαους επιστολς 15, 1 (PG 60, 540). [xiv] Иоанн Златоуст. Ερμηνεα της προς Ρωμαους επιστολς 16, 5 (PG 60, 554). [xv] Κριλλος Αλεξανδρεας. Αποφθγματα (In Ioannis Evangelium. Vol. 3. P. 149). [xvi] Συμεν ο Νος Θεολγος. Ββλος των Ηθικν 2, 12-25 (SC 122, 312–314). (Λγος 26). [xvii] Συμεν ο Νος Θεολγος. Слово Λγος Κατηχητικς 34, 235–245 (SC 113, 290). Календарь ← 23 Ιανουαρου 2024 τος © Patriarchia.ru , 2005 – 2024 Με την επιφλαξη παντς νομμου δικαιματος © Сделано в Κατασκευ απ Stack Group

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5461354...

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Кафизма двадцатая Псалом Давида, о Голиафе, 143. 921 1 922 Благословен Господь Бог мой, укрепляющий руки мои для битвы, персты мои – для сражения! 2 Он источник милости, прибежище мое, Заступник мой, Избавитель мой, Защитник мой, – уповаю на Него; подчиняет Он мне народ мой. 3 Господи, кто есть человек, что открываешься Ты ему? Или сын человеческий, что печешься Ты о нем? 4 923 Человек суеты преисполнен; дни его, точно тень, убегают. 5 924 Господи, приклони небеса и снизойди! Коснись гор, и дымиться будут! 6 Блесни молнией и рассей врагов! Метни стрелы Твои и приведи их в смятенье! 7 Простри руку Твою с высоты, избавь меня, извлеки меня из многих вод, из рук чужеземцев, 8 Чьи уста говорят суетное, чья десница – десница неправды! 9 925 Боже, песнь новую воспою Тебе, на псалтири десятиструнной пою Тебе, 10 926 Ибо Ты даруешь спасение царям, избавляешь Давида, раба Своего, от меча лютого. 11 Избавь меня, извлеки меня из рук чужеземцев, чьи уста говорили суетное, чья десница – десница неправды! 12 Сыновья их юные, как молодые деревья, укоренившиеся в земле; дочери их украшены подобно храму. 13 Житницы их переполнены, пересыпается зерно через край; овцы их плодовиты, размножаются на пастбищах своих; волы их тучны. 14 Не грозит падением ограда их, не перебраться через нее; и не слышатся вопли на их площадях. 15 Счастливым называют народ, владеющий всем этим, но истинно блажен народ, почитающий Господа Богом Своим. Хвалебная песнь Давида, 144. 1 Превознесу Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлю имя Твое во веки и веки веков! 2 Всяк день благословлю Тебя и восхвалю имя Твое во веки и веки веков! 3 Велик Господь и прославлен Он, и нет предела величию Его. 4 927 Из рода в род восхвалят люди деяния Твои, могущество Твое возвестят; 5 Великолепие славы и святости Твоей возгласят, о чудесах Твоих поведают; 6 Силу грозных деяний Твоих прославят, о величии Твоем поведают; 7 Громогласно помянут великую благость Твою и правду Твою радостно воспоют. 8 928 Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив;

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010