Феофилакта (М., 1819), Добротолюбие, 8 книг творений Св. Иоанна Златоуста , творения: св. Василия Великого , преп. Иоанна Дамаскина , св. Кирилла Иерусалимского , св. Амвросия Медиоланского , св. Димитрия Ростовского , преподобных: Макария Египетского , Ефрема Сирина , аввы Дорофея , Исаака Сирина , Иоанна Лествичника , Нила Сорского , сборники разных поучений святых отцов, Сокращенные правила монашеского жития); 34 книги разного духовного содержания (Четьи-Минеи, Прологи, Патерики, «Лавсаик» , Луг Духовный, творения св. Тихона Задонского , Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского , Житие св. Митрофана Воронежского , Катехизис, «Православно-догматическое богословие» еп. Макария, ректора С.-Петербургской Духовной Академии, сочинения Преосвященного Илиодора, архиепископа Курского и Белоградского); книги по истории Русской Церкви («Русская летопись», «История Российской иерархии», «История христианства в России», Устав Духовных Консисторий, Устав Глинской пустыни) 924 . В последнем разделе описи приводится описание денежных билетов сохранной казны. По данным описи, за 12 лет настоятельства о. Евстратия (1841–1853) Глинской пустыни только в банковских билетах было пожертвовано более 13 тыс. руб. 925 . Среди жертвователей были люди самых разных сословий и положений. Например, генерал-майорша Н. И. Аракчеева, дворянки А. С. Чурикова и А. Алферова, помещицы А. Волжина, К. Полищук, А. Викторова , статский советник Г. Т. Мизко, чиновница М. Лофицкая, купцы В. Мурин, Н. Иконников, почетные граждане Д. Лепешкин и Р. Воробьев, дворовый человек И. Пантелеимонов; лица духовного звания: архимандрит Досифей, архимандрит Иларион, игумения Августа, игумен Амфилохий, наместник Черниговского Успенского монастыря Иннокентий и многие другие. Самый большой дар обители (5 тыс. руб.) пожертвовала в 1849 г. графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская 926 . Таким образом, в описи 1854 года дана подробная характеристика церковных и других ценностей Глинской пустыни при игумене Евстратии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Воплотившийся Бог является для людей, по словам проповедника, тем же, чем является молоко для детей. «Если мы не можем видеть Бога-Слова, послушаем Слово-Плоть. Так как мы сделались плотскими, послушаем Слово, ставшее плотию. Для того приходит Оно, для того принимает немощную плоть нашу, чтобы ты мог воспринимать Слово-Бога, носящего твою немощь. И справедливо названо Оно (Слово Божие) молоком. Молоко даёт оно младенцам, чтобы затем пищу мудрости дать большим» 923 . Учение о Триедином Боге, о раздельности божественных ипостасей и нераздельности их действования, при особых личных их свойствах, блаженный Августин освещает чрез указание трёх отдельных и вместе нераздельно действующих способностей в душе человека: воспоминания, познания и воли 924 . При разрешении вопроса, каким образом Сын Божий, воплотившись, мог оставаться вездесущим, быть в утробе матери и от Отца не отделяться, проповедник останавливает своё внимание на акте произношения человеческого слова 925 . В пояснение истины единства Божества при трёх Лицах он ссылается на связующую силу любви, которая многих делает как бы одним существом 926 . Сколь просто всё построение и изложение бесед блаженного Августина , столь же прост, в частности, и язык их, рассуждает ли проповедник о высоких предметах веры или рассказывает слушателям о каком-либо виденном или слышанном им событии. Он хотел лучше на варварском языке быть понятным для своих слушателей, нежели на своём чистом наречии оставаться непонятным 927 . Для великих учителей церковного красноречия – св. Иоанна Златоустог о и блаженного Августина , – «обороты фраз, – как справедливо замечает Дюпанлу, – не главное вдохновение их мыслей; то, что занимает их, то, что интересует их, то, к чему они более всего стремятся, – это самый результат: ясное и твёрдое изложение веры, когда они заняты учением; убеждение и обращение своих слушателей, когда имеют в виду увещание… их красноречие есть отеческое, пастырское, народное» 928 . В этом отношении блаженный Августин справедливо заслуживает славы «великого гения», умевшего говорить к своему народу простым и общепонятным языком 929 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

То, что Бог слышит всех святых, и особенно мучеников, молящихся о живых, понять нетрудно. Пусть это выразят золотые слова святителя Иоанна Златоуста : «Точно так же, как воины, показывая царю раны, нанесенные им в битве врагами, говорят с ним с большим дерзновением, так и мученики, неся в руках головы, отселе они могут легко добиться желаемого». 921 Итак, мученики и все святые вместе с нашими благочестивыми братьями, которые скончались и ожидают нас в Небесном Иерусалиме, молятся о нас. Они наши небесные сограждане, с которыми мы соединены нерушимыми узами любви, веры и молитвы. Они наблюдают наши усилия и борения, наши победы и поражения, подвиги и переживания, и предстоят Богу вместе со Христом и через Христа как наши истинные утешители и крепкие наши защитники от врагов, коль скоро мы являемся членами Церкви воинствующей на земле. 922 Эти деяния их любви совершенно не входят в противоречие с заступничеством Посредника 923 , Господа нашего Иисуса Христа ( 1Тим.2:5 ). Вот почему «почивших в Бозе святых мы называем не посредниками, но предстателями и ходатаями за нас к Богу», ибо они выступают как своего рода посланники. 924 Святые ходатайствуют о нас перед Троичным Богом. Поэтому богоизбранный сонм отцов VII Вселенского Собора учил, что святым дана «благодать предстательствовать за мир». Можно было бы даже сказать, что «все существование святых после смерти есть одна немолчная молитва , одно непрестанное содействие» 925 миру, поскольку любовь есть совокупность совершенства ( Кол.3:14 ). И если горяча молитва благочестивых, святых отцов, преподобных и всех святых за весь народ и весь мир, то вполне естественно, что она становится еще горячее теперь, когда они пребывают вблизи престола благодати. Бог открывает праведникам наши нужды Возникают вопросы. Как души наших усопших братьев и сестер и души святых узнают о наших нуждах и проблемах? Как они слышат наши молитвы? Ответ нам дает Священное Писание, упоминающее о преподобных и праведных рабах Божьих, которые, пребывая на земле в материальном теле, тем не менее через озарение свыше и откровение получают известия либо о мыслях других людей, либо о далеко происходящих событиях. 926

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

гл. 1, ст. 4, 8. Филологи Еврейские в буквах сего неизглаголанного Имени: Иегова, усматривают признаки всех времен, т. е. настоящего, прошедшего и будущего, которые означают беспредельную самостоятельность Существа Божия и никаким временным переменам не подлежащее Его пребывание всегда, ныне и впредь и во веки веков. (Смотри Theologiam prophemicam Maii Пос. 11, § 14, и выше § 35). 924 Характер (χαρακτρ), черта, начертание, буква, изображение, образ. Осии гл. 12, ст. 6. Μνημσυνον, Памятник. 926 Сие изречение: Такожде Сый, в Литургии Апостольской (Чиноположен. кн. 8, гл. 12), в Молитве Евхаристии: Достойно яко воистину и праведно, изображается таким образом: всегда в тех же и тем же образом Себе содержаша. И в Пс.101:28 , вечно неизменное Божие Пребывание описывается так: „Та, т. е., небеса и земля, погибнут; Ты же пребываеши. – Вся изменятся; Ты же Тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют (т. е., не окончатся). 927 В Молитве Св. Златоустого читается: „Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшые (παραπεσντας, ниспадших, согрешивших) восставил еси паки, и не отступил еси (не отлучился, не престал) вся творя (или как ниже в сеии же Молитве яснее изображается: все еже о нас (до нашего искупления надлежащее) смотрение исполнив; Дóндеже нас на Небо возвел еси ( Флп.3:20; 13:14 ); и Царство Твое даровал еси будущее“ ( Лк.12:31; 22:29 ; Евр.12:22; 13:14 ). 930 Саваоф, Еврейск. Цеваот, сил, воинств, ополчений. От чего и песнь сия называется Επινκιον, победною, или победительною, возносящеюся к Славе, Чести и Благодарению Того (Апокал. гл. 4, ст. 9), который есть (как в Литургии Евангелиста Марка изъясняется) превыше всякого Начальства и Власти и Силы и Господства. 931 В Серафимской песни у Исаии Пророка слова: Небо, не находится, (исполнь вся земля славы Его); но оно есть во всех службах Апостольских и в Литургиях Св. Василия и Златоуста. Так как в молитве Евхаристии исчисляется все на Небесах и на земли всееильною десяицею Божиею сотворенное, то нужно поместить в песни сей воспоминание о Небе, исполненном славою Божиих чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

Обычай принимать «запивку» по Св. Причащении не упоминается в Служебнике, но предписывается книгой «Типикон». Он упоминается всеми московскими печатными «Типиконами», начиная с первого издания 1610 г. 919 В «Типиконе» 1682 г. на эту тему существует отдельная статья, с тех пор перепечатывающая в «Типиконах» без изменений. Она называется «О помывании уст братий, причащающихся пречистых Христовых Таин». В ней, в частности, говорится: Достоит помывати уста в служебном: сице бо Божественный Златоуст повеле, вины ради плюновения. Бывает же сице: По приятии Святых Таин емлет брат антидор, и потребив , приемлет теплоты [оставльшая вливаемая в Божественную чашу] во уста мало, и пласкав поглотает... 920 Несмотря на некоторые отличия описываемого здесь обряда от практикующегося сегодня (он совершается в отдельном помещении – «в служебном», вместо простой просфоры, используемой сегодня чаще всего, употребляется антидор), их совпадение в главном, думается, очевидно. Как видим, эта традиция считается установленной свт. Иоанном Златоустом . И действительно, одним из обвинений, выдвинутых против свт. Иоанна на неправедном соборе под Дубом, было то, что после причастия он съедал на патриаршем троне ячменную лепёшку, называемую «πστιλον» или «παστλλιον» 921 . Он делал это, скорее всего, из-за своей болезни желудка, но с этого, видимо, и началась данная традиция. Принимать что-то сразу после св. причащения, должно быть, стало считаться благочестивым действием, благодаря которому Св. Тайны не оставались в устах. Авторитет же свт. Иоанна придал вес этой практике. В греческом православном мире эта традиция сохраняется лишь в некоторых монастырях. Впрочем, на приходах функцию «запивки» до некоторой степени исполняет антидор, большие куски которого (по размеру не меньшие нашей обычной просфоры) раздаются всем присутствующим после отпуста литургии 922 . Торжественное приветствие «Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам» ( XXXI II .4.А ) было частью чина литургии ещё во времена Византии. Его появление следует относить, по-видимому, к XII b. 923 . В некоторых рукописях стоит лишь «Бог Господь и явися нам» 924 . Приветствие это перешло на страницы первых греческих печатных изданий. Его приводят Евхологии 1545, 1553, 1566 и 1585 гг. 925 В первопечатных «Божественных литургиях» (Д. Дуки 1526), как и БЛ С.Ч.Д. 1644 ( И , «πρτη κδοσις»), стоит: «Аминь, аминь, аминь, благословен грядый во имя Господне» 926 . Издания БЛ С.Ч.Д. 1644 ( И , «τρα κδοσις») и БЛ С.Ч.Д. 1644 ( И , «κατ τν το Δ. Δοκα κδοσιν») удаляют начальное тройное «Аминь». Более поздние «латинствующие» издания БЛ Феодосий 1766 и БЛ А. Вортоли 1775 в этом месте полностью согласны с современным русским чином, тогда как БЛ Рим. 1601 дают тот же текст приветствия, но возглашать его предписывают диакону! 927 Православные издания И. Пинелло, Н. Сароса, Н. Гликевса и др. не приводят данный элемент.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

lection.» и затем уже неоднократно печатался в различного рода «библиотеках» св. отцов. Что же касается греческого текста «книги против манихеев», то он в первый раз был напечатан по неисправному голстинскому кодексу Гамбургской библиотеки (особенно неудовлетворительно изданы II и III главы этой книги) известным Баснажем (Basnagius) в его «Tesaurus Canisianus», а потом Голландом в его «Veter. patr. bibliothec» и, наконец, Минем в «Patrol. curs. complet». t.XL col. 899–924. О выдающихся достоинствах «книги против манихеев» епископа Тмуитского Сарапиона, кроме Иеронима Стридонского , говорят св. Епифаний 30 в своем сочинении «о ересях» и знаменитый патриарх константинопольский Фотий , поставивший ее автора наряду с Титом Бострийским и др 31 . «Книга о надписании псалмов» епископа Сарапиона, как мы заметили выше, до нас не дошла, но труды его вообще по изучению св. Писания и по преимуществу книг Ветхого Завета не подлежат ни малейшему сомнению. Пр. Филарет черниговский указывает толкования Сарапиона, епископа Тмуитского, в своде толкований на восьмикнижие (?) по рукописям библиотек тирской венской и венецианской св. Марка 32 . Нам лично известны его толкования также в своде на пятикнижие Моисея по рукописям библиотек ватиканской 747 и венской и патмосской В настоящее время мы можем указать на новый труд пастыря Тмуитской церкви Сарапиона, о котором доселе в литературе не имелось никаких сведений, но который может быть рекомендован особому вниманию специалистов. Труд этот литургического или церковно-богослужебного характера и в рукописи надписывается двояко: Εχ προσφρου Σαραπωνος πισκπου/и в другом месте/Προσευχα Σαραπωνος, πισκπου Θμοεως/. Мы называем его Евхологием, потому что, по своему составу, эти/Προσευχα/и ”Εχ προσφρου”, можно сказать, вполне исчерпывают содержание современной нам греческой богослужебной книги, носящей это наименование. Открытый нами труд епископа Сарапиона важен в литургическом отношении, как по личности автора его, жившего до времени великих литургистов востока Василия великого и Иоанна Златоустог о, по особенным выдающимся достоинствам своим, так и по полноте состава или его объема, во многом напоминающего VIII книгу «Постановлений апостольских».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Церковь приняла и сохраняет молитвословия: а) канон молебный ко пр. Богородице, поемый во всякой скорби душевней и обстоянии, творение Феофилакта монаха 923 ; б) молитву на студные помыслы св. Василия Великого 924 ; в) молитву св. седми отроков на немощного и неспящего 925 ; г) последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых и стужаемых, соединенное с помазанием елеем и с заклипательными молитвами св. Василия Великого и Иоанна Златоустог о 926 . Таинство св. елеосвящения Главное благодатное средство, которое Прав. Церковь подает болящим и страждущим для облегчения, уврачевания и приготовления к христианской, непостыдной и мирной кончине, есть таинство св. елеосвящения. Помазание св. елеем у Прав. христиан употребляется во многих обстоятельствах. Оно преподается и пред крещением и от лампад, теплящихся пред св. мощами и иконами, и по благословении на всенощных бдениях пред великими праздниками, и для уврачевания зол в болезней 927 . По все сии елеосвящения не суть таинство. Начало Елеосвящения положено самим Господом, по заповеди Которого ученики Его, врачуя души людей спасительным словом Евангелия, врачевали и тела больных помазанием елея; мазаху маслом многия недужные и нецелеваху ( Мк.6:13 ). «Помазание священное твое, человеколюбче, апостолом твоим на немотствующия рабы твоя совершати милостивно заповедавый» 928 . По воскресении своем Господь, Коему дадеся всяка власть на небеси и на земли, окончательно установил таинство Елеосвящения. По преданию оно сохранялось при Апостолах и ими заповедано Церкви: болит ли кто в вас, – говорит Ап. Иаков, – да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящаго, к воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть: отпустятся ему ( Иак.5:14–15 ). Из сих слов Ап. Иакова видно, что Елеосвящение есть таинство, которое совершать, как и другие таинства, предоставлено епископам и пресвитерам, и которое чрез помазание елеем и молитву подает благодать, исцеляющую немощи духовные и телесные.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Литургия Василия Великого , а также и Иоанна Златоустог о состоит из 3 х частей: 1) проскомидии, 903 2) литургии оглашенных 904 и 3) литургии верных. 905 Литургия святого Иоанна Златоустого Диакон: Благослови владыко. Иерей: Благословенно царство, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Затем великая ектения (см. выше), по окончании которой в Господские двунадесятые праздники поются антифоны или, без них, поются или читаются изобразительные 906 . Антифон 907 1-й; или 1-й псалом изобразительных: Благослови душе моя Господа. Благословен еси 908 Господи. Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя 909 моя имя святое Его. Благослови душе моя Господа, и не забывай всех воздаяний Его: очищающего вся беззакония твоя, 910 исцеляющего вся недуги твоя, 911 избавляющего от истления живот твой, 912 венчающего тя милостью 913 и щедротами. 914 Исполняющего во благих желание твое, обновится яко орля юность твоя. 915 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца прогневается, ниже в век враждует. 916 Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благословен еси Господи. Ектения малая, а по ектении вторые антифоны изобразительные. " Антифон 2-й, или 2-й псалом изобразительных: Слава Отцу, и Сыну и Святому Духу. Хвали душе моя Господа. Восхвалю Господа в животе моем, 917 пою Богу моему, дóндеже 918 есмь. Блажен ему же 919 Бог Иаковлев помощник его, упование его 920 на Господа Бога своего: Сотворшего небо и землю, море и вся яже 921 в них. Хранящего истину в век, 922 творящего суд обидимым, дающего пищу алчущим. Господь решит окованныя, 923 Господь умудряет слепцы, 924 Господь возводит низверженныя, 925 Господь любит праведники. Господь хранит пришельцы: сира 926 и вдову приимет, и путъ грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род. И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

920. См. Попов И. Святитель Иоанн Златоуст и его враги//Богословский вестник, 1907. Ноябрь. С. 595 921. Священник Сергий Желудков. Литургические заметки. M., 2003. С. 65 922. Патриарх Алексий. Войдите в радость Господа своего. С. 59. 923. Позже это предложение так отразилось в решениях Миссионерского съезда 2002 года: «Съезд рекомендовал: привлекать мирян к активной церковной деятельности посредством выполнения определенных миссионерских поручений». 924. Мец И. 5. Будущее христианства. По ту сторону буржуазной религии//Вопросы философии. 1990. С. 89. 925. Священник-миссионер Чепурин. «Пойди и убеди их наполнить дом Мой»//Миссионерское обозрение. СПб., 1914. Март. С. 491–494. 926. Я рад, что в Полтаве услышали это мое предложение и 1 октября 2006 года в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Целительница» в кафедральном соборе состоялся молебен за болящих с освящением медицинских препаратов. Святой водой были освящены больные и лекарства, принесенные ими из храма. Особые молитвы были вознесены о беременных женщинах. Освящены были и принесенные из дома иконы. С той поры такие молебны будут совершаться в первую неделю каждого месяца по окончании Божественной литургии, [http://orthodoxy.org.ua/ru/node/3834] 927. См. Архимандрит Ириней (Тоцке). Сообща править корабль Христов//Новая Европа. 1993. С.31. 928. В 2006 году эта мое предложение уже обрело плоть: «Уже в этом году приобретен положительный опыт проведения подобной акции. В Благовещенском храме Ульяновска 14 февраля этого года мной, по благословению настоятеля храма, благочинного 1-ого округа, протоиерея Георгия Халимонова, был отслужен молебен священномученику Валентину Италийскому. Несмотря на то, что намеренно мы не делали широкой рекламы готовящейся в середине буднего дня акции, тем не менее, и молодежь, и уже семейные люди с готовностью и радостью продемонстрировали свое желание именно в этот день помолиться о создании и укреплении своих семей и пока еще только завязывающихся отношений. И пусть пришедших в первый раз в день святого Валентина в православный храм было не так много, тем не менее, общение с пришедшими показало необходимость подобной работы. Полученный положительный опыт позволяет надеяться на то, что этот, на первый взгляд, далекий от Православия день может для многих стать первым поводом прийти в храм Божий. А с этого и начинается подлинная, глубокая, духовная жизнь» (иерей Алексий Селезнев. Учимся, не осуждая, обращать во благо!//Православный Симбирск, 14 июня 2006).

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

Какие же должны быть слова призывания, тому Сам Господь научил учеников Своих, сказав: крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа ( Мф. 28:19 ) 916 . Согласно с сим, учили, также, св. Кирилл Иерусалимский 917 , Амвросий 918 , Григорий Нисский 919 , Иоанн Златоуст 920 , Иероним 921 , Епифаний 922 , Кирилл Александрийский 923 и Феодорит 924 . Впрочем, как было в прежнее время 925 , так и в этом периоде была допускаема замена погружения окроплением или обливанием, но только в виде исключений, в случаях крайней нужды, не допускавшей возможности совершения крещения через погружение 926 . Кроме того, так как такие случаи, по преимуществу, совпадали с тяжкой болезнью, препятствовавшей лежащему на одре больному (или клинику) принимать крещение через погружение, то должно полагать, что 12 правило Неокессарийского Собора, поставлявшее некоторую задержку для крещаемых по случаю только тяжкой болезни, при возведении их в пресвитерскую степень, имело это же самое в виду и по отношению к принимающим крещение через окропление или обливание клиником 927 . Что же касается троекратного, при совершении крещения, погружения, то, насколько оно признавалось в Церкви необходимым, можно видеть из того, что на Втором Вселенском Соборе, совершавшееся у евномиан крещение, не было признано крещением, именно, потому, что оно совершалось через однократное погружение 928 , причем, конечно, имелся в виду и недостаток их веры в Божественную Троицу. А насколько признавались необходимыми произносимые при крещении евангельские слова: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, это, между прочим, можно ясно видеть из более характерных свидетельств св. Афанасия, который об этом так пишет: «Кто отделяет что-либо от Троицы и крещается в единое имя Отца, или в единое имя Сына, или во Отца и Сына без Духа, тот ничего не получает» 929 , а также бл. Августина, который говорит следующее: «Что есть крещение Христово? Купель воды с произнесением слов; отними воду – нет крещения, отними слова – нет крещения» 930 , потому что «без известных евангельских слов не может освятиться (consecrari) крещение» 931 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010