Досифей, Евфросин, Мина и многие другие руководители этого направления встречались в этих обителях, и отсюда, из церквей этих обителей, шли святые Дары, духовно поддерживавшие ревнителей древлецерковной традиции. Противоположным полюсом старообрядческого движения на Севере, возле озера Онеги и на путях от Онеги к Соловкам, были бывшие монахи Соловецкого монастыря, покинувшие обитель перед началом осады. Самым выдающимся среди них был соловецкий экклезиарх, дьякон Игнатий, умелый и начитанный проповедник, и автор ряда работ в защиту старой веры, не дошедших до нашего времени, который положил основание знаменитой Выговской общине. Следуя пророчеству соловецкого юродивого Гурия, дьякон Игнатий оставил знаменитый монастырь еще до его осады 809 и в конце 60-х годов вместе с другими соловчанами, Германом и Иосифом, довольно долго проживал в Спасском монастыре в Каргополе. После начала гонений на ревнителей старого благочестия Игнатий бродил по скитам и деревням Поморья, избегая встреч с царскими и церковными властями. Иван Филиппов, историк Выговской пустыни, знавший о нем, видимо, со слов выговских старожилов, отзывался о нем восторженно, но более трезвый Евфросин, боровшийся с самосожжениями, которые проповедовал Игнатий, писал о нем гораздо более сдержанно и даже отрицательно. Отмечая, что Игнатий»книгам-де был читатель охочь и досуж«, он добавляет, что дьякон»мудрованьице иное имель, и Бог знает какое. Титул на кресте не принимал и велику книгу на то собраль«. Несмотря на то, что игумен Досифей был духовником старого дониконовского посвящения, Игнатий не любил причащаться даже и у него, а однажды даже раскаивался, что вообще причащался:»Простите де согрешил, Досифеевой службы таинству причастихся иногда " 810 . В последние годы своей деятельности он постоянно бродил в обществе своего друга и последователя Емельяна из Повенца, который так же, как и Игнатий, проповедовал самосжигание. В 1670–1680 годах Игнатий был наиболее выдающимся представителем крайнего пессимистически-радикального крыла старообрядчества, и своим отказом от причастия и духовной помощи священников он стал одним из самых видных представителей раннего беспоповства, еще задолго до оформления этого направления раскола 811 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

IV. Св. Игнатий Богоносец. Св. Игнатий Богоносец родился в Антиохии Сирийской, был учеником св. Иоанна Богослова и епископом Антиохийским. Предание говорит, что название «Богоносца» он получил оттого, что в детстве его Сам Спаситель брал его на руки при благословении детей и наставлял учеников Своих: иже смирится яко отроча сие, той есть болий в царствии небеснем ( Мф. 18:4 ). Но сам св. Игнатий на вопрос Траяна: «Кто такой Богоносец?» – отвечал: «Тот, кто имеет Христа в своем сердце». Рассказывается еще и то, что когда звери растерзали святителя, а воин разрезал сердце его, то в нем оказались золотыми буквами изображенные слова: «Иисус Христос». По словам св. Иоанна Златоуста , св. Игнатий был «общником Апостолов и в речах, и в том, что неизреченно»; а в продолжение 40-летнего управления Антиохийскою Церковию был «образцом добродетелей». Ученики его пишут, что в гонение Домицианово св. Игнатий «кормилом молитв и поста, неутомимостию в учении, ревностию духа противодействовал волнению, чтобы не утонул кто-либо из малодушных или неопытных...» Слишком близка была душа его к Господу Иисусу Христу: он «носил Его в своем сердце»; но жажда любви его к Господу так была сильна, что он скорбел, что не достиг еще любви ученика Иисусова, и сильно желал соединиться с Господом своим посредством мученичества. Это желание святой любви не замедлило исполниться. В 106 году имп. Траян, в походе против парфян, прибыл в Антиохию и потребовал к себе Игнатия. «Кто ты таков, злой дух, – спросил император, – что нарушаешь законы наши, да и других побуждаешь к тому же?» – Игнатий отвечал: «Богоносца не называют злым духом: злые духи бежат от рабов Божиих; если ты думаешь, что я неприязнен им: согласен и считаю это себе за честь». – По объяснении, что такое Богоносец, на вопрос Траяна: «Итак, ты думаешь, что мы не имеем в душе богов, которые помогают нам против врагов?» Игнатий отвечал: «ты по заблуждению величаешь языческих бесов богами; един есть Бог и един Христос Иисус, единородный Сын Отца». – «Ты говоришь о Том, что распят при Понтии Пилате?» – сказал Траян. «Да, о Том, – отвечал Игнатий, – Которого распяли на кресте мои согрешения вместе с их виновником». – Траян произнес определение: «Предать Игнатия в Риме на съедение зверям, для забавы народа».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

992. Исторические кладбища Петербурга: Справ.-путеводитель/Сост.: А. В. Кобак. Ю. М. Пирютко; С.-Петерб. фонд культуры. — СПб.: Изд-во Чернышева, 1993. — 637 с. — По имен. указ. см.: Игнатий (Брянчанинов) — с. 596. 993. Вологда, XII — нач. XX в.: Краевед. словарь/Сост.: Ф. Я. Коновалов, Л. С. Панов, Н. В. Уваров. — Архангельск; Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во: Вологод. отд., 1993. — 300 с.: ил. — Из содерж.: Брянчанинов Дмитрий Александрович (в монашестве Игнатий). — С. 150. 994. Христианство: Энцикл. словарь: В 3 т./Под ред. С. С. Аверинцева. — М.: Большая Рос. энциклопедия, 1993. — Т. 1: А-К. — 863 с. — Из содерж.: Игнатий (Д. А. Брянчанинов). — С. 567–568. 995. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Ист.-церков. энциклопедия: В 3 т. — СПб.: Изд-во Чернышева, 1994. — Т. 1. — 288 с.: ил. — По указ. имен духовных лиц см.: Игнатий (Брянчанинов) — с. 272. 996. Русский биографический словарь: [В 25 т.]/А. А. Половцев; Имп. Рус ист. о-во. — [Т. 8]: Ибак — Ключарев. — Репринт. изд. 1897 г. — М., 1994. — 756 с. — Из содерж.: Игнатий (Дмитрий Александрович Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский. — С. 45–46. 997. Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга: История и современность: Справ. изд./Ред. М. В. Шкаровский. — СПб.: Глаголъ, 1994. — 320 с.: ил. О свт. Игнатии — с. 24. 998. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон: В 12 т.: Биографии. Т. 5. Дюма — Клейн. — М.: Большая Рос. энциклопедия, 1994. — 863 с. — Из содерж.: Игнатий (Дмитрий Александрович Брянчанинов). — С. 290. 999. Козырев А. П. Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов)//Русская философия: Слов./Под общ. ред. М. А. Маслина. — М., 1995. — С. 169. 1000. Православная жизнь (Orthodox Life): Прил. к «Православной Руси»: Указ. ст. 1950–1994 гг./Сост. А. В. Александров; Holy Trinity Monastery. — Jordanville; New York, 1995. — 104 c. — По авт. указ. см.: Брянчанинов, еп. Игнатий — с. 4–7. 1001. Большой энциклопедический словарь/Гл. ред. А. М. Прохоров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Рос. энциклопедия, 1997. — 1456 с.: ил. — Из содерж.: Игнатий (Брянчанинов Д. Α.). — С. 433.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Заметим: тот апофатизм, к которому «спекулятивный» богослов приходит путём специальной «перенастройки» своего ума, – тот самый апофатизм сам собою, естественным образом, взращивается в уме и сердце деятельного подвижника, даже если тот никогда не слыхал об Ареопагитском корпусе и интеллектуально не имеет и понятия о различии апофатического и катафатического путей... См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Молящийся ум взыскует соединения с сердцем//Творения. Т. 1. С. 301-302. Со ссылками на свв. Марка Подвижника и Симеона Нового Богослова. См: Мк. 10:46-52; Лк. 8:35-43. Поначалу слепец называл Сына Божия лишь Сыном Давидовым, обращаясь к Нему: Сын Давидов! Помилуй меня (Мк. 10:47-48). Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в тридесять первую неделю. Объяснение таинственного значения евангельской повести//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 340-341. Игнатий (Брянчанинов), свт. Молящийся ум взыскует соединения с сердцем//Творения. Т. 1. С. 302. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о молитве умной, сердечной и душевной//Творения. Т. 2. С. 202. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. Отдел 3-й: О упражнении молитвою Иисусовою//Творения. Т. 1. С. 272-273. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о молитве умной, сердечной и душевной//Творения. Т. 2. С. 202-203. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. Отдел 2-й: О прелести//Творения. Т. 1. С. 255-256. Ср.: «В этой душе воздвигнут идол я . Идолу курится непрестанный фимиам, закалаются непрестанные жертвы. Как может в этой душе соединиться служение всесвятому Богу со служением мерзостному кумиру? Эта душа в страшном запустении, в страшном мраке, в страшной мертвости. Это – вертеп темный, обитаемый одними лишь лютыми зверями или ещё более лютыми разбойниками. Это – гроб, украшенный снаружи для чувственных глаз человеческих, так легко обманывающихся, внутри исполненный мертвых костей, зловония, червей, всего нечистого, богоненавистного» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Фарисей (в двух частях). Ч. 1//Творения. Т. 1. С. 417-418.)

http://bogoslov.ru/article/6176871

Н. Очерк мистического богословия. С. 109). Так учит и прп. Симеон Новый Богослов: как душа, говорит он, связует воедино все части тела, так Дух Святой, с Которым соединена была душа первозданного, сводил все её помышления и пожелания к единой воле Божией, обеспечивая внутреннюю цельность души и её духовно-нравственную чистоту (См.: Симеон Новый Богослов, прп. Слово 4: 2//Слова. Ч. 1. С. 64-65). Ср.: «Он не имеет, – свидетельствует свт. Игнатий об опытном переживании в себе присутствия Божия, – никакого образа, ни вида, нет в Нем ничего чувственного. Он вполне невеществен, невидим, крайне тонок» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Странник//Творения. Т. 2. С. 316). Одно из любимых выражений свт. Игнатия, указание на всё тот же практический апофатизм. Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве. Статья I//Творения. Т. 1. С. 150. Мк. 12:30. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о молитве умной, сердечной и душевной//Творения. Т. 2. С. 219-220. Пс. 83:3; 34:10. Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. Отдел 3-й: О упражнении молитвою Иисусовою//Творения. Т. 1. С. 272-273. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в тридесять первую неделю. Объяснение таинственного значения евангельской повести//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 345. Ср. также: «Какое может быть другое начало обновления человека, как не благодатное ощущение мира, которым составные части человека, разделенные грехом, соединяются опять воедино! Без этого предварительного дара, без этого соединения с самим собой, человек может ли быть способным к какому-либо духовному, Божественному состоянию, созидаемому всеблагим Святым Духом? Разбитый сосуд, прежде нежели он будет исправлен, может ли быть вместилищем чего-либо?» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о молитве умной, сердечной и душевной//Творения. Т. 2. С. 222). Ср.: Ин. 14:27; Фил. 4:7. Со ссылкой на прп. Варсонофия Великого и свт. Григория Паламу. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о молитве умной, сердечной и душевной//Творения.

http://bogoslov.ru/article/6176871

свящ. Михаил Легеев Тема 8. Священномученик Игнатий Антиохийский 8.1. Сведения о жизни Священномученик Игнатий Антиохийский – самая значительная фигура среди мужей апостольских. Освящённый подвигом мученичества авторитет его имени в древней Церкви был огромен, а богословие не сравнимо по своей глубине с учением ни одного из церковных писателей того времени. Как будет видно из сказанного ниже, сама жизнь этого святого стала богословием, а богословие – жизнью. Уроженец Антиохии и предположительно сириец по национальности, святой Игнатий стал, согласно одним источникам, вторым (сразу после апостола Петра), а согласно другим – третьим (после епископа Еводия) епископом Антиохии. Время его епископского правления было долгим, около сорока лет, началось оно в конце 60-х годов I века, а закончилось с его мученической кончиною в 107 году. В патрологической науке принято считать святого Игнатия первым христианским богословом и крупным церковным деятелем – не выходцем из иудеев. В своём учении он был учеником апостола Иоанна Богослова, хотя знал также лично апостолов Петра и Павла и даже был поставлен на кафедру одним из них (вероятнее всего, апостолом Павлом). В остальном о жизни святого Игнатия, вплоть до самых последних лет, предшествовавших его мученической кончине, не сохранилось почти никаких сведений. Известно лишь, что он во всём был образцом добродетелей и явил в лице своём все достоинства епископа; а также то, что именно он ввёл в обиход антифонное пение на богослужении. Заметим, что даже такое, казалось бы, совершенно не имеющее отношения к богословию деяние, как введение антифонов, являет характерную деталь специфически антиохийского образа мыслей, обращённого в своих акцентах к многообразию и многоголосью, к видимому, зримому и человеческому (см. п. 2.3.2). Всю жизнь стремившись быть совершенным учеником Христа, святой Игнатий достиг своей цели. История сохранила в подробностях его осуждение, путь в Рим на казнь, саму казнь и начало его почитания христианами. Святой Игнатий добровольно явился к императору Траяну, который, быв в Антиохии проездом, начал гонения на антиохийских христиан. Святой намеревался склонить императора к милости – или сам пострадать за имя Христово. Он был осуждён на съедение голодными львами и отправлен под конвоем к месту казни, в Рим. Путь был достаточно долог, со многими остановками в Малой Азии (на территории нынешней Турции). Святой Игнатий имел возможность встречаться с христианами местных общин, проповедовать им и обращаться к ним в посланиях. Именно таким образом, в предельно краткий срок, составилось всё письменное наследие этого великого святого. Своё шествие на казнь святой Игнатий превращает в грандиозную проповедь христианства, а грядущую смерть ожидает и проповедует как венец своего пути ко Христу. Святой был растерзан львами при стечении народа в Риме, а его почитание мгновенно распространилось по всей Церкви. 8.2. Почему святой Игнатий именуется Богоносцем?

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

В синодике Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле помещен следующий перечень Ростовских архиереев: Феодор, Феогност, Феогност, Феодор, Феодор, Илларион, Леонтий, Илларион, Исаия, Ефрем, Нестор, Леон, Лука, Иоанн, Пахомий, Симон, Кириак, Митрофан, Кирилл, Кирилл, Тарасий, Игнатий, Симеон, Прохор, Антоний, Иаков, Иоанн, Кирилл, Игнатий, Петр, Парфений, Арсений, Матфей, архиепископы – Феодор, Григорий, Дионисий, Ефрем, Феодосий, Трифон, Вассиан, Иоасаф, Тихон, Никандр, митрополиты – Варлаам, Иона, Иоасаф, Илларион, Парфений, Димитрий, Стефан. (Титов A. А. Синодик Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. M., 1895. С. 2). В синодике Ростовского Успенского собора список Ростовских архиереев выглядит следующим образом: Леонтий, Феодор, Иларион, Исаия, Ефрем, Нестор, Леон, Лука, Иоанн, Пахомий, Симон, (Кириак, Митрофан), Кирилл, Кирилл, Игнатий, (Иаков), Тарасий, Симеон, Прохор, Антоний, Иоанн, Гавриил, Игнатий, Петр, Парфений, Матфей, Феодор, Арсений, Григорий, Дионисий, Ефрем, Трифон, Вассиан, Иоасаф, Тихон, Вассиан, Иоанн, Кирилл, Досифей, Алексий, Никандр, Корнилий, Иона, Авраамий, Евфимий, Давид, митрополит Варлаам, митрополит Иона, митрополит Кирилл, митрополит Варлаам, митрополит Иона, митрополит Иоасаф, митрополит Димитрий, епископ Досифей, архиепископ Георгий, архиепископ Иоаким (Титов A. А. Синодики XVII и XVIII вв. Ростовского Успенского Собора. Ростов Великий, 1903. С. 10). Bo II синодике этого же собора список выглядит следующим образом: Леонтий, Феодор, Иларион, Исаия, Ефрем, Нестор, Леон, Лука, Иоанн, Пахомий, Симон, Кириак, Митрофан, Кирилл, Кирилл, Игнатий, Иаков (возм., владимирский), Тарасий, Симеон, Прохор, Антоний, Иоанн, Гавриил, Игнатий, Петр, Парфений, Матфей, Феодор, Арсений, Григорий, Дионисий, Ефрем, Трифон, Вассиан, Иоасаф, Тихон, Вассиан II, Иоанн III, Кирилл II, Досифей, Алексий, Никандр, Корнилий, Uoha I , Авраамий, Евфимий, Иов, митрополит Варлаам I, митрополит Uoha II , митрополит Кирилл Г, митрополит Варлаам (Там же. С. 29). В синодике XVIII в. список выглядит так: епископы – Феодор, Иларион, Леонтий, Фома, Исаия, Ефрем, Нестор, Леон, Лука, Иоанн, Симон, Пахомий, Кирилл, Кирилл, Митрофан, Кириак, Игнатий, Тарасий, Симеон, Прохор, Антоний, Гавриил, Иоанн, Игнатий, Петр, Арсений, Матфей, Иаков, Афанасий; архиепископы – Феодор, Григорий, Дионисий, Ефрем, Феодосий, Трифон, Вассиан, Иоасаф, Тихон, Вассиан, Иоанн, Кирилл, Досифей, Алексий, Никандр, Корнилий, Иона, Авраамий, Евфимий, Давид, Иов; митрополиты – Варлаам, Иона, Филарет, Кирилл, Варлаам, Иона, Иоасаф, Димитрий (Там же. С. 47). Здесь интересно имя архиерея по имени Фома – в списке стоит четвертым. Архиерея, с которым можно было бы отождествить это указание, в начальный период существования епархии не было, кроме полулегендарного известия о первом епископе Фоме (см. сн. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Будем почитать предстоятелей наших, уважать пресвитеров. (Св. Климент Р. 1-е посл. к Коринф., гл. 21). Все почитайте диакона, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви. (Св. Игнатий Антиох. Послан. к Тралл., гл. 3). Прекрасное дело – знать Бога и епископа. Почитающий епископа почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома его служить диаволу. (Св. Игнатий Ант. Посл. к Смирнянам, гл. 9). Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам (св. Игнатий Ант. Посл. к Поликарпу, гл. 6). Диаконы – служители Бога и Христа, а не человеков. (Св. Поликарп Смирнский . Посл. к Филиппийцам, гл. 5). Все последуйте епископу, как Иисус Христос Отцу, а пресвитерству, как апостолам. Диаконов же почитайте, как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ; так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь . Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит епископ, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно. (Св. Игнатий Ант. Посл. к Смирнянам, гл. 8). Если (кто) станет тщеславиться, то погиб; а если будет почитать себя больше епископа, то пропал совершенно. Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. (Св. Игнатий Ант. Посл. к Поликарпу, гл. 5). Бегайте разделений, как начала зла. (Св. Игнатий. Посл. ж Смирн., гл. 7). Питайтесь одной христианской пищей, а от чуждого растения, какова ересь, отвращайтесь. (Св. Игнатий. Посл. к Тралл., гл. 6). А это удастся вам, если не будете надмеваться и отделяться от Бога Иисуса Христа и епископа и апостольских заповедей. Кто внутри алтаря, 48 тот чист, а кто вне его, тот не чист, то есть, кто делает что-нибудь без епископа, тот не чист совестью. (Св. Игнатий А. Посл. к Тралл., гл. 6–7).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Болезни, непрестанные притеснения начальства, а также тайное желание всецело отдаться в уединении подвижнической жизни побуждали архимандрита Игнатия в 1847 году просить об увольнении от должности настоятеля. Однако просимого о. Игнатий не получил и ему предоставили лишь длительный отпуск для лечения. Местом лечения архимандрит Игнатий избрал уединенный Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии, в который он направился через Новгород и Москву. В Москве о. Игнатий посетил несколько монастырей, а также совершил поездки, по благословению Московского Владыки, в Николо-Угрешскую, Спасо-Бородинскую обители и в Троице-Сергиеву Лавру. В Спасо-Бородинский монастырь архимандрит Игнатий был приглашен основательницей этой обители игуменией Марией (Тучковой). По ее просьбе о. Игнатий вечером имел беседу с инокинями этого монастыря о монашестве как о пути к христианскому совершенству и ко спасению вечному 22 . В Троице-Сергиевой Лавре архимандрита Игнатия принимал известный наместник обители архимандрит Антоний, извещенный о приезде гостя митрополитом. В Лавре и академии гость произвел на всех своею кротостью и предупредительной вежливостью самое благоприятное впечатление. Говорил он мало и очень лаконично. Все были удивлены тем, что это был первый гость из Петербурга, который не привез с собой столичных сплетен. О днях пребывания архимандрита Игнатия в Лавре сохранились очень интересные воспоминания архиепископа Леонида (Краснопевкова) , бывшего в то время еще иеромонахом. В них архиепископ Леонид сообщает: когда архимандрит Игнатий осматривал академическую библиотеку в сопровождении профессора-протоиерея Александра Горского, он произвел на последнего самое приятное впечатление тем, что говорил очень мало. Даже и тогда, когда было совершенно очевидно, что всё преимущество в знании на его стороне, и тогда он умел, чтобы не оскорблять чужого самолюбия, дать заметить, что это знание очень обыкновенное. Когда вопрос зашел об аскетической литературе, то явно было видно, что о. Игнатий имеет не просто обширную начитанность, но и глубокое понимание и основательную ученость в этой области 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

См.: Макарий Великий, прп. Беседа 24: 5//Духовные беседы, послания и слова. С. 165. Макарий Великий, прп. Беседа 4: 6//Духовные беседы, послания и слова. С. 38. Макарий Великий, прп. Беседа 1: 10-11//Духовные беседы, послания и слова. С. 27-28. В несколько ином переводе. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Беседа в понедельник 1-й недели Великого поста. Приуготовление к таинству исповеди. Ч. 1//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 58. Соколов, Л. А. Святитель Игнатий: Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения: В 3 ч. Ч. 2: Морально-аскетические воззрения святителя Игнатия. М.: Сретенский монастырь, 2003. С. 295. – Ср.: Михайленко А. С. Сотериология свт. Игнатия (Брянчанинова)// Труды Белгородской духовной семинарии . Белгород: Белгородская духовная семинария, 2017. 6. С. 167-168. См.: Соколов, Л. А. Святитель Игнатий. Ч. 2: Морально-аскетические воззрения святителя Игнатия. C. 292. – (Курсив везде оригинальный.) – Ср.: С. 295. См.: Там же. C. 298, ср.: С. 325. См.: Там же. C. 307. Речь идёт о совершившемся во Христе соединении Божества и человечества, иначе – о святоотеческом принципе (восходящем к свв. Иринею Лионскому и Афанасию Великому): Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. – У прп. Симеона Нового Богослова эта мысль облекается в некую тео-антропологическую симметрию, в идею обмена, совершённого Христом с нами: принятие Им, Богом, человечества и дарование взамен того нам, человекам, Божества (см.: Симеон Новый Богослов, прп. Слово 92//Слова. Ч. 2. С. 609). Игнатий (Брянчанинов), свт. Беседа в неделю тринадесятую. О причине отступления человеков от Бога//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 213-214. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слава Богу!//Творения. Т. 1. С. 394. Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в неделю мясопустную. О втором пришествии Христовом//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 39. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о человеке. С. 13. А значит, Богопознание. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. О евангельских заповедях//Творения. Т. 1. С. 519; Видение Христа//Там же. С. 104, 106.

http://bogoslov.ru/article/6176871

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010