Опыт не замедлит открыть уму молящегося теснейшую связь между заповедями Евангелия и молитвою Иисусовою (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 225–226).ъ Источник. ...Истинный ученик Христов почитает исполнение заповедей Христовых единственною целью своей жизни. Эти всесвятые заповеди соделываются для него крестом, на котором он постоянно распинает своего ветхого человека со страстьми и похотьми его ( Гал. 5, 24 ) (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 355). Источник. Чтоб помнить смерть, надо вести жизнь сообразно заповедям Христовым. Заповеди Христовы очищают ум и сердце, умерщвляют их для мира, оживляют для Христа: ум, отрешенный от земных пристрастий, начинает часто обращать взоры к таинственному переходу своему в вечность... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 382). Источник. Веруй святым, животворящим Евангельским заповедям... исполнение которых составляет так называемую святыми отцами деятельную веру христианина (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 499). Источник. Исполнением животворящих заповедей Евангельских поддерживается соединение христианина со Христом. Иначе не может член Христов пребывать в единении со Христом, как действуя из Его воли, из Его разума. И воля и разум Христовы изображены в Евангельских заповедях (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 500–501). Источник. Заповеди Десятисловия сохраняли в человеке способность к принятию заповедей Евангелия. Заповеди Евангелия возводят в непорочность, превысшую той, в которой мы сотворены: они зиждут христианина в храм Божий... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 507). Источник. Каждая заповедь Божия есть священная тайна: открывается она исполнением ее и по мере исполнения ее (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 510). Источник. Навык к исполнению Евангельских заповедей соделывает кротость и смирение свойством души. Тогда Божественная благодать вводит в душу духовную кротость и духовное смирение... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 518). Условие пребывания в любви Божией и в соединении с Богом заключается в соблюдении Евангельских заповедей (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 519).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В 1842 году о. Игнатий пострижен был в мантию с тем же именем, через два года рукоположен во иеродиакона, и на другой же день во иеромонаха. Называя себя безграмотным, о. Игнатий с недоверием к себе принялся за священнослужение, но, к общему удивлению, с первого раза начал служить как бы давно посвященный, без малейшей ошибки. Служил неленостно, с благоговением и радостью, исполняя свою очередь и других заменяя, которые, пользуясь его ревностью к делу Божию, просили его отслужить за них. Несмотря на то, что о. Игнатий проходил все послушания, он не получал назначения в какую-либо высшую монастырскую должность, тогда как товарищи его, поступившие гораздо позже, занимали уже все первые чины монастырские. Маленькому Игнатию недоступно было не только пожелать, но и подумать о каком-нибудь повышении. Всегда свободный духом, не искательный, он незаметно для себя сделался общеизвестыным, общелюбимым и сердечно уважаемым всеми посетителями Сергиевой пустыни. Даже покойная Императрица Александра Федоровна знала о. Игнатия и каждый раз, когда бывала в обители, посещала его келью, интересуясь его талантом к живописи. О. Игнатий поднес Ее Величеству икону своих трудов и удостоился получить от нее подарок. Все это возбуждало зависть в немощных, но выше поставленных братиях. Эта зависть выражалась иногда в обидных проявлениях, но о. Игнатий никогда не обижался на них, а отделывался иногда шутками, иногда молчанием, как бы ничего не замечая. Однажды пришлось ему пострадать от распоряжения наместника. В 1847 году настоятель уезжал в отпуск в Николаевский монастырь, управление обители вверено было наместнику. Это был человек ловкий, распорядительный, но весьма бойкий и способный завидовать. Он не пожалел послать о. Игнатия по какому-то делу, без особенной необходимости, в открытой повозке, в глухую осень, в самую распутицу, в Ладожский монастырь, бывший под благочинием настоятеля Сергиевой пустыни. О. Игнатий, как беспрекословный исполнитель послушания, жестоко простудился и на обратном пути заболел так, что не в силах был доехать до обители, а пролежал больной в Петербурге. Попечение родных и знакомого им врача, при помощи Божией, помогли больному, и через некоторое время о. Игнатий возвратился в обитель. Внушая к себе особенное уважение и доверие, о. Игнатий был принят во многих аристократических домах как друг и наставник. Статс-дама Прасковья Ивановна Мятлева избирала его своим духовным отцом. Строгий к себе, ревностный в исполнении заповедей Божиих, о. Игнатий, несмотря на любовь к духовным детям своим, не послаблял ни в чем и умел даже внушать к себе некоторый страх. Умилительно было видеть, как почтенная старушка повиновалась своему духовному отцу, преодолевая иногда привычки светской жизни, и сохранила это повиновение до самой смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Malysh...

На Бога возложим... все попечение наше о себе, все наши печали, всю нашу надежду... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 160). Источник. Если Богу угодно дать тебе познание, то Он даст в свое время, – и даст таким способом, какого даже не может представить себе плотский человек (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 274). Если никакое искушение не может коснуться человека без воли Божией, то жалобы, ропот, огорчение, оправдание себя, обвинение ближних и обстоятельств суть движения души против воли Божией, суть покушения воспротивиться и противодействовать Богу (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 330). Источник. Ничего не случается с человеком без соизволения и попущения Божия (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 350). При самоотвержении, при преданности воле Божией, самая смерть не страшна: верный раб Христов предает свою душу и вечную участь в руки Христа (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 389). Источник. Молись Богу о удалении от тебя напасти и вместе отрекайся своей воли, как воли греховной, воли слепой; предавай себя, свою душу и тело, свои обстоятельства и настоящие и будущие, предай близких сердцу ближних твоих воле Божией, всесвятой, премудрой (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 549). Источник. Блажен муж, которого вся воля в Законе Божием ( Пс. 1,2 ). Блаженно сердце, созревшее в познании воли Божией, увидевшее яко благ Господь ( Пс. 33, 9 ), стяжавшее это видение вкушением заповедей Господних, соединившее волю свою с волею Господа (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 5). Что – заповеди Божии? Это – воля Божия, объявленная Богом человекам для руководства в действиях, зависящих от произвола их. Что – судьбы Божии? Это – действие или попущения воли Божией, на которые произвол человека не имеет никакого влияния (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 78). Источник. Что успокаивает в лютые времена душевного бедствия? Успокаивает одно сознание себя рабом и созданием Божиим... Едва скажет человек молитвенно Богу от всего сердца своего: да совершается надо мною. Господь мой, воля Твоя, как и утихает волнение сердечное. От слов этих, произнесенных искренно, самые тяжкие скорби лишаются преобладания над человеком (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 96). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Максим Грек , 69, 13). Источник. По отношению ко всемогущей и всесвятой воле Божией не может быть иных соответствующих чувств в человеке, кроме неограниченного благоговения и столько же неограниченной покорности. Из этих чувств, когда они сделаются достоянием человека, составляется терпение (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 331). Христианин, желающий быть последователем Господа нашего Иисуса Христа, и соделаться по благодати сыном Божиим, рожденным от Духа, прежде всего должен положить себе за правило... благодушное терпение всех скорбей: и телесных страданий, и обид от человеков, и наветов от демонов, и самого восстания собственных страстей своих (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 350). Желающий умереть за Христа какой напасти, какого оскорбления не претерпит великодушно? (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 354). Источник. Терпеливое несение креста своего есть истинное зрение и сознание греха своего. В этом сознании нет никакого самообольщения (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 356–357). Источник. В постоянном уповании на Бога надо великодушно претерпевать скорби от страстей, возникающих из падшего естества, от братии – человеков, от врагов – демонов... (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 518). Тот только может узреть плод Духа на древе души своей, кто возлелеял этот плод святый, нежный, многим и мужественным терпением!.. (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 9). Источник. Место и жизнь бесскорбные – когда сердце обрящет смирение и смирением войдет в терпение (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 50). Источник. Крест – терпение в Господе всех огорчений и напастей, которые будут попущены Промыслом Божиим (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 106). Источник. Терпение скорбей с благодарением Богу, с признанием себя достойными скорби, с признанием попущенной скорби именно тем спасительным врачевством, в котором нуждаемся для исцеления, есть знамение истинного покаяния (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 298). Благодушное терпение скорбей есть деятельное, живое сознание своей греховности! Благодушное терпение скорбей есть деятельное, живое познание и исповедание Искупителя! Благодушное терпение скорбей есть последование Господу нашему Иисусу Христу (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В невидимой брани не всегда и не скоро соделываемся победителями: победа – дар Божий, даруемый подвижнику Богом в свое время, известное единому Богу... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 161). Источник. Борьба с живущею в сердце смертью, совершаемая при посредстве молитвы, под водительством Слова Божия, есть распятие, есть погубление души для спасения души (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 163). Общее правило борьбы с греховными начинаниями заключается в том, чтобы отвергать грех при самом появлении его... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 290–291). Источник. Когда же мы противимся греховным помыслам, мечтам и ощущениям, тогда самая борьба с ними доставит нам преуспеяние и обогатит нас деятельным разумом (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 291). Источник. ...Сознание повреждения, произведенного в естестве первородным грехом, и смиренное моление об исцелении и обновлении естества Творцом его есть сильнейшее, действительнейшее оружие в борьбе с естеством (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 344). Источник. Для самого преуспеяния в духовной жизни непременно нужно, чтобы возникли и таким образом обнаружились маши страсти. Когда страсти обнаружатся в подвижнике: тогда он вступает в борьбу с ними (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 345). Источник. Насильственная борьба против порочных навыков вменяется Богом человеку в мученичество, и одержавший в этой борьбе победу венчается венцом исповедников как подвизающийся ради закона Христова (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 381). Источник. Каждое сопротивление, оказанное требованию страсти, ослабляет ее; постоянное сопротивление низлагает ее. Каждое увлечение страстию усиливает ее, постоянное увлечение страстию порабощает страсти увлекающегося ею (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 525). Источник. Борьба со страстями и страдания, прозябающие из этой борьбы , несравненно тягостнее всех искушений извне. Томление и подвиг, в которые возводится христианин невидимою, внутреннею борьбою, восходят значением своим к подвигу мучеников (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 532).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Вообще памятование вездесущия и всемогущества Божия удерживает сердце от того колебания, в которое усиливаются привести его помыслы неверия, опираясь на тщеславие и неправильную любовь к телу (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 329). Источник. Таково свойство любви! Она непрестанно памятует о любимом: она непрестанно услаждается именем любимого. Имя Господа – паче всякого имени: оно источник услаждения, источник радости, источник жизни (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 252). Источник. Что значит пребывать в любви к Господу? Значит непрестанно памятовать о Нем, непрестанно пребывать в единении с Ним по духу (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 308). Источник. Живое и постоянное памятование Бога есть видение Бога (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 254). Источник. Начало непрестанного памятования Бога уже заключается в тщательном изучении закона Божия, во внимательном чтении Евангелия и всего Нового Завета, в чтении святых отцев Православной Церкви (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 255). Исполнение Евангельских заповедей составляет собою памятование Бога... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 255). Жизнь, всецело посвященная исполнению заповедей, есть постоянное памятование Бога... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 255). Источник. ...Превосходным средством к памятованию Бога служит молитвенное обращение к Богу пред всяким начинанием, с прошением у Него благословения, наставления,помощи, милости (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 256). Высокое занятие – непрестанное памятование Бога!.. По эта высота очень опасна, когда лествица к ней не основана на прочном камне смирения (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 497). Источник. ...Не выпускайте из ума мысли, что Бог видит вас – им под оком Его состоите, – и блюдитесь от всего неугодного Богу (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 135). Источник. Главное, в чем надо упражняться, есть память Божия, или хождение в присутствии Божием (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 163). Источник. Положи холодную вещь на солнце – она согреется. Так согреется и душа от памяти о Господе, Который естьУмное Солнце (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 165). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Архимандрит Игнатий обратил внимание на художественный талант Малышева и направил его в Академию художеств. За время обучения Малышев занимался в классах у К. П. Брюллова, А. Г. Варнека, А. Е. Егорова, М. И. Скотти, общался и дискутировал о монашестве с гравером А. Г. Ухтомским.О его таланте свидетельствует забавный случай в мастерской Карла Брюллова: знаменитый художник, показывая гостям свои картины, посчитал копии, выполненные послушником Игнатием, за свои работы. Проживал он в монастырской квартире на Лиговской улице. За недостатком средств Малышев в 1840 г. оставил Академию художеств и возвратился в пустынь, где поселился в келье. Продолжал заниматься иконописанием, во время ремонта Троицкого собора создал около 70 образов для нового 3-ярусного иконостаса. В 1881 г. был удостоен звания почетного вольного общника Академии художеств. Малышев был пострижен в рясофор с именем Игнатий и получил прозвание Игнатий Маленький; в 1842 г. пострижен в мантию с тем же именем, 1 апреля 1844 г. рукоположен во диакона, на следующий день – во иерея. Игнатия неоднократно посещала императрица Александра Феодоровна, интересовавшаяся его успехами в живописи. Он подарил ей икону собственного письма. Духовной дочерью о. Игнатия стала статс-дама П. И. Мятлева (впоследствии была похоронена в семейной усыпальнице в Троице-Сергиевой пустыни). В 1848 г., во время эпидемии холеры, Игнатий был командирован в Скорбященскую церковь С.-Петербурга для исполнения треб. В том же году в столице скончалась отличавшаяся благочестием мать Игнатия. В это время в Троице-Сергиевой пустыни жили его братья – Макарий, впоследствии схимонах с тем же именем (исполнял послушание наставника молодых иноков, в т. ч. будущего афонского подвижника схим. Парфения (Гвоздева)), и, младший, Петр (впоследствии иеромонах Платон; † 1863). Третий брат, Степан, успешно занимался торговлей и на свои средства построил новую келью Игнатия. В связи с небольшими размерами теплой церкви Игнатию удалось убедить настоятеля построить новый храм во имя прп. Сергия Радонежского и получить обещание княгини З. И. Юсуповой пожертвовать на него 40 тыс. р. Став главным распорядителем работ на строительстве Сергиевской церкви, пользовался доверием настоятеля и архитектора А. М.Горностаева. Однажды Игнатий нашел в лесу гранитный валун, который был использован для отделки всех колонн храма. Он настоял на том, чтобы иконостас для церкви был не резным дубовым, как предлагал свт. Игнатий, а мраморным. Для получения средств на убранство храма Игнатий продал имевшийся у него эскиз Брюллова, сам выполнил на колоннах медальоны с изображениями святых, спроектировал гранитный мозаичный пол (частично сохранившийся), плафон на балках, витражи. Принципы устройства и символику постройки Игнатий впоследствии изложил в брошюре «Храм преподобного Сергия».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Malysh...

Эти обязанности, как видим, ложатся на плечи пастыря тяжелым бреме­нем, но он не унывает и не скорбит. С ним Сам Пастыреначальник, невидимо руководствуя и воодушевляя его на пастырский подвиг, с ним Его Св.Еванге­лие – учение любви, правды и свободы, с ним св апостолы, святители и вся Церковь Христова (Там же, с.167–168). Учение святых отцов о пастырстве Св. Игнатий Богоносец о пастырстве Учреждение церковной иерархии св. Игнатий Богоносец признает делом не человеческим, а Божиим. Говоря о Богоучрежденности трех степеней иерархии, св.Игнатий Бо­гоносец показывает необходимость повиноваться священнослужителям и быть с ними в единении. «Старайтесь делать все в единомыслии Божием, так как епископ предстательствует вместо Бога, пресвитеры занимают место собора апостолов, и диаконам, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса Христа 128 . «Без них нет Церкви» 129 , – пишет св. Игнатий Богоносец . И далее он говорит: «Кто делает что-нибудь без епископа, пресвитера и диакона, тот не чист совестью» 130 . Далее св. Игнатий Богоносец , обращаясь к пре­свитерам и диаконам, убеждает их повиноваться епископу и ничего не делать без его воли. «Любите его, умоляю вас Иисусом Христом, – пишет св. Игнатий Богоносец , – и все будете подобны Ему» 131 . «Повинуй­тесь епископу и друг другу, как Иисус Христос повиновался отцу по плоти и апостолы Христу, Отцу и Духу, дабы единение было вместе телесное и духовное» 132 . Особенное внимание св. Игнатий Богоносец обращает на личные качества священника. В послании к своему другу и сослуживцу епископу Поликарпу св. Игнатий Богоносец кратко, но выразительно раскрывает важнейшие черты пастырской деятельности. Пастырь Церкви по своим нравственным каче­ствам должен стоять выше своих пасомых, а поэтому он должен идти впереди всех, направляя путь к небу. «Ускоряй свое течение и умоляй всех, – пишет св.Игнатий, – чтобы спасались Блюди место свое со всяким тщанием – плотским и духовным». Св.отец также советует «стараться о церковном единении, лучше которого нет ничего».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Богом даны два учения о Боге: учение словом, приемлемое верою, и учение жизнью, приемлемое деятельностью по заповедям Евангелия (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 162–463). Источник. Когда благодатное утешение действует при таинственном познании Христа и Его смотрения, тогда христианин не осуждает ни иудея, ни язычника, ни явного беззаконника; но пламенеет ко всем тихою, непорочною любовию (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 140). Источник. ...Единственное и неоцененное приобретение человека на земле – познание Христа и усвоение Христу. Желающий стяжать это сокровище будет ли желать приобретений и наслаждений временных? (свт, Игнатий Брянчанинов , 39, 145). Источник. Совершенство существа Божия служит причиною неприступности Его не только к видению тварями, но и к постижению: оно – мрак под ногами Его ( Пс. 17, 10 )... (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 324). Учение по букве, будучи предоставлено самому себе, немедленно рождает самомнение и гордость, отчуждает посредством их человека от Бога. Представляясь по наружности познанием Бога, оно в сущности может быть совершенным незнанием, отвержением Его (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 5). ...Покушающиеся... вторгнуться самовольно в то, что Богом сокрыто от нас, признаются искусителями Бога и изгоняются от лица Его во тьму кромешную, в которой не светит Свет Божий (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 15). Источник. Нет истинного познания Господа Иисуса Христа без посредства Святаго Духа (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 167). Величайшее единственное благо для человека – познание Бога. Прочие блага в сравнении с этим благом недостойны называться благами (свт. Игнатий Брянчанинов , 12, 534). Источник. Совершенная покорность Богу приобретается человеком, когда человек взойдет на высшую степень богопознания и познания своего ничтожества (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 422). Источник. Читать далее Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Время, которое не посвящалось молитве и покаянию, Игнатий проводил с тем, что записывал цветными карандашами все наиболее замечательные деяния и подвиги святых; таким путем они глубоко запечатлелись в его памяти и являлись для него постоянными примерами, достойными подражания. Он имел видение, еще более утвердившее его в благочестивых намерениях. Это случилось очень темной ночью: Игнатий, предававшийся обычным занятиям, вдруг увидел Пресвятую Деву с Младенцем Иисусом на руках. Ее окружало яркое сияние. Она ничего не сказала, но ее кроткий взгляд преисполнил Игнатия чисто небесным блаженством. Ему казалось, что во время явления Дамы его сердца, кто-то очищает его душу, изглаживает из его памяти развратные образы, начертанные прежней жизнью, и наделяет его даром воздержания. С той поры, он мечтал лишь об отъезде; нога его зажила; его старший брат тщетно пытался удержать его. Игнатий покинул замок под предлогом посещения герцога Нахары. Побывав у последнего, он отослал, сопровождавших его двух служителей, и отправился один в Монт-Серрат. Это был знаменитый монастырь, расположенный на вершине горы. Вследствие связанных с ним чудесных легенд, к нему стекались массы паломников. Там была чудотворная икона Божией Матери. Игнатий избрал этот монастырь, как наиболее подходящее место для подготовления и посвящения себя служению Пресвятой Деве, в качестве Ее рыцаря. По дороге, к нему присоединился какой-то мавр, вступивший с ним в беседу. Игнатий рассказал, что идет в Монт-Серрат, и стал восхвалять совершенства Богородицы. Когда магометанин стал отрицать вечную девственность Марии, Игнатий схватился за меч, чтобы убедить его в истине этого догмата. Мавр был не из храбрых, он бросился со всех ног бежать; Игнатий пустился за ним в погоню и уже нагонял его, когда очутился в таком месте, где дорога расходилась в две разные стороны: одна вела в Монт-Серрат, другая – в селение, куда скрылся мавр. Должен ли был Игнатий догнать неверного и зарубить его, в отмщение за свою Даму, или же продолжать путь в Монт-Серрат? Не зная, на что решиться, он предоставил это дело своему мулу и положил ему поводья на шею. Доброе животное направилось к монастырю. Игнатий счел это божественным внушением, если верить иезуитским историкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010