Из Писания мы знаем, что до момента схождения Св. Духа на апостолов, они сами мало что понимали из слов Учителя. По этой причине можно сказать, что интенция святителя на Пятидесятницу оправдана» ( Прудников А. С. Познание и спасение в трудах святителя Игнатия (Брянчанинова). С. 13-14). Имеется в виду опыт прор. Илии (3 Цар. 19:12). Игнатий (Брянчанинов), свт. Странник//Творения. Т. 2. С. 316. Свт. Игнатий ссылается на прп. Максима Капсокаливи, цит. по: Игнатий (Брянчанинов), свт. Дух молитвы новоначального 25//Творения. Т. 2. С. 164. Игнатий (Брянчанинов), свт. Странник//Творения. Т. 2. С. 315. Игнатий (Брянчанинов), свт. Понятие о ереси и расколе. С. 283. Игнатий (Брянчанинов), свт. Дух молитвы новоначального 29//Творения. Т. 2. С. 166. Игнатий (Брянчанинов), свт. Дух молитвы новоначального 28//Творения. Т. 2. С. 166. Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве. Статья I//Творения. Т. 1. С. 151-152. Игнатий (Брянчанинов), свт. Странник//Творения. Т. 2. С. 317. Аллегорическое понятие субботы в подобном значении впервые вводится в Евр. 4:9-10. Ср. развитие идеи у прп. Исаака Сирина ( Исаак Сирин, прп. Слово 19//Слова подвижнические. С. 77-78). Прп. Исаак, впрочем, настаивает, что в земной жизни подвижники достигают лишь несовершенной («в притче») субботы, настоящая же суббота, полное упокоение от борьбы и страданий, есть гроб. Свт. Игнатий, конечно, не противоречит великому наставнику монашествующих (как сам он его называет), ибо, говоря о мистической субботе, вовсе не настаивает на возможности абсолютного совершенства её в пределах сей жизни. В частности, он пишет: «Не оставь теснин истинного молитвенного пути – и достигнешь священного покоя, таинственной субботы: в субботу не совершается никакого земного дела, устраняются борьба и подвиг; в блаженном бесстрастии, вне рассеянности, душа чистою молитвою предстоит Богу, и упокоевается в Нем верою в бесконечную благость Его, преданностию Его всесвятой воле» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве. Статья I//Творения. Т. 1. С.

http://bogoslov.ru/article/6176871

Скачать epub pdf Св. священномученик Игнатий Богоносец Св. Игнатий родился в Антиохии, главном городе Сирии. Предание говорит, что он был тем ребенком, которого принимал на Свои пречистые руки Иисус Христос и на которого указывая Своим ученикам, сказал: Аминь глаголю вам, аще не обратитеся и будете, яко дети, не внидите в Царство Небесное и: Аще приимет отроча таково во имя Мое, Мене приемлет ( Мф.18:2–5 ; Мк.9:37 ). Св. Игнатий назван Богоносцем потому, что он был носим руками Бога воплощенного, и более потому, что он, как и сам объясняет в своей беседе с императором Траяном, всегда носил Бога в сердце своем по вере и любви своей к Иисусу Христу и по благодати Духа Святого, которой исполнено было его сердце. Св. Игнатий долгое время был учеником апп. Петра и Иоанна, к которым в особенности питал пламенную любовь и уважение. Как неразлучный спутник свв. апостолов, св. Игнатий, без всякого сомнения, принимал участие в распространении Церкви Христовой на земле и в проповедании Евангелия между язычниками и иудеями. Около 67 г. по Рождестве Христовом в Антиохии скончался первый епископ Антиохийской Церкви Евдокий. Советом апостолов на епископскую кафедру был избран Игнатий, которого потом рукоположил сам апостол Петр, как о том свидетельствует св. Златоуст. Поставленный во епископа, Игнатий всецело предался делу пастырского служения. Он с неутомимой ревностью и усердием исполнял все лежащие на нем обязанности, не щадил ни сил, ни трудов, явив в своем лице все достоинства епископа. Но успех, каким Господь благословил труды Своего верного служителя в обращении язычников, не раз подвергал его паству сильным гонениям, особенно при Домициане (в 81 г.). Несмотря на все свои достоинства, Игнатий почитал себя недостойным даже имени ученика Христова. Главное достоинство последователя Иисуса Христа и высшее совершенство любви к Нему он полагал в мученической кончине за имя Спасителя. Когда прекратилось гонение на христиан при Домициане, Игнатий радовался миру, обретенному Церковью, сам же скорбел о том, что не удостоился пролить кровь свою за имя Христово, печалился, что не достиг еще совершенной любви ко Христу и пламенно желал мученически умереть за Него. Господь услышал молитву Своего верного раба, и св. Игнатий украсился славой не только проповедника, но и мученика за имя Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игнатий Лойола, основатель иезуитского ордена. – Его рождение. – Его первые годы. – Его обращение. – Духовное рыцарство. – Ярость диавола. – Явление Пресвятой Девы. – Паломничество в Монт-Серра. – Игнатий хочет зарубить мавра. – Ночное бдение. – Игнатий становится рыцарем Пресвятой Девы. – Манрец. – Странная физиономия нового рыцаря. – Его подвиги. – Победа над диаволом. – Манрецский грот. – Разговоры с диаволом. – Трогательная молитва . – Собачки. – Искушение и утешение. – Превращение Игнатия. – Он внезапно становится проповедником и автором. – Книга «Духовные упражнения». – Путешествие в Палестину. – Возвращение в Испанию. – Игнатий изучает латинскую грамматику в Барцелоне. – Диавол мешает ему делать успехи. – Как поступает диавол, чтобы добиться такого результата. – Игнатий в Алькале. – Первое испытание ордена Духовного Рыцарства. – Подвиг храбрости против диавола. Игнатий не понимает университетских лекций. – Он выдает себе диплом на звание народного доктора. – Его споры по этому поводу с инквизицией. – Странствующие духовные рыцари. – Игнатий в Саламанке. – Новые затруднения со стороны духовного начальства. – Книга «Духовные упражнения» признается достойной порицания. – Игнатий покинут учениками. – Он отправляется один во Францию. – Он снова изучает латинскую грамматику. – Новые товарищи. – Он едет в Англию за милостыней. – Его научные занятия. – Товарищи его покидают. – Он находит новых. – Монмартрский обет. – Путешествие Игнатия в Венецию и Рим. – Откровения, экстаз. – Великан с того света. – Что делает Игнатий в Риме. – Реформа. – Смерть иезуита Хозеца, который становится красивым после смерти. Игнатий видит его в небе. – Общее собрание духовных рыцарей в Риме. – Замечательная речь Игнатия.Игнатий вступает в товарищество с Иисусом Христом. – Орден Иисуса. Испрашивают у папы Павла III одобрение ордена. – Затруднения. – Их устраняет обет Игнатия. – Булла о разрешении. – Ее мотивы. – Церемония исповедания духовных рыцарей. – Конфиденциальные поручения, на них возлагаемые. – Они богатеют в скором времени, несмотря на обет убожества.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Как воскресение христианской души из греховной смерти совершается во время земного ее странствования, точно так таинственно совершается здесь, на земле, ее истязание воздушными властями, ее пленение ими или освобождение от них; при шествии через воздух эти свобода и плен только обнаруживаются. 3. 151–159 (См. Жизнь земная ). Мясоядение Непременно кушай говяжий бульон и другую нужную по требованию твоего тела мясную пищу. Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтобы непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтобы они на растительной пище постного времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтобы употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. (См. Пост ). Читать далее Источник: 1. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 1. М., «Правило веры», 1993. 2. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 2. М., «Правило веры», 1993. 3. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти. Т. 3. М., «Правило веры», 1993. 4. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь. Т. 4., М., «Правило веры», 1998. 5. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Приношение современному монашеству. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1991. 6. Собрание писем святителя Игнатия, епископа Кавказского. Издание центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского. М. - СПб., 1995. 7. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Отечник. Издание Донского монастыря. М., 1993. 8. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе. Христианский пастырь и христианин-художник. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. СПб., 1997. 9. Святитель Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский. Слово о Ангелах. М., Журнал «Богословские труды», Выпуск 30. 10. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери. СПб., «Сатисъ», 1997. 11. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке. СПб., 1995. 12. Неизданные письма святителя Игнатия (Брянчанинова).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, – и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 127). Источник. Если образ Божий будет ввергнут в пламя страшное ада, и там я должен почитать его (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 127). Источник. Явление духовной любви к ближнему – признак обновления души Святым Духом... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 128). Источник. Ищи раскрыть в себе духовную любовь к ближним: войдя в нее, войдешь в любовь к Богу, во врата воскресения, во врата Царствия Небесного (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 128). Источник. Ученики Евангелия выражают любовь к ближнему исполнением относительно его всесвятых заповеданий Господа своего; удовлетворение пожеланиям и прихотям человеческим они признают душепагубным человекоугодием и страшатся его столько же, сколько страшатся и убегают самолюбия (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 261). Источник. Хотя заповедь о любви к Богу столько возвышеннее заповеди о любви к образу Божию – человеку, сколько Бог возвышеннее Своего образа, однако заповедь о любви к ближнему служит основанием заповеди о любви к Богу (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 87). Источник. Причина... любви одна – Христос, почитаемый и любимый в каждом ближнем (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 90). Любви к ближнему предшествует и сопутствует смирение перед ним (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 90). Источник. Однажды братья в присутствии аввы Иосифа начали разговор о любви. Старец сказал: «Мы не знаем, что такое любовь. Вот образец любви: авва Агафон имел ножик, необходимый ему для его рукоделия. Пришел к нему брат и, увидев ножик, похвалил эту вещь. Авва Агафон немедленно начал упрашивать брата, чтоб он принял ножик в подарок, и не давал брату выйти из кельи до тех пор, пока не уговорил его принять понравившуюся ему вещь» (106, 56). Поведали об авве Агафоне, что он, отправляясь однажды в город для продажи своего рукоделия, нашел там больного странника, поверженного на улице, и никто не принял на себя попечений об этом страннике. Старец остался при нем, на цену, полученную за свое рукоделие, нанял хижину, оставшиеся деньги от найма кельи употреблял на нужды больного. Так провел он четыре месяца, до выздоровления странника, и только тогда авва Агафон возвратился на свое место (106, 56). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Какой страшный недуг душевный – самомнение! Оно в делах человеческих лишает гордого помощи и совета ближних, а в деле Божием, в деле спасения, оно... лишает... дара Божия, принесенного с неба Сыном Божиим... лишает Божественного откровения и соединенного с принятием этого откровения, блаженнейшего общения с Богом (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 170). Тщеславные, гордые понятия, из которых составляется самомнение, разрушают в человеке тот духовный престол, на который обыкновенно восседает Святой Дух, разрушает то единственное условие, которое привлекает к человеку милость Божию (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 348). Источник. Самомнение есть недуг духа нашего, непримечаемый не внимающими своему спасению, но недуг столько сильный и важный, что он поставляет человека, по душе, его в числе духов отверженных, враждебных Богу (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 380). Самомнение вскоре начинает проявляться в тайном осуждении ближних, в явном расположении поучать их (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 103). Источник. Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде ангелов Света, в виде мучеников и преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа, ублажают их на жительство, обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни. Такая высота есть вместе и погибельная пропасть (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 347). Источник. Самомнительный, признающий в себе какое-нибудь достоинство, не может отразить бесовского обольщения извне, будучи объят и окован им внутри (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 379). Источник. Самонадеянность и самомнение всегда соединены с тонким, часто непримечаемым, презрением ближних (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 433). Источник. Коль скоро начнут показываться помыслы, что вы хороши... знайте, что вы сбиваетесь с дороги... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 175). Источник. Как только на себя саму склонится у вас мысль, благодать умалится и, если не опомнитесь, совсем перестанет действовать, тогда плач и вопль мног (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 207). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Т. 2. С. 166-167. См.: Там же. Пункт 26. 164-165. Там же. Заключение. С. 168. А тем более в произвольном произведении в себе визуальных образов и/или экстатических ощущений. См., напр.: Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве. Статья I//Творения. Т. 1. С. 147; О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. Отдел 2-й: О прелести//Там же. С. 232, 244; Дух молитвы новоначального 27//Там же. Т. 2. С. 165; Странник//Там же. С. 321. Игнатий (Брянчанинов), свт. молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. Отдел 2-й: О прелести//Творения. Т. 1. С. 240. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Странник//Творения. Т. 2. С. 319-321. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о молитве умной, сердечной и душевной//Творения. Т. 2. С. 219. Свт. Игнатий приводит множество отеческих свидетельств этого положения. Вот лишь одно из них: «Хотя бы кто стоял на самой высоте добродетелей, но если он молится не как грешник: молитва его отвергается Богом» (Прп. Исаак Сирин, цит. по: Игнатий (Брянчанинов), свт. Дух молитвы новоначального 11//Творения. Т. 2. С. 162). Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение 2-е в неделю по Богоявлении. О покаянии//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 17. Что, как уже говорилось, является нормальным, естественным состоянием человека. И далее свт. Игнатий делает важный вывод: «Если Святый Дух, вселившись в нас, плачет о нас: тем более мы, до приятия в себя этого Всесвятого Странника, должны плакать о себе. Если состояние наше, по обновлении нас Святым Духом, достойно плача, – достойно плача по свидетельству Самого Духа: тем более оно достойно плача в ветхости своей, в падении своем, предоставленное самому себе» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве. Статья II//Творения. Т. 1. С. 164). Добавим, что равным образом и прелесть, овладев существом и деятельностью человека, отравляет самое тело его (см.: Игнатий (Брянчанинов), свт. молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. Отдел 2-й: О прелести//Творения. Т. 1. С. 232). – Оскверняет тело и ересь, о чём уже упоминалось в предыдущей статье.

http://bogoslov.ru/article/6176871

Падшее человечество приступает к святой истине верою; другого пути к ней нет (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 119). Вера во Христа – жизнь. Питающийся верою, вкушает уже во время странствования земного жизнь вечную, назначенную праведникам по окончании этого странствования (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 177). Наслаждение безмерное, рождаемое верою, поглощает лютость скорби, так что во время страданий ощущается только одно наслаждение (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 177). Богом даны два учения о Боге: учение словом, приемлемое верою, и учение жизнию, приемлемое деятельностью по заповедям Евангелия (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 462–463). Источник. Условия спасения заключаются в вере во Христа, в жительстве по заповедям Божиим и в врачевании покаянием недостатков исполнения заповедей: следовательно, спасение предоставлено, и оно возможно всем при обязанностях и служениях посреди мира, не противных закону Божию (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 467). Источник. Евангелие, как Откровение Бога, превысшего всякого постижения, недоступно для падшего разума человеческого. Необъятный разум Божий объемлется верою (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 497). Источник. ...Надо покаяться, оставить греховную жизнь, чтобы сделаться способным приступить к Евангелию. Чтоб принять Евангелие, надо в него уверовать (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 497). Источник. Кто ж не верует в Сына Божия? – Не только тот, кто открыто, решительно отвергает Его, но и тот, кто, называясь христианином, проводит греховную жизнь, гоняется за плотскими наслаждениями (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 497). К вере способна только та душа, которая решительным произволением отверглась греха, направилась всею волею и силою своею к Божественному добру (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 497). Источник. Без самоотвержения человек не способен к вере; его падший разум противоборствует вере, требуя дерзностно отчета у Бога в Его действиях и доказательств в открываемых Им человеку истинах; падшее сердце хочет жить жизнью падения, к умерщвлению которой стремится вера; плоть и кровь... также хотят жить жизнью своею, жизнью тления и греха (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 498). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Грех и состояние падения так усвоились нам, так слились с существованием нашим, что отречение от них сделалось отречением от себя, погублением души своей (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 381). Источник. Все мы пребываем в умерщвлении, исполняя греховные пожелания наши, которые не только воюют на душу, но, будучи удовлетворяемы, и умерщвляют ее (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 115). Источник. Покаяние в смертном грехе тогда признается действительным, когда человек, раскаявшись в грехе и исповедав его, оставит грех свой (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 115). Источник. ...Смертный грех православного христианина, неуврачеванный должным покаянием, подвергает согрешившего вечной муке... (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 163). Источник. Возвращение ко греху, навлекшему на нас гнев Божий, уврачеванному и прощенному Богом, служит причиною величайших бедствий, бедствий преимущественно вечных, загробных (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 164). Источник. С решительностью возненавидь грех ! Измени ему обнаружением его – и он убежит от тебя; обличи его как врага – и примешь свыше силу сопротивляться ему, побеждать его (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 61). Источник. Грех – причина всех скорбей человека и во времени, и в вечности. Скорби составляют как бы естественное последствие, естественную принадлежность греха... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 156–157). Победа над собственною греховностью есть вместе и победа над вечною смертью. Одержавший ее удобно может уклониться от общественного греховного увлечения (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 158). Источник. Столько повреждена наша природа греховным ядом, что самое обилие благодати Божией в человеке может служить для человека причиною гордости и погибели (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 160). ...Грех содержит человека в порабощении единственно посредством неправильных и ложных понятий... Пагубная неправильность этих понятий и состоит... в признании добром того, что в сущности не есть добро, и в непризнании злом того, что в сущности есть убийственное зло (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 168).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1003 . Энциклопедия православной святости: В 2 т. – М.: Лик пресс, 1997. – Т. 1. – 398 с.: ил. – Из содерж.: Игнатий (Брянчанинов) , епископ Кавказский и Черноморский. – С. 228:1004. Большой энциклопедический словарь/Гл. ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Норинт, 1998. – 1456 с.: ил. – Из содерж.: Игнатий (Брянчанинов Д. Α.). – С. 433:1005. Всемирный биографический энциклопедический словарь/Под ред. А. П. Горкина. – М.: Большая Рос. энциклопедия, 1998. – 925 с. – Из содерж.: Игнатий (Брянчанинов Д. Α.). – С. 299:1006. Православные обители России: Путеводитель. – М.: Правило веры, 1998. – 628 с. О свт. Игнатии – с. 208, 444, 446:1007. Алексеев П. В. Философы России столетий: Биографии, идеи, труды/Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Акад. проект, 1999. – 944 с. – Из содерж.: Игнатий епископ, святитель (Брянчанинов Д. Α.). – С. 312–313:1008. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь/Под ред. А. П. Горкина. – М.: Большая Рос. энциклопедия, 1999. – 912 с.: ил. – Из содерж.: Игнатий Брянчанинов . – С. 273:1009. Православие: Библиогр. указ. кн. на рус. и церковно-славян. яз. за 1918–1993 гг./Православ. Свято-Тихон. богосл. ин-т; Рос. гос. б-ка; Науч. ред. прот. В. Асмус . – М., 1999. – 504 с. – По указ. имен см.: Игнатий (Брянчанинов Д. Α.). – С. 384:1010. Святая Русь: Энцикл. слов. рус. цивилизации/Сост. О. А. Платонов. – М.: Правосл. изд-во «Энцикл. рус. цивилизации», 2000. – 1037 с.: ил. – Из содерж.: Игнатий Брянчанинов. – С. 302:1011. Скляревская Г. Н. Словарь православной церковной культуры/РАН. Ин-т лингвист. исслед. – СПб.: Наука, 2000. – 278 с. – Из содерж.: Игнатий Брянчанинов. – С. 101:1012. Смирнова Л. А. Святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1867): Список лит. (по фондам Вологод. обл. универс. науч. б-ки)//Вологодские дворяне Брянчаниновы: Ист.-краевед сб. ст./Сост. Н. Н. Фарутина; Ред. Ю. В. Розанов ; Вологод. обл. универс. науч. б-ка им. И. В. Бабушкина; Вологод. гос. ист.-архит. худож. музей-заповедник; Гос. архив Вологод. обл. – Вологда, 2000. – С. 53–62:1013. Святые и чудотворцы: Крат. биогр. слов./Сост. С. П. Останина. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. – 511 с. – Из содерж.: Игнатий Брянчанинов, святитель. – С. 231–237.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010