(18) «Нечего поминать вам прежнее, И озираться на давнее. (19) Вот Я делаю новое нечто... Уже оно показывается, Ужели вы не знаете об этом? Я также проложу в пустыни дорогу, В стране необитаемой реки. (20) Прославят Меня звери полевые, Шакалы и страусы 269 , За то что Я дам в пустыни воду, Реки в стране необитаемой, Чтобы поить народ Мой, избранный Мой. (21) Народ этот Я образовал для Себя, – Да хвалу Мою возвестит он! (22) Но ты не призывал Меня, Иаков, Ты не работал предо Мною, Израиль. (23) Ты не привёл Мне овна всесожжений твоих, И жертвами твоими ты не чтил Меня; Я не требовал от тебя хлебных приношений 270 , И не домогался от тебя ладана. (24) Ты не издержал для Меня серебра на пахучий тростник 271 , И туком жертв твоих не пресыщал Меня; Но ты утомил Меня грехами твоими, Измучил Меня преступлениями твоими. (25) Я, Я тот, который изглаждаю беззакония твои ради Себя, И грехов твоих Я не вспомню. (26) Ты приведи на память предо Мною, Рассудим вместе, Перескажи сам, чтобы оправдаться. (27) Праотец твой согрешил, И предстатели твои отступили от Меня 272 . (28) За то Я не пощадил начальников святилища, Предал Иакова на разорение И Израиля на поругание». 264 Народ еврейский, далее в то время, когда он пойдёт в плен, будет более драгоценен в глазах Божиих, чем другие самостоятельные, могущественные и богатые народы, эфиопляне, жившие вначале в счастливой Аравии, а впоследствии переступившие Красное море и покорившие многие африканские области до потоков Нила. так евреи называли внутреннюю часть той же Эфиопии, которая впоследствии Камбизом в честь его жены названа Мероэ. – Эти страны Иегова отдаёт за возвращение пленных евреев. – Действительно, Кир составил план покорения Египта и Эфиопии, который привёл в исполнение преемник Кира, Камбиз. По другим толкователям, пророк имеет в виду здесь Сеннахерима, который, покоривши эти области, потерпел поражение под Иерусалимом. «Многие», говорит Кимхи сын, «относят это пророчество к Киру, освободившему евреев из плена вавилонского; но мой отец находил невозможным видеть здесь Кира, и относит его к Сеннахериму».

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

250 Русск. перевод: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека»: 251 В греч. изд. 1861 г. числится за 44 стр. 29—40. 252 Т.е. христианский народ. 253 Т.е. не имеется каких-либо определенных 12 христианских народов. 254 Здесь свободный перевод. 255 В книге опечатка, указана 5-я глава, а следует 15-я. 256 Ссылка на слова Спасителя: «Много званных, мало же избранных " _ 257 Ориг. — «великогласностью». 258 См. об этом подробно в «Беседе на Благовещение» 259 Т.е. «девственник» и «возлюбленный». 260 Т.е. говорится о Св. Иоанне Крестителе. 261 Ориг. — «энергия», что переводится обычно, как «действо» или «действование». 262 Несколько свободный перевод. 263 «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал»: 264 Перевод также может гласить: «от неблагодарных людей». 265 В этой фразе ряд причастий мы заменили другими глагольными формами. 266 Несколько свободный перевод. 267 Ориг. «насытишься амброзией» — бессмертная пища богов, бессмертие. 268 В греч. тексте опечатка. 269 «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»: 270 Т.е. Св. Иоанн Богослов. 271 Свободный перевод. 272 Апост. текст: «Дети мои»: 273 В греч. изд. 45, стр. 40—49. 274 Ориг. «сердца их, дела их». 275 Ориг. «во всей вселенней». 276 Возможен иной перевод: «присоединяющихся к нему, т.е. к Божиему народу». 277 «Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет»: 278 «Ибо такова есть водя Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста иевежеству людей»: 279 Несколько свободный перевод. 280 Цитату мы пополнили от себя, потому что в тексте несомненный пропуск. 281 Обычно этот термин обозначает епископов. 282 Русск. пер. «Сребра твоего не отдавай в рост»: 283 Русск. пер. «Кто сребра своего не отдает в рост»: 284 Русск. пер. «Бегая удалился бы и поселился бы в пустыне: ибо я вижу беззаконие и распри в городе: ростовщичество в обман не сходят с его улиц»: 285 Также и — «неблагодарные»: 286 Из многих значений глагола «комисо»: 287 Вероятно, ссылка на заповеди блаженства (Мф.5:3—11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

253 и проч., – по-русски: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». 254 Под тесными вратами и узким путем разумеется путь христианской добродетели, а под широкими вратами и пространным путем – порочная и греховная жизнь. Это сравнение взято от обычая восточных народов окружать города стенами, в которых было много ворот неодинаковых по размеру. 257 и проч., – по-русски: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». 259 Это был начальник над сотней римских воинов. Как видно из Евангелия, по вере он был язычник, но в то же время он был расположен к почитателям Истинного Бога и был готов уверовать в Него. 261 Так Господь называет ад и состояние грешников в противоположность свету, в котором будут пребывать праведники в Царстве Небесном. 262 Этим самым Господь дал знак несшим остановиться. У восточных народов умерших обычно хоронили без гробов в пещерах. Умерших обвивали пеленами, лицо повязывали платком, клали на одр или носилки и открыто несли до пещеры. 263 Иоанн спрашивал об этом, конечно, не для себя, а для учеников своих, чтобы они прониклись верою в Иисуса Христа. 267 То есть со стороны человека оно требует больших усилий и подвигов при борьбе со злом и диаволом. 268 Господь говорит здесь о тайнах Царствия Божия. Под мудрыми и разумными Он подразумевает людей гордых, надмевающихся своим умом и ученостью, каковы, например, были фарисеи. 270 Так Господь называет Евангельский закон, сущность которого заключается в заповеди о любви к Богу и ближним. Исполнение этой заповеди нетрудно для человека и приятно для его сердца. 271 То есть с благовонною жидкостью. Миро составлялось из разных масел и пахучих веществ, как это и теперь желается в Православной Церкви, употребляющей миро в таинствах миропомазания. В древности миро хранилось в сосудах из алавастра, представлявшего собою особый род мрамора. 273 Вообще не оказал обычных для того времени знаков уважения и гостеприимства. Симон фарисей не воздал должного почтения Иисусу Христу, вероятно, по горделивости и из-за боязни быть осужденным другими фарисеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

259. Святой Исаак Сирский. Слово 41. 260. Святой Иоанн Карпафийский, гл. 13. Добротолюбие. Ч. 4. 261. Преподобный Макарий Великий. Слово 1, гл. 1. Слово 7, гл. 1. 262. Четьи-Минеи, 2 октября. 263. Лествица. Слово 27, гл. 56. 264. Заимствовано из 56 го Слова святого Исаака Сирского. 265. Преподобный Нил Синайский. О молитве. Добротолюбие. Ч. 4. 266. Иов. Гл. 1 и 2. 267.  За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Иисусе Христе (1 Сол. 5. 18). 268. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 269. Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 31. 270.  Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет 5. 6–9). 271.  И верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10. 13). 272. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 7. 273. Откр. 2. 7; Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 5. 274. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 6. 275. Пример борьбы с восставшими страстями можно видеть в житии святой Иустины. Четьи-Минеи, 2 октября. 276. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 277. Лк. 18. 278. Лк. 17. 4. 279. Иак. 4. 4–5. 280.  Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1. 8). 281. Откр. 3. 16. 282. Лк. 14. 33. 283. Гал. 5. 24. 284. Пс. 103. 25. 285. Преподобный Авва Дорофей. Поучение 11, о еже скоро отсекати страсти. 286. Мф. 19. 21; 16. 24; Мк. 10. 21. 287. Преподобный Нил Синайский. О молитве, гл. 17. 288. Преподобный Макарий Египетский Беседа 21, гл. 2–3. 289. Мк. 8. 35. Опыты такой борьбы и распятия видим в жизнеописаниях преподобного Антония Великого, преподобного Макария Египетского и других святых иноков. 290. Мк. 9. 29. 291. Мф. 6. 17. 292. Благовестник. 293.  Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3. 12–13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

25  См. Realenzyklopädie Herzogs, Apticel „Inspiration”, где изложено мнение Кремера и „Deutsche Zeitschrift für christl. Wissenschaft und christl.”, Leben. 1850, где содержится взгляд Толлука. 27  Contra Celsum. Lib. III. 44 (M. XI, 977); I, 4 (M. XI, 643); III, 40 (M. XI, 972); Comm, in Johann. Tom. VI. (M. XIV, 212). 33  Epistola ad. Freg. Thaumat. (М. XI, 89). ν ( τας γραφας) οκε Λ γος το Θεο. In. Lev. hom. I, 1 (Migne XII, 405). 53  In Numer. hom. II, 1 (M. XIII, 643): Quid opus est in his allegoriam quaerere, cum aedificet etiam littera? 70  Prol. in Cant. Cant. (M. XIII col. 63) „Ob hoc ergo moneo et consilium do omni qui nondum carnis et sanguinis molestus caret neque ab affectu naturae materialis abscedit, ut a lectione libelli hujus eorumque, quae in eo dicentur, penitus temperet. Из этого места очевидно, что мнение Редепеннинга о том, будто Ориген предоставлял полную свободу всем к чтению св. Писания, – несправедливо. (Ср. Redepenning. Origenes, sein Lehen und Seine Lehre Band. 1. Seit. 271). 87  В евангелиях, которыми мы теперь пользуемся, разница представляется в следующем виде: Ев Матфей (8:28) Ев. Марк (5:1) Ев. Лука (8:26–27) „И когда Он прибыл на другой берег, в страну гергесинскую, Его (Иисуса) встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые. И пришли на другой берег моря, в страну гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом”. „И приплыли в страну гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами”. 88  Comment. in Johann. Т. IV. См. об этом в „The Inspiration, of Holy Scripture, its Nature an Prof”. Wil. Lee. Dublin. Pag. 500. Ев. Марк (1:7–8) „Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние; но идущий за мной сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём”. „Идёт за мной сильнейший меня, у Которого я недостоин наклонившись развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водой; а Он будет крестить вас Духом Святым”.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

269 Авраам не воспламеняет своей жертвы, ожидая нового откровения воли Божией, хищных же птиц прогоняет, дабы сохранить чистоту и святость своей жертвы. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама; и вот когда он пробудился, напал на него ужас и мрак великий. (Ст. 12). Чем объяснить ужас Авраама? Конечно, он был следствием близкого присутствия Божия, которое ощутил Авраам по своем пробуждении, мрак же великий (т. е.) необыкновенный ночной, а сверхъестественный и глубокий мрак), был символом сего присутствия, как впоследствии при Синайском законодательстве. 270 И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. (Ст. 13). Откуда и до чего нужно считать эти четыреста лет переселения и порабощения потомства Авраамова? Так как Евреи в Египте рабствовали и были пресельниками только 215 лет, начиная от переселения туда Иакова и до общего исшествия Евреев; то очевидно, что в разбираемом месте к этим годам причисляется и время странствования в земле Ханаанской патриархов Авраама, Исаака и Иакова, которое тоже продолжалось 215 лет. Таким образом, считая от первого призвания Авраамова из Ура Халдейского (в 1921 г. до Р.Х.) до исшествия Евреев из Египта (в 1491 г. до Р.Х.), получаем период в 430 лет, который и указывается в книге Исход. 271 Если же стоят не 430, а только 400 лет, то это объясняется тем, что для круглоты числа откинуты года Авраамова странствования со времени переселения его из Харрана (в 1916 г.) до рождения Исаака (в 1891 г.). A ты отойдешь к отцам своим в мир, и будешь погребен в старости доброй. (Ст. 15). Что отрадного было для Авраама в сем обетовании Божием? Сими словами Господь обещает Аврааму, после долговременной жизни земной, вечную блаженную жизнь за гробом с отцами. Вот та весьма великая награда, о которой говорил Бог Аврааму выше. 272 Когда зашло солнце… вот дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. (Ст. 17). Что означает здесь видение дыма и пламени огненного, прошедших между рассеченными животными? Под сими образами – как бы сам Бог проходит между частями жертвы, подобно тому, как сие делали люди при заключении союзов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

270//десяти прокаженных, которые все равно были исцелены (Лк 17). Когда один из них по доброму употреблению своей свободы принес благодарность, то Господь, порицая девятерых и похваляя одного, показал, что Он заботы Своего содействия не прекращает и в отношении к тем, кои не помнят Его благодеяний. Ибо то самое, что Он приемлет и одобряет благодарного или упрекает неблагодарных, есть дар Его попечения. глава 20 Ничего не делается в этом мире без Бога Впрочем, мы непоколебимо должны быть уверены, что в мире ничего не бывает без Бога, но что все происходит или по Его воле, или по Его попущению; именно, все доброе совершается по Его воле и с Его содействием; противное же этому бывает только по Его попущению, когда покровительство Божие, оставляя нас за нечистоту и ожесточение сердца, попускает тиранствовать над нами дьяволу или бесчестным плотским страстям. В этом же очевиднейшим образом уверяют нас слова апостола, который говорит: потому предал их Бог постыдным страстям. И опять: и как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства (Рим 1, 26, 28). И сам Господь говорит через пророка: но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне; потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам (Пс 80, 12, 13). глава 21 Возражение о власти свободной воли Герман. Это свидетельство очевидно подтверждает силу свободной воли следующими словами: О, если бы народ Мой слушал Меня; Но народ Мой не слушал гласа Моего (Пс. 80, 14, 12). Ибо когда говорит: если бы народ Мой слушал, показывает, что в их власти состояло 271//решение соглашаться или не соглашаться. Как же теперь не в нашей власти состоит наше спасение, когда Бог сам оставил на наш произвол слушать или не слушать? глава 22 Ответ: наша свободная воля всегда нуждается в помощи божией Пафнутий. Остроумно объяснили вы слова: если бы народ Мой слушал Меня; но нисколько не обратили внимания на то, кто говорит к слушающему или не слушающему, ни на то, что следует затем: Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их (Там же, 15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

270. Обязательна ли для спасения принадлежность к Кафолической Церкви? Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в мире. Поскольку Господь Иисус Христос, по изречению апостола Павла, есть «глава Церкви, и Он же спаситель тела» ( Еф. 5:23 ) то, чтобы быть спасённым, необходимо быть частью Его тела, то есть членом Кафолической Церкви. Апостол Петр пишет, что Крещение спасает нас по образу Ноева ковчега . Все, спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в Ноевом ковчеге: так все, получающие вечное спасение, получают его только в Кафолической Церкви. 271. Почему наша Церковь именуется «восточной»? В насажденном на востоке рае, была основана первая Церковь безгрешных прародителей; там же после грехопадения положено новое основание Церкви спасаемых в обетовании (обещании) о Спасителе. На востоке, в земле иудейской, Господь наш Иисус Христос, совершив дело нашего спасения, положил начало Своей, христианской Церкви. Оттуда распространилась она по всей вселенной. По сей день православная кафолическая вселенская вера, семью Вселенскими Соборами утверждённая, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних восточных и в единомысленных с ними Церквах, каковой является благодатью Божией и Всероссийская Церковь . 272. Почему наша Церковь именуется «Апостольской»? Церковь называется Апостольской , потому что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение. В этом же смысле Церковь называется также Православной , или Правоверующей . «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф. 2:19–20 ). 273. Символ веры , когда называет Церковь Апостольской, наставляет твёрдо держаться учения и преданий апостольских и избегать учения и учителей, основывающихся не на учении апостолов. Апостол Павел говорит: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

270 Подобный же смысл имеют и другие слова Господа: «всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред ангелами Божьими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред ангелами Божьими» (Лк. 12, 8–9). Исповедание пред ангелами Божьими исключает, конечно, пассивно–безразличное их отношение к миру, напротив, предполагает их глубокое участие в его судьбах. (Характерен в указанном смысле вариант этого текста у Мф. 10, 32: «исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным»), 271 Может быть, в развитие той же общей мысли сказано перед этим, что «святые будут судить мир» (1 Кор. 6,2), причем понятие «мира», как творения вообще, является общим, а далее следует более частное его раскрытие: судить ангелов (и уж, конечно, человеков). 272 Конечно, удивление означает здесь не только изумление пред неизвестным, но и преклонение пред совершающимся судьбами Божьими и новое, глубочайшее их постижение (таков философский смысл θαμαζαν («удивляться»), которое есть начало философствования). 273 Ничто не мешает видеть в т. наз. предваряющей благодати (gratia praeve–niens) действие ангела–хранителя, который является посредником благодатного влияния. Вообще, в богословском учении о благодати должно быть отведено место воздействий ангелов, чего доселе не делается. 274 Этот метафизический момент отъятия и приумножения, предуказанный в своей онтологической необходимости Словом Божьим, не является исчерпывающим всей эсхатологии. Последняя содержит и дальнейшие тайны (хотя бы указанного ап. Павлом «спасения как бы из огня», в котором совершится окончательное раскрытие нетщетности труда ангелов и над грешниками). 275 Св. Василий Вел. замечает по этому поводу: «посему и апостол, зная, что ангелы приставлены к людям как бы детоводителями и воспитателями, призывает их во свидетели» (О Святом Духе, гл. 13). 276 Это не касается вопроса о происхождении человеческой души (гипотезы креационизма или традуционизма). Душа наша во всяком случае имеет в себе божественное начало, которое вселяется в человека (в этом и состоит его рождение).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Формально Совет ОАИЭ был извещен об этом 26 октября 1919 г. (НА РТ, ф. Р–271, оп. 1, д. 163, л. 124). же, ф. Р–271, оп. 1, д. 162, л. 22 об. Рукописный текст. Там же, ф. Р–1172, оп. 3, д. 1415, л. 21–21 об. Машинописный подлинник. Документ напечатан на бланке Казанского подотдела Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР. На документе регистрационный штамп Казанского епархиального совета от 16 ноября 1919 г. 7156/323; Ср.: Там же, ф. Р–271, оп. 1, д. 163, л. 169. Рукописная не заверенная копия. Описка, вероятная дата – 26 ноября 1919 г. См. предыдущий документ. НА РТ, ф. Р–271, оп. 1, д. 163, ф. Р–271, оп. 1, д. 162, л. 23. Рукописный текст. же, л. 24 об. Машинопись. Там же, ф. Р–1172, оп. 3, д. 1415, л. 19. Рукописный подлинник. Текст написан на бланке Казанского подотдела Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР. На документе регистрационные штампы Казанского епархиального совета от 11 декабря 1919 г. 7572/009 и от 24 декабря 1919 г. На обороте надпись: «В подотдел коллегии по делам музеев. Исх. 11/24 декабря 1919 г. за 10223». Там же, ф. Р–1172, оп. 3, д. 1415, л. 27. Машинопись. Там же, л. 26. Машинопись. Документ напечатан на бланке Рабоче-крестьянской инспекции при Казгубисполкоме, адрес, телефон, 28 апреля 1920 г. 2223; регистрационный штамп Казанского епархиального совета от 17 апреля 1920 г. 2045/147. Там же, ф. Р–271, оп. 1, д. 162, л. 45. Рукописный текст. Там же, л. 61 об. Рукописный текст. Василий Васильевич Егерев (1886–1956 гг.), инженер-архитектор, историк архитектуры, краевед. С апреля 1924 г. председатель Музейного отдела Академцентра Татарского Наркомпроса. СНК РСФСР от 23 июля 1920 г. В дополнение и развитие декрета СНК от 16 апреля 1920 г. о реквизициях и конфискациях: «В. Об осуществлении права реквизиции и конфискации Народным комиссариатом просвещения. 9. Народному комиссариату просвещения предоставляется право реквизиции и конфискации… д) Предметов религиозного культа, имеющих историческое или художественное значение. Примечание:Предметы из числа перечисленных в ст[атье] 9-й, необходимые для профессиональной деятельности преподавательского персонала высших и средних учебных заведений, а равно для научных занятий лиц, выполняющих научные и научно-практические задания государственных установлений, конфискации и реквизиции не подлежат. Не подлежат также реквизиции и конфискации предметы религиозного культа, хотя и имеющие историческое или художественное значение, находящиеся в церквах и молитвенных учреждениях всех вероисповеданий».

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010