192 Преп. Ефрем Сирин. Творения. М., 1849. Ч. 2. Поучение 32. С. 270—271. Ср.: Там же. Поучение 35. С. 280—282. 193 Преп. авва Дорофей. Поучение 13. 194 Еп: Феофан. Путь ко спасению. С. 283—284. Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 28. Подробно об этом см. Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 61. 195 Преп. Иоанн Карпафский. Увещательные главы. §§ 84—85//Добротолюбие. Т. III. С. 98—99; ср. § 29. См.: Преп. Петр Дамаскин. Творения. Киев, 1902. С. 152—269. Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. I. О покаянии и на чтение о грехе Давида С. 893. 196 Преп. авва Дорофей. Послания. С. 208. 197 Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 60. С. 218—221. 198 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Изд. 2-е. T. V. С. 430. 199 Преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение 10. 200 Преп. авва Дорофей. Поучение 10. О том, как проходить путь Божий. 201 Преп. авва Дорофей. Поучение 10. О том, как проходить путь Божий. 202 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 289. 203 Он же. Внутренняя жизнь. М., 1899. С. 104. 204 См. Блж. Диадох. Подвижническое слово. Гл. 97. Добротолюбие. Т. III. С. 71, ср.: Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. 2. М., 1858. С. 253. 205 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1845. Далее ссылки даются на это издание. Изречения аввы Пимена. §§ 20, 21. См. также. Древний Патерик. Гл. 19, §§ 57—58. Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. § 81—82. С. 314. 206 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 289. Преп. Максим Исповедник. Сот. 1-я, § 93. О возможности освобождения от страстей и достижении совершенства. См. Преп. Макарий Египетский. Слово 3. Гл. 11—13. 207 К. Попов. Блж Диадох и его творения. T. I. С. 515. 208 См. Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот 1-я, § 36. 209 С. Зарин. Аскетизм. T. I. Кн. 2. С. 307. 210 Преп. Исаак Сирин. Творения. Слово 48-е. С. 210. Подобное же высказывание находим еще раньше у преп. Нила Синайского. 211 Блж. Диадох. Подвижническое слово. Гл. 98. Ср.: Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 1-я, § 94: «Исполнением заповедей ум совлекается страстей».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Типогр. 99. Песнь IV Ты, Моисею подражая, богомудрый, принял духовные скрижали догматов, ибо вошел ты во мрак рассуждений (и) обогатился светом знания. СМ. и ркп. 298, Слав. авг. Поправка С εσδς ненужна и не оправдывается текстами: ркп. 298 εσδυς, Слав: вшел ecu. Греч, νοημτων – рассуждений или собств: мыслей, разумений, разума, – слав: видений, читая, кажется, ϑεορημτων. Слав: разумно (читая νοερς, вм. νοερς) прият учений (учением 105, 99:271) и (не чит. 105 как и греч.) обогатился ecu (др. обогатися). Ты, Аврааму возревновав, богоносный, иного (другого) Исаака привел Господу, свое собственное сердце, отец, принесши в жертву в огне совести. Там же. Слав: богомудре – ϑεφρον вм. ϑεοφρε. 105: своей жертвы, отче, сердце во огни совестсньй вм. жертвовав, отче, сердце во огни советстче. [Сих Троица прославила достойно! Сих Бог —247— соустроил верою, благочестно исповедавших друг с другом неложное исповедание наше!] Есть только у СМ, – букв; исповедавших(хся) друг с другом благочестие (благочестием) неложного исповедания нашего. να τν Χριστν κηρξαντες, πατρες, να τν ιν, ν δυςν τας οσαις μολογσατς, ϑλοντα κατ’ οσαν κα νεργοντα τ μφτερα. Единого Христа проповедав, отцы, единого Сына в двух естествах вы исповедали, волящего по существу и действуюшего по обоим (естествам и волям). Есть только в ркп. 298 и слав. авг. Слав: хотяща по существу и действующа обоя. Богородичны Безвременного Сына Ты родила во времени: непорочною (и) чистою Ты пребыла, родив Воплотившегося ради нас в утробе Твоей, Богородительница Приснодева! СМ 1-я сл. Ркп. 298, Слав. авг. и типогр. 125 (но текст отступает). Вм. φϑορος С чит. φϑορος 298. – и не чит. греч, и старосл. но теп. чит. Слав, безлетна – в лето. Слав: печ. нетленно. читая φϑρως. 271 и 99: нетленно чистая пребысть, 105: нетленна (не читая: и) чистая пребысть. Старосл: иже нас ради). Колос возрастившая животворный, доставляющий миру жизнь, Ты, невозделанная нива, Богородица, спасай воспевающих Тебя! С. 2-я сл. и Греч. печ. 12 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1249 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. Т. 1. С. 105. 1250 Преп. Симеон Нов. Богослов. Вып. II. С. 575. Ср.: Слова. Вып. I. Слово 7. С. 73—74. 1251 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, кн. 3, п. 105. С. 268, п. 27. С. 205. 1252 Иеросхм. Макарий. Письма к мир., п. 106. С. 123. 1253 Преп. Антоний Вел. Наставления, § 63//Добротолюбие. Т. 1. С. 46. 1254 Историческое описание скита в Оптиной пустыне. СПб., 1852. С. 169. 1255 Игум. Антоний. Письма, п. 213. С. 271. 1256 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, кн. III. С. 206. 1257 Преп. Нил Синайский. Увещательные главы, § 11//Добротолюбие. T. II. С. 271; иером. Арсений. Маргарит. С. 163. 1258 Свт. Василий Великий. Творения. Ч. IV. Беседа 4. О благодарении. Сергиев Посад. 1892. С. 47—57. 1259 Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 42. С. 79—80. 1260 Преп. Исаак Сирин. Слово 85. С. 403. 1261 Преп. Варсонофий Вел. Отв. 2, 6 и др. 1262 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. III. Поучение в 29 неделю. О благодарении и славословии Бога. С. 404—406; ср.: T. II. С. 527—529. 1263 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II, п. 398. С. 119. 1264 Филарет, митр. Московский. Слова и речи. Т. III. С. 277. 1265 Игум. Антоний. Письма, п. 71. С. 91. 1266 Пресвитер Илия Екдик. Цветособрание, § I//Добротолюбие. T. III. С. 422. 1267 Преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. I, гл. 97. С. 395. 1268 Иером. Анатолий Оптинский. Письма к монахиням. С. 125. 1269 Свт. Василий Великий. Творения. Т. I. М., 1853. С. 340—341. 1270 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. Размышл. IV, 4. С. 190. 1271 Он же. Творения. Т. II, § 27, ХСИХ. С. 54, сравн.·СХИХ. С. 79—80. 1272 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. Размышл. IV, 2. С. 189—190. Творения. T. II. О истинном христианстве, § 231. С. 297—298. 1273 Там же. T. II. С. 297. 1274 Там же. T. I. С. 190. 1275 Игум. Антоний. Письма, п. 22. С. 24. 1276 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II, п. 272. С. 32—33. 1277 Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир , п. 87. С. 181. 1278 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. II, гл. 6.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

В душе, в которой от покорности Богу утихли страсти, царствует Бог, царствует мир Христов ( 111, 5 ). Ощутивший в себе Царство Божие становится чуждым для мира, враждебного Богу... (Он) может желать, по истинной любви к ближним, чтобы во всех открылось Царство Божие. Он может непогрешительно желать, чтобы настало на земле видимое Царство Божие, потребило с лица земли грех, установило на ней владычество Правды ( 111, 242 ). Стяжавший внутри себя Царствие Божие имеет руководителем Святого Духа, который наставляет всякой истине руководимого им человека, не допускает его быть обманутым ложью, облекшейся для более удобного обмана в призраки истины. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 267 ). «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2, 9 ) Чего не видел глаз, не слышало ухо и что не приходило на сердце человеку ( 1Кор. 2, 9 ), как можно измерить и высказать? Поистине это невозможно. Даже если мы стяжали все это и имеем внутри себя от Бога, давшего нам это, и то нисколько не можем ни умом того измерить, ни словом объяснить. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 61, 489 ). Тысячи лет века сего по сравнению с вечным и нетленным миром есть то же, что песчинка в морских песках. Так беспредельны, бесконечны и неизменны век праведных и Царство Небесное. Преподобный Ефрем Сирин ( 27, 35 ). Царство уготовано для нас еще до создания мира ( 35, 11 ). Небо недоступно никакому бедствию, оно плодоноснее всякой земли и посеявшим там богатства дает пожинать их плоды в великом изобилии ( 35, 112 ). Невозможно выразить, как велико это зло – лишиться небесных благ ( 41, 271 ). Нестерпима геенна, признаю, весьма нестерпима, но лишение Царства еще нестерпимее ( 45, 336 ). Выше желания избавиться от геенны и обрести Царство – любить Христа и быть любимым Им ( 40, 459 ). (В Царстве Божием)... нет древа познания добра и зла, но только древо жизни. Уже не от ребра Адама – жена, но все мы от ребра Христова ( 45, 409 ). Дай мне уверенность, что я получу Царство Небесное, и тогда заколи меня, если хочешь, хоть сегодня: я буду благодарен тебе за это, потому что ты ускоряешь для меня наслаждение теми благами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

всякую ересь и, подвергшись урезанию языка с рукою, ты, блаженный Максим, от руки Творца принял венец, благоприличный исповеданию, Коего (Творца) теперь непрестанно умоляй о помиловании душ наших! В слав. печатн. и 98 (ркп. тип. нет) и греч. на 3-й песни 21 янв., тоже в греч. рукоп. 290, 291 и 292 – без вариантов. Слав: Гонения претерпев за веру (веры ради), отгнал ecu, отче всяку ересь, отсечен же (?) с рукою язык (отсечену же бывшу с рукою языку 98. 211. 213) Максиме, исповедания благолепный (благолепна – те же) приял ecu (прият – те же) венец, блаженне: Его же ныне непрестанно моли, помиловатися душам нашим. Седален: б Божественный догмат укрепляя, ты, богомудрый отец Максим, стал столпом православия и утверждением веры, с двумя естествами и двумя волями возвестив Христа Бога нашего, Коего (ныне) усердно моли даровать нам великую милость. Comb. I сл. на 6-й песни и ркп. 398 авг. и слав. 12 авг. на 3-й песни, – есть в типогр. ркп. 125, 126 и 128. Греч, вар; δο ϑελσεων (?) ναι(ε)κρυξας (проповедал – слав). – и опуск. νν (слав, но 125 чит.). Слав; Учение божественное держа (типогр. 125 и др. Повеление Божие оукрепляя др; оукрепляиася) столпе был ecu (125 бы (?), др. и 105, 99. 271: бысть) православия (125 др: правоверия) и держава (125 др: оутврежение), богомудре, веры (125 др.: вере), во двою существу (155 др: в деве соущьстве) и (125 др. не чит.) дву хотению (125 и др; в деве воли, 105, 99 две хотении) проповедал ecu (125 и др: проповеда) Христа Бога нашего, отче Максиме, Его же (ныне чит. 125 и др;) прилежно (нет 125 др.) моли даровати нам велию милость. —246— Седален: в Подвиги жизни твоей освещают пути всех, Максим, отец истинно подражающих тебе верою; посему спасай всегда с любовью ублажающих тебя ходатайствами твоими от всякой беды, моля Благого Христа» – блаженный, досточудный! СМ. сл. 2-я и Греч. печ. авг. на 3-й песни. В греч. ркп. и слав, нет. Седален: г Плетью нас ради бывшего издевы в девою волею и детелью коупьно, и слово преже безначално, оче сияние, оче Максиме. исповедав моудре, болезни претрьпе и ось(че)ние оуд твоих. тем и венец приял еси.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С. сл. II, и греч. печ. авг. и янв. Вм. ν σαρκ С и Афин. чит. ν γαστρ. Венец, и Конст. ραος παρ πντας τος βροτος υς σου, Πναγνε, κλλει ϑετητος, ε κα σρξ δι’ μς χρημτισεν. Прекрасен пред всеми смертными Сын Твой, Всечистая, крастою Божества, хотя и плотью ради нас соделался. Слав. 21 янв. и ркп. греч. 290. 291. и 292. Слав, краснейший паче всех человек, – 98. 211. 213 пречистая. —251— Црквь тя боу и кивота и чрътога животна дшевьнь и дверь нбсьноую бце верни исповедаем. Типогр. 99. Слова зачьнши оца (др. оча) безмоужьно пречистая неприменьно родила еси вплщена на земли ба и члвка. Типогр. 125–128. Полагающийся на VI песни синаксарь в конце II службы издан отдельно. Песнь VII Ты одежду природного достоинства кровью твоею украсил, богомудрый, молчащим, отец, и вещающим доказательством представив ее (т.е. язык и десницу урезанные) для слов твоих. С I сл., слав. 12 авг. и ркп. 298. Слав: молчащь язык, отче, и вещающь явление подавая (105: подая) сею словес твоих. Как золото, вы трое, очищенные в огне тех испытаний, чистейшую веру вашу принесли Христу, отцы честные. Там же. Слав: возрастисте – греч. προσηυξσατε (м. б. читая; προδηξοτε вместо С и 298: προσξατε – принесли в жертву. Приидите наконец, отцы богоносные, – восклицает Христос, – получив плоды и награды за труды, водворитесь с радостью в вечные обители! Только С (букв: водвориться). Вместо того: Τφος μν οκ παυσε τς γλσσας, γ δ μακρ οκ κρυψε τος λγους λλ σπερ γρφει Λαβδ ν μνοις, ες π σαν ντως τν γν διεφημσϑητε. Гроб не прекратил (остановил) ваших языков и земля дальняя не покрыла (погребла) слов (ваших), но, как пишет Давид в гимнах, по всей действительно земле прославлены вы. —252— Слав. 12 авг. и ркп. 298. Слав: не уставы – не скры соотв. греч. κρυψε, но ркп. κρυπτε, – проповедашася, но 105. 99. 271: прослустеся, ркп. διεφημϑηται. Богородичны Таинственный образ Девы Предобразивший купиною на Синае, горящею и не сгораемою, благословен Ты (Христос) Господь Бог отцев (наших).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

256. См.: Пс. 118. 73. 257. Пс. 118. 19. 258. 1 Кор. 2. 2. 259. Мф. 7. 14, 15. 260. Ср.: 1 Кор. 13. 9, 10, 12. 261. Ин. 15. 5. 262. См.: Псалом Давида на единоборство с Голиафом, ст. 5. 263.  …водами Силоама, текущими тихо (Ис. 8. 6). 264. Ин. 8. 11. 265. Гал. 6. 2. 266. Иак. 1. 2. 267. Ин. 16. 33. 268. Иак. 4. 7. 269. «Невменяемость» — выражает: не ставить, не вменять себе ничего в достоинство, в добродетель, в заслугу, в подвиг, не приписывать себе ничего хорошего. 270.  Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня (Пс. 117. 18). 271. В том же 1857 г. 27 октября архимандрит Игнатий хиротонисан во Епископа Кавказского и Черноморского, и немедленно отправился в Ставрополь. Он действительно никогда более не свиделся с этою ученицею своею. — Примеч. П. А. Брянчанинова. 272. Мк. 2. 27. 273.  …поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы (Исх. 32. 7–8). 274. N. — старец инока Леонида. 275.  у вас же и волосы на голове все сочтены (Мф. 10. 30). 276.  Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро (1 Пет. 4. 19). 277.  …сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение (Исх. 32. 29). 278.  усиль войну твою против города и разрушь его (2 Пар. 11. 25). 279.  …проклят, кто удерживает меч Его от крови! (Иер. 48. 10.) 280.  Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы (Мф. 12. 18–21). 281.  духовный судит о всем, а о нем судить никто не может (1 Кор. 2. 15). 282. 1-я часть Добротолюбия, гл. 70, 71 и 72. 283.  Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим (2 Кор. 5. 20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

261. Преподобный Макарий Великий. Слово 1, гл. 1. Слово 7, гл. 1. 262. Четьи-Минеи, 2 октября. 263. Лествица. Слово 27, гл. 56. 264. Заимствовано из 56 го Слова святого Исаака Сирского. 265. Преподобный Нил Синайский. О молитве. Добротолюбие. Ч. 4. 266. Иов. Гл. 1 и 2. 267. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Иисусе Христе (1 Сол. 5. 18). 268. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 269. Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 31. 270. Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет 5. 6–9). 271. И верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10. 13). 272. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 7. 273. Откр. 2. 7; Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 5. 274. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 6. 275. Пример борьбы с восставшими страстями можно видеть в житии святой Иустины. Четьи-Минеи, 2 октября. 276. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 277. Лк. 18. 278. Лк. 17. 4. 279. Иак. 4. 4–5. 280. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1. 8). 281. Откр. 3. 16. 282. Лк. 14. 33. 283. Гал. 5. 24. 284. Пс. 103. 25. 285. Преподобный Авва Дорофей. Поучение 11, о еже скоро отсекати страсти. 286. Мф. 19. 21; 16. 24; Мк. 10. 21. 287. Преподобный Нил Синайский. О молитве, гл. 17. 288. Преподобный Макарий Египетский Беседа 21, гл. 2–3. 289. Мк. 8. 35. Опыты такой борьбы и распятия видим в жизнеописаниях преподобного Антония Великого, преподобного Макария Египетского и других святых иноков. 290. Мк. 9. 29. 291. Мф. 6. 17. 292. Благовестник. 293. Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3. 12–13).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Апостол Павел был восхищен в рай и потом до третьего неба: «только не знаю» – «в теле, или вне тела...» – говорит он, – «и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 12, 3–4 ). Природа рая, благолепие небес, изобилие там благодатного блаженства так превышают все изящное и приятное земное, что святой апостол для изображения виденного им в священном исступлении употребил следующие выражения: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим его. А нам Бог открыл это Духом Своим »( 1Кор. 2, 9–10 ). В этих словах апостола заключается печальная истина: падение человека так глубоко, что он в состоянии падения уже не может получить сам собой никакого понятия о потерянном своем блаженстве; грехолюбивое его сердце утратило всякое сочувствие к духовному наслаждению. Но слова эти, обличающие бедственное состояние падшего и пребывающего в своем падении, вместе с тем возвещают и радостную истину: обновление Святым Духом тех людей, которые верой и покаянием вступили в духовное племя Нового Адама, Господа нашего Иисуса Христа. Святой Дух, вселившись в человека, разрушает в нем царство греха, уничтожает невидимую внутреннюю борьбу и расстройство, водворяет мир Христов, производящий такое духовное наслаждение, что сердце, упоенное им, умирает для сочувствия греху и начинает постоянно пребывать при Боге и в Боге. Водворив Царство Божие в человеке, Дух Святой нередко возводит достойных служителей своих в страны премирные, в обители, уготованные праведникам для вечного их праздника. Многие из угодников Божиих были восхищены в рай, из него проникли в небо, в небеса небес, к самому Престолу Господа, окруженному пламенными Серафимами и Херувимами. Свидетельства этих очевидцев о рае похожи друг на друга. Так, преподобный Симеон Дивногорец видел в раю чудные сады, видел там душу праотца Адама и душу разбойника, первого из людей, введенного Богочеловеком после искупления в рай. 271 Из известных нам видений святых отцов, бывших зрителями рая, с особенной ясностью и подробностями изложено видение святого Андрея, Христа ради юродивого, пребывавшего сверхъестественно в течение целых двух недель в созерцании невидимого мира. 272

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В эти последние дни жизни своей преосвященный был воодушевлен ко всем необыкновенной милостью, как бы растворенной жалостью. Эта милость и с ней неземная радость сияли на лице болящего. В один из этих последних дней владыка, прощаясь с келейником своим, ответил на его поклон и прощание благоговейным поклоном до земли, сказав: «Ты меня, батюшка, прости». Полный благолепного смирения вид старца тронул келейника до слез. В эти дни не раз говорил ему владыка, что ему трудно низводить ум к земным занятиям и, уклоняясь от общения со всеми, он, видимо, уже не жил на земле. 30 апреля, в день воскресный, неделю Жен Мироносиц, к семи часам утра келейник Василий, войдя в спальную преосвященного 271 , нашел орлец 272 неубранным перед иконами, что случалось крайне редко, потому что преосвященный, употреблявший его при келейном правиле, сам убирал его. Умывшись, он, по обычаю, выпил Богоявленской воды и вышел в столовую комнату пить чай, приказав Василию скорее убрать спальную. Выпив две чашки чая, он поспешил в свою внутреннюю келью. В исходе 8-го часа, перед самым благовестом к поздней литургии, Василий, войдя к нему с обычной молитвой, нашел его лежащим на кровати на левом боку, лицом к стене. Видя, что владыка, всегда очень чуткий, не обращает внимания на вход его, келейник сначала приписал это особенно углубленному молитвенному деланию, что иногда с ним случалось. Постояв несколько, Василий повторил молитву, но ответа не было. Начался благовест – владыка оставался недвижим. Вглядываясь пристальнее, Василий заметил, что рука владыки покрыта смертной бледностью. Подойдя ближе, он убедился, что владыка уже скончался. Голова его, лежавшая на подушке, была несколько наклонена вперед, ладонь левой руки воздета кверху, как бы в молитве, правая рука, опущенная вдоль тела на кровать со стороны стены, лежала близ раскрытого канонника. Вообще, благообразное положение тела было причиной того, что келейник не мог скоро решиться признать его уже отшедшим в вечность. Смерть, придя к святителю Христову, нашла ум его занятым молитвословием; начав оное на земле, он был призван к бесконечному славословию Бога на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010