Невольный убийца не может почитаться невинным, если не употребил надлежащих предосторожностей против нечаянности, и во всяком случае подвергается церковной епитимии. 270. Я обижаюсь, что моих советов не слушают? Нисколько не смущаться и не сердиться, если наших добрых советов не слушают: ведь и мы не слушаем Господа, и Он нас не казнит. 271. Можно ли указать непослушному? Непослушным не надо указывать на неправость их действий, не укорять их, иначе только получится вред: споры и раздражения; в таком случае лучше молиться, чтобы Господь Сам вразумил их, а нас удержал от другого падения – осуждения; осуждающий и сам осуждается Богом. 272. Бывает ли духовная любовь неправильной? Строго проверяй всякую (и духовную) любовь к кому-либо. Правильная любовь не должна волновать кровь человека, а наоборот – успокаивать и возвышать душу, пробуждая в ней высокие духовные чувства; и проявится она во всяком терпении, самоотвержении, но не в ласке, не в поцелуях – это только принизило бы духовную любовь, лишило бы ее небесного света и вскоре Ангела заменило бы демоном (то есть любовь духовная перешла бы в плотскую) (архиеп. Герасим Астраханский). 273. Как лучше молиться при нечувствии? При нечувствии лучше молиться краткими молитвами. 274. Что такое духовное падение? Сердечной привязанности к людям, которые нравятся, иметь не следует. Услаждение души греховным влечением есть уже духовное падение и требует слезного покаяния (архиеп. Герасим Астраханский). 275. Когда занятия о временном приятны Богу? Занятия о временном – прекрасны, приятны Богу, приготовляют занимающемуся награду небесную и вечную, когда они совершаются с целью Богоугождения, с целью служения ближним ради Бога, ради святой любви и общей пользы (свт. Игнатий Брянчанинов) . 276. Чего должно более всего остерегаться? Всего более должно остерегаться соблазнить кого-нибудь, чтобы не быть тебе исключенным из Небесного Царствия вместе с творящими соблазны (преп. Ефрем Сирин ). 278. Как себя предохранить от самомнения? Святой Иоанн Кронштадтский в ответ взял Библию , раскрытую на 14 главе пророка Исаии, в которой говорится о низвержении денницы – первого ангела – с неба за гордость, прочитал и сказал: «Часто я прибегаю к чтению сей речи пророка и поражаюсь, как легко пасть с высоты духовной до ада преисподнего, и этим чтением предохраняю себя от самомнения». И, действительно, лист Библии был крайне изношен за частым его чтением. 279. Когда исповедь перед священником бывает недействительна?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

При сеянии духовного семени должно рассуждать о времени, о лицах, о количестве и качестве семени (прп. Иоанн Лествичник , 57, 261). Источник. Не ленись просить и молить Бога за самых ленивейших; не о том, чтобы они были помилованы, ибо это без их содействия невозможно, но чтобы Господь воздвиг их к усердию (прп. Иоанн Лествичник , 57, 263). Источник. Обучай словом и собственным примером быть незлобивыми друг к другу, а против бесов мудрыми и осмотрительными (прп. Иоанн Лествичник , 57,263). Убеждением, кротостию и показанием добродетели надобно приводить братий к должному, ибо у нас не тираническая власть, а уважающая свободу и охотное вызывающая подчинение (прп. Феодор Студит , 92, 117). ...Пока есть дыхание в ноздрях моих, не перестану напоминать вам о достодолжном по долгу моему, с теплою, однакож, любовию к вам (прп. Феодор Студит , 92, 159). Не гневайтесь... на меня за... обличение: ибо горе мне, если я не стану обличать вас и стоять перед вами за праведное действование... (прп. Феодор Студит , 92, 176). Глава, как глава, смотри, что благопотребно каждому члену, и определив, что кому делать, приводи все и всех в движение (прп. Феодор Студит , 92, 271). Говорить нам должно, и никак не молчать долго, ибо молчание сон наводит на душу, а сон такой причина есть смерти... (прп. Феодор Студит , 92, 456). ...Кто хочет пасти стадо Христово и питать разумных овец, научая их всему ... чтобы сделать их тучными от добрых дел и многородных добродетелей, тот как может в то же время заботиться о полях и виноградниках и пещись о прочих стяжаниях своих, чтоб сохрянить от похищения и ущерба, прогоняя покушающихся ни это? (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 378). Всякий духовный наставник должен быть только слугою Жениха Небесного, должен приводить души к Нему, ане к себе... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 519). Источник. Положите себе за правило – говорить сестрам всегда с материнским сердцем и доброхотностью, строго без деспотства, снисходительно без поблажек (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 233). Источник. Ответственность пастыря

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В падшем естестве человеческом добро смешано со злом. Пришедшее в человека зло так смешалось и слилось с природным добром человека, что природное добро никогда не может действовать отдельно, без того, чтобы не действовало вместе и зло ( 109, 364 ). Превосходно описывает апостол смешение добра со злом в падшем человеке, предоставленном собственным усилиям к творению добра, причем по необходимости зло проникает из естества, искажает это добро и низлагает замыслы ума, тщетно покушающегося ввести в душевный храм истинное служение Богу ( 109, 365 ). Добродетель может быть неправильной, и зло может облекаться личиной добродетели. Естественное добро наше смешано со злом, повреждено им... И наша ограниченность и состояние падения требуют, чтобы наши действия непременно были предваряемы рассмотрением ( 111, 203 ). Надо потерять самое понятие о зле, как бы его вовсе не было, иначе понятие о добре не может быть полным, чистым, совершенным ( 111, 523 ). Недостаточно быть добрым по естеству, нужно быть добрым по Евангелию ( 111,537 ). Берегись делать добро падшего естества. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112,45 ). Юноша с пламенной и сильной душой, каким был Павел, если брался за что-то, то со всем жаром; его сердце и само по себе было склонно к неумеренной ревности, и фарисейство давало для нее много пищи. Из личных свойств его характера, равно как из собственных его свидетельств, мы можем заключить, что он старался превзойти современников в законной праведности, как понимали ее фарисеи. И это было не без намерения Промысла. Чем ревностнее было его стремление к святости, чем более он должен был бороться с некоторыми влечениями своей пламенной и сильной натуры, тем более имел случаев убедиться, что есть в человеке зло, которого нельзя укротить одной уздой закона; что человек может знать добро, но не всегда может творить его, что он невольно, при всем добром расположении, увлекается силой богопротивных влечений от добра к злу. Павел, конечно, никогда бы так живо, так точно не описал этого состояния в седьмой главе послания к римлянам, если бы не знал его по собственному опыту. И то, что он перешел к христианству из такой секты, в которой употребляли все предосторожности, ставили всякие преграды против силы пожеланий и страстей, всеми мерами старались принудить себя к добру, было весьма важно для Павла. Испытав все эти меры на себе и узнав их слабость, он мог, как представитель всех людей с ревностными нравственными стремлениями, свидетельствовать собственным опытом, как глубоко в человеческой природе лежит потребность искупления. После этого, также по собственному опыту, он мог определить отношение внутренней свободы, проистекающей из веры в искупление, к рабству законному. Протоиерей Александр (Горский) ( 114, 271 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Не позволяй сердцу твоему стать непотребным, питая в нем злые помышления. Постарайся сделать его благим: взыщи благости и мира, стремись совершать все святые добродетели. Преподобный Антоний Великий ( 82, 25 ). Брат сказал авве Сисою: «Намереваюсь хранить мое сердце». Старец отвечал ему: «Как можем охранять наше сердце, когда язык наш подобен открытым дверям». Преподобный Сисой Великий ( 82, 350 ). Сердце наше, обреченное по падении на прозябание терния и волчцов, особенно способно к гордости, если оно не будет возделано скорбями ( 112, 132 ). Как земля по причине поразившего ее проклятия не перестает сама собой производить волчцы и терния из поврежденного естества своего, так и сердце, отравленное грехом, не перестает рождать из себя, из своего поврежденного естества, греховные ощущения и помышления ( 112, 271 ). При возделывании сердца заповедями из него извлекаются наружу самые основные помышления и ощущения, от которых произрастает всякого рода грех, и, таким образом, при постоянном и постепенном обнаружении, мало-помалу истребляются ( 112, 148–149 ). Слепотой поражены наши ум и сердце... Ум не может отличать истинных помыслов от ложных, а сердце не может отличать ощущений духовных от ощущений душевных и греховных... ( 110, 54 ). Обличает лукавых духов сердце: ум недостаточен для этого, ему не отличить одними собственными силами образы истины от образов лжи... ( 110, 59 ). Сердечные чувства, которые окаменил смертный грех... становятся стеной, не допускающей Слову Божию действовать на сердце ( 112, 416 ). Сердце, возделанное скорбями, напоенное уничижением, особенно способно к возвышенной добродетели. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 442 ). Соединение ума с сердцем при молитве совершает Божия благодать Разьединение ума с сердцем, противодействие их друг другу произошли от нашего падения в грех ( 112, 115 ). Ум, заключаясь в слова молитвы, привлекает сердце в сочувствие себе ( 109, 163 ). Вниманию ума при молитве начинает весьма скоро сочувствовать сердце. Сочувствие сердца уму мало-помалу начнет переходить в соединение ума с сердцем ( 112, 115 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

В такой храм нисходит Бог и учреждает в нем Свое духовное, невидимое, но вместе вполне ощущаемое и познаваемое царство . Кто примет внутрь себя Царство Божие , тот сможет иметь ясное понятие о втором пришествии Богочеловека, тот сможет узнать и избежать Антихриста или противостать ему. Кто же не примет внутрь себя Царства Божия, тот не узнает Антихриста , тот непременно непонятным для себя образом соделается его последователем , тот не узнает приближающейся кончины мира и наступающего страшного второго пришествия Христова (см.  Лук. 17, 20–21 ; 2Петр. 3, 3–4 ), оно застанет его неготовым. Никакое человеческое учение, никакое учение словом не достаточно для наставления тому, что требует наставления в душевной клети, наставления от Самого Бога . Стяжавший внутри себя Царство Божие имеет руководителем Святого Духа, Который наставляет на всякую истину ( Иоан. 16, 13 ) руководимого Им человека, не допускает его быть обманутым ложью, облекающейся для удобнейшего обмана в призраки истины» (Еп.  Игнатий Брянчанинов , т. 4-й, стр. 270–271). Современная эпоха Апостасии является для нас последним предупреждением о том грозном бедствии, которое может очень скоро охватить весь мир. Она же является для нас и сильнейшим побуждением к сохранению своей теснейшей связи с Истинной Христовой Церковью, в которой мы только и можем стяжать спасительную благодать Божию, не допускающую нас до невольных губительных ошибок в распознавании верного пути. Промысл Божий разсеял по всему лицу свободного мира нашу Православную Русскую Зарубежную Церковь и поставил ее единственною носительницею неискаженной Христовой Правды и источником спасения для всех желающих и ищущих его. Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви в 1959 г. объявил настоящий 1960 год годом покаяния и усиленного церковного делания , ибо одно только глубокое и искреннее покаяние может спасти нас. «Будем усердно молить Господа – да возродит Он Православную Державу Российскую, которая пошла бы по историческим стезям своим и стала бы опорою мира во всем мире...

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

" Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить " (1 Пет. 5, 8). Этому супостату ничем более противиться не можете, как непрестанной молитвой. Молитесь всегда и будете ему противиться. Делайте руками и молитесь; так ум и сердце ваше занято будет, и не будет квартиры или места диаволу, и убежит диавол. Пребывайте умом и сердцем вашим на Небе и в вечности и не будете уловлены диаволом. Птица чем выше летает, тем безопаснее бывает, а когда вниз, на землю спустится, то или поймана, или подстрелена бывает. Так и человек. Святитель Тихон Задонский (104, 409). Смертный грех решительно порабощает человека диаволу и решительно расторгает общение человека с Богом, пока человек не врачует себя покаянием (112, 352). Чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней диавола: бежит диавол от подвижников, издающих из себя благоухание смирения, которое рождается в сердце кающихся (109, 163). Падшие духи с ожесточением противодействуют всем Евангельским заповедям, в особенности же-молитве как матери добродетели (112, 354). Враг... старается поколебать самое основание молитвенного подвига-незлобие и кротость (112, 356). Правильности молитвы и преуспеянию в ней противодействуют наше поврежденное естество и падшие ангелы (112, 94). Падшие духи, зная силу молитвы и ее благотворное действие, стараются всячески отвлечь от нее подвижника... (112, 99). При усиленном нападении вражеском, когда ощущается ослабление воли и омрачение ума, необходима гласная молитва (109, 271). Смиренная преданность воле Божией, сознание и готовность потерпеть все страдания, какие попущены Богом, совершенное невнимание и неверие ко всем словам, действиям и явлениям падших духов уничтожают все значение их попыток; попытки их (смутить человека) получают величайшее значение при внимании к ним и при доверии к бесам (112, 335). Только исполняющий все без исключения заповеди Божии может устоять против врага. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 81). Авва Маркелл рассказал братии следующее. Однажды, когда встал он ночью на молитву, вдруг услыхал трубный звук и шум, как бы от воинской брани. Старец пришел в смятение и недоумевал: откуда несется этот трубный звук и какая брань может быть в пустыне? Когда он так размышлял, вдруг предстал перед ним бес и закричал: " Что задумался? Здесь и есть брань. Но если не хочешь, чтобы мы с тобой воевали, ступай и спи. С ленивыми мы не воюем, а только с постниками и бдящими в молитвах " . Пролог в поучениях (81, 496-497).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Труды молитвы и поста и прочих дел нужно переносить с великим удовольствием и благой надеждой. Цветы же и плоды трудов признавать действиями духа. Преподобный Макарий Египетский ( 33, 341 ). Бог наложил на человека труд не для наказания и мучения, но для вразумления и научения его ( 36, 40 ). Через занятие работой мы и дурные помыслы легко исторгнем из души и будем помогать нуждающимся и не станем стучать у дверей других, исполняя закон Христов, который говорит: «блаженнее давать, нежели принимать» ( Деян. 20, 35 ). Святитель Иоанн Златоуст ( 37, 189 ). Любящий Господа Иисуса Христа предается трудам подвижническим, постоянно прогоняя леность. Авва Фалассий ( 68, 330 ). Деятельность – необходимый путь к бдительности над собой, и этот путь святые отцы предписывают всем, кто хочет научиться вниманию себе ( 108, 375 ). От сильного тела требуется при молитве труд, без него сердце не сокрушится, молитва будет бессильной и неистинной ( 109, 162 ). В поте лица добывается вещественный хлеб, при усиленном труде, душевном и телесном, сеется хлеб небесный, доставляющий Вечную Жизнь человеческому сердцу. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 271 ). Братия, усмотрев, что Антоний Новый способен ко всякой работе, брали его с собой и, дав ему в руки лопату, заставляли копать землю. Удрученный трудом, омываемый непрестанно потом и слезами, он воздыхал и мысленно молился Богу: «Призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои». По прошествии долгого времени он увидел во сне некоего мужа в великой славе. Муж этот держал весы: на левой стороне весов были положены все грехи Антония, сделанные им от юности, а на правой – все добродетели. Сперва обе чаши весов стояли на одной высоте, потом начала перетягивать левая, с грехами. Тогда славный муж, взяв лопату, которой копал Антоний, положил на правую чашу, и она перевесила тяжесть согрешений. А славный муж, взглянув на Антония, сказал: «Вот! Бог показал тебе значение трудов твоих и простил тебе все согрешения твои». Отечник ( 82, 77 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Жестокое уничижение в наше время может сокрушить новоначального, расстроить его навсегда. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 82, 89 ). Авва Даниил Скитский говорил: «Я жил и в общежитии, и в отшельничестве; испытав ту и другую жизнь, нахожу, что в общежитиях преуспевают скорее и больше, если проводят жительство правильное». Авва Даниил ( 82, 89 ). В общежитиях Пахомия Великого каждого вновь вступившего в монастырь, во-первых, занимали телесными трудами под руководством старца в течение трех лет. Телесными трудами, частыми o наставлениями старца, ежедневной исповедью внешней и внутренней деятельности, отсечением воли могущественно и быстро обуздывались страсти, очищались ум и сердце ( 108, 227 ). Опытные в монашеской жизни иноки... гораздо более опасаются прелести ... чем новоначальные, особенно те из новоначальных, которые объяты разгорячением к подвигу ( 108, 236 ). Новоначальные иноки нуждаются в продолжительном времени для обучения молитве... Нужны время и постепенность в подвиге, чтобы подвижник созрел для молитвы во всех отношениях ( 108, 261 ). Для новоначального искания сердечного места, то есть желание безвременно и преждевременно открыть в себе явственное действие благодати, есть начинание самое ошибочное... гордостное, безумное ( 108, 271–272 ). Новоначальные должны держаться при упражнении молитвой одного благоговейного внимания, одного заключения ума в слова молитвы, произнося слова очень неспешно, чтобы ум успевал заключаться в них, и дыша тихо, но свободно ( 108, 272 ). Жизнь в монастыре, особенно в общежительном, способствует успешному и прочному обучению молитве новоначального, если только он живет правильно. Живущему правильно в общежитии непрестанно представляются случаи к послушанию и смирению, а эти добродетели приготовляют и настраивают душу к истинной молитве ( 108, 275 ). Для новоначального святые отцы предлагают частые, но непродолжительные молитвы. Когда ум возрастет духовным возрастом, окрепнет и возмужает, тогда он будет в состоянии непрестанно молиться ( 108, 299 ). Монаху предстоит борьба с естеством; наилучший возраст для вступления в эту борьбу – юношеский. Он еще не окован навыками, в нем произволение имеет много свободы ( 108, 481 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Греч. и слав. 21 янв. и ркп. 290, 291 и 292. Вместо ϑεσονται ркп. и Афин. чит. ϑεσωνται, и слав, да не узрят. Слав: Тя Богородицу не ведущии, 98 и нек: иже тя. Его же роди дво пренепороцьно (др. пренепорочнаиа) ба слова прилежьно помоли о нас поющиих тя. Типогр. 125–128. Песнь VI Досточудным соделал твое, преблаженный, исповедание Вещавший в тебе Иисус, сподвизавшийся с Тобою. С. сл. I, Слав. 12 авг. и греч. ркп. 298 Слав: удиви твое... 105 и нек.: иже в тебе вещавый. Слав, тепер. и старопеч: 79. 99. 271 др. со страждущими тебе, читая σν ϑλσασν σοι, вм. συναϑλσας σοι – 105 и нек: иже с тобою пострадавый. Ни начальников надменности, ни меча, ни угрожавшего тебе огня не устрашился ты, преподобный, ибо верою ты был тверд. С. сл. I, Слав. 12 авг. ркп 298. Слав: кичения – огня претящего тебе убояся 105 ти не убояся, 90. 271 нет не. – крепок. По окончании жизни, отцы, чудеса совершаете, действенные представляя доказательства чудес ваших. Только С сл. I. Но Слав, и ркп. 298 вместо того имеют следующее два стиха: —250— Οκ σλευσ σου τν πργον τς ρϑοδοξας παμπ νηρος χϑρς, λλ’ ττϑη κα πλετο. Не поколебал твоей крепости православия вселукавый враг, но (сам) Побежден и погиб. Ркп. 298 и Слав. 12 авг: твоего столпа, 105. 99. 271: твой столп, – победися. Τ τροπλκ τατ σφνδν πειλ ρεου νοητς τοξεεται τας βολας τν μυστηρων Χριστο. Треплетенною сею (твоею) пращею угроза Ария умственно обстреливается бросанием (стреляниемь) таинств Христовых. Там же. Слав. теп. и др. мн: твоею, 105. 99. 271: треплетенно си (99. 271: ти) пращею, – прещение Ариево стреляется стрелами. Богородичны Выше ума и слова, Дева, кормя Питателя всех сосцами (Своими), Ты не подверглась свойственному матерям. С. сл. I, Слав. 12 авг. и ркп. 298. Ркп. τν μητρων. Слав. питателя – питающи (105 и др.: доящи) – матерних (105: матерню, 99. 271: матерских) не разумела ecu (109 др: не разуме), читая οκ πστασαι вм. οχ φστασαι. Одна (только) чрез слово во плоти (чреве) Слово родившая (заченшая), избавь, молимся, от сетей врага души наши!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Ркп. греч. не чит. τ, но чит. κα пред Τριδα как и слав. – Греч. ркп. и Венец. и Кон. —240— чит σ пред δλωσιν (но Афин. не чит.) как и слав. тепер. 105.99.271. – Славян. варианта: трисиянный (105: присиянен), – всельшийся в душу твою тепер., – 99. 271: вселися, 105: вселся, 211–213 вселивыйся, – 105: показася. 98. 211: являюща божественная концем Теп: неудобопостижимых разумений ты сказуяй, – староп: сказующе (сказуя 105. 99. 211) божественная концем неудобъразумная, блаженне 98. 211. 213, – неудоборазумна ты (пропуск) 105, – неудоберазумная, ты бо Троицу всем проповедал еси ясно, преблаженне (98, 211:217) Максиме 99. Воспроповедуяй тепр. и др. проповеда 105 проповедая 98–211. 213 – ясно тепер. 105, – светло 211, 213, – светлу 98. – пресущную и безначальную (тепер. без и) 105, 211, 213, 271. В тип. ркп. нет. Кондак: б Τν τς Τριδος ραστν (κα) τν μγαν Μξιμον, τν κδιδξαντα τρανς πστιν τν νϑεον το πιστεειν (δοξζειν) τν Χριστν ν δο φσεσι ϑελσεσ τε κα νεργεαις πρχοντα, μεγαλοφνως (φσεσιν ν δο νεργεαις τε διττας ς ϑελσεσιν, παξως) ο πιστο (ν) ευφημσωμεν, νακρζοντες χαρε, κρνξ τς πστεως. Ревнителя Троицы (и) великого Максима, научившего ясно вере божественной, чтобы веровать во (славить) Христа, в двух природах и волях и действиях сущего, велегласно (в природах двух и действиях двух, как и волях, достойно), верные, (воз)благословим, взывая: радуйся, проповедник веры! У СМ и ркп. греч. нет, – есть в греч. печ. Венец. Конст. и Афин. на 6-й песни 21-го января, – в скобах поставлены варианты Афин. издания. Славян. теперь. 21 янв. на 3-й песни, в других нет. Слав: Троицы рачителя и (как Афин.) великого Максима, научающа (?κδιδσκοντα?) ясно вере божественней, еже славити (Афин.) Христа во дву естествах (?), волях же и действах суща (как Конст. и Венец.), в песнех достойных (ν δας ξαις?) вернии почтим (τιμσωμεν?), взывающе: радуйся, проповедниче веры. Игнатий (Брянчанинов) , еп. Письма еп. Игнатия (Брянчанинова) к разным лицам: [LII–LXXI]/Сообщил иером.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010