Бездна есть область сатанинская, жилище духовного зла и смерти с их князем и служителями, – как видно из упоминания в той же главе (ст. 11), об ангеле бездны – губителе. Эта бездна отверзлась для нашего мира ещё грехом прародителей. Но так как от её же тёмных сил зависит и возбуждается и управляется всякое духовное зло в нашем мире, а это губительное зло бесчисленным образом разнообразится в разные времена и в разных обстоятельствах; то появление или усиление в мире какого-либо особого рода этого зла в известное время составляет открытие некоторого студенца или источника бездны. И что из нашего мира послужило бы видимой причиной или подвигом к появлению и усилению такого или другого рода зла или, что то же, к тому или другому, сатанинскому обольщению людей, – это и составляет ключ от этого источника бездны. Таким то ключом к открытию некоторого особого истока бездны и определено быть тому светлому началу, которое в политическую область язычества попало с неба Церкви: и дан бысть ей (падшей с неба на землю звезде) ключ студенца бездны. Какое же вышло зло из открытой сатанинской бездны? Зло без сомнения духовное, или разумно-свободное; ибо из самих глубин сатанинской бездны свойственно приходить злу в собственном и строгом смысле, каково и есть нравственное зло. Оно, изникая из сатанинской области, принимает внешний вид, без сомнения соответственный собственному его существу и роду. Так иногда оно является «зверем багряным, преисполненным именами богохульными» (17 гл. 3:8); видно, что это есть заблуждение или направление —271— зверское, кровожадное, нагло ругающееся всему Божественному и священному. В настоящем видении губительное зло является только дымом; видно, что это есть заблуждение или беспорядочное направление – сколько омрачающее и одуревающее, столько и лёгкое, суетное, рассеянное, вообще легкомысленное. Этот дым, в отношении к образу своего проявления, Тайнозрителем уподобляется дыму пещи великия; в нравственном мире и именно в греховной его области дымящаяся великая пещь есть ничто иное, как пещь разгорающихся страстей и прихотей, возбуждаемых и раздуваемых духами бездны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

363 Разумные, или умные силы – часто встречающееся выражение у святых отцов. Употребляется оно не в противоположность «глупому», «неразумному», а в противовес «вещественному», «телесному». 364 Творения. Т. 1. Киев, 1907. Исповедь, XII, 15. Цит. по: Булгаков С. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Путь, 1917. С. 200, прим. 3. 368 Особенно много примеров (из Свящ. Писания и житий святых) собрано в книге: Игнатий (Брянчанинов) , еп. Слово о смерти и прибавления к нему. СПб., 1881. С. 163 и след.; см. также: Калмет А. О явлении духов. Тайны загробного мира. Перевод с немецкого. 1877. (См.: Дьяченко Г., прот. Духовный мир. М., 1900. С. 226 и след. Отд. VIII. Гл. 1.) 369 Посему ангелов может быть в одной комнате, келье сотни, тысячи, как, например, при погребении Богоматери. 370 Это может случиться не только с мирскими людьми, которые, вообще говоря, в богословии совершенно несведущи, тем более если они неверующие (ср.: Степанов И. Благочестивые (читай наоборот. – Еп. В.) размышления об аде и рае, бесах и ангелах, грешниках и праведниках и о путях ко спасению. М., 1920. С. 55, 67, 81–82), но и с лицами, глубоко начитанными в богословских творениях, однако прельстившимися своею мыслью, ибо нет ничего легче, как любимые и горячо исповедуемые идеи незаметно для себя довести до крайности. См. книжку еп. Игнатия (прим. 7) и необходимые поправки на нее (без них лицам, несведущим в богословии, читать ее нельзя) у еп. Феофана Затворника в книге: Душа и ангел не тело, а дух. М., 1913. 371 Можно, разве, допустить при этом еще только тонкую, так сказать эфирную, оболочку (ср.: св. Василий Великий . Творения. Ч. 2. М., 1891. С. 36, 271. Толкование на Исайю 1, 11; 10, И). При этом св. отец называет демонов «бесплотными» (буюмбфпт), но, во всяком случае, духовность существа ангельского остается непоколебимой. Ангел – дух, а не тело. Ср.: Феофан, еп. Письма. Вып. 2. М., 1898. С. 4; Вып. 7. М., 1901. С. 255. 372 Ведь и мы свой им, точнее душу или дух, не видим и формы его не знаем (так как хотя сама душа не вмещается в наших трех измерениях – потому и нельзя сказать, в какой части тела она находится и как соединена с ним, но, пока в теле, мыслит только в рамках этих трех измерений), а ведь ангел есть чистый, беспримесный к какой-либо вещественности ум (притом очищенный, просветленный, могучий ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

С. сл. I, Слав. 12 авг. и ркп. 298. чит. κατλιπες – оставил Слав. вм. καταλεψας – оставив. Слав, ты – σ лучше греч. «ε – хорошо. Слав: видением, 105. 99. 271 оп. словесы и чит: жизни вечной. —255— Действительно прославились вы, богоносные отцы, ранами и бичеваниями, гонениями и бедствиями, подвизавшись в узах и темницах, оковах и ссылках. Там же. Слав. заточением пострадавше. Преподобные отцы наши, совершившие подвиг мученичества с ревностью и любовью, умолите Бога и Владыку от всякого обмана избавить рабов ваших. Только С. сл. I. Подвиг – δρμον, соб.: течение, бег. Вместо того следующий: Σ Φινες κμιμομενος, ϑεοφρε, λλ σειρομτ ν τ μαχαρ το λγου τν νεφυτον ποτμνεις ϑρησκεαν, ποβουκολν τος βλασφημοντας Χριστν. Ты, Финеесу подражая, богоносный, иным копьем, мечем слова отсекаешь новоявленную веру, отгоняя хулителей Христа. Слав. 12 авг. и ркп. 298. Слав, яко инем копием, мечем – новонасажденную – отревая. Ср. Числ.25:7 . Богородичны В купине, сожигаемой огнем и не сгораемой, предвидел некогда Моисей, Богоматерь Дева, прообраз Твоего богоприятного чрева, принимающего (в себе) Нетленный Огонь. С. I сл., Слав. 12 авг. и греч. ркп. 298. Буквально слав; купину горящу огнем и неопаляему предзряше дрвеле Моисей, Богомати Дево, богоприятну прообразуя (точнее: прообразовавшую богоприятное твое чрево – слав, утробу), приемшую (во греч. ποδεχομνην) Ркп. 298 чит. σο пред γαστρα как и слав. Ты, Богородица, – оружие наше и стена! Ты – защита к тебе прибегающих! Тебя и ныне к ходатайству побуждаем, да избавимся от врагов наших! С. сл. II, греч. печат, авг. и янв., Слав. 21 янв. и типогр. ркп. 99 и 125–128, греч. ркп. 290. 291 и 292. Слав: на молитву предлагаем – ες πρεσβεαν κινομεν. Но ркп. 99: Ты еси —256— дво (125 др. бце) стена наша и оружье, (125 др: оружье наше и стена) ты ecu и (125 др. оп. и) заступление притекающим к тебе, тебе же и ныне вси молимся, да избоудем от враг наших. (125: ты ecu запьница, др. заступьница, – к тебе притекающим. тебе и ныня на млтвоу подвизаем да избавимся от враг наших. Здесь и кончается служба в этих рукописях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Джоберти мог бы многое заимствовать из аргументации св. Паламы и его последователей паламистов, а в Варлааме, выходце из Италии и последователе Фомы Аквинского, он должен был бы признать все основные пункты розминианства. 1602 Ibid. (т. 1) 22, 27, 94, 99, 131, 255, 284, 398, 400, 441, 473; (т. 2) 130, 288, 315, 316, 331–47. 1603 Ibid. (т. 1) 26, 85, 93, 102, 107, 285, 315, 318, 363, 418, 447, 575; (т. 2) 81, 167, 249, 294. 1616 Ibid. (т. 1) 214, 277, 283, 303, 315, 317, 328, 337, 421, 423, 614; (т. 2) 48, 56, 153, 200, 218, 255, 315, 469. 1655 Бючли, “Mechanismus und Vitalismus”. русск. пер. В сборнике «Сушность жизни», 1903 г. стр. 201. 1666 Ed von Hartmann. System der Philosopie im Grundriss. Bd. II. Grundriss der Naturphilosophie. стр. 55. 1669 A. Pauly. Das urteilende Prinzip und die mechanische Kausalität be; Kant und im Lamarckismus. “Kosmos”. Stuttg., 1906 г. стр. 269. 1672 Кант, ib, стр. 289. Определяющая способность суждения только подводит объекты под данные законы или понятия, как принципы рефлектирующая – должна подводить под закон, который ещё не дан; она должна сама создать субъективный принцип, служащий для: целесообразного применения познавательной способности. Кант, ibid., стр. 271. 1679 Ed. von Hartmann. Die Finalität in ihrem Verhältniss zur Causalität Philosoph. Studien, Bd. 18, 1903 г. стр. 512. 1685 См. начало судебного показания крестьянина Ив. Гаврилова в «Материалах для истории хлыстовской и скопческой ереси, собранных П. Мельниковым», изданных в «Чтениях в обществе истории и древностей Российских» 1872 г. кн. III, стр. 46. 1686 «О великоросских беспоповских расколах в Закавказье», напечатано в «Чтениях в обществе истории и древностей Российских» 1764 г. кн. IV-я. Это издание значительно отличается от издания Надеждина и по полноте, и по расстановке частей. Редакция, изданная Толстым, начинается с «Послания», которое на 73 стр. прямо переходит в «Страды», но не к началу их, по Надеждину, а к 8-ой странице (у Надеждина), а потом на 80 стр. обращается к той части, с которой начинается редакция Надеждина: «На крест меня отдали»… 1688 На одной, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Хотя святитель не употребил ни термина «обожение», ни термина «созерцание», но его описание объятия молитвой всего человека с душой и телом и исполнения «необъяснимой словами силой», несомненно, подводит к этим понятиям. Итак, подытожим учение святителя Игнатия о ступенях молитвенного делания. Молитва устная – внимательно произносимая вслух. Умная – с глубоким вниманием ума и покаянными чувствами сердца, но время от времени расхищаемая мечтательностью. Сердечная – из соединенных ума и сердца, когда молитва становится непарительной, а греховные помыслы утрачивают насильственную власть над умом. Душевная – это молитва благодатная, произносимая из всего душевно-телесного существа человека, сопутствуемая особым благодатным состоянием и ощущением духовной любви. Причем лишь на этой, завершительной, четвертой ступени подвижник испытывает духовное наслаждение в предстоянии лицу Божию, а молитва его становится самодвижной, непрестанной. На данном пути строжайше запрещается специально искать молитвенных восторгов и скорых переходов на последующую ступень молитвы, что должно совершаться естественным образом по усмотрению Божию. Рейтинг: 9 Голосов: 269 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Аскетические опыты. Т. 1//  Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Творения. Т. 1. М., 1996. С. 260–261.   Иоанн Лествичник,  преподобный. Лествица. Сл. 28: 17. М., 2007. С. 398.  Там же. Сл. 4: 92. С. 93.   Игнатий (Брянчанинов),  святитель. Аскетическая проповедь//  Игнатий (Брянчанинов),  святитель. Творения. Т. 4. М., 1997. С. 337.   Игнатий (Брянчанинов),  святитель. Аскетические опыты. Т. 2//  Игнатий (Брянчанинов),  святитель. Творения. Т. 2. М., 1996. С. 185.  Там же. С. 312.   Игнатий (Брянчанинов),  святитель. Аскетические опыты. Т. 1. С. 262–263; Т. 2. С. 185–186, 271. «Молитва несовершенна без мысленного взывания, – учит святой Марк Подвижник. – Нерассеянно вопиющий ум слышит Господь» (Наставления//Добротолюбие. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993. Т. 1. С. 541). «Внимание, ищущее молитвы, молитву обретет», – наставляет преподобный Нил Синайский (Слово о молитве//Добротолюбие. Т. 2. С. 225, также С. 229, 273).   Игнатий (Брянчанинов),  святитель. Аскетические опыты. Т. 2. С. 183, 271.

http://pravoslavie.ru/66179.html

 Там же. С. 186.  Там же. С. 312.  Там же. С. 185, 216. О том же пишет преподобный Паисий Величковский: «От молитвы, произносимой долговременно языком, проистекает умовая, а от умовой – сердечная» (Крины сельные. Одесса, 1910. С. 28).  Там же. С. 218.  Там же. С. 257, 262–263. Об этих чувствах сообщает и преподобный Нил Синайский, это – самоуглубление, благоговение, умиление и душевное болезнование о грехах. (Слово о молитве//Добротолюбие. Т. 2. С. 212).   Игнатий (Брянчанинов),  святитель. Аскетические опыты. Т. 1. С. 270, 146, 262; Т. 2. С. 323;  Игнатий (Брянчанинов),  святитель. Приношение современному монашеству//  Игнатий (Брянчанинов),  святитель. Творения. Т. 5. М., 1998. С. 98. Так, замечает пресв. Илия Екдик: «Не столько трудно пресечь путь реке, чтоб она не неслась вниз, сколько остановить стремление ума, чтоб не влаялся по видимым вещам, а устремлялся горе к сродному ему, сосредоточиваясь в молитве» (Цветособрание//Добротолюбие. Т. 3. С. 439).   Игнатий (Брянчанинов),  святитель. Аскетические опыты. Т. 1. С. 270–271.  Там же. Т. 2. С. 218. Согласно святым Исихию Иерусалимскому и Иоанну Лествичнику, молитва, соединившаяся с сердцем, изглаждает в душе греховные помыслы и образы и прогоняет демонов ( Исихий Иерусалимский,  святой. О трезвении и молитве//Добротолюбие. Т. 2. С. 187, 189–190, 196;  Иоанн Лествичник,  преподобный. Лествица. С. 215).   Игнатий (Брянчанинов),  святитель. Аскетические опыты. Т. 1. С. 325.  Там же. С. 325.  Там же. С. 219, 276.  Там же. С. 218;  Игнатий (Брянчанинов),  святитель. Аскетическая проповедь. С. 339. Так выражается об этом преподобный Нил Синайский: «Есть высшая молитва совершенных, некое восхищение ума, всецелое отрешение его от чувственного, когда неизглаголанными воздыханиями духа приближается он к Богу, Который видит расположение сердца, отверстое, подобно исписанной книге, и в безгласных образах выражающее волю свою» (Слово о молитве//Добротолюбие. Т. 2. С. 229. См. также:  Филимон,  авва. Сказание//Добротолюбие. Т. 3. С. 366).

http://pravoslavie.ru/66179.html

М. Изд-во «Паломник». 2014. С. 270-297. Игнатий (Брянчанинов), свт . Полное собрание сочинений. Аскетические опыты Том 2. М. Изд-во «Паломник». 2014. С. 270. Там же. С. 271. Максим Исповедник, прп . Творения, пер. А.И. Сидорова. Главы о любви. 2.46. М.: Мартис, 1993. С. 106. Игнатий (Брянчанинов), свт . Полное собрание сочинений. Аскетические опыты. Том 1. М. Изд-во «Паломник». 2014. С. 402-403. Там же. С. 403. Максим Исповедник, прп . Творения, пер. А.И. Сидорова. Главы о любви. 1. 96; 99, 100. М.: Мартис, 1993. С. 113. Игнатий (Брянчанинов), свт . Полное собрание сочинений. Аскетические опыты. Том 2. М. Изд-во «Паломник». 2014. С. 403-404. Максим Исповедник. прп . Вопросы и недоумения. Пер. Д.А. Черноглазова. Вопросоответ 161. М.; Святая гора Афон, Изд-во «Никея». 2010. С. 174. См. Ефрем Сирин, св. Творения. Т. 3. Издательский отдел МП. М., 1993. С. 395. См . Максим Исповедник, прп . Трудности к Иоанну .10 (amb. 10: PG 91, 1004B−C). Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2, Гл. 29/Пер. с греч. и комм. Д.Е. Афиногенова, А.А. Бронзова, А.И. Сарагды, Н.И. Сарагды//Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М.: Изд-во Индрик, 2002. С. 229-230. Игнатий (Брянчанинов), свт . Полное собрание сочинений. Аскетические опыты. Том 1. М. Изд-во «Паломник». 2014. С. 404. Игнатий (Брянчанинов), свт . Полное собрание сочинений. Аскетические опыты. Том 2. М. Изд-во «Паломник». 2014. С. 271. Игнатий (Брянчанинов), свт . Полное собрание сочинений. Аскетические опыты. Том 2. М. Изд-во «Паломник». 2014. С. 272. Иоанн Тобольский, свт . Илиотропион/Предисл. и прим. свящ. Александра Гумерова. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. С. 127-128. Иоанн Тобольский, свт . Илиотропион/Предисл. и прим. свящ. Александра Гумерова. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. С. 150-151. Max. Ep . 1: PG 91, 368D, цит. по: Максим Исповедник, прп. Письма, пер. Г.Н. Начинкина. Изд-во Санкт-Петербургского университета. 2007. С. 77. См. Max. QD. 21, ed. Declerck, где говорится об «уступании Богу (τ θε παραχωρσωμεν) самовластного воления». Рус. пер. А.М. Шуфрина, цит. по изд.: Максим Исповедник, прп. Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом . Изд-во Санкт-Петербургского университета. 2007. С. 251. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/6166589

Экзапостиларий (светилен): а Трубою мудрости явился ты, Максим, свет монашествующих, доброгласным языком своим поражая сонмы противников: посему, питаясь твоими словами, мы познаем разум сущего. С. I сл., ркп. 290 и 298 (291 и 292 нет). Слав. янв. и авг. под названием: светилен. В ркп. 99 и 125 нет. Слав: благогласным, др: богогласным. Тепер. и др. противных ужасая (πλττων) полки (στφη), но 105. 99. 271: улавляя сопротивных соборы. Тепер. и др. разум познаваем сущих – τν γνσιν κατανοομεν τν ντων. – 105: тем же твоими питеющеся словесы и разумом подаваем сущих, но 99 и 271 как тепер. Экзапостиларий: б Глубины судов Твоих исследованы Духом, а глубины Духа, Спаситель, в духе и силе исследовал Максим, как истый философ, возвещая два Твоих хотения и действия: посему светло ныне чтится он. С. сл. II и греч. печ. 12 авг. Экзапостиларий: в Θεολογν κρυξας μαν φσιν Τριδος κα μαν, πτερ, ϑ λησιν κα νργειαν μαν, Θεο δ το σαρκωϑντος δο φσεις ϑελσεις κα νεργεας, Μξιμε πνσοφς ϑεοφντορ, μολογν, Богословствуя, отец, ты проповедал одну природу Троицы и одну волю и действие одно: а в Воплотившемся Бог исповедуя (Продолжение следует). Игнатий (Брянчанинов), еп. Поучение в неделю о Самарянине 1447 /Сообщил М. А. Новоселов//Богословский вестник 1914. Т. 2. 5. С. 1–5 (2-я пагин.). —1— Истинные поклонницы поклонятся Отцу Духом и Истиной: ибо Отец таковых ищет поклоняющихся Ему. Ин.4:23 . Возлюбленные братия! ныне слышали мы во Евангелии, что истинные служители истинного Бога поклоняются Ему Духом и Истиной, что Бог ищет, то есть, желает иметь таких поклонников. Если Бог желает иметь таких поклонников: то, очевидно, что таковых только поклонников и служителей Он приемлет, таковые только поклонники и служители Ему благоугодны. Это учение нам, возвестил сам Сын Божий. Веруем учению Христову! со всей любовью приемлем всесвятое учение Христово! Чтоб с точностью последовать ему, рассмотрим, что значит поклоняться Богу Отцу Духом и Истиной. Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о себе: Аз есмь путь и истина и живот ( Ин.14:6 ); Истина есть Слово Божие. Слово Твое истина есть ( Ин.17:17 ). Это слово предвечно было в Боге, произносилось Богом и к Богу; это Слово – Бог; это Слово-Творец, всего существующего, видимого и невидимого ( Ин.1 . Кол.1:16 ). Это Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполне благодати и истины ( Ин.1:14 ). Бога никтоже виде нигдеже: но Слово Божие, единородный Сын, сый

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святитель Игнатий пишет: «Упражнение молитвой Иисусовой имеет два главнейших подразделения или периода, оканчивающиеся чистой молитвою… В первом периоде предоставляется молящемуся молиться при одном собственном усилии; благодать Божия… не обнаруживает своего присутствия. В это время страсти, сокровенные в сердце, приходят в движение и возводят делателя молитвы к мученическому подвигу…» (I,270). «Первоначальные плоды молитвы заключаются во внимании и умилении… Далее плодом молитвы бывает постепенно расширяющееся зрение своих согрешений и своей греховности, отчего усиливается умиление и обращается в плач» (I,292). У Странника на протяжении всех его рассказов не видно ни действия каких-либо страстей, ни «расширяющегося зрения своих прегрешений» , тем более, нет и намеков на «мученический подвиг» в борьбе со страстями. Странник, можно сказать, с первого же момента занятия им молитвой Иисусовой погружается в мир блаженства и постоянно говорит лишь о легкости, отрадности (27), «несказанной радости и сладости сердечной» (65). По святителю Игнатию, только «во втором периоде благодать Божия являет ощутительно своё присутствие и действие, соединяя ум с сердцем, доставляя возможность молиться непарительно, или, что то же, без развлечения, с сердечным плачем и теплотою; при этом греховные помыслы утрачивают насильственную власть над умом» (I,270–271). Но «чтобы достичь второго состояния, необходимо пройти сквозь первое, необходимо выказать и доказать основательность своего произволения, и принести плод в терпении ( Лк. 8:15 )» . При этом, подчеркивает Святитель, «душою и целью молитвы в том и другом состоянии должно быть покаяние» (I,271). У Странника же вообще отсутствует первое . И потому едва ли можно говорить о втором . «Хотящие взойти , – цитирует святитель Игнатий преподобного Симеона Нового Богослова , – на высоты молитвенного преуспеяния да не начинают идти сверху вниз, но да восходят снизу вверх, сперва на первую ступень лествицы, потом на вторую, далее на третью, наконец, на четвертую.

http://azbyka.ru/sravnenie-praktiki-moli...

Т. X. С. 70–78; Собр. соч.: в 30 т. М., 1958. Т. 14. С. 140–141; Коммент. С. 507; Литература и история/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). СПб., 1997. Вып. 2. С. 363–364:798. Герцен А. И. Ископаемый епископ [ Тихон Задонский ]//Колокол. – 1861. – 15 авг. Упоминание о свт. Игнатии. 799 . Гоголь Н. В. Письмо П. А. Плетневу от 9 мая 1847//Полн. собр. соч.: В 14 т./АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – Л., 1952. – Т. 13: Письма, 1846–1847. – С. 302–305. Мнение Гоголя об отзыве-письме свт. Игнатия на кн. «Выбранные места из переписки с друзьями». 800 . Герцен А. И. Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ//Полн. собр. соч. – М., 1958. – Т. 15. – С. 133–138. Сатирическое выступление по поводу открытия мощей еп. Тихона Задонского . О свт. Игнатии – с. 133–134:801. Десяткина Л. П., Фридлендер Г. М. Библиотека Достоевского: (Новые материалы)//Достоевский: Материалы и исслед./АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – Л., 1980. – Т. 4. – С. 253–271. О наличии в библиотеке писателя трех изданий книги свт. Игнатия «Слово о смерти» (СПб., 1862, 1863:1881) – с. 260:802. Борисов В. Оптина пустынь//Наше наследие. – 1988. – Вып. 4. – С. 63, стб. II. Об отзыве свт. Игнатия на «Выбранные места из переписки с друзьями». 803 . Беловолов Г. В. Святитель Игнатий Брянчанинов и образ старца Зосимы у Ф. М. Достоевского//Журн. Моск. Патриархии. – 1989. – 6. – С. 69–73. – Подпись: Украинский Г. – Библиогр.: с. 73:804. Беловолов Г. В. Старец Зосима и епископ Игнатий Брянчанинов /Достоевский. Материалы и исследования/АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – Л., 1991. – Т. 9. – С. 167–178. – Подпись: Беловолов Г. В. (Украинский). О свт. Игнатии как прототипе старца Зосимы, героя романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 805 . Ф. М. Достоевский и святитель Игнатий//Сел. правда. – Грязовец, 1992. – 6 окт. 114). В связи с исследованием Г. В. Беловолова (Украинского) по этой теме. 806 . Барабаш Ю. Гоголь. Загадка «Прощальной повести» («Выбранные места из переписки с друзьями». Опыт непредвзятого прочтения). – М.: Худож. лит., 1993. – 269 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010