Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕКЕТОВ Платон Петрович (11.11.1761, Симбирск - 6.01.1836, Москва), издатель, литератор, коллекционер, историк. Происходил из дворянской семьи; образование получил в частных пансионах Симбирска, Казани и Москвы. В 1767-1788 гг. служил в гвардии, затем в Герольдмейстерской конторе при Сенате; в 1798 г. вышел в отставку и переехал из С.-Петербурга в Москву, где в 1801 г. во флигелях собственного дома на Кузнецком мосту основал типографию и книжную лавку, ставшую местом встреч московских писателей. Издательская деятельность Б. продолжалась с 1801 по 1812 г., затем с 1821 по 1824 г. Издавал сочинения совр. писателей (А. Н. Радищева, В. А. Жуковского, Н. И. Гнедича и др.), журналы «Друг просвещения» (1804-1806), в к-ром печатался «Словарь русских духовных и светских писателей» митр. Евгения (Болховитинова), и «Русский вестник» (1808). Был членом Общества истории и древностей российских (1811-1823 председатель) и Общества любителей российской словесности. Наиболее значительное предприятие Б.- издание рус. исторической иконографии, для чего им была собрана обширная коллекция живописных, рисованных, гравированных портретов рус. исторических деятелей (сгорела в пожаре Москвы в 1812). С помощью академика гравирования Н. И. Соколова и гравера А. А. Осипова Б. создал школу граверов из числа собственных крепостных. Было награвировано более 300 досок, с к-рых Б. успел напечатать: Пантеон российских авторов. Тетр. 1-4. М., 1801-1803 (20 портретов, текст Н. М. Карамзина); Собрание портретов россиян, знаменитых по своим деяниям воинским и гражданским, по учености, сочинениям, дарованиям, или коих имена по чему другому сделались известными свету, в хронологическом порядке, по годам кончины, с приложением их кратких жизнеописаний. Ч. 1. М., 1821-1824 (50 портретов). После смерти Б. гравированные доски были приобретены И. В. и П. В. Киреевскими, к-рые напечатали с них: Портреты именитых людей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. М., 1843 (40 портретов); Изображения людей знаменитых или чем-нибудь замечательных, принадлежащих по рождению или заслугам Малороссии. М., 1844 (42 портрета). Во все издания Б. включены портреты деятелей Русской Церкви (ок. 40 изображений), в т. ч. Патриархов Московских свт. Иова, сщмч. Ермогена, свт. Филарета, Никона (Минова), Адриана, свт. Ростовского Димитрия (Туптало), митр. Киевского Евгения (Болховитинова), митр. Московского Платона (Левшина), митр. Рязанского Стефана (Яворского), свт. Московского Филиппа (Колычева), архиепископов Августина (Виноградского), Амвросия (Зертис-Каменского), Анастасия (Братановского), Георгия (Конисского), Сильвестра (Кулябки), Феофана (Прокоповича), свт. Тихона Задонского, Симеона Полоцкого.

http://pravenc.ru/text/77850.html

Адрианов Пошехонский мон-рь. Литография Белоусова по рис. Н. Лазарева. 1848 г. (ГИМ) (Ярославской и Ростовской епархии), находится в Пошехонском р-не Ярославской обл. Основан в 1543 г. Согласно житию прмч. Адриана Пошехонского , написанному в 70-х гг. XVI в. (РНБ. Погод. 861. Л. 969-981об.), к-рое является важнейшим источником сведений о мон-ре, в 1539 г. постриженики Корнилиева Комельского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря преподобные Адриан и Леонид Пошехонские по благословению игумена мон-ря прп. Лаврентия Комельского ушли в пошехонские леса ради создания новой общежительной пуст. во имя Божией Матери. Место для нее на р. Вотха (Ветха), между селами Белым, Пострабольским, Шельшедомским, Кештомским и Ухорским, было указано неким «черноризцем Бестужем», вызвавшимся проводить отшельников в «пустыню непроходимую». Божественное покровительство избранному месту проявилось в чуде явления на дереве иконы Успения Богоматери (по др. сведениям, иноки принесли икону с собой и, выбрав место для мон-ря, поставили ее на дубе) (см. Успения Адриановская икона Божией Матери ). После 3 лет отшельнической жизни преподобные Адриан и Леонид решили основать муж. мон-рь, для чего отправились в Москву, где получили благословение свт. Макария , митр. Московского, на устроение мон-ря и строительство храма в честь Успения Богородицы и собрали пожертвования; тогда же прп. Адриан был возведен в сан игумена обители. В мон-ре был введен строгий общежительный устав, по образцу устава Корнилиева Комельского мон-ря. 31 мая 1543 г. была заложена «малая церковь с трапезою». С 1543 г. до кон. XVII в. все монастырские постройки: храмы, трапезная, кельи, звонница и ограда - были деревянными. Помимо Успенской соборной ц., имевшей 2 придела - прп. Алексия, человека Божия, и прп. Михаила Малеина, построенных, судя по посвящениям, в годы царствования Михаила Феодоровича (1613-1645), в мон-ре находилась еще надвратная ц. во имя мучеников Адриана и Наталии с приделом прп. Михаила Малеина. В 1659 г. при Успенской ц. значились 2 придела - свт. Николая Чудотворца и прп. Адриана Пошехонского. В 1699 г. мон-рь сгорел до основания. В нач. XVIII в. по благословению Ростовского митр. Иоасафа (Лазаревича), а затем свт. Ростовского Димитрия (Туптало) на месте сгоревших храмов были выстроены новые. Успенский собор, освященный в 1718 г., был возведен в камне. В 1719 г. в возобновленный придел собора во имя прп. Адриана Пошехонского были помещены мощи святого.

http://pravenc.ru/text/82180.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНЕФА [Еннафа, Манофо, Манефо, Манафо, Манафа, Марафо; греч. Μανεθ] († нач. IV в.), мц. (пам. 13 нояб.; пам. греч. 12 нояб. и 20 окт.). Пострадала во время гонений на христиан Максимина II Дайи вместе с мучениками Антонином, Никифором и Германом . Сведения об этой мученице, названной в первоисточнике Еннафа, содержатся в соч. Евсевия Кесарийского «О палестинских мучениках». В нем сообщается, что происходившая из Скифополя дева Еннафа была схвачена в Кесарии Палестинской. По приказу судьи деву подвергли бичеванию, а затем водили обнаженной по городу, продолжая побои. После этого мученицу живой бросили в огонь ( Euseb. De mart. Palaest. IX 6-8). Визант. синаксари передают ее имя как Манафа (Μαναθ, напр., Синаксарь К-польской ц.- SynCP. Col. 222), Манофо (Μανοθ, большинство синаксарей - SynCP. Col. 217-218, 221-222) и Манефо (Μανεθ, Минологий имп. Василия II - PG. 117. Col. 160). Они добавляют, что во время пыток и избиений М. оставалась невредимой, совершала чудеса и наставляла в христ. вере народ. А когда мученицу бросили в огонь, она долгое время продолжала молиться. В визант. синаксарях Житие Антонина, Никифора, Германа и М. помещено под 13 нояб., за исключением стишных синаксарей, где сведения о мучениках встречаются под 20 окт. или 12 нояб. (ГИМ. Син. греч. 369 (353), 1-я пол. XIV в.; Син. греч. 390 (354), 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 522, 525). В греч. печатной Минее (Венеция, 1593) М. упомянута под 12 нояб. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца под 12 нояб. содержится краткое Житие палестинских мучеников, в котором М. названа Марафо (Μαραθ) ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 106), а под 20 окт.- памяти и двустишия тех же святых, мц. Манафо (Μαναθ) и мч. Зевина (Ibid. Τ. 1. Σ. 398). Память этих палестинских мучеников также указана под 13 нояб. в Мартирологе блж. Иеронима, где М. названа Манникой (MartHieron. Comment. P. 598). Краткая редакция славяно-русского нестишного Пролога под 13 нояб. содержит перевод Жития Антонина, Никифора, Германа и их дружины из Минология Василия II (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам. М., 2010. Т. 1. С. 346). В этом тексте мученица носит имя М. В ВМЧ ее имя ошибочно передано как Мамелфа (ВМЧ. Нояб. Дни 13-15. Стб. 887). Однако в Четиях-Минеях свт. Димитрия Ростовского, где под 13 нояб. помещены краткие сведения из проложного Жития о мученице, она названа М. ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 382 об.). Эта форма имени утвердилась в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» (ЖСв. Нояб. 371) и в совр. календаре РПЦ.

http://pravenc.ru/text/2561830.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИНА (МАРАНА) И КИРА [Греч. Μαρνα κα Κρα] († ок. 450), преподобные (пам. 28 февр.). Сведения об этих св. подвижницах содержатся в «Истории боголюбцев» блж. Феодорита Кирского ( Theodoret. Hist. rel. 29). Он называет первую из них Марана. Преподобные были знатными жительницами г. Бероя (ныне Халеб) в Сирии, но решили оставить богатство и стать затворницами. За городом Марана и К. устроили ограду. Они жили внутри нее под открытым небом, страдая от зноя, снега и дождей. Через небольшое отверстие в ограде преподобные получали пищу, а Марана давала духовные наставления служанкам, к-рые последовали за своими госпожами и поселились рядом с ними в небольшом домике. Кроме того, в дни Пятидесятницы Марана беседовала через это отверстие с женщинами-посетительницами. Когда к преподобным приходил блж. Феодорит, Марана и К. из уважения к его священному сану отворяли дверь и впускали его внутрь ограды. Подвижницы носили необыкновенно тяжелые вериги, под их весом К. склонялась до земли и не могла выпрямиться. Они 3 раза повторяли пост прор. Моисея , проведя 40 дней без еды, и 3 раза 3-недельный пост прор. Даниила . Во время паломничества в Иерусалим Марана и К. не принимали никакой пищи в пути до и после поклонения святыням. Такой же пост держали они во время паломничества к гробнице равноап. Феклы близ Селевкии в Киликии. В такой аскезе Марана и К. провели, по словам блж. Феодорита, 42 года. Видимо, вскоре после написания «Истории боголюбцев» (ок. 444) они скончались. Согласно синаксарному сказанию, Марана и К. вкушали пищу 1 раз за 40 дней на протяжении 3 лет, вместо ограды в нем говорится о хижине (SynCP. Col. 496), а в Минологии имп. Василия II - о келье (PG. 117. Р. 332). В последнем источнике добавлены сведения, что Марана и К. при жизни сподобились дара чудотворения и исцеляли слепых, бесноватых и расслабленных. В славяно-рус. нестишные Прологи вошел текст из Минология Василия II, но имя одной из преподобных в них искажено: вместо К. в них читается «Корра» (Славяно-рус. Пролог по древнейшим спискам. М., 2010. Т. 1. С. 806). В сказании в стишном Прологе, представляющем перевод текста греч. стишного Синаксаря, Марана названа М., а имя К. приведено правильно ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2011. Т. 6. С. 78). ВМЧ содержат оба сказания ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 498-499). В Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского приведена только краткая заметка о М. и К. ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 566 об.), а в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» - переработанное сказание из стишного Пролога (ЖСв. Февр. С. 494-495), оба источника называют преподобных жен М. и К. Эти формы имен закрепились и в современном календаре РПЦ.

http://pravenc.ru/text/2562064.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРКИАН († ок. 258), мч. Иконийский (пам. 13 июля; пам. греч. 11 июля). Краткое Житие М. содержится в визант. Синаксарях. Согласно Синаксарям семейства В (по классификации И. Делеэ), М. происходил из г. Икония в М. Азии, в юности он уверовал во Христа и принял крещение. После этого он стал пламенным проповедником, обличавшим языческие заблуждения. М. был схвачен и приведен к наместнику, к-рый ни уговорами, ни угрозами не смог его заставить принести жертвы идолам. М. поместили в темницу и подвергли мучениям: изуродовали лицо, перерезали жилы, отсекли язык, поместили на раскаленную решетку, а после отрубили голову (PG. 117. Col. 533-536). В Синаксаре К-польской ц. мучение М. изложено более кратко, но указывается имя наместника Икония - Периний. Согласно этой версии, за дерзновенное исповедание Христа наместник велел строгать тело М., бросить его на жаровню, отрезать ему язык, а затем отсечь голову (SynCP. Col. 813). Житие в Синаксаре Lips. R II 25, 1172 г. (семейства С) лишь незначительно отличается перечислением пыток (Ibid. Col. 812-814). В стишных Синаксарях (семейство М) приводится только память М., к-рый «от ножа скончался», и посвященное этому святому двустишие (Ibid. Col. 813-814). Болландисты считают, что М. происходил из Икония, но пострадал в Каппадокии. Они датируют кончину святого 258 г., основываясь на имени презида (консула) Перенния (Периния), упоминаемого в других источниках, напр. в Мученичестве Кодрата, мч. Никомидийского (пам. 10 марта), в Мученичестве сщмч. Курнута (Короната), еп. Иконийского (см. ст. Корнут , сщмч.). Известно, что эти мученики пострадали в гонение рим. императоров Деция (249-251) и Валериана (253-260). Мч. М. упомянут в синаксарной заметке о сщмч. Корнуте Никомидийском (Иконийском) как пострадавший в то же время от того же правителя. Краткое Житие М. было переведено на слав. язык в составе нестишного Пролога ( Павлова Р., Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 г. Вел. Търново, 1999. С. 289), а память М. и двустишие ему - в составе стишного Пролога ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 11. С. 30). В ВМЧ сведения из нестишного Пролога были помещены под 13 июля, а из стишного Пролога - под 11 июля ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 309, 310 (2-я паг.)). Под 13 июля краткая житийная заметка о М. была включена в Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Стб. 326), краткое Житие - в «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского» (ЖСв. Июль. С. 349), а память - в совр. календарь РПЦ.

http://pravenc.ru/text/2562348.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАСТРИДИЯ († не позднее нач. VII в.), прп. (пам. 24 нояб.). В кон. XII в. 2 связанных между собой рассказа из «Луга духовного» Иоанна Мосха были включены в состав учительного раздела древнерус. Пролога: одна история (под 24 нояб.) встречается только в пространной редакции, вторая (под 7 февр.) - в краткой и пространной редакциях. В древнерусском переводе действующим лицом обоих рассказов является некая М., тогда как в тексте Иоанна Мосха подвижница не названа по имени. Л. В. Прокопенко предположила, что составитель учительного раздела Пролога принял за имя собственное греч. слово μονστρια (монашка), которое в обоих случаях использует Иоанн Мосх ( Прокопенко. 2010. С. 231). При этом в Синайском патерике (старослав. перевод «Луга духовного») и в «Лимонисе» (древнерус. переработка Синайского патерика 2-й пол. XI в.) фигурирует «манастрия» (Синайский патерик. М., 1967. С. 114-116; РГБ. Троиц. 37. Л. 204 об.- 205, нач. XV в.) или «монострия» (Синайский патерик. М., 1967. С. 284-286). В 60-й гл. «Луга духовного» повествуется о том, как в Александрии одна благочестивая девица вела монашеский образ жизни, уединившись в своем доме и проводя время в заботе о душе, в посте, молитве и бдении. Кроме того, она подавала много милостыни. Враг рода человеческого, чтобы помешать ее богоугодным делам, сделал так, что в нее страстно влюбился один юноша. Он поджидал святую за дверью, следовал за ней, когда та шла в храм, иногда приближался и смущал ее любовными речами. Однажды дева позвала к себе юношу и спросила, чем же она так привлекает его. Юноша ответил, что был очарован ее глазами. Та тотчас же взяла челнок, которым ткала, и выколола себе очи. Юноша ужаснулся, а затем, поняв, что св. дева совершила это ради его спасения от соблазна, раскаялся и удалился в скит, где стал строгим подвижником. Девица же окончила свое житие, работая во имя Господа ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 60//PG. 87. Col. 2912-2913 (рус. пер.: Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 76-77)). В русской агиографической традиции героиня этой истории, получившая имя Мастридия, впоследствии была включена в состав святых. В ВМЧ под 24 нояб. рассказ о М. занимает 2-ю позицию, т. е. перемещен в житийный раздел (ВМЧ. Нояб. Дни 23-25. Стб. 3263-2364). Статус М. как святой РПЦ был закреплен краткой житийной заметкой о ней в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 463 об.) и проложным рассказом в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» (ЖСв. Нояб. С. 698-699).

http://pravenc.ru/text/2562554.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИНА [Греч. Μηνς] (VI в.?), прп. Синайский (пам. 5 янв. и в Соборе Синайских преподобных). Сведения о М. взяты составителем поучительного раздела нестишного Пролога (XII в., Др. Русь) из «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника (PG. 88. Col. 697-700). Судя по тексту повествования, М. был старшим современником прп. Иоанна Лествичника (относительно времени кончины прп. Иоанна существуют серьезные разногласия, считается, что это могло произойти в период 595 (605) - ок. 680). М. умер до того, как прп. Иоанн стал игуменом мон-ря вмц. Екатерины на Синае, вероятно в VI в. Он занимал 2-ю должность после игумена, 59 лет жил в киновии и прошел все монастырские послушания. Прп. Иоанн отмечает среди др. присущих М. добродетелей необыкновенное послушание и рассказывает, как однажды игумен захотел испытать его терпение. М. пришел в игуменскую келью «и, положив вечерний поклон перед игуменом, по обыкновению, просил дать предание: то игумен оставил его лежать таким образом на земле даже до времени утреннего правила, и тогда уже, благословив его, а вместе с тем и укорив как человека, любящего выказываться и нетерпеливого, восставил его. Преподобный знал, что он перенесет сие мужественно, и потому сделал это, в назидание всем». Ученик М. спросил у наставника, не напал ли на него сон, но преподобный открыл, что, лежа на земле, он прочитал наизусть всю Псалтирь. Далее прп. Иоанн Лествичник пишет, что в 3-й день по кончине М., когда братия, в числе к-рой был и сам преподобный, совершала обычное молитвословие об упокоении, внезапно из того места, где лежало тело подвижника, распространилось «неизреченное благоухание». Игумен велел открыть раку, и все увидели, что из честных стоп М., как из 2 источников, истекает благовонное миро. Тогда игумен сказал: «Видите ли, вот болезни ног и поты трудов его принесли Богу миро. И справедливо!» Составитель поучительного раздела нестишного Пролога использовал в тексте только сюжеты о многолетней жизни М. в Синайском монастыре и о мироточении его ног. В нек-рых списках этот рассказ перенесен на 26 дек. (напр., в РНБ. Соф. 1324, 2-я часть с учительными текстами). Данного текста нет во мн. списках краткой редакции нестишного Пролога ( Прокопенко. 2010. С. 267). В ВМЧ рассказ о М. включен под 3 и 5 янв. (ВМЧ. Янв. Дни 1-6. Стб. 160, 177). Постепенно главный персонаж поучительной истории стал восприниматься как святой. Краткая заметка о М. включена в «Книгу житий святых» (Четьи-Минеи) свт. Димитрия Ростовского (К., 1764. Кн. 2. Стб. 274), а Житие помещено в «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» (ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 207). Память М. указана в совр. календаре РПЦ.

http://pravenc.ru/text/2563236.html

Москва. Церковь Николая Чудотворца на Трёх Горах (в Новом Ваганькове). Церковь святителя Николая Чудотворца в Новом Ваганькове Карта и ближайшие объекты Построен в 1762—85 в урочище «Три Горы», за Трехгорной заставой, в слободе Новое Ваганьково на месте одноименного деревянного храма (1695). Сюда в 1678 переселили царских псарей и скоморохов, первоначально находившихся в слободе Старое Ваганьково (ок. Кремля). Существует несколько версий происхождения слова «ваганьково»: от «ваганить» — потешать, шутить; «ваганец» — место сбора денежного налога; от «ваган» («важан») - жителей Вяжской области, переселенных в Москву. В 1860 сооружены новые трапезная и колокольня. Около 1892 приделы свт. Николая Чудотворца и свт. Димитрия Ростовского вынесены из трапезной вперед в линию с главным престолом. В 1900—1902 на средства Г.Ф. и Н.Ф. Серебряковых к старому храму был пристроен новый с главным престолом в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (архитектор Г.А.Кайзер). Расписан внутри в 1908. В 1922 из храма власти изъяли св. 12 пудов золотых и серебряных украшений и церковной утвари. Закрыт в 1929. Сильно перестроен Разрушены главы храма и колокольня до первого яруса, в трапезной пробит второй ряд окон. До 1990 в здании размещался Дом культуры, затем оно находилось в запустении. В 1992 возвращен РПЦ. Начались реставрационно-восстановительные работы. Богослужения возобновились в декабре 2000. Эта церковь впервые упоминается в 1683 г. в слободе Новое Ваганьково на Трех Горах, куда, согласно московскому преданию, были переселены скоморохи, первоначально жившие в слободе Старое Ваганьково, напротив Кремля за Неглинной. В 1695 г. выстроили новый деревянный храм восточнее, ближе к Москве-реке. После возведения Камер-Коллежского вала храм оказался в черте Москвы, у Трехгорной заставы. Каменный трехпрестольный храм с трапезной и колокольней возвели в 1762–1785 гг. Главный престол – иконы Божией Матери «Живоносный Источник», приделы в трапезной – святителей Николая и Димитрия Ростовского. По старой московской традиции храм продолжали называть Никольским даже в официальных документах. Построенный в стиле классицизма, он был завершен ротондальным куполом, боковые фасады имели классические портики.

http://sobory.ru/article/?object=02487

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ († осень 1388), еп. Коломенский (ок. 1375-1388), местоблюститель митрополичьего престола (кон. июля 1379 - весна 1381). Согласно «Сказанию о начале Владычного монастыря» (XVII в.), в 1360 г. Г. служил диаконом при Киевском митр. св. Алексии . Осенью 1363 г., будучи уже игуменом (вероятно, московского мон-ря), в качестве одного из митрополичьих послов Г. был отправлен в Н. Новгород для вызова на митрополичий суд нижегородского кн. Бориса Константиновича в связи с захватом им нижегородского княжеского стола. После отказа князя ехать на суд в Москву и вернуть княжество старшему брату вел. кн. Димитрию (Фоке) Константиновичу Г. вместе с богоявленским архим. Павлом, исполняя волю митрополита, затворил все церкви в городе. Борис Константинович был вынужден подчиниться и направил бояр на переговоры в Москву. Согласно 1-й редакции Жития прп. Сергия Радонежского, созданной Пахомием Логофетом во 2-й четв. XV в., Г. в нач. 70-х гг. XIV в. являлся архимандритом Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря . Ок. 1373 г. Г. и архим. Павел были посланы митр. Алексием к прп. Сергию, чтобы уговорить последнего вернуться в Троице-Сергиев мон-рь (ранее прп. Сергий оставил эту обитель и основал под Переяславлем Залесским киржачский в честь Благовещения Пресв. Богородицы жен. мон-рь ). Важные дипломатические функции, к-рые выполнял Г., а также тот факт, что он был поставлен архимандритом Чудова мон-ря, основанного свт. Алексием, говорят о его принадлежности к кругу особо близких к митрополиту людей. Хиротонию Г. во епископа Коломенского возглавил свт. Алексий. Время поставления Г. во епископа можно определить периодом кон. весны 1374 - ок. 1375 г. В списке рус. епископов, поставленных свт. Алексием, Г. назван вслед за Тверским владыкой Евфимием и Суздальским еп. св. Дионисием (хиротония обоих относится к весне 1374), ранее Черниговского еп. Григория (хиротонисан до 1377) и Смоленского еп. Даниила (хиротонисан ок. 1375, по П. М. Строеву ). Согласно Житию свт. Стефана Пермского, составленному Епифанием Премудрым , Г., к-рого агиограф называет «старцем многолетним и добролепным», между сер. февр. 1378 и кон. июля 1379 г. по повелению митрополичьего наместника архим. Митяя (Михаила) рукоположил во иерея ростовского иеродиак. св. Стефана . В 1379 г., когда Михаил (Митяй) уезжал на поставление в К-поль, Г., являвшийся местоблюстителем митрополичьего престола, принял в Москве св. Стефана, пожелавшего посвятить жизнь христ. просвещению языческого населения Вычегодской Перми. «Испытав» святого, Г. благословил его на миссионерскую деятельность, выдал соответствующую грамоту, а также «от мощий святыхь, и антимисы, и прочая потребная, яже суть надобна на освященье святей церкви, и святое миро, и священное масло, и ина таковая подобоключимая» ( Епифаний Премудрый. С. 74-83).

http://pravenc.ru/text/164571.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВУКОЛ Вукол [греч. Βουκλος] († ок. 100/105), свт. (пам. 6 февр.). В анонимном Житии сщмч. Поликарпа , еп. Смирнского, приписываемом Псевдо-Пионию (IV в.) (BHG, N 1561), упоминается о том, что В. был рукоположен во епископа г. Смирна (М. Азия) ап. Павлом (в житии из собрания свт. Димитрия Ростовского - ап. Иоанном). С юности В. отличался благочестием, на епископской кафедре проявил себя ревностным защитником паствы от гонителей христианства. После мирной кончины и погребения В. на кладбище у царских ворот г. Эфеса на его могиле выросло миртовое дерево, от к-рого происходили исцеления. Преемником В. на кафедре стал сщмч. Поликарп. Однако, по сведениям Евсевия Кесарийского (Hist. eccl. IV 14, 3), основателем Смирнской кафедры был ап. Иоанн Богослов, к-рый поставил первым епископом этого города сщмч. Поликарпа. Т. о., согласно «Церковной истории», если В. и был Смирнским архиереем, то не до Поликарпа, а после него. Ист.: Vita Polycarpi episcopi Smyrnae/Ed. L. Duchesne. P., 1881. P. 19-21, 24, 26-27; ActaSS. Febr. T. 1. P. 766-768; SynCP. Col. 445, 485; ЖСв. Февр. С. 119-120. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 59; Lambert A. Boucolos//DHGE. T. 9. Col. 1488-1489; Burchi P. Bucolo//BiblSS. Vol. 3. P. 586. Гимнография Свт. Вукол Смирнский. Святцы на февраль. Гравюра Г. Н. Тепчегорского. 1714 г. (ГЛМ) Свт. Вукол Смирнский. Святцы на февраль. Гравюра Г. Н. Тепчегорского. 1714 г. (ГЛМ) Память В. с богослужебным последованием встречается в нек-рых рукописях Типикона Великой ц. X-XI вв., где приводится и тропарь 4-го гласа Κα τρπων μτοχος (      ) ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 226). Последование В. 6 февр. регулярно указывается студийскими памятниками. Согласно слав. студийским Минеям ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 51), последование В. включает стихиры, канон и седален; предполагается совершение будничной службы с пением на утрене «Аллилуия» (по Студийско-Алексиевскому Типикону, праздник Сретения отдается 4 февр.- Пентковский.

http://pravenc.ru/text/161005.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010