Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ (XI-XII вв.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 15 мая, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих и в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), трудолюбивый. Предание относит кончину И. к 1115 г., однако сведения о святом не отразились в Киево-Печерском патерике , составленном в 1-й трети XIII в. И. впервые упоминается в «Тератургиме» киево-печерского мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), где святой назван «старцем трудолюбивым» и указано, что его мощи почивают в Ближних пещерах Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ). В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), установлено празднование преподобным Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же составлена служба Собору. Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. И.) в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. И. упоминается в 9-й песни канона преподобным отцам Киево-Печерским, в Ближних пещерах почивающим, где святой уподобляется «горлице пустыннолюбивой» (Минея (МП). 2003. Сент. С. 829). Возможно, в позднем почитании И. отразилось древнее почитание в Киево-Печерском мон-ре печерского постриженика свт. Исаии, еп. Ростовского († после 1089), погребенного в Ростове. Мощи И., почивающие в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, как показали проведенные в 80-х гг. XX в. исследования, принадлежали человеку, скончавшемуся в XI-XII вв. в возрасте ок. 60 лет (Дива печер лаврських. С. 91, 92). Лит.: Описание о российских святых. С. 27; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 46; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 274.

http://pravenc.ru/text/674808.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ОТРАДА ИЛИ УТЕШЕНИЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Греч. «Παραμυθα» - «Парамифия» (дословно «Утешение»), Ватопедская, «Отрада и Утешение», «Отрада») (празд. 21 янв.), чудотворный образ в мон-ре Ватопед на Афоне, представляющий собой фрагмент росписи XIV в. из экзонартекса кафоликона мон-ря. По преданию, чудо от иконы произошло 21 янв. 1320 г. (др. дата - 807 г., не соответствует датировке образа). Банда пиратов приплыла к Ватопеду и, укрывшись, ожидала, когда откроют монастырские ворота, чтобы ограбить обитель. По обыкновению, после утрени игумен должен был во внешнем притворе собора передать ключи от ворот привратнику, но вдруг услышал голос от образа Божией Матери, запретивший отворять ворота в этот день, а подняться на стены и отразить нападение разбойников. Игумен узрел, что Богомладенец на иконе закрывает уста Пресв. Деве со словами: «Не надо, Мати Моя, не возвещай им сего, пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях». Но Она отвела руку Сына и, обращаясь к игумену, повторила предостережение. Собравшиеся монахи увидели, что изображение на иконе изменилось в соответствии с рассказом настоятеля. В память о чудесном избавлении обители перед образом горели неугасимая лампада и «свеща великая». Впосл. образ (140×120 см) был снят со стены и перенесен в парекклисион Парамифии кафоликона (программа рописи 1677/78 критского мастера посвящена Божией Матери). Там совершали постриги; в наст. время в парекклисионе ежедневно служат молебен, в пятницу - литургию. Поясной образ относится к типу «Одигитрия». Младенец восседает на левой руке Богоматери, Его фигура немного отклонена назад, взор обращен к Пресв. Деве. Характерная особенность извода - поднесенная к Ее устам правая (несоразмерно длинная) рука Иисуса Христа, в Его левой руке - свиток (расположен почти горизонтально над коленом); левая ножка поднята выше правой. Голова Божией Матери обращена влево, от Младенца, правой рукой Она держит Его за запястье. Чепец и туника Богоматери синего цвета, мафорий коричнево-фиолетовый с золотой каймой и звездами, хитон Спасителя коричневый с красным клавом, гиматий охристый с ассистом. Нимбы золотые, фон иконы синий, на нем надпись: «Η ΠΑΡΑΜΥΘΙΑ». Типы ликов восходят к образам палеологовского искусства: черты лица Богоматери крупные, с миндалевидными глазами и удлиненным носом, Младенец с округлым лицом; письмо ликов контрастное (по темному санкирю), с энергичным рисунком. Образ поновлялся в позднее время (по мнению Е. Н. Цигаридаса и П. Х. Пападимитриу, переписан в кон. XVI - нач. XVII в.; не исключено, что также в XVIII-XIX вв.), очевидно, в нижней части изображения находится большая вставка с реконструкцией живописи. Судя по относительно раннему списку (келейная икона свт. Димитрия Ростовского, см. разд.: Ватопедская икона Божией Матери), первоначальный рисунок ног Богомладенца и Его одеяний мог быть иным.

http://pravenc.ru/text/2581723.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Мытарства нам предстоят В этой брошюре излагается учение о мытарствах, которое Церковь возвещает и напоминает нам, чтобы насадить в наших сердцах душеспасительный страх и приготовить нас к благополучному переходу из временной жизни в вечную. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Мытарства нам предстоят Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС-13–303–0252) Текст печатается по изданию: Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского. М.: Синодальная тип., 1906 © Издательство «Благовест», 2013 Учение Церкви о мытарствах Мытарства – в Православии – препятствия, испытания, через которые должна пройти каждая душа на пути к Богу, но до окончательного решения ее участи на Страшном Суде. Души искупают в мытарствах свою греховность муками, среди которых важнейшая – встреча лицом к лицу с бесами, волю которых человек исполнял в прижизненных грехах. Испытания происходят между землей и небом, где действуют духи злобы поднебесные (см. Еф. 6: 12), – на границе материального и духовного миров. Вышедшая из тела душа видит страшные, черные демонские образы (муринов, или эфиопов); проходя сквозь них в сопровождении Ангелов, она в определенных местах воздушного пространства подвергается задержанию и допросу относительно отдельных грехов. Для истязания душ, проходящих воздушное пространство, установлены темными властями отдельные судилища и стражи в определенном порядке. По слоям поднебесной, от земли до самого неба, стоят сторожевые полки падших духов. Каждое отделение заведует особенным видом греха и истязует в нем душу, когда душа достигнет этого отделения. Воздушные бесовские стражи и судилища называются в отеческих писаниях мытарствами, а духи, служащие в них, – мытарями. Мытарем именовался во времена Христовы и собиратель государственных повинностей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Путеводитель по Афону, Святая Гора - жребий Божией Матери Путеводитель по Афону, Святая Гора - жребий Божией Матери   Святые отцы, удостоившиеся видеть нашу землю духовными очами, свидетельствуют, что она связана с небом одинокими световыми столпами. Одно из мест, постоянно излучающих это незримое сияние, — Святая Афонская Гора. Многие поколения христианских подвижников, подвизавшихся здесь в непрерывных трудах, посте и молитвенном делании, создали образ Святой Горы как некоего места, которое, находясь на земле, дотрагивается до неба. Гористые склоны полуострова, погруженные в светлые воды Эгейского моря, величественны и живописны. С незапамятных времен главный Афонский пик, соперничающий высотой с Олимпом, почитался мудрецами древности символом вечности, знаком величия мироздания. В античные времена на вершине горы находилось святилище с храмом Аполлона. Сюда к прорицательницам-пифиям, а также на поклонение другим языческим идолам стекалось множество народа. Но Промыслом Божиим Афону предназначалась особая роль в истории спасения человечества. Благая весть была принесена в языческую Аполлониаду самой Пречистой Девой Марией. До наших дней благочестивое предание дошло через преподобного Максима Грека — святогорского монаха, приехавшего на Русь в начале XVI века. Помещенное в Четьи Минеи свт. Димитрия Ростовского, оно повествует следующее. Когда, по вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо, апостолы пребывали в Сионской горнице, ожидая сошествия Святого Духа, с ними была и Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа Иисуса. В это время апостолы бросали жребий: кому какая страна достанется для проповеди Божественного Евангелия. Видя это, Пресвятая Дева сказала апостолам: «Хочу и Я принять участие в трудах евангельской проповеди; а потому желаю вместе с вами бросить жребий, чтобы и Мне иметь для апостольских трудов страну, какую Бог укажет». Апостолы с великим благоговением исполнили желание Божией Матери, жребий пал на Иверскую страну (Грузию). Приняв благодать Святого Духа в «огненных языках», Божия Матерь готовилась уже к отправлению в Иверскую землю, как вдруг явился ей Архангел Гавриил и сказал: «Не отлучайся из Иерусалима, но подожди до некоторого времени. Относительно же страны, доставшейся Тебе по жребию, не беспокойся: она просветится впоследствии; Тебе же предстоит труд апостольства в другой земле, куда Тебя Сам Бог приведет». Приняв это извещение, Божия Матерь осталась в Иерусалиме в ожидании исполнения ангельского пророчества.

http://isihazm.ru/1/?id=2005

Петрилово. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь, Богородице-Казанская церковь, Свято-Казанская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:не ранее 1805. Адрес: Костромская область, Костромской район, Шунгенское сельское поселение, село Петрилово. Координаты: 57.8288, 40.66643 Проезд:автобусом из г.Костромы в с.Петрилово. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Сельская приходская Казанская церковь села Петрилово, объединяющая в своём облике черты классицизма и эклектики, стоит на берегу Костромского водохранилища, на кладбище, в юго-восточной части большого села. Кирпичная церковь здесь была построена в начале 19 века по именному указу Императора Александра Первого вблизи от бывшей усадьбы Ивана Варфоломеевича Ламба - костромского наместника в 1786-1796 гг. В 1796 году И.В. Ламба переводят в Петербург, где он был произведён в генерал-аншефы и назначен вице-президентом Военной коллегии. Скончался Иван Варфоломеевич в 1801 году, и в память о супруге его вдова - Мария Ивановна Ламб, решила воздвигнуть в Петрилове храм, для чего и испросила у Императора Александра Первого особый именной указ. Воздвигнутый каменный одноглавый храм с трапезной был освящён в 1805 году. В храме имелось два престола: 1) в холодном четверике - в честь Казанской иконы Божией Матери, 2) в тёплой трапезной - в честь свт. Иоанна Златоуста (небесного покровителя генерала И.В. Ламба). В феврале 1813 г. на кладбище у стен церкви был погребён тогдашний владелец Петрилова - зять И.В. Ламба, Иван Кузьмич Васьков (1746-1813) - костромской вице-губернатор, автор первого печатного краеведческого издания " Собрание исторических известий, относящихся до Костромы " (1792 г.), который был женат на дочери владельцев усадьбы А.И. Ламб ( могила Васькова ныне сохранилась). В начале 90-х гг. 19 века храм (за исключением алтаря и колокольни) был капитально перестроен в стиле эклектики на средства уроженца Петрилова - почётного гражданина и Костромского купца Дмитрия Евдокимовича Гордеева (+1902). Церковь заново освятили в 1892 г., при этом в ней остался только один престол - в честь Казанской иконы Божией Матери. На рубеже 19 и 20 веков рядом с храмом была построена небольшая одноглавая церковь, сооружённая Д.Е. Гордеевым в качестве своей усыпальницы. Эта церковь имела престол во имя святителя Димитрия, митр. Ростовского (небесного покровителя Д.Е. Гордеева) и святителя Иоанна Златоуста.

http://sobory.ru/article/?object=23527

поиск:   разделы   рассылка Как оформить информационно-просветительский стенд прихода Среди актуальных форм просветительской деятельности документ " О религиозно-образовательном и катехизическом служении Русской Православной Церкви " называет размещение в храмах стендов с духовно-просветительской информацией, издание и распространение общедоступных миссионерских, катехизических и духовно-просветительских материалов. Материал подготовили: иерей Александр Усатов, руководитель духовно-просветительского центра им. свт. Димитрия Ростовского (г. Ростов-на-Дону), и Денис Туголуков, заведующий сектором катехизации Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. В каждом приходе желательно размещать информационно-просветительский стенд, содержащий подробную информацию о приходской жизни и катехизические материалы. Ниже содержатся подробные рекомендации к оформлению духовно-просветительского раздела информационного стенда прихода на основе примерных требований, разработанных для Ростовской епархии. Рубрики информационно-просветительского стенда Общая информация о храме Неизменяемая часть стенда может содержать описание праздника или житие святого, в честь которого освящен храм, исторические факты строительства храма, приходской жизни, имена настоятеля и клириков прихода, схему расположения икон, мощей и других святынь. Расписание богослужений храма Расписание должно включать подробную информацию о богослужениях на текущую неделю/месяц (дата, время начала богослужения, наименование праздника). Информация о внебогослужебной деятельности прихода На стенде важно указать информацию о всех внебогослужебных проектах прихода: о деятельности воскресной школы, развивающих занятиях и кружках для детей; о катехизических беседах (служба приходского консультирования, огласительные беседы и беседы перед вступлением в церковный брак, беседы о вере и церковной жизни с прихожанами и т. д.), включая информацию о приходских катехизаторах; о просветительских проектах при приходе (видеолекторий, библиотека, беседы с православными педагогами и психологами, патриотический клуб и т.д.);

http://religare.ru/2_99565.html

Разделы портала «Азбука веры» Доброе утро! Искала ответ на этот вопрос. Святые отцы жёстко (как мне показалось) осуждают ношение украшений, духов, макияжа — все это носят люди из-за блуда и тщеславия. Знаю, что был один святой, который при жизни был парфюмером, царь Давид вроде тоже носил украшения. Священники говорят, что носить можно серьги, можно немного краситься… У меня теперь конфликт. Я нормально отношусь к своей внешности, меня все устраивает. Но я творческий человек, т. е. мне нравятся цвета, ткани, образы, настроения в одежде, люблю быть в тех цветах, которые по душе, нравятся разные украшения, потому что они напоминают мне о природе, например, клипсы в форме цветов или перьев, люблю запах апельсинов, вишни, хвои, нравится, когда эти ароматы (несильные) со мной, т. е. присутствуют в моей жизни в виде запаха духов. Неужели это помешает войти в Царство Небесное и это все грех? Прошу Вас, помогите поставить точку в этом вопросе. Могу ли я делать все-таки простой маникюр (без длинющих ногтей), укладывать волосы, немного пользоваться декоративной косметикой, носить серёжки и использовать духи, красить волосы? Буду рада чёткому ответу по каждому пункту (если можно). Спасибо Вам большое! С уважением, Дарья Похожие вопросы 6 Ответов Дарья, для ответа на подобные вопросы нужно учитывать духовный возрест человека. Кому-то это приемлемо, а кому-то это вредно! Поэтому такие вопросы и решают с духовником, который знает своё духовное чадо и что ему полезно, а что вредно. Иначе это как большим спортом заниматься без тренера. Многие люди, интересуясь вопросом о христианском отношении к изменению внешнего вида обязательно слышали аргумент о небогоугодности изменения образа Божия (или того вида, в котором нас создал Бог). Предлагаю небольшое критическое осмысление. Утверждение, что «образ Божий в естественном телесном облике человека», является не просто безграмотной чушью, но и ересью антропоморфитов. Свт. Димитрию Ростовскому в свое время приходилось разбирать возражения противников брадобритья и обличать эту глупость. Кратко: образ Божий в свойствах души и никакого отношения к внешнему виду не имеет. Тоже самое можно сказать не только о бороде, но и обо всем остальном. Бритье бороды в этом плане ничем принципиально не отличается от нанесения макияжа. А примеры позитивного отношения Бога к искусственным украшениям есть в самой Библии ( Иез.16:10–13 ). Об украшениях св. Августин пишет:

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-hristi...

Распятие не вычеркнуть из нашей жизни У каждого православного христианина на теле есть крест. Мы надеваем его в момент Крещения и не снимаем до самой смерти. У кого-то крест скромный, а у кого-то — с бриллиантами. Кто-то носит его по привычке, а кто-то, как христиане на Ближнем Востоке, готов принять за него смерть. Даже у протестантов, не почитающих изображения, Крест окружен почтением. Тысячи фресок, икон, картин, скульптурных композиций посвящены Распятию. Кто-то изображал распятие с великим благоговением, а другим оно служило только поводом для самовыражения и зарабатывания денег. Хорошо ли его изображали или плохо, но пойдите в любой музей: везде вы найдете изображение Распятия. Крест не вычеркнуть из нашей жизни. До появления христианства крест был страшным орудием мучительной казни; никто не носил его на груди, не почитал как что-то дорогое, не делал предметом художественной рефлексии. Сегодня — день, из-за которого Распятие стало знаменем победы. И, конечно, важно не Распятие как таковое, а Тот, Кто был распят. События Страстей Господних Господь Иисус дважды — ночью и утром — судим Синедрионом, затем он предстает перед Пилатом, Иродом Антипой, снова Иродом. Он истерзан римскими воинами и предан на Распятие. Фильм «Страсти Христовы» Мела Гибсона очень наглядно передает весь ужас этих событий, но и те, кто хоть однажды читал воспоминание Страстей Христовых свт. Димитрия Ростовского, наглядно представляет себе трагедию Крестных страданий Спасителя. Страсти Господни: взгляд изнутри Евангелия не дают нам описания страданий глазами Самого Господа. Но за десять веков до этого царь и пророк Давид как будто увидел все это своими глазами (Пс. 21): «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего… На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их; к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде. Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, издеваются надо мною, говорят устами, кивая головою: " он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему " ... Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий…»

http://predanie.ru/velikijpost/strastnay...

Санкт-Петербург. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Церковь Рождества Иоанна Предтечи при Пажеском Его Величества корпусе Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Иоанна Предтечи при Пажеском Его Величества корпусе Пажеский корпус для детей из знатных дворянских семей был основан в 1759 и действовал вплоть до Февральской революции. В 1810 его перевели с Миллионной на Садовую улицу, в барочный дворец, возведенный Б. Растрелли для гр. М. И. Воронцова. У графа в юго-восточном флигеле была церковь прп. Михаила Малеина (или свв. Климента Римского и Петра Александрийского), освященная 25 ноября 1758 в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны. Церковь сохранялась и после покупки дворца в казну и закрылась только в 1799, когда Павел I, отдав дворец Мальтийскому ордену, поручил Кваренги создать вместо первоначальной церкви новый просторный храм на 1000 человек в честь святого покровителя ордена. Он был освящен 21 июня 1801 и разместился на втором этаже главного здания. Тот же зодчий возвел при корпусе католическую церковь, т. н. „Мальтийскую капеллу“ (церковь св. ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО при Пажеском Его Императорского Величества корпусе). Колонны в православном храме были отделаны искусственным синим и желтым мрамором, лепной карниз позолочен, на потолке и стенах рельефом изображены мальтийские кресты. Из прежней церкви в новую взяли: Острожскую Библию 1580 года, прижизненный портрет свт. Димитрия Ростовского, напрестольный золоченый крест с мощами апп. Андрея, Стефана и др. Павел I подарил прекрасные облачения из малинового бархата с шитыми серебром мальтийскими крестами и чеканную дарохранительницу из серебра весом более пуда. На стенах храма висели доски черного мрамора с именами павших воспитанников. Дважды – в 1875 и 1900 – в церкви производился реставрационный ремонт, а в 1901 на фронтоне был сделан новый крест и звонница с семью колоколами. В 1883 арх. М. Н. Парунов предложил выстроить во дворе Пажеского корпуса копию иерусалимской часовни Гроба Господня, но этот проект не был осуществлен.

http://sobory.ru/article/?object=19769

Справедливости ради необходимо сказать, что более сдержанную неодобрительную оценку рационалистически-схоластического способа изложения православной догматики митр. Макарием дали и такие авторитетные его современники, как святители Филарет (Дроздов) и Игнатий (Брянчанинов), что не просто добавляет критикам «юридической» теории основательности, но, казалось бы, и в самом деле снимает вопрос с обсуждения. Использование митр. Макарием во время своей работы инославных систематических изложений начал веры и заимствование их формы и отчасти терминологии косвенно отметил в своей рецензии и святитель Иннокентий Херсонский. Однако, по мысли последнего, этот факт является достоинством, а не недостатком труда: западная богословская наука послужила не только образцом внешнего строя («ученой обработки»), но и, что называется, апагогически, или для последовательного опровержения (как, собственно, формулировались сами догматы во времена Вселенских соборов – в непосредственном отталкивании от лжеучений): «Самые иностранные богословские литературы, несмотря на их давнее развитие и вековые усовершенствования, не представляют, особенно в современности, творения с такими достоинствами, как православная догматика преосвященного Макария. Богословие, как наука, подвинута сим многоученым творением далеко вперед и много приобрело уже тем, что разоблачено в нем совершенно от схоластики и латинского языка изображены со все силою те догматы и положения, коими Православная Восточная Церковь отличается от всех прочих вероисповеданий Как бы то ни было, но если сравнить «Православно-догматического богословие» и составленное на его основе учебное «Руководство по догматическому богословию» митрополита Макария с его же (тогда еще иеромонаха) ранней работой «Извлечение догматических мест из сочинений св. Димитрия Ростовского», то ни в общем плане изложения, ни в содержании существенной разницы не обнаруживается. Другое обстоятельство, которое не позволяет окончательно перевернуть эту страницу церковной истории, заключается в том, что все те догматики, катехизисы и экзегезы, которые были написаны с целью исправить недостатки труда преосвященного Макария (равно как и того же митр. Филарета), парадоксально обернулись другими и зачастую еще большими недостатками и уклонениями от святоотеческого учения. Так что, казалось бы, скептическое суждение свт. Игнатия об этом классическом учебнике по догматическому богословию неожиданно приобретает теперь новый смысл: «За неимением лучшей [книги] полагаю прислать “Богословие” Макария, которая много повреждена школьною [схоластической]

http://pravoslavie.ru/73158.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010