πρ-λογος – предисловие, от др.-греч. πρ – впереди, перед + др.-греч. λγος – слово, речь) – славяно-русский церковно-учительный сборник, иначе именуемый Синаксарь, или Синаксарий. Свод сокращенных житий снятых, а также поучительных слов Василия Великого , Иоанна Златоуста и проч., в котором они расположены но дням года. Название Пролог произошло оттого, что переводчики этой книги па церковнославянский язык восприняли соответствующий подзаголовок: «Πρλογος» («Предисловие») как название всего сборника. Пучина – 1. Водоворот, провал в водоеме, болоте. 2. Море, морская бездна. Р Ретивое – в народной словесности: сердце. Взыграло, заговорило ретивое (о возникновении сильного чувства, возбуждения). Ритор – студент первого года обучения и духовной семинарии. Ростовщик – человек, который предоставляет деньги в долг под проценты. С Сажень, или сажень (сяжень, саженка, прямая сажень) – старорусская единица измерения расстояния. В XVII в. основной мерой была казённая сажень (утверждённая в 1649 году «Соборным уложением»), равная 2,16 м, и содержащая три аршина (72 см) по 16 вершков. Еще во времена Петра I русские меры длины были уравнены с английскими. Один аршин принял значение 28 английских дюймов, а сажень – 7 английских футов, то есть 213,36 см. Позже, 11 октября 1835 года, согласно указанию Николая I «О системе российских мер и весов», длина сажени была подтверждена: 1 казённая сажень приравнена к длине 7 английских футов, то есть к тем же 2,1336 метра. С введением в 1924 году н СССР метрической системы мер вышла из употребления. Самовар – устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров керосиновые, электрические и пр. Свояченица – сестра жены. Святки – святые Рождественские дни, период с 25 декабря по 5 января (по старому стилю). Поста в среду и пятницу нет. Сентябрьская треть – последняя треть года, сентябрь-декабрь месяцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

В начале XVIII века храмы еще продолжали мерить аршинами и саженями, однако Петр I изменил значение традиционных русских мер, скоординировав их с английскими футами. Большая сажень была уменьшена приблизительно на 1 процент и приравнена к 7 английским футам (213,36 см); соответственно изменились другие единицы измерения. Уменьшенная большая сажень стала называться просто саженью, а все многообразие прочих древнерусских саженей было упразднено. Вместе с ними исчезла возможность использования в архитектуре парных мер, а следовательно, ушел в прошлое и традиционный для Руси способ построения правильных пропорций. Петр I не видел связи между вероисповеданием и формой церковного здания. В 1699 году после взятия Азова он велел переделать три мечети в православные храмы. При возведении северной столицы империи было построено множество православных храмов, однако все главные храмы Санкт-Петербурга возводились по образцам западных католических соборов. При проектировании и строительстве Петропавловского собора (1712–1733) архитектор Д. Трезини использовал форму вытянутой в длину прямоугольной базилики. С западной стороны к базилике пристроена тяжеловесная трехъярусная колокольня, увенчивающаяся узким и высоким шпилем, наверху которого водружена позолоченная скульптура Ангела с крестом. Общая высота колокольни вместе со шпилем и скульптурой составила 122,5 м (таким образом, она в полтора раза выше колокольни Ивана Великого). В царствование Елизаветы Петровны засилье западных стандартов в храмоздательстве несколько уменьшилось. Елизавета считала, что «римский манир» не подобает православному храму, и покровительствовала строительству храмов в «греческом стиле», под которым она понимала прежде всего пятиглавие и крестообразный план. В таком стиле итальянским архитектором Б.Ф. Растрелли был построен Воскресенский собор Смольного монастыря (1748–1764). Ни по своим пропорциям, ни по внешнему облику, ни по внутреннему убранству собор не связан напрямую с традиционной русской архитектурой. Храм является типичным памятником стиля барокко с характерным для него пышным декором. Похожий архитектурный замысел лег в основу пятиглавого храма во имя священномученика Климента Римского в Москве (1742–1774).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Североуральск. Собор Петра и Павла. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первый храм в Петропавловском заводе, нынешнем Североуральске, был деревянным. Вот как о нем говорится в старинном документе: " Построен из брёвен, в длину семь саженей (сажень - 213 см) два аршина (аршин - 71 см), ширина три сажени два аршина, высота до крыши три сажени, крыт тонким тесом в два ряда, было 11 окон со ставнями, крыльцо деревянное, одни двери " . В 1787 году на средства Максима Походяшина в Петропавловском заводе был заложен двухэтажный каменный храм. Нижний придел его был освящён в честь Казанской Иконы Божьей Матери, а верхний, в 1798 году - в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Внутри храм несколько раз обновлялся, однако снаружи оставался в первоначальном виде. Лишь в 1893 году к нему пристроили крытое крыльцо, а территорию обнесли каменной оградой с чугунной, декоративного литья решёткой, заказанной на Каслинском заводе художественного литья. Последний раз колокольный звон Петро-Павловского храма прозвучал весной 1929 года. Потом большевики сбросили главный колокол, утварь и иконы реквизировали и вывезли в Серов, где их следы потерялись. В годы Великой Отечественной войны в молитвенном помещении было устроено общежитие на 600 мест для людей, мобилизованных на строительство новых шахт. В церковном здании соорудили трёхъярусные нары, поставили железные печки - " буржуйки " . Новые " хозяева " наделали новых дыр в стенах и полах, закоптили своды, загадили церковную ограду. После войны в храме размещались различные склады, конторы, мастерские, клуб Петропавловского леспромхоза, и даже мастерская по изготовлению гробов. Внешний вид Петро-Павловского храма за годы безбожной власти сильно пострадал. Стены его были обшарпаны, выщерблены, избиты; разобрана кирпичная кладка; сожжен главный шпиль колокольни. Движение горожан за восстановление храма началось в 70-е годы 20-го века. 11 марта 1976 года исполком городского Совета Североуральска принял решение о начале работ по реставрации памятника архитектуры 18-го века - Петро-Павловской церкви. В это же время среди горожан был объявлен сбор средств в фонд реставрации церкви.

http://sobory.ru/article/?object=12530

Разговеться — после поста поесть скоромную (животную) пищу, запрещенную к употреблению во время поста. Прощеное Воскресенье — последний день перед Великим постом (за семь недель до Пасхи); по обычаю в этот день христиане просят друг у друга прощения. …звучало что-то кошачье… — Нагнетание здесь и далее «чего-то кошачьего» в облике и «повадках» Арсения отсылает к подробно развитому у Мережковского мотиву сходства Петра I с котом, навеянному автору «Петра и Алексея» известным народным лубком нач. XVIII b. «Мыши кота хоронят» (см.: Мережковский 15. С. 12–13), приуроченным к смерти царя и отразившим недовольство его реформами. См., например, запись в дневнике фрейлины Арнгейм: «У меня в глазах темнело: иногда я почти теряла сознание. Человеческие лица казались какими-то звериными мордами, и страшнее всех было лицо царя — широкое, круглое, с немного косым разрезом больших, выпуклых, точно выпученных глаз, с торчащими кверху, острыми усиками — лицо огромной хищной кошки…» (Мережковский 4. С. 117–118; см. также: 4. С. 198; 5. С. 129). …ощетинилась и взвизгнула. — Ср. о Н. А. Найденове: «…кричал он с каким-то визгом, от которого, как утверждали попадавшие в переделку, сердце леденело…» (Подстриженными глазами. С. 156). …ты, дурак, туда же. — Ср. о Н. А. Найденове: «Конечно, он был не пьющий . Но курил зверски и потому, верно, не делал поблажки человеческим слабостям, табачников преследовал» (Иверень. С. 38); «Братья были теперь на хорошем счету у опекунов, только иногда нахлобучка Сергею за табак, он единственный из них курил. А вот Алексею за все попадало, одним своим видом он вызывал раздражение» (Кодрянская. С. 72). Сажень — старая русская мера длины, равная 213,36 см. Ильин день — 20 июля Православная Церковь отмечает память Ильи (IX b. до н. э.), библейского пророка, известного своими грозными обличениями идолопоклонства и всяческого нечестия и взятого за это живым на небо. Богоявленская — вода, освященная в день Богоявления (Крещения), двунадесятого праздника, празднуемого 6 января. Накануне и в праздник Богоявления совершается крестный ход из церкви к водоему, у которого совершается великое водоосвящение. Воде, освященной в этот день, народная молва приписывала особо чудодейственные свойства.

http://azbyka.ru/fiction/prud/?full_text...

Надстраивается также второй этаж каменного келейного корпуса. Монастырь обносится каменной оградой; по описи 1762 года её длина составляла 33 сажени, а ширина 4 сажени (одна сажень - около 213 см). Несколько ранее, в 1720-е годы, сооружаются Святые врата. Перечисленные выше объекты сохранились до наших дней - за исключением ограды, разобранной во второй половине ХХ века на кирпич. Знаменская церковь - кубическая, одноглавая, бесстолпная, перекрыта глухим сомкнутым сводом. Апсида - трёхчастная, доходящая по высоте до середины четверика, кариниз которого увенчан декоративными кокошниками. Барабан главы оформлен аркатурно-колончатым поясом. Окна четверика и апсиды обрамлены фигурными наличниками, имеющими форму колонок, завершённых треугольными очельями. Колокольня выстроена в пропорциях " гороховецкого " типа колоколен: восьмигранный объём с ярусом звона, перекрытый высоким шатром, поставлен на низкий четырёхугольник первого яруса. Придел Иоанна Богослова, с востока имеющий апсиду, с запада вплотную примыкает к трапезной, переходящей в крытую паперть, к которой, в свою очередь, пристроена ризница. Все помещения перекрыты коробовыми сводами; в ризнице - плоское перекрытие. Окна обрамлены наличниками с треугольными фронтонами. XIX век не был отмечен чем-либо примечательным в истории Знаменского монастыря. Обитель продолжала оставаться подворьем Флорищевой пустыни, выполняя в первую очередь хозяйственные функции. В 1923 году, одновременно с упразднением Флорищева монастыря, закрывается и его составная часть - Знаменский монастырь в Гороховце. Наибольшие разрушения были причинены его постройкам в 1960-е годы, когда на территории обители располагались отделения совхозов " Гороховецкий " и " Комсомолец " , приспособивших соборный храм под стойла. Во время составления каталога памятников истории и культуры Владимирской области в первой половине 1990-х годов состояние построек монастыря признали неудовлетворительными. Иноческая жизнь " за рекою, за Клязьмою, на Гриве " возобновилась в 1994 году, когда здесь открыли скит Гороховецкого Никольского мужского монастыря. 14 июня 1999 года Знаменский монастырь был преобразован в женский и обрёл самостоятельность. 11 октября 2003 года, после восьмидесяти лет запустения, заново освятили Знаменский храм (до этого литургия совершалась в Иоанно-Богословском приделе). Влечёт туристов и паломников Знаменский монастырь своим неповторимым силуэтом, архитектурой старинных строений, и всеохватывающей, успокоительной тишиной, разлитой вокруг обители, за Клязьмой-рекой.

http://sobory.ru/article/?object=01071

В 1929 году Бекреневский монастырь был закрыт советской властью. Его жители были подвергнуты репрессиям. В монашеских кельях поселились члены сельхозкоммуны под горьким названием «Правда». Впоследствии монастырь был разрушен до основания. Икона Козельщанской Божией Матери была утрачена. В 1960-х годах был разрушен закрытый до этого, оскверненный, превращенный в склад храм Святителя Николая в станице Мариинской. Прошли годы, усилиями православных станичников стал восстанавливаться в станице Мариинской Николаевский храм. На месте разрушенного Бекреневского монастыря был воздвигнут памятный крест, к которому ежегодно 22 мая совершаются крестные ходы, собирающие сотни верующих, проводятся торжественные богослужения. http://konstantinovsk.ru/history/  Сведения взяты из краеведческой разработки «Бекреневский Свято-Николаевский женский монастырь Донской епархии», предоставленной храмом Покрова Пресвятой Богородицы города Константиновска …Много православного люда полегло при обороне Севастополя в 1854 году. Среди тех, кому удалось выжить, был Сергей Иванович Поляков и, может быть, нашим современникам не довелось бы узнать о его ратном и духовном подвиге, если бы не его чудесное избавление от смерти и данный им обет. Исторически известен факт о том, что героические защитники Севастополя испытывали большую нужду в боеприпасах, продовольствии и медикаментах, но страшнее всего была жажда. Всю пресную воду, которую удавалось добыть в окрестных колодцах, буквально по каплям делили между ранеными солдатами. Среди участников тех героических сражений был и казак Марьинской станицы урядник Сергей Иванович Поляков, который, видя мучения своих раненых товарищей и сознавая тяжесть их положения, усердно молился, обращаясь молитвой к св. Николаю Чудотворцу, о сохранении его от смерти. Он дал при этом обет по возвращении домой устроить на свои средства колодец, который находился бы вблизи дороги, чтобы утомленные путники могли утолить свою жажду. Искренние молитвы, обращенные к св. Николаю Чудотворцу, сохранили жизнь Полякову, а по возвращении домой он исполнил данное обещание и избрал местом для колодца Бекреневскую балку. Избранное место по церковному чину было освящено приходским священником отцом Терентием Афанасьевым. Вскоре после начала работ колодец был готов. На глубине 6 сажень (1сажень=213 см) появился обильный ключ, из которого била вода с большой силой и хорошего качества. В довершении работ колодец был оборудован деревянным срубом с крышей, под которой был установлен образ святителя Николая Чудотворца. По окончании работ источник был освящен по церковному чиноположению. Возможно, на этом история этого источника и была бы закончена, но 25 мая 1867 года произошло очень важное для России событие.

http://sobory.ru/article/?object=38548

3406 ААНЛ. 1754 г. 80, лл. 1–23; 1754 г. 88, лл. 1–39; 1759 г. 49, лл. 1–9; 1761 г. 125, лл. 1–37; 1769 г. 37, лл. 1–2. 3424 ААНЛ. 1764 г. 77, лл. 1–46, 83, лл. 1–8, 84, лл. 1–8. 85. лл. 1–6. 86, лл. 1–19, и 88, лл. 1–4. 3430 АСС. 1751 г. 126, лл. 1–8; 1751 г. 157, лл. 1. 2; 1751 г. 172, лл. 1–2; 1751 г. 175, лл. 1–4; 1751 г. 221, лл. 1–3. – См. стр. 493. 3471 ААНЛ. 1766 г. 39, лл. 1–20. – Ср. ААНЛ. 1767 г. 54, лл. 1–65. Торги на вставку стекол в 1767-м году. 3475 ААНЛ. 1766 г. 57, лл. 1–17; 1767 г. 8, лл. 6–7: опись 1767-го года; 1767 г. 10, лл. 5. 9. 22. 24: опись; 1766 г. 47. лл. 1–23; 1766 г. 35, лл. 25–27: описание Кенигсбергской церкви. 3479 ААНЛ. 1767 г. 17, л. 10, – Амвросий архим., «Ист. Росс. иер.» II, 222–223. – У того же архимандрита Амвросия, «Истор. Росс. иер.» II, 189, видимо, неточно, сказано в другом месте, что «в деревянных братских кельях, сооруженные при начале Монастыря, братья жила до 1764-го года». 3498 ААНЛ. 1767 г. 9, лл. 1–6; 1767 г. 8. лл. 6–7: опись 1767-го года; 10, лл. 5–6. 22: опись. 3530 ААНЛ. 1766 г. 85, л. 18. – «Ист.-ст. свед. о Спб. еп.» VIII, 5. – Амвросий, архим., «История Росс. иер.» II, 211. «Для сего производства составлена была марочная Контора строения», которая и существовала до упразднения, «по окончании своего дела», высочайшим указом 24-го апреля 1791-го года. 3533 ААНЛ. 1775 г. 53,  лл. 1–14; 1775 г. 37, лл. 1–17; 1775 г. 55, лл. 1–16: описи строений Семинарии и Библиотеки. 3535 ААНЛ. 1766 85, лл. 27–28. 29 и 30. – Рубан В., «Описание СПб.», 371. – Амвросий, архим., «История Росс, иер.» II, 211. 215. 3538 Рубан В., «Опис. СПб.», 372–373. – Амвросий, архик., «История Росс. иер.» II, 213. Здесь вышина с крестом показана 20 сажень. – То же и у Пушкарева И., «Опис. СПб.» I, 135–136. – ГОАНЛ, I, 1–8. – Тихон, архим , «К столетию Св.-Тр. собора Ал.-Невск. Лавры», СПБ. 1890. Стр. 32–33. 3539 Амвросий, архим., «История Росс, иер.» II, 215–216. – Пушкарев И., «Опис. СПб.» I, 134–135. – Тихон, архим., «К столетию Св.-Тр. Собора Ал.-Невск. Лавры», 10–15.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Из общественных и казенных строений нет замечательных, Присутственные места помещаются в бывшей канцелярии Павловской крепости. С 1796 года начато строение каменного двухэтажного магистрата, из оставшейся суммы от пожалованных 5000 рублей блаженной памяти государыней Екатериной II на вспоможение погоревших в 1793 году; но скоро после того оное строение магистрата остановилось. Ныне в городе Павловске господских домов деревянных 16, обывательских 304, лавок деревянных 18. Город весь разделен по плану на 30 кварталов; улиц в нем больших 8 и малых 5, Близ города находится на Осереде городская мельница, а ниже ее мост на большой Воронежской дороге. Земли под городом заселенной 147 десятин и 415 саженей; да неудобных мест 27 десятин 30 саженей; под выгоном 2104 десятины 559 саженей. Лесу дровяного в нем же 650 десятин; неудобной земли 213 десятин 200 саженей; а всего городской и выгонной земли 3141 десятина 1204 сажени. Сверх сего купцам и мещанам жалованы земли грамотой от государя императора Петра I во удовольствие за убытки их при переселении из Азова и Таганрога. Но пока при Павловске были государевы конские заводы, то они сими землями не владели. Да и по упразднении заводов оных с 1760 года провиантская канцелярия ведала сии земли и отдавала луга из оброка. Уже в 1769 году по упомянутым грамотам государя императора прирезано к вышепоказанному числу еще 5356 десятин 1305 саженей, да лесу строевого при реке Дону 479 десятин 1400 сажень, а всего 5836 десятин 205 сажень. Жителей в городе Павловск по пятой ревизии: купцов мужеска 253, женска 260; мещан мужеска 375 и женска столько же; однодворцев мужеска 96, женска 126; помещичьих крестьян мужеска 56, женска 92; духовных мужеска 41, женска 32; военных и статских мужеска 108, женска 113, а всего ныне в городе Павловск жителей мужеска 929, женска 998, а обоего пола 1927 душ. Церкви и церковнослужители состоят ныне под управлением Епископа Воронежского, а сначала состояли под непосредственным ведением патриаршего приказа. Сие право предоставлено им было потому, что все духовенство и даже Соборный иконостас, ризница, утварь и самые колокола, доныне целыми еще оставшиеся, как выше сказано, переведены из Азовского Собора, состоявшего под непосредственным ведомством патриаршего приказа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Реку Тетерев пересекают Киево-Брестская железная дорога, которой железнодорожный мост находится у местечка Чуднова и Киево-Брестское, и Житомиро-Бердичевское шоссе, на которых шоссейные каменные мосты имеются у Коростышева (Киевской губернии), и Житомира. 8. Збруч – приток Днестра – берёт начало из болота, лежащего к югу от села Гальчинцы Староконстантиновского уезда и, пройдя 8 вёрст от истока, направляется по границе между Галицей и Волынской и Подольской губерниями, и впадает в Днестр у местечка Исаковец Каменец-Подольского уезда. Длина всего течения по границе – 213 вёрст. Общее направление реки – с севера на юг; от Гусятина до устья оно очень извилисто. Берега реки в летнее время доступны почти на всяком месте, в верховьях – отлоги и представляют обработанные поля. Левый (наш) берег командует над правым; местами берега круты и обрывисты, а ниже Тарноруды – высоки и скалисты; течение во многих местах делится, и образует острова. Ширина в местах, где нет запруд, редко превосходит 4–5 сажень; в местах же, где устроены запруды (таковые преимущественно в верховьях) она нередко доходит до 300–400 саж. Глубина в верховьях, где есть запруды, достигает 2–3 саж., а в прочих местах изменяется от ½ до 3 аршин и более. В мелких местах существуют броды, против которых на Австрийском правом берегу устроены сторожки для парных часовых; на нашем – левом берегу – расположены гораздо чаще кордоны и расхаживают вооружённые часовые. Дно реки иловато, но местами – каменисто. Течение более быстро в нижней части реки. Замерзание реки бывает в конце ноября, а вскрытие – около половины марта. Через р. Збруч имеется железный «Мысловский» мост, находящийся на железной дороге из России в Австрию, между станциями Волочиском и Подволочиском. 9. Западный Буг – правый приток р. Вислы – берёт своё начало в Галиции, в пределы же России входит у села Большие Джарки, отделяя Люблинскую губернию от Владимир-Волынского уезда. Длина реки в пределах Волынской епархии равняется 218 вёрстам; на всём этом протяжении река делает весьма частые изгибы. Долина реки большей частью болотиста, но не широка; ниже Устилуга она делается шире и более лесистой. Правый берег, от границы до Устилуга, холмист, ниже Корытницы – расходится, но в общем правый берег выше левого, командование постоянно переходит с одного берега на другой. Ширина реки изменяется от 7 до 25 сажень, при весенних разливах достигает 4 вёрст. Глубина – от 6 футов до 4 саж. Весной уровень поднимается на 12 футов над горизонтом высших летних вод. Скорость течения доходит до 2–5 фут. в секунду. Река замерзает обыкновенно в первых числах декабря, а вскрывается в первой половине марта. В первой половине лета производится сплавное судоходство; преимущественно сплавляются лес из Галиции и местные лесные изделия, а также хлеб, направляющийся в Балтийские порты к Данцигу. Через Западный Буг имеется железнодорожный мост Привислянской железной дороги у Волчьего перевоза.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Не думайте, однако, чтобы герцог Курляндский спокойно расстался с намерением, более шести лет его занимавшим. Нет, внешнее его спокойствие на свадьбе герцога Брауншвейгского означало какие-то новые замыслы, таившиеся в его голове. Нельзя было узнать их, потому что хитрец умел быть скромным, но можно было только догадаться о них по разговорам придворных: после свадьбы принцессы Анны уже никто не называл ее наследницей престола, а только матерью будущего наследника, потому что императрица торжественно объявила, что отдаст престол одному из будущих сыновей своей племянницы. Штофный кафтан — кафтан из плотной шелковой ткани с разводами. Кабинет-министр — один из трех членов Кабинета министров, который являлся верховным государственным органом в годы правления Анны Иоанновны (1731–1741). Обер-егермейстер — придворный, ведающий охотой. Так называли старшего начальника над придворными егерями. Сажень — старая русская мера длины. В XI–XVII веках встречались сажени и в 152, и в 176 см. В дальнейшем размер сажени был определен в 7 английских футов, что равняется 213,36 см. Лафет — часть артиллерийского орудия; специальный станок, на который крепится пушечный ствол. Существует два основных типа лафета: колесный и стационарный (имеющий неподвижное основание). Мортира (гол. ступа) — артиллерийское орудие с коротким стволом, напоминавшее ступку, откуда и произошло ее название. Мортира предназначалась для разрушения крепостей и других оборонительных сооружений. Грот — неглубокая пещера, со сводчатым потолком и широким входом. Искусственные гроты (иногда в виде павильона) были широко распространены в европейской парковой архитектуре. Недоимка — не уплаченная в срок часть налога (подати). Доимочные приказы (канцелярии) — губернские учреждения, существовавшие в России в XVIII веке и занимавшиеся сбором недоимок. Брауншвейг — немецкое герцогство, которое в войнах XVIII века являлось союзником Пруссии. Герцог Карл и его сын Карл-Вильгельм Фердинанд были командующими не только отдельными воинскими частями, но и главными силами прусской армии. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010