При входе низкое крыльцо из белого мрамора, с перилами, по обеим сторонам большие серебряные подсвечники со свечами. Войдя в часовню, мы находимся в преддверии Гроба Господня. Гроб Господень есть каменный вертеп, которого отверстие было завалено камнем. «И положил Его в новом своем гробе, который высек он в камне; и привалив большой камень к двери гроба, удалился». Так говорит святой евангелист Матфей ( Мф 27:60 ). В Евангелии святого Иоанна сказано: «Близь же места того, где Он был распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто положен не был» ( Ин 19:41 ). Это объясняет близость Голгофы от места погребения Спасителя. Преддверие заключает то место, где Ангел Господень был виден сидящим на отваленном от гроба камне; оставшийся обломок от этого камня вделан в большую мраморную вазу; она служит престолом при совершении литургий и освещена 15-ю драгоценными лампадами. Обломок камня – такого же известкового кряжа, как и скала Голгофы. По обычаю иудеев, тела усопших обвивались полотном и полагались в вертепе на высеченном в стене пологе. Таков есть гроб Спасителя. Входя в пещеру, должно нагнуться всею головою; длина пещеры есть то пространство, которое может занять простертое тело усопшего. Промежуток между пологом и стеною вертепа в полтора шага. По измерению г-на Воробьева, площадь вертепа составляет квадратную сажень. Каменный полог, на котором было возложено Пресвятое тело Иисуса, облечен белым мрамором. Верхняя доска переломлена надвое. Тридцать шесть золотых и серебряных лампад, спущенных со свода, горят день и ночь во гробе Иисуса и испаряются сквозь небольшие отверстия купола. Стена, прилежащая к Гробу Господню, украшена мозаическою картиною Воскресения; небольшой, но выразительный образ Пресвятой Богородицы висит на стене против входа. Свежие цветы наполняют благоуханьем воздух. Драгоценнейшие эссенции ароматических вод, а еще чаще слезы грешного человечества беспрестанно орошают трехдневное смертное ложе Искупителя мира. Не должно воображать, будто бы гробовой вертеп Спасителя находился на этом месте так одинок, как он теперь; он входил в общий состав каменистого хребта этого места и примыкал к другим гробовым пещерам; гробы Никодима и Иосифа Аримафейского находились возле; они теперь вошли в стену храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Видно, что это золото храма фарисеи считали более священным, чем самый храм, хотя и неизвестно, почему именно. – «Повинен»: обязан непременно сдержать клятву, а если не сдержит, то подлежит известному наказанию, как виновный в нарушении клятвы. – «Храм, освящающий золото»: освящать значит делать священным, назначать для особенного религиозного употребления. Золото храмовое потому делается священным, что находится в храме; будь оно в другом месте, оно не имело бы такого значения. Следовательно, безумно считать более священным то, что само освящается, нежели то, чем оно освящается. Мф.23:18–19 . Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? «Жертвенником»: или алтарем всесожжений, находившимся во дворе храма, где приносили жертвы (см. прим. к Мф.21:12 ). Он был из неотесанных камней, четвероугольный, длиною и шириною при основании около 10 сажень и вышиною около 10 аршин. На нем приносились жертвы или дары во всесожжение (ср. прим. к Мф.5:23 ). – «То ничего»: см. прим. к ст. Мф.23:16 . – «Повинен»: «по учению фарисеев тот, кто клялся золотым сосудом или волом, или овцою, назначенными для жертвы, а потом нарушал клятву, тот присуждался представить во храм то, чем он клялся; дар они предпочитали алтарю ради прибыли, получаемой от жертв. А если кто, поклявшись храмом, нарушал клятву, то поскольку он не мог создать ничего подобного храму, разрешался от клятвы; посему клятва храмом становилась незначительною по причине любостяжания фарисеев» (Феофил.). – «Жертвенник, освящающий дар»: жертвенник, посвященный Богу, сообщал освящение полагаемому на него дару или жертве; следовательно, он важнее и священнее, чем дар освящаемый от него; следовательно, клянущийся жертвенником и нарушающий клятву повиннее, чем клянущийся только даром одним. Мф.23:20–22 . Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Итак, Господи, по-нашему, мы не знаем, что делать, чтобы накормить столько народу: денег нет достаточного количества, а пяти хлебов да двух рыбок слишком мало для насыщения его. Как по-Твоему? – А по-Моему вот как: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы, купленные у мальчика, и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел [ст. 10–11]. Все ели и насытились, да еще собрали двенадцать корзин. Да, Господи, по-Твоему так: Ты всемогущ, а по-нашему, это невозможно было. Затем вскоре Иисус идет по морю Богочеловеческими стопами. Обстоятельства чуда были таковы: после насыщения хлебами, вечером, чтобы не заночевать в пустом месте и удалиться от народа, по повелению Господа ( Мф. 14,22 ) ученики отправились к морю, сели в лодку и начали грести на ту сторону озера в Капернаум. Стало уже темно, а Иисуса, Который обещал им, отпустив народ, встретить их на той стороне, не видно было нигде. Дул сильный ветер, и море волновалось [ст. 18]. Но вот, отгребши двадцать пять или тридцать стадий от берега, они видят Его идущим по морю и вдруг очутившимся близ лодки их – и испугались. Господь успокоил их: это Я: не бойтесь. Они только лишь хотели Его взять в лодку, как она очутилась у того берега, к которому они шли. Это чудо, то есть что лодка вдруг пристала к берегу, когда они хотели взять Господа в лодку, – до берегу было еще далеко, иначе зачем было бы и брать Его в лодку. Апостолы думали, что Он устал, шедши пешком. Нечто подобное, то есть необыкновенная, чудесная легкость тела, бывает и у людей: один святой отшельник во время своей молитвы виден был отстоящим от земли на сажень и висящим в воздухе. Господь также после молитвы на горе шел по морю. Но Он и во всякое другое время, и притом как Бог, собственною, а не постороннею силою может возвышаться от земли или ходить по воде. Со святыми были чудеса от Его силы. На следующий день народ, насыщенный чудесно пятью хлебами и двумя рыбами, замечает, что Господа нет с ними, но верно зная, что ученики Его одни вечером сели в лодку и отправились на ту сторону обширного озера и что другой лодки не было на этой стороне, кроме той, удивились, куда Он ушел с их глаз.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И вот, когда Он отдыхал здесь, пришла за водой одна самарянка, которая принесла с собой кувшин с длинной веревкой для доставания воды из священного колодца, имевшего не менее пятнадцати сажень глубины. Появление ее было совершенно неожиданным так как женщины обыкновенно ходили за водою вечером и притом целыми партиями. Но она предпочитала запастись водой в это именно не­урочное время, как бы избегая встречи с другими женщинами, среди которых она не пользовалась доброй славой. Страдая от жажды, Иисус Христос не мог не обрадоваться ее приходу, и лишь только она почерпнула воды кувшином, как Он обра­тился к ней с просьбой: «дай Мне пить». По одежде и языку женщина сразу увидела, что Он иудей, и удивленно заметила Ему: «как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? ибо иудеи с самарянами не сообщаются». Спаситель видел ее простодушие и захотел не только просветить ее великими исти­нами, постигнуть которые не дано было величайшим мудрецам древнего мира, но и сообщить ей страшное откровение о Себе Самом. Возводя ее мысль от простой материальной воды, утоляю­щей временно телесную жажду, Он напомнил ей о существовании другой воды – дара Божия, утоляющего жажду духовную. «Если бы ты знала дар Божий, сказал Он удивленной женщине, и кто говорит тебе: дай Мне пить; то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Мысль была ясная, но не для простого разума самарянки, и она могла только удив­ленно заметить, как и где Он может взять эту воду живую, – уж конечно не в этом колодце, так как Ему нечем и почерпнуть из него. Но если у Него есть другая, лучшая вода, то неужели Он выше отца их Иакова, который сам и его се­мейство пил из этого именно колодца, считая ее годною и хоро­шею даже для себя? Любопытство ее видимо было крайне затро­нуто подобным заявлением, и она готова была продолжать беседу и дальше. Вода эта несомненно хороша, отвечал ей Спаситель; но «всякий, пьющей воду сию, возжаждет опять: а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

И послушал его Авель, и, когда вышли, восстал Каин на Авеля и хотел убить его, но не знал, как это сделать. И сказал ему сатана: «Возьми камень и ударь его». Он взял камень и убил Авеля. И сказал Бог Каину: «Где брат твой?». Он же ответил: «Разве я сторож брату моему?». И сказал Бог: «Кровь брата твоего вопиет ко мне, будешь стонать и трястись до конца жизни своей». Адам и Ева плакали, а дьявол радовался, говоря: «Кого Бог почтил, того я заставил отпасть от Бога и вот ныне горе на него навлек». И плакались по Авеле 30 лет, и не истлело тело его, и не умели его похоронить. И повелением Божьим прилетели два птенца, один из них умер, другой же ископал яму и положил в нее умершего и похоронил его. Увидев это, Адам и Ева выкопали яму, положили в нее Авеля и похоронили с плачем. Когда Адаму было 230 лет, родил он Сифа и двух дочерей, и взял одну Каин, а другую Сиф, и оттого пошли плодиться люди и множиться на земле. И не познали сотворившего их, исполнились блуда, и всякой нечистоты, и убийства, и зависти, и жили люди, как скоты. Только Ной один был праведен в роде людском. И родил он трех сыновей: Сима, Хама и Иафета. И сказал Бог: «Не будет дух мой пребывать среди людей»; и еще: «Истреблю то, что сотворил, от человека и до скота». И сказал Господь Бог Ною: «Построй ковчег в длину 300 локтей, в ширину 80, а в вышину 30»; египтяне же называют локтем сажень. 100 лет делал Ной свой ковчег, и когда поведал Ной людям, что будет потоп, посмеялись над ним. Когда же сделал ковчег, сказал Ною Господь: «Войди в него ты, и твоя жена, и сыновья твои, и снохи твои, и введи к себе по паре от всех зверей, и от всех птиц, и от всех гадов». И ввел Ной, кого приказал ему Бог. Навел Бог потоп на землю, потонуло все живое, а ковчег плавал на воде. Когда же спала вода, вышел Ной, его сыновья и жена его. От них и населилась земля. И было людей много, и говорили они на одном языке, и сказали они друг другу: «Построим столп до неба». Начали строить, и был старейшина их Неврод; и сказал Бог: «Вот умножились люди и замыслы их суетные».

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopis...

Недалеко от трапезы, в нише продольной стены, вделана плита с углублением, назначение которой соответствует древнему обычаю: пред столом и после него, а также и утром, делать омовения. На правой стороне от колыбели, также за небольшой стенкой, помещена купель для Пречистого Отрочати, и наконец – на другой, продольной стене – сделано углубление, в котором, как должно полагать, хранились одежды. Вертеп имеет в квадрате не более трёх сажень 38 Святые Отцы говорят, что прибытие Иисуса Христа в Египет ознаменовалось падением идолов во всей стране. Судя по древности и смыслу этих преданий, должно принять их с уважением. Если некогда ковчег завета, заключавший в себе только священные вещи, будучи внесён в идольское капище Филистимлян, поверг и раздробил на части идола их: то не более ли должны были потрястись все «рукотворения египетская» пред Самим Господом, явившимся во плоти? «Идоли бо, Спас наш, не терпяще Твоея крепости, падоша» – возглашает Церковь в обоих акафистах – Спасителю и Божьей Матери (Икос 6). Сколько времени прожили Святые Странники в Египте, неизвестно. Но Отец Небесный благоволил воззвать оттуда Сына Своего, для явления тайны, от века предопределённой,– как об этом предсказал святой Пророк: «из Египта воззвах Сына Моего». Ангел явился во сне Иосифу и сказал: «востав поими Отроча и Матерь Его и иди в землю Израилеву, изомроша бо ищущия души Отрочате [Заметим при этом, что и в Вифлееме и в Египте Ангел являлся Иосифу, не имевшему уже более сомнений касательно целомудрия Марии, и уже не называл Её женой его, но только Материю рождённого; по отшествии волхвов он явился во сне Иосифу и сказал: «встань, возьми Младенца и Матерь Его (а не жену твою), и беги в Египет» ( Мф. 2:13 ); а также и пред возвращением из Египта сказал: «встань, возьми Младенца и Матерь Его, и иди в землю Израилеву» ( Мф. 2:20 )]. Иосиф встал, взял Младенца и Матерь, и пошёл в землю Израилеву 39 . Обратный путь Святого Семейства, по палестинскому преданию, пролегал чрез долину Аскалонскую, памятную единоборством Давида с Голиафом, где дорога, не доходя до Иуты, направляется к источнику Пресвятой Девы (в селении Мельха) и уходит в долину Гигантов.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Результатом этого было то, что город Сиппар (Сепарваим) был взять 14-го таммуза (в июле) без битвы, и находившийся в нем царь должен был бежать в Вавилон. Затем, как рассказывается в «цилиндре», Киру уже не оказывалось никакого надлежащего сопротивления, так что еламский завоеватель мог беспрепятственно подступить к самым стенам Вавилона. Но здесь он встретился с неприступными укреплениями. Вавилон, как сказано было выше, представлял собою громадную квадратную площадь, чрез которую протекал Евфрат. Двойные стены, в 40 сажень высоты и 12 ширины, с 250 укрепленными башнями и множеством всяких других укреплений и приспособлений для обороны, делали его решительно неприступным, так что, несмотря на осаду столицы, царь ее и все жители могли беспечно предаваться всем удовольствиям жизни. Но над Вавилоном произнесен был уже высший приговор, и против него не могли защитить никакая твердыни. Слабый Набонид между тем или умер от перенесенных политических потрясений, или передал власть в руки своего более энергичного сына, но во всяком случае главным действующим лицом в Вавилоне в это время был именно Валтасар. Этот молодой царь, которому уже раньше приходилось встречаться в открытом поле с Киром и оказывать ему серьезное сопротивление, теперь, находясь в неприступных стенах Вавилона, был вполне уверен в безопасности столицы и предавался беспечной жизни, отличавшей вообще жизнь вавилонского двора этого времени. Однажды он дал один особенно великолепный пир, на который приглашено было до тысячи вельмож и придворных, с их женами и царскими наложницами. Пиршества вавилонские отличались крайнею неумеренностью. Не только мужчины упивались вином, но и женщины, которые в упоении теряли всякий стыд. Роскошные палаты гремели музыкой, и драгоценные сосуды, отобранные у различных покоренных народов, служили настольными чашами. Чтобы еще более усилить торжественность пира, развеселившийся царь велел принести те золотые и серебряные сосуды, которые захвачены были в храме Иерусалимском. И вот, в поругание Богу этого храма, «пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его; пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных», богохульственно противопоставляя их могущество Богу иудейскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

675 Records of the Past, vol. III, pp. 39–50. Cuneiform lnscrip. of Western Asia, vol I, pp. 17–27. 677 Местоположение Гая и доселе отмечается курганом развалин, который так и называются курганом или по-арабски „телл“. 678 Tristram, Land of Israel, p. 152. В Масаде, по свидетельству того же Тристрама, он и его спутник могли вести разговор с третьим лицом на расстоянии более 200 сажень, и ясно слышны были даже и некоторые из замечаний, которые делали Тристрам и его друг между собою. Land of Moab, р. 33. 680 Эвальд отрицает это свидетельство Прокопия, но Грец признает его историческую достоверность. Во всяком случае свидетельство это поразительно совпадает с библейским повествованием. 681 Замечательно, что история даже недавнего времени была свидетельницей совершенно подобного же явления. В 1859 году совершенно такое же бедствие постигло австрийцев в битве при Сольферино. Портер описывает каменный град на Босфоре в 1831 году, когда он переезжал его на лодке. У одного из лодочников буквально раздроблена была одна рука, другой получил рану в плечо, и все другие были более или менее ранены. Одна градина разбила конец весла. Два человека были убиты па берегу, и у многих были переломаны члены. Некоторый из найденных градин, поднятых после, оказались более фунта весом и многие в 3 / 4 фунта. См. Geikie, Hours, т. II, стр. 416 (американское изд. 1882 г). 682 Остатки города Мадона с вероятностью можно видеть в развалинах Мадина, к западу от озера Галилейского. 687 Об этом говорится в переводе семидесяти в двух местах: так, в Нав. 21:42 читается: „когда Иисус Навин кончил разделение земли по пределам ее, тогда сыны Израилевы дали часть Иисусу Навину, но повелению Господню, дали ему город, которого он просил, – Фимнаф – Сару дали ему, на горе Ефремовой. И построил Иисус Навин город, которого просил, и жил в нем. И взял Иисус Навин каменные ножи, которыми обрезал сынов Израилевых, родившихся на пути в пустыне, ибо они не были обрезаны в пустыне и положил их в Фимнаф-Саре“. Второе свидетельство о том же находится в 24:30: „и положили там с ним во гроб, в котором хранили его, каменные ножи, которыми Иисус Навин обрезал сынов Израилевых в Галгале, когда вывел их из Египта, как повелел Господь: и они там же до сего дня“.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Таким образом последние минуты пребывания на земле Богочеловека проведены были Им на горе Елеонской и последнее видимое благословение Его осенило эту гору. Гора Елеонская есть самая значительная из гор, лежащих в окрестностях Иерусалима. Она стоит пред лицом Иерусалима к востоку 113 , возвышается над этим городом почти на 30 саж. и отделяется от него Кедронскою долиною. Гора Елеонская есть, собственно говоря, горный хребет, имеющий в длину 3 1 / 2 версты. Он тянется от юга к северу, облегая Иерусалим с востока. Южная оконечность хребта отстоит не более как на полверсты от восточной стены Иерусалима; расстояние между северным его концом, уклонившимся к западу, и северною стеною города несколько значительнее, а именно 1 1 / 4 версты. В книге Деяний 114 замечается, что гора Елеон находится близь Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. Иосиф Флавий 115 определяет это расстояние на 5 стадий. Хребет горы Елеонской состоит из трех отдельных вершин. Значительнейшая из этих вершин – северная; высота ее достигаете 380 саж. над поверхностно Средиземного моря. Она носите название горы мужей Галилейских (карем-ел-Сайяд). Предание говорит, что здесь, по вознесении Господа на небо, апостолам предстали два мужа в белой одежде, и сказали: мужи Галилейские: что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо 116 . Предание это, однако же, трудно привести в согласие с преданием о вознесении Господа с средней вершины горы. Средняя (джебел-ет-Тур) только на сажень ниже северной вершины. Она, в собственном смысла, есть гора Елеонская и с нее-то именно, как гласит весьма древнее предание, вознесся на небо Господь Иисус. Здесь, в память вознесения Господня, Цари Константин и Елена построили обширный храм, ныне вполне разрушенный, его место, в настоящее время, занимает часовня, в которой, направо от входа, показывают камень с отпечатленной на нем левой человеческою ступнею это, говорят, след, оставленный возносившимся Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

У еванг. Матфея тут прибавляется сказание о приставлении стражи ко гробу Спасителя врагами Его. Так он повествует: На другой день, который следует за пятницею, т. е. в субботу, вопреки закону о субботнем покое, за нарушение коего сами строго преследовали Господа, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и сказали: мы вспомнили, что обманщик тот (так по своему неверию и закоснению назвали они Господа), еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых. И будет тогда последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу, подите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и положили к камню печать (27:62–66). 4 После того, как Голгофа была прославлена смертию и воскресением Христовым, и христиане стали относиться к ней с великим благоговением, иудеи и язычники старались затмить ее славу; пещера гроба Господня и самая гора первыми были засыпаны мусором и землею, а вторыми на них поставлены идольские капища (Венере и Юпитеру). Но это-то и послужило к сохранению святыни; насыпи и идолы были памятиками, и по ним св. Елена обрела сию святыню. Капища ею были низвергнуты и насыпи сняты до той самой земли, которая освящена была стопами. Божественного Страдальца и обагрена Его кровию. Тогда сын св. царицы Елены, император Константин Великий над пещерою гроба Господня и над Голгофою построил обширный храм Воскресения Христова. Престол на нем поставлен на том самом месте, где был водружен крест Иисуса Христа. Он открыт по бокам и под ним видно круглое отверстие, где стоял крест. Направо возле престола видна трещина скалы, распавшейся при кончнне Господа. Гроб Господень, т. е. пещера Его погребения, помещается на западном конце храма в устроенной над ним часовне. Вход в пещеру низок, внутренное пространство ее – в квадратную сажень. В пещере с правой стороны уступ, на котором собственно было положено тело Христово. Он покрыт белою мраморною плитою, и на нем, как на престоле, совершается литургия. Камень закрывавший гроб Господень, служит вместо жертвенника. Множество лампад горит день и ночь во гробе Христовом. При императоре Константине воздвигнут был храм и над пещерою Рождения Христова в Вифлееме и на горе Елеонской, откуда вознесся Господь. Читать далее Источник: Толкование на Евангелие от Луки/Сост. прот. И. Бухарев, законоучитель Моск. мещ. уч-щ. - Москва : кн. маг. В.В. Думнова п/ф " Насл. бр. Салаевых " , 1902. - 414 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010