Внутри его пределов стояло три или четыре обширных здания, стена которых, по свидетельству Геродота, была немного меньше по крепости сравнительно с стеной самого города. Об обширности царских жилищ можно судить по тому, что холм, на котором возвышалось одно из них, занимает 37 акров земли, а другое, еще и теперь известное под названием Каср, то есть дворец, имело 400 сажень в длину и 300 сажень в ширину. Близь центра этой исполинской площади, которая, хотя и имела 70 футов в вышину, была лишь искусственной террасой, еще и теперь возвышается один остаток дворца. Стены, столбы и сваи из кирпичей, чудесно сохранившиеся до нашего времени и в некоторых частях украшенные пилястрами, еще и теперь указывают нам на то самое здание, которое было одним из чудес света; но развалины слишком жалки, чтобы дать нам возможность вполне понять план этого здания в его целом виде. Он несомненно содержал в себе целый лабиринт дворов, больших зал, галерей и меньших помещений, блиставших всевозможными цветами, или украшенных скульптурой и живописью, изображениями сцен войны и охоты ( Иез. 22:14, 15 ). Даже внутренние стены блистали всевозможными яркими цветами; бесчисленные обломки их кирпичей еще и теперь скрыты толстым слоем эмали над ярко голубыми, красными, желтыми и черными цветами 347 . Дворцовые сады были решительно одним из чудес света. Навуходоносор женат был на мидийской принцессе и, думая, что она тосковала по своим родным горам, смотря на плоскую поверхность вавилонских равнин, решился как-нибудь удовлетворить ее тоску по родине и в то же время показать, как сильно он любил ее. Он приказал, чтобы в «парадизе» ее дворца были воздвигнуты покрытые лесом холмы. С этою целью воздвигнуты были чудовищные арки в роде пирамид до 400 футов высотою, и на них устроены были искусственные холмы и горы из земли, на которые пересажены были из лесу огромные деревья, перенесенные во всем их цвете, и кустарники из цветущих кустов, среди которых на различных высотах помещались прохладные комнаты с царским убранством.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Это значит, что для образования особого Изюмского полка, что особенно ясно видно в грамоте 1685 года, которую представим ниже. На горе, возвышающейся над нынешним Изюмом, есть Кременец, след бывшего здесь татарского укрепленного хутора, сделанного для защиты на случай нападения русских. На левой стороне Донца, на речке Изюмце, есть Курган с древним укреплением. И здесь же вблизи – местность, называемая Зверинец. Эти места должы быть признаны местами первоначального русского Изюма. С одной стороны, эти места не имеют другого происхождения в истории, кроме допускаемого нами; с другой – все первоначальные русские и казацкие поселения по Донцу располагались на левом берегу, а правая сторона Донца считалась Крымскою. Что касается до мнения, будто древнейшее Изюмское поселение – Изюмский Курган – находилось при вершине речки Изюмца, в 2 верстах от села Изюмца – Бугаевки, то памятники древности говорят против него и в пользу нашу. В Книге большого чертежа читаем: «а от речки Балыклеи к речкам к Изюму да к Изюмцу, а пали те речки в Донец под Изюмским Курганом, а Царева града верст с 8, и тут Донец Северный взялся». В другом месте говорится: «а ниже Берек больших, верст с 7, пала в Донец речка Ерек Каменный, а меж Берек и Ерка Каменного Изюмский курган, а от Каменного Ерка к новому Цареву граду верст с 10». Видите, Изюмский курган с одной стороны лежит не при вершине речки Изюмца, а при впадении ее в Донец, с другой – он ниже реки Береки, в 8 верстах от Цареборисова, называемого в Чертеже Царевым городом. Таким образом Книга Чертежа вполне утверждает нас в мнении о месте Изюмского кургана, а вместе с тем и о месте первого русского Изюма. Сторожевые русской границы заняли место у самой переправы через Донец, чтобы не пускать татар на левый берег при самой переправе их. Так было еще в 1571 году. Харьковский полковник Григорий Донец устроил крепость Изюмскую уже на правой стороне Донца, ниже татарского Кременца, – там, где ныне расположен Изюм. Вот что писал об этом сам полковник от 29 июня 1681 года генералу Григорию Ивановичу Косагову: «Ведомо тебе, Государю, буди, что городового и валового сделал я полку своего козаками: на высоком кургане городок огородил палями, округ от поля дубовым лесом, стена 64 сажени, и рву прибавил, (следовательно ров был и прежде) вширь и вглубь; от роскату пальми всяким лесом 49 сажень и рву также; третья стена огороди огорожена и ров ископан 50 сажень, а в той стене на кургане башня до навесу 25 венцев, а на навесу с закатом 10 венцев и чердак; четвертая стена, от берега до кургана 54 сажени, также огорожена и окопана рвом, а на проезжих воротах башня 17 венцев, у четыре угла, и мост, а на той башне почали делать шестиугольный роскат.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Активное заселение Русского Севера началось именно с появлением на севере европейской части России мощных монастырей. Они смогли сформировать не только духовную культуру, но и экономическую инфраструктуру, наладить связь и сообщение с центральными и южными областями России, обеспечив тем самым сбыт северных товаров на юге и поставку нужных продуктов из южных областей на север. У промысловиков, которые раньше приезжали в суровые края сезонно, теперь появился стимул поселиться в северных областях, завести семьи и хозяйство. На Русский Север потянулись переселенцы... Роль Петра I вы преувеличиваете. Он приезжал в Архангельск, чтобы учиться у поморских корабелов, и заезжал на Соловецкие острова на яхте «Святой Петр» в эпоху, когда Русский Север уже был достаточно плотно заселен. А активное заселение Русского Севера началось раньше, с появлением на севере европейской части России мощных монастырей. Они смогли сформировать не только духовную культуру, но и экономическую инфраструктуру, наладить связь и сообщение с центральными и южными областями России, обеспечив тем самым сбыт северных товаров на юге и поставку нужных продуктов из южных областей на север. У промысловиков, которые раньше приезжали в суровые края сезонно, теперь появился стимул поселиться в северных областях, завести семьи и хозяйство. На Русский Север потянулись переселенцы... Что такое «рыбий зуб»? Одно из названий поморского гарпуна с острой костяной насадкой Плотный хрящ «носа» стерляди Моржовый клык Не угадали. Поморский гарпун называется «кутило» и делается так: острый железный наконечник — носок — свободно насаживался на длинный, в сажень, деревянный шест. К носку крепился ремень — обора, длиной пятьдесят-шестьдесят саженей (сажень — 2,13 м). Древко служит для метания кутила. А вот рыбий зуб — это устаревшее русское название клыка моржа. Очень ценный продукт! Экспортный товар! Прекрасный поделочный материал, не уступающий слоновой кости. Шахматные фигуры, копоушки, пуговицы, рукоятки ножей, гребни и много других резных искусных товаров от русских поморов продавались на рынках Западной Европы и Византии. Арабские авторы с восторгом писали о зубах неизвестных животных, привезенных с севера в Булгар, а затем в Хорезм, которые походили на слоновую кость и продавались по очень высокой цене.

http://sever.foma.ru/ds_quiz/soshel-by-t...

Зато те, кто перетерпит, начинают жить хорошо, труд и лишения вознаграждаются. – На таких же условиях раздаются различные копи, минеральные источники и пр., открывший может хлопотать и получает право на владение и разработку. Чтобы ускорить колонизацию и несколько помочь военному бюджету, правительство завело было военные поселения, думая, что насаждает казачество. Каждая семья, обязавшаяся выставлять одного солдата (отец, после отца сын, внук и т. д.), получает участок земли и даже готовый домик на нем, податей за это не берется, несколько лет выдается даже субсидия. Но эти поселения, говорят, не удались и, кажется, близки к закрытию. Если назвать такие военные или простые поселения деревней, точного представления о них не получится. Дома стоят каждый на своем участке, следовательно, на расстоянии 50, а иногда и 100 сажень один от другого. Вы едете прямой, как стрела, дорогой, по сторонам густые заросли чередуются с только что вспаханной новиной, на ней торчат высоко, на сажень и более, срезанные пни дерев-великанов, между ними пробиваются всходы (родится здесь ячмень, кукуруза, просо, гречиха, пшеница, пробуют сеять и рис и, говорят, в иных местах урожай хороший), то и дело валяются огромные, кое-как обрубленные стволы, которых убрать не под силу хозяину, видны курящиеся костры, жгут лишний лес. Тут же где-нибудь ютится и невзрачная лачужка поселенца с ее соломенной крышей, с грядками овощей, с цветником. Далее, сквозь заросли из-за золотистых подсолнечников выглядывает соседний двор. В военном поселении порядка, конечно, больше: дома также далеко один от другого, но уже несколько выровнены в линию, к каждому ведет с дороги прямая тропинка, иной раз на дорогу выходят и ворота с толстыми столбами (леса здесь жалеть не приходится). Если деревни, которые так тянутся на 15, на 20 верст. В каждой деревне есть свой «сигай», т. е. то, что можно назвать деревней в собственном смысле: здесь домики собрались в улицу, живет жандарм, стоит нечто вроде волостного правления, почта, кузница, есть лавки, мастерские и несколько гостиниц или постоялых дворов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Итог строительных работ этого года был следующий. В соборной церкви выведено было фундамента на 1½ аршина, «в стенах заведено из тесаной плиты 20 гробниц», 4 в алтаре и 16 в церкви. Плитного и дикого камня употреблено было 135½ сажен и 5.000 кирпича. При каменном строении в Монастыре в галереях сведены своды. «В трех линиях у сводов положено в дело» кирпича до 34.000. На Васильевском острове палаты совсем отделали, только за недостатком кирпича не свели в погребах одного свода. Кирпича употреблено было здесь до 117.000, черепицы 1.000 555 . В 1722-м году устраивался сад. С декабря 1721-го по март 1722-го года вывозили излишнюю землю от ново построенного канала для уравнения огорода, всего 267 сажен. За каналом к пильной мельнице в феврале построены из бревен «рубленые цветники, в которых будут содержаться и расти зимним временем овощи»: здание в сажени, вышиной в 2 спереди и сзади 3 аршина, с двумя печами, нагревание которых происходило из каморок, пристроенных к задней стене; 2 ящика, рубленые в лапу, 1 длиною в 5 сажен, поперечнику аршина, с перерубом, другой в 6 сажен, с тремя перерубами. В цветниках 24 стекольчатые затвора в стенках. Перед цветниками – ящик бревенчатый в 7 сажен длины, поперечнику 2 1 / 4 аршина, о трех перерубах. При цветниках – светлица с перерубом и сеньми в сажени, в сенях чулан. Все строение крыто пильными горбылями 556 . В феврале и марте 1722-го года на ново заведенный «монастырский огород, что при Невском Монастыре к пильной мельнице», было вывезено из-под деревни Волкова на монастырских лошадях 12 сажен песку. Песок обошелся в 32 рубля. Тогда признано было более выгодным поставку песку передать подрядчику. Подрядчик поставил в течение лета 60 сажен самого доброго песку на монастырском судне по 40 алтын и гривне за сажень 557 . В апреле 1722-го года садовое место от архитектора еще не было размерено, и садовник не мог определить, сколько всего потребуется песку 558 . В мае 1722-го года сдан был подряд на поставку 200 сажен навозу в новозаведенный сад, по 1½ рубля за сажень 559 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

На вершине стояло пять термов, которые он ещё сам видел. Окружность памятника состояла из 6 стадий и 2-х плефров, что составляет около 600 сажень. Несмотря на то, что теперь все основание памятника далеко углубилось и занесено землею и что вершина значительно уменьшилась от доджей и непогод, вид этого исполинского памятника поразителен, и даже из Сардиса он уже удивляет взор путешественника. И теперь высоты его доходит до 30 сажень. Видев в Пантикапее могильные курганы царей Понтийских, я не мог не узнать тот же самый отпечаток в памятниках Лидийских, но только несравненно в огромнейшем размере. – Вскрытые курганы в Пантикапее представляют точно такое образование, как и памятник Алиатеса в описании Иродота, за исключением термов. Один из таковых термов, впервые описанный Прокешем  183 , выражает, грубым мифом, плодородную силу природы. Говоря о надгробном памятника Алиатеса, Иродот передаёт нам почти такую же народную сказку, как и о пирамидах египетских  184 . Повод к тому дал конечно народу этот терм, находящийся доселе на вершине памятника; коренное значение символа, употребленного при праздновании таинств Цереры, богини этой страны, было вероятно уже и при Иродоте потеряно. Таинства Цереры были празднованы, по свидетельству Стравона, в самом этом некрополисе царей Лидийских возле храма Артемиды, на берегу близ лежащего Гигеева озера; ибо невозможно, чтоб безнравственность лидян отражалась даже на их надгробных памятниках; это неестественно и невероятно. Простодушную народную сказку Иродота повторили за ним все древние писатели и она непрестанно повторяется буквально новейшими писателями. Если мы вспомним к тому басню фригийского Атиса и Кивелы, то наше предположение может подтвердиться дальнейшими доводами. Терм, подобный тому, который находится на гробнице Алиатеса, найден также Прокешем среди развалин храма, возле цитадели Сардиса. При виде надгробных лидийских курганов и находящегося в виде их Гигеева озера, я невольно вспоминаю пирамиды египетские и Меридово озеро; это самое приводит нас невольно к другим соображениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Софии, все в него стремятся. В одно время с нами ворвалось в неё и довольно народа, большею частью, из греков и армян, которые с жадностью ожидают такого случая. Все они бродили без всякого благоговения по храму в своих красных фесках, которые носят обыкновенно в комнатах и церквах, и потому не производили на меня столь грустного впечатления, как шляпы бывших с нами посетителей. Надобно видеть Св. Софию пред вечером, когда лучи солнца широко проникают во всю глубину её чрез западное обширное окно верхней галереи. Стены её до самых хор покрыты разноцветным мрамором, ясписом и порфиром, и довершают великолепие мозаиков при солнечном блеске. Колонны, коих считается более 80 по всему храму, собраны были из знаменитейших, капищ языческих, и здесь придают много красоты зодчеству, поддерживая лёгкие аркады хор и углублений алтарных. Восемь древнего зелёного мрамора взяты были некогда императором Аврелианом из капища сирийского Баалбека для украшения Солнцева храма в Риме: на них, собственно, лежат боковые хоры, или гинекион, где стояли женщины. Столько же драгоценных порфировых столбов поставлено по углам собора в его полукружиях; они принадлежали славному капищу дианы ефесской. Не менее драгоценны и прочие меньшие колонны верхних галерей. Рассматривая убранство древнего алтаря, не мог я однако же согласиться с нынешним обновителем Св. Софии. Привыкший к тесноте западного пресбитериума, или алтаря, и судя по римским древним базиликам, он ограничивал алтарь Св. Софии одним горним местом с его сопрестолием, и основывал своё мнение на том, что при оконечностях сопрестолия есть два боковых выхода, а между ними мраморный круг на помосте, теперь уже опущенном, означал будто бы место престола. Но в таком случае весь алтарь не имел бы даже и 5-ти сажень глубины, что не соответствует величию и пространству храма, и самому устройству восточных церквей, в которых алтарь занимает почти третью часть. Если же отнести иконостас к двум основным столбам, которые поддерживают купол, то внутри алтаря будет 13 сажень, и это более соразмерно с протяжением всего храма; тогда взойдут в алтарь и два боковые полукружия с порфировыми столбами ефесскими, а позади их жертвенник и ризница сами собой обозначатся весьма прилично в углах собора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Данное дополнение выделяется среди прочих живописными красками описания. Пронзительная тональность яркого и выразительного в своей образной конкретике отрывка, по сравнению с Библией, более рельефно и драматично передаёт состояние нравственного падения допотопного человечества (ср.: Быт. 6:5, 11–13; 2 Пет. 2:10–19). 412 Дополнительные расчёты Составителя Палеи. Пересчёт библейских показаний длины на древнерусскую меру, с одной стороны, был вызван тем, что масштабы ковчега без поправок оказывались весьма незначительными (порядка полутора сотен метров длины), что явно несоизмеримо с нагрузкой, которую должен был нести на себе ковчег, а с другой стороны – формировавшимися не без влияния апокрифов представлениями о гигантских размерах первых людей. Согласно «Беседе трёх святителей», голова Адама наделялась такими размерами, что «трём людям можно было влезть в неё» (Апокрифы–1997. С. 173). В «Сказании о древе крестном» говорится, что на Голгофе внутреннее пространство черепа Адама образовало пещеру, посетители которой могли удостовериться, что стены её б кость а не камень (Тихонравов–1863. 1. С. 312). В аналогичном сюжете, изложенном в «Сказании о главе Адамовой», Соломон отождествляет костяную пещеру с черепом первочеловека (см.: Порфирьев–1872. С. 89). В Индексах запрещённых книг, составленных Кириллом и Зосимой (XIV–XV вв.), имеются указания на то, что череп первочеловека в апокрифах об Адаме представлялся гигантским: лоб адамль, что 30 служб в нем и седем царей под ним сидело. Подобные факты распространялись в контексте библейских сведений об исполинах. Судя по приводимым в Палее соотношениям, кратность библейского и древнерусского локтей – 1(в расчётах 3000, видимо, ошибка, или описка – должно быть 9000). Согласно древнерусским метрологическим значениям, простая сажень равна 152 см, локоть соответственно – 38 см, косая сажень приравнивалась к 216 см, а соответствующий ей локоть – 54 см (см.: Рыбаков–1949; Рыбаков–1984. С. 84–85). Приписка о приравнивании египетского локтя к сажени, не имеющей числовых выражений, видимо, призвана показать, что локотная мера в Египте выше современной Составителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Все ширмы днем сняты, и лишь стенки, в которые они вставляются, показывают нам следующую комнату, где обычно в углу, под потолком, устраивается божничка: нечто, вроде висящего вниз отверстием вверх дном, оштукатуренного ящика. Здесь христиане ставят иконы, а язычники своих идолов, или – весят свои изречения и изображения... Далее, обычно, маленький дворик, иногда размером в квадратную сажень. Но в нем всегда растет дерево или два и стоять горшки с соснами, с цветами; иногда банки с рыбой: это домашний садик. Если дом богатый, а его я и разумею, то за садиком опять есть комната-две: а около садика везде, и в доме бедном, вы найдете то, что обычно прячется куда-нибудь подальше; но что здесь в одной своей половине устраивается даже без дверей. Впрочем, в этом отношении в Японии царят еще привычки и взгляды райского человека... Не скажу, чтобы это соседство, особенно с наиболее почетной комнатой, служило к услаждению обоняния почтенных гостей... Из такого дворика, или из комнаты, лестница ведет во второй этаж, если он есть. Лестница – всегда хорошо лакированная, эфирно построенная... Там, во втором этаже, всегда больше света, много воздуха; всегда больше чистоты, хотя чистота и в нижних комнатах большая! – Отсюда особая лесенка идет на черепичную крышу, и по черепичной крыше на самый ее конек, где устраивается, на подставных тумбочках дощатая площадка с квадратную сажень величины (иногда больше, но часто меньше), с перилами и с угольными столбиками, саженей 1 1/2 в вышину: связанные между собою, эти столбики и служат основанием для тех бамбуковых шестов, на которых здесь сушат белье... Отсюда можно хоть что-нибудь увидеть дальше стен своего «садика». Отсюда же горожане смотрят на пожары: по первому удару сигнального колокола, кажется, все крыши усеиваются народом! – Таков состоятельный дом. Чем беднее хозяин, тем меньше комнат. Но прихожая, 2 хотя бы маленьких комнатки, и «дворик» – «садик» всегда есть. Обстановка в домах самая простая. Столов и стульев нет: пьют и едят, сидя на полу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Видно также окрест их множество могил и погребальных колодцев, частью расположенных правильно и даже образующих целый квадрат, с западной стороны большой пирамиды. Подле них есть две залы, внутри массивного каменного здания, полузасыпанного песками; как в древних храмах, они расписаны красными изображениями людей и животных, представляющими сцены из сельской и ратной жизни сего чудного народа. Дети бедуинов, в знакомых им местах отгребают руками для любопытства путешественников многие гробы по соседству пирамид, едва засыпанные песками. Я видел два, в виде огромных гранитных туловищ красного и белого цвета, без ног, с широкими безобразными лицами. Есть также близ четвертой пирамиды остатки большого здания и той каменной дороги, о которой повествует Иродот; но время не позволяло медлить; ибо мне еще оставалось пять часов до ночлега, а день уже склонялся к вечеру. К тому же все сии памятники, сами по себе великие, так ничтожны в сравнении с двумя главными пирамидами, что душа, пресыщенная исполинским величием сих последних, уже не хочет и не может развлекаться предметами меньшими. Я поспешил к сфинксу. Занесенный зыбучими песками, под которыми слегка приметно образование хребта его, имеющего в длину более 13 сажень, он еще на 6 сажень подымает из недра песков свои плечи и голову, в которой есть четыре сажени от подбородка до темени. Огромное лицо его обращено к востоку, оно обезображено людьми, отбившими нос его, и временем, от которого камень растрескался и весь в глубоких морщинах, как будто бы и сие чудовище почувствовало свои годы и состарилось в кругу пирамид. Глаза, уши и рот сохранились, хотя и повреждены; с вершины головного убора, свойственного сфинксам, неглубокий колодезь опускается внутрь головы: в груди же его иссечен целый храм, между двух львиных лап, который отрыл и зарыл эгоист английский, за несколько лет пред сим, чтобы списать иероглифы. Арабы называют сфинкса Абу-эль гоуль (отцом демонов). Известный наш ориенталист, Г. Сенковский, пробыв три дня у пирамид, желал узнать существующие между арабами поверия на счет сфинкса. Одни говорили, что он бережет большой клад; другие сказывали, что он дядя франкам, которые от него происходят и потому съезжаются отовсюду, чтобы ему поклониться; но все вообще были того мнения, что в колодце, выдолбленном в голове его, сидят гоули или чертополохи, появляющиеся в полночь. Никто не смел подойти к нему в это время, боясь гоулей, и многие клялись, будто видели несколько раз сии призраки вылезающее оттуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010