на плане 1720 года лє). На том же месте существовала поварня и в 1773 году, как видно на описи, произведенной в этом году и сообщающей более точные данныя о размерах тогдашнего сооружения: «От вышеписанной в I статьи под 9-м полденной окружной ограды на полночь поваренные келии каменные, по наружной мере в длину девять сажен два аршина, в ширину пять сажен два аршина, a по внутренней мере: 1) от полденной ограды в длину четыре сажени один аршин три четверти, в ширину три сажени с полуаршином, две печи кирпичные ветхи; 2) при оной келье сени в длину четыре сажени один аршин три четверти, в ширину одна сажень три четверти аршина; 3) чрез оные сени келия в длину одна сажень два аршина с половиною, в ширину той же меры, в оной келии печь кирпичная ветха, при оной келии от восточной стороны боковая кладовая полатка, в длину одна сажень два аршина с половиною, в ширину той же меры; 4) чрез глухую стену уксусная келья в длину и з сенцами четыре сажени один аршин с половиною, в оной келии печь кирпичная ветха, в оных кельях и сенях семь окошок с оконницами слюдяными ветхими, на оных кельях крыша тесовая ветха» (Рукоп. Кир. 102–1338, л. 63 об.–64). 762 В начале XVII века в Кириллове монастыре кроме братской существовали поварня: естовная, стрелецкая, княжая, гостиная и другие (Рукоп. Кир. мон 56–656; см. выше). 763 В марте 1606 года «изба поваренная» ремонтировалась вместе с другими однородными постройками: «Наимовал (т. е. казначей) плотников Боровские волости Оверя с товарыщи крити две поварни, да избу поваренную, да сушило на брацком погребе, дано найму 5 рублев» (Рукоп. Кир. мон. 22–622, л. 3 и об.). 764 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 372 и об.; Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 444. – В 1621 году в келье было 4 образа и 8 крестов. 765 Это было одно из самых излюбленных монашеских кушаний. В «келарских обиходниках» в конце XVI века находился даже перечень дней, в которые «крушки живут на братию». Приготовлялись они из рыбы. 766 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 373–374. – Опись 1621 года перечисляет в поварне и кельях меньшее число хранившихся там хозяйственных предметов (сравн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Причт: 2 священника, диакон и 2 псаломщика, казенного жалования получает священник, псаломщики, другие члены причта не получают. Церковной земли в пользовании причта: усадебной 2 десятины 400 сажень, пахотной 19 десятин 450 сажень, покосной 20 десятин 1200 сажень. Земля отдается в аренду за 100 руб. Планы на землю и межевая книга есть. Прихожан муж. пола 1439, жен. пола 1608, приход сельскохозяйственный, немногие из прихожан работают на фабриках в Нерехте и Костроме. Приходских селений 17, школ в приходе две: земская и церковно-приходская. «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография, 1911 г. Характерный для своего времени и региона памятник культовой архитектуры с архаизирующей объемной композицией, основанной на местных архитектурных традициях 17 в., с приделами в стиле классицизма. Объемная композиция церкви симметрична относительно продольной оси. Двусветный кубообразный четверик храма с пятиглавием на четырехскатной кровле имеет низкую трехлопастную апсиду. Невысокая трапезная под двускатной кровлей распространена боковыми приделами, полукруглые алтари которых, отмеченные главами, частично прикрывают боковые фасады четверика. Колокольня сохранила два растянутых в поперечном направлении нижних четверика, завершенных четырехскатной гуськовой кровлей с маленькой главкой на четырехгранном трибуне. Фасадная композиция храма архаична и довольно скупа по декору. Храм связан с апсидой непрерывной полосой цоколя, завершенного узкой лентой поребрика между двух валиков. Углы четверика подчеркнуты огибающими лопатками, а над венчающим карнизом, составленным из полос поребрика и трехрядной пилы, размещен аттиковый ярус. Четыре ложные полукруглые закомары по контуру украшены узкими архивольтами из поребрика, опирающимися на короткие лопатки. Проемы на боковых фасадах расставлены по трем осям. Внизу восточнее заключенного в арочную ниша входа находится небольшое прямоугольное окно (западный проем скрыт за алтарем придела), вверху регулярно раставлены три высоких прямоугольных окна в нишах той же формы. Стены апсиды, освещаемой тремя прямоугольными окнами, завершает трехрядная пила. Глухие цилиндрические барабаны чешуйчатых луковичных глав (средний более крупный) декорированы узкими поясками у основания и в завершении (последние с лентами поребрика).

http://sobory.ru/article/?object=05161

Таким образом: а) население черкасами Савинской слободы, которая впоследствии называлась городом и городком, относилось к 1674 году; б) в объяснение приведенного акта и военного значения слободы Савинской надобно сказать, что Савинский перелаз, упоминаемый ещё в «Книге большого Чертежа», татарские перелазы у Савинского и Савинская сакма были одною из торных дорог татар в Россию. Отселе в 1571 году Путивльские станичники, а с 1640 года Чугуевские станичники сторожили татар на перелазах у Савинского. А черкасы Савинские, вскоре после того как поселились у Савинского брода, должны были сделать разные укрепления по берегу Донца. В записке князя Якова Мансурова 1682 года сказано: «По реке Северному Донцу Татарский брод, что под городом Савинском. По осмотре, того броду на полторы версты. Подле того броду сторожки и надолобов не построено, только курень огорожен тыном и осыпан землёю, и учинены бойницы. Да подле того ж броду, подле городовых надолобов построена караульная башня. А у того броду на карауле стоят печенежцев 4 человека с ружьём, 12 человек без ружья, Савинского городка козаки по 5 человек с ружьём, переменяясь посуточно. Не доезжая Савинского города за версту, на Савинском броду построен острожок (17 сажень вокруг) и в том строжку построена караульная башня (8 сажень вокруг). И подле того броду поставлены надолобы. И по осмотре того броду стоят всего 40 человек на конях». Далее видим описание поправок и дополнений в Савинском. «От Тарабанова броду построены надолобы до города Савинца выше городка Савинского». На Савинском броду стоят козаки Рыбенского полку; на том броду построена тынянка вновь. На нижнем Савинском броду под городом устроены надолобы 30 сажен, возле надолоб построены 3 тынянки. На том броду стоят рыбенские и харьковские козаки. На Савинском ниже города на броду поправлены старые надолобы 160 сажен, да валом обвалено, да плетено 70 сажень; да от того валу засечено засекою лесу 120 сажен. А стоят на том броду Золочевцы. 198 (1689) года сентября 5 дня, по приказу Думного дворянина и воеводы Степана Богдановича Лачинова, Змиевские козаки сотни Степана Дякова в Савинском броду, в сторожевой башне, понад Донцем и около лужка сделали новые надолобы 247 сажень. Тогож году октября 13, по его, Думного дворянина и воеводы Степана Богдановича Лачинова, приказу и по его, Степановой отписке козаки в Савинской сторожевой башне от новых надолоб поделали старые вверх над Донцем, сделали надолоб 390 сажен». в) По сему описанию видим, какие укрепления были сделаны казаками на берегу Донца выше города Савинского, под городком и ниже городка, но каков был самый городок Савинский, здесь не описано. Последнее увидим мы из рассказа предания о древнем храме. Здесь прибавим, что царской грамотой 1685 года «старшина, урядники и козаки города Савинского» переданы вместе с многими другими в ведение Изюмского полковника Константина Григорьевича Донца.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По восточной и южной сторонам часовни семь кирпичных колонн. Внутри часовни глухой купол ??сей часовне примыкает с западной стороны каменный одноэтажный дом крытый железом на два ската, а с северной стороны каменная с воротами ограда, крытая на два ската железом. Внутри двора каменный одноэтажный сарай, крытый железом на два ската. Длина часовни с пристройкой по??. Большего Царскосельского проспекта одиннадцать сажен один аршин ?? вершка, а ширина по линии Малого Царскосельского проспекта с воротами и сараем двенадцать сажен. Вышина часовни до крыши две сажени два аршина, а с крышей и главой до креста – четыре сажени один аршин. Высота жилого дома, до крыши одна сажень и два с половиной аршина. Вышина сарая и ограды до крыши одна сажень и десять вершков, а с крышей две сажени десять вершков. По наружному фасаду стены часовни с к?? нами, равно как и стены жилого здания и ограды оштукатурены и окрашены. Стены и потолки внутри часовни и жилых келий оштукатурены. Купол в часовне обнесен лепным карнизом. Внутри часовни стены окрашены голубой масляной краской, купол и около купола стены окрашены клеевой краской. На стенах написаны масляной краской образа: сверху иконостаса, – Нерукотворенного Спаса, а в стрельчатых углах стен – четырех евангелистов. Над входной дверью в часовню написано клеевой краской Всевидящее око в сиянии. В нижних келлиях стены местами покрыты разными колерами клеевой краской, а в двух келлиях оклеены обоями. Входное крыльцо в часовню о трех ступенях и площадка из путиловской плиты; полы в часовне и в жилых келлиях деревянные крашеные. В часовне против иконостаса пол возвышен на одну ступень. Окон в часовне по Большому Царскосельскому проспекту шесть. Иконостас в часовне устроен в 1828 году на монастырскую сумму. Иконостас двух ярусный, деревянный, столярной работы, крашеный голубой масляной краской; на нем находятся местами резьба и полуколонки, золоченые на полимент. Тумбы под колонами и панели окрашены белой масляной краской. Вышина иконостаса одна сажень два аршина, ширина по линии иконостаса до поворотов две сажени, ширина в поворотах каждой стороны по одному аршину шести с четвертью вершков.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

С 1676 года начинается новая эпоха города Воронежа. Ибо поскольку вышеупомянутая старая городовая крепость от древности оказалась по описи очень ветхой, а притом еще и великое число обывательских домов в бывший 1672 году великий в Воронеже пожар выгорело; то по указу государя царя Феодора Алексеевича, вступившего в сем году января 30 на родительский престол, повелено было на том же месте построить новую и обширнейшую пред прежним крепость или город со стенами. Сей новопостроенный город описан в том же в 1676 году в Строенной книге, хранящейся в Воронежском Архиве старых дел, следующим образом: «Стены города четыре, неравные между собой, срублены из дубового лесу с террасами, в четыре угла, в замок и в черту; поперек тех стен сажень с четвертью, а вышина с обламы двух сажень с полуаршином; а в стене городовой нижней, средней и верхней бой; а городовые стены покрыты дубовым тесом; поверх кровли кашки в два ряда; по городу кругом с проезжими вороты пять башен четвероугольныя, да глухих двенадцать, которыя все крыты тесом. Башни с проезжими вороты мерою все четырех, а в вышину девяти сажен; на них на каждой караульные вышки и у каждой рогатки. Башен с проезжими вороты в городовой стене в Московскую сторону две, Московская да Пятницкая башня, или ворота. В стене к Девичью монастырю 69 ни одной проезжей башни. В затинной стене башня, называемая Затинных ворот. В четвертой стене Ильинская, да Никольская проезжия башни. Глухия башни мерою трех, а вышины семь сажен, и в каждой из них пно два моста; а у городовыя стены всего по мере и с башнями 801 сажень; да около города с трех сторон ров, а глубина трех сажен. Во рву частник, да подле рву частокол; а с четвертой стороны города река Воронеж. Да из малаго городка тайник, мерою в длину семдесять сажен, в вышину сажень с четвертью; а поконец того тайника колодезь на родниках, а в колодезе сруб дубовой в длину трех сажен, поперек тож 70 . Около посадов и на татарских перелазах построены надолбы в два ряды, а в иных местах в три ряды, и террасы насыпаны землей. В опасном караульном городке в башне стоят на карауле воронежцы, дети боярские и атаманы, переменяясь по две недели по десяти человек. В Хренове поляне на татарских перелазах на карауле стоят воронежцы, дети боярские и поместные атаманы, переменяясь по две недели по десяти человек. В деревне Шилов у реки Воронежа на стороже стоят дети тоярские и той деревни казаки, переменяясь по две недели по шести человек. На Кокшанове Яру на стороже стоят воронежцы, дети боярские и атаманы, переменяясь по две недели по пяти человек. Сверх того построены караульные городки и башни верстах в трех и в пяти, и в семи, и в десяти от города.»

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Оттова малова острога отнаугольной башни, что от реки Зуши до наугольной башни, что от речкиж Зуши большаго стоячего острогу горожею что через ров помере сто двадцать девять сажень без чети, арка рублена через ров три сажени с четью, а вострогу каторжи нет, а в том стоячем остроге двоя ворот к реке Зуше и те ворота худы незатворяютца, а тот острог подгнил а во многих местах выволился, короватей и коеков и колья и камелья нет. Башня наугольная что отречки Зуши рублена вчатыре стены оттое башни что от речки Зуши отполевые Орловские стороны доречьки Мецны до наугольной башни что от речки Мецны земленаго валу помере сто шестьдесять сажень и тогда во многих местех обвалился автой стене доречьки Мецны три башни глухих да башня проезжая Орловская, оттое башни отведен земляной рукав другая башня внепрохожия ворота. Оттой наугольной башни что отречки Мецны вниз по речке Мецне до стараго стоячего середняго до малаго острогу землянагож валу помере сто двадцать один сажень, и та стена земленой вал все обвалились в той стене две башни башня середняя подле тоя башни собоих сторон не заделано по полусажени, другая башня проезжая что против кузниц в ней двое ворота, оттое башни отведен рукав деревянной натом рукаве обломы и котки а вышину тот земленой вал пополутретьи сажени опричь обломов, а поперек тож, сверх тово валу сделаны обломы скороватьми искотками а во многих местех короватей икатков и колья и камелья нет. А в малом остроге и в земляном валу колодезей и тайников нет, а подле землянаго валу был ров и тот ров завалился и заслонясь частокол подле тово валу и надолоб и около всего города и посаду надолоб и никиких крепостей нет. А всех в рубленом городе и в малом острожке и в земляном валу проезжих и прохожих шесть башен глухих двенадцать башен. Город рубленой помере кругом оприч башен двесте пятьдесять три сажени. Малой острожек и с мостом что чрез ров, а рубленаго города опричь башен двесте семьдесять четыре сажени с землянаго валу и стоячаго острога помере кругом опричь башен четыреста шестнадцать сажен без чети.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/mtsens...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Один из старейших населённых пунктов на р. Лене. Город тянется вдоль реки на 40 км, имея в то же время ширину всего 1,5 - 2,5 км. История Первые зимовья на " Ленском волоке " с реки Илим на реку Лену возникли во время похода десятника Василия Бугра в 1630 году. Первое зимовье в устье р. Куты на р. Лене поставлено енисейским атаманом Иваном Галкиным в 1631 году. Впоследствии зимовье было обнесено частоколом, в начале 1640-х годов поставлен острожек, который в конце XVII века по чертежу С.У. Ремезова представлял собой четырехугольник, обнесенный острожной стеной длиной в 61 саженей с 1 проезжей башней, стоявшей на стыке восточной и западной сторон. В остроге размещался двор приказчика и государевы амбары. Возле острога находились 10 дворов судовых плотников, 2 двора казаков и двор попа. Острог был поставлен для сбора ясака, но в середине XVII века являлся только важной ленской пристанью, где сосредотачивались грузы, шедшие с Илима и Верхней Лены. Это был важный транзитный пункт по дороге в Якутск , где строились суда для сплава вниз по Лене. Сюда стекалось много торговых людей, ежегодно в середине мая устраивалась ярмарка. В 1630-х годах важную роль в освоении Приленья сыграл землепроходец Ерофей Хабаров . Он построил Усть-Кутский солеваренный завод, впервые завел на Лене пашни, организовал ямскую гоньбу. В 1700 году в деревнях Усть-Кутской волости было 55 дворов и 408 человек. В 1723 году в самом Усть-Куте находилось 10 дворов и проживало 53 человек, в том числе 10 служилых людей и 36 судовых плотников. В 1720-е годы острог был перестроен. По описанию 1736 года " Усть-Кутский острог стоит над Кутою рекою... длиннику 17 сажень с аршином (35,5 м), поперешнеку 15 сажень с аршином (31 м) кругом всего острогу 54 сажени (109 м) " . С XVIII века в окрестностях Усть-Кута начали добычу меди. В XIX веке основу экономической жизни Усть-Кута составляли хлебопашество, пушной и рыбный промыслы, добыча соли.

http://drevo-info.ru/articles/24290.html

—384— двери и сам храм постепенно суживались по направлению к святилищу так, что храм являлся чем-то вроде равнобедренного треугольника обращённого основанием к Нилу. Стены, потолки храмов, колонны, статуи, всё обыкновенно покрывалось изображениями и иероглифическими надписями. На капителях колон часто вырубалось лицо богини Гатор (четыре лица на одной капители). В надписях говорилось о богах и героических подвигах фараонов. Были храмы и более простого устройства. Таковые находят по верхнему течению Нила. Были храмы целиком или на половину высеченные в скалах. Они назывались спеосами и полуспеосами. Предметом таких же, а часто и больших забот, чем храм, служили гробницы. Они имели несколько типов. Важнейший и известнейший из них суть пирамиды. Это – сооружения, имевшие квадратное основание и четыре трёх угольные боковины поверхности, относительно которых доселе неизвестно представляли ли они в своём верхнем окончании четырёхгранный угол или они не доводились до такой высоты и оканчивались площадкой. Т.е. мы не знаем, были ли пирамиды полными или усечёнными, так как теперь они существуют только в усечённом состоянии. К предположению, что в саркофагах последующего времени, когда уже не было пирамид, находятся около мумий маленькие пирамидки вполне соответствующие геометрическому определению четырёхгранной пирамиды. Полагают, что исторически пирамиды сменили собой курганы, подобные которым находятся в России. Но процесс смены вторых первыми не выяснен и неизвестен. Самая высочайшая из пирамид – Хеопсова. Хотя она теперь и уменьшилась, однако имеет высоты более 65 сажень и каждая из сторон её квадратного основания имеет около 110 сажень. Место погребения мумий в пирамидах обыкновенно тщательно закрывалось и замаскировывалось. Одной из целей этого может быть, было то, чтобы спасти мумию от разграбления и уничтожения и не только от людей, но и от стихий. Комнату, где погребалась мумия, замуровывали герметически, чтобы не допустить доступа свежего воздуха, сырости. С мумией клали амулеты, скарабеи, украшения, фи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как всякий римский турист, много начитавшись и наслышавшись предварительно о необычайных красотах Сикстинской капеллы, я, прежде всего, стремился именно туда и с величайшим нетерпением. Почти без остановок спешил я от бронзовых дверей через громадный коридор и девяносто одну ступень великолепной scala regia: лишь бегло осмотрел интересные фрески той величественной царской залы (scala regia), где некогда папы торжественно принимали послов от королей и императоров, и как можно скорее торопился переступить порог знаменитого, прославленного во всём мире святилища. Совсем не художник я, не тонкий ценитель, не пламенный поклонник искусства, да и вообще не особенно склонен к восторгам и увлечениям; но, признаюсь, входил в капеллу с каким-то невольным, самого меня удивлявшим, благоговением и замиранием сердца. Очевидно, такова была сила создавшегося во мне предрасположения, что весь я был поглощён напряжённым, радостным ожиданием увидеть сейчас нечто дивное, нечто такое, что сразу захватит, очарует, вознесёт к небесам и доставит высочайшее из возможных на земле наслаждений. Ожидал я, одним словом, какого-то чуда и, как всегда бывает в подобных случаях, конечно, разочаровался. Сикстинская капелла, построенная Джованнино Дольчи по мысли папы Сикста IV, разрисованная Россели, Гирландо, Синьорелли, Боттичелли, Перуджино, Пинтурикко, Микель-Анджело и вступившая теперь уже в пятый век своего существования, совсем не принадлежит к числу таких сооружений, которые способны сразу поразить человека, силой производимого ими впечатления. Напротив, если посетитель слишком высоко настроен переступая её порог, ему при первом взгляде, неизбежно выпадает на долю испытать некоторое недоумение и разочарование. Пред вами открывается довольно узкий, высокий и длинный четвероугольник в двадцать сажень длинны и около семи сажень ширины, прикрытый сводообразным потолком и с совершенно гладкими, кроме одного среднего карниза, стенами, без всяких колонн, или каких бы то ни было архитектурных украшений. Общий тон помещения довольно мрачный. Узкие полукруглые окна, по шести с обеих сто-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но может быть и иное отношение сторон по условиям договора. Я обязался в течение года поставлять дрова в дом за известную цену, и отказываюсь ставить, потому что прежде поставки мне не дали части денег. Если не было условия о платеже денег вперед, я не имею права отказываться; если было, имею право. Если, ставив несколько времени, я вовсе не получал денег, то имею право остановиться дальнейшей поставкой, глядя по условиям. Если, напр., в договоре сказано, что платится по 5 руб. за каждую поставленную сажень дров по мере поставки, то, поставив несколько сажень, я имею право остановиться, когда мне не заплатили за поставленное до того количество. Я обязался ставить дрова к 1-му числу каждого месяца. Поставил 1 февраля 10 сажен, 1 марта 10 сажен и не получил ничего. К 1 апреля от меня требуют еще 10 сажен. Я требую денег. Здесь возникает вопрос: имею ли я право требовать в это время. Оказывается, что имею. Наступает срок требованию другой стороны, но и срок моему требованию давно уже наступил. Условие могло быть такого рода. Я обязываюсь ставить дрова тотчас, как потребуют, и сколько бы ни требовали, а расчет получить к 1 ян-варя. В феврале потребовали от меня 5 сажен, в марте 1000 сажен, в апреле требовали 300, в мае требуют столько же, но я не получил денег и, зная, что контрагент мой расстроился в делах своих, отказываюсь ставить еще, прежде чем он заплатит за все, что было уже поставлено. Я не имею на это право. Контрагент мой имеет право по договору требовать, когда ему угодно, а я имею право требовать только к 1 января. Если 1 января мне не заплатят за все, что было поставлено в течение года, то я буду уже вправе отказаться от дальнейшего исполнения договора. Стало быть, для того, чтобы одна сторона в данную минуту имела право отказаться от исполнения требования противной стороны, необходимо, чтобы сама она имела требование, равносильное с тем, от которого отказывается: чтобы пришел срок и ее требованию, как он пришел требованию противной стороны. В особенности закон наш упоминает о подобных случаях только по поводу исполнения договоров с казной.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010