С 1880 года роздано, таким образом до 142 р. 11. Преображенский собор в Копорской крепости Крепость Копорье находится в 50-ти верстах от Петергофа, в 90-ти от Петербурга и в 12-ти от Финского Залива. С прилежащим селением она некогда называлась городом и была уездным до того времени, как уездным городом сделан Петергоф. Во время войн России с Литвою и Швециею крепость эта имела важное значение и, сохранившаяся доселе, стоит несколько подробного описания 6 . Крепость имеет форму сегмента, которого выпуклая сторона обращена к югу, ровная – к северу, а концы – к западу и востоку. На ровной стороне четыре башни. Крепость находится во рве, который, начинаясь сажень за 200 на восток, сливается с низменностью, идущею до Финского Залива. Ров, окружая крепость, делает ее как бы островом. Берег рва, на котором расположено село Копорье, возвышается сажени на четыре и таким образом основания домов в селе стоят выше основания крепости на 4 сажени. На южной стороне от основания стен до дна рва – сажень 15, и так как эта крутизна сама по себе служит защитою крепости, то и башни находятся только на северной стороне. Остров, занимаемый крепостью, на западе оканчивается узким мысом, имеющим очень крутые берега. От села к крепости сделан плитный мост, в виде толстой стены, в средине которой сделан проезд в полторы сажени ширины. Самый мост – деревянный, с деревянными перилами. Крепость сделана из плиты и окружающий ее ров образовался тогда, когда взятая отсюда плита вошла в состав стен. Берега рва почти отвесны; на южной стороне они покрыты мелким кустарником, а на северной – травою. Плита, из которой сделана крепость, связана известью с алебастром. Башни отстоят одна от другой на 3 сажени. Между башнями – ворота в крепость, сделанные аркою. Ширина ворот 4 арш., высота – полторы сажени. В арке было трое ворот, от которых сохранились рамки в виде железных обручей. Над первыми воротами – железная решетка, которая могла, особым механизмом, опускаться и заграждать вход. Соседняя с воротами арка, с правой стороны, разделяется на две части капитальною стеною. Часть арки, обращенная к крепости, открыта и потому неизвестно назначение этой местности. Отсюда небольшая четыреугольная дверь ведет во вторую, заднюю половину арки и тут находится высокая, со сводами и с одним окном, комната. Отсюда, небольшою дверью, входят к крутому спуску и потом в невысокую, также со сводами, темную комнату. Так как эта комната темна и в стене ее сделан массивный железный крюк, то ее считают тюрьмою. Впрочем, под башнями есть комнаты еще более темные. В упомянутой выше комнате есть черная русская печь, но тут нет ни трубы, ни сажи, ни угольев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

— Я тебе очки попишу, лепила, ты кому гонишь? Я чё, зря в городе Катаеве этот чмель поставил? — В каком городе? — В Абвере ставили, на зоне… — Ах, как я сразу по речи вашей не понял, что вы из тюрьмы. — Ах, бах, в пах! Да меня из ямы только потому и выпустили, что я на эту хрень согласился! Я на заимке не один месяц гнил! — А мой друг не согласился… — Друг? Чалится, что ли? — Да, опять сидит где-то. Он меня спрашивал, ставить ли ему чип, а я написал, что это от дьявола. — Чё? Какого дьявола? Ты чё пунишь? — Саша сначала тоже так думал… — Какой Саша? Чё ты лепишь? — Сажаев Саша, у вас там его Саженем зовут. Раненый схватил воздух ртом и какое-то время не мог выдохнуть. Он заметно покраснел, а на коротком ёжике волос выступили крупные капли пота. — Сажень? Ты не задвигаешь? — Мы с детства друзья. — Э, так ты чё молчишь, доктор? Это же во всей Ельне уважаемый человек. Академик! Козырный! Постой-постой… Эт у тебя имя такое смешное? То ли Телёнок… То ли Понты-лей… — Пантелей… — Во я вспотел! Брат, ты другу своему только не пиши, что я тут тебе… У меня Аллигатор погоняло… — Аллигатор длинно выматерился, отчего Пантелей заметно поморщился. — Извини, ты музыки не знаешь. А зовут меня Лёхой, Алексеем. Так ты говоришь, Сажень эти чипы ставить не стал? — Не стал. — Вырезать можешь? — он снова кивнул на руку. — Чипы? — Ну не аппендицит же! — Но это уголовно наказуемо… — Слушай, точно про тебя говорили, что ты святой. Говорили, у Саженя друг святой. — При этих словах Пантелей смущённо опустил голову и ещё больше ссутулился, Алексей же смотрел на него теперь с каким-то нескрываемым, почти детским восхищением: — Он так про тебя рассказывал, что теперь для каждого блатного обидеть человека по имени Пантелей как обчуханиться… Ты правда с ним на первые дела ходил? — Правда, только я не знал… — Круто! Я не сдам, доктор, я не фитиль какой-нибудь… Вырежешь? Не бойся. — Я не боюсь. Вырежу. — Сейчас режь! — Хорошо… Рекомендуем 2 комментария Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей

http://azbyka.ru/fiction/repeticiya-apok...

монастырю принадлежали следующие строения: 1. Каменный двухэтажный настоятельский дом, построенный, по преданию преосвященным Евгением Болховитиновым, желавшим жить при монастыре. Дом был из дикой плиты, длиной 8 сажень 2? аршин и шириной 10 сажень. По состоянию на 1920 г., в доме на верхнем этаже проживала братия и занимала три комнаты, две комнаты принадлежали богомольцам, а на первом этаже братия занимала только одну трапезную на правах кельи. В маленькой келье рядом с кухней проживали три монастырских богомолки. Кухня и хлебопекарня были отобраны совхозом. Крыша дома проржавела во многих местах, весь дом требовал ремонта. 2. Двухэтажная каменная постройка, соединяющая коридором настоятельский дом, с приделом святителя Саввы архиепископа Сербского и соборным храмом. Дом длиной 9 саженей и ? аршина и шириной 2 сажени 2 аршина был выстроен из плиты. На 1920 г. на втором этаже в одной из келий помещалась просфорная и братская кухня, а внизу - житница, принадлежавшая совхозу. 3. Напротив соборного храма располагался двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте для братии. Длина постройки 11 саженей 1 аршин, ширина 4 сажени 2? аршина. Внутри дома было 14 келий, два продольных и четыре поперечных коридора и лестница, ведущая на верхний этаж. Дом взят совхозом. 4. На одной линии с этим домом находился одноэтажный деревянный дом с мезонином на каменном фундаменте. Длина дома составляла 12 саженей 6 ? аршина, ширина - 5 саженей ? аршина. Внутри дома имелось 12 келий, посередине продольный коридор и одна кладовка. В мезонине располагалась портняжная мастерская и рухольная. В 1918 году реквизированы мастерские, дом был занят совхозом. 5. При входе в Святые ворота, по правую сторону, в 1906 г. была пристроена к ограде деревянная строжка, длиной 3 сажени и шириной 2 сажени ? аршина. Сторожка находилась в ведении совхоза. 6. При входе в Святые ворота по левую сторону располагался дощатый сарай, в нем стояла пожарная машина, и он был в распоряжении совхоза. 7. Позади братского двухэтажного корпуса.

http://sobory.ru/article/?object=00281

Поправка знаменует тенденцию к увеличению пропорциональных соотношений и оправдывает произведённые пересчёты. В «Повести временных лет» по Ипатьевскому списку зафиксирована аналогичная приписка о египетских мерах, которая соединена с сообщением о размерах ковчега: єгупьт бо локтемъ саженъ зовуть. В Лаврентьевском списке египтяне уже опущены и речь идёт просто о приравнивании локтя сажени: створи ковчегъ в долготу локотъ .т. а в ширину .п. а възвышиє .л. локотъ. ибо локтемъ сажень зовуть (ПСРЛ. Т. 1. Стлб. 90). Все тексты отразили совершенно очевидную тенденцию увеличению масштабного коэффициента при осмыслении размеров ковчега. Основанием для увеличения масштабных мер ковчега и обращение с этой целью к египетскому локтю скорее всего послужили сведения, содержавшиеся в «Хронике» Георгия Амартола. В ней в контекст рассуждений о неверии нции єлінъ в то, что ковчег мог вместить всех, включены следующие рассуждения: рша, ко невъзможно єсть въмститис въ ковчез толіко и различно и много родъ животныхъ, локотъ .т. соущю ковчег. не разоумша творимии премдри, и неразмни и нечно биихъ словесъ раскладающе, ко списаниикъ землечтець сы изъ єгупта, начибос Моиси все премдрсти єгупетьскы, земночтецькыимъ локоть рече, аще кто сажень велии имать. ибо земночетьство єгуптне преже, глтъ, бртъше, непрестплени землі и раздлениє [н]ачивъшес исписаша, тех єтери приша. тмъ премдры древле и смысльны тхъ нарекоша то ради дивны хитрости и премдрсти. и к том ино свдтельство блгопритно потоп, коже глть Исифъ. до же и донын на высокыхъ горах и непроходимы земли и морю станци бртаютс… (Истрин–1920. С. 55). 413 Это дополнение к библейскому тексту подтверждает предложенную выше трактовку имени Ноя как «славного» (см. коммент. 380). 414 В Библии сведений о количестве произошедших от Сима, Иафета и Хама народов не содержится. Скорее всего данный мотив можно отнести на счёт влияния хронографических источников Палеи. 415 Согласно некоторым толкователям, до потопа мясо не употреблялось в пищу не только людьми, но и животными, среди которых не было хищных зверей и птиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Натуралистическая теория широко применяется к арийским религиям, находят возможным истолковывать из нее и религию Египта. Но в применении к последней она совершенно несостоятельна. Классификацию Масперо расширяют: кроме божеств стихий, божеств астральных выделяют еще в особую группу божества нильские. Но все это разделение совершенно не соответствует египетской теологии: Озирис есть ночное солнце, божество Нила, бог мертвых. Затем из египетских текстов ясно видно, что египтяне в астральных и стихийных явлениях любили находить символы и подобия человеческой жизни. Луна для них образ человеческой жизни. Несомненно, у них был анимизм за небесными явлениями они предполагали существование духовных причин, но это не может быть названо олицетворением физических явлений; это индуктивные заключения от явления к его духовной причине. Луна затмилась. Неурочный мрак есть знамение бедствия. Египтянин представлял, что есть какая-то темная, злая сила, которая стремится наполнить мир мраком и несчастьем. Затмение есть признак, что эта сила начала побеждать. Многократный опыт, которым констатировалась кратковременность затмений, привел к заключению, что победа зла всегда вызывает упорную оппозицию со стороны добра и что в конце концов торжествует последнее. Затем злые и добрые образы были реализованы в чудовищах мрака и духах света. Но это вовсе не астрономия и не метеорология в мифологических образах, напротив, метеорологические и астрономические явления здесь призываются на помощь для выяснения метафизических и этических истин. Пытаются египетскую религию истолковать эвгемеристически. Почитание умерших людей создало египетских богов. Амелино полагает, что он этот тезис доказал фактически. Он утверждает, что он нашел в Египте гроб Озириса. Длина гроба 13,30 м. (около 7½ сажень) и ширина 11,80 м. (около 5½ сажень) Амелино думает, что нашел гробы и Гора, и Сета. История царствования второй божественной династии, к которой принадлежит Озирис, погибший 28 лет, для Амелино превращается в действительную человеческую историю, только освещенную фантастическим светом в представлении древних египтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

На столпах собора написаны лицевые изображения, совершенно точно расположенные и орнаментированные с открытыми на таких же столпах за иконостасом. Цоколь собора весь украшен рисунками развернутых полотенцев с кругами разнообразно орнаментированными, из которых многие открыты в целом и неповрежденном виде. Все письмо в соборе, по своей чрезвычайной характерности, обращает на себя особенное внимание, и вся внутренность храма в своем целом представляет собой образец благолепия церковного XII века. Так, по благопромышлению Божию суждено было Владимирскому Архиепископу Феогносту восстановить и обновить внутреннее древнее благоукрашение Владимирского Успенского Собора. По восстановлении чудного благоукрашения внутри собора Владимирский Архипастырь не мог уже более переносить запустение сего благознаменитейшего храма и по наружной его стороне. По обновлении внутри собора еще яснее стало видно, что настоящий наружный вид собора, по своей подверженности и по изменению многих его частей, не соответствует внутреннему благоукрашению. В настоящем своем состоянии собор почти повсеместно утратил свои колонны и полуколонки, и рельефные на нем изображения некоторые сбиты, а некоторые замазаны несколькими слоями извести. На место узких продольных окон в некоторых его местах, как и прежде было сказано, устроены большие широкие окна, исказившие его Византийскую архитектурную красоту, а на белокаменных его стенах и даже на сводах его сделаны массивные кирпичные накладки, гнетущие своей тяжестью семи-вековое здание; верхние арки собора, построенного Великим Князем Андреем, полуразрушенны, пять соборных трибунов закрыты на целую половину кровлей собора, и окна в них под крышей заложены кирпичом; все украшения трибунов, высеченные из камня, частью сбиты и повсеместно повреждены; над средним главным трибуном массивная глава, имеющая в окружности 16 сажень и в высоту 5 сажень, покрытая по железному решетнику красной позлащенной медью, от семи-векового времени в верхних своих частях проржавела и сделалась худой, и позолота на ней уцелела только в нижних частях. На остальных четырех трибунах, построенных Великим Князем Всеволодом, главы покрыты в позднее время простым железом, и устроены не в стиле уже первоначального их покрытия, древние же кресты на сих главах едва держатся от ветхости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

ВЕРСТА — самая крупная русская мера длины, измерялись ею не предметы, а большие расстояния, дороги, реки и т.п. Поэтому называли ее путевой мерой. Верста составляла 500 саженей, или 1,06 километра. Имение Простаковой в «Недоросле» Д.И. Фонвизина находилось в трех верстах от города. Учителя Митрофанушки приходили к нему на уроки пешком, то есть проделывали в день туда и обратно более шести километров. Но это пустяки, если вспомнить сухопарого мужичка — посыльного Лаврецких («Дворянское гнездо» Тургенева), умевшего ходить в сутки по 60 верст, то есть почти по 70 километров. Имение Манилова («Мертвые души») — в 15 верстах от городской заставы. От имения Одинцовой до имения Базаровых («Отцы и дети») — 25 верст. «До Мокрого было 20 верст с небольшим» («Братья Карамазовы»). Вовсе не рекомендуется каждый раз браться за карандаш и подсчитывать точное расстояние в километрах. Абсолютная точность здесь не нужна. Достаточно запомнить, что верста лишь немногим более километра, поэтому проще уподобить старую меру новой, что облегчит представление о названных расстояниях. Слово «верста» имело и другое значение — ВЕРСТОВОЙ СТОЛБ. Для того, чтобы лучше их заметить, красились они обычно косыми полосами в две краски — белую и темную, чаще всего черную, а между ними проходила узкая оранжевая полоса. Именно о таких верстах писал Пушкин в стихотворении «Зимняя дорога»: Глушь и снег… Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне. Отсюда же выражение КОЛОМЕНСКАЯ ВЕРСТА — об очень рослом человеке. Происходит оно от высоких верстовых столбов, расставленных по указу царя Алексея Михайловича между Москвой и селом Коломенским, где находился его дворец. В заключение — небольшая таблица перевода русских линейных мер в метрические (без пяди). 1 вершок=4,45 сантиметра. 1 аршин=16 вершкам=71 сантиметру. 1 сажень=3 аршинам=2,13 метра. 1 верста=500 саженям=1,06 километра. Меры площади Русские квадратные меры по названиям аналогичны линейным мерам: квадратный аршин, квадратная сажень и т.п., но определение «квадратный», как правило, отсутствовало, оно само собой подразумевалось.

http://azbyka.ru/fiction/chto-neponyatno...

Какой бы нам ни был дан объем, вес, какое бы ни было дано малое количество электрической, световой или тепловой энергии, мы всегда представляем возможным деление этого объема или энергии. Представим себе, что во всей вселенной температуры оказались бы уравновешенными, но в каком либо самомалейшем атоме был–бы избыток теплоты на 1°, разделенный на биллион в биллионной степени, тогда этот избыток должен бы был равномерно распространиться, т. е. разделиться по материи всей вселенной. Этот вывод подсказывается действительностью, теория допускает всевозможные деления, но мышление наше утомляется этим процессом дробления и ищет остановиться на неделимых элементах. Оно объявляет неделимым то, что подлежит делению. Так явились понятия атома, индивидуума. Растение обычно трактуется, как индивидуум, хотя его можно резать на такие части, из которых образуются целые растения. Но если с одной стороны мышление останавливает процесс деления там, где он имеет место, то с другой стороны мышление постоянно делит то, что абсолютно неделимо. Мышление отдельно рассматривает различные свойства вещи, стоящие между собою в функциональной зависимости и неразрывной связи. Минералогия отдельно рассматривает кристаллографическую систему минерала, его физические свойства и химический состав. Но разве геометрическая форма кристалла не есть функция его физических свойств и разве физические свойства и химический состав не представляют собой неразрывного единства. Любопытно, что мышление множества переходит в единство. Совокупность единиц оно рассматривает как группу и под тремя, пятью мыслит какое–либо единство, 3 аршина оно превращает в сажень и 500 сажень в версту. Но с другой стороны единство мышлением разрешается во множество и гексагональная структура снежинки, ее удельный вес, меньшей, чем у химически тождественной с ней воды и ее состав (Н0) являются как бы элементами, обсуждаемыми совершенно обособленно и потом приурочиваемыми к чему то единому. 5) Мышление систематизирует и классифицирует явления.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

(Л. 53 об.) Ноября в 10 де[нь] по указу великого государя и по писму за пометою дьяка Ефима Зотова по подорожной из Ямского приказу Монастырского приказу подьячему Любиму Доманскому до Казани, Сидору Тезикову до Володимера четыре рубли два алтына четыре денги. Те денги ис прииму Якова Корницкого, росписка на указе. (Л. 54) Ноября в 21 де[нь] по указу великого государя и по писму за пометою дьяка Герасима Потапиева Патриарша дому дворянину Ивану Степанову сыну Булгакову прогонных денег Богоявленского монастыря, что на Костроме , Казанского уезду и вотчины до Синбирска на две подводы два рубли тринатцать алтын две денги. Те денги ис прииму Якова Корницкого, росписка на указе. Того же числа по указу великого государя и по челобитной за пометою дьяка Ивана Иванова Алексеевского девичья монастыря игуменьи Марфе с сестрами великого государя жалованье пятнатцать рублев, которые денги взяты в Монастырской приказ с их же монастырской оброчной пустоши. Те денги ис прииму Якова Корницкого Алексеевского девичья монастыря стряпчей Иван Васильев денег пятнатцать рублев взял и росписался. (Л. 54 об.) Ноября в 30 де[нь] по указу великого государя и по писму за пометою дьяка Ефима Зотова куплено на приказные росходы в ноябре месяце чернил судейских и приказных на тритцать на шесть алтын, песку воз три алтына две денги, свеч салных четыре пуда по дватцети по шти алтын по четыре денги пуд, скребок железной восмь денег, на лопаты и на метлы шесть денег. Всего четыре рубли пятнатцеть алтын. Те денги четыре рубли пятнатцать алтын ис приему Якова Корницкого.   (Л. 55) Декабрь В 1 де[нь] по указу великого государя и по писму за пометою дьяка Ивана Иванова по подорожной из Ямского приказу Монастырского приказу подьячему Ивану Ржевитинову прогонных денег до Вятки и до города Хлынова на одну подводу и назад до Москвы и на глухие версты рубль дватцать шесть алтын четыре денги. Те денги рубль дватцать шесть алтын четыре денги ис прииму Якова Корницкого, росписка на указе. Декабря в 10 де[нь] по указу великого государя и по писму за пометою дьяка Ефима Зотова куплено в Монастырской приказ дров для топления печей десеть сажен вышиною и шириною четырех аршин сажень Семеновской слободы у Тимофея Матвеева. А по договору за те дрова про два рубли по шеснатцети алтын по четыре денги сажень. Итого дватцать пять рублев. Те денги дватцать пять рублев ис прииму Якова Корницкого, росписка на указе.

http://sedmitza.ru/lib/text/10159754/

Иван Великий Иван Великий, колокольня до перестройки в конце XVIII века В самом средоточии Кремля, на возвышенности площади, названной в последствии Ивановскою, возносит главу свою к небу Ивановская колокольня, которая с Царь-колоколом и Царь-пушкою причисляется к Московским чудесам. По беспримерной высоте своей и огромности в XVI и XVII столетиях, она превосходила все колокольни в Русском мире; по старой мере, в вышину от подошвы с крестом она 45 сажень, а по новой, только 38 сажень 1 1/2 арш. 549 . Как эпоха ее, так и самое строение весьма замечательны по материалам, форме, стилю и значению. Пирамидальный фундамент ее из крупных известковых камней, или нетесей, как полагают, равняется со дном Москвы реки; цоколь ее из Белого камня; нижний ярус складен контрфорсом, а верх оканчивается венцом из диких камней, кои склепаны железными полосами. Масса ее из плотных тяжеловесных кирпичей; в стенах связана полосами брускового железа, переплетенными в разных направлениях. До четвертого яруса здание это восьмигранное, а пятый последний ярус цилиндрической фигуры, опоясанный надписью и увенчанный позлащенною главой с колоссальным восьмиконечным крестом; на верхней перекладине его вырезаны слова: Царь Славы. Отдельно от двух пристроек к Ивановской колокольне с северной стороны она представляет столп 550 , каким и называлась в XVII столетии. Стиль ее более похож на Ломбардовизантийский; нижний горизонтальный обод главы украшен подзором из медных листов с вырезками. От подзора начинается цилиндр кирпичной кладки – масса колокольни, а снаружи окружают три пояса равной ширины, разделенные валиками, между коими помещена надпись. Пониже поясов фальшивые окна, коих места пролетов покрыты черною краской; в окнах, или пролетах второго, третьего и четвертого этажей висят колокола. Еще ниже сих окон окружают цилиндр колокольни золоченые бронзовые звезды, около коих с малою выпуклостью Мавританские наличники, а между ими к верху готические, островерхие шпили. С нижнего до верхнего яруса, постепенно уменьшаясь в размерах своих, она составляет одно стройное целое, в коем незаметны сии уступы. Соединяя в себе тяжесть и массивность с легкостью и смелостью, без готических разрезов и без излишних орнаментов, этот колосс совершенно удовлетворяет условиям силы и соответствует своему назначению, о котором мы скажем в последствии. Это настоящая Русская красота с более округленным, чем тонким станом, высокая, белая и с челом, обнаженным от мелочных украшений. Ее скорее можно назвать античною колонной, высеченною из одной скалы и похожею на башни в Генуе, Пизе и Павии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010