После видения Петр пребывал в недоумении, не зная, как истолковать его. Тем временем дом Симона кожевника разыскали посланники Корнилия-сотника. Подойдя к дому, они спросили: Здесь ли Симон, называемый Петром? (Деян. 10, 18). Одновременно с этим апостолу Петру вновь был глас – Дух Святой сказал: Вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их (Деян. 10, 19–20). Петр тотчас же спустился вниз и сказал: Я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы? (Деян. 10, 21). Посланные ответили ему так: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святого Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих (Деян. 10, 22). Петр пригласил слуг и воина к столу и угостил их. На следующий день Петр и несколько иоп-пийских христиан вместе с посланниками Корнилия отправились в Кесарию. Там их уже ждал Корнилий. Он собрал родственников и друзей, дабы и они могли выслушать проповедь о спасении. Увидев Петра, Корнилий, приветствуя его, упал на колени, но Петр поднял его и сказал: Встань; я тоже человек (Деян. 10, 26). Когда же Петр вошел в дом Корнилия, он неожиданно оказался перед большим собранием язычников, пришедших послушать проповедь. До этого Петр, проповедуя о Христе, обращался только к своим соплеменникам, поэтому он сказал: Вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня? (Деян. 10, 28–29). В ответ Корнилий рассказал о своем видении и прибавил: Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога (Деян. 10, 33). Ответ Корнилия убедил Петра, что позвавшие его язычники действительно жаждут услышать слово Божие. Кроме того, для него самого было откровением, что язычники, живущие праведно, не менее дороги в очах Божиих, чем сыны закона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Лука называет имя ученицы  «Тавифа, что значит: «серна»»,  показывая, что она соответствовала своему имени: была так бдительна и бодра, как серна. Потому что часто многие имена даются по Божественному домостроительству. «Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице».  То есть сделали все, что следовало сделать над умершим. Послали же бывшие в Иоппии ученики к Петру  «просить, чтобы он не замедлил придти к ним».  Заметь простоту прочих и отсутствие всякого высокомерия в Петре. Не сами идут, но просят через двоих об исцелении, и он приходит. Почему они не позвали его, пока та не умерла? Считали недостойным утруждать этим учеников и отвлекать их и навязывать им затруднения в деле  проповеди.  Поэтому-то Лука и говорит, что было близко. «Вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними».  Выражение  «живя с ними»  показывает великое смирение ее, потому что она находилась с ними и жила с ними и обращалась со всеми как одна из них, а не так, как мы теперь. «Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился».  Для чего он изгоняет всех вон? Для того, чтобы не тронуться слезами и не потерять спокойствие духа.  «Преклонив колени»,  усердную совершает молитву. Затем поддерживает ожившую; потом понемногу возвращаются жизнь и силы ее. «Призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою », — одним в утешение, а другим в покровительство. Заметь отсутствие всякого высокомерия в Петре. Совершив такое великое чудо, он ищет пристанища не у нее и не у другого какого-либо знаменитого человека, но у кожевника Симона; он не стыдится людей ничтожных и не дает великим повода превозноситься.   Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 4-ю по Пасхе. О самопонуждении и смирении (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования Нового Завета (Апостольское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 4-ю по Пасхе (Апостольское чтение)

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог. То есть погубит. В этих словах выражается не проклятие, но предсказание о будущем. Ибо храм Божий свят; а этот храм — вы. Следовательно, блудник не может быть святым, так как он перестал быть храмом Божиим, изгнав освящающего его Духа. Кто же составляет этот храм? Вы, если пребудете чистыми. Никто не обольщай самого себя. Думая, что это бывает иначе, а не так, как я сказал. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Сделав легкий намек на согрешившего, опять обращает речь к тем, которые надмевались внешней мудростью. Кто, говорит, думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, то есть пусть отринет мудрость внешнюю, чтобы приобрести божественную. Ибо как нищета по Боге есть богатство, и бесславие — слава: так и безумие по Боге есть мудрость. Смотри же: не сказал: пусть отринет мудрость, но, что гораздо более, будет безумным, то есть пусть ни о чем не умствует сам от себя, пусть не верит собственным доказательствам, но следует за Богом, как стадо за пастырем, и верует всему божественному. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом. Ибо она не только не способствует к приобретению истинной мудрости, но, напротив, еще препятствует этому, потому что, высоко думая о себе, отвергает божественное учение и таким образом оставляет во всегдашнем неведении тех, кто имеет эту мудрость; поэтому они и уловляются Богом, как безумцы. Как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. Приводит свидетельство на то, каким образом человеческая мудрость есть безумие пред Богом, и говорит, что Бог уловляет мудрых, как безумных, то есть покоряет их собственным их оружием. Ибо, при всем своем лукавстве и мудрости, они обличаются в глупости и безумии. Например: одни думали, что не имеют нужды в Боге, а все могут постигать сами собой; но Бог делом показал им, что и сила и искусство слова нисколько не принесли им пользы, и что они особенно пред другими имели нужду в Боге, они, которые думали обойтись без всякой помощи. Итак, при всем своем искусстве, по которому почитали себя всеведущими, они оказались совершенными невеждами, и в предметах необходимых более необразованными, чем рыбаки и кожевники.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Павел делал все, и творил чудеса и учил, а опасности разделяет с ним и Сила. Что значит: « Павел, вознегодовав »? Значит: видя злонамеренность беса, — как в другом месте он сам говорит: « чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы » (2 Кор. 2:11). А почему те не сказали, что они изгнали беса, что оказались нечестивыми к Богу, но обратили дело в государственное преступление? Тогда они повредили бы сами себе. Так и о Христе говорили: « нет у нас царя, кроме кесаря. Всякий, делающий себя царем, противник кесарю » (Ин. 19:12, 15). И « ввергли » их, говорит (писатель), « в темницу ». Великое неистовство! « Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду » (ст. 24). Смотри: посадил их во внутреннюю темницу; и это по устроению (Божию). Так как должно было совершиться великое чудо, то назначается место удобное для слушания его, вне города, вдали от искушений и опасностей. Смотри, как писатель истории не стыдится рассказывать о занятиях (жителей). А когда было время свободное от занятий, тогда они более слушали поучения: город же филиппийцев был не велик. Зная это, и мы не будем стыдиться никого. Петр живет у кожевника, Павел у порфиропродавщицы: есть ли здесь гордость? Будем просить Бога, чтобы Он отверз наше сердце; отверзает же Он сердца, желающие этого; а бывают и поврежденные сердца. Но обратимся к вышесказанному. « И одна женщина », говорит (писатель), « торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел ». Отверзать есть дело Бога, а внимать — дело ее: так это дело было и Божеское и человеческое. « Когда же крестилась », говорит, « если вы признали меня, то войдите в дом мой и живите у меня ». Смотри, и крещается и принимает апостолов с такою покорностью, с большею, нежели покорность Авраамова. Не указала на какое–нибудь другое свое достоинство, но на то, за которое была спасена. Не сказала: « если вы признали меня » великою или благочестивою женщиною, но что? « Верною Господу ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

198. Однажды пришли старцы к авве Антонию; между ними был и монах Иосиф. Старец, желая искусить их, завел речь от Писания и стал спрашивать объяснение у каждого, начиная с младших. Каждый давал объяснение по своему разумению, а старец находил объяснение каждого неудовлетворительным; потом, обратясь к монаху Иосифу, сказал ему: «Ты как объяснишь это слово Писания?» Иосиф отвечал: «Я не знаю». Тогда авва Антоний сказал: «Однако монах Иосиф нашел тот путь, на котором говорят не знаю» [ 185 ]. Святые наставники иноков, желая, чтоб Священное Писание служило всецелым руководством в монашеском жительстве, вместе с тем желали, чтоб иноки, зная его по букве, наиболее изучали делами [ 186 ], особливо смирением. Это видно в житии преподобного Досифея [ 187 ], Иоанна Дамаскина [ 188 ] и других. 199. Однажды блаженный Антоний молился в келлии своей, — и был к нему глас: «Антоний! ты еще не пришел в меру кожевника, живущего в Александрии». Услышав это, старец встал рано утром и, взяв посох, поспешно пошел в Александрию. Когда он пришел к указанному ему мужу, муж этот крайне удивился, увидев у себя Антония. Старец сказал кожевнику: «Поведай мне дела твои, потому что для тебя пришел я сюда, оставив пустыню». Кожевник отвечал: «Не знаю за собою, что б я сделал когда-либо и что-либо доброе; но этой причине, вставая рано с постели моей, прежде нежели выйду на работу, говорю сам себе: все жители этого города, от большого до малого, войдут в Царство Божие за добродетели свои, а я один пойду в вечную муку за грехи мои. Эти же слова повторяю в сердце моем прежде, нежели лягу спать». Услышав это, блаженный Антоний отвечал: «Поистине, сын мой, ты, как искусный ювелир [ 189 ], сидя спокойно в доме твоем, стяжал Царство Божие; я, хотя всю жизнь мою провожу в пустыне, но не стяжал духовного разума, не достиг в меру сознания, которое ты, выражаешь словами твоими» [ 190 ]. Глубина смирения есть вместе и высота преуспеяния. Нисходя в бездну смирения, восходим на небо. Покушающийся взойти на небо без посредства смирения низвергается в бездну самомнения и погибели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Апостолы, исполняя повеление Иисуса Христа, проповедовали Евангелие, совершали Таинства и кроме того раздавали милостыни бедным. А так как число верующих ежедневно увеличивалось, и Апостолы не могли управиться со всеми этими делами, то они предложили верующим избрать дьяконов, т.е. служителей, которые помогали бы им в раздаче милостыни. Верующие избрали семь дьяконов. Апостолы помолились Богу и возложили на них руки. Так образовалась в церкви первая степень священства – дьяконы. Из семи дьяконов особенно был замечателен св. Стефан. Он любил Бога, любил ближних, усердно проповедовал Слово Божие и творил много чудес. Иудеи ненавидели св. Стефана и наклеветали на него, будто он произносит хулу на Бога и на Моисея. Когда Стефана привели на суд, то все с удивлением видели, что лицо его сияло, как лицо Ангела. Оно сияло добротой, святостью и любовью. Стефан начал защищаться против клеветы и обличил Иудеев в том, что они распяли Сына Божия, Господа Иисуса Христа. После речи св. Стефан, исполненный Святого Духа, поднял глаза к небу и воскликнул: «Вот я вижу небеса отверстыя и Сына человеческаго, стоящаго одесную Бога». Слушая речь праведника, судьи от гнева скрежетали зубами, потом встали со своих мест, закричали громким голосом и приказали вывести св. Стефана за город (Иерусалим) и там побить камнями. Когда Стефана побивали камнями, то он, преклонив колена, молился за своих врагов и говорил: «Господи! не вмени им греха сего!». Такова была смерть первого христианского мученика. С последним дыханием он просил Бога простить его убийц. После св. Стефана тысячи мучеников умирали в тяжелых страданиях за веру в Иисуса Христа. Они верили, что, претерпевши на земле страдания, они будут вечно блаженствовать в небесной славе с Господом Иисусом Христом. § 6. Обращение Апостолом Петром Корнилия сотника (Деян. 10 гл.) Апостол Петр, посещая верующих, пришел в город Иоппию и остановился в доме Симона кожевника. Перед обедом он пошел наверх дома помолиться. Во время молитвы он увидел, что небо открылось, и оттуда спускается сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Город Яффа (Иоппия) -красота -связан с проповеднической деятель-ностью Св. Апостола Петра. Город известен еще со времен Ноя - принад-лежал его сыну Иоафету. По преданию у Яффы строил Ной свой ковчег для спасения. Первое упоминание о Яффе было сделано в 15-ом в. до рождест-ва Христова египетским фараоном Тутмосом. В 15-ом в. за него воевали филистимляне. Этот город - портовая гавань, через которую везли кедр для строительства города Соломона и его храма. После Соломона в разные времена городом владели Александр Македонский, царь Ирод, получивший его от римского императора Антония. При Ироде построен новый порт Ке-сария, город, где проповедовал Апостол Петр. В этом городе был дом Си-мона Кожевника, в котором Апостолу Петру трижды было видение: И видит отверстое небо и сходит к нему некоторый сосуд, как бы большое полот-но, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю, а в нем находят-ся всякие четвероногие земные звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: Встань, Петр, заколи и ешь. Трижды Петр отказывал-ся: Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда был глас к нему: Что Бог очистил, того не почитай нечистым (Деяния апостолов,10,11-16). После этого видения Апостол Петр пошел на проповедь к язычникам, потому что Бог открыл ему, что нельзя ни одного человека почитать скверным или нечистый. Город с 13 по 18 век был под властью мусульман. Наполеон во время его похода взял Яффу. В ней он посетил госпитальс заразными больными. С 19-го в. в Яффе частые па-ломники христиане. В 1876г. здесь приобрел для русской Православной церкви землю Антонин Капустин. В 1888 году здесь построен храм Апосто-ла Петра, особенно почитаемого в этих местах. Храм освящен в 1888г. в присутствии Великой княгини Преподобномученицы Елизаветы и ее мужа Ве-ликого князя Сергея Александровича и князя Павла Александровича. В храме два придела, посвящены Св. Петру и Праведной Тавифе. Слева от алтаря очень запоминающаяся фреска Омовение ног Господом Своим учени-кам в Сионской горнице. Здесь в монастыре находится гробница Правед-ной Тарифы. Апостол Петр по благодати Божией оживил Праведную Тавифу, Она была исполнена многих добрых дел и творила много милостей. Вот как описано чудо воскрешения в Деяниях Апостолов> : Петр выслал всех вон, и, преклонив колени, помолился, и, обратившись, к телу, сказал: Тави-фа, встань! И она открыл глаза свои, и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее. И, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. Это сделалось известным по всей Иошии, и многие уверовали в Господа. (Деяния Ап. 9,40-42) Праведной Тавафе молятся о даровании добродетелей и милосердия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

42. Сие сделалось изветсным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. 43. И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника. Петр выслал всех вон (ср. Мф.9:24–25 ; Мк.5:40 ; Лк.8:54 ): чтобы не смущаясь никакими внешними впечатлениями предаться молитве о воскрешении умершей (ср. Злат.). Бог услышал его молитву, и Тавифа, по его слову, воскресла. Естественно, что слух об этом необычайно великом чуде пронесся по всей Иоппии, и тамошнее христианское общество увеличилось многими новыми членами. У Симона кожевника: по всей вероятности, христианина. По раввинским правилам ремесло кожевника считалось нечистым; но апостол Симон Петр и Симон кожевник христианин стояли, без сомнения, выше таких предрассудков. Глава 10 Корнилий сотник, явление ему ангела и посольство от него к Петру (1–8) 1. В Кесарии был некоторый муже, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, 2. Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. В Кесарии: см. прим. к Деян.8:40 . – Сотник из полка, называемого Италийским: полка, состоявшего из природных италийцев, в отличии от воинов, набиравшихся в римскую службу из туземных жителей. Кесария была резиденцией римского прокуратора, правителя Палестины, и при нем был полк из природных римлян или итальянцев, как людей вполне надежных. Вероятно, и Корнилий, сотник из этого полка, был природный римлянин или итальянец. Из дальнейших сказаний о нем видно, что он не был иудейским прозелитом, а был просто язычник доброй религиозно-нравственной настроенности (ст. 28, 34 и т.д. Деян.11:1 ; Деян.11:18 ; Деян.15:7 ). Этим объясняется та великая важность, какую видимо придает дееписатель этому событию, излагая его с большой подробностью и повторяя его (гл. 11) почти буквально с той же подробностью. Это был первый в апостольской истории пример, что язычник прямо, безо всякого посредства иудейства, хотя бы в виде прозелитизма врат, переходил в христианство при видимом Божьем благоволении, это была эпоха в истории апостольской церкви и ввиду этого дееписатель так рельефно выставляет на вид такое событие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Кончилось тем, что он покушался изнасиловать ее в сонном состоянии и она окончательно от него отшатнулась, хотя и свекор, и свекровь говорили ей, что Семен – «бог» (т. I, л. 151–153). – Этого вполне достаточно для характеристики второго хлыстовского главаря, принуждавшего перейти в секту своего сына Ивана (т. I, л. 167, т. II, л. 35–38). Вызванный в суд, Иван не пожелал давать показания и его нежелание, законом предусмотренное, было уважено. На ряду с братьями Утицкими стоят Алексей Кожевников и братья Калетовы, хотя картины их действий являются и несколько бледнее. В доме Михея Калетова составлялись радения. На радении, после пения стихов, Алексей Кожевников начал нестерпимо визжать и бесноваться, а остальные, здесь находившиеся, пели пасхальные стихи, и пели до тех пор, пока Кожевников не успокоился. Это успокоение означало то, что Кожевников переродился с христа и как бы воскрес. За тем Кожевников стал обходить присутствовавших, пророчествовал, прозревал, избрал себе апостолов и назвал каждого из них тем, или другим апостольским именем, а одного – архангелом Михаилом. 8 К этому времени около избы Калетова собралась масса сектантов; собравшиеся плакали, молили пустить их в избу, но Калетов сперва никого не пускал, говоря, что все они грешны и должны покаяться, а за тем впущены были три девицы, с которыми Кожевников стал прогуливаться по избе, целуясь с ними в губы и лаская их. После этого проникла в избу вся толпа, запевшая тропарь: – «Воскресение Христово видевше», а потом в избе поднялся такой шум, такое столпотворение, что прохватывал ужас: все что-то пели, под пение подпрыгивали и бесновались. Михаил Щукин колотил себя в грудь и рвал на себе волосы. В доме Кожевникова также собирались собрания, на которые съезжался народ из Девятовки и села Рыбкина, а также и из других мест. На описанном собрании в доме Михея Калетова Алексей Кожевников в роли христа потребовал у одного из нареченных им апостолов, кузнеца Лариона Вдовина, чтобы он уступил ему Кожевникову свою жену, красивую бабу. Ларион сначала колебался, а потом согласился. На судоговорении один из свидетелей наивно рассказывал: «с одной стороны Лариону и жаль было уступить жену, а с другой и обидеть было нельзя» (т.е. Кожевникова обидеть!). За бабою послали пару лошадей и привезли. По словам другого свидетеля, Кожевников, придерживаясь хлыстовской секты, имеет пристрастие к девушкам; одна девушка живет с ним и в настоящее время (значить уже не жена кузнеца Лариона, от чего, – не выяснено), (Т. I, л. 79–82. т. II. 127–128).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кожевников Владимир Александрович историк культуры, публицист. Родился в семье купца – почетного гражданина г. Козлова Тамбовской губ. Получил домашнее воспитание, овладел главными европейскими и основными древними языками. Учился в Московском университете в качестве вольнослушателя, почему и не был допущен к выпускным экзаменам, не имел аттестации об окончании университета и оказался вне академических и университетских кругов. Свою исключительную жажду знания утолял каждодневным чтением по 12–14 час. на протяжении 20 лет. Был человеком энциклопедических знаний, удивлял современников своей «необъятной» ученостью. Кожевников много путешествовал, совершил паломничество в Святую землю, много лет провел в Западной Европе, занимаясь в крупнейших европейских книгохранилищах. И этот «научный багаж» стал «фундаментом для построения грандиозного здания, имеющего целью представить и освежить историю перехода обмирщения, «секуляризации» европейской культуры от Возрождения до XIX в.». Большая часть этого труда осталась в рукописях, которые не были опубликованы и, по всей вероятности, погибли. Кожевников принимал решающее и активнейшее участие в судьбе наследия и пропаганде идей основоположника русского космизма Н. Ф. Федорова. Будучи одним из его близких друзей и почитателей, Кожевников был и редактором, и издателем (наравне с Н. П. Петерсоном) его сочинений. Это была гигантская работа, т. к. Федорова мало заботила необходимость быть доступным и удобопонятным. И, конечно, невозможно преувеличить влияние идей Федорова на работы Кожевникова. Однако Кожевникова нельзя причислить к безоговорочным последователям Федорова. Еще при жизни Федорова Кожевников расходился с ним в кардинальных вопросах. Один из них – недооценка Федоровым благодати, т. е. помощи Божьей в воскрешении. Кожевников держался ортодоксального подхода к вопросу о бессмертии. Книга Кожевникова о Федорове («Н. Ф. Федоров. Опыт изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам», 1908) является наряду с двумя томами сочинений самого Федорова почти равноправным источником для знакомства с идеями самобытного русского мыслителя. После смерти Федорова Кожевников стал одним из активных членов «Кружка ищущих христианского просвещения»; членами и сочувствующими идеям этого кружка являлись М. А. Новоселов, Ф. Д. Самарин , ректор Московской духовной академии еп. Феодор (Поздеевский) , П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, В. Ф. Эрн, В. А. Свенцицкий и др. Они были приверженцами старорусских идеалов соборности, согласия и братства, корни и истоки которых имели православное происхождение в традициях святоотеческого богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010