, Нечаев П. , Туберовский Α.). Помещались статьи, посвященные учению о Церкви (архимандрит Иларион), аскетизму (епископ Феодор, Минин Н.), воскресению (Страхов В., Туберовский Α.). Публиковались статьи по церковной археологии (Голубцов Α., Протасов Н. ) и агиографии (Смирнов С, Туницкий Н.). Были опубликованы статьи, посвященные эллинизму (Соловьев С, Спасский Α.), египтологии (Кагаров Е.), буддизму ( Кожевников В. ), спиритизму, масонству (Киреев-Ртищев А. – 68; и рецензии), а также о самоубийстве ( Тареев М. , Туберовский Α.). Печатались материалы, статьи и рецензии по вопросам истории Духовных школ, педагогики, просвещения (ртищевская школа) и общественных движений (славянофилы). Много материалов было посвящено истории русской философии (тематика: Аксаков К., Бердяев Н. , Богданов П., Булгаков С, Ветухов Α., Лодыженский М., Лосский Н., Одоевский В., Розанов В. , Самарин Ю., Соловьев Вл., Соловьев Н., Толстой Л., Трубецкой Е. , Федоров Н., Франк С, Хомяков Α., Эрн В.). По истории зарубежной мысли большинство статей касалось развития немецкой и итальянской философии (Эрн В.). «Богословский вестник» следил за текущими событиями. Особое значение имеют статьи, касающиеся первой мировой войны и восстановления Патриаршества (архимандрит Иларион). В годы редакторства священника Павла Флоренского в «Богословском вестнике» систематически публиковались архивные материалы на богословские и церковно- общественные темы. Сам священник Павел Флоренский издал «Службу Софии Премудрости Божией» (7), труды и письма А. М. Бухарева (архимандрита Феодора) (9; 24; 26; см. также 47; 51; 65; 74), письма протоиерея Валентина Амфитеатрова к архимандриту Серапиону (Машкину) и его матери (15, см. также 1; 22), письма Ф. Д. Самарина к священнику Павлу Флоренскому (25), письма и материалы профессоров МДА (12; 19–21), епископа Игнатия (Брянчанинова) (10; см. также 60–64; 99, 101; 72), воспоминания митрополита Московского Леонтия (11). К некоторым публикациям, помещенным в «Богословском вестнике», священник Павел Флоренский делал краткие пояснительные примечания, которые подписывал инициалами «П.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Все же, последнее слово было за еп. Феодором. «Дорогой и многоуважаемый Павел Александрович! Я думал, что напечатание в «Бог Вест » зависит всецело от Вас. Сильно опасаюсь, что ректор не пропустит», – беспокоился о статье «Эллинизм и Церковь » 71 С.М. Соловьев (27 авг. 1913 г.). Поэт-символист, внук знаменитого историка, племянник и биограф В. С. Соловьева , выпускник историко-филологического факультета, в 1915 г. он поступил на второй курс академии, окончив которую (1918 г.) остался преподавателем, приняв в феврале 1916 г. священнический сан (впоследствии перешел в унию). В его словах нет предвзятости. «… Мечтаю приехать в Лавру на несколько дней. Хочется повидать пресвященного Феодора. Я много слышал о нем от римского архимандрита Дионисия, ныне епископа в Кременце 72 », – начало переписки с о. Павлом (8 июля 1913 г.). «Передайте, пожалуйста, преосвященному Феодору, что я очень благодарен ему за изменения и пропуски в моей статье 73 . Я совершенно не умею поправлять и изменять раз написанное, и тем более рад, когда это делают другие, с тактом и пониманием дела» (25 марта 1915 г.) 74 . В конце 1912 г. непременный член Св. Синода епископ Никон (Рождественский) (видный церковный журналист, возглавивший вскоре новообразованный Издательский совет при Синоде, настоятель Данилова монастыря в 1904–1908 гг.), В.А. Кожевников , М.А. Новоселов и Ф.Д. Самарин академическим Советом и Св. Синодом были утверждены в звании почетных членов МДА 75 . «Этим избранием Совет Моск. дух. академии заявил, что он ценит и ставит высоко заслуги указанных работников на поле церковном» 76 . Инициатива по выдвижению трех последних кандидатур принадлежала, скорее всего, еп. Феодору, возникнув благодаря «Кружку…». Отец Павел Флоренский сообщал В.А. Кожевникову 15 марта: «В этом году надо подготовить почву для юбилея «Рел.-фил. библиотеки», и я думаю летом поместить в «Бог. вестн.» статью о «Рел.-фил. библ.» и ее основателе [М.А. Новоселове. – К.П.]. Но, вместе с тем, мне хотелось бы, – а таково же и желание преосв. Феодора, – подготовить почву и для Вашего избрания и не нахожу для этого более удобного пути, как написать статью о Вас. Впрочем, таковая давно необходима и независимо от вопроса об избрании Вашем, – необходима для нас, для России, ибо все русское у нас затирается. Это дело не только Вашей известности, но – и силы нашего общего направления к церковности и самобытности народной. Вот почему Вы не имеете права, каков бы ни был голос Вашей скромности противиться нашему (т.е. преосв. Феодора, моему, сюда же отнести надо Ф.К. Андреева) желанию и намерению» 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Также среди сослужащих были представители Поместных Православных Церквей: митрополит Филиппопольский Нифон , представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси; митрополит Козанийский и Сервийский Павел ( Элладская Православная Церковь ); епископ Моравичский Антоний , представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси; епископ Санта-Розский Даниил, викарий Сан-Францисской епархии ( Православная Церковь в Америке ); архимандрит Христофор (Ангелопулос), протосингел Козанийской митрополии Элладской Православной Церкви. На богослужении присутствовали: главный федеральный инспектор по г. Москве В.А. Лавленцев, заместитель председателя Московской областной Думы Н.Ю. Чаплин, глава Сергиево-Посадского района Московской области М.Ю. Токарев, глава городского поселения Сергиев Посад Д.С. Демин. Свято-Троицкую лавру посетил председатель Национального собрания Армении А.С. Баблоян, который поздравил Святейшего Патриарха с праздником. В числе молившихся в храме были: настоятельница московского Зачатьевского ставропигиального монастыря , заместитель председателя Синодального отдела по делам монастырей игумения Иулиания (Каледа) ; игумении ряда женских монастырей; делегаты X Международного съезда Содружества православной молодежи; участники православного молодежного форума «ДоброЛето-2017», которой проходит в эти дни на Благовещенском поле Сергиева Посада. Богослужебные песнопения исполнил хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.  После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Михаила Годонова, клирика Покровского академического храма, учащегося МДА, в сан священника. Проповедь перед причастием произнес игумен Иларион (Гоюк), насельник Троице-Сергиевой лавры. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл, Блаженнейший митрополит Онуфрий, члены Священного Синода и все иерархи, прибывшие на праздник в Лавру, совершили молебен на Соборной площади перед чтимой иконой преподобного Сергия Радонежского.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4963981...

Итак, 1911 год является точкой перелома не только в периоде научения, но и во всем творческом пути отца Павла. К нему тяготеют очищение и теодицея, от него отталкиваются антроподицея и деяние. Если так, то главное событие 1911 года – принятие Священства, было сердцевиной, средоточием, искомым родником творчества отца Павла. Для него невозможно было писать о таинствах и благодати, не будучи самому облагодатствованным таинством Священства. «Боговоплощение во всех видах и образах раскрыто в двух трудах отца Павла, написанных в совершенно отличном от «Столпа» творческом стиле. Это «Философия культа» (19181922) [Иконостас. Богословские труды. М., 1972. Сб. 9. С. 83148; Из богословского наследия. Богословские труды. М., 1977. Сб. 17. С. 87248] и «У водоразделов мысли» [опубликованы лишь отрывки: Символическое описание. Феникс. М., 1922. Кн. 1. С. 8094; Обратная перспектива. Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. Сб. 3. С. 381416; Органопроекция. Декоративное искусство СССР. 1969. 145. С. 3942; Строение слова. Контекст-72. М., 1973. С. 348369; полный проспект труда отец Павел опубликовал в приложении к книге «Мнимости в геометрии» (М., 1922)]. «Столп» написан в виде писем, эти труды в виде лекционных бесед на ряд тем, объединенных общим замыслом. «Столп» одержит многочисленные экскурсы и примечания, в этих трудах изредка встречаются сноски на цитируемый источников. В «Столпе» автор вместе с читателем искал Истину в Горнем мире, в этих трудах Истина показывалась читателю как пребывающая в мире дольнем. «Столп» вырос из юношеской уединенной дружбы с С. С. Троицким , и духовного окормления аввы Исидора. Эти труды из мужской московской «церковной дружбы» и руководства епископа Антония (Флоренсова). В годы афонских споров об Имени Божием, вокруг священника Павла Флоренского сплотился круг богословов (ректор МДА епископ Феодор, М. Д. Муретов , С.Н.Булгаков, В. Ф. Эрн, М. А. Новоселов, В. А. Кожевников ), которые мужественно защищали имяславие, как церковное учение. С 28 сентября 1912 года по 3 мая 1917 года священник Павел Флоренский возглавлял издававшийся при Московской Духовной академии журнал «Богословский вестник». Говоря о направлении «Богословского вестника» за этот период, следует отметить что, сохраняя церковность и традиционную академичность, журнал публиковал много материалов по общекультурным вопросам. В нем органически находили свое место статьи богословского, философского, церковно-исторического, литературного общественного и математического характера. В этом, несомненно, сказалась направленность интересов самого редактора. Как редактор «Богословского вестника», священник Павел Флоренский организовал в нем целый ряд архивных публикаций, которые ставят «Богословский вестник» 19121917 годов, в ряд лучших археографических журналов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Хотя и трепещем мы за наши слабые силы, но сознаем долг вместе с Тобою стоять на страже церковной там, где судил нам Господь скромно воинствовать. Мы пойдем за Тобою, по слову Твоему, Начало вождь и Пастырь наш!» 221 Патриарх ответил «Грамотой Его Святейшества Московской Духовной Академии». He в этом ли единении был сокровенный смысл происходящих событий? Раскол Академии на «левых» и «правых», столь недвусмысленно выявившийся в феврале и после февраля, назревал давно. В октябре этот раскол стал оформляться и организационно. В «расколотом» состоянии Академия просуществовала до середины 1919 г» когда она была переведена из Троице-Сергиевой лавры в Москву, где действительно разделилась на несколько духовных школ. Собственно МДА, переезжая в Москве с места на место, просуществовала до 1928 г. Ее профессора 11 (24) июня 1918 г. открыли Православную народную академию в целях «распространения православно-богословского просвещения среди самых широких кругов и масс православно-церковного общества и народа» 222 . В это время возникли условия для реализации заветных планов членов «Кружка ищущих христианского просвещения» 223 (иначе – «Новоселовского кружка» или «Самаринского кружка») о создании духовной школы аскетической направленности на основе заветов Святых Отцов. Кружок, который начал существовать еще до революции, в пору всеобщего разброда и разложения был попыткой подлинного соборного единения людей. Члены кружка связывали судьбы России с судьбой Православной Церкви. В кружок входили выдающиеся церковные деятели и мыслители: еп. Феодор (Поздеевский) , М.А. Новоселов, Ф.Д. Самарин , о. Павел Флоренский , С.Н. Булгаков, В.А. Кожевников , В.Ф. Эрн, кн. Е.Н. Трубецкой, кн. Г.Н. Трубецкой, Л.А. Тихомиров , Ф.К. Андреев, А.В. Ельчанинов, В. Свенцицкий , С.Н. Дурылин, П.Б. Мансуров, С.П. Мансуров, прот. Иосиф Фудель , А.С. Глинка-Волжский, С.А. Цветков, Н.Д. Кузнецов и др. Кружок стал основой для вновь создаваемой Даниловской академии. По этому поводу еп. Феодор писал о. Павлу Флоренскому:

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Борис (Рукин). В мае 1925 г. последнему было предложено образовать инициативную группу «Защита Православия от политиканства» и подать ходатайство во ВЦИК о ее легализации. «Защищать» РПЦ предполагалось посредством учреждения в ней Синода в нужном власти составе и через намеченное в «Предсмертном завещании Тихона» осуждение тех, кто, «злоупотребляя своим церковным положением, отдается без меры человеческому, часто грубому политиканству», т. е. тех священнослужителей, «кои упорствуют в своих заблуждениях и отказываются принести в них раскаяние перед Советской властью» (Изв. ВЦИК. 1925. 86). П. отверг притязания еп. Бориса, к-рому летом 1925 г. пришлось на время прекратить свои действия против высшей церковной власти ввиду резкого неприятия его провокационной активности со стороны клира и паствы. Особо значимую поддержку П. тогда оказали правосл. епископы, группировавшиеся вокруг Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского мужского монастыря , и группа церковной интеллигенции, возглавляемая бывш. обер-прокурором Синода А. Д. Самариным (позднее, в нояб.-дек. 1925, и те и другие были привлечены в качестве обвиняемых по новому следственному делу П.). Как патриарший местоблюститель П. в своей адм. деятельности стремился решать внутрицерковные проблемы с предельной тактичностью. Он не считал себя вправе учреждать новые епархии, даже когда его об этом усиленно просили. Напр., когда Сарапульский еп. Алексий (Кузнецов ; впосл. архиепископ) по просьбе местной паствы ходатайствовал перед П. о преобразовании входившего в его епархию Ижевского вик-ва в отдельную епархию, местоблюститель в ответ заявил, что «ломать епархии не будет и в каком виде принял их, в таком и сдаст» ( Кожевников И. Е. Священноисп. Виктор (Островидов) и образование Ижевской епархии//Сб. студенческих науч. работ каф. Церковной истории МДА. Серг. П., 2010. С. 61). При этом П. по примеру патриарха Тихона никого из неугодных гос. властям епископов не увольнял, даже если архиерей годами не допускался ими на кафедру.

http://pravenc.ru/text/2580122.html

В пятую годовщину блаженной архимандрита Матфея (Мормыля) на его могиле совершена панихида 18 сентября 2014 г. 20:34 15 сентября 2014 года, в пятую годовщину блаженной кончины старшего регента братского хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры , заслуженного профессора Московской духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля), на его могиле была отслужена панихида. Богослужение возглавил регент объединенного хора Лавры и академии архимандрит Глеб (Кожевников). За панихидой молились ученики приснопамятного отца Матфея, все, кто знал его и смог приехать в этот день на его могилу. За богослужением пел смешанный хор Лавры. Пресс-служба МДА /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Этот рассказ является поворотным пунктом в тексте, поскольку сообщает о начале важнейшего этапа в истории христ. миссии, к-рый завершением проповеди среди иудеев характеризуется обращением к проповеди среди язычников. Для ап. Луки, постоянно заботящегося о сохранении своего рода паритета между Павлом и П., крайне важно показать, что Павел не был единственным протагонистом расширения христ. проповеди на язычников: параллельно к этой идее приходила вся Церковь, источником же ее было прямое вмешательство Бога. Видение ап. Петру сосуда с нечистыми тварями в доме Симона-кожевника в Иопии (Деян. 10. 9–16). Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1684 г. Фото: Куколевская О. С. Стенопись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. М., 2008. Т. 2. С. 155 Видение ап. Петру сосуда с нечистыми тварями в доме Симона-кожевника в Иопии (Деян. 10. 9–16). Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1684 г. Фото: Куколевская О. С. Стенопись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. М., 2008. Т. 2. С. 155 Сотник Корнилий характеризуется как «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (см. в ст. Корнилий Сотник ). В видении Корнилий получает от ангела повеление позвать П. из Иоппии (Деян 10. 1-8). Иоппия отстояла от Кесарии на 48 км, и посланным понадобилось меньше суток, чтобы приблизиться к городу. Их приход в дом Симона-кожевника был предварен событием, имевшим большое значение для П. Он поднялся на крышу для молитвы и пришел в состояние, к-рое ап. Лука обозначает словом κστασις (исступление, экстаз), здесь оно указывает на особое духовное состояние, в к-рое человек может прийти на высших стадиях молитвенного опыта (ср.: Деян 22. 17-18). П. «видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо» (ср.: Деян 10. 9-16).

http://pravenc.ru/text/2580090.html

Петр должен был понять, что это в корне неверно, прежде чем крестить сотника Корнилия. Следует отметить, что апостол Петр уже был более лояльным и милосердным, отступил от жестоких норм иудейского образа мышления, в которых он когда-то был воспитан. Об этом свидетельствует тот факт, что апостол остановился в доме Симона кожевника, который по роду своей деятельности работал со шкурами забитых животных. Ни один правоверный иудей не захотел бы пребывать в его доме, так как считал и дом этот и самого хозяина, занимающегося столь грязной работой, нечистыми. Из-за этого кожевник был вынужден жить на самой окраине города у моря. Не вызывает сомнения тот факт, что Симон кожевник был христианином, человеком добрым, гостеприимным и порядочным. Апостол Петр остановился у него, как у своего брата во Христе, совершенно не обращая внимания на мелочные запреты и несправедливые иудейские законы. Он помнил о том, как Господь в земной Своей жизни с любовью относился ко всем людям, призывая к Себе не только праведников, но и грешников через покаяние и исповедование истинной веры. И вот мы слышали о том, как апостол Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. Наверное, эти слова требуют некоторого пояснения. Дело в том, что в те времена дома были очень небольшими и оттого переполненными людьми. Молитва требовала сосредоточения и уединения. Быть может, в доме Симона кожевника даже не было для этой цели свободной комнаты. Но крыши домов делались плоскими, на них можно было находиться без риска падения. Скорее всего, Петр возжелал уединиться, чтобы вознести молитву Господу, поэтому поднялся на крышу. Внезапно апостол почувствовал голод, и ему открылось потрясающее воображение явление: …видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. А затем Петр услышал очень странное приказание Божие: Встань, Петр, заколи и ешь. Апостол воспринял этот глас с недоумением, стал возражать Богу, говорил, что никогда не ел ничего скверного или нечистого.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010