С.М. Половинкин Школы, общества, течения Философский контекст московской философско-математической школы Сравнивая философские интенции вв. и XX в, можно составить следующие оппозиции: абстрактность, отвлеченность – конкретность; универсализм, тотальность – персонализм; рационализм – фидеизм, интуитивизм; детерминизм – телеологизм; непрерывность, монолитность – разрывность, трещинность; прогресс – кризис, катастрофа; утопия – апокалиптика; эволюция – революция, креационизм; аналитика – аритмология. Риккерт говорил о преобладании «генерализирующего» метода в науках естественных. В вв. под влиянием естественных наук «генерализирующий» метод преобладает и в науках общественных, в том числе и в философии. Представители Московской философско-математической школы указывали, что именно в естественных науках повлияло на «генерализирующий» метод общественных наук: преобладание в математике и, соответственно, в естествознании непрерывных и гладких функций с неограниченно большими областями определения. Были, конечно, и исключения. «Индивидуализирующий» метод в полной мере был развит в романтизме, охватившем в первую треть XIX в. почти все страны Европы и Америку. Он был реакцией на «генерализирующую» эпоху Просвещения. Человека романтики полагали средоточием и конечной целью естественного процесса и одновременно начальным пунктом сверхъестественного откровения. Движущей силой человеческой души стало у них чувство, фантазия, интуиция, а не мышление. Художник-творец стал венцом творения. Исторические силы были персонифицированы и мифологизированы. Исторические эпохи понимались как индивидуальные организмы. Все культуры, бываше и настоящие понимались как неповторимые и равноправные индивидуальности. Романтики идеализировали Средневековье, многие из них были правоверными католиками. Они видели разрушительную сторону прогресса, особенно тотальной капитализации Европы. Идею «индивидуализации» как задание провозглашал Кьеркегор (1813–1855): « " Единица» – та категория, через которую должны пройти в религиозном смысле наше время, история, род человеческий». Кьеркегор просил написать на его могиле – «Единица».

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Сезон 1912/13 Заседание 18 октября 1912 г. М.В. Одинцов. Философия религиозного действия. Серен Кьеркегор Философское знание и религиозная вера всегда были явлениями родственными и взаимно связанными. Не только философские учения античного мира (пифагореизм, платонизм и др.) уходят своими корнями в глубь религиозного сознания, но и многие философские системы Нового времени, когда духовная жизнь питалась и другими, помимо религии, источниками, носят скрытый или явный религиозный отпечаток, если не по своему содержанию, то по крайней мере со стороны субъективного отношения к этому содержанию своих творцов. Этот религиозный элемент философии был всегда собственно религиозной верой (в тесном смысле), т.е. началом эмоциональным. Эмоциональный элемент, как внутренняя основа философствования, и роднит философию с искусством, придавая ей характер непосредственного творчества. Но вырастая из глубин человеческой личности, религиозное сознание не может быть ограниченным только сферой эмоциональной; проходя через нее, как собственно религиозное чувство, оно стремится выразиться, как в конечном своем завершении, в религиозной активности. И вот здесь-то и возникает разъединение философии и религии; вырастая из общей основы, они, подобно радиусам в круге, расходятся по различным путям по мере своего дальнейшего развития. Философия созерцает, религия действует, созерцание останавливает непосредственное движение действующей воли, действие уклоняет созерцающее сознание от чистых идей в лабиринт конкретных отдельных фактов. Об этом соотношении религии и философии уместно вспомнить теперь, когда в области философского знания привлекает внимание прагматизм Джеймса, по-видимому, стремящийся перейти бездну, разделяющую созерцание от действия, и в частности религиозного. Одним из основных положений этого нового философского течения является то, что жизненное дело личности должно решать вопросы философского значения, ибо теоретическая истинность всецело покрывается практической ценностью; поскольку для жизненного дела личности религиозные предпосылки являются одним из самых прочных устоев, и они должны быть включены в круг философских истин.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

  разделы   рассылка  распечатать Предложения Общественной палаты РФ по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования 1. В Российской Федерации проживают представители многих национальностей, религий и мировоззренческих групп. Все они имеют равные права на реализацию своих образовательных потребностей в государственной и муниципальной системе образования. Демократический характер российского государства предполагает возможность удовлетворения специфических образовательных запросов и интересов представителей разных мировоззренческих групп в российском обществе. При этом добровольность и возможность выбора должны быть основными принципами при изучении в государственной школе той или иной религиозной культуры. 2. Духовно-нравственный компонент общего среднего образования необходим для развития личности, воспитания нравственности, правосознания, ответственного и безопасного поведения школьников. В различных регионах Российской Федерации получила распространение практика преподавания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях учебных предметов и курсов по истории и культуре основных религиозных традиций россиян – православного христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического и культурного наследия российского общества. Принцип светскости Российского государства предполагает учет разнообразия мировоззренческих подходов в системе образования и необходимость уважительного отношения к пониманию частью общества религии как основы традиционной культуры семьи, народа, нравственного развития и формирования личности ребенка. 3. Преподавание в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях учебных предметов и курсов по истории и культуре конкретных религий (Основы православной культуры, Культура ислама, Традиции иудаизма и т.п.) должно осуществляться на основе добровольности их выбора и при обязательном соблюдении прав нерелигиозной части общества. Для несовершеннолетних учащихся необходимо обязательное согласие семьи, а с 14 лет согласие самих учащихся. В случае включения таких учебных курсов в региональный компонент общего среднего образования следует зафиксировать обязанность образовательного учреждения по заявлению родителей (законных представителей) заменять их изучение другими учебными курсами по выбору или основными учебными дисциплинами. Необходимо предусмотреть, чтобы для тех, кто отказался от изучения курсов религиозной культуры, в это же учебное время было организовано изучение философско-этических, философско-культурологических учебных курсов (этика, история этики, философская культура и этика и т. п.), формирующих нравственную культуру человека на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов.

http://religare.ru/2_35422.html

Параграф 1 2 3 4     Предисловие Предлагаемый читателю трактат представляет собой исправленную стенограмму устной речи, произнесенной 28 февраля 1916 года в очередном закрытом собрании петроградского Религиозно-философского общества. Весь академический 1915– 1916 год в этом Обществе был посвящен обсуждению вопроса о реформе Церкви. После ряда докладов и заседаний автору, как председателю, пришлось подводить итоги пройденным прениям и высказать свой взгляд на вопрос. Этим происхождением трактата объясняются некоторые особенности его изложения. Таковы, например, ссылки на мнения отдельных лиц, выступавших на предыдущих собраниях Общества. Со временем, когда будет напечатан соответствующий том «Записок петроградского Религиозно-философского общества», приведенные мнения, вместе с относящимися к ним замечаниями данной речи, предстанут перед читателем в более тесной взаимной связи и с большей ясностью. Надеемся, однако, что издаваемый текст и в отдельности может иметь интерес как особое мнение по вопросу огромной религиозной важности. § I Мне всегда казалось характерным то явление, что реформой русской церкви, в точном, техническом смысле этого слова, особенно живо и горячо интересуются люди или безрелигиозные (по мотивам общественно-либеральным), или того религиозного типа, который религию принимает как нечто позитивно-данное, как нечто, не подлежащее никакому творческому переживанию и интересное лишь с точки зрения практической организации церковной жизни на лучших началах. К этому типу относится бытовое большинство, заполняющее собою ограду Церкви, составляющее религиозное стадо. Настоящих мистиков Церкви мало интересует то, что называется церковной реформой. Такие носители церковной мистики, как Феофан, епископ Полтавский, или ее теоретики, как профессор-священник П. А. Флоренский, этими вопросами не интересуются. Им важны глубины догмы и культа, до которых не дохватывают мелкие мерки церковного неустройства и благоустройства. В самом деле, ведь ничего религиозного нет в том, чтобы организовать приход на началах юридического лица, в том, чтобы реформировать консисторию и бракоразводный процесс, чтобы реорганизовать Синод, урегулировать положение обер-прокурора, учредить патриаршество, снять государственный запрет с функции соборности.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ (1919-1923), организована в Москве Н. А. Бердяевым , ставшим ее председателем (секретарь Б. А. Грифцов), для «охранения и развития духовной культуры в России» (Вольная Академия Духовной Культуры в Москве. С. 135). Бердяев считал, что лучшая атмосфера для обсуждения духовных вопросов - вольный союз, дружественная, неофиц. обстановка ( П. [Попов П. С. ]. С. 147). Идея создания ВАДК появилась на еженедельных «вторниках», проходивших на квартире Бердяевых с нач. 1918 г. На них собирались 20-25 чел., зачитывались и обсуждались доклады: «...в буквальном смысле пища телесная заменялась пищей духовной. Все предметы, лица, разговоры одухотворялись внутренними интересами и вопросами» (Там же. С. 145). «Вторники» продолжали существовать и при действующей ВАДК и были как бы ее штабом. Распространителем идей ВАДК стала Книжная лавка писателей на Б. Никитской ул., где работали Бердяев, Грифцов, Б. К. Зайцев и др. Она фактически превратилась в дискуссионный клуб. 26 сент. 1919 г. Устав ВАДК был зарегистрирован в юридическом отделе Московского Совета. Цель ВАДК была определена как «изучение духовной культуры во всех ее проявлениях и формах в области научного, философского, этического, художественного и религиозного творчества и мысли» (цит. по: Галушкин. С. 238). Более откровенно о целях ВАДК было написано позже, уже в эмиграции, в частности в программе ее преемницы - Религиозно-философской академии в Берлине: «После эпохи катастроф и кровавой борьбы должна наступить эпоха духовного углубления и осмысливания пережитого опыта. …Лишь религиозное возрождение может спасти Россию и оздоровить Европу и весь мир. …Кровавый раздор, все еще терзающий весь мир, есть отображение внутренней разорванности духа, т. е. утраты религиозного центра жизни и религиозного смысла жизни» (Религиозно-философская академия в Берлине. С. 136). Устав ВАДК предусматривал проведение лекций, семинаров и собраний с диспутами, открытие б-к и читален, издание книг и периодики. ВАДК существовала на небольшие взносы слушателей. Собрания проходили в зале Высших женских курсов (вмещал до 300 чел.), в помещении Центроспирта, в зале Политехнического музея (вмещал до 1 тыс. чел.) и др. местах. Их посещали в т. ч. и рабочие, красноармейцы, матросы. Среди присутствующих было много членов бывш. Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьёва .

http://pravenc.ru/text/155198.html

священник Георгий Митрофанов Творчество Е.Н. Трубецкого в контексте его произведений как последний манифест классического философского идеализма в русской религиозно-философской традиции Источник В статье рассматриваются основные этапы творческого пути выдающегося русского религиозного философа, последнего крупного представителя классического идеализма в русской философии Е.Н. Трубецкого , наиболее значительные влияния на его мировоззрение некоторых философов и религиозных мыслителей, упоминаются основные произведения Трубецкого, включая книги и наиболее значимые статьи и публичные лекции. Проблематике основополагающих для становлений мировоззрения Трубецкого произведений дается краткая характеристика. Его произведения рассматриваются как с точки зрения их значения для творчества философа, так и в контексте некоторых событий в научной и общественно-культурной жизни России начала ХХ в., в том числе и в контексте религиозно-философской полемики, которая велась Е.Н. Трубецким с некоторыми его философскими предшественниками и современниками. «История русской культуры, вся она в перебоях, в приступах, в отречениях или увлечениях, в разочарованиях, изменах, разрывах. Всего меньше в ней непосредственной цельности» 1 . Именно такие черты обнаруживал в развитии русской духовной культуры один из ее наиболее глубоких исторических исследователей и проницательных богословских интерпретаторов протоиерей Георгий Флоровский . Однако всякое справедливое обобщающее определение тенденций духовной культуры необходимо предполагает наличие в этой культуре таких творческих проявлений, которые, не подпадая в качестве частных случаев под данное определение, в то же время выразительно подчеркивают его общую справедливость. Возможно, наиболее выдающимся среди подобного рода не подпадающих под определение протоиерея Георгия Флоровского проявлений русской духовной культуры в области религиозной философии явилось творчество князя Евгения Николаевича Трубецкого (18631920). Глубина личностной духовной и интеллектуальной жизни и широта церковной и общественной деятельности Е.Н. Трубецкого запечатлели себя особенно выразительно в творческом наследии философа, отразившем в составляющих его произведениях важнейшие особенности мировоззренческого становления Е.Н. Трубецкого . Окончив в 1885г. Московский университет кандидатом права 2 , Е.Н. Трубецкой многие годы преподавал в Ярославском юридическом лицее, в Киевском и Московском университетах целый ряд юридических и философских дисциплин, что позволило ему уже в течение 1890-х гг. выпустить достаточно обстоятельный, не потерявший своего научного значения и в настоящее время курс по истории философии права, к которому через одиннадцать лет был присовокуплен курс по энциклопедии права 3 . Одновременно Е.Н. Трубецкой в 1892г. и в 1897г. защитил соответственно магистерскую и докторскую диссертации, в которых определенно обозначилась возможность развития академического ученого-правоведа в религиозного философа и богослова 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubec...

Е.С. Полищук Один и тот же закон управляет жизнью как отдельных индивидуумов, так и целых социальных организмов: история тех и других характеризуется волновым течением, закономерным чередованием периодов напряжения и расслабления, роста и спада, созидания и разрушения; «время разбрасывать камни, и время собирать камни» ( Еккл. 3, 5 ). Так, рассматривая духовное развитие русского общества на протяжении прошлого века, нельзя не видеть своеобразных приливов и отливов духа, волнообразной смены господствующих умонастроений и мировоззрений. Легкомысленное «вольтерьянство» и отважное, хотя во многом и легковесное свободомыслие начала века сменяется благородным идеализмом 40-х годов. В свою очередь, этот чистый, но несколько наивный идеализм оказывается сметенным материализмом 60-х с его смешным ныне пафосом «научности». Но и этот материализм, самонадеянно заявивший об «окончательном» крушении религии, метафизики и даже искусства, о наступлении эры «строго научного» отношения к жизни, к началу нового века сам оказался поколебленным в своих идейных основах; на смену ему пришло то более внимательное к «искре Божией» в человеке и мире умонастроение, которое породило так называемый русский религиозный Ренессанс – расцвет религиозно-философской мысли в России. Говоря о русском предреволюционном духовном ренессансе, чаще всего имеют в виду происходившее в этот период времени бурное развитие и углубление религиозно-философской мысли. Реконструкция именно этой стороны «Серебряного века», связанная с извлечением из насильственного забвения имен таких мыслителей, как Бердяев, Булгаков, Ильин, Карсавин, Флоренский, Франк и др., идет уже в течение нескольких последних лет. Но веяние духа, явственно ощущавшееся в начале XX века в России, отразилось не только на творчестве светских философов и богословов, но затронуло и церковные сферы, вызывая оживление церковной мысли, стремление к обновлению церковного управления, усиление издательской деятельности. Одним из активных православных работников того времени был известный церковный издатель и публицист Михаил Александрович Новоселов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Позитивизм, как философское направление, имеет своею основною задачей следить за развитием всех отдельных положительных наук, 12 приводить их в систему, делать общие выводы и, на основании этих выводов, уяснять происхождение, потребности и цели как всего творения вообще, так и человека в частности. Происхождение и усиление позитивизма определяется усовершенствованием естественнонаучных исследований. Естествознание имеет своею основною задачей подмечать законы сходства и последовательности явлений, сводить их, по возможности, к наименьшему числу самых общих и простейших законов, предполагая при этом, что все сложное и совершеннейшее не может быть первоначальным, а является вследствие постепенного развития и усовершенствования мировой жизни. При таком направлении естествознания понятно, что оно могло дать основание попыткам, усиливающимся особенно в наше время, уяснять все сложное, находящееся на высшей ступени развития, из простого и элементарного. Это стремление, сложное и совершенное возводить к простейшему, применяется к уяснению развития и усовершенствования животной жизни. Исследования Дарвина – «Происхождение видов помощью натурального подбора», Миварта «Уроки от природы» (Lesson from Nature), Спенсера «Основания биологии» и др. имеют в виду уяснять если не самое происхождение жизни, то, по крайней мере, постепенное развитие и усовершенствование ее в течение веков. При объяснении психологических явлений употребляется тот же самый способ. Психологические теории Гербарта и Бенеке в Германии, и особенно современная английская школа психологии (Бэн, Спенсер и др.) имеют в виду объяснить весь сложный механизм развития душевной жизни из первоначальных простейших основ психической жизни, развивающихся постепенно в силу присущего всему творению закона развития и усовершенствования. Если к этому присоединить то сочувствие, с которым общество относится к указанному научному направлению, с каким увлечением оно принимает всякие новые научные попытки объяснять более сложное и совершенное путем естественного развития из простого и элементарного; то становится понятным, почему мы в настоящее время замечаем с одной стороны недоверие к чистой мысли, скептическое отношение к философскому направлению, стремившемуся уяснять вопросы о сущности вещей, о первой причине и т. д., а с другой – стремление с точки зрения положительной науки дать ответы на все существенные вопросы, касающиеся человеческой жизни и деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

«Ценности России: справедливость» 25.08.2023 13:48:52 16 августа в библиотеке СДА в рамках проекта «Ценности России», запущенного интернет-порталом Православие.Ru , Сретенской духовной академией и просветительским центром «Русский навигатор», состоялся круглый стол на тему «Ценности России: Справедливость». Приглашенные гости рассмотрели тему с разных ракурсов: с церковной точки зрения, философской, исторической и юридической. Сергей Комаров: – Еще в XIX веке русская религиозная философская мысль поставила вопрос о русской национальной идее: кто мы? каково наше историческое призвание? куда мы движемся? чем наша цивилизация отличается от других? каков духовно-нравственный образ русского народа, Российского государства? Все эти поиски нашей интеллигенции прекратила революция 1917 года, воцарилась эпоха большевизма. Что мы видим сегодня? В сегодняшней атмосфере современной России до недавнего времени был идеологический вакуум в том, что касается государственных документов. Но совсем недавно стали выходить документы, которые говорят о том, что эта ситуация постепенно меняется. Одним из таких знаковых и очень важных документов стал Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года, касающийся традиционных духовно-нравственных ценностей. Мы решили отреагировать на выход этого документа и включиться в обсуждение темы традиционных ценностей. Портал Православие.Ru, Сретенская духовная академия и просветительский центр «Русский навигатор» запускают проект – «Ценности России». Это дискуссионная экспертная платформа, на основе которой мы будем проводить ряд круглых столов с обсуждением традиционных ценностей. Сегодня мы обсудим такую традиционную ценность из Указа президента, как справедливость. Постараемся сделать это с разных сторон: с юридической точки зрения, с философской, с церковной и с исторической. Представлю вам наших собеседников: это протоиерей Игорь Фомин – настоятель храма благоверного Александра Невского при МГИМО; Сергей Львович Худиев – апологет, православный миссионер, публицист, радиоведущий, редактор православного журнала для сомневающихся «Фома»; Наталия Алексеевна Нарочницкая – доктор исторических наук, президент Фонда исторической перспективы, общественный деятель; Павел Алексеевич Астахов – юрист, телеведущий, писатель. Рады приветствовать вас в стенах нашей академии.

http://radonezh.ru/2023/08/25/cennosti-r...

Виктор Аксючиц ЦВ 4 (425) февраль 2010 /  27 февраля 2010 г. История имеет религиозное измерение Осмысление истории России и русского народа остается важной задачей, у которой есть не только общественно-политическое, но и религиозное измерение. Новая книга философа и публициста Виктора Аксючица — это размышление о смысле жизни русского народа, его душе и характере. — Виктор Владимирович, вышла в свет ваша новая книга «Миссия России». О чем она? — Книга относится к жанру историософии. Если философия истории формулирует общие закономерности исторических про-цессов, а историософия описывает судьбу конкретных исторических организмов: народов, культур, цивилизаций. — Как формировалась ваша концепция? — К третьему году обучения на философском факультете МГУ я стал верующим. Познакомившись с философской классикой (начиная с Платона), я стал читать в «самиздате» и «тамиздате» труды русских религиозных философов и богословов. Я с удивлением обнаружил, что подлинной философии в «советской философии» нет, в том числе на моем факультете, где все кафедры имели приставку «марксистско-ленинская». Занимаясь самообразованием, я обнаружил, что религиозный взгляд и религиозный анализ не касаются исторической материи. Историки, которые были убежденными верующими, не распространяли свое религиозное мировоззрение на историю. И Соловьев, и Ключевский были верующими, но их исторические курсы были вполне позитивистскими. Подобный подход индифферентен по отношению к религии, поэтому его может разделять и атеист. Христианское Благовестие несет истины о триипостасности Божества, о Богочеловеке, открывает новые измерения осознания бытия, человека и его миссии, природы, космоса. В изучении истории должно присутствовать религиозное измерение, а не только позитивистский набор и классификация отчасти известных исторических «фактов». У меня сформировалось представление, что история любого народа (в первую очередь, меня интересовала судьба русского народа) есть судьба некого исторического субъекта, который не абстрактен, а вполне конкретен, обладает не только телом, но и вечной соборной душой.

http://e-vestnik.ru/history/istoriya_ime...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010