Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Дмитрий Сергеевич (15.11.1906, С.-Петербург - 30.09.1999, там же), литературовед, историк культуры, искусствовед, исследователь средневек. рус. книжности, издатель и переводчик древнерус. лит. памятников, общественный деятель. Доктор филологических наук, профессор, академик АН СССР. Автор более 40 монографий, ок. 1 тыс. научных статей и публицистических произведений. Отец Л. Сергей Михайлович (1876-1942) происходил из правосл. мещан г. Каменца-Подольского, имел личное дворянство (с 1906), служил в Главном управлении почт и телеграфов, а с 1917 г.- зав. электростанцией Первой гос. типографии. Мать Л. Вера Семеновна (урожд. Коняева; 1881-1971) по материнской линии происходила из семьи купцов-старообрядцев федосеевского согласия Поспеевых, позже перешедших в единоверческую Церковь. Л. писал, что старообрядческие («поспеевские») бытовые традиции «были самыми сильными в нашей семье» ( Лихачев Д. С. Воспоминания. СПб., 19972. С. 28). В 1911-1912 гг. семья Л. жила в Одессе, где его отец служил помощником начальника почтового округа. С 1914 по 1915 г. Л. учился в С.-Петербурге в гимназии Императорского Человеколюбивого об-ва; с 1915 по 1919 г.- в реальном уч-ще К. И. Мая, с 1919 по 1923 г.- в 10-й Советской единой трудовой школе (бывш. гимназии Л. Д. Лентовской). В 1923 г. Л. поступил на фак-т общественных наук Петроградского ун-та и в 1928 г. окончил романо-германскую (по специальности «английская литература») и славяно-рус. секции отд-ния языкознания и литературы. В студенческие годы Л. участвовал в собраниях религиозно-философского кружка «Хельфернак» («Художественно-литературная, философская и научная академия»), к-рым руководил И. М. Андреев (Андреевский), видный деятель «антиобновленческого» и «антисергианского» течения в Русской Церкви, школьный преподаватель Л. Одновременно с Л. участниками кружка были С. А. Аскольдов (Алексеев), В. Л. Комарович, И. Е. Аничков, Л.

http://pravenc.ru/text/2110621.html

Митрополит Иерофей (Влахос) В период общественных и церковных соблазнов и искушений Церковью был отмечен праздник Торжества Православия. В последнее время разные люди пытаются анализировать православную веру и жизнь, и некоторые из них представляют Православие как религию или своего рода совершенную религиозную идеологию, которая может помочь современному человеку: по сути, чтобы он еще больше закрылся в своей индивидуальности. Надо сказать, что то же самое делают все религиозные идеологии и все религиозные секты. В конце концов, Православная Церковь — это соблазн, особенно для современного человека, который хочет использовать любую идеологию, даже религиозную, в корыстных и утилитарных целях. Греческое слово соблазн, или скандал, этимологически намекает на силки и западню, которые готовит какой-то враг. Кроме того, это слово означает искушение, препятствие. В этом смысле Православие является соблазном для тех, кто не знает его внутренней глубины и его внутренней полноты: оно есть и все время становится силками, западней, помехой и камнем преткновения. Православие — соблазн для тех, кто под влиянием религиозной и мистической традиции Востока ставит его в один ряд с другими религиями, стараясь получить для себя выгоды религиозного или духовного характера, и игнорирует то, что речь идет не о религии, а о Церкви, Богочеловеческом общении, которое избавляет человека от болезни Религии. Православие — соблазн для тех, кто под влиянием католической схоластики и протестантского морализма считают, что Православие тоже предлагает философско-идеологические истины и систему морали для некой в условном смысле слова «счастливой» жизни, и игнорирует то, что Православие проникает и исцеляет саму суть человеческой личности. Православие — соблазн для тех, кто видит его через призму западной метафизики, «феодального» образа мысли, и поэтому борется с ним, как это делали просветители, романтики и модернисты, игнорируя, однако, то, что Православие — антиметафизично по своей сути и находится по другую сторону «феодального мировоззрения». Поэтому Православие и не беспокоят стрелы разных западноевропейских течений, и в недрах Православия никогда не рождались подобные враждебные ему течения.

http://pravoslavie.ru/50443.html

Мои ранние встречи с о. Сергием С покойным о. Сергием мне суждено было впервые встретиться в 1904 г., в канун первой революции, когда он прибыл в Петербург из Киева, где был тогда профессором политической экономии в политехникуме. Имя его с 1903 г. стало известным всей интеллигентной России по знаменитому сборнику «Проблемы Идеализма». Во к 1904 г. этот этап «От марксизма к идеализму» был пройден. С. Н. Булгаков быстро эволюционировал и шел уже «от идеализма к православной церкви». Его творческой голове и пылкому сердцу предносился идеал нового, еще небывалого у нас движения «Христианской Общественности». По русской традиции без своего «толстого» ежемесячника не мыслило себя ни одно влиятельное идейное течение. Намечено было преобразовать уже три года существовавший орган СПБ. Религиозно-философского Общества — «Новый Путь». В результат явились «Вопросы Жизни». Жившие в Петербурге соучастники «Проблем идеализма» Н. О. Лосский, С. А. Алексеев (Аскольдов) и С. Л. Франк примкнули отчасти и к журналу и вообще к новому начинанию создания «христианской общественности». В Петербург переселился и Н. А. Бердяев, а вскоре и магистрант Киевской Духовн. Академии, свящ. о. К. М. Аггеев. Начались встречи и собрания при редакции «Вопросов Жизни». Помню молодого С. Н. Булгакова с типично-интеллигентской наружностью, с рукой, энергично заложенной за грудь неизбывного сюртука, с черной, слегка взвихренной шевелюрой, с широким розовым лицом, обрамленным черной бородкой и энтузиастическими, лучистыми карими глазами. Весь — с трудом сдерживаемый пафос «оппозиции», нетерпения и обличения. Особенно памятно было мне собрание в раскаленные январские дни первой революции 1905 г., после несчастной кровавой провокации 9 января. Русский интеллигентский мир куда-то неудержимо несся в вихре стихийной, повелительно захватывающей революционной мобилизации. Симптомы вскрывающегося национального землетрясения были очень неожиданные. Огненные языки пробивались из-под почвы в самых непривычных местах, далеко от революционных подполий, на чуждой им периферии: в неподвижных — казалось — областях церковного быта. Каким неуязвимым для бурь политических представлялся «приют богословских муз — наша СБП. Дух. Академия! И вдруг, «не из тучи гром», — шумным фейерверкомм поднялись из нее прогремевшие на всю Россию имена: свящ. Гапона, о. Григория Петрова, арх. Михаила (Семенова), игум. Илиодора (Труфанова), ректора еп. Феофана (Быстрова), и др. О всех их мемуарно следовало бы кое-что засвидетельствовать. Но пока, как говорил Гоголь, мимо, мимо!..

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2691...

Н.В.Сомин Скачать epub pdf В 1911 году в нескольких газетах промелькнуло сообщение о том, что из Киевской Духовной Академии уволен профессор нравственного богословия Василий Ильич Экземплярский , личность в православном мире достаточно известная: магистр богословия, активный христианский публицист, бессменный секретарь Киевского философско-религиозного общества. В газетах указывалось, что Экземплярский уволен за «антиправославную литературную деятельность», причем его увольнение было произведено весьма бесцеремонно. Экземплярский позднее писал: «Меня не только не признали нужным выслушать, но даже не потребовали от меня никакого объяснения, так, как если бы дело было ясным само по себе и ни в каком пояснениии не могло нуждаться». О докладе митрополита Киевского Флавиана в Синод Экземплярский узнал из газет. Так за что же в столь грубой форме был уволен профессор Экземплярский? Формальным поводом к увольнению послужила статья Экземплярского «Гр. Л.Н.Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение заповедей Христовых», где в определенном аспекте соотносились взгляды Толстого с учением Иоанна Златоуста . Но, конечно же, причины увольнения гораздо более глубоки. Дело в том что Экземплярский был весьма неординарной личностью. Его, помимо яркого дарования, отличали чистота помыслов, пламенная любовь ко Христу и стремление жить по заповедям Христовым. Он писал: «сущность всех моих богословских утверждений сводилась к одной центральной мысли: заповеди Христовы и учение Церкви вселенской должны признаваться нормами христианской жизни, независимо от того, что царит в современной нам жизни, как личной, так и общественной». Поэтому всякое искажение учения Христова, всякая попытка подогнать Христовы идеалы под реалии действительности, основанной на насилии, воспринимались Экземплярским как измена Господу. И он имел смелость открыто критиковать такого рода богословие, которое он называл «казенным» или «официальным». Почти в каждой своей работе до 1911г. Экземплярский с пафосом обличал допускавшиеся по его мнению искажения истины Христовой. Поэтому не удивительно, что такой бескомпромиссный, не от мира сего, человек оказался неудобен в Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Наша задача воспитать не верующего, а думающего человека У нас процесс восстановления позиций религии в обществе происходит болезненно. Градус нетерпимости зашкаливает с обеих сторон. Вот и появление Кафедры теологии и религиоведения было критически воспринято в нашем обществе, если судить по комментариям в прессе. За всеми этими дискуссиями как-то забывается, что подобные кафедры благополучно существуют в лучших научных и университетских центрах Европы и США, будь то Оксфорд, Принстон или Йель. 9 августа, 2013 У нас процесс восстановления позиций религии в обществе происходит болезненно. Градус нетерпимости зашкаливает с обеих сторон. Вот и появление Кафедры теологии и религиоведения было критически воспринято в нашем обществе, если судить по комментариям в прессе. За всеми этими дискуссиями как-то забывается, что подобные кафедры благополучно существуют в лучших научных и университетских центрах Европы и США, будь то Оксфорд, Принстон или Йель. Открытие Кафедры теологии и религиоведения при Бурятском государственном университете происходит на фоне оживленных дискуссий о месте религии в жизни общества. Приговор по делу Pussy riot, введение предмета «Основы религиозной культуры» в школах, открытие кафедры теологии в МИФИ – вот лишь некоторые громкие события в этой сфере, имевшие место в последнее время. Бурятский государственный университет, крупнейшее учреждение высшего образования в Республике Бурятия, стал одним из первых российских вузов, решившихся на открытие кафедры, в рамках которой будут давать, в том числе, и теологическое образование. Заведующим этой кафедрой назначен выпускник Санкт-Петербургского государственного университета, доктор философских наук Андрей Базаров. Область его научных интересов включает тибетское источниковедение и археографию, историю буддийской философской традиции и логики. Он автор ряда монографий, каталогов и научных статей. Заведующий Кафедрой философии и религиоведения Бурятского государственного университета А. Базаров любезно согласился ответить на вопросы автора рубрики Религия АРД Николая Цыремпилова.

http://pravmir.ru/nasha-zadacha-vospitat...

Несколько слов о социальной стороне евангельской проповеди Доклад, читанный весной 1913 года в закрытом собрании Киевского религиозно-философского Общества Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Ин. 10:10 . Предмет моего сегодняшнего доклада безгранично широк. Естественно поэтому, что я не могу ставить себе задачи обозреть избранный предмет с исчерпывающей полнотой. Напротив, я хочу очень и очень ограничить свою задачу и только сделать попытку построить перспективу, чтобы иметь возможность правильного и отчетливого созерцания предмета. С этой целью я попытаюсь остановить внимание аудитории на таких сторонах вопроса об отношении Евангелия к общественной жизни, правильное освещение которых может помочь понять и все множество явлений, группирующихся на необъятном пространстве, подлежащем нашему обозрению, и даже несколько прояснить самые далекие горизонты, открывающиеся с высоты поставленной проблемы. Не так давно, осенью прошлого года, произошло странное событие. Когда в Швейцарии собрался социал-демократический конгресс, и в один из дней заседаний этого конгресса участники его устроили по улицам города торжественное шествие, то последнее приветствовалось не только уличной толпой, но и звоном церковных колоколов. Странное событие, сказал я. Церковным звоном приветствуют шествие представителей такого течения мировой жизни, которое, за последнее время, дало наиболее ожесточенных врагов христианской церкви. Правда, Швейцария страна политической свободы, но в то же время и серьёзной религиозности. И звон Базельских колоколов приветствовал, конечно, не отдельных представителей современной социал-демократии и не социал-демократическую программу, отводящую религии самое незначительное место в ряду человеческих ценностей. Нет. Этот звон, если только он действительно имел морально-христианский смысл, приветствовал самую попытку решения социального вопроса в духе правды, этот звон как бы хотел выразить, что церковь христианская болеет также теми вопросами и задачами, которые пытается разрешить наше время, сочувствует человеческому горю и нужде, готова придти на помощь миру в искании им правды жизни...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

О книге Собрание работ Сергея Фуделя о Церкви: « Церковь верных», «Свет Церкви», «Причастиче вечной жизни», «Из записей разных лет», «Итог всего». «Жизнь Церкви есть продолжение в истории жизни Иисуса Христа. В этом все объяснение Церкви. Христос – в Его Тайной Вечере, Голгофе и Воскресении, Христос – в Его святости продолжает Духом Святым жить в теле Церкви. Мы можем говорить только о такой, о действительно святой Церкви, так как только такая Церковь есть любовь и надежда человечества. Она есть свет, который «во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин., 1:5). И она истинно существует: следы ног святых мы видим и в наши дни. Было достаточно тьмы истории. Церковь пытались смести с лица земли языческие императоры. Церковь хотели бы исказить все еретики – от гностиков до Толстого. Но гораздо страшнее для Церкви всегда была тьма внутренняя: не турецкие султаны, рубившие головы, и не люди, явно или примитивно искажавшие догматы веры и тем самым отделявшиеся от Церкви, а та сила зла, которая, никуда от Церкви внешне не отделяясь, Церковь как бы не отрицая, изнутри растлевала церковное тело, отвоевывая себе пажити порока внутри церковной ограды. Эта внутренняя тьма есть следствие отрыва веры от любви, вероучения от жизни, создание какой-то призрачной, словесной или «символической» веры, не идущей путем подвига любви, путем исполнения заповедей». Сергей Фудель: свидетель Церкви верных Сергей Фудель родился 31 декабря 1900 года в семье известного московского пастыря протоиерея Иосифа Фуделя , в то время – священника Бутырской тюрьмы. По окончании гимназии учился на историко–филологическом факультете Московского университета, а затем – на отделении русского языка и литературы Московского Военно–педагогического института, продолжал начатые еще в гимназические годы посещения заседаний Религиозно–философского общества памяти Владимира Соловьева, был знаком со многими выдающимися мыслителями и деятелями культуры, принимал участие в организации лекций отца Павла Флоренского. С юности был близок к старцам Оптиной и Зосимовой пустыней.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/t...

Олег Генисаретский: Мню себя православным христианином Спаситель даровал нам свободу. Можно себя считать либералом, но сначала должен быть признан тот факт, что свободу дал нам именно Он 11 мая, 2022 Спаситель даровал нам свободу. Можно себя считать либералом, но сначала должен быть признан тот факт, что свободу дал нам именно Он Умер Олег Генисаретский — искусствовед, философ, общественный деятель. Предлагаем вниманию читателей интервью с Олегом Игоревичем — о судьбе, ценностях, вере, свободе и о многом другом. Впервые эта беседа была опубликована на «Правмире» в октябре 2014 года. «Христа и Церковь Его исповедую. И исповедание совершается внутри церковной ограды, перед братьями по вере. Перед верными. Твоя верность может быть удостоверена только тут. Потому что за пределами церковной ограды некому это сделать. А вот в миру стараюсь свидетельствовать своей творческой, интеллектуальной и всякой иной развитостью. И наша задача так оспособиться, чтобы это подводило тех, кто смотрит на тебя, к каким-то мыслям и переживаниям. И дальше – к оглашению этих людей. Мы верим, и поэтому мы – такие». Олег Игоревич Генисаретский родился 28 февраля 1942 года в городе Коврове Владимирской области. Окончил МИФИ в 1964 году (факультет электронно-вычислительных устройств и средств автоматики). С 1963 по 1972 год был активным участником Московского методологического кружка . Автор работ, входящих в канонический корпус трудов ММК. В 60-70-х годах работал во ВНИИ технической эстетики, участвовал в деятельности Центральной экспериментальной студии Союза художников СССР . За работу по теории дизайна получил Государственную премию «в области искусства и литературы» (1997). В 1970 году представил кандидатскую диссертацию по проблемам конструирования социальных систем, которая была отклонена ВАКом «за нарушение ленинского принципа партийности». В 1989 году защитил кандидатскую, а в 1992 году докторскую диссертацию по искусствоведению. С начала 70-х годов занимается изучением русской религиозно-философской мысли, особенно наследия отца Павла Флоренского. В 1989-2001 годах – научный руководитель культурно-экологической акции «Возрождение» и конгресса «Культура и будущее России» при Союзе кинематографистов РФ. В 2001-2005 годах – научный руководитель Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа. В 2005-2013 годах – главный научный сотрудник Института человека РАН, а затем Института философии РАН.

http://pravmir.ru/oleg-genisaretskiy-mny...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Восточные Отцы IV века С 1926 г. отец Георгий Флоровский — профессор кафедры патрологии Русского института богословия в Париже. Его лекционные курсы по истории патристики стали основой двухтомного исследования: Восточные отцы IV в. (Париж, 1931) и Византийские отцы V–VIII вв. (Париж, 1933). «Отцы» Флоровского — одна из лучших книг когда-либо написанной об Отцах Церкви. «Восточные Отцы IV века» — великий труд Флоровского об Отцах Церкви, совмещающий научную строгость, истинно церковное понимание и глубокое богословское умозрение. Это одновременно ёмкие, яркие очерки о жизни великих Отцов и вдумчивое изложение их учений. «Восточные Отцы IV века» полезны как для тех, кто просто хочет познакомиться с историей и верой Церкви (для них  это солидное историко-философское исследование), так и для, тех кто хочет прикоснуться к опыту великих святых (для них это жития и наставления святых). «Восточные Отцы IV века» охватывают то, что принято называть «золотым веком патристики»: Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Великие Каппадокийцы, Кирилл Иерусалимский и др. Протоиерей Георгий Васильевич Флоровский Восточные Отцы IV века 1. Основные черты Богословской жизни IV-ro века. С началом IV века в жизни церкви открывается новая эпоха. Империя в лице равноапостольного Кесаря получает крещение. Церковь выходит из своего вынужденного затвора и приемлет под свои священные своды взыскующий античный мир. Но мир приносить сюда с собою свои тревоги, и сомнения, и соблазны, — приносить и великую тоску, и великую гордыню. Эту тоску Церковь должна была насытить и эту гордыню смирить. В смуте и в борениях перерождается и воцерковляется древний мир. Духовное возбуждение охватывает все общество, — церковное и прицерковное, от верхов и до низов. И к религиозному исканию приражаются чужеродные страсти, — и расчеты правителей и политиков, и личные вожделения, и племенные раздоры… Время великого и победного торжества было для церкви и временем великих искушений и скорбей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Два града «Два града. Исследования о природе общественных идеалов» — сборник ранних статей С. Булгакова. В сборник вошли следующие статьи: Том I РЕЛИГИЯ ЧЕЛОВЕКОБОЖИЯ У Л. ФЕЙЕРБАХА КАРЛ МАРКС КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ ТИП НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЕЛИГИОЗНАЯ ЛИЧНОСТЬ ХРИСТИАНСТВО И СОЦИАЛЬНЫЙ ВОПРОС О ПЕРВОХРИСТИАНСТВЕ Том II ПЕРВОХРИСТИАНСТВО И НОВЕЙШИЙ СОЦИАЛИЗМ АПОКАЛИПТИКА и СОЦИАЛИЗМ РЕЛИГИЯ ЧЕЛОВЕКОБОЖИЯ У РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ I. РЕЛИГИЯ ЧЕЛОВЕКОБОЖИЯ В РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ II. ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА И СОВРЕМЕННОЕ СОЗНАНИЕ ИЗ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ I. РАЗМЫШЛЕНИЯ О НАЦИОНАЛЬНОСТИ II. ЦЕРКОВЬ И КУЛЬТУРА Cum ergo vivit homo secundum hominen, non secundum Deum, similis est Diabolo. B. A u g u s t i n i de civitate Dei, L. XIV, c. VI. Homo homini deus est. L. Feuerbach Hinc extitisse duas civitates diversas inter se atque contrarias… quond alii secundum hominem, alii secundum Deum vivant.   ОТ АВТОРА В этой книге собраны исследования и этюды, написанные на протяжении нескольких последних лет и посвященные разным вопросам философского, социологического, религиозно–исторического, экономического характера . Но при этой внешней пестроте ее тем одна дума, один замысел объединяет их и составляет духовный нерв всей книги. Это вопрос об истинной природе культурно–общественного идеала, об его последней основе. Для меня является аксиомой, имеющей аподиктическую достоверность, что истинную основу общественности надо видеть в религии  . Религия есть феномен общественности, тот " базис " , на котором воздвигаются различные " надстройки " . В этом смысле религия есть универсальное единящее начало, и человек есть существо общественное (… .. Аристотеля), лишь насколько он есть существо религиозное. Хотя в истории действуют разные причины или " факторы " стихийного, безличного свойства, но в конечном счете они все-таки служат лишь пассивным материалом, который побеждается, оформляется человеческим духом, активным началом истории. Остается истиной,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010