Псевдо-иеронимов Prologus septem epistolarum canonicarum в заглавии, и далее: non idem ordo est apud Graecos, qui integre sapiunt et fidem rectam sectantur, epistolarum septem, quae canonicae nuncupantur, qui in Latinis codicibus invenitur Migne Lat. XXIX Hieron. X. col. 821–822. – очевидно отожествляет уже canonicus с catholicus. Но сам Иероним употребляет греческий καθολικς как название посланий, без всяких пояснений, в Liber de viris illustribus I (Petrus): scripsit duas epistolas, quae catholicae nominantur, – II (lacobus): scripsit epistolam, quae de septem catholicis est, – тоже об Иуде, брате Господнем, – но Иоанновы послания не называет так: причина, вероятно, та же, почему и Евсевий уклоняется от названия «соборными» второго и третьего посланий Иоанна, т. е. Иероним мог не считать соборными все послания Иоанна, не исключая даже и первого. В таком случае получаем у Иеронима, как и у Евсевия, косвенное указание на древнехристианское понимание термина, по крайней мере, по отношению к апостольским посланиям. Migne XXIII Hieron:. I–II. 607. 609. 615. 623. То же у Кассиодора (VI в.): соборные послания названы «каноническими», а не «кафолическими» (Inst, divin. litter. 8. Migne lat. LXX. 1126: in epistolis autem canonicis Clemens Alex. Presbyter. i. e. in epistola S. Petri prima, S. Joannis prima et secunda, et Jacobi, quaedam attico sermone declaravit. Так как речь идет о Клименте Александрийском , коему известен термин καθολικς, то, очевидно, сам Кассидор заменяет этот термин другим, по его мнению, более понятным и ему равнозначительным. Ср. у Беды: Prologus super septem epistolas canonicas. Jacobus, Petrus, Joannes. Judas septem epistolas ediderunt, quas ecclesiastica consuetudo catholicas. i. e. universales cognominat, очевидно, universales понято в смысле canonicas и orthodoxales и под. (Migne ХС. 9). Hugo а S. Vict Erudit. didasc IV. 6. (Migne, LXXVI, 781): canonicae epistolae septem sunt и пр. (из Comely, Introd. Spec. in N. T. 389–390). Любопытно, что для Максима, схолиаста Дионисия Ареопагита , уже непонятен термин καθολικς, который он толкует разно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

1521 Biblioteca Agiografica Italiana (BAI): Repertorie di testi e manoscritti, secoli XIII–XV. Firenze, 2003. 1522 Ссылаюсь на книгу: Les saints et les stars: Le texte hagiographique dans la culture populaire: Études présentées à la Société d ‘Ethnologie française, réunies par J.C. Schmitt. Paris, 1983. 1523 Первым трудом стала: Bibliotheca Sanctorum: 14 voll. Roma, 1961−1970; за ней последовала: L’Histoire des saints et de la sainteté chrétienne: 10 vol. Paris, 1986−1988, на итал. яз.: 1991; и: Il Grande Libra dei santi. Dizionario Enciclopedico: 3 voll. Cinisello Balsamo, 1998. 1524 Впервые это было предложено в цитированной выше антологии «Agiografia altomedievale» 1976 г.; потом в кн.: Saints and their Cults: Studies in religious Sociology, Folklore and History. Cambridge; London; New York, 1983. Серьёзное развитие исследований началось после обобщающего обзора: Boesch Gajano S. Il culto dei santi: filologia, antropologia e storia//Studi Storici. 1982. 1. P. 119–136. О некоторых его чертах см.: Boesch Gajano S. Cenni di storiografla//La santità. P. 119−130, с соответствующей библиографией. 1525 Graus F. Volk, Herrscher und Heiliger im Reich der Merowinger: Studien zur Hagiographie der Merowinger Zeit. Praha, 1965. 1526 Orselli A.M. L’idea del santo patrono cittadino nella letteratura latina cristiana. Bologna, 1965 (переизд.: Orselli A.M. L’immaginario religioso della città medievale. Ravenna, 1985. P. 3−182. 1527 De Martino E. 1) La terra del rimorso: Contributo a una storia religiosa del Sud. 3 ed. Milano, 1976; 2) Il mondo magico: Prolegomeni a una storia del magismo. Torino, 1997. Отсылаю к последнему изданию за библиографическими сведениями. 1528 De Certeau M. Hagiographie//Encyclopaedia Universalis. Paris, 1968. Vol. 8. P. 207−209 (переизд.: De Certeau M. L’écriture de l’histoire. Paris, 1975; на итал. яз.: La scrittura deila storia. Roma, 1977. P. 298−300). Мишель Де Серто упоминается и ниже. См. примеч. 41. 1529 Patlagean E. A Byzance: Ancienne hagiographie et histoire sociale//Annales: E.S. С 1968; на итал. яз. см. в изд.: Agiografia altomedievale. P. 191−213. Стоит упомянуть ещё одну работу этого автора: Patlagean E. Santità e potere a Bisanzio. Milano, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

294 Corpus scriptorum historiae byzanminae (от Константина до 1453), напечатан в Луврской типографии в Париже (при Людовике XIV) в 36 томах, в 1644–1711 гг. Перепечатано в Венеции в 1722 и след. гг. В 1824 г. начало выходить новое издание, так называемое Боннское (начал Нибур), более полное. При Петербургской духовной академии некоторые историки переведены на русский язык. Некоторые историки (главные) переведены на французский язык, под заглавием Histoire de Constantinople, 1672–1674, 8 vol. in 40. par Consin. 295 Для справок: Архим. (ныне преосвящ.) Сергия, Полный месяцеслов Востока, М. 1875–76, два тома. 300 Почти все церковные писатели изданы Минем. L " abbé Mígne. Palrolagiae cursus completus seu Bibliotheca universalis, integra, uniformis, commoda, oeconomica omninm se Patrum, Doctorum Scriptorumque ecclesiasticorum sive latinorum sive graecorum, qui ab aevo Apostolico ad aetatem Innocenti (an. 1216) pro latinis et ad consiln Florentini (an. 1439) tempora pro graecis. floruerunt. Seriei graecae tomi 1–161, et seriei latinae tt. 1–217. Tomi 218–221: Indices generales simul et speciales Patrologiae latinae. Parisiis 1844–1866. Указатель к греческой серии вышел в Афинах. Δωροϑου το Σχολαριου, Κλες Πατρολογας κα βυζαντινν συγγραφων, οτοι ερετριον πντων τν συγγραμμτων τν ϑεων Πατρων, Διδασκλων κα συγγραφων, τν περιεχομνων ν τ ν Παρισοις κσοϑεσ Πατρολογ ις τρους κατν εξκοντα κα va (1857–1866) π Μιγνου (Migne), ν προσετεϑησαν κα τ συγγραμματα πτ βυζαντινν συγγραφεων κ της ν Вονν εκδσεως, ατν μνον μ συμπεριλαμβονομνων ν τ τν Μιγνιου εκδσες. ν Αϑναις, 1879. – Филарета, архиеп. Черниговского. Историческое учение об отцах Церкви. Три тома, Спб. 1882. Doin Reiny Histoire des auteures sacres et ecclesiastiques XV volls. Первое изд. Paris, en 24, voll. 1729. Dupin, Bibliotheque universelle des auteur ecclesiastiques, 1686 Volls. 6. Его же, Bibiotiieque des historiens, 1716. Fabricii, Bibliotheca Graeca, XX voll. ed. Harless. 1809. (слово нераспознанно) Commentarius de scriptoribus ecclesiae antiquis, Lipsiae, 1722, volls. 3. – Cave (Кэв), Scriptorum ecclesiasticorum historia literaria. 1688, 1720. Nicolai, Geschichte Literaturgeschichte. Magd. 1878, volls. 3. Krumbacher, Geschichte der Byzantinischer Literatur von Iustinian bis zum Ende des Ostromischen Reiches. München. 1891. Σαϑα, Μεσαιωνικ βιβλιοϑηκ. 1872–7, 6 volls.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Закон не поясняет, в какой форме и где должно быть совершено это заявление: достаточно ли общей публикации в ведомостях для исполнения закона, или недостаточно. В деле Лисенкова с Кожанчиковым о праве на сочинения Шевченки, Лисенков ссылался на сделанное им заявление о своем праве цензурному комитету и на частную свою публикацию в ведомостях. Палата, признав сие недостаточным, рассудила, что по смыслу 290 ст. ценз. уст. (соответств. ст. 6 указанного выше приложения) приобретатель обязан, по смерти передатчика, представить, подобно наследникам, доказательства о своем праве тому суду, коему подсудно дело о наследстве; но Сенат отвергнул такое рассуждение, как не основанное на законе, признав, что пропуск годового срока по 290 ст. ценз. уст. (соответств. ст. 6 указанного выше приложения) не лишает приобретателя возможности доказывать права свои в течение общей давности, и что закон не требует объявления тому месту, коему подсудно дело о наследстве (Касс. реш. 1869 г., N 178). Правило ст. 6 прилож. к прим. 2, к ст. 420 Зак. Гражд. возбуждает недоразумение, не приравнивает ли закон всех приобретателей литературной собственности, по передаче от автора, к наследникам его, и не ставит ли в одинаковое с ними положение? Такое правило было бы весьма странно, ибо по общему свойству преемства частное приобретение имущества по передаче при жизни передатчика (succ. singularis) существенно отличается от преемства наследственного (s. universalis); следовательно, поскольку закон не выразил прямо такого смешения понятий, предположить оное в законе было бы неосновательно. Статья 6 названного приложения требует заявления в срок для того единственно, чтобы подлежащие лица могли, относительно уступленных произведений «вступить во все права законных наследников». Следовательно, частный приобретатель права обязан подчиниться указанной формальности лишь для охранения этого интереса, поскольку имеет его; но приобретенное им, по условию с автором, право собственности на произведение не может быть у него отнято за необъявление.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

1703 См.: Hainthaler Th. Johannes Philoponus, Philosoph und Theologe in Alexandria//Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg im Breisgau; Basel; W., 1990. Bd. II/4. S. 122–123. 1706 О догматическом содержании и обстоятельствах спора см.: ОксиюкМ. Теопасхитские споры//Богословский сборник. 1999. 2. С. 18–40. 1707 Об этом свидетельствует, например, десятый анафематизм V Вселенского собора (см.: Concilium Universale Constantinopolitnuma sub Justiniano habitum/J. Straub, ed. B.: De Gruyter, 1971 (Acta Conciliorum Oecumenicorum). T. 4. Vol. 1. P. 218). 1711 М. Ришар полагал, что концовка трактата «Против монофизитов» представляет собой позднейшее добавление, поскольку она не соответствует логике повествования (см.: Richard. Léonce de Jérusalem et Léonce de Byzance... P. 50). П. Грей отмечает, что этот фрагмент заметно отличается также и по стилю (см.: Gray. Introduction... P. 39). 1713 Например, см.: Eustathius Monachus. Epistola ad Timotheum Scholasticum de duabus naturis adversus Severum//PG 86. I. Col. 940А; De sectis//PG 86. II. Col. 1229В; Timotheus presbyterus Constantinopolitanus. De receptione haereticorum//PG 86. I. Col. 56С, 72А; Leontius Neapolis. Vita S. Symeonis Sali Confessoris//PG 93. Col. 1709C; Georgius Pisida. Contra impium Severum Antiochiae//PG 92. Col. 1628A; Eulogius Alexandrinus. Contra Severum et Timotheum haereticos//PG 103. Col. 944D, 945B; idem. Contra Theodosium et Severum//PG 103. Col. 952A, 952D; Idem. Invectiva oratio//PG 103. Col. 956D; Sophronius Hierosalymitanus. Epistola synodica ad Sergium//PG 87c. Col. 3194C. 1714 Например, см.: De sectis//PG 86. II. Col. 1245B, 1248C; Timotheus presbyterus Constantinopolitanus. Op. cit. Col. 57C, 57D, 60A, 60C, 60D, 65A; Eulogius Alexandrinus. Invectiva oratio//PG 103. Col. 953A, 953C, 956C. 1715 Например, см.: Timotheus presbyterus Constantinopolitanus. Op. cit. Col. 57B; Georgius Pisida. De expeditione Heraclii Imperatoris contra Persas//PG 92. Col. 1208A. 1716 Например, см.: Timotheus presbyterus Constantinopolitanus. Op. cit. Col. 72C; Antiochus Monachus. Homilia 130//PG 89. Col. 1848C; Sophronius Hierosalymitanus. Op. cit. Col. 3194C.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

1146 Lib. Parab. Gen., C, f o 27 ra , ll. 53–59: «Primo, quod caelum et terra non communicant in materia et, per consequens, nec in genere convenient, nisi loyce solum. Sic universaliter activum respectu totius speciei, quod vere et simpliciter est activum, cum suo passo seu passivo nunquam convenit in genere reali et naturaliter loquendo, sed semper est extra et super genus passivi» [«Во-первых, небо и земля не имеют общей материи и, следовательно, не совпадают в роде, разве что с точки зрения логики. Итак, вообще говоря, активное по отношению к виду в целом, которое поистине и в абсолютном смысле активно, никогда не совпадает со своей претерпевающей, или пассивной стороной в реальном роде и по природе, но всегда пребывает вне рода пассивного и над ним»]. 1147 См. Thomas Aquinas, Summa theologiae, I, q. 66, a. 2, ad 2 m . – Св. Фома различает два типа не-унивокальных деятелей: 1) деятель, не имеющий общего вида со своим следствием (например, солнце и живые существа, порожденные его силой): здесь следствия принимаются форму деятеля не secundum similitudinem speciei [по видовому сходству], а лишь secundum similitudinem generis [по родовому сходству]; 2) деятель, не входящий ни в один род: «Effectus enim adhuc magis remote accedunt ad similitudinem formae agentis, ita quod non participant similitudine formae agentis secundum eamdem rationem speciei aut generis, sed secundum aliqualem analogiam, sicut ipsum esse est commune omnibus. Et hoc modo illa quae sunt a Deo similantur ei, inquantum sunt entia, ut primo et universali principio totius esse» [«В самом деле, следствия еще более отдаленно уподобляются форме деятеля – так, что причастны подобию формы деятеля не согласно той же природе вида или рода, но согласно некоей аналогии, как, например, само бытие обще всем (сущим). И таким образом то, что от Бога, уподобляется ему в качестве сущих, как первому и универсальному началу всякого сущего»] (Summa Theologiae, I, q. 4, a. 3). – Если бы Бог и тварь принадлежали к двух разным родам, то никакое comparatio [сравнение] и similitudo следствия причине было бы невозможным; но Бог есть extra omne genus et principium omniumgenerum [вне всякого рода и начало всех родов], что делает возмодной аналогию (ibid., ob. 2 et ad 2 m ). Ср. Contra Gentiles, III, c. 24, Bonum autem sum, etc.: небо, воздействующее ratione generis [в силу рода], именуется здесь agens aequivocum [эквивокальлным деятелем]; Бог, пребывающий extra genus [вне рода], наделяет бытием все вещи ratione similitudinis analogiae principiatorum ad suum principium [в силу аналогического подобия начинаемого своему началу]. – Как было отмечено выше (прим. 1070), Майстер Экхарт именует аналогическими причинами тех природных деятелей, которых св. Фома называл «эквивокальными».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Что касается до волосатости людей, то в ней по самому учению Дарвина позволительно видеть ненормальность, но – главное – самый характер её совершенно отрицает атавизм. У бирманского семейства волосы были особенно обильны и длинны на лице; каким же образом это явление представляет возвращение к обезьяньему типу, когда у обезьян волосы на лице отсутствуют, да и вообще нет никакого животного, и никто не знал такового в прошедшем, у которого косы спускались бы со щек. Наконец, волосатость у бирманского семейства соединялась с крайне слабым развитием зубов, а слабые зубы далеко не признак атавизма. Что касается до волосатой девочки Крао, то хвоста у ней, приписываемого ей её антрепренером, не было, сама она по своим способностям стояла выше многих детей её возраста: она была девочкой с хорошими способностями. Волосатость её представляет случай hypertricosis universalis и объяснение её должно искать не в атавизме, а в условиях зачатия и утробного развития Крао. Приводят пример людей, напоминающих собою овцу, гуся, зайца и т. д. Рассказывают, например, об одной идиотке, которая имела отвращение от мяса, ела с жадностью растительную пишу, не пила ничего, кроме воды. Выражения её чувств – радости или тревоги – ограничивались повторением звуков – бе, ма, ба. Сидела и спала она постоянно на полу, а когда упрямилась или хотела выразить неудовольствие, то пробовала бодаться. Спина и плечи её были покрыты мягкими, черноватыми волосами, а в форме её головы было будто бы нечто овечье. Другой подобный пример приводит известный психопаталог Маудсли, именно девочку-идиотку, которая по наружности и повадке имела некоторое сходство с гусем, почему сиделки в доме умалишенных прозвали её «ощипанным гусем». Голова у ней была маленькая, волосы жидкие с небольшой лысинкой на маковке, глаза большие круглые. Нижняя челюсть представляла некоторое сходство с клювом, шея была необыкновенно длинна и гибка и могла, загибаясь назад, касаться спины между лопатками. Кожа её представляла сходство с гусиною, именно только что ощипанной, а высунувшиеся нижние углы лопаток похожи на зачатки крыльев. В радости девушка эта гоготала,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Срок давности по французскому закону двоякий – большой и малый. О большом сроке сказано (2262 ст.): все иски, как вещные, так и личные, погашаются в 30 лет: тот, кто хочет воспользоваться этой давностью, не обязан выставлять основание своего права (un titre), и нельзя ему возражать, основываясь на его недобросовестности. Есть, однако, различие между исками вещными и личными относительно давности: последние погашаются только протеченим времени, а в первых, кроме того, нужно, чтобы на стороне приобретающей было действительное владение, хотя оно ни на чем не основано, и не имеет свойств добросовестного владения. Другой срок давности для недвижимых короткий: десять лет, когда собственник-истец жительствует, и недвижимое имение находится в пределах подсудности одной судебной палаты, и двадцать лет, когда собственник-истец жительствует вне этих пределов (ст. 2265). Для применения ко владению этого срока, необходимы особенные условия: чтобы владение было добросовестное, по крайней мере в начале своем. В этом отношении французский закон, с изданием кодекса, держится римского правила «mala fides superveniens non nocet». В связи с этим качеством – другое условие: владение, когда оно добросовестное, должно иметь законное основание (juste titre). Относительно движимых вещей французский закон в существе не признает давности, ибо относительно движимости правило закона (2279 ст.) такое: владение само по себе заменяет всякое основание. Стало быть, владение не требует доказательств, не нуждается в оправдании себя титулом (possession vaut titre). Из этого следует, что иск о движимости, состоящей в незаконном владении, в принципе не допускается французским законом, и приобретение вещного права на движимость не требует никакой давности; приобретение совершается, можно сказать, мгновенно тем самым, что началось владение. Однако и здесь непременное условие – чтобы владение движимостью началось добросовестно и было самостоятельное, безо всякого личного обязательства и сознания чужой собственности. Но, во-первых, это правило, по толкованию французской доктрины, применяется только к движимым вещам, имеющим физическое бытие и индивидуальность физическую (meubles corporels et individuels), и не касается прав, причисляемых к движимости (meubles incorporels, créances, rentes и пр.), и движимости, имеющей идеальное, собирательное единство (universalités de meubles corporels et incorporels); ибо здесь владение может и, по закону, должно оправдываться титулом; во-вторых, из этого правила, во всяком случае, исключаются вещи украденные или потерянные: хозяин вправе требовать такую вещь от всякого, в чьих бы руках она ни находилась, в течение трехлетнего срока. Следовательно общее правило о давности прилагается ко владению движимостью только в тех случаях, кои не подходят под общее правило 2279 ст. о движимостях. Таков, например, случай недобросовестного владения, утверждаемого только 30-летней давностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

171       См. (на греч. яз.): История греческой литературы от завоевания Константинополя. Афины, 1868; История Греции под турецким владычеством. Афины, 1869; История Константинопольского Патриархата в XVI в. Афины, 1870. 173       Ware Т. Eustratios Argenti: A Study of the Greek Church under Turkish Rule. Oxf., 1964. 174       См., например: Dvornik F. Les Slaves, Byzance et Rome au IX siècle. P., 1926; Idem. Légendes de Cyrill et Mémhode, vues de Byzance. Prague, 1935; Idem. National Church and the Church Universal//East. Church. Quart. 1943. July-Dee.; Idem. The Slavs: Their Early History and Civilization. Boston, 1956. 175       Dvornik F. The Photian Schism: History and Legend. Cambridge, 1948; Idem. Byzantium and the Roman Primacy. N.Y., 1966; Idem. The ecumenical councils. N.Y., 1961; Idem. Histoire des conciles: de Nicée à Vatican II. Seuil, 1962. 176       Рус. пер.: Шеррард Ф. Греческий Восток и латинский Запад: Исследование христианской традиции/Пер. Ю. Канского. M., 2006. 177       См. также его: Athos, the Mountain of Silence. L., 1960; Athos: The Holy Mountain. L., 1982; Woodstock (NY), 1985; Christianity: Lineaments of a Sacred Tradition. Edinburgh, 1998; Brookline (MA), 2007; Christianity and Eros: Essays on the Theme of Sexual Love. L., 1976; Evia, Greece, 1995,2002; Church, Papacy and Schism: A Theological Enquiry. L., 1978; Evia, Greece, 1978; Constantinople: Iconography of a Sacred City. L., 1965; Great Ages of Man: Byzantium. N.Y., 1966 (1970); The Greek East and the Latin West: A study in the Christian tradition. L., 1959; Evia, Greece, 1992, 1995, 2002; Human Image: World Image: The Death and Resurrection of Sacred Cosmology. Ipswich, 1992; Evia, Greece, 2004; The Rape of Man and Nature: An Enquiry into the Origins and Consequences of Modem Science. Ipswich, 1987; The Eclipse of Man and Nature: An Enquiry into the Origins and Consequences of Modem Science. West Stockbridge (MA), 1987; The Sacred in Life and Art. Ipswich, 1990; The Wound of Greece: Studies in Neo-Hellenism. L., 1978; Campbell J., Sherrard P. Modern Greece. L., 1968.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

989       См., например: Griechische Liturgien/Übers. von Remigius Storf; mit Einl. versehen von Theodor Schermann. München, 1912; Braun J., SJ. Handbuch der Paramentik. Freiburg, 1912; Idem. Die liturgische Gewandung im Okzident und Orient. Freiburg, 1907; Idem. Die liturgische Paramente in Gegenwart und Vergangenheit. Freiburg i. Br., 1924; Cöln Fr. Eines Anonymus Abhandlung über Feste und Fasten etc. in der syrischen Kirche//Or. Christian. 1908. Bd. VIII; Drews P. Untersuchungen über die sogenannte klementinische Liturgie im VIII. Buch der apostolischen Konstitutionen 1. Die klementinische Liturgie in Rom. Tüb., 1906 (Studien zur Geschichte des Gottesdienstes und des gottesdiensteslichen Lebens, 2–3); Kaiser K. Die syrische Liturgie des Kyriakos von Antiocheia (793 n. Chr. Patriarch daselbst)//Or. Christ. 1905. Bd. V; Probst F. Die antiochen Messe nach den Schriften des Joh. Chrysost. Dargestellt//Zeitschrift f. kathol. Theologie. 1883; Idem. Liturgie der drei ersten christl. Jahrhunderte. Tüb., 1870; Idem. Liturgie des 4 Jahrh. und deren Reform. Münster, 1893; Schwartz Ed. Über die pseudoapostolischen Kirchenordnungen//Schriften der wissensch. Gezellschaft in Straβburg. 1910. Hft. 6; Idem. Buβstufen und Katechumenatsklassen//Schriften der wissensch. Gezellschaft in Straβburg. 1911. Hft. 7; Stiglmayr J. Eine syrische Liturgie als Vorlage des Ps. Areopagiten//Zeitschr. für kath. Theologie. 1909. 990       См., например, его работы: Der Menschendom: Ein Beitrag zur neutestamentlichen Theologie (1896); Das muratorische Fragment und die monarchianistischen Prologe zu den Evangelien. Bonn, 1902; Die drei ältesten Martyrologien (1903); Apollinaris von Laodicea und seine Schule: Texte und Untersuchungen (1904); Der prophet Amos: Hebräisch und Griechisch (1905); Symbole der Alten Kirche (1906); Das Leben des heiligen Symeon Stylites. Lpz., 1908; Petrus und Paulus in Rom: Liturgische und archäologische Studien (1915); Geschichte der Alten Kirche. 4 Bde. B.; Lpz., 1932–1944 (4./5. Aufl. in 1 Bd. Β.; N.Y., 1975; англ. пер.: The Founding of the Church Universal: A History of the Early Church. siècleveland (NY), 1950); и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010