или усматриваемой в виде (ν τ εδει)... но [воспринял] ту [природу], которая есть в индивиде (ν τμ) и которая тождественна виду (τν ατν οσαν τ εδει)... однако не такую, которая бы существовала сама по себе, вначале стала индивидом и таковой была бы Им воспринята, но [Он воспринял природу,] осуществившуюся в Его ипостаси» ( Ioan. Damasc. De fide orth. III 11). В латинской богословской традиции понятие «индивидуальность» употреблялось уже на рубеже II и III вв. Тертуллианом , однако по большей части в техническом смысле неразделимости и неотделимости чего-либо (см.: Tertull. De poenit. 5, 15; Idem. De monog. 5). Напр., толкуя Молитву Господню , Тертуллиан писал: «...испрашивая хлеб насущный, мы просим вечного пребывания во Христе и неотделимости (individuitatem) от Его Тела» ( Idem. De orat. 6). В сходном значении Тертуллиан употреблял понятие «неделимость» и при рассмотрении троичной проблематики, говоря о том, что Сын «неотделим и неразделим (individuum et inseparatum) от Отца» ( Idem. Adv. Prax. 18, 19, 23). У сщмч. Киприана , еп. Карфагенского, имеющее такой же смысл понятие «неделимость» нередко употреблялось по отношению к Церкви, которая есть «единство неразделяемого и неделимого (inseparabilis atque individuae) дома» ( Cypr. Carth. Ep. 69. 4). Философское значение понятия «индивид» становится известным латинским церковным писателям лишь в IV в. и впервые обнаруживается в сочинении Викторина Мария «Adversus Arium» (Против Ария), в к-ром автор говорит о Боге: «От этого всеобщего и сверхвсеобщего бытия (esse universale et supra universale) получает собственное бытие всеобщее бытие, [но уже разделенное] на роды и на виды и на индивиды» ( Mar. Vict. Adv. Ar. I 34). Интересное понимание И., по-видимому заимствованное у греч. комментаторов Аристотеля, встречается в принадлежащем Викторину соч. «Explanationes in Ciceronis Rhetoricam» (Объяснения к «Риторике» Цицерона): «Индивид есть то, что показывается взору и на что можно показать пальцем» ( Idem. Explanationes in Ciceronis Rhetoricam//Rhetores latini minores/Ed.

http://pravenc.ru/text/389563.html

Этот вывод противоречит интерпретации Р. Кросса: R . Cross . Individual Natures in the Christology of Leontius of Byzantium. Journal of Early Christian Studies 10.2 (2002) 245-265. Кросс основывает свои выводы на «Эпилисисе», а не на «Против несториан и евтихиан», Обсуждение этого текста выходит за рамки настоящей статьи. Theodore of Raithou . Praeparatio, ed. Diekamp , p. 211, l. 10; Pamphilus . Quaestio I, ed. Declerck , p. 129, ll. 38-39. John of Caesarea . Contra Monophysitas 9, ed. Richard , p. 64, ll. 100-101. Anastasius of Antioch . Contra Diaeteten, fr. 3, ed. Sakkos , p. 128, ll. 13-14. Единственный спорный вопрос, как следует понимать эту имманентную «общую природу». См. недавнюю дискуссию между Р. Кроссом, R . Cross . Gregory of Nyssa on Universals. Vigiliae Christianae 56 (2002), pp. 372-410 и И. Цахубером, J. Zachhuber . Once again: Gregory of Nyssa on universals. JTS, n.s. 56 (2005), pp. 75-98. Леонтий был не готов ограничить существование трансцендентных универсалий только сферой тварного бытия, так как он всегда настаивал на том, что одни и те же правила применимы и к Богу, и к творению (см. ниже). Leontius of Byzantium . Epilyseis, PG 86,1921C; ed. Daley , p. 81, ll. 4-5. Pamphilus . Quaestio II, ed. Declerck , p. 141, ll. 159-162. Pamphilus . Quaestio II, ed. Declerck , p. 141, ll. 167-169. Pamphilus . Quaestio II, ed. Declerck , p. 141, ll. 178-179. Pamphilus . Quaestio II, ed. Declerck , p. 141, ll.158. Doctrina Patrum de Incarnatione Verbi. Ein griechisches Florilegium aus der Wende des siebenten und achten Jahrhunderts, ed. F. Diekamp (Münster, 1907), p. 41-42. Детальный анализ этой цитаты см. в моей статье Aristotelianism and the Disintegration of the Late Antique Theological Discourse. В кратком обсуждении Грильмайера Jesus der Christus, 2.2, pp. 262-265, о влиянии Аристотеля на богословскую позицию автора ничего не говорится; не говорится об этом и в C . dell ’ Orso . Cristo e Logos, pp. 222-223. Следует, однако, признать, что Леонтий не совсем последователен, так как он применяет термин «субстанция» также и к определению бытия.

http://bogoslov.ru/article/6169306

Выживший панфиловец И. Р. Васильев сообщал в конце 1942 года, что политрук Клочков перед боем ободрял бойцов, говорил слова: «Ничего, сумеем отбить атаку танков: отступать некуда, позади Москва». Фото: Предоставлено Universal Россия (Хочу пояснить для наших юных читателей, которые не знакомы с особенностями репортёрской профессии, некоторые очевидные факты. Осенью-зимой 41-го советским фронтовым корреспондентам приходилось работать не в модных опен-спейсах с чашечкой капучино и интернетом, а в гуще кровавого месива, когда судьба страны висела на волоске. Они передавали в редакцию не академические исследования, а оперативные материалы, основанные на данных, известных им к моменту сдачи номера в печать. Подчёркиваю: данные эти брались не «с потолка», а из сводок, из обрывков донесений, из обмена репликами в командирских землянках и штабных избах). Что показало расследование Главной военной прокуратуры (ГВП) от 10 мая 1948 года 1. 21 июля всем 28 гвардейцам, перечисленным в очерке «Красной звезды», присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). В действительности погибли не все. Названы имена 5 выживших из списка «Красной звезды». 2. Двое из названных в очерке, будучи раненными, попали в немецкий плен. Один из них (Добробабин) оказался впоследствии изменником Родины (собственно, из-за него ГВП и предприняла расследование). 3. Бой у Дубосеково был. Вела его 4-я рота 1075 стрелкового полка. Здесь полк понес большие потери. Непосредственно в ходе боев о подвиге 28 никто не знал. 4. Корреспондент «Красной звезды», первым сообщивший о бое, назвал источником информации комиссара полка (который упомянул около 30 бойцов, оставшихся в роте, против 54 немецких танков). 5. Редактор «Красной звезды» Ортенберг сообщил, что, так как 2 бойца оказались в плену, он счел неправильным включать их в число 30 героев. Так появилось число 28. Их имена и были предоставлены. Фото: Предоставлено Universal Россия Конечно, любой пропагандист знает, насколько выигрышны в этом деле цифры и яркие образы. А советские спецы не глупее нынешних были - и легенда о «28 панфиловцах», основанная на реальных событиях, стала во время войны мощным мобилизационным фактором, а позже и ярким символом массового героизма советского солдата.

http://ruskline.ru/opp/2016/oktyabr/7/im...

(6) Утверждение (affirmatio) есть высказывание чего-то о чем-то, как, например, «Сократ есть». Отрицание (negatio) есть высказывание, [отнимающее] чего-то от чего-то, как, например, «Сократа не есть» 384 . Противоречие (contradictio) есть противополагание (oppositio) утверждения и отрицания, как, например, «Сократ разговаривает», «Сократ не разговаривает» 385 . (7) [книги] «Об истолковании» – в том, что из этих истолкований появляются силлогизмы. Отсюда же начинается изучение и «Аналитик» 387 . Глава XXVIII. О диалектических силлогизмах Затем следуют диалектические силлогизмы, в которых обнаруживается вся польза и все достоинства этого искусства [диалектики]. Их выводы помогают многим читателям в разыскании истины таким образом, чтобы не возникло ошибки и обмана из-за лжи софистических выводов 388 . (2) Фигур (formulae) [ простых] категорических, то есть предикативных силлогизмов (syllogismi categorici, sive praedicamentivi) три 389 . (3) Модусов (modi) I фигуры девять 390 . Первый модус [Barbara] – тот, который сводит, то есть соединяет, общеутвердительные высказывания к общеутвердительному высказыванию (dedicativum universale) 391 напрямую, как, например: 392 Все справедливое честно, Все честное хорошо. ---------------------------(следовательно) Все справедливое хорошо. (4) Второй модус 393 [Celarent] – тот, который сводит общеутвердительные и общеотрицательные высказывания (abdicativum universale) к общеотрицательному высказыванию напрямую, как, например: Все справедливое честно, Ничто честное не постыдно, ------------------------------(следовательно) Ничто справедливое не постыдно. (5) Третий модус 394 [Darii] – тот, который сводит частно- и общеутвердительное высказывания к частноутвердительному высказыванию (dedicativum particulare) напрямую, как, например: Некоторое справедливое честно, Все честное полезно, ------------------------(следовательно) Некоторое справедливое полезно. (6) Четвертый модус 395 [Ferio] – тот, который сводит частноутвердительное и общеотрицательное высказывания к частноотрицательному высказыванию (abdicativum particulare) напрямую, как, например:

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

N.Y., 1951; Idem. The Reformation in England: Religio Depopulata. N.Y., 1954; Idem. The Reformation in England: True Religion Now Established. N.Y., 1954. 159       Toynbee A.J. A Study of History. 12 vols. Oxf., 1934–1961 (Vol. I: Introduction; The Geneses of Civilizations; Vol. II: The Geneses of Civilizations; Vol. Ill: The Growths of Civilizations (Oxf., 1934); Vol. IV: The Breakdowns of Civilizations; Vol. V: The Disintegrations of Civilizations; Vol. VI: The Disintegrations of Civilizations (Oxf., 1939); Vol. VII: Universal States; Universal Churches; Vol. VIII: Heroic Ages; Contacts between Civilizations in Space; Vol. IX: Contacts between Civilizations in Time; Law and Freedom in History; The Prospects of the Western Civilization; Vol. X: The Inspirations of Historians; A Note on Chronology (Oxf., 1954); Vol. XI: Historical Atlas and Gazetteer (Oxf., 1959); Vol. XII: Reconsiderations (Oxf., 1961)). 160       Somervell D.C. A Study of History: Abridgement of vols. I–VI/Pref. A. Toynbee. L.; N.Y.; Toronto; Oxf., 1946; Idem. A Study of History: Abridgement of vols. VII–X/Pref. A. Toynbee. Oxf., 1957; Idem. A Study of History: Abridgement of vols. I–X in one volume/New pref. A. Toynbee; new tables. Oxf., 1960. См. также: Тойнби А.Дж. Исследование истории/Пер. К.Я. Кожурина. M., 2010 (пер. реферата Сомервелла); Он же. Постижение истории/Сост. А.П. Огурцов; вступ. ст. В.И. Уколовой; заключит. ст. Е.Б. Рашковского. M., 1991 (переизд.: M., 1996; это издание, заявленное как «первая попытка последовательного изложения на русском языке всемирно известной теории исторического развития А.Дж. Тойнби», представляет собой реферат, подготовленный отечественными исследователями на основе первых 10 томов «Исследования истории»). См. также рус. пер. некоторых работ в сб.: Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. M.; СПб., 1996. 164       «Это было большим несчастьем для человечества, ибо протестантский темперамент, установки и поведение относительно других рас, как и во многих других жизненных вопросах, в основном вдохновляются Ветхим заветом; а в вопросе о расе изречения древнего сирийского пророка весьма прозрачны и крайне дики.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

divina voluntas, aliud ex parte ipsarum rerum quantum ad quosdam effectus, se causae secundae quibus mediantibus proveniunt res a scientia Dei (De veritate q. If. a. 14). 119 Oportet universaliores effectus in universaliores et priores causas reducere. Inter omnes autem effectus universalissimum est ipsum esse (Ia, q. 45, a. 5). 120 Per hoc quod voluntas movetur ab alio (a Deo), non excluditur quia moveiur ex se... et ideo per consequens non tollitur ratio meriti vel deme. (la q. 105. a. 4. ad. 3). 121 Omnia movet secundum eorum conditionem ita quod ex causis necessaris per motionem divinam sequuntur ex necessitate; ex causis autem contingentibus sequuntur effectus conmingenmys. Quia igitur voluntas est activum principium non determinatur ad unum, sed indifferenter se habeus ad multa, sic Deus ipsam movet quod non ex necessitate ad unum determinat, sed remanet motus eius contingens et non necessarius, nisi ipiisin his ad quae naturaliter movetur (Ia, IIae, q. 19 a. 4). 122 Здесь применяется смутная идея determinatio non necessitans. В сил: таковой, напр., Дева Мария, хотя и при наличии божественной motio, свободно и безошибочно рекла свое fiat, или ап Павел свободно обратился на пути в Дамаск, или св. мученики остались верны своему исповеданию в муках своих, или даже Христос принял час Свой (ср. статья Prémotion Physique, D Th. C. XIII, I, p. 54). 126 Особую остроту этот же вопрос получает в применении к греху, который рассматривается, как факт, имеющий силу бытия от Бога и относящийся к предопределению Божию, а как грех к человеческой свободе. 127 Еп. Янсений (XVII-XVIII в.) в своем посмертном трактате о бл. Августине (труд целой жизни) излагает его учение, как систему последовательного детерминизма и предестинации (для чего находится более, чем достаточное основание в творениях бл A.). Его труд представляет собой целую систему богословия, конечно, близкого к кальвинизму и вообще предестинационизму. Он отличается огромной энвргией мысли и неустрашимостью выводов. 128 Concordia liberi arbilrii cum gratiae donis, divina proescientia, providentia, praedestinatione et reprobatione ad nonnullos primae partis divi Thomae articulos Lisbonne.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

  Христианский протест против " Универсального " извращения Фирму Universal призывают не пропагандировать " Тату "   В конце октября жители подмосковного г. Троицка направили протест руководству звукозаписывающей фирмы Universal. В протесте говорится: " Н ас сильно беспокоит тот факт, чт о Ваша звукостудия записывает и поддерживает группу " Тату " , пропагандирующую извращенное поведение психически ненормальных людей. Об этом они сами говорят в своих песнях: " Простые движения " и " Я сошла с ума " . Данную группу широко " раскрутили " среди молодежи, в том числе и среди подростков, а это прямое растление. Вы прекрасно знаете, что в наше время при катастрофическом падении нравов, обладая определенными навыками и возможностями в современном шоу-бизнесе, можно " раскрутить " любую группу мало-мальски умеющую членораздельно говорить. При желании и на маньяка-убийцу можно сагитировать толпу, если потеряны все нравственные ориентиры. Мы думаем, что, как бы ни был низок уровень большей части звуко- продукции на сегодня, все же задача звукозаписывающей студии состоит не в том, чтобы человека сделать хуже животного. А то, что делает " Тату " - не делает ни одно животное. Рекламируя эту группу, Вы говорите, что быть извращенцем и сумасшедшим - это нормально. Грех возводится в добродетель, черное называется белым, а белое — черным. И мы думаем, что своей жене и своим детям Вы не позволили бы заниматься такой гадостью. Так почему же наши дети должны быть хуже скотов? В одном из интервью группы " Тату " на вопрос корреспондента: " Что делать девочкам, родители которых не позволяют заниматься извращениями? " прозвучал ответ: " " Забейте " на своих родителей " . Мы надеемся, что Вы воспитанный и разумный человек и не " забьете " ни на нас, ни на наших детей, ни на нашу страну. Тем более что на Вашем Западе эти вещи среди подавляющего большинства людей тоже не приветствуются. И если Вы прекратите сотрудничать с данной группой, то это по достоинству оценят и будут благодарны не только здравомыслящие россияне, но и Ваши соотечественники. В противном случае мы оставляем за собой право провести пр отив Вашей фирмы антирекламную акцию всеми возможными законными средствами " .       На главную страницу

http://moral.ru/news11_17_Tatu.htm

55 Полное издание: Mansi. Для Соборов Эфесского и Халкидонского имеется критическое издание: Acta Conciliorum Oecumenicorum/Ed. E. Schwartz. T. Ï Concilium Universale Ephesenum. В.; Leipzig, 1922–1930. Vol. I-V; T. IÏ Concilium Universale Chalcedonense. В.; Leipzig, 1933–1936. Vol. I-IV 59 PG. T. 66. Col. 1053–1616. Комментированный французский перевод трактата «О царстве» ( Περ βασιλεας): Lacombrade Ch. Le Discours sur la Royauté de Synésios de Cyrène à l’empereur Arcadios. Paris, 1951. О любопытной личности и творчестве этого великого ритора см.: Lacombrade Ch. Synésios de Cyrène, Hellène et Chrétien. Paris, 1951. 61 О Прокопий и его сочинениях см. детальное исследование: Rubin В . Prokopios von Kaisareia. Stuttgart, 1954 (то же, с дополнениями: RE. Bd. XXIII/1 (1957). Sp. 273–599), где указана и вся более ранняя литература. См. тж. литературу в: Moravcsik. Byzantinoturcica. Bd. I. S. 496–500. 62 Agathiae Myrinaei. Historiarum libri quinque/Ed. B.G. Niebuhr. Bonn, 1828. Русский перевод с подробным исследованием: Агафий . О царствовании Юстиниана/Пер. М.В. Левченко. М.; Л., 1953. 63 Müller. FHG. Т. IV. Р. 69–100; Т. V. Р. 220–269; Excerpta de legationibus/Ed. С. de Boor. 1903. P. 170–221, 442–477. 64 Theophylacti Simocattae. Historiae/Ed. C. de Boor. Leipzig, 1887. Русский перевод СП. Кондратьева: Феофилакт Симокатта. История. М., 1957. 65 Далее при отсутствии дополнительных указаний издания текстов см. в Боннском корпусе византийских историков. 67 Theodosiani libri XVI cum Constitutionibus Sirmondianis et leges novellae ad Theodosianum pertinentes/Ed. Th. Mommsen, P.M. Meyer. Berlin, 1905; 1954 (2. Aufl.). T. I-II. 68 Corpus Iuris Civilis. Vol. 1/1: Institutiones/Ed. P. Krüger. Vol. 1/2: Digesta/Ed. Th. Mommsen. Berlin, 1878; Vol. IÏ Codex Justinianus/Ed. P. Kruger. Berlin, 1906; Vol. Ill: Novellae/Ed. R. Schoell, G. Kroll. Berlin, 1912. 69 Notitia dignitatum omnibus tarn civilium quam militarium utriusquae imperii/Ed. O. Seeck. Berlin, 1876. 70 Joannis Lydi De magistratibus populi Romani libri tres/Ed. R. Wünsch. Leipzig, 1903. О времени создания этого сочинения прежде всего см.: Stein . Bas Empire. P. 729–734,838–840.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.В. Абрамов Золотое правило нравственности и естественный нравственный закон в учении святителя Феофана Затворника Источник Аннотация. В данной статье мы рассмотрим учение о золотом правиле нравственности (морали) в учении святителя Феофана Затворника . Хотя само понятие «золотого правила» вошло в обиход в моральной философии только в конце XVIII в., его основания в межчеловеческих взаимоотношениях имеют древнюю историю в различных культурах и религиях. Для христиан это учение важно еще и тем, что оно было провозглашено Господом Иисусом Христом ( Мф.7:12 ; Лк.6:31 ) как общечеловеческий принцип, которым нужно руководствоваться в своих поступках по отношению к другим людям. Естественный нравственный закон также является всеобщим и находит свое выражение в учении апостола Павла ( Рим.2:14–15 ), а в святоотеческой экзегезе в творениях такого выдающегося святителя как Феофан Затворник . Abstract. In this article, we will consider the teaching of the golden rule of morality in the teaching of St. Theophan the Recluse. Although the concept of the «golden rule» came into use in moral philosophy only at the end of the XVIII century, its foundation in interpersonal relationships has an ancient history in various cultures and religions. For Christians, this teaching is also important because it was proclaimed by the Lord Jesus Christ (Matthew 7:12; Luke 6:31) as a universal human principle that should guide their actions in relation to other people. The natural moral law is also universal and finds its expression in the teaching of the Apostle Paul ( Rom. 2:14–15 ), and in patristic exegesis in the works of such an outstanding saint as Theophan the Recluse. Как отмечают специалисты по этике, для новозаветного учения в целом была характерна традиция отождествления золотого правила нравственности с заповедью любви, которое «распространяется на все случаи жизни, на любые отношения» с. 47]. В этом отношении обращение к золотому правилу как проявление заповеди любви у святителя Феофана Затворника является следствием этой культурной традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В эту глупость вляпались издатели самарской газеты «Благовест» (газета является церковно-независимой, а отнюдь не епархиальной!): «По сообщению „Компьютерры“ от 30 марта с. г. компания RUR (Rossums Universal Robot) разработала новую модель вживляемого под кожу чипа, служащего для идентификации личности. От ранних моделей чип отличается тем, что содержит, не только персональную информацию (паспортные данные о владельце, медицинские показатели (группа крови, данные о переносимос–ти лекарств) и индивидуальный код налогоплательщика, но и инфракрасный порт, предназначенный для связи с персональ–ным компьютером и для управления бытовой техникой. В настоящее время сотрудники RUR используют вживленные чипы только для персонификации доступа к сети компании. Од–нако уже следующая модель должна обеспечивать полноценное управление компьютером. Полным ходом идут работы по активизации сенсорных участков, кожного покрова, в частности, на ла–донях рук. В результате вводить информацию в компьютер можно будет, водя обыкновенной шариковой ручкой или указатель–ным пальцам по внутренней стороне ладони. Ожидаемая цена чипа в партиях от 1000 штук не должна превышать суммарной стоимости клавиатуры и „мыши“» . Ну, хорошо, не обратили самарские журналисты внимания на то, что заметочка из молодежного издания была датирована 30 марта – то есть кануном «дня дурака». Но если бы издатели «Благовеста» поменьше занимались выискиванием диссиденствующих «старцев», а хотя бы освоили азы своего газетного ремесла (филологию, включая историю литературы), то они знали бы, что RUR – это название классической пьесы чешского писателя-фантаста Карела Чапека, написанной еще в 1920 году. И в этой пьесе, моделирующей конфликт между человечеством и роботами, RUR как раз и расшифровывается – Rossums Universal Robot… Невежество мстит за себя. Даже «церковным» людям. Очень сдержанно и выверенно составлен общецерковный синодальный протест (он несравненно спокойнее, чем прежние возгласы, вырывавшиеся из тех или иных монастырей или изданий).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010