Легко видеть отсюда, что отвлеченное мышление, лишенное всякого собственного содержания, должно служить или аббревиатурой чувственного восприятия, или отражением умственного созерцания, поскольку образующие его общие понятия могут утверждаться или как схемы явлений, или как тени идей, закрепленные словами. Вследствие отсутствия собственного содержания у отвлеченных понятий они часто смешиваются с идеями. На этом смешении основан, между прочим, знаменитый в схоластике спор реалистов и номиналистов. Обе стороны были в сущности правы. Номиналисты, утверждавшие universalia post rem, 44 разумели первоначально под universalia общие понятия и в этом смысле справедливо доказывали их несамостоятельность и вторичное значение как только nomina или voces. С другой стороны, реалисты, утверждавшие universalia ante rem, 45 разумели под ними настоящие идеи и основательно доказывали их первичность. Но так как обе стороны плохо различали эти два значения слова «universalia» или, во всяком случае, не определяли этого различия с достаточной точностью, то между ними и должны были возникнуть бесконечные споры. Но раз умственное созерцание идей существует, то спрашивается: должно ли оно ограничиваться художеством или же служить основной формой и истинной философии? Если школьная философия в двух своих видах, опираясь или на внешнем наблюдении, или на отвлеченном мышлении, чуждается всякой интуиции и более близка к математике, чем к искусству, то философия как цельное знание, предмет которого лежит за пределами как наблюдаемых явлений, так и отвлеченно мыслимых понятий, может основываться только на умственном созерцании как первичной форме истинного познания и в этом отношении представляет существенную близость с художеством. Основное же различие их заключается в том, что художество имеет своим предметом те или другие идеи в отдельности, независимо от их отношения ко всему остальному, философия же имеет своим предметом не ту или другую идею, а весь идеальный космос, то есть общую совокупность идей в их внутреннем отношении или взаимодействии, как объективное выражение истинно-сущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Solov...

34 О Макарии известно немного. См.: Hovorun C. Will, Action and Freedom. P. 87, note 202; Win kel mann F. Der monenergetisch-monotheletische Streit. S. 231–234. 35 Macarius Antiochenus. Sermo missa ad Lucam presbyterum et monachum Africae (Con ci lium universale Constantinopolitanum III (680/681). Actio XI)//ACO. Series II. Vol. 2. Pars 1. P. 510. Winkelmann F. Der monenergetisch-monotheletische Streit. 129. S. 137. Рус. пер.: Деяния Вселенских Соборов. Т. 6. С. 166–167. 36 ρς πως επν νεργεν κατραν μορφν δι τν μετ θατρου κοινωναν μαν ατ τν νργειαν πεφνατο (Concilium universale Constantinopolitanum III (680/681). Actio XI//ACO. Series II. Vol. 2. Pars 1. P. 510:17–20). 37 Эти слова у Макария очень похожи на слова из греческого перевода «Томоса» св. Льва (ACO. T. 2. Vol. 1. Pars 1. P. 14:27–28): «νεργε γρ κατρα μορφ μετ τς θατρου κοινωνας περ διον σχηκεν». Эта фраза цитируется в первом письме Сергия Киру (ACO. Series II. Vol. 2. Pars 2. P. 528:25) и в письме Сергия Гонорию (Ibid. P. 546:16–17). 38 Macarius Antiochenus. Confessio fidei (Concilium universale Constantinopolitanum III (680/681). Actio VIII)//ACO. Series II. Vol. 2. Pars 1. P. 218–230. Winkelmann F. Der mon ener ge tisch-monotheletische Streit. 163. S. 164. Было представлено на Соборе 7 марта 681 г. Рус. пер.: Деяния Вселенских Соборов. Т. 6. С. 86–90. 39 Concilium universale Constantinopolitanum III (680/681). Actio VIII//ACO. Series II. Vol. 2. Pars 1. P. 222:19–21: «ο γρ κατ θεν τ θεα οδ’ α κατ’ νθρωπον τ νθρπινα, λλ’ νανθρωπσας θες λγος καινν τινα τν θεανδρικν νργειαν κα τατην λην ζωοποιν πιδεκνυται» («ведь и не как Бог – божественное, и, с другой стороны, не как человек – человеческое, но, вочеловечившись, Бог Слово показал некое новое богомужное действие и его – всецело животворящим»). Ср.: Ps.-Dionysius Areopagita. Epistula 4//PTS. 36. S. 161: «κα τ λοιπν ο κατ θεν τ θεα δρσας, ο τ νθρπεια κατ νθρωπον, λλ’ νδρωθντος θεο, καινν τινα τν θεανδρικν νργειαν μν πεπολιτευμνος» («и наконец, не как Бог совершая божественное, и человеческое – не как человек, но жительствуя для нас неким новым богомужным действием»). Это Кир, патриарх Александрийский, в своём «Удостоверении» добавил число «одна» к «богомужной νργεια»: «μι θεανδρικ νεργε» (Cyrus Alexandrinus. Satisfactio, 7//ACO. Series II. Vol. 2. Pars 2. P. 598:21).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Cmp. 155. De trigonometria plana theses. Вверху следующая припись: «inchoata aug. die 22 1726». Cmp. 169. De usu trigonometriae. Внизу 172 страницы: «finita 1726, sept, die 8». Cmp. 174. Theses arithmeticae universalis. Вверху следующая припись: «inchoata anno 1726 ft die 10 septembris» Cmp. 191. De algebra. Cmp. 199. Pars altera, sectio prima. De usu arithmeticae universalis in numerorum natura investiganda. Cmp. 209. De seriebus differentialibus. Cmp. 251. Pars tertia. De usu arithmeticae universalis in geometria. Cmp. 255. Caput primum. De quaestionibus ex geometria communi. Cmp.274. Caput secundum. De cyclometria et trigonometria. Cmp. 299. Caput tertium. De lineis curvis. Cmp. 328. Caput IV. De locis geometricis et constructione aequationum. Cmp. 344. Finis arithmeticae universalis et Deo gloria. Absoluta in appendice anno 1727 aprilis die 12-ma. Cmp. 345. Appendix. Cmp. 355. De numero perfecto. Cmp. 363. Theses sphaericae. Caput 1. Вверху: «inchoatae anno 1722 april. die 20, Cmp. 371. Caput II. De triangulis sphaericis generalia. Cmp. 380. Caput III. De resolutione triangulorum sphaericorum. Cmp. 392. Caput IV. De compendiis calculi. Оканчивается на 396 странице следующею приписью: «Finis et Deo gloria. Absoluta anno 1727 maii die 17». На форисе в конце книги есть несколько заметок той же руки, а на листе, приклеенном к задней доске, значится следующее: «Astronomia inchoata anno 1727 maii die 18, cuius pars spherica absoluta iulii die 4, С,... theor. inchoata 6, Q». X 16]. XLI (по старому каталогу 476). Annotata ex collegio et actis chymicis, exc. doct. cons. grau. d. d. Bockleri , С. P. C., M. D., E. P., A. C. C. E., P. M. P. О. V. C. Anno MDCXCV, т.е. Отрывки из общества и актов химических г. Бокклера. 1695 г. Писаны сии выдержки, состоящит большею частию из разных рецептов, на белой бумаге на 86 страницах. Некоторые заметки писаны на немецком языке. За сим следует: Collegium chymicum curiosum, cuius pars prima continet fundamenta chymiae rationalis auctore d. Hoffmanno, med. professor. Hallens, т. e. Химическое любопытное общество, в первой части которого содержатся основания рациональной химии, соч. др. Гоффмана, профессора медицины в Галле. Это сочинение писано на такой же бумаге и тою же рукою, только помельче, на 109 страницах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

319–321. Здесь в сносках приведены основные тексты св. Фомы. Процитируем еще одно место, важное для нас, из Summa contra gentiles, II, c. 75: «Neque tamen oportet quod, si scientiae sunt de universalibus, universalia sint extra animam per se subsistentia, sicut Plato posuit. Quamvis enim ad veritatem cognitionis necesse sit ut cognitio rei respondeat, non tamen oportet quod idem sit modus cognitionis et rei... licet natura generis et speciei nunquam sit nisi in his individuis, intelligit tamen intellectus naturam speciei et generis, non intelligendo principia individuantia; et hoc est intelligere universalia. Et sic haec duo non repugnant, quod universalia non subsistant extra animam, et quod intellectus, intelligens universalia, intelligat res quae sunt extra animam, etc.» [«Нет необходимости в том, чтобы, коль скоро науки трактуют об универсалиях, универсалии пребывали, как субсидирующие сами по себе, вне души, как полагал Платон. Ибо хотя для истины познания необходимо, чтобы познание соответствовало вещи, не является, однако, необходимым, чтобы модус познания и вещи был одним и тем же. Хотя природа вида и рода всегда пребывает лишь в этих индивидах, однако интеллект мыслит природу вида и рода, не мысля индивидуирующие начала; это и означает мыслить универсалии. Таким образом, эти две вещи не противоречат друг другу: то, что универсалии не субсистируют вне души, и то, что интеллект, мысля универсалии, мыслит вещи, пребывающие вне души, и т. д.»]. 870 Exp. in Io., LW III, p. 162, n. 194: «...si species sive imago, qua res videtur et cognoscitur, essed aliud a re ipsa, nunquam per ipsam nec in ipsa res illa nosceretur. Rursus si species vel imago esset omnino indistincta a re, frustra esset imago ad cognitionem» [«…если бы species, или образ, через который вещь видится и познается, был иным, чем сама вещь, эта вещь никогда не познавалась бы через него. С другой стороны, если бы species, или образ, был совершенно неотличим от вещи, этот образ был бы бесполезен для познания»].

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Archive His Beatitude Archbishop Anastasios of Tirana and All Albania: Instead of unity of Orthodox Christians in Ukraine, there has appeared a danger of schism in the unity of universal Orthodoxy 22 November 2018 year 16:33 In his letter sent to His Holiness Patriarch Kirill of Moscow and All Russia on 10 October 2018, His Beatitude Archbishop Anastasios of Tirana and All Albania expressed his concern that the implementation of the project of Ukrainian autocephaly by the Patriarchate of Constantinople would be a “march in a minefield.” “It reminds of a dangerous undertaking with unforeseen repercussions. The warring groups will preserve their identity and cohesion, as often happened before in various Local Churches. As a result, instead of the unity of Orthodox Christians in Ukraine, there has appeared a danger of schism in the unity of the universal Orthodoxy,” the Primate of the Albanian Orthodox Church said in his letter and noted that he had expressed his opinion to Patriarch Bartholomew of Constantinople during their meeting in Cyprus. As His Beatitude emphasized, he is lifting up “ardent prayers for the unity of our Holy Church, which its Head, our Lord Jesus Christ, hath purchased with his own blood (Acts 20:28).” The Primate of the Albanian Orthodox Church assured His Holiness Patriarch Kirill that he “will do all he can to prevent the schism in the universal Orthodoxy.” “Such scenario would be a painful blow to the trust in Orthodoxy, and every effort must be exerted to prevent it,” His Beatitude Metropolitan Anastasios added, “Howsoever impossible it might seem, we believe that we all must do all within our power to return to the Synaxes of Primates and to the planning of a new Great Council. We are aware that some will regard these proposals as unreal and therefore unfeasible. However, I am confident that no one can be a realist while not believing in a miracle, and that the things which are impossible with men are possible with God (Lk 18:27).” DECR Communication Service /Patriarchia.ru Календарь ← 7 December 2023 year

http://patriarchia.ru/en/db/text/5434140...

15 На смешении идей с понятиями основан, между прочим, знаменитый в схоластике спор номиналистов и реалистов. Обе стороны были в сущности, правы. Номиналисты, утверждавшие universalia post res, разумели первоначально под universalia общие понятия и в этом» смысле справедливо доказывали их несамостоятельность и бессодержательность, хотя, определяя их как только nomina или voces, впадали в очевидную крайность. С другой стороны, реалисты, утверждавшие universalia ante res [Всеобщее после вещи; имя или слова; всеобщее прежде вещи (лат.)], разумели под ними настоящие идеи и потому основательно приписывали им самостоятельное бытие. Но так как обе стороны плохо различали эти два значения слова universalia или во всяком случае, не определяли этого различия с достаточною точностью, то между ними и должны были возникнуть нескончаемые споры. 16 По всей вероятности, здесь будущее ehjeh есть только замена настоящего, которого для этого глагола нет в еврейском языке. Толкования этих слов, предполагающие здесь прямое значение будущего времени и видящие в этом указание на грядущие откровения Божий, кажутся нам весьма натянутыми. Во всяком случае, понятие о Боге как о чистом я с достаточною ясностью высказывается в Ветхом Завете и помимо приведенного изречения, так что то или другое понимание этого последнего не имеет для нас большого значения. 17 Поэтому, давая абсолютной идее нравственное определение любви, мы имели в виду полную истину идеализма, а не одностороннее его выражение в греческом мировоззрении: для этого последнего абсолютное качество было не благость или любовь, а только благо, то есть опять-таки лишь объект. 18 Выражение: три божественные или три начальные ипостаси – есть собственное выражение Плотина, прячем, разумеется, оно имеет свой философский смысл, а не христианский. 19 Что касается вообще до формул этого догмата, установленных церковью на Вселенских соборах против Ария, Евномия и Македония, то, будучи, как мы увидим, вполне истинными и с умозрительной точки зрения, эти формулы ограничиваются, понятно, лишь самыми общими определениями и категориями, каковы единосущие, равенство и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Solov...

Amphilochius of Pochaev, Laurence of Chernigov, Aristoclius of Moscow and other saints are recognized as universal saints for Churchwide veneration Moscow, February 4, 2016      On hearing a report by Bishop Pankraty of Troitsk, chairman of the Synodal Commission for Canonization of Saints, the Council of Bishops decreed: 1. To bless the Churchwide veneration of the following locally venerated saints as universal saints and to include their names in the ROC calendar: Venerable Alexander Peresvet; Venerable Amphilochius of Pochaev; Venerable Andrei Oslyabya; Venerable Aristoclius of Moscow; Venerable Varlaam of Serpukhov; Venerable Vassa of the Pskov Caves; Holy Hierarch Gennady, Archbishop of Novgorod; Venerable Gerasim of Boldino; Holy Hierarch Gerontius, Metropolitan of Moscow and All Russia; Venerable Dosithea, Recluse of Kiev; Righteous Passion-Bearer Eugene the Doctor; Venerable Elisei of Lavrishev; Holy Hierarch Joasaphus, Metropolitan of Moscow and All Russia; Holy Hierarch Jonah, Bishop of Hankou; Venerable Jonah of the Pskov Caves; Venerable Cornelius of Krypets; Venerable Cornelius of Pereyaslavl; Venerable Confessor Kuksha of Odessa; Venerable Laurence of Chernigov; Venerable Leonid of Ustnedumsk; Venerable Mark of the Pskov Caves; Venerable Martin of Turov; Holy Hierarch Menas, Bishop of Polotsk; Hieromartyr Mitrofan the Priest and those with him; Righteous Paul (Pavel) of Taganrog; Holy Right-Believing Prince Rostislav (in baptism Michael) of Smolensk; Venerable Simeon of the Pskov Caves; Holy Hierarch Simeon, First Bishop of Tver; Venerable Simon of Soyga; Holy Righteous Princess Sophia of Slutsk; Venerable Theophilus of Kiev, Fool-for-Christ; Holy Hierarch Philaret (in schema Theodosius), Metropolitan of Kiev; Holy Right-Believing Prince Yaroslav the Wise. 2. To compose a separate service to each of these saints, if it has not been written yet, and to celebrate services for the moment using the General Menaion according to their types of holiness until the individual services have been composed. 3. The Churchwide celebration of the memory of these blessed ones is from now on to become the Churchwide veneration of them as saints on the days previously established. 4. To paint icons to these blessed ones for veneration in accordance with the definition of VII Ecumenical Council. 5. To publish the Lives of these blessed ones, if they have not been written yet, or to write them again and publish for edification of the Church’s children. 6. To report the list with the names of these saints to primates of Local Orthodox Churches for inclusion in their calendars. Source: Patriarchia.ru. 4 февраля 2016 г. Смотри также Комментарии Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/90360.html

Archive Patriarch Kirill: It was a talk of Primates aware of their responsibility for the state of Universal Orthodoxy 31 August 2018 year 14:29 August 31, 2018 – His Holiness Patriarch Bartholomew of Constantinople and His Holiness Patriarch Kirill of Moscow and All Russia have met at the Throne Hall of the Patriarchate of Constantinople in the Phanar quarter in Istanbul.  Participating in the meeting were Metropolitan Hilarion of Volokolamsk, head of the Moscow Patriarchate department for external church relations (DECR), Archpriest Nikolay Balashov, DECR vice-chairman, and members of the Synod of the Patriarchate of Constantinople. Before the departure for Moscow from the Istanbul airport, Patriarch Kirill answered questions from journalists. According to His Holiness, for the past two years since the previous meeting of the two Primates, ‘much has happened in the life of our Church, and the whole situation in the world has greatly changed’. Having described the dialogue that took place between them as ‘a talk between two brothers’, Patriarch Kirill stated that they discussed ‘all the problems on the agenda’. ‘I hope we will continue working together so that the world may become better’, he added. ‘Without coordination with His Holiness, I would not like to let you into details, although there was nothing secret, nothing that would make one’s conciseness explode’, Patriarch Kirill specified, ‘It was a very correct talk – a talk between the heads of two Churches who are aware of their responsibility of the state of Universal Orthodoxy and for the state of human souls in places and countries under our responsibility’. Speaking about a continuation of pan-Orthodox dialogue, His Holiness underscored that ‘problems keep emerging, challenging Churches from the pastoral point of view. The world is changing rapidly, and no Church can make decisions that would run contrary to the position of another Orthodox Church’. ‘Therefore, we are simply programmed for interaction and cooperation, and since the world is rapidly changing, this cooperation, too, should be dynamic enough’, His Holiness concluded. Patriarchal Press Service Календарь ← 7 December 2023 year

http://patriarchia.ru/en/db/text/5260490...

п.); но самой этой объективной нормы, самого содержания высшего единства, обнимающего всю человеческую действительность, хотя и свободного от нее, мы, очевидно, не достигнем путем отвлечения, в котором это новое единство получается лишь как пустое место после отрицания того, что не есть оно. Отсюда ясно, что отвлеченное мышление есть переходное состояние ума, когда он достаточно силен, чтобы освободиться от исключительной власти чувственного восприятия и отрицательно отнестись к нему, но еще не в состоянии овладеть идеею во всей полноте и цельности ее действительного предметного бытия, внутренно и существенно с нею соединиться, а может только (говоря метафорически) касаться ее поверхности, скользить по ее внешним формам. Плодом такого отношения является не живой образ и подобие сущей идеи, а только тень ее, обозначающая ее внешние границы и очертания, но без полноты форм, сил и цветов. Таким образом, отвлеченное мышление, лишенное собственного содержания, должно служить или сокращением чувственного восприятия, или предварением умственного созерцания, поскольку образующие его общие понятия могут утверждаться или как схемы явлений, или как тени На смешении идей с понятиями основан, между прочим, знаменитый в схоластике спор номиналистов и реалистов. Обе стороны были в сущности, правы. Номиналисты, утверждавшие universalia post res, разумели первоначально под universalia общие понятия и в этом " смысле справедливо доказывали их несамостоятельность и бессодержательность, хотя, определяя их как только nomina или voces, впадали в очевидную крайность. С другой стороны, реалисты, утверждавшие universalia ante res===================Что касается этих последних, то если бы даже необходимость их признания и не опиралась на ясные логические основания, то мы все-таки должны были бы признать их на иных, фактических основаниях, сообщающих им достоверность общечеловеческого опыта: действительность идей и умственного созерцания несомненно доказывается фактом художественного творчества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

32 Plutarchus. De superstitione (164e–171f) Steph. P. 166B. Ср. у Евсевия: «λλ’ διμασν τε βαρβαρικος χρμενον» (Eusebius. Historia ecclesiastica VII, 25:26). 36 «В столице эллинского мира происходило то плохое, чего не случалось даже среди варварских народов» (ACO. Concilium universale Ephesenum anno 431. 1:1,5. P. 8). 37 «…τι δ κα τος ν τος βαρβαρικος πισκπους τν προειρημνων διοικσεων…» (Concilia Oecumenica (ACO). Concilium universale Chalcedonense anno 451. 2:1,3. P. 89). Ср. со 2-м правилом ΙΙ Вселенского Собора: ACO. Concilium universale Chalcedonense anno 451. 2:1,3. P. 96. 38 «Ε δ μ μνον λληνικος, λλ κα Βαρβαρικος χρ παραδεγμασι χρσασθαι, οδ τοτο ποισαι παραιτσομαι». (Isidorus Pelusiota. Epistulae de interpretatione divinae scripturae III, 66). 39 «В 28-м халкидонском правиле мы находим лишь прилагательное “βαρβαρικς”, но не находим существительного, к которому прилагательное относится. Вследствие связи этого правила с правилами II Вселенского Собора, о чём говорится в начале 28-го правила, нужно думать, что и здесь разумеется существительное “народов”, так как во втором правиле II Вселенского Собора говорится: “ν τος βαρβαρικος θνεσι”». 40 Μαξμου, μητρ. Σρδεων Τ Οκουμενικν Πατριαρχεον εν τη Ορθοδξω Εκκλησα. Θεσσαλονκη, 1989. (Ανλεκτα Βλατδων; 52). Σ. 231. 43 Польский М. Каноническое положение высшей церковной власти в Советской России и за границей. Jordanville (NY), 1948. С. 185. 44 2-е правило II Вселенского Собора//Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. М., 2000. С. 83–84. 49 Χριστοφιλοπολου Αι. Βυζαντιν ιστορα. Α´324–610. Θεσσαλονκη, 1996. 1. Σ. 162:173, 184–190 и др. 50 См.: Козлов А.С. К вопросу о месте готов в социальной структуре Византии IV–V вв. URL: 54 Papathomas G.D. Le Patriarcat oecumenique de Constantinople, les Eglises autocephales orthodoxes de Chypre et de Grece et la Politeia monastique du Mont Athos dans l’Europe unie. Vol. 1. Paris, 1994. P. 54. Ср. другой вариант французского перевода той же фразы: 451: Patriarcat de l’Église: «En sorte que les métropolites des diocèses du Pont, de l’Asie et de la Thrace, et eux seuls, ainsi que les évêques des parties de ces diocèses se situant chez les barbares, seront ordonnés par le saint trône de l’Église de Constantinople»; (Canon 28/rVe). (Papathomas G.D. Le Patriarcat oecumenique de Constantinople. Vol. 3b. Paris, 1994. P. 532).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010