Патриарх Кирилл: Мы должны молиться святому князю Владимиру о преодолении междоусобицы на Украине 26 июня, 2015. Святейший Патриарх Кирилл Как бы на нее ни посмотреть — и с точки зрения Москвы, и с точки зрения Киева — в любом случае, это междоусобная брань на территории Святой Руси. 25 июня 2015 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со вступительным словом. Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета на его очередном заседании. Хотел бы по традиции сказать несколько вступительных слов. Наша Церковь и наш народ вступили в празднование 1000-летия со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. Посещая разные места — и приходы, и монастыри, и епархии, — я вижу, как этот праздник реально влияет на сознание людей. Ведь князь Владимир стал для нашего народа лишь былинным героем, именуемым Красное Солнышко, его образ во многом утратил подлинные исторические черты, на смену которым пришли некие мифологемы. Так вот, празднование дает возможность каждому прикоснуться к великому подвигу, который этот человек реально совершил. К подвигу, обусловившему создание целой цивилизации, которая существует более 1000 лет и к которой все мы с вами имеем честь принадлежать. Если говорить о социальном и политическом срезе событий, связанных с Крещением Руси, то, несомненно, это был акт чрезвычайной силы, который не просто переломил негативные тенденции в жизни дохристианского древнерусского общества, но создал предпосылки для выведения народа на совершенно иной уровень развития. Осознав, что именно религия является единственным мировоззренческим фактором, который может повлиять на взаимоотношения разного рода групп и племен, князь Владимир сделал выбор, позволивший в очень короткое время решить задачу огромной государственной важности. Он начинал было решать эту задачу огнем и мечом, объединяя под своей мощью разрозненные славянские племена, но оказалось, что силой удержать это единство невозможно. И язычество, которое было тогда мировоззренческой основой жизни Древней Руси, оказалось неспособно, в силу ущербности своей этики, помочь людям жить вместе. Для этого не было достаточной мотивации, поскольку мироощущение язычника сводилось к тому, что нужно больше иметь и не думать о том, что приобретение большего нанесет вред другим. «Живи хорошо за счет другого!» — такова эта страшная, говоря современном языком, психология потребительства, которая могла сдерживаться только силой оружия.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-myi-do...

поиск:   разделы   рассылка Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2016 года Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! В межсоборный период отмечались 1025 лет Крещения Руси, а в минувшем году – 1000 лет со времени преставления святого равноапостольного князя Владимира. Актуальными по сей день являются слова преподобного Нестора Летописца: " Удивления достойно, сколько он [то есть князь Владимир] сотворил добра Русской земле, крестив ее. Ибо если бы он не крестил нас, то и ныне бы еще пребывали в заблуждении дьявольском, в котором и прародители наши погибли. Через него познали мы Бога " . Осознанный выбор святого князя, а вслед за ним и народа Руси – это не просто событие прошлого. Все мы, наши народы в единстве каждого из них и в их общем единстве, должны непрестанно этот выбор подтверждать, преодолевая силой воли, силой разума, силой сердца, силой духа то сопротивление, с которым мы сталкиваемся не только в самих себе, но и в окружающем мире. Наш народ, принявший святое крещение и приобщившийся к богатой сокровищнице восточнохристианской цивилизации, смог породить множество великих духовных воинов – подвижников веры и благочестия. 700-летие со дня рождения величайшего из них – преподобного Сергия Радонежского – мы вспоминали в 2014 году. Сегодня пример его жизни и духовного подвига особенно востребован обществом, а заветы хранить братскую любовь и единение звучат в наше время своеобразным набатом. Радонежский игумен стал самым авторитетным человеком своего времени, хотя никогда не желал этого. Не стремясь к какому-либо земному успеху, он оказал огромное влияние на ход истории, потому что более всего возлюбил Христа. Преподобный Сергий своей жизнью показывает нам, в чем заключается истинная сила и ценность для человека: в верности Богу, в следовании Его заповедям, в сохранении мирного духа во всех обстоятельствах жизни. Святой князь Владимир и преподобный Сергий оказали важнейшее влияние не только на духовное единство нашего народа, но и на национальное единение дотоле разрозненных сил.

http://religare.ru/2_108368.html

поиск:   разделы   рассылка Представитель РПЦ: православие уже 1025 лет объединяет народы Руси Святой князь Владимир избрал религий для своей державы православие, потому что увидел в нем наиболее гармоничное сочетание духовного и национально-государственного начал – и 1025 лет спустя Православная церковь продолжает объединять народы исторической Руси и постсоветского пространства, заявил в интервью РИА Новости в преддверии юбилея Крещения Руси первый заместитель председателя Учебного комитета Русской православной церкви, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов. Точная дата крещения Руси День Крещения Руси традиционно отмечается 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. На просьбу прокомментировать мнение некоторых исследователей о том, что памятное событие состоялось не в 988 году, а несколькими годами позже (990 год), профессор Московской духовной академии сообщил, что этот вопрос неоднократно обсуждался в научном сообществе, в том числе при подготовке первого вводного тома " Православной энциклопедии " (издается с 2000 года). " И большинство ответственных историков соглашается с тем, что другой даты, на которую мы бы имели веские основания переносить юбилей, нет. Когда мы говорим о событиях более чем тысячелетней давности, мы, конечно, допускаем определенную меру зазора, но основная масса исторических данных убеждает нас, что речь идет именно о 988 годе " , – сказал Козлов. По его словам, на выбор князя Владимира Святославича повлияло, в том числе, то, что он " видел именно в восточном христианстве, в православии наиболее гармоническое сочетание духовно-религиозного и национально-государственного начал, при котором нет ни теократического подавления Церковью общественно-государственной жизни, ни превращения Церкви в служанку государству " . Кроме того, в X столетии Восточное православие давало возможность полноценного развития национальных культур, что, по словам Козлова, князь Владимир также не мог не учитывать. Духовное единство и церковь

http://religare.ru/2_101799.html

поиск:   разделы   рассылка Соборное слово XIX Всемирного русского народного собора по теме " Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси " 10 ноября 2015 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялся XIX Всемирный русский народный собор по теме " Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси " . По итогам форума было принято Соборное слово. XIX Всемирный русский народный собор, состоявшийся в год тысячелетия преставления святого равноапостольного князя Владимира, обращается со словом к согражданам и соотечественникам. История человечества знает совсем немного государственных и духовных лидеров, определивших судьбы своих народов на века и тысячелетия вперед. Святой Владимир, бесспорно, принадлежит к числу этих творцов мировой истории. Вот уже десять веков Русь развивается под влиянием того мощнейшего религиозного и культурного импульса, который придал ей князь-христианин. Всемирный русский народный собор подчеркивает, что деяния вселенского масштаба, изменяющие земной путь народов, не могут быть результатом личного произвола либо отражением интересов какой-либо узкой мировоззренческой или социальной группы. Выбор, совершенный равноапостольным князем, стал выбором всего русского общества; верность этому выбору была многократно подтверждена в истории нашей страны, нередко – вопреки самым неблагоприятным внешним обстоятельствам. Подобная духовная стойкость, а также впечатляющие результаты национального и государственного строительства, украсившие минувшее тысячелетие, красноречиво свидетельствуют о том, что князь Владимир верно понял историческое призвание Руси, что его действия совпали с Божественным замыслом о ее народе. Наследие святого князя заставляет нас еще раз осознать, что такое подлинная миссия власти. В отличие от национальных стратегий и даже долгосрочных планов развития, миссия не может разрабатываться в интеллектуальных штабах и корректироваться в соответствии с меняющейся обстановкой. Миссия обретается народом, открывается в процессе развития общества, подчиняет социальную жизнь высшим смыслам, становится основой исторической преемственности. Великими и прославленными входят в историю те государственные лидеры, которые восприняли эту миссию и употребили свою власть в соответствии с национальным призванием. Напротив, отказ политической элиты от своей миссии всякий раз оборачивался национальной катастрофой.

http://religare.ru/2_107817.html

Соборное слово XIX Всемирного русского народного собора по теме " Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_107817.html 12 ноября 2015 Соборное слово XIX Всемирного русского народного собора по теме " Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси " Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/4267548.html Официальный сайт Московского Патриархата 10 ноября 2015 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялся XIX Всемирный русский народный собор по теме " Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси " . По итогам форума было принято Соборное слово. XIX Всемирный русский народный собор, состоявшийся в год тысячелетия преставления святого равноапостольного князя Владимира, обращается со словом к согражданам и соотечественникам. История человечества знает совсем немного государственных и духовных лидеров, определивших судьбы своих народов на века и тысячелетия вперед. Святой Владимир, бесспорно, принадлежит к числу этих творцов мировой истории. Вот уже десять веков Русь развивается под влиянием того мощнейшего религиозного и культурного импульса, который придал ей князь-христианин. Всемирный русский народный собор подчеркивает, что деяния вселенского масштаба, изменяющие земной путь народов, не могут быть результатом личного произвола либо отражением интересов какой-либо узкой мировоззренческой или социальной группы. Выбор, совершенный равноапостольным князем, стал выбором всего русского общества; верность этому выбору была многократно подтверждена в истории нашей страны, нередко – вопреки самым неблагоприятным внешним обстоятельствам. Подобная духовная стойкость, а также впечатляющие результаты национального и государственного строительства, украсившие минувшее тысячелетие, красноречиво свидетельствуют о том, что князь Владимир верно понял историческое призвание Руси, что его действия совпали с Божественным замыслом о ее народе.

http://religare.ru/2_107817_1_21.html

- Так видишь, Саша, как всё вышло: мне дали безплатную путёвку на крымский курорт, на три недельки. И так Господь устроил, что там погода была тёплой, - я ножки в морской воде помыл, и всё было хорошо... А вернулся сюда - здесь опять холод! Меня Господь удостоил в монастырях крымских побывать: у Косьмы и Дамиана под Алуштой... - А каково ваше мнение о Крыме, батюшка? - Очень хорошее! Люди там хорошие, живут благодатно, и климат хороший. Были мы в Севастополе, были в Херсонесе Таврическом, где наш князь, святой равноапостольный Владимир крестился. Там меня такая радость ждала: я встретил священника, отца Сергия Халюту, племянника моего соученика, с которым мы вместе учились в семинарии в сороковые годы. Его звали Михаил Халюта, а его племянник - Сергий. Мы посмотрели Владимирский собор, который стоит на месте той базилики, где князь Владимир принял крещение, - от неё теперь только одна стена осталась; а в верхнем храме хранятся частицы мощей св. мц. Татианы, св. вмч. и целителя Пантелеимона, - мы к ним приложились с благоговением... Потом отец Сергий нас такими пирогами угощал!.. Привёл Господь и причащаться мне в крымских храмах, - даже в той Крестовоздвиженской церкви в Ливадии, где умер наш император Александр III - на руках у отца Иоанна Кронштадтского. В этом храме я причастился и, по просьбе настоятеля, отца Димитрия, сказал проповедь. Потом в Севастополе мы смотрели панораму «Севастопольская битва». Так мне понравилось!.. Прекрасный экскурсовод у нас был - раба Божия Валентина - прекрасный экскурсовод; она так хорошо говорила, что у меня слёзы полились... Она рассказывала нам, как реставраторы спасали эту картину, но всю спасти не удалось, многое пришлось сделать заново. После панорамы подали пароходик, чтобы по морю покататься, но я уже очень утомился... Жара там - 36-38 градусов... - Вы меня простите, батюшка, за правду, но я смотрю на вас и вижу, что вы не очень-то хорошо отдохнули! Или я ошибаюсь? - Мы много по Крыму поездили, каждый день куда-то ходили... Музей Пушкина в Гурзуфе я посетил, музей нашего дорогого писателя Чехова... В нескольких храмах побывали: Успения Божией Матери в Гурзуфе, Покрова Божией Матери, Крестовоздвиженский в Ливадии... Видели там памятник Черчиллю, Рузвельту и Сталину и дворец, где были Ялтинские соглашения подписаны... Это всё Господь дал мне посмотреть.

http://ruskline.ru/opp/2017/avgust/15/po...

Патриарх Кирилл: Потеря духовной идентичности – это приговор любой стране (+видео) 4 ноября, 2016. Святейший Патриарх Кирилл Памятник князю Владимиру – это символ единства всех народов, отцом которых он является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в церемонии открытия памятника святому Равноапостольному князю Владимиру в Москве. Перед освящением памятника Его Святейшество обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Глубокоуважаемый Владимир Владимирович, дорогие участники торжественной церемонии! Святой князь Владимир подошел к вопросу выбора веры очень прагматически – отправил своих послов, чтобы понять, где, как служат Богу. Это свидетельство глубинной нелживости князя, его стремление предельно честно и объективно подойти к самому важному вопросу – выбору веры. Сегодня мы живем в мире, где размываются истины. Путь, последователями которого многие, сами того не зная, являются – это относительность истины, это квазирелигия современности: всё имеет право на существование, потому что, собственно, незыблемой и вечной истины не существует. Если бы Владимир думал так же, как наши некоторые современники, он бы никогда не сделал бы свой выбор – он бы стал язычником или стал бы христианином лично на личном уровне, но не крестил бы Русь. Тогда не было бы ни Руси, ни России, ни Российской православной державы, ни великой Российской империи, ни современной России. Но он искал не пышное богослужение или душевный комфорт, который дает нередко религия, он искал Истину с большой буквы, нашел и полюбил образ Христа, и в Святом Крещении познал Его как свет, истину и жизнь. Сложности в экономике и в политике существуют в любом обществе, но потеря духовной идентичности – это приговор любой стране, она обречена, какой бы могущественной она ни казалась. Поэтому для Владимира вопрос выбора веры был тождественен вопросу выбора всей судьбы для любимого им народа. Если бы Владимир не имел личного опыта любви ко Христу, а руководствовался исключительно политическими или иными соображениями, народ бы ему не поверил. Владимир не был политическим интриганом и хитрецом или двоедушным человеком, он был всегда целостен и искренен – и когда заблуждался и творил беззакония, и когда нашел полноту истины в вере православной и стал святым.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-potery...

I. Града Киева Святые 1. Святая великая княгиня Ольга во св. крещении Елена, крестися в лето 6463, преставися месяца июля в 11 день Супруга великого князя Игоря, мать великого князя Святослава. Родилась близ нынешнего Пскова, тогда еще не существовавшего; по смерти мужа управляла Русскою землею; приняла св. крещение в Царьграде в 957 году. Ум. 11 июля 969 годп. При внуке ее, равноапостольном князе Владимире, в 996 году обретены нетленные ее мощи и перенесены в созданную им Десятинную церковь в Киеве. Во время нашествия татарского на Киев, мощи св. Ольги были сокрыты под спудом, а потом, как гласит предание, вновь открыты Петром Могилою , при сооружении им, на развалинах Десятинной, новой церкви, гдн и почивали они до начала XVIII века, когда, вследствие несчастных обстоятельств, вновь сокрыты в неизвестном месте (Макарий, «Истор. Русск. церкви», 1, 61 и 62). В «Иконописном Подлиннике» под 11 июля: «святая праведная великая княгиня Российская Ольга, нареченная во святом крещении Елена, баба великого князя Владимира; подобием стара, лицем морщиновата и бела, на главе венец царский и платок, ризы на ней как у княшинь первых Российских, носивших платье княжеское; в руке свиток, а в нем написано: «попрах идолы и познах истинного Бога Иисуса Христа», (Филимонов, стр. 389). Житие и подвиги св. Ольги, по мнению И.И.Срезневского , написаны во второй половине XI века (Древн. пам. Р. письма и языка). История нарекла Ольгу мудрою, а православная Церковь – святою и равноапостольною. Память, празднуемая в день преставления, сохранилась и в преданиях основанного ею города Пскова: в Псковском Троицком соборе хранился Ольгин крест, сгоревший в 1509 году и замененный другим, доселе целым; деревня Перино зовется «Ольгин городок», а деревня Житник – «Ольгин дворец» (Н.П. Барсуков. Источники Русск. агиографии, стр. 412. Моя книга: «Святыни и древности Пскова», стр. 73, 76 и 78). 2. Святый и благоверный и равноапостольный великий князь Владимир Святославич, крестися в лето 6496, а преставися в лето 6524, а память его месяца июля в 15 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

...В те дни однажды мне под утро предвиделось, как святая равноапостольная Нина предстоит пред престолом Божиим на коленях и молит Господа пожалеть и помочь страдающим людям осажденного города одолеть супостата. И при этом из ее глаз по щекам катились крупные, величиной с виноградину, словно хрустальные слезы. Я это растолковал так, что Божия Матерь дала послушание святой Нине быть споручницей этому осажденному городу. Издревле на Руси считалось, что в день какого святого одержана победа над врагом, значит, этот святой и способствовал ей. И посему жители Петербурга, в знак Божией милости к ним и в знак признательности святой Нине за ее предстательство пред Господом, в каждом храме должны иметь образы святой Нины с соответствующей надписью в память полного снятия блокады, чтобы потомки помнили и знали о наших скорбях и радостях. Ну, а если храм созиждут в память св. равноапостольной Нины и всех мучеников блокадных, то благо будет им и потомкам их " . Можно сказать, что особым образом пожелание владыки Зиновия сбылось. Есть теперь в Петербурге храм, посвященный блокадным страдальцам, в котором находится и икона равноапостольной Нины. Ежегодно в церкви Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте в день ее памяти совершается Божественная литургия с прославлением св. Нины и молитвами о погибших в годы блокады. 27 января на торжественное богослужение в Успенский храм собираются многие жители нашего города, пережившие скорбные дни блокады, а торжественное богослужение часто возглавляет митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. В Успенском храме собираются свидетельства о церковной, молитвенной жизни блокадного города, которая долгие годы была сокрыта. А ведь в городе на Неве не прекращалась литургическая жизнь, в десяти действовавших на начало войны православных храмах приносилась бескровная Жертва. Пережил с городом всю блокаду митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), будущий Патриарх Алексий I. Во время блокады в Ленинграде были действующими следующие православные храмы: Николо-Богоявленский собор, Князь-Владимирский собор, церковь свт. Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище, церковь св. прав. Иова Многострадального на Волковском кладбище, Спасо-Парголовская церковь на Шуваловском кладбище, церковь вмч. Димитрия Солунского в Коломягах, - подчинявшиеся митрополиту Алексию (Симанскому); а также относившиеся в начале блокады к обновленцам - Спасо-Преображенский собор, церковь прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище, Князь-Владимирская церковь пос. Лисий Нос; и в Свято-Троицкой церкви в Лесном находилась уцелевшая община иосифлян. Во время блокады Ленинграда обновленческие и иосифлянский приходы вернулись в лоно Церкви.

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/25/...

Закрыть «В земли Тавричестей просиявшии...» 15/28 декабря - Собор Крымских святых 28.12.2021 569 Время на чтение 7 минут Праздник Всех крымских святых установлен Священным Синодом Русской Правовславной Церкви в 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси. Тогда же в Крыму начало возрождаться Православие. Крым является колыбелью отечественного Православия. Жители Крыма, по древним преданиям, были просвещены светом христианского учения в I веке по Р.Х. апостолом Андреем Первозванным; после него, в Тавриде проповедовал слово Божие ученик апостола Петра и спутник апостола. Павла св. Климент папа Римский. В Крыму проповедовали равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, здесь принял Святое Крещение равноапостольный князь Владимир. С начала IV в. до наших дней мы располагаем достоверно известным непрерывным рядом православных епископов, управлявших Церковью в Крыму, где были епархии: Херсонесская, Босфоранская, Готская, Сугдайская, Фульская и Мангупская. Православные жители Тавриды постоянно находились в духовной борьбе с язычеством, магометанством и иудейством, подвергались всевозможным гонениям и лишениям, но побеждали гонителей своим терпением и стоянием в вере; в среде этих жителей мы видим святых угодников Божиих, почитаемых православною Церковью. Предлагаем вниманию читателей имена святых угодников, публикуемых по книге исследователя крымских христианских древностей Дмитрия Струкова, который составил в 1878 г. " Жития святых Таврических (Крымских) чудотворцев " с таким рядом подвижников: Св. Апост. Андрей Первозванный Климент, Епископ Римский, Корнилий, Фив Св. Василий, Епископ Херсонесский Св. Ефрем, Епископ Херсонесский Св. Евгений, Епископ Херсонесский Св. Елпидий, Епископ Херсонесский Св. Агафодор, Епископ Херсонесский Св. Еферий, Епископ Херсонесский Св. Капитон, Епископ Херсонесский Св. Мартин, Епископ Римский Св. Стефан, Епископ Сурожский Св. Иоанн, Епископ Готский Свв. Кирилл и Мефодий, Просветители Славян Св. Евстратий, Преподобный Печерский Св. Василий, Епископ Сурожский Св. Савва, Архиепископ Сурожский Благоверный Константин, Князь Мангупский Св. Неизвестный По Имени Священник, Убитый Турками.

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/28/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010