Закрыть itemscope itemtype="" > Великий Князь Владимир Святославич - смыслообразующий стержень нашей государственности Беседа с историком о личности и духовном выборе Святого Равноапостольного Государя всея Руси 11.04.2016 878 Время на чтение 4 минуты В Январе 2016 года в Новоспасском монастыре некоторое время пребывали Мощи Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира. Тогда руководитель пресс-службы монастыря взял интервью у Владимира Евгеньевича Ларионова - историка, члена Союза писателей России, автора многочисленных книг, новая из которых - «Александр Невский и Даниил Галицкий. Рождение Третьего Рима». Беседа была посвящена Равноапостольному Князю и христианизации Руси. - Владимир Евгеньевич, какие места нашего Отечества (в том числе и на Украине ) связаны с жизнью и деяниями Равноапостольного Князя Владимира? - Рождение Князя, как рассказывают предания земли Псковской, имело место в селе Будник, при впадении реки Кемь в реку Череху, в нескольких километрах от Псковского Крома-Кремля. Сейчас это место фактически находится в черте города. Еще один город - Полоцк - был взят Князем Владимиром. Здесь была насильно «примучена» стать его женой Рогнеда, дочь убитого Полоцкого Князя Рогволода. Потомки Князя Владимира по матери, Рогнеде, - не только Рюриковичи, но и Рогволодовичи, в том числе, Великий Князь Ярослав Мудрый и, соответственно, вся Царственная ветвь Рюриковичей. Затем, необходимо отметить основание Владимиром стольного града всей Северной Руси - Владимира-на-Клязьме. Города на Украине - это Киев, Владимир Волынский и город Василев, который, как пишет Нестор, Владимир любил. Существовало предание, что он там и крестился. Наконец в Крыму - Херсонес - место истинного Крещения Князя Владимира. - Как способствовала христианизация Руси формированию русской государственности? Эти процессы взаимосвязаны? - Русская государственность сложилась за столетие до Крещения. Однозначно можно говорить, что Крещение способствовало формированию новой исторической общности - единого христианского русского народа, с единым самосознанием, духовной и политической культурой.

http://ruskline.ru/analitika/2016/04/12/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Готовы ли мы продолжать дело святого равноапостольного князя Владимира?» Святейший Патриарх Кирилл выступил с докладом на открытии XXIII Рождественских образовательных чтений 21.01.2015 536 Время на чтение 16 минут Сегодня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на открытии XXIII Международных Рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси», сообщает Патриархия.ru. «Наша нынешняя встреча, посвященная теме " Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси " , открывает юбилейный год церковно-государственных празднований, приуроченных к 1000-летию преставления ко Господу равноапостольного князя, - заявил Предстоятель Русской Церкви. - В свете последних событий, происходящих на международной арене, выбранная тема приобретает совершенно особое звучание и тональность, актуализируя важнейшие смыслы в истории наших стран, наследниц Древней Руси, побуждая вновь и вновь задуматься о своих духовных корнях и культурных истоках, осмыслить богатое наследие, оставленное святым князем Владимиром нам — его потомкам и духовным преемникам». «Вспоминая равноапостольного князя, мы обращаем наш мысленный взор к ключевому событию, связанному с его именем. Это событие вошло в учебники как Крещение Руси. То, что произошло более 1000 лет тому назад, по праву можно назвать переломным моментом в истории восточнославянских этносов. Принятие христианства князем Владимиром и последующее распространение православной веры в народе навсегда изменило не только духовно-нравственный облик самого князя и его соплеменников, оно во многом определило историческую судьбу Руси, создав из конгломерата племенных союзов единое и сильное государство, из жестоких и необузданных язычников — народ, ищущий Бога и Его правды, - сказал Его Святейшество. - Современные историки часто склонны усматривать в Крещении Руси реализацию исключительно неких политических амбиций князя Владимира: таких как союз с Византией, укрепление своей личной власти и распространение влияния на соседние славянские племена.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/01/21/go...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Равноапостольный князь Владимир и Русский Афон. К вопросу об основании древнерусского монастыря на Афоне во времена св. князя Владимира Киевского Равноапостольный князь Владимир и Русский Афон. К вопросу об основании древнерусского монастыря на Афоне во времена св. князя Владимира Киевского Формирование монашеской традиции на Руси восходит ко временам Великого князя Киевского Владимира Святославовича (+1015), вскоре после его женитьбы на византийской принцессе Анне и Крещения Руси. Так святитель Киевский Иларион Русин в своем знаменитом похвальном слове, посвященном памяти князя Владимира, — «Слове о законе и благодати», произнесенном между 1037 и 1043 гг., утверждает, что уже во времена Владимира в Киеве «монастыреве на горах сташа, черноризцы явишася». К этому периоду, по всей видимости, восходит и первое появление русских паломников и иноков на Святой Горе Афон. К сожалению, точных документальных свидетельств этому не сохранилось. В архиве Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря самые древние акты, касающиеся русского святогорского монастыря, относятся к 1030 и 1048 гг. Из них мы узнаем, что русская Свято-Успенская Богородичная обитель «Ксирургу» (греч. ξυλουργς – плотник или древодел) к 1030 г. уже имела статус Игуменария (акт 1), а в указе византийского императора Константина IX Мономаха от 1048 г. именуется Царской Лаврой (акт 3). Более древние документы из-за многочисленных пожаров и разорений обители не сохранились. Отсутствие в архиве Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря более давних актов долгое время заставляло сомневаться в достоверности святогорского предания о восхождении русского монашества на Афоне и основании здесь первой древнерусской обители ко временам князя Владимира. Однако в 1932 году в архивах Великой Лавры св. Афанасия на Афоне группой французских исследователей во главе с выдающимся византинистом проф. Полем Лемерлем, занимавшимися поисками и изданием древних актов афонских обителей, удалось обнаружить неизвестный до того документ, подтверждавший более древнее происхождение русского монастыря на Афоне.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2625

Пещерный свет Русь крестил равноапостольный князь Владимир, а наставниками славян в православии стали монахи Киево-Печерского монастыря. Святость печерских иноков стала для русских людей благодатным примером — следовать узким путем ко спасению. 16 мая, 2012 Русь крестил равноапостольный князь Владимир, а наставниками славян в православии стали монахи Киево-Печерского монастыря. Святость печерских иноков стала для русских людей благодатным примером — следовать узким путем ко спасению. 10 сентября, Собор преподобных отцов Киево-Печерских Русь крестил равноапостольный князь Владимир, но первыми наставниками славян в православии стали монахи Киево-Печерского монастыря. Только несколько десятков лет прошло с того времени, как христианство стало государственной религией Руси, и народная жизнь еще далеко не пропиталась Евангелием. Святость печерских иноков стала для русских людей благодатным примером, вдохновлявшим следовать узким путем ко спасению. Это была программа, которую наши предки претворяли в жизнь на протяжении последующих столетий. Первым печерским монахом был преподобный Антоний. Он мог бы спасать душу в тиши Афона, где принял постриг, или в провинциальном украинском городе Любече, откуда был родом, но, исполняя завет афонского игумена, приехал на Русь и обосновался в Киеве, чтобы «многие (от него) стали черноризцами». В 1052 году преподобный поселился в пещере недалеко от Днепра. Место было тихое, но не особенно уединенное — рядом село Берестово, ближайший пригород Киева. Антоний и не стремился к полному безлюдью. Но не стремился он и к удобствам столичной жизни. В Киеве уже были благоустроенные и благолепные монастыри, однако, обойдя все, Антоний «не возлюбил» их. Имея опыт строгой монашеской жизни на Афоне, он не мог принять спокойную и безбедную обстановку киевских обителей, содержавшихся на деньги князей или купцов. «Много ведь монастырей цесарями, и боярами, и богачами поставлено, но не такие они, как те, которые поставлены слезами, постом, молитвою, бдением», — напишет впоследствии монах-летописец.

http://pravmir.ru/peshhernyj-svet/

Д.И. Троицкий Жизнь князя Владимира до принятия христианства Святой Равноапостольный князь Владимир был младший сын русского князя Святослава и внук святой благоверной княгини Ольги. Князь Святослав мало жил в Киеве и все время проводил в военных походах. Перед вторым своим отъездом в Болгарию Святослав разделил русскую землю между тремя своими сыновьями. Старшему      он отдал киевскую область, Олегу – землю древлянскую, а младшему сыну Владимиру досталась новгородская область. Ярополк, как старший, стал называться великим князем. Все три князя были еще очень молоды, несовершеннолетние. Поэтому у каждого из них были воспитатели, руководители (советники). Но они, к сожалению, возбуждали усобицы между своими воспитанниками. Эти руководители – советники и были ближайшею причиною несчастной участи двух старших сыновей Святослава. Пока жив был отец, дети жили согласно. Умер Святослав, – и дети начали ссориться, начались между ними усобицы. Ссора началась по следующему случаю. В ту пору охота, как и война, была господствующею страстью знатных людей. Князья везде предоставляли себе в деле охоты большие права и преимущества и жестоко наказывали за их нарушение. Случилось раз, что Лют, сын Свенельда, знатного боярина и советника великого князя, выехал из Киева на охоту. Погнавшись за зверем, он въехал в леса, принадлежавшие Олегу, князю древлянскому. Как раз в это же время охотился здесь и сам князь Олег. Встретившись с Лютом и узнавши, кто он такой, Олег убил его. Свенельд озлобился. Он решился отомстить князю древлянскому за смерть своего сына. Свенельд стал подбивать князя Ярополка к войне со своим братом. – «Пойди на брата твоего Олега», – твердил он ему, – «и отними у него волость». И боярин, наконец, достиг своего. Через два года Киевский князь пошел войною на древлянского. Последний вышел к нему навстречу с войском. Произошла битва. Олег был разбит. Преследуемый неприятелем, Олег побежал в город Овруч. На мосту, перекинутом через ров к городским, беглецы стеснились и сталкивали друг друга в ров. В тесноте туда же столкнули и Олега. Падали в глубокий ров и люди и лошади. Последние давили первых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Феодор, князь Острожский, стяжал славу устроением храмов и защитой Православия на Волыни от насилий папизма. Он происходил от рода святого равноапостольного князя Владимира (память 15/28 июля) через правнука Святополка Михаила, князя туровского (1080–1093), великого князя киевского († 1113). Первый раз имя преподобного князя Феодора упоминается под 1386 годом, когда польский король Ягелло и литовский князь Витовт утвердили за ним наследственное владение – Острожский округ – и увеличили Заславским и Корецким округами. В 1410 году преподобный князь Феодор участвовал в разгроме рыцарей католического ордена под Грюнвальдом. В 1422 году святой князь из-за сочувствия православным в Чехии поддержал гуситов в борьбе с германским императором Сигизмундом. (В русское военное искусство введен был святым князем особый прием – гуситский строй, так называемые таборы, усвоенный украинским казачеством). В 1432 году, одержав ряд побед над польскими войсками, святой Феодор вынудил князя Ягелло оградить законом свободу Православия на Волыни. Князь Свидригайло, опасавшийся усиления своего союзника, в 1435 году заключил преподобного Феодора в темницу, но народ, любивший святого, поднял мятеж и он был освобожден. Преподобный Феодор примирился с обидчиком и явился ему на помощь в борьбе с литовско-польской партией. В 1438 году святой князь участвовал в битве с татарами; в 1440 году, по вступлении на польский престол Казимира, младшего сына князя Ягелло, святой Феодор получил на правах наместничества города Владимир, Дубно, Острог и стал обладателем обширнейших имений в лучших областях Подолии и Волыни. Все это вместе с княжеской силой и славой преподобный Феодор оставил, поступив после 1441 года в Киево-Печерскую обитель, где, приняв монашество с именем Феодосий, подвизался для спасения своей души до самого преставления к Богу. Год преставления преподобного Феодора неизвестен, но не подлежит сомнению, что он скончался во второй половине XV века в глубокой старости. Погребен преподобный в Дальних пещерах преподобного Феодосия (память Собора преподобных отцов Дальних пещер 28 августа/10 сентября). Прославление, очевидно, было в конце XVI века, так как в 1638 году иеромонах Афанасий Кальпофийский свидетельствовал, что «преподобный Феодор открыто почивает в Феодосиевой пещере в целом теле». Феодор и Василий Печерские, преподобные

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Князь света 29.07.2015 654 Время на чтение 9 минут Наша история изобилует именами великих святых, жизни и подвиги которых безгранично восхищают. Но вся эта славная рать милостью Божьей смогла выступить и победно взойти на Небеса благодаря одному человеку. Тому, кто поднял в нашем отечестве труд равный апостолам, кто свершил миссию равную библейским пророкам - великому святому равноапостольному князю Владимиру. Именно поэтому в день его памяти мы празднуем день Крещения Руси, которая омылась святыми водами благодаря титаническим усилиям киевского князя и почившей на нем благодати. В этот праздничный день, великий юбилей 1000-летия преставления нашего крестителя в Царство Небесное идут грандиозные многотысячные крестные хода по многим городам Руси. В них участвуют сотни тысяч православных, и, несомненно, сам великий князь Владимир духом шествует с нами, ибо колеблется воздух в округе, радуется, трепещет и ликует всякая душа. Крест Робичича Своей крепкой рукой князь Владимир вытащил огромную страну, цепь в десятки поколений из преисподней идольского плена. Как Моисей вывел евреев из египетского рабства, так князь Владимир свой народ - из рабства языческих кумиров и болота поганских капищ. С него началась великая Святая Русь, им утвердился оплот православия Европы, а впоследствии всего мира. Недаром именно он избран Спасителем предводителем и вожаком для всех, кто рождался и еще родится на нашей земле. Но почему же именно он? Фигура князя Владимира, давно ставшая легендарной и былинной, первым делом являет собой символ и отражение того, что зовется «загадочной русской душой». В нем бурлил океан страстей, часто перехлестывавший обозримые берега. Самый драматичный характер всей отечественной литературы не сравниться с тем нравом, которым обладал в жизни князь Владимир. В его жилах текла кровь благородных Рюриковичей и славянки-простолюдинки. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги. Мы не знаем точной даты его рождения: исходя из разных источников, историки определяют ее между 942 и 952 годами.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Православные должны уделять особое внимание сохранению исторической памяти» Протоиерей Владимир Сорокин о 1000-летии со дня преставления Великого князя Владимира, Крестителя Руси и 70-летии Великой Победы 17.02.2015 747 Время на чтение 9 минут В этом году отмечается 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного Великого князя Владимира, Крестителя Руси. В связи с этой годовщиной корреспондент «Русской народной линии» Анна Бархатова встретилась и побеседовала с настоятелем Князь-Владимирского собора, председателем Комиссии Санкт-Петербургской епархии по канонизации, профессором СПбДА, благочинным Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, кандидатом богословия митрофорным протоиереем Владимиром Сорокиным . Ваше Высокопреподобие, Вы настоятельствуете в храме, носящем имя святого равноапостольного Великого князя Владимира. Этот год юбилейный. Каково на Ваш взгляд, историческое значение Крестителя Руси? Как Великий князь повлиял на историю нашего государства? 1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира - событие великое. Когда я думаю о нём, то мысленно возвращаюсь к торжествам в память 1000-летия Крещения Руси, участником которых мне довелось быть. Тогда на одной из конференций впервые была высказана мысль, что 20-й век, давший православному миру сотни мучеников, исповедников, достоин изучения. Эта мысль, представленная владыкой Ювеналием, была очень смелой - ведь при советской власти тема гонений была под запретом, не говоря о новомучениках. Это празднование послужило тому, что общество наше начало преображаться, стало внимательнее относиться к религиозной жизни и признало роль Русской Православной Церкви в развитии страны. Посмотрите, сколько сейчас отреставрированных храмов, восстановленных и новосозданных монастырей, сколько воскресных и православных школ! Мы свободно обсуждаем вопросы религиозной жизни, можно сказать, что у нас есть свое национальное сознание и своя миссия, свое призвание. Не все с этим согласны, что закономерно, ведь и князь Владимир, когда крестил Русь, тоже встречал непонимание и сопротивление.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/17/pr...

А.В. Попов Беседа в часовне селения Ненильчик Кенайского прихода Устроением Промышления Божия пришествие мое к вам, братие, совпало со днем, когда наша Российская Православная Церковь светло празднует память Равноапостольного князя Владимира, просветителя Руси. По заповеди Апостола «поминайте наставники ваша» ( Евр.13:7 ), я и предложу вам, братие, для назидания вашего беседу о том, кто был князь Владимир, и за что ублажает его св. Церковь . Св. князь Владимир был великим князем Руси более 900 лет тому назад, когда Русь не была еще святою, православною, когда предки наши не знали истинного Бога, а были язычниками и поклонялись идолам. Кланялся идолам и князь Владимир. Но одаренный от Бога светлым умом и чутким к истине сердцем, он не мог не видеть, что идолы – не Бог , что суетно служение им, что вера языческая – ложь и заблуждение. И стал князь думать крепкую думу, как познать истинного Бога и найти правую веру. Когда прослышали разные народы, что русский князь хочет переменить веру, то начали каждый посылать к нему послов своих, расхваливая свою веру. Приходили евреи, магометане и немцы от папы; но Владимиру не нравилась их вера, а послам от папы, и ранее домогавшегося обратить Русь в латинскую веру, князь сказал: «ступайте; отцы наши не приняли вас». Запечатлейте, братие мои, в своих умах и сердцах этот мудрый ответ князя Владимира. Хотя вы и обладаете правою верою, и не нуждаетесь и не думаете о перемене её, но мы живем в стране, где много всяких вер, и где иные из них широко о себе вещают. Знаю, что и окрест сего места представители разных сект не прочь бывают распространять свои лжеучения и среди православных, особенно юных чад, которых они, обходя море и сушу, забирают в свои приюты. Конечно, далеко не все вы, при встрече с ними, в состоянии опровергнуть их лжеучения и доказать превосходство и истинность православной веры; в таком случае отвечайте им словами св. князя Владимира: «ступайте; отцы наши не приняли вас». Пусть, если желают сектанты беседовать о вере, идут к отцу вашему духовному; его голоса слушайте, а не лжеучителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Жития Святых Благоверных Князей-страстотерпцев Бориса и Глеба Жития Святых Благоверных Князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (во святом крещении Романа и Давида) (1015 год) День памяти: 24 июля/6 августа Содержание аудиокниги отличается от текстовой версии Жития Бориса и Глеба Святые Благоверные Князья-страстотерпцы Борис и Глеб Краткое Житие  Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в Святом Крещении – Роман и Давид) – первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира († 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев – Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести. Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным. Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010