(Память его празднуется 15-го Июля) С именем святого равноапостольного князя Владимира соединено воспоминание о господстве православной веры в русской жизни. При нем язычество было отменено, и как сам князь Владимир, так и народ Русский приняли Христову веру, и начали другую жизнь, более светлую и правильную. § 1. Язычество при Владимире и Владимир в язычестве Владимир был сын русского князя язычника Святослава, внук великой княгини, благочестивой христианки Ольги. Он родился во второй половине 10 века. По природе своей он был человек добродушный, общительный, откровенный; имел тонкий ум; любил вникать в жизнь своих подчиненных, дорожил преданностью к себе своей дружины, с которою он делил и радости, и горе; прихоти ее выполнял с готовностью. Так, когда на пиру у Владимира подгулявшая дружина стала пренебрегать за княжьим пиром деревянными ложками и пожелала кушать серебряными, то он приказал приготовить серебряные, приговаривая: «серебром и золотом не найду дружины; а с дружиной я найду и золото, и серебро, как доискались дед мой и отец». При общительности и доброте характера, Владимир, естественно, увлекался убеждениями и примером других; не прочь был провести время в веселом обществе; дозволял себе излишек в пище, питье и других чувственных удовольствиях. Он же слушался советов дружины касательно походов, нападений, борьбы с братьями или соседями. Поэтому Владимир, в душе своей не воинственный человек, любивший более мирную, семейную жизнь, должен бывал браться за оружие, предпринимать походы, и после удачного похода опять по совету же дружины приносил богам такие жертвы, которых сам лично не желал и не приносил. Так, в 983 году после победы над Ятвягами, Владимиру внушали почтить своих истуканов кровью людской. Старцы и бояре сказали ему: «кинем жребий на отроков и девиц; на кого жребий падет, того принесем в жертву богам». Стали бросать жребий, кого принести в жертву. Жребий пал на молодого христианина Иоанна, прибывшего из Греции и жившего в Киеве с отцом своим Феодором. Тогда язычники приступили к дому Феодора и стали требовать у него сына на смерть, в угоду богам. Отец Иоаннов вышел на крыльцо и оттуда взаперти стал говорить им: «у вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниют; ни едят, ни пьют, ни говорят, но сделаны руками человеческими из дерева; а Бог один, Которому греки служат и поклоняются. Который сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека, дал ему жизнь на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделанные: не дам им сына моего». Послы рассказали эти слова народу. Толпа схватила оружие и бросилась к дому Иоаннову, – разломала забор вокруг него. Иоанн стоял на сенях с отцом. Народ кричал: «отдай богам сына своего!» А Феодор ответил: «если ваши боги действительно боги, то пусть кто-нибудь из них придет сам за моим сыном, Вы о чем хлопочете?»

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Закрыть itemscope itemtype="" > С наступающим Новым годом и грядущим Рождеством Христовым! Анатолий Степанов поздравляет друзей «Русской народной линии» со светлыми праздниками 31.12.2015 2254 Время на чтение 6 минут Дорогие друзья, единомышленники и коллеги! Вот и канул в Лету 2015 год, можно оглянуться назад, поразмышлять о минувшем годе, подумать о планах на год грядущий. Каким он был, год 2015-й? Церковь жила в этом году под знаком 1000-летия преставления Крестителя Руси, святого равноапостольного Великого князя Владимира Святославовича. Во всех приходах, благочиниях и епархиях прошли памятные мероприятия, год начался с Рождественских чтений, посвященных Крестителю Руси, а в день памяти состоялись торжественные богослужения в Москве , Киеве и Херсонесе, правительственный прием в Кремле. Много говорилось в этом году о «цивилизационном выборе Руси», который и определил князь Владимир. И это совершенно справедливо. Более того, любые попытки изменить этот цивилизационный выбор Руси обречены на провал, - этому нас учит наша тысячелетняя история. Однако нечасто обращается внимание на то, что князь Владимир определил и сам алгоритм русской истории, в котором ключевую роль всегда играло государство . По сути, формула русской культуры, как ее описал министр николаевской эпохи граф Сергей Семенович Уваров, «Православие. Самодержавие. Народность» была предопределена еще князем Владимиром. Ведь как совершилось Крещение Руси? Сначала появились первые ростки христианства в виде небольших общин и храмов, приняла крещение святая бабка Великого князя Великая Российская княгиня Ольга. Затем принимает крещение сам носитель Верховной власти. Его примеру следует элита - княжеская дружина. А потом принимает крещение под влиянием авторитета власти весь народ. Вспомним, как описывает летопись это событие. Князь обратился к киевлянам: кто мне друг, кто верит мне, становись одесную и крестись, а кто - враг, уходи в леса. И большинство народа поверило власти и приняло Святое Крещение. А те единицы, кто не повиновался князю, ушли в леса и топи. И через 1000 лет некоторые, как видно, повылезали из лесов и болот и пропагандируют нынче какое-то «родноверие», но эта болезнь излечима.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/12/31/s_...

Миротворческая деятельность Русской Православной Церкви: межрелигиозные и межконфессиональные аспекты 30 октября 2015 г. 10:08 29 октября 2015 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на проходящей в Москве III Международной конференции «Религия и мир». Уважаемые друзья! Тема моего сегодняшнего доклада — «Миротворческая деятельность Русской Православной Церкви: межрелигиозные и межконфессиональные аспекты». Русская Православная Церковь насчитывает более тысячи лет своего исторического бытия. С тех пор, как в 988 году святой князь Владимир крестил Русь, началось историческое бытие Русской Православной Церкви, продолжающееся по сей день. На протяжении веков Церковь играла важную миротворческую роль на всем пространстве нашего Отечества, границы которого постоянно расширялись, менялись. Отечество, которое вбирало в себя все новые и новые народы, этносы, обогащалось представителями различных религиозных конфессий. На протяжении всего этого времени Церковь играла миротворческую роль. Уже святой князь Владимир после своего крещения стал подлинным миротворцем и заботился о том, чтобы его страна, его Отечество, все его граждане пребывали в мире и согласии. В этом году мы отмечает 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира, и мы в течение всего года воздаем честь основателю русской государственности, человеку, благодаря которому Русь встала на тот путь, по которому идет по сей день. Одним из примеров миротворческого служения был преподобный Сергий Радонежский, 700-летие со дня рождения которого мы отмечали в прошлом году. Преподобный Сергий был подлинным миротворцем и учеником Спасителя. Он, будучи великим подвижником, будучи основателем крупнейшего монастыря на территории Святой Руси, участвовал и в решении государственных проблем. И когда настал критический для Руси час и святой благоверный князь Димитрий Донской собирал войско для того, чтобы выступить на решительный бой с татаро-монгольскими завоевателями, именно преподобный Сергий был тем человеком, который благословил его на эту благородную и решительную битву, переломившую ход нашей истории.

http://patriarchia.ru/db/text/4258596.ht...

Предстоятель Русской Православной Церкви посетил храмы Санкт-Петербурга Санкт-Петербург, 4 апреля 2009 г. 4 апреля, посещая храмы Санкт-Петербурга, Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Князь-Владимирский собор, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Деревянная церковь на Петроградской стороне, недалеко от Малой Невы западнее кронверка Петропавловской крепости, была построена еще 1708 году, при императоре Петре I. Она была освящена во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Пять лет спустя вместо деревянной была заложена небольшая мазанковая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Ее боковые приделы во имя святого Иоанна Предтечи и Святителя Николая были освящены в 1717 году, а главный, Успенский, придел – 12 апреля 1719 года. В середине XVIII века рядом с обветшавшим зданием храма началось возведение большого каменного собора, строительство продолжалось почти пятьдесят лет; за это время неоднократно менялись проекты храма, его возведение поручалось разным архитекторам. 8 сентября 1773 был освящен Успенский придел, в 1785 достроен еще один. А 1 октября 1789 года (через год после празднования 800-летия крещения Руси) освятили главный придел – во имя святого равноапостольного князя Владимира. Указом императора Николая от 22 июля 1845 года Князь-Владимирский храм стал собором кавалеров ордена святого князя Владимира всех степеней. Знак ордена был помещен над главным входом. С тех пор 22 сентября, в день учреждения ордена, в соборе ежегодно служилась литургия с молебственным пением святому князю Владимиру. Во время разрухи после гражданской войны, 6 декабря 1920 года, в крестильной комнате был освящен престол Всех Русских святых, где служили при холодной погоде. В апреле – мае 1922 года из храма были изъяты церковные ценности, а сам собор заняли «живоцерковники». 8 ноября 1926 года постановлением Президиума Ленсовета храм был закрыт как «угрожающий по своему техническому состоянию общественной безопасности». Однако 21 ноября 1927 года по просьбам верующих богослужения в соборе были возобновлены, его возвратили Православной Церкви. С 1928 по 1941 год храм являлся кафедральным собором Ленинградской епархии. Князь-Владимирский собор – один из немногих храмов города, действовавших в предвоенные годы, дни блокады и после войны.

http://pravoslavie.ru/29940.html

Преподобнии отцы всечестнии, Феодоре и Давиде и Константине, добрыми детельми возшедше, аки на колесницу, к Богу востекосте, победныя почести приемлюще, и, яко милоти, телеса ваша нам, положена во гробе, отцы, остависте источати исцеления и прогонити духи лукавыя; темже блажим вас, прехвальнии. (Стихира ) Святая Православная Церковь каждогодно три раза 1 празднует память святых благоверных князей Феодора и детей его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Эти угодники Божии жили в очень отдаленное время, когда Русская Православная Церковь обиловала сонмом святых Божиих и великих подвижников. В то время обширное русское государство не находилось еще под благотворным управлением единого владыки-царя, а представляло собой сеть разрозненных княжеств, имевших отдельных князей из потомков Рюрика. Одним из замечательных князей и по внешней деятельности, полезной для блага Руси и отчины, и особенно по своему благочестивому образу жизни является в северной Руси благоверный князь смоленский и ярославский Феодор, дети которого Давид и Константин высокими нравственными качествами и христианскими добродетелями вместе со своим благочестивым родителем представляют одинаково назидательный образец жизни для христиан всех времен. Князь Феодор, получивший в истории прозвание Черного, был сын великого князя смоленского Ростислава Мстиславича, внук великого Мстислава Давидовича, праправнук Владимира Мономаха и в девятой степени потомок святого равноапостольного князя Владимира 2 . По словам древнего биографа его иеромонаха Антония 3 , князь Феодор с юных лет был воспитан в страхе Божием. Чуждаясь детских игр и обычаев и вообще самых невинных развлечений, Феодор с тщательным вниманием и усердием занимался чтением священных книг и особенно изучением божественных догматов и уставов святой Церкви, которыми с любовью наполнялось его сердце. Княжий юноша не был чужд и воинских доблестей своего возраста и мужества своего рода; необычайной силой, воинской отвагой и красотой он превосходил сверстников. Наилучшим же украшением князя Феодора было строгое соблюдение чистоты душевной и телесной, и много утешались родители его, видя в нем столь прекрасный цвет разраставшихся добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Св. Великий Князь Владимир — отец русской культуры Мы только еще начинаем пристально вглядываться в учительный образ отца нашей нации по плоти и по духу, в образ св. кн. Владимира, только начинаем разгадывать и постигать его святые заветы. Всем известные черты его жизненного подвига вырисовываются пред нами все с большей грандиозностью и значительностью. Нужно еще много изучать умом и сердцем «Великого кагана» нашего, равноапостольного Владимира, и не в брошюры, а в томы должно вылиться это изучение. Здесь и сейчас коснемся намеком только некоторых черт его земного служения, являющихся для нас его заветами. Завет первый — идти по путям восточного Православия, не смущаясь их подчас каменистостью и тернистостью, не слушая сирен, завлекающих в противоположную сторону. Завет второй — не останавливаться на внешнем украшении книги евангельской золотом и драгоценными камнями, а самым делом пытаться осуществлять любовь Христову в жизни общественной и даже государственной, создать святую Русь, христианский народ, христианскую государственность. Св. кн. Владимир был восточный скандинав по крови и языку, но из тех родов «варяжских», которые совершенно ославянились, покорились загадочному гению славянского языка, как покорились его стихии и тюрки-болгары. В борьбе за власть он надолго убегал еСкандинавию к своим родственникам и набирал там дружины варягов, с которыми и возвращался на Русь. Здесь у него уже в Киеве годами живал его сородич Олав Триггвесон, будущий св. Олав, король и креститель Норвегии. В совместных беседах два языческих конунга переживали свой интимный религиозный кризис, и оба повели свои народы по христианскому пути, Олав по западному, Владимир по восточному. Церковь тогда была еще не расколота. Вопроса о ереси римской еще не существовало. Семья Владимира роднилась через браки со всеми западными династиями латинского обряда. Владимир принимал у себя западных миссионеров и папские посольства, как единоверцев. И тем не менее, он сознательно предпочел греческий обряд и греческую культуру.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2698...

Скажите, пожалуйста, откуда взялись сведения об уделах Божьей Матери? У микрофона иерей Владимир Соколов. 21.09.2014 13:45:25 Кульков Сергей Андреевич Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. Сегодня  у микрофона иерей Владимир Соколов, помощник руководителя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами.  Настоятель строящегося храма во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и клирик храма святых Девяти Мучеников Кизических. Я поздравляю всех наших радиослушателей с праздником Крещения Руси и днем памяти святого равноапостольного князя Владимира. Знаменательно, что этот день стал государственным праздником и что он отмечается повсеместно. Потому что очень важно, что государство начинает опираться на исконные корни. Откуда произошла наша культура, откуда вообще произошел русский народ? Он  вышел из купели.   Сейчас кое-кто пытается переписать историю и заявляет, что князь Владимир якобы был еврейским агентом, и что христианство является предбанником еврейства, его агентурным офисом. Этим людям хочется задать вопрос: если христианство является агентурным офисом еврейства, почему же евреи гнали христиан? Это же известный исторический факт. Как это совместить? Вот я и хочу спросить этих людей, как такое возможно. Как-то не учитывается важное обстоятельство. После купели князь Владимир сделался совершенно другим человеком. У меня есть большой опыт, потому что я крестил взрослых людей. И очень многие свидетельствовали мне, выходя их купели. Говорили: «Если бы я знал, что это так! Я бы давно уже в эту купель погрузился». Потому что человек действительно меняется. Вот мой собственный опыт. Я крестился, уже будучи взрослым сознательным человеком. Я вышел из купели совершенно другим. Три дня ходил окрыленный. Вот было такое живое сопереживание страданиям Христа. И после того, как я крестился, уже не мог жить по-прежнему. Я резко изменил свою жизнь. Мой опыт переживания, конечно, несравним с опытом святого князя Владимира,  хотя он и является моим небесным покровителем. И у меня с ним особая связь. Но, тем не менее, я понимаю, что он святой человек. А святой человек, его переживания, его повороты судьбы и изменения его жизни несравнимы с нашими.

http://radonezh.ru/text/skazhite-pozhalu...

Волгоград. Церковь Владимира равноапостольного. Плавучая церковь Карта и ближайшие объекты Матушка Волга чего только не повидала за свой тысячелетний бег: и древнерусские ладьи, и казачьи струги; в огне Сталинградской битвы шли по ней и боевые корабли, отстреливаясь от фашистов и высаживая десанты. Эти заслуженные ветераны «Гаситель», «Ласточка», «Абхазец» с радостью бы встретили своего коллегу – большой десантный корабль «Олекма», остановившийся в Сарептском затоне. Такая остановка для морского бойца как госпиталь – перевязал раны, отремонтировался, и снова в строй. Мечи в буквальном смысле перековались на орала. При других обстоятельствах судно ждала бы резка на металлолом. Но сейчас, после большой реконструкции, оно стало плавучим храмом. В выкупе и перестройке «Олекмы» под храм снова помогла международная благотворительная организация «Церковь в беде», православный отдел которой к тому времени возглавил Пётр Викторович Гуменюк, гражданин Германии. Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман с радостью благословил и строительство третьей церкви, сказав, что «после правления большевиков мы получили духовную пустыню с разрушенными святынями и оскверненными кладбищами». Вдоль берегов Волги, где раньше перекликались от селения к селению церковные колокола, сейчас практически ничего не осталось. Здесь-то новому храму и пригодятся уникальные качества десантного корабля: он сможет причаливать к берегу в любом месте, а по опущенной аппарели пойдут не танки и морская пехота, а будут заходить верующие. Храмовое помещение расположилось в бывшей бункерной части, куда ранее загонялась бронетехника. Команда судна состоит из 3 человек – капитан, его помощник и механик. «Олекма» (при освящении он получил православное имя «Князь Владимир») имеет класс «О» (озеро) и может ходить по большим водным пространствам типа нашего водохранилища. Владимир Корецкий вспоминает: «К реализации этой идеи нам удалось приступить лишь в 2002 году после того, как уже были построены два несамоходных плавучих храма (1998 г. – «Святитель Иннокентий», 2000 г. – «Святитель Николай»). Необходимость их создания связана с тем, что в период гонений Русская Православная Церковь потеряла огромное количество храмов (только в пределах территории старого Царицына было разрушено около 30 церквей). В обозримом будущем невозможно восстановить все утраченное из-за финансовых трудностей Русской Православной Церкви и бедности простых людей, нуждающихся в возврате веры, отнятой у них насильственным путем. Учитывая наши трудности с дорогами, плавучие храмы могут быстрее добраться до самых отдаленных поселений людей по естественным дорогам – рекам, созданным самим Богом».

http://sobory.ru/article/?object=02793

Закрыть itemscope itemtype="" > 1050-летию преставления святой равноапостольной великой княгини Ольги посвящается (†969-2019) 11.08.2019 634 Время на чтение 5 минут Величаем тя, святая равноапостольная великая княгине Ольго, яко зарю утреннюю в земли нашей возсиявшую и свет веры Православныя народу своему предвозвестившую (величание св вел княгине Ольге). 24 июля 2019 года исполнилось 1050 лет со времени преставления святой равноапостольной великой княгини Ольги (†969). Празднование этой юбилейной даты поможет осознать роль праматери и просветительницы русского народа великой княгини Ольги в становлении государственности и Православия на Руси. Значение личности первой русской святой женщины, бабушки Крестителя Руси равноапостольного великого князя Владимира, очень актуально для воспитания нравственных качеств нашего народа и любви к Отечеству. Церковь и народ такими эпитетами называет свою любимую правительницу в акафисте ей: «...Заря утренняя, первоучительница и просветительница наша, праматерь русская, богомудрая, Церкви нашей украшение, величие наше и похвало, виновница нашего просвещения». Она - основание христианской нравственности, духовности, культуры и святости на Руси. Без княгини Ольги Русь не стала бы Великим государством и Святой Русью. И народ был бы другой. Велика ее миссия в духовно-нравственном становлении нашего Отечества. Родилась и выросла она в селе Выбуты Псковской области, на берегу реки Великой, была дочерью крупного воеводы, который владел переправой через реку Великую. По рождению святая великая княгиня Ольга - славянка, имя ее было - Прекраса. Впоследствии князь Олег, дядя князя Игоря Рюриковича, назвал ее Ольгой (Олег и Ольга - родственные имена, мужское и женское). Однажды ей пришлось перевозить на другой берег реки юного князя Игоря. Молодой красивой девушке не мог не понравиться молодой и красивый князь Игорь. Князь! Но Ольга, будучи еще язычницей, по закону совести жила, «...целомудрие яко зеницу ока блюла еси...», твердо отказала князю в мимолетной связи. Отказать князю - это смелость и уверенность в правде. Поэтому, он не смог забыть её. Вскоре она стала его верной женой и великой княгиней Киевской.

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

Петр Басин. Александр Невский, молящийся об избавлении своего отечества. ЖМП 7 июль 2020 /  17 февраля 2021 г. 15:00 Образ святого благоверного князя Александра Невского в светском искусстве К 800-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО Несмотря на все исторические перипетии, образа князя Александра Невского не коснулась печать забвения, как это бывает с героями, которых одна эпоха возносит на пьедестал, а другая ниспровергает. Молодой успешный князь, воин, дипломат, он всегда считался примером доблести и чести, патриотизма и героизма. Александр Невский — один из самых известных святых Русской Православной Церкви. В дни его памяти в храмах совершаются праздничные богослужения, молебны и крестные ходы, в городах проводятся различные мероприятия, концерты. Не ослабевает интерес к личности князя и в светской культуре.  PDF-bepcuя. Сочетание святости и героики — не единичный случай в мировой истории. В Древней Руси нередко причисляли к лику святых благоверных князей, но многие из них были канонизированы как страстотерпцы: это Борис и Глеб, погибшие от  руки Святополка Окаянного, Михаил Черниговский и Михаил Тверской, замученные в Орде. Были князья, причисленные к лику святых за просветительскую деятельность, например равноапостольный князь Владимир, креститель Руси, Ярослав Мудрый, строитель собора Святой Софии в Киеве, Даниил Московский. Были среди святых князей и воины, но, как ни странно, их совсем немного. Самые известные — это Тимофей-Довмонт, князь Псковский, и Дмитрий Донской, но последнего канонизировали только в ХХ веке. Так что даже в ряду князей-воинов Александр Невский занимает особое место. Популярность его можно объяснить, видимо, тем, что его образ отвечает существующему в русском народе идеалу правителя: он смел, отважен, готов прийти на помощь, защитить город, а если нужно — может стать и дипломатом, чтобы умом или хитростью одолеть врага. В Российской империи орден Святого Александра Невского был учрежден Екатериной I в 1725 году. Им награждали как военных, так и гражданских лиц. В 1917 году орден был упразднен вместе с другими наградами царского режима. Но во время войны, когда нужно было поднимать патриотический дух в стране, советское правительство вспомнило о народном герое, и 29 июля 1942 года в СССР был вновь учрежден орден Александра Невского — уже как военная награда для командного состава Красной армии. В Российской Федерации эта награда была сохранена, но только теперь медаль ордена Александра Невского воспроизводит дизайн не советского времени, а дореволюционного.

http://e-vestnik.ru/culture/obraz_aleksa...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010