«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Русские святые Долгие годы монахиня Таисия собирала жития русских святых. Плодом этих многолетних трудов стали «Русские святые», насчитывающие около четырех сотен имен. Вереница русских святых от равноапостольных Кирилла и Мефодия до преподобного Силуана Афонского. Русские святые. Хронологический список Имя, день памяти Год, век   до XI в.   Святой апостол Андрей Первозванный. Ноябрь, 30 62 Священномученики Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, епископы Херсонесские. Март, 7 IV в. Святого равноапостольного Кирилл первоучителя и просветителя славянского. Февраль, 14 869 Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские Кирилл и Мефодий. Май, 11 869 и 885 Святого равноапостольного Мефодия первоучителя и просветителя славянского. Апрель, 6 885 Великая княгиня Ольга, во святом крещении Елена. Июль, 11 969 Первомученики Феодор и Иоанн Варяжские. Июль, 12 983 Святитель Михаил, митрополит Киевский. Сентябрь, 30 992   Преподобный Аркадий Новоторжский, Или Вяземский. Декабрь, 13 XI в. Преподобный Аврамий Ростовский. Октябрь, 29 XI в. Георгий Угрин, брат преподобного Ефрема Новоторжского. Январь, 28 1015 Равноапостольный Великий князь Владимир, во святом крещении Василий. Июль, 15 1015 Мученики Благоверные князья Борис и Глеб, во святом крещении Роман и Давид. Июль, 24 1015 Святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский. Июнь, 8 1023 Преподобный Моисей Угрин Киево-Печерский. Июль, 26 1043 Благоверная княгиня Анна, во святом крещении Ирина, Новгородская. Февраль, 10 1050 Благоверный Владимир, князь Новгородский. Октябрь, 4 1052 Преподобный Ефрем Новоторжский. Январь, 28 1053 Преподобный Варлаам, Игумен Печерский. Ноябрь, 19 1065 Преподобный Иеремия Печерский. Октябрь, 5 1070 Преподобный Дамиан Печерский. Октябрь, 5 1071 Преподобный Антоний Киево-Печерский. Июль, 10 1073 Святитель Леонтий, епископ Ростовский. Май, 23 1073

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Н.И. Милютенко Заключение. Когда князь Владимир был причислен к лику святых Н. И. Серебрянский первым отметил, что в византийской традиции Х-ХШ вв. не было такой процедуры канонизации, которая в совершенно развитом виде появляется в эпоху соборов, проведенных митрополитом Макарием в 1547 и 1549 гг. 916 По этому вопросу он полемизировал с М.Д. Приселковым, считавшим, что санкция Константинопольского патриарха была совершенно необходима. Он полагал, что Ярослав готовил канонизацию своего отца, но в ней ему отказали в Византии. 917 В. Водов указал на ошибочность мнения Е. Е. Голубинского о канонизации Владимира после победы Александра Невского над шведами 15 июля 1240 г. 918 Он также выделил общую особенность «варварской Европы»: ни один из государей-крестителей, начиная с франка Хлодвига (481–511), не был причислен к лику святых. Исключение составляют Олав Норвежский (1015–1030) и Стефан (997– 1028), первый король Венгрии. Но Олав был еще и королем-мучеником. Стефан же на самом деле был крещен ребенком своим отцом Гейзой и, по преданию, св. Войтехом-Адальбертом. Именно Гейза, в крещении тоже Стефан, окончательно установил христианство в Венгрии. Канонизация его сына была вызвана политическими причинами. Культ святого государя в средневековой Европе до XII в. – это культ государя-мученика. 919 Ситуация, сходная с канонизацией св. Стефана, складывается и в Болгарии в эпоху войн с Русью и с Византией. Нет никаких следов почитания святым Бориса-Михаила, при котором крестилась Болгария. Служба его внуку Петру, последнему независимому царю, появилась вскоре после его смерти, вероятно, при царе Самуиле. 920 Сам Петр – фигура безусловно трагическая, что могло тоже сыграть роль в становлении его почитания. Во всех странах, кроме Руси и Норвегии (где канонизованы свв. Владимир и Олав), в качестве крестителей почитают известных подвижников или учителей Церкви, даже если они не имеют отношения к просвещению данной страны. В. Водов отметил культ св. Войтеха- Адальберта в Польше. Он был изгнан из Чехии, крещенной еще во времена св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Храним ли мы заветы св. кн. Владимира? В нынешний высокоторжественный день всенародного праздника нашего – день памяти Просветителя Руси Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира – благовременно каждому из нас задать себе вопрос:  храним ли мы священные заветы нашего Просветителя? Ответ на этот вопрос чрезвычайно важен. Сделанный добросовестно он явится одновременно ответом и на мучащий всех нас вопрос:  почему,  сорок лет уже, так страждет наша несчастная Родина, обливаясь слезами и кровью, под игом лютого безбожия, и  отчего  до сих пор не видно еще никакого просвета, никаких признаков приближающейся свободы? Впрочем, все ли русские люди в наше время знают эти заветы – заветы, оставленные нам, сынам и дщерям православного русского народа, нашим Просветителем, нашим Духовным Вождем и Отцом Святым Князем Владимиром? А знать их надо! Они достаточно ясно выражены в замечательной молитве, которую произнес объятый священным восторгом Святой Князь в торжественный момент крещения русского народа. Молитву эту, сохраненную для нас преп. Нестором, летописцем Печерским, каждому русскому человеку следовало бы знать наизусть. Вот она: «Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия, и даждь им уведети Тебе,истиннаго Бога, якоже уведеша страны хрестьянския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежю козни его». Краткая, но и всеобъемлющая по своему внутреннему содержанию, молитва эта заключает в себе, всю программу истинно-христианской жизни. В словах этой вдохновенной молитвы излилась вся душа, уже возрожденного банею пакибытия князя-христианина, глубоко переживавшего всем существом своим дивное зрелище обновляемого благодатью св. крещения всего своего народа. А так как словами ее Св. Князь молился о своем народе и о себе, как о духовном вожде его, то из слов этой молитвы мы можем ясно видеть,  чего  именно желал Св. Равноапостольный Князь новокрещенному русскому народу, то есть, иными словами:  молитва эта заключает в себе заветы св. кн. Владимира русскому народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Сердце царя – в руке Господа… В боковом приделе собора Владимирской иконы Божьей Матери находится необычная икона. Внизу иконы – надпись: «В память чудесного избавления их Императорских Величеств Государя Императора Александра III, Государыни Императрицы Марии Феодоровны, всей их Августейшей семьи при крушении царского поезда близ станции Борки 17 октября 1888 года». На ней изображены небесные покровители членов царской семьи – благоверный великий князь Александр Невский, святая равноапостольная Мария Магдалина, святитель Николай Чудотворец, святой благоверный князь Михаил Тверской, святая равноапостольная великая княгиня Ольга, святой великомученик Георгий Победоносец, святая блаженная Ксения — и святые, память которых приходится на 30 октября: пророк Божий Осия и преподобный Андрей Критский. На иконе изображены еще: мученики бессребреники Косма и Дамиан (покровители царской семьи), мученики Леонтий и Евтропий, святой праведный Лазарь, а вверху – икона Спаса Нерукотворного. Некогда икона украшала бело-голубую часовню близ Свято-Троицкого Измайловского собора, возведенную в память этого страшного и в то же время поразительного события, всколыхнувшего всю Россию… 17 (30) октября 1888 года в районе станции Борки в 49 верстах от Харькова произошла одна из самых серьезных железнодорожных катастроф того времени. На полном ходу сошел с рельсов царский поезд, в котором император Александр III с семьей возвращался в Петербург после отдыха в Крыму. Во время крушения на императора упала крыша вагона-ресторана, погиб лакей, подававший в минуту трагедии кофе царю. Серебряный портсигар в кармане царя сплющило в лепешку, лежавшая у его ног в момент катастрофы собака была убита. Когда вагон стал разрушаться, нечеловеческим усилием Александр III приподнял рухнувший потолок, дав возможность женщинам и другие пострадавшим выбраться наружу, а затем помогал оказывать первую

http://azbyka.ru/parkhomenko/serdce-cary...

Скачать epub pdf Воскресное всенощное бдение. Память равноапостольного князя Владимира Благодаря святому равноапостольному князю Владимиру, память которого Церковь ныне празднует, Русь выбрала веру православную. Господь долго вел Владимира к истине, и хотя его сердце и ум склонялись к истинному Православию, но произошло это не сразу. Многие навыки жизни греховной в язычестве ему мешали. И вот перед крещением он ослеп, а когда погрузился в купель крещения, прозрел, как сказано в житии, не только телесно, но и духовно и совершенно изменился. Самое важное для нас всех – это прозреть духовно, потому что многие крепко заблуждаются насчет самих себя. Считая себя верующим и имея веру в то, что Бог есть, человек иногда думает, что этого вполне достаточно, забывая, что и язычники веруют, и мусульмане веруют в то, что есть Бог, и загробная жизнь, и Страшный суд. Любой человек, если он нормален, это чувствует и знает. Но то, что принес Христос на землю, сильно отличается от того, что каждый из нас может чувствовать. Христос пришел на землю, для того чтобы открыть нам жизнь небесную. И путь к этой небесной жизни особенный. Особенность эта заключается в том, чтобы человек научился исполнять главную заповедь – полюбил Бога. Когда князь Владимир выбирал веру, одним из аргументов принятия Православия были слова его послов, ходивших в Константинополь. Они сказали: «Когда мы стояли в храме, то не знали, где мы, на небе или на земле». Хотя турки во многом обезобразили константинопольскую Софию, но и сейчас у любого человека, приходящего в этот храм, построенный в шестом веке, сердце трепещет от той удивительной красоты и глубокого понимания христианской истины, которая в нем запечатлена. Поэтому послы так и говорили: «Князь, это, наверное, вера истинная, потому что творит такую красоту». Мы знаем, что наша вера истинная, – знаем даже не потому, что в совершенстве изучили православную догматику, а сердцем. Православие сияет красотой святости. Если мы посмотрим на православных святых и на тех людей, которых почитают святыми другие народы, никакого даже сравнения быть не может: православные святые сияют шибче, это видно всем, только абсолютный слепец или безумец может это отрицать. Да, везде есть праведники: и у мусульман, и у индуистов, и везде есть хорошие люди. И Господь, глядя на них, радуется, что и в том, и в том народе такие замечательные люди. Но такой совершенно необычайной святости нигде нет, только в Православии. Поэтому мы можем совершенно спокойно свидетельствовать, что это истина.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Князь Владимир был основоположником новой цивилизации» Святейший Патриарх Кирилл освятил закладной камень на месте установки памятника Крестителю Руси в Москве 03.11.2015 714 Время на чтение 3 минуты Сегодня на Боровицкой площади Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение закладного камня на месте установки памятника святому равноапостольному великому князю Владимиру, 1000-летие преставления которого отмечается в этом году, сообщает Патриархия.ru. На церемонии освящения закладного камня присутствовали министр культуры Российской Федерации, председатель Российского военно-исторического общества В.Р.Мединский и мэр Москвы С.С.Собянин. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом: «Я хотел бы всех вас поздравить с замечательным событием — закладкой памятника в честь равноапостольного великого князя Владимира здесь, в центре Москвы. И совершается это в год 1000-летия со дня его кончины, великий юбилейный год для всего Русского мира, для всех народов — наследников древней Киевской Руси. Князь Владимир был основоположником новой цивилизации, в которую вошла Древняя Русь, — той самой цивилизации, которая в течение веков была украшена величайшими достижениями человеческого духа и человеческой мысли. И в память об этом замечательном государе Земли Русской, в память о равноапостольном князе, крестившем наших далеких предков, мы и устанавливаем памятник в центре Москвы. Это событие должно свидетельствовать о нашей благодарной памяти, о том, что мы храним в этой памяти все то, что имеет непосредственное отношение и к сегодняшнему дню. А свершенное князем Владимиром имеет именно такое отношение к каждому из нас, к тем, кто живет в Российской Федерации, на Украине , в Белоруссии и во многих других странах, сохраняя духовное единство, проистекающее от исторического свершения князя Владимира. Я всех вас сердечно поздравляю с этим большим и важным событием». Собравшихся приветствовал также мэр Москвы С.С. Собянин. «Во многих городах в разное время были установлены памятники, посвященные святому князю Владимиру. К сожалению, в Москве такого памятника возведено не было. Сегодня мы исправляем эту историческую ошибку», — сказал столичный градоначальник.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/11/03/kn...

Князь Владимир – воин, дипломат, святой? Каким изображали князя Владимира древнерусские летописи разных веков? 28 июля, 2021 Каким изображали князя Владимира древнерусские летописи разных веков? Креститель Руси, один из первых представителей династии Рюриковичей, проправившей Русью более семи столетий, герой летописей, литературы и фольклора. Кажется, о святом Владимире мы знаем всё. Представление это сильно изменится, стоит вчитаться внимательно. Начнём. Киевский, новгородский, московский? Сейчас это может показаться удивительным, но Владимир Святославич, ныне почитаемый как святой равноапостольный и входящий в Соборы киевских, галицких, псковских и волынских святых, канонизирован был далеко не сразу. Понятно, что первые несколько веков, пока Русская Церковь находилась в подчинении Константинопольского Патриархата, «притормозить» процесс канонизации славянских равноапостольных могли греки.  Появление святых столь высокого ранга слишком уж поднимало статус едва-едва образованной епархии. Однако до нашего времени дошли сведения о стихийном почитании в домонгольском Киеве бабки Владимира – княгини Ольги. В те времена якобы существовала даже гробница с её мощами, позднее утраченная во время монгольского нашествия. А вот с Владимиром Святославичем ещё несколько веков всё было очень неопределенно. В «Похвале кагану Владимиру», вошедшей в состав «Слова о Законе и Благодати» середины XI столетия, митрополит Иларион называет Владимира «блаженным». Но разграничить здесь дань уважения правителю, ещё памятному живым свидетелям, и намёк на совершившуюся канонизацию весьма сложно. Летописи того времени факт прославления киевского князя тоже не упоминают. А вот все дошедшие до нашего времени Прологи и богослужебные книги XIV столетия уже содержат сведения о святом Владимире, единодушно помещая его память на 15 июля. Среди медиевистов бытует версия, что прославление святого могло состояться во времена Александра Ярославича, а как свидетельство чудесной помощи князя Владимира была воспринята победа русичей в Невской битве 15 июля 1240 года. Но это значит, что впервые киевский князь был прославлен как святой… новгородский.

http://pravmir.ru/svyatoy-vladimir-voin-...

Митрополит Иларион: Братские узы русского, украинского и белорусского народов не могут разрушить никакие политические границы и обстоятельства Наша Церковь продолжает делать все для того, чтобы это братство сохранялось. 3 июня, 2014 Наша Церковь продолжает делать все для того, чтобы это братство сохранялось. 31 мая 2014 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет митрополит Волоколамский Иларион, стал главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы поговорим о славянской письменности и культуре. У меня в гостях – главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев. Здравствуйте, Валерий Александрович! В. Фадеев: Здравствуйте, Владыка! День славянской письменности, естественно, связывают с равноапостольными святыми Кириллом и Мефодием. Владыка, у меня почти обывательский вопрос: равноапостольные святые – кто они ? Ведь апостолы – это ученики Христа, это те, кто непосредственно соприкасался со Спасителем. Но существует не так много святых равноапостольных – царь Константин, основатель Византийской христианской империи, князь Владимир, креститель Руси. В лике равноапостольных прославлены также Кирилл и Мефодий. Что это означает для Церкви и для нас? Митрополит Иларион: Для христиан значимость подвига апостолов определяется, прежде всего, тем, что они проповедовали Христа, они шли в новые земли, создавали там Церкви, и обращали людей в христианство. Этот подвиг на разных этапах исторического развития Церкви повторяли отдельные выдающиеся личности. Это могли быть личности, облеченные гражданской властью, как император Константин и князь Владимир, или это могли быть люди, облеченные и епископским саном, хотя и не обязательно. Если говорить о равноапостольных епископах, мы вспоминаем Мефодия, ибо Кирилл не был епископом. Равноапостольная Нина, просветительница Грузии, была простой женщиной, которая своими трудами обратила в христианство Грузию. Святой равноапостольный Николай Японский был русским миссионером, который в 1860-е годы отправился в Японию, где не было ни одного православного верующего, кроме сотрудников российского консульства. И спустя пятьдесят лет по всей территории Японии было более 200 православных храмов и более 30 тысяч верующих.  Поэтому тех людей,  чье служение уподобляется по значению или характеру апостольскому, мы прославляем как равноапостольных. Причем, если говорить о крестителях целых народов, как, например, князь Владимир, то, конечно, их подвиг имеет особую значимость, потому что они, по сути дела, разворачивали корабль истории целого народа, целой страны.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-bra...

Праздничный молебен в День знаний ЖМП 1 январь 2019 /  1 марта 2019 г. 17:40 Под покровом святого князя Владимира КАК ОБЫЧНЫЙ ГОРОДСКОЙ ХРАМ СТАЛ ДОМОВЫМ ДЛЯ КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА Небольшой деревянный храм во имя святого равноапостольного князя Владимира по улице Маршала Чуйкова в воскресные и праздничные дни переполнен. Ничего удивительного: в 100-тысячном столичном районе Кузьминки ныне это единственная действующая православная церковь. Случаются и будние дни, когда тут негде яблоку упасть: дом молитвы заполняется молодыми людьми в униформе. Они прилежно выстаивают всю Божественную литургию и строгим порядком приступают к Святой Чаше. И в этом тоже нет ничего странного: Князь-Владимирский храм — это еще и домовая церковь Президентского кадетского училища Росгвардии имени М. А. Шолохова. Так называемые кадетские Литургии здесь совершаются регулярно, по заранее согласованному с администрацией учебного заведения расписанию. В интервью корреспонденту «Журнала Московской Пат­риархии» духовник училища настоятель Князь-Владимирского храма священник Марк Кравченко рассказывает как в этом храме верстаются казаки (церемония посвящения в казака, предполагающая принятие в храме присяги Отчизне и Православной вере) и почему кадетам неинтересно общаться с бывшими одноклассниками. PDF-bepcuя Храм домовый, вход свободный — Ваше Преподобие, храм стоит на изломе улицы Маршала Чуйкова. Несмотря на официальный статус домового, он словно бы обращен к жилым кварталам Кузьминок, а от территории кадетского училища его отделяет забор и контрольно-пропускной пункт. Почему так получилось? — Князь-Владимирскому храму в Кузьминках семь лет. Малым чином он освящен в нояб­ре 2011 года, а великого освящения мы пока еще ожидаем. Идея его возведения принадлежит мит­рополиту Тверскому и Кашинскому Савве, в бытность его епископом управлявшем тогда Юго-Восточным викариатством города Москвы. Воплощаться в жизнь она начала еще до моего назначения настоятелем. Училище тогда было Московским казачьим кадетским корпусом имени М. А. Шолохова. Исторически казаки Российской державы всегда воспитывались в патриотическом духе, основанном на православной вере. Неслучайно одна из самых распространенных пословиц про казачество звучит так: «Казак без веры — не казак». Московских казачат из кадетского корпуса воспитатели и раньше водили в близлежащие храмы. Вот только близлежащими их можно назвать с известной долей условности: и Николо-Перервинский монастырь , и Влахернская церковь в парке Кузьминки-Люблино находятся в нескольких автобусных остановках. И такие внутригородские паломничества в любом случае согласовывались и разрешались под личную ответственность взрослого сопровождающего.

http://e-vestnik.ru/society/kadetskiy_ko...

Одним из первых дел князя Владимира-христианина стала отмена смертной казни. А вот капища языческие и правда были повсюду уничтожены, а вместо деревянных да каменных идолов стали воздвигать храмы, в сердца и души, привыкшие к кровной мести и жертвоприношениям приносятся слова Христа «блаженны миротворцы, блаженны милостивые, блаженны чистые сердцем»… И на берег вышел, душой возрожден, Владимир для новой державы, И в Русь милосердия внес он закон — Дела стародавних, далеких времен, Преданья невянущей славы!.. (А.К. Толстой) «Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия» . В колени впиваются камни, нещадно палит жаркое солнце, кажется, уже вечность прошла. Но это тот день, которому он шел так долго, этот тот выбор, который не все были готовы принять, как мучительно боялся он – как понять, как не ошибиться, куда идти. А потом сердцем стало понятно – нам надо идти за Ним! «Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия!» — это молится князь Владимир на крещении киевлян. Пожалуй, в русской истории найдется немного столько противоречивых имен , как имя князя Владимира. Церковь прославила его в лике святых, и не просто святым, но равноапостольнымравным апостолам. Хотя в детстве Владимира воспитывали в христианском духе – здесь немало потрудилась его бабушка – святая равноапостольная княгиня Ольга, в молодые годы он с лихостью бросился в язычество. Древнерусское язычество сильно отличалось от, например, строгого античного пантеона богов и было скорее бессистемным мировоззрением и обожествлением окружающего мира, природных сил. Опираясь на языческие верования, Владимир и пришел к власти: убив Ярополка, сочувствовавшего христианству, заручившись поддержкой киевлян-язычников. Историки полагают, что христианское воспитание Владимир забыл еще в Скандинавии (он был женат на дочери варяжского конунга). Усиляя язычество, Владимир ввел и культ громовержца Перуна – бога войны: поклонение ему требовало и человеческих жертв (а человеческие жертвоприношения на Руси тоже не были редкостью): так, после победоносного похода на ятвягов в жертву были принесены (а вернее, растерзаны толпой) варяг-христианин и его сын.

http://pravmir.ru/svyatoj-ravnoapostolny...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010