274–276. Равноапостольный наш просветитель и его святые дети-мученики I Ровно 900 лет прошло с того дня, как в уединении своих княжеских хором, близ Киева, на Берестове, тихо почил славнодержавный просветитель земли Русской, ее красное солнышко – князь Владимир. Горько оплакивала его кончину родная ему Русь, которую он сделал православною, для которой он был отцом, заступником, наставником и кормильцем. Это был ее первый князь – носитель русского идеала государственной власти, человек с истинно русской душой; широкая, как говорится, русская натура, в высшей степени добрый, великодушный, не способный входить в сделки со своей совестью, кривить душою: он горячо любил свою Русь и умелою рукою поставил ее на назначенный Богом исторический путь. Весьма благовременно и поучительно вспомнить его жизнь и деяния, особенно в наши дни, когда наша Святая Русь всею мощью своего духа отстаивает свои вековые устои, заложенные святым ее просветителем, – напомнить его святые заветы родному народу на все роды родов. Как восходу солнца предшествует сияние зари, так в нашей истории князю Владимиру предшествовала его приснославная бабка, благоверная княгиня Ольга. Окриленная, по выражению церковной песни, крилами Богопознания, она взлетела духом превыше видимой твари, и, познав истинного Бога, всем сердцем желала просветить истинною верою не только своего воинственного сына Святослава, но и весь Русский народ. День и ночь молилась она, чтобы дал им Бог познать веру истинную. И услышал Господь молитву ее; правда, не слушал ее постоянно занятый походами сын, но добрым семенем пали на детское сердце внука ее, юного князя Владимира, ее рассказы о Христе Спасителе и в свое время вспомнились и принесли добрый плод. Князь Владимир был младший сын Святослава. По кончине матери, св. Ольги, Святослав, по своему обычаю, отправился в поход, а сыновей оставил княжить в особых для каждого уделах. Владимиру дал он Новгород, куда он и отправился с дядею по матери, Добрынею. И дядя, и новгородцы были суеверные и грубые язычники. В язычестве и возрастал Владимир; казалось, что святое семя веры, посеянное бабушкой, готово было совсем заглохнуть в нем, но Бог не допустил этому случиться. Его братья, по смерти отца, скоро поссорились, старший Ярополк убил второго – Олега; Владимир бежал за море к варягам, а Ярополк овладел Новгородом. Но Владимир собрал большую дружину из варягов и вместе с Добрынею пошел на Ярополка. На пути овладел Полоцком, здесь убил князя Рогвольда с двумя сыновьями, а дочь Рогнеду взял себе в жены. Оттуда двинулся он к Киеву на Ярополка, который и погиб в этой войне, а Владимир овладел Киевом и стал единодержавным властителем всей Руси. Это было в 980 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

«Владимир Легойда: Мир мог быть иным» 25.07.2023 19:48:52 28 июля отмечается день памяти равноапостольного великого князя Владимира. Это традиционно еще и воспоминание о Крещении Руси, произошедшем в 988 году в Киеве. Накануне об этом событии, об Украине и отношении в мире к современному христианству порталу «Аргументы и факты» рассказал глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда. Без личности нет истории — Владимир Романович, князь Владимир, выбирая религию для себя и своего народа, подошел к этому осознанно — собрал представителей всех религий соседей, выслушал их — но предпочел Православие. Все же почему так, и было ли это для нас лучшим выбором? — Как православный христианин я не могу сомневаться, что это было лучшим выбором, поскольку считаю православное христианство истинной верой. Для меня лично ответ очень простой — это было лучшим выбором, потому что князь Владимир выбрал истинную веру. Безусловно, эта аргументация работает только в логике православных христиан. Если говорить в целом, то, безусловно, переход от язычества, в котором существовали тогда славянские племена на нашей территории, к богатейшей христианской православной культуре привел к колоссальным изменениям. Как справедливо отмечал в своей небольшой, но очень важной работе о Православии отец Павел Флоренский, выбор христианства очень органично лег на человеческие характеристики того времени. Православие (простите за прописную истину) полностью определило формирование русской культуры в широком смысле слова во всех ее областях — от политики и экономики до живописи, архитектуры, литературы и так далее. Определило не только жизнь и культуру нашей страны, но и наших соседей, потому что если бы князь Владимир выбрал в X веке что-то другое, мир был бы принципиально иным. — Поговорим о личности в истории. Князь Владимир порвал с язычеством, понимая, что это идет во вред прогрессу, не дает развиваться его государству. Роль вождя, лидера для благополучия страны реально так важна?

http://radonezh.ru/2023/07/25/vladimir-l...

15/28 июля Церковь чтит память равноапостольного князя Владимира – Крестителя Руси. О святом князе и его духовных уроках нам, о том, почему в день памяти равноапостольного Владимира логично праздновать День России, рассказывает протоиерей Андрей Ткачев . Дорогие и возлюбленные о Господе братья и сестры! Мы поговорим сегодня о нашем отце, о человеке, который встал у руля Руси и одним большим поворотом этого руля направил могучую ладью под именем Русь в сторону тихой гавани – в сторону Царства Небесного. Это князь Владимир . Имя его не замолкает в веках. Владимир«Владеющий миром». Слово «мир» в нашем языке имеет два значения: «мир» как вселенная и «мир» как внутреннее состояние. Владеющий миром по-язычески – это владеющий миром наружным, а владеющий миром внутренним – это уже христианское значение имени Владимир. Это тот мир, который внутри нас, который «мир тебе», «шалом» – на еврейском, «салям» – на арабском. Это мир, который мы потеряли, выпав из рая. Владимир – очень знаковое имя и для нашей истории, и для сегодняшнего дня. Для истории – той самой, которая началась на Киевских горах. Владимир развернул корабль русской жизни в сторону христианской цивилизации. Интересно, что до Владимира и при Владимире никто из европейских государей не брал в жены наших девушек – дочерей княжеских. А уже дети Владимира, Ярослав Мудрый например, отдавали своих дочерей за норвежского, венгерского, французского королей… Девушки красивее стали, что ли? Да нет! Как были красавицами, так и остались. Румянощекие, здоровые, умные, готовые рожать, помогать мужу в трудах. Просто они были вне истории, а теперь вошли в историю. История – это источники, предания, живая ткань. В эту живую ткань мы вошли из исторической тьмы при князе Владимире. Из слова «Владимир» пучком торчат смыслы, вырастают, как ростки из одного корня. Например, он был очень грешный человек. У нас в традиции впоследствии возникла идея, что святым надо быть с самого детства. Родился, мамкину сиську по средам не брал, в пятницу тоже не брал, молился с детства, с детьми не играл, не баловался. Потом лет в 10 в монастырь пошел, лет в 20 – на столп, потом в Царство Небесное. И мы привыкли к этому некоему стандарту святости, а на самом деле всё бывает по-другому. Вначале было иначе.

http://pravoslavie.ru/95635.html

Владимир у Кремля Памятники князю — крестителю Руси установлены даже в Австралии и Аргентине 13 ноября, 2015 Памятники князю — крестителю Руси установлены даже в Австралии и Аргентине Москва определилась с местом для памятника святому князю Владимиру. Но где еще увековечен креститель Руси? Наша собеседница — человек, который знает о памятниках Владимиру абсолютно все: Галина Ананьина, автор готовящейся к печати книги «Святой равноапостольный князь Владимир в монументальном искусстве». — Галина Васильевна, эмоциональная дискуссия о месте памятника князю Владимиру Святославичу в Москве завершена досрочно. С местом определились. Но страсти вряд ли утихнут: спорили ведь не только о том, где стоять скульптуре. Были люди, которые спрашивали — зачем ставить памятник князю в городе, где он никогда и не был? — Я убеждена, что страсти разгорались от недостатка знаний. Святой Владимир не посещал Москву? Но вообще-то он скончался от болезни в своей резиденции под Киевом летом 1015 года. А первое летописное упоминание о Москве датировано весной 1147 года. Задам встречный вопрос: а бывал ли святой князь Владимир в Буэнос-Айресе? А в Лондоне? В Торонто? Или, скажем, в Брисбене? Но в Аргентине, Великобритании, Канаде и Австралии он увековечен в граните и бронзе. Святой князь и в Польше не бывал, но в этом году ему открыли памятник в Гданьске. Кроме того, руководствуясь такой логикой, можно спросить — чем дорог Креститель Руси для католического Рима? Но тем не менее месяц назад, 11 октября, освятили памятник князю Владимиру в римской Святой Софии. — Сам факт установки памятника князю Владимиру в Риме радует. Но один нюанс: на монументе князь Владимир назван «крестителем Руси-Украины». Вообще-то при его жизни была только Киевская Русь. В 988 году он выбрал православие в качестве религии для Древнерусского государства, крестился сам, приняв христианское имя Василий, крестил народ. Называть его крестителем Украины, это все равно что заявить: он — креститель РФ. Да не было при нем деления на Русь и Украину! Зачем корректировать историю?

http://pravmir.ru/vladimir-u-kremlya/

Москва. Церковь Владимира равноапостольного в Старых Садех. Карта и ближайшие объекты Построена в 1514-16 гг. предположительно зодчим Алевизом Фрязином(Новым) на месте одноименного старого храма. Придел Кирика и Иулиты (1677). В 1670-е гг. главный храм перестроен, в основном изменен весь верх. Второй (сев.) придел Бориса и Глеба пристроен в 1689 г. Квадратный в плане 5-главый бесстолпный кирпичный храм с колокольней нач. XIX в. Закрыт в 1933 г., позже обезглавлен. Внешне отреставрирован. Богослужения возобновлены в 1991 г. В Москве около Солянки на возвышенном месте стоит небольшая белая церковь во имя св. равноапостольного князя Владимира, крестителя Русской земли. Церковь находится на высокой бровке исчезнувшей речушки Рачки на стыке старых московских переулков: Малого и Большого Ивановского (ныне улица Забелина), Косьмодамиановского (с 1922 г. — Старосадского) и Хохловского, напротив Ивановского монастыря. «Старые Сады» — древнее название местности. На южном, хорошо освещенном солнцем склоне холма уже в XIV–XV вв. стали разводить сады. Сад, высаженный возле летней резиденции великих князей, простирался от нынешней улицы Покровки до устья реки Яузы. Рядом, у церкви Трех Святителей, находилось летнее местопребывание московского митрополита. В духовной грамоте 1417 года великого князя Московского Василия I (годы правления 1389–1425), старшего сына Дмитрия Донского, среди московских сел упомянут «Новый двор за городом у святого Владимира». Однако этого двора у церкви еще нет в духовных грамотах князя Василия I в 1406–1407 гг. Таким образом, возведение первой церкви можно отнести ко времени между 1407 и 1417 гг. По всей вероятности церковь тогда была деревянной. При великом князе Василии Ивановиче III (годы правления 1505–1533) на месте деревянного храма итальянцем Алевизом Новым (Фрязиным) строится новый каменный. Как отмечают 2-я Софийская и Воскресенская летописи за 1514 г., «тоя же весны благоверный и христолюбивый князь великий Василий Иванович всея Руси со многим желанием и верою повеле заложити и сделати церкви каменные и кирпичные в Москве: на Большом посаде за торгом церковь Введение Святыя Богородицы да церковь Володимир святый в Садех…» Полтора столетия простояла алевизовская постройка. Исследования историков и реставраторов в последние годы дают основания считать, что многообъемная живописная композиция существующей ныне церкви была задумана в середине, а осуществлена во второй половине XVII в. В «ружной книге» 1677 г. впервые упоминается придел святых мучеников Кирика и Иулиттты. Освящение придела святых Бориса и Глеба состоялось в 1689 г., и на нём присутствовала царевна Софья Алексеевна. Над северо-западным углом трапезной была воздвигнута многоярусная колокольня, перестроенная в XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=02187

Введение  Глава 1. Древнейшие произведения о св. Владимире  1. Этапы сложения летописного рассказа о князе Владимире 2. Равноапостольный князь в «Слове о Законе и Благодати... и похвале кагану нашему Владимиру» митрополита Илариона 3. Прижизненное сочинение о князе Владимире – источник летописей и «Памяти и похвалы Владимиру» Иакова Мниха Вокняжение Владимира. Походы 979–984 гг. Походы на болгар и на хазар. Крещение. Поход на Корсунь и свадьба Владимира. Основание Десятинной церкви Богородицы. Основание Белгорода и Переяславля. Дарование десятины церкви Богородицы. События после 995–996 гг. 4. Композиция и замысел «Памяти и похвалы» Иакова Мниха 5. Возможные фрагменты прижизненного сочинения о Владимире в Древнейшем своде и памятниках XI в. Глава 2. Биография св. Владимира от рождения до поисков веры  1. Основные источники 2. Св. Владимир от рождения до захвата Киева 3. Первые девять лет правления Глава 3. Развитие житийной традиции о св. Владимире и крещении Руси  1. Особенности житий святого князя 2. Рукописная традиция «Памяти и похвалы» Иакова Мниха и цикла чтений на 15 июля по рукописи 1414 г. (сборник Матвея Кусова) 3. Два старших вида Проложного жития св. князя Владимира 4. Младшие виды и редакции Проложного жития 5. Обычное житие св. Владимира 6. Распространенные жития св. Владимира 7. Особое (Легендарное) житие 8. Похвальные слова 9. Службы св. Владимиру Глава 4. Крещение Руси: летопись, Проложное и Обычное жития св. Владимира  1. Когда Русь была впервые крещена? 2. Исторический контекст крещения Руси св. Владимиром 3. Летописный рассказ о выборе веры 4. Крещение киевлян 5. Состав летописной статьи 6496 (988) г. Глава 5. Корсунский поход  1. Хронология восстания Варды Фоки и Корсунской войны 2. Письменные источники об осаде Корсуня 3. Ход боевых действий 4. Цели Корсунского похода 5. Сказание о русской грамоте или Корсунская легенда-2? Глава 6. Церковь и государство при св. Владимире 1. Распространение христианства: первые десятилетия Русской церкви 2. Род Рюриковичей при св. Владимире 3. Военно-политическая ситуация Руси после крещения 4. Государство в последние десятилетия правления св. Владимира Глава 7. Скандинавы и крещение Руси  1. Дохристианские связи Руси и Скандинавии в сагах и русских летописях 2. Олав сын Трюггви 3. Бьёрн-исландец на службе у князя Владимира Заключение. Когда князь Владимир был причислен к лику святых Тексты Введение Приложения Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Фрагменты жития  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Святой князь Владимир определил весь ход нашей истории» Алексей Светозарский подчеркивает, что Креститель Руси заложил основу нашей русской православной цивилизации 28.07.2015 798 О личности и духовном подвиге св. князя Владимира рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный церковный историк, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии и семинарии Алексей Светозарский . Очень хорошо по этому поводу говорил отец Иоанн (Крестьянкин), что у каждого русского и православного человека в доме должны быть иконы равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги. Креститель Руси святой князь Владимир определил весь ход нашей истории, заложив основу нашей русской православной, христианской цивилизации, положив начало преемственности византийского наследия, к которому Русь довольно быстро приобщилась. Стоит отметить, что принятие православной веры святым князем Владимиром было глубоко личным и глубоко искренним. Об этом свидетельствуют исторические источники и памятники того времени. Также в исторических хрониках упоминается и изменение образа жизни князя, что не всегда случалось с правителями. К примеру, европейские правители не все так близко воспринимали христианскую религию, вводя ее среди своих народов в основном из политических соображений. Помимо того, что святых князя Владимира и княгиню Ольгу народ и духовенство поставили на одну ступень с главными учениками Христа, очень важно отметить и глубоко личное обращение святых равноапостольных князей к христианскому учению. А зная то, что святому князю Владимиру к моменту принятия православной веры было 28 лет, этот факт нельзя назвать ошибкой молодости или оправдать политической неопытностью. Наоборот, это лишнее подтверждение того, что решение было мудрым, взвешенным и осознанным. Так как, когда человеку под тридцать лет, довольно трудно изменить привычные представления о жизни и религии, а уж тем более свой образ жизни. Замечу, что такое эпохальное событие, как Крещение Руси, не могло не сопровождаться разными псевдоисторическими трактовками и мифами. В частности, бытует миф о том, что Святая Русь была крещена огнем и мечом. Согласно Иоакимовской летописи, скажу заранее, что это не самый надежный исторический источник, повествуется о политическом конфликте, который сопровождал массовое крещение в Новгороде. Но даже там, если верить летописи, производилась минимальная катехизация, то есть людей наставляли в вере, а только потом крестили. В других древних летописях было упоминание о волхвах, которые пытались «мутить воду» и использовать народные суеверия. Иногда им это очень хорошо удавалось, но упоминания об этом в летописях были довольно редки, а века с XII о них вообще практически ничего не упоминается.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/07/28/sv...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Свято-Боголюбский монастырь (мужской и женский) Россия, Владимирская обл., пос. Боголюбово. Один из древнейших монастырей Русской Православной Церкви – был основан в 1155 году святым благоверным князем Андреем Боголюбским – первым после святого равноапостольного князя Владимира собирателем Русской земли. Летом 1155 года святой князь Андрей переезжал из Киева во Владимиро-Суздальскую землю. В 10 верстах от Владимира кони, везшие чудотворную икону Пресвятой Богородицы, внезапно остановились, а ночью молящемуся князю явилась Богоматерь и повелела на этом месте основать храм в честь Своего Рождества и обитель для иноков, а чудотворную икону поставить во Владимире. С этого дня Владимирская икона стала главной святы ней и символом Святой Руси, а Владимиро-Суздальская земля – центром Русского государства. Тогда же по княжескому повелению была написана Боголюбивая (или Боголюбская) икона Божией Матери в том виде, как Владычица явилась святому князю Андрею в ночном видении. Эта икона – первая писанная на Руси, ибо до той поры все иконы привозились из Византии. В течение веков от иконы происходило множество чудес, главным из которых было спасение осенью 1771 года жителей города Владимира от моровой язвы, в память о чем с 1772 года был установлен ежегодный крестный ход с Боголюбивой иконой, совершаемый в настоящее время 1 июля. Икона эта (находящаяся ныне в Свято-Успенском Княгинином женском монастыре города Владимира) как сама прославилась многими чудесами, так и многочисленные списки ее являются чудотворными. Князь Андрей был выдающимся человеком и правителем. Его называют святым благоверным князем. От своего знаменитого деда Владимира Мономаха князь Андрей унаследовал многие черты характера: мужество, благородство, великодушие к врагам, цельность натуры и упорство в достижении поставленной цели. За свое необыкновенное благочестие князь Андрей получил прозвище Боголюбский. Он знал наизусть весь церковный Богослужебный круг (святцы), был очевидцем явления Пресвятой Богородицы и даровал Руси две чудотворные Ее иконы, выстроил свыше тридцати храмов и монастырей.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Астрахань. Собор Владимира равноапостольного. Князь-Владимирский собор Карта и ближайшие объекты 8 июня 1888 года Городская Дума под председательством городского головы В.М. Лазаревского приняла решение о строительстве храма-памятника в честь 1000-летия крещения Руси в 6-м участке города Астрахани, где в то время проживало около 11000 православных жителей и был только один небольшой Иоанно-Златоустовский храм. Была составлена особая строительная комиссия, состоящая из гласных Городской Думы, которая избрала место для строительства храма на берегу Затона. Этим местом стал обширный пустырь, расположенный в самом центре 6-го участка, построенный на котором храм должен был быть виден всем его жителям. Храм возводился на самой границе русской и татарской слобод. Татарская слобода Царев, начинавшаяся от этого пустыря и тянувшаяся вдоль берега Затона до самой речки Царев, представляла из себя обширный сплошной массив мусульман, где имелось около десятка мечетей. В целях миссионерских, для приобщения татар-мусульман к православию или хотя бы для ознакомления их с православным богослужением, невольными зрителями которого они становились часто в дни торжественных празднеств, когда совершались крестные ходы или водосвятные молебны вне храма, решено было устроить эту церковь. 15 июля 1888 года, в день празднования памяти святого равноапостольного князя Владимира и день, когда по решению Святейшего Синода отмечалось торжественное событие 900-летия Крещёния Руси, в Астрахани из всех церквей был совершён крестный ход на избранное для строительства нового храма место. Здесь Астраханским епископом Евгением (Шерешиловым) было совершено молебствие с водосвятием и освящением места. Был организован конкурс для выбора лучшего проекта храма. На конкурс было представлено девять проектов, из которых строительной комиссией было отобрано три, наиболее соответствующих как в техническом, так и в художественном отношении тем параметрам, которые были определены Городской Думой. 10 сентября 1890 года на окончательном своём заседании комиссия признала наиболее достойным проект, проходивший под девизом «Равноапостольному», который был составлен гражданскими инженерами В.А. Косяковым и Н.Э. Икавитц, из Санкт-Петербурга. Но работы по строительству храма начались только в 1895 году.

http://sobory.ru/article/?object=02861

Имя и дело святого равноапостольного Владимира связано со всей последуюшей историей Русской Церкви 28 июля. ПРАВМИР. Святой равноапостольный великий князь Владимир. Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Владимир был внук святой равноапостольной Ольги, сын Святослава († 972). Мать его, Малуша († 1001) — дочь Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем Древлянским. Приводя к покорности восставших древлян и овладев их городами, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала, за которого пытались ее сватать после убийства Игоря, а детей его, Добрыню и Малушу, взяла с собой. Добрыня вырос храбрым умелым воином, обладал государственным умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления. «Вещая дева» Малуша стала христианкой (вместе с великой княгиней Ольгой в Царьграде), но сохранила в себе таинственный сумрак языческих древлянских лесов. Тем и полюбилась она суровому воину Святославу, который, против воли матери, сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак своей «ключницы», пленницы, рабыни с сыном Святославом, наследником великого Киевского княжения, отправила Малушу на свою родину в весь неподалеку от Выбут. Там и родился, около 960 года, мальчик, названный русским языческим именем Володимир — владеющий миром, владеющий особым даром мира. В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую Землю меж тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче, центре Древлянской земли, Олег, в Новгороде — Владимир. Первые годы княжения мы видим Владимира яростным язычником. Он возглавляет поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по свидетельству летописи, «давшего великую волю христианам», и вступает 11 июня 978 года в Киев, став «единодержцем» Киевского государства, «покорив окрестные страны, одни — миром, а непокорных — мечем».

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-svy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010