Путешествие в оссоолимпийские монастыри продолжалось с 9 по 24 мая, завершившись поездкой в монастырь св. Дионисия на классическом Олимпе 417 . Желая окончить изучение Афона, арх. Порфирий поспешил вернуться на св. Гору, куда, через Солунь и Каламарию, и прибыл 6 июня 418 . Во время краткого, но приятного, после тяжелого путешествия по Фессалии, отдыха в Руссике, арх. Порфирий отправил к обер-прокурору Св. Синода графу Толстому письмо с изложением результатов этого путешествия и с просьбой о «денежном пособии» 419 . 15 июня на лодке арх. Порфирий выехал из Руссика в соседний Ксеноф, в котором пробыл до 20 числа, и перебрался оттуда в следующий за ним монастырь Дохиар на четыре дня. С 24 по 17 июля арх. Порфирий занимался в Зографе, с 17 июля до конца августа – в Хиландаре, а сентябрь месяц был посвящен им ученым занятиям в монастырях Кастамоните и Ватопеде. 2 октября предпринята была поездка в Серайский или русский Андреевский скит для вторичного свидания с Севастьяновым, 7 октября выехал отсюда в Пондократорский монастырь для научных занятий, которые продолжались до 17 октября; 17 и 18 октября арх. Порфирий провел время в малороссийском ските св. пророка Илии, 19 октября обозревал развалины Ксилургу, три дня следующие за тем провел в книжных занятиях в Ставро-Никитской обители, 22 октября прибыл в конак русского Пантелеимоновского монастыря на Карее, чтобы еще раз осмотреть фрески Панселина, и 23 октября вернулся в Руссик, в котором, по его собственному признанию, провел время, «сидя у моря, поджидая хорошей погоды из Питера», до 12 января 1860 года 420 . «Неладно было настроение души моей пылкой, – пишет о своем состоянии духа арх. Порфирий в это время. – Но сердитый пыл ее умерился самообладанием, которое у меня весьма действенно. А при самообладании продолжались и занятия мои. Я изложил половину описания путешествия моего в Фессалии по путевым заметкам своим и принимал живое участие в приискании у Афона удобнейшей пристани для наших торговых пароходов» 421 . Причина этого кроется в неполучении ответа на письма, отправленные 14–16 июня из Зографа товарищу синодального обер-прокурора князю С. Урусову с просьбами: 1) о вторичной отсрочке пребывания его на Востоке до 26 апреля 1860 года, 2) о высылке на Афон полуимпериалами 1,000 р. жалованья и 1,000 р. пенсии с 1 мая 1858 по 1 мая текущего 1859 года и 3) об определении его к должности 422 . В письме от 28 октября 1859 года из Руссика нашей светлейшей княгине Внтгенштейн, арх. Порфирий подробно объясняет причины этого «неладного настроения своей души».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Арх. Михаил, побивающий трясовиц, сщмч. Сисиний и прп. Маруф (Марон), с мученичеством Сисиния. Икона. 1831 г. (собрание В. Федотова) Арх. Михаил, побивающий трясовиц, сщмч. Сисиний и прп. Маруф (Марон), с мученичеством Сисиния. Икона. 1831 г. (собрание В. Федотова) Иногда к этим святым добавляются (или же заменяют образ М.) мц. Фотиния, также избавляющая от лихорадки (напр., икона «Арх. Михаил, сщмч. Сисиний и мц. Фотиния», XIX в., ГМИР; см.: Русское искусство из собр. Гос. музея истории религии. М., 2006. Кат. 285. С. 190), и др. святые, избранные, очевидно, в связи с нуждами заказчика (напр., икона «Арх. Сихаил, священномученики Сисиний Кизический и Антипий Пергамский, мч. Мина и прп. Марон», XIX в., частое собрание, Германия, см. Бенчев. 2005. С. 112). О характере такого типа икон, служащих залогом избавления от напасти, свидетельствует молитвенная надпись на иконе «Арх. Михаил, побивающий трясовиц, сщмч. Сисиний и прп. Маруф, с мученичеством Сисиния» (1831, Тверь (?), собрание В. Федотова): «                  ()  »; надпись над изображением святого в одеждах преподобного «Пр(д): Маруфъ» следует считать ошибочной по причине созвучности имен М. и св. Маруфа, еп. Мартиропольского, к-рого надлежит изображать в соответствии с саном в архиерейском облачении (см.: Коллекция иконописи В. Федотова. М., 2013. [Кн. 1]: Иконогр. и худож. редкости. Кат. 60. С. 160-161). Образ М. в этой композиции иногда выносили из средника иконы на ее поле, напр., на иконе «Арх. Рафаил, сщмч. Сисиний» из коллекции Н. П. Лихачёва (XIX в., ГРМ; см.: Образы и символы. 2008. Кат. 125. С. 143) напротив преподобного на правом поле изображена вмц. Параскева, к которой также прибегают в молитве как к «победительнице диавольских козней». Известен примечательный вариант этой композиции без сщмч. Сисиния, когда в среднике друг напротив друга представлены арх. Михаил, побивающий трясовиц, и М. (Марой),- их фигуры представлены в 3/4-ном повороте к центру и соразмерны друг другу; на полях вверху - образы ангелов-хранителей, внизу - прп. Сергия (слева) и мч. Никифора (XIX в., частное собрание).

http://pravenc.ru/text/2562384.html

«Оставив Бейрут, я, – пишет арх. Порфирий, – перешел горы Ливан и Антиливан среди облаков, зиявших молниеносным огнем и под проливным дождем, и невредимый прибыл в Дамаск в 29 день того же месяца. Тамошний патриарх Мефодий, доныне незабвенный и любимый мною, принял меня с тем радушием, с тою доверчивостью и откровенностью и с тем ожиданием пользы от моего соглядатайства многострадальной Сирии, кои с первой минуты нашего взаимного лобзания святого породили во мне полную симпатию к нему. У него я гостил, как сын у отца. Деловым речам нашим, вопросам и ответам не было конца 113 . Деловые разговоры касались тяжелой зависимости антиохийского патриарха от вселенского; русского консула Базили, мало вникающего в действительные нужды сирийской церкви и бестактности его поведения; училищ в патриархате и помощи на это дело от нашего Государя, Св. Синода и др.» 114 . Здесь арх. Порфирий получил на арабском языке любопытный список антиохийских патриархов от апостола Петра до Даниила, рукоположенного в 1767 г., составленный священником Михаилом Бреком, переведенный и напечатанный потом арх. Порфирием в «Трудах киевск. дух. Академии» за 1874 г. ч. II. 20 декабря 1843 года арх. Порфирий прибыл в Иерусалим. Извещенное о его приезде греческое духовенство вышло к нему на встречу, от которой он, однако же, «с растерзанным сердцем» отказался, направившись в Феодоровский монастырь, где обыкновенно останавливались на жительство русские паломники. Греки, приготовившие помещение для гостя в патриархии, остались недовольны его отказом. Еще до появления в Иерусалиме арх. Порфирия греческое местное духовенство смотрело на его приезд сюда крайне подозрительно, «наложив друг на друга проклятие, если кто из них вздумает изменить тайнам их управления и жизни и объявит их» ему 115 , а теперь это недоверие возросло до последней степени. По Иерусалиму стали циркулировать слухи, что арх. Порфирий послан сюда в качестве русского консула 116 . Не удивительно, что состояние духа арх. Порфирия было крайне тяжелое.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

На это расслоение повлияло то обстоятельство, что интерес и нужды крупной старообрядческой буржуазии в значительной степени удовлетворены. Исключительно этими конфликтами в старообрядческой среде и следует объяснить столь нашумевший инцидент, связанный с именем бывшего архимандрита Михаила, ныне старообрядческого епископа. Рукоположение епископом Иннокентием арх. Михаила в сан епископа вызвало большое неудовольствие, можно сказать, целую бурю в буржуазных кругах старообрядческого мира. Появились протесты, формальный повод для которых обосновывается тем, что единоличное рукоположение арх. Михаила якобы противоречит церковным канонам. Такова формальная сторона дела, суть же его, несомненно, закрыта глубже. Старообрядческая буржуазия была чрезвычайно недовольна с самого начала переходом арх. Михаила из господствующего вероисповедания в старообрядчество: едва ли не главной причиной такого недовольства служили политические и общественные воззрения арх. Михаила. В то же время представителям старообрядческих съездов было сделано соответствующее внушение, и те немедленно же поспешили заявить протест против присоединения арх. Михаила. Совет съездов требовал и от приходов аналогичных протестов. Но в то же время «ошибки» исправить не удалось, так как приходы не откликнулись на призыв. Факт совершился, и с ним пришлось примириться. Он выплыл в новой стадии, когда возникло «дело» по поводу рукоположения арх. Михаила в старообрядческие епископы. Инициатива в данном случае всецело, как и прежде, принадлежала именитому купечеству в лице представителей старообрядческих съездов. Протест, однако, возбужден был не без косвенного влияния со стороны правящих сфер. Из сообщения «Нашей Газеты» видно, что москвичи предприняли поход против арх. Михаила «после поездки купца И. И. Новикова в Петербург». Последний побывал у высокопоставленных лиц, чтобы лично выразить благодарность за дарование прав старообрядцам. В Петербурге г. Новикову, по его словам, цитируемым газетой, сказали, что «старообрядцы народ хороший, строят храмы и т. д., но что нехорошо сделали, во вред православной церкви, рукоположили архимандрита-социалиста Михаила в епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

е. с презрением костела парохиального, и того ради прошу больше не смущать меня». 852 Дело арх. св. Син. 1753 г. 321. Дрогичинская иезуитская школа в 1773 г., по распоряжению эдукационной комиссии, передана пиарам, а после упразднения в 1833 г. ордена пиаров перешла в ведение Министерства народного просвещения. 856 Акты, касающиеся Витебского Святотроицкого Маркова монастыря в Витеб. старине. вып. I, 123–132. Акт. Виленск. арх. ком XI, 49. 857 Этот Огинский уже принял католичество и переименован Карлом. Вестн. Зап. России 1862 г., кн. 3, отд. 1, стр. 124. 859 Буйницкий монастырь в 1798 г. приписан был к могилевскому Братскому; в 1835 г. обращен в женский и к нему приписан Барколабовский девичий монастырь. Вилен. Арх. сборн. 860 Дело арх. Св. Синода 1762 г. В недавнее время Тупичевский монастырь упразднен, а здания отданы под бывшее в нем духовное училище. 862 Жалованная грамота Стеткевича Борколабовскому монастырю 24 июня 1641 г. на владение островом Борком в А. 3. Р. V, Акт. Вилен. арх. ком. XI, 45. В Вилен. арх. сборн. кн. II 31 помещена фундушевая запись князя Богдана Соломерецкого, мужскому Борколабовскому монастырю Сошествия Св. Духа, на землю в Борколабове, от 8 ноября 1626 г. Но, затем, об этом монастыре не встречается никаких сведений. 865 Польской Украйной, с 1687 г. называлась часть Киевского воеводства, лежащая вниз по Днепру, и Брацлавское воеводство. 868 Филип и Федор Вороничи первыми подписались под актом об избрании Петра Могилы в митрополиты киевские в 1632 (Максимовича, Соч. т. I, стр. 393). В последний раз православные члены рады Вороничей упоминаются в 1647 г. – в подписях под актами избрания Тризны в архимандриты печерские и Сильвестра Коссова в митрополиты киевские. Арх. Ю. З. Р., ч. IV, т. I, Предисл. стр. 28. 869 В казацкой легенде о запорожском гетмане Кишке говорится, что запорожцы, овладев турецким кораблем, «сребро, злато, на три части паемали: первую часть брали, на церковь накладали: на святого Межигорского Спаса, на Терехтемировский монастырь, на снятую сеченую Покрову давали, которя данним казацким скарбом будовали». Похилевич, стр. 533.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Постепенное усиление этого явления было тем естественнее, что с последующими разделами Польши в России оказывалось большее и большее число польских, интеллигентных людей, с которыми труднее и труднее было бороться русским, интеллигентным силам. Это естественное, но в высшей степени несправедливое, по отношению к русскому народу, направление изменено было, благодаря присутствию в русском народе, и восточной и западной России, большой строительной, исторической силы. В то самое время, когда в Белоруссии, по-видимому, так решительно и бесповоротно остановились, в пользу латинства и полонизма, и распространение православия, и православное оживление унии, белорусские униаты сами стали вновь вырываться из рук латинян – поляков и стремиться к сближению с православным, русским народом; возникло вновь и прямое, и постепенное воссоединение униатов и выработалось то великое событие, которое известно под именем воссоединения униатов в 1839 года 8 Зборовский договор (1649 г.). Истор. ун. Бант. Каменск., стр. 100, по изд. 1866 г.; Лит. церк. ун., т. 2, стр. 209–221. 10 Известное столкновение Петра с униатами в Полоцке (1705 г.) и ссылка луцкого униатского епископа Жабокрицкого. Истор. ун. Бант. Каменск., стр. 137–139, 141; Лит. церк. ун., т. 2, стр. 242 и 237. 11 Арх. к. ч. 3, т. 2, CCLXXXVII. Петр вынужден был это сделать на основании прутского договора с Турцией. См. ист. Росс. Солов., т. XVI, стр. 92 и 127–130. 19 Картина этого разорения в Могилевской области, где была опора белорусского православия, хорошо очерчена в записках игумена Ореста. Археогр. Сборн., т. 2, стр. XL–LXVI. 20 Около виленского святодухова монастыря группировались монастыри: кронский, кейданский, сурдекский, друйский, минский-петропавловский, грозовский, вилейский, и женские: виленский-блоговещенский и минский-петропавловский. Около слуцкого троицкого монастыря группировались: слуцкий-преображенский, мороцкий, старчицкий, грозовский, заблудовский и слуцкий женский св. Илии. Арх. св. с. д. 1785 98. 23 Там же, стр. 278. Даже в слуцкой области, в которой православие было в сравнительно лучшем положении, в православных церквах трудно было служить, потому что не было книг и не на что было купить церковного вина. Русск. Арх. за 1864. г., стр. 279–3. 25 Лит. церк. ун., т. 2, стр. 236–237. Новые, богатые документы касательно этого дела, изданы киевскою арх. комиссией. Арх. к. ч. 1, т. 4, стр. 141, 149, 203, 205, 207, 214., 229, 230. 28 Униатский епископ Жабокрицкий был сослан в Россию по приказанию Петра, Кирилл Шумлянский не хотел быть униатом. 36 Арх. киевск., ч. 6, т. 2, см. инвентарь имений до половины XVIII стол. например 21, 27, 37, 39, 40, 42 и друг. 40 Некоторые из свидетельств о рукоположении укр. Священников в Валахии с 1741 по 1764. г., Арх. к., ч. 1, т. 3, стр. 367, 137, 361; т. 2, стр. 57, 100; т. 3, стр. 175; т. 2, стр. 67. 41 Подробное исследование этого можно читать в сочинении А. Ф. Хойнацкого: Западнорусская церковная уния в её богослужении и обрядах. Киев 1871 г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

1715 Филарет, История русской церкви, т. IV, стр. 106–117. Памят. Киев. Ком. т. I, от. II, стр. 67 и след., 83 и след., 96 и след. 1716 Овручский архимандрит Макарий, в эпоху войн Юрия Хмельницкого, был замучен в г. Каневе в числе многих христиан в храме татарами и турками в 1678 году. Иов «Железо» удостоился видения Богоматери и скончался в 1651 г. Истор. иерархии, V, стр. 359. Сведения о св. Гаврииле в книге арх. Николая «Ист. стат. опис. Мин. епархии», стр. 109. 1718 Рус. Истор. Библ. т. IV, примеч., стр. 2; Макарий, Ист. рус. цер. т. XI, стр. 569; арх. Николай, Ист. стат. опис. Минск. епарх. стр. 66, 67. 1719 Ундольский, Очер. слав. рус. библ. стр. 100, 105, 109, 117, 119, 125, 129 и 137; Строев, Опис. кн. Толстого, 156 и 201. 1722 Для нас особенно интересно нижеследующее место «привилея» Яна-Казимира, данного в силу зборовского договора: Takze bratstwa wszystkie gdzie kolwiek sa у gdzie fabraniano, jako w Smolensku, za murami u Illeba у Borysa, w Bilsku miec pozwolamy, szkoly Küowsky у gdzie Kolwiek sa, takze drukarnie ich wcale zachowujemy у censure xiag hrzy oycu metropolicie у episkopach w diecesyach ich zastawuemy, a kaduk na drukarzu Zwowskim Hozce, nieslusznie otrzymany, znosiemy. Из этого документа, таким образом мы узнаем о существовании православного Борисоглебского братства в г. Смоленске. См. Вильн. Арх. Сб. т. XI, 17, стр. 21. Также Собр. грам. Минской губ. 122, стр. 253. 1723 Письмо Виленского братства к Слуцкому братству, в Арх. ю.-з. России, ч. I, т. IV, XV, стр. 29. 1724 Универсал короля Яна Собесского от 9 окт. 1679 г. Луцкому братству в Арх. ю.-з. России, ч. I, т. IV стр. 31; к Супрасльскому архимандриту в Вилен. Арх. Сб. т. IX, стр. 257; тот же универсал, посланный в Брест, в Акт. Вилен. Ком., т. III, стр. 84. Тот же универсал, по-польски, посланный в Холм Вилен. Акт. XXIII. 328. 1725 Униатский митрополит Киприан Жаховский присутствовал на неудавшемся Люблинском съезде и описал его в своем «Colloqoium Zubelskie». 1726 Присяга депутатов братства помещена в Арх. ю.-з. России, ч. I. т. IV, стр. 32; см. предисловие к этому тому, стр. 18–21.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

То против сего скажем следующее: что хотя и действительно оный священноинок является к нам нередко, потому что он нас имеет себе духовным отцом, но только как Вятская епархия соборне поручена собрату нашему г. Пафнутию епископу Казанскому, но мы, по определению священных правил, блюдем себя, чтобы не делать духовных распоряжений для чужих епархий, то и не сведаем о том, было ли когда дано священноиноку Иову на сие определительное разрешение. Ибо мы всегда с подобными вопросами, сверх своих простых, как о деле постороннем, рассуждений, посылали его ко своему епископу за определительным ответом. При чем и недоумеем мы о действительности сего обвинения, и кажется, если бы оное справедливо было, то следовало бы г. обвинителю определительно указать, от какого именно года, месяца и дня дано оному за нашим подписом таковое дозволение, и с тем вместе нужно бы обвинять и в том, что незаконно вмешиваемся мы в чужую епархию распоряжениями своими. Замечание. Местность, в которой находится священноинок Иов, с ведома самого арх. Антония, Пафнутием передана в управление епископу Геннадию Пермскому, а по нем епископу Саватию Тобольскому. Почему священноинок Иов и рукоположен не Пафнутием, но или самим арх. Антонием, или еп. Савватием. Нам представляется странным это, как же арх. Антоний, принимая на дух священноинока Иова, не знает, под чьим он управлением состоит и в каких отношениях находится с своим епархиальным епископом? – О разрешении же арх. Антонием священноиноку Иову венчать браки в шести степенях кровного родства Пафнутию передавал сам Иов, который с этим же вопросом по разрешении уже арх. обращался для подтверждения и к нему; но Пафнутий такое разрешение, как незаконное, не подтвердил. После этого Пафнутий при личном свидании с арх. предложил ему вопрос, на каком основании его преосвященство признали возможным без расторжения брака присоединять из раскола к церкви лиц, состоящих в беззаконном супружестве, по сказанному родству, и дозволили таковых венчать? Арх. на это не обинуясь сказал – апостол Павел повелевает: аще муж верен, а жена не верна, и та благоволит жити с ним, да не оставляет ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

2428 До Сильвестра Белорусским епископом непродолжительное время был Серапион Полховский; Вилен. Арх. Сб. II, 59, Витеб. Стар. т. 1, стр. 263, 265, 532, т. V, стр. 268. 2432 Чистович, Очер. ист. зап. рус. цер. II, 84 и 264; см. жалобу на Гриневича от 1764 г. Ист. юрид. мат. Созонова, XIV, 462. 2433 Акт. Вилен. Ком. т. XI, стр. 508, Вилен. Арх. Сб., т. VII, стр. 219. Из этого последнего документа видно, какое большое количество учителей церковно-приходских школ было в г. Слуцке в половине XVIII века. 2434 Вилен. Арх. Сб., т XI, стр. 120, см об обидах, учиненных за это время (1721–1753 г.) православным, в сочин. Бантыша-Каменского, Изв. об унии, стр. 169–298. 2435 О смутах, сопровождавшихся убийствами в 1740 году в Оршанском округе в местечке Дашкове и в деревни Сидоровичах смотр. Вилен. Арх. Сб. т. II, 91–101, Ист. изв. об унии Бантыша-Каменского, стр. 244. О публичных истязаниях, совершенных над православными священниками см., между прочим, Вилен. Акты т. VII, стр. 22 и 478, т. XI, пред. стр. XL, Арх. ю.-з. Рос. ч. 1, т. IV, 68, 70, особенно 91, 154 и многие другие. В 1721 году Могилевские иезуиты со своими студентами, войдя в Могилевскую братскую церковь , во время отправления вечерни, монахов били и в алтаре, рассыпав запасную евхаристию, ругались над св. Тайнами. Зап. игум. Ореста, Вилен. Арх. Сб. V, стран. 84. 2437 Вилен. Арх. Сб. II, стран. 108; на стран. 111 помещено описание печати братства; по краям находились слова: «Церкви Богоявления Господня Могилевского Крестоносного братства»; в средине печати – изображение Спасителя, вверху Св. Духа в лучах, внизу, с правой стороны, – Иоанна Крестителя, а с левой, – Ангела. – О доверии православных к Могилевскому братству можно судить, например, по следующему факту: в 1711 году Брестское братство отдало Могилевскому братству на сохранение, в виду неприятельских вторжений, всю церковную утварь, ризницу и другие вещи, принадлежавшие Симеоновскому монастырю; см. Истор. юрид. матер. Созонова, вып. XI, стр. 419 и след., из этого акта узнаем, что у Брестского братства была своя серебряная Печать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

585 К числу городов, навсегда оставшихся за Россией после 1654 и 1655 г., принадлежал г. Красный. Но он скоро стал считаться простым дворцовым селом, куда в 1667 г. были выселены солдаты и сержанты из Люцина и Динабурга (П. Семенов. Геогр.-ст. словарь, II, 772), и, конечно, находился в Смоленской епархии. 586 Арх. М. Юст. (по Патр. Каз. Пр.) 302, лл. 1–55. В приходной книге отмечено «всего собрано с 169 церквей», тогда как по вышепредставленному количеству церквей по городам, уездам и станам получается до 200. По богаделенным ведомостям к 1679–1699 г. в Смоленской епархии значится 174 церкви (Арх. М. Ю. Кн. Патр. Каз. Пр. 97, 106, 132, 175 и др.). По отписке из смоленского архиерейского дома в монастырский приказ в 1706 г. в Смоленске с пригородами, в Дорогобуже, Белом, Рославле с уездами собрано данных с 201 церкви (Арх. М. Ю. – по арх. монастырск. прик., кн. 63, л. 221–224). Автор Истор.-статист. описания Смоленской епархии на основании того, что в 1681 г. предполагалось учредить епископию в Вязьме с подчинением её смоленскому митрополиту, напрасно г. Вязьму с 1681–1722 г. относит к Смоленской епархии (стр. 6). Вязьма в это время принадлежала Крутицкой митрополии (Арх. Мин. Ин. Дел. Дух. Рос. Дела 1681 г. сент. – окт.; Арх. Мин. Юст. по Мон. пр. приход. книга (7207 г.) 15). 587 Арх. Мин Ин. Д. Дух. Рос. Дела 1681–1682. Акт. Ист. V, 75. Почти в половине XVIII в., в 1745 г. Смоленская епархия состояла все из тех же четырех городов с уездами, только количество церквей несколько прибавилось. В Смоленске с уездом было 162 церкви, в Дорогобужском, Бельском и Рославльском уездах 80, всего – 242 (Истор.-стат. описание.... 187 стр.). 588 Материалы для истории раскола I, 12. Платон Любарский. Иерархия вятская и астраханская. Церк.-истор. сборник, стр. 2. 589 Макарий. История рус. церкви, XII, 298–299. Планы Никона не могли скрыться под серьезными мотивами открытия особой епархии на Вятке. Их понимали современники, и когда явилась возможность, поставили патриарху в вину захват Коломенской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010