Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава 6. Числа. История сорокалетнего странствования Израиля по пустыне Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Стоянка у Синая продолжалась около года, после чего Моисеем и Аароном была совершена перепись всех израильтян по коленам и была совершена Пасха. После этого израильтяне двинулись в путь. Мы упоминали о диалоге, когда Господь сказал, «ты веди этот народ в землю обетованную, а Я не пойду с вами, потому что это народ жестоковыйный и вы все можете погибнуть, если Я пойду с вами», однако Моисей умолил Бога, чтобы Он предводительствовал народом. История этого путешествия в основном описана в книге Чисел. Книга чисел охватывает собой события, начиная от приготовления к путешествию у горы Синай, и кончая выходом израильтян уже на исходный рубеж захвата, то есть в степи моавитские к берегу Иордана. По ходу этого путешествия постоянно подтверждалось то, что народ, которым предводительствовал Моисей, есть народ жестоковыйный, множество разных искушений ему пришлось претерпеть по ходу путешествия. Сначала израильтяне направились в Палестину наиболее прямым и естественным путем, то есть двигаясь в нее с юга в промежутке между Средиземным и Мертвым морем. 6.1. Чудо насыщения народа перепелами При подходе туда было искушение с перепелами, когда сначала иноплеменники, а потом и сами израильтяне стали роптать, говоря о том, что уже не могут больше есть «эту манну», и вспоминают пищу, которой они питались, находясь в Египте. Причем здесь очень любопытно заметить, что книга Чисел описывает достаточно подробно, как израильтяне говорят: «мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни и лук и чеснок» (Чис. 11:5). Неожиданно подробное исчисление того, что они там ели и по чему они скучали в пустыне. Не так давно было открыто письмо одного молодого египтянина, который писал своему учителю, находясь как раз в районе Пер-Рамсеса, построенного израильтянами. Он описывает свою повседневную трапезу, и это его описание почти дословно совпадает с тем, о чем мечтали израильтяне в пустыне, что является дополнительным подтверждением историчности Пятикнижия Моисея. То, что здесь описано, вполне совпадает с теми реалиями египетской жизни, о которых мы знаем.

http://sedmitza.ru/lib/text/430973/

Ветхий Завет Самым ранним разделением Библии, идущим из времен первенствующей христианской Церкви, было разделение ее на две, далеко не равные части, получившие название Ветхого и Нового Завета. Такое разделение всего состава библейских книг обусловлено было их отношением к главному предмету Библии, т. е. к личности Мессии: те книги, которые были написаны до пришествия Христа и лишь пророчески Его предизображали, вошли в состав «Ветхого Завета», а те, которые возникли уже после пришествия в мир Спасителя и посвящены истории Его искупительного служения и изложению основ учрежденной Иисусом Христом и Его святыми апостолами Церкви, образовали собой «Новый Завет». Все эти термины, т. е. как самое слово «завет», так и соединение его с прилагательными «ветхий» и «новый», взяты из самой же Библии, в которой они, помимо своего общего смысла, имеют и специальный, в котором употребляем их и мы, говоря об известных библейских книгах. Слово «завет» (евр. – bêrit, греч. – διαθκη, лат. – testamentum), на языке Священного Писания и библейского употребления, прежде всего, значит известное постановление, условие, закон, на котором сходятся две договаривающиеся стороны, а отсюда уже – самый этот договор или союз, а также и те внешние знаки, которые служили его удостоверением, скрепой, как бы печатью (testamentum). А так как священные книги, в которых описывался этот завет или союз Бога с человеком, являлись, конечно, одним из лучших средств его удостоверения и закрепления в народной памяти, то на них весьма рано было перенесено также и название «завета». Оно существовало уже в эпоху Моисея, как это видно из Исх 24.7 , где прочитанная Моисеем еврейскому народу запись Синайского законодательства названа книгой завета (сёфер хабберит). Подобные же выражения, обозначающие собой уже не одно Синайское законодательство, а все Моисеево Пятикнижие, встречаются и в последующих ветхозаветных книгах ( 4Цар 23.2–21 ; Сир 24.25 ; 1Мак 1.57 ). Ветхому же Завету принадлежит и первое, еще пророчественное указание на Новый Завет , именно, в известном пророчестве Иеремии: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет» ( Иер 31.31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 32  голоса:  4.4 из  5) Литература Священные тексты и комментарии к ним Еврейские тексты Живая Тора: Пятикнижие Моисея: Новый перевод на английский, основанный на традиционных еврейских источниках, с примечаниями, вступлением, картами, таблицами, чертежами и библиографией раби Арье Каплана/Пер. на русский язык Г. Спинаделя. Нью-Йорк; Иерусалим: Мознаим, 1998. Кетувим (Писания)/Ред. пер. Д. Йосифон. Иерусалим: Мосад Арав Кук, 5738(1978). Книги Шмуель I и II с дословным русским переводом и с комментариями русским и еврейским, объясняющими текст, а также историю, географию и археологию библейского мира, И. Н. Штейнберга, инспектора Виленского еврейского института. Вильна: Типография И. И. Пирожникова (без указания года выпуска). Первые и последние пророки: Текст сверен с рукописью и масорой Кэтэр Арам Цовы и сходных с ней рукописей Мордехаем Броером/Ред. пер. Д. Иосифон. Иерусалим: Мосад Арав Кук, 5738 (1978). Пять книг Торы/Пер. Д. Йосифона. Иерусалим: Мосад Арав Кук, 5738(1978). Сефер Диврей ха-ямим с комментариями Иегуды Кила: В 2 т. Иерусалим: Мосад Арав Кук, 1986. (Ивр.) Сефер Шмуэль с комментариями Иегуды Кила: В 2 т. Иерусалим: Мосад Арав Кук, 1981. (Ивр.) Сидур Кол Йосеф. Иерусалим: Шамир, 1994. Танах с комментариями под общей редакцией М. Д. Касуто: Книга Диврей ха-ямим с комментариями А. Ш. Хартума. Тель-Авив: Явне, 1999. (Ивр.) Танах с комментариями под общей редакцией М. Д. Касуто: Книга Мелахим с комментариями А. Ш. Хартума. Тель-Авив: Явне, 1999. (Ивр.) Танах с комментариями под общей редакцией М. Д. Касуто: Книга Шмуэль с комментариями А. Ш. Хартума. Тель-Авив: Явне, 1999. (Ивр.) Теилим Швут Ами с избранными комментариями Раши, Радака, Сфорно, Мальбима, Алшиха, Мецудот и многих других древних и современных еврейских мудрецов/Пер. А. Кац. Иерусалим: Швут Ами, 2003. Христианские тексты Ветхий Завет/Синодальный перевод. (Без указания года издания.) Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа по-еврейски и по-русски. Отпечатано в Великобритании. (Без указания года издания.)

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/7/

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Иосия Иосия I. [евр. Йошийя, Иошийяху, «Господь поддержит, укрепит» ]: 1) сын и преемник иуд. царя Амона. И. царствовал в 639–609 гг. до Р.Х. и был последним благочестивым царем из рода ⇒ Давида , правившего до вавил. плена ( 4Цар. 22 – 4Цар. 23:30 ; 2Пар. 34:1 ; 2Пар. 35:1 ). Когда И. взошел на престол, ему было восемь лет. Мощь Ассирии постепенно ослабевала, поэтому И. обладал большей, чем его предшественники Манассия и Аммон, свободой для принятия политич. решений. В восьмой год своего царствования И. начал искать Господа, а в двенадцатый принялся за очищение Иудеи и Иерусалима от высот, изображений Ашеры (⇒ Дубрава ), резных и литых кумиров. Он распространил свои реформы и на бывшую область Северного царства, что свидетельствовало о тогдашнем бессилии Ассирии. И. сокрушил жертвенник в Вефиле, исполнив тем самым предсказание человека Божьего из Иудеи ( 3Цар. 13:2 ). Подробный обзор самых значимых деяний И. представлен в 4Цар. 23:1–25 ; 2Пар. 34:1–7 . Он не остановился даже перед такими суровыми мерами, как истребление всех жрецов высот в Самарии и сожжение на их жертвенниках человеч. костей ( 4Цар. 23:20 ). Его рвение еще более усилилось после того, как в восемнадцатый год его правления (622 г. до Р.Х.) первосвященник Хелкия обнаружил в храме книгу Закона Божьего ( 4Цар. 22:8–20 ; 2Пар. 34:8–28 ). Что именно содержала в себе эта книга – все Пятикнижие (от Бытия до Второзакония) или только книгу Второзаконие, – неизвестно. Весьма вероятно, что это действит. были все пять книг Моисея. О сказанном в книге И. послал вопросить пророчицу Алдаму, и та предсказала, что обещанное в книге Закона наказание исполнится, но И. будет погребен в мире и не увидит этого бедствия. И. созвал старейшин Иудеи и Иерусалима, повелел зачитать им книгу Закона и обновил, вместе с народом, завет служить Господу. Он совершил в Иерусалиме Пасху в соответствии с заповедями книги Закона, которых не придерживались со времен судей ( 4Цар. 23:22 ). Но Господь все же не смирил Свой гнев в отношении Иудеи; обращение народа к идолослужению во времена Манассии не прошло бесследно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Пятикнижие Моисея: Закон Божий и Первоевангелие. Первое мессианское пророчество Лекция. Аудио Федор Куприянов В московском Сретенском монастыре начались занятия православного содружества по изучению Священного Писания и Закона Божия, которое мы назвали «17 кафизма». Первый курс лекций и семинаров посвящен важнейшей теме: «Исполнение мессианских пророчеств Ветхого Завета в Господе нашем Иисусе Христе». 8 апреля 2014 года первую лекцию – «Пятикнижие Моисея: Закон Божий и Первоевангелие. Первое мессианское пророчество» – прочитал преподаватель Сретенской духовной семинарии Федор Алексеевич Куприянов . Докладчик рассказал о Пятикнижии Моисеевом и двух наиболее ярких пророчествах в этих книгах. Во второй половине встречи Ф.А. Куприянов отвечал на вопросы собравшихся. Лекция Ф.А. Куприянова: Скачать (MP3 файл. Продолжительность 51:05 мин. Размер 24.6 Mb ) Ответы на вопросы слушателей: Скачать (MP3 файл. Продолжительность 56:16 мин. Размер 27.1 Mb ) скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Анастасия 25 октября 2014, 22:09 Спасибо за лекции. Просьба: расскажите и объясните о юродстве или похабах в разных религиях. Читаю книгу С.А.Иванова " Блаженные похабы " . Грешная Анастасия Марина Рязанцева(куприянская) 17 мая 2014, 18:12 Очень нужна информация: будет ли лекция 20 мая? (я буду в Москве в этот день, очень бы хотелось попасть) Вадим 15 мая 2014, 05:35 Большое спасибо за этот цикл лекций! Надеюсь, их публикация будет продолжаться, а то последние лекции осеннего цикла " Мир веры " , по-моему, так и не появились... Пожелание на будущее: сделайте, пожалуйста, какой-то раздел на сайте, где бы такие лекции были собраны. Чтобы зашёл в него, открыл курс " 17-я кафизма " и там все лекции по порядку: 1, 2, 3 и так далее. А то сейчас их приходится искать в общем потоке видео или статей... Ирина 12 мая 2014, 01:08 Свершилось! Я учусь в Сретенской семинарии, на которую с завистью и надеждой смотрела со двора, ведь мне, подобию Евы, вход туда закрыт. Как-то тягостно было учиться на ВВЦ (далеко ехать, безликий зал). И как легко, не чувствуя усталости, лечу сюда, в этакую красоту. Красавцы-семинаристы, которые рядом помогают, обслуживают, возвращают ощущение уже неблизкой студенческой юности. Фёдор Алексеевич Куприянов - замечательный преподаватель. Какой живой, образный рассказ о событиях, которые многим кажутся канувшими в непроглядную тьму, и многие, послушав такую лекцию, захотят слушать дальше, читать книги. Отец Тихон, ваши труды и мудрая любовь к прихожанам принесут добрые духовные плоды. Храни Вас Господи! Спасибо Вам, братии Сретенского монастыря, преподавателям, с которыми нам предстоит встретиться.

http://pravoslavie.ru/69979.html

Глава 4. Исход Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Книга Исход открывает новый большой период ветхозаветной истории. На место одного благочестивого семейства приходит происшедший от него народ, посредством которого Бог свидетельствует о Себе людям. Выведя его из Египта, Бог являет на нем великие чудеса, огражадет от бед и вступает с ним в завет, который мы, как правило, и называем «ветхим». 4.1. Происхождение и призвание Моисея. Откровение об Имени Божием Мы закончили изучение книги Бытия и сегодня переходим к следующей книге Пятикнижия Моисеева – Исход. Эта книга, помимо своей ценности исторической, имеет еще, несомненно, ценность пророческую: в ней содержится множество прообразов, касающихся времен новозаветных, и касающихся устроения спасения человечества через Господа Иисуса Христа. Первое, с чего начинается повествование этой книги – угнетение евреев в Египте при восстановлении египетских династий фараонов и рождение Моисея – человека, которому уготовано было стать спасителем своего народа, спасителем от истребления его в условиях египетского рабства. Мы с вами рассмотрим его жизнь с того времени, когда Моисей пребывает в Аравийской пустыне, – с этих пор он был призван к служению. Жизнь Моисея делится на три равные части: 40 лет в Египте, потом 40 лет в Аравийской пустыне и 40 лет служения народу Израильскому. Всего 120 лет. Призвание Моисея начинается с видения неопалимой купины – куста, который горел и не сгорал. Через это явление Моисей призывается для служения. При этом Бог Сам впервые открывается Моисею, называя Свое Имя. В книге Бытия мы встречали ряд имен Божиих, таких имен, как Всевышний, Всемогущий, Бог неба и земли, Бог, видящий меня, Бог Авраама, Бог Исаака и другие. Здесь же мы видим некоторое новое откровение. «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий [Иегова]. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род» (Исх. 3:13-15).

http://sedmitza.ru/lib/text/430913/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОБРОСМЫСЛОВ Дмитрий Алексеевич (окт. 1864, Симбирская губ.- 28.02.1917, С.-Петербург), богослов, церковный публицист. Родился в семье священника. В 1890 г. окончил КазДА со степенью канд. богословия. Его курсовое соч. «Мнения отцов и учителей Церкви о ветхозаветном обрядовом законе Моисея» было признано лучшим и заслуживающим степени магистра. Магист. степень была присвоена Д. в 1893 г. после сдачи необходимых экзаменов. С 26 сент. 1891 г. Д. занимал должность помощника инспектора Самарской ДС, в 1893 г. Д. был назначен преподавателем богословских дисциплин в той же семинарии. Преподавал догматическое, основное и нравственное богословие. С 1902 г. Д.- младший секретарь в канцелярии Святейшего Синода. С 1914 г. на должности старшего секретаря. Магист. работа Д. получила высокую оценку рецензентов. Впосл. она была удостоена почетного отзыва на VII Макариевском конкурсе богословских сочинений при Святейшем Синоде 1896 г. на основании положительной рецензии проф. КДА А. А. Олесницкого . Сочинение Д. состоит из 2 основных частей. В 1-й ч. автор определяет общие подходы святоотеческой экзегезы к ветхозаветным законодательным текстам Пятикнижия. Во 2-й ч. приводятся мнения св. отцов по конкретным положениям ветхозаветного закона. Эта часть написана в соответствии с теми темами, к-рые задаются законодательными текстами Пятикнижия, и подразделяется на разделы: о скинии, священстве, жертвоприношениях, праздниках, законах о «чистоте» и «нечистоте». На богатом фактическом материале Д. показывает, что в экзегезе законодательных текстов св. отцы по преимуществу следовали сформулированному еще ап. Павлом типологическому принципу понимания ВЗ, остававшемуся вплоть до Нового времени основополагающим в христианском прочтении Свящ. Писания ВЗ. Исчерпывающим выражением подобного подхода могут служить приводимые в сочинении слова свт. Кирилла Александрийского о том, что обрядовый закон был установлен «как бы некое упражнение, свойственное детскому возрасту, имеющее образ истины» (С. 15).

http://pravenc.ru/text/178674.html

Разделы портала «Азбука веры» Например про создание всего мира за 7 дней, создание первого человека из глины, первой женщины из ребра, говорящую змею, волшебное яблоко, всемирный потоп и т.д. и т.п… настоящий христианин должен верить во всё это буквально? Или же это всё имеет несколько символический и метафорический смысл? 6 Ответов У Вас преувеличения, “волшебное яблоко” это о чём? Ознакомьтесь с Пятикнижием Моисея . Заметим, что Библия не есть учебник по генетике, или по физике, она описывает то, как Бог создал мир, и самое важное как человек оказался в плену греха. Церковь и православные уверены в том изложении, которое описывает Священное Писание, и не предполагает символического прочтения. От себя скажу, что современные идеи космологии и квантовый физики, достаточно близко находятся с тем, как Господь создал мир. О запретном плоде, о чём же ещё? Вернее их там даже 2 было ведь: один запретный, второй — нет… Ну может быть там не яблоки (хотя их обычно так представляют), а что другое, но не в том же суть? И как же? Про космологию с квантовой физикой можно пожалуйста поподробнее? Вы ознакомились с Пятикнижием? Например про создание всего мира за 7 дней И что же вас смущает??? Господь создал мир за 6 дней и у нас нет оснований для сомнения! Ваш вопрос слишком общий. Все ли нужно воспринимать буквально в Библии? Нет, не все. Библия — это целый сборник книг разного жанра с использованием различных литературных тропов. Как именно нужно понимать те или иные места? Для этого существуют православные толкования , которые рассматривают каждый стих в контексте всей книги, всего Писания и православного вероучения. Открывайте конкретное место и читайте толкования. Думайте, сопоставляйте. Для понимания Библии уже есть много толкований Святых Отцов, бывших в состоянии большей близости к Богу, чем мы, и поэтому толковавших не от “ветра головы своея”, а от Бога. Хочу заметить, что многие места в Библии имеют сразу несколько смыслов, как бы несколько уровней понимания, и в том числе есть события, т.е. некие физические действия, которые с одной стороны понимаются именно как реально происходившие действия, но у которых есть и символический смысл. Или, например, какое-то пророчество, в котором описываются какие-то конкретные события, но в одних и тех же словах заключены сразу два разных разнесенных по времени будущих события.

http://azbyka.ru/vopros/vsjo-chto-napisa...

Вопрос: В каких источниках можно узнать, где находился Иисус Христос в возрасте от 18 до 30 лет? Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: Все древние и позднейшие христианские экзегеты едины во мнении, что весь период от возвращения из Египта (Мф.2:23) до начало общественного служения (Лк.3:23) Иисус Христос прожил в Назарете. Указания на это имеются в святом Евангелии: «И пришел в Назарет, где был воспитан» (Лк.4:16). Жители Назарета хорошо помнили Его: «и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?» (Лк.4:22); «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры?» (Мк.6:3). Последний приведенный стих содержит еще одно важное свидетельство – Иисус назван плотником. Этому ремеслу Он мог обучиться не в Тибете, а у отчима св. Иосифа, для которого плотницкое дело было профессией (Мф.13:55). Спаситель не родился в Назарете, но провел там большую часть Своей земной жизни, поэтому его называли: пророк из Назарета (Мф.21:11), назарянин (Мк.1:24; Лк.4:34), назорей (Мф.26:71; Деян.2:22). Это же было указано на Его кресте (Ин.19:19). Легенда о пребывании Иисуса в возрасте с 13 до 29 лет в Тибете впервые появилась в книге Н.Нотовича в Париже в 1894 году. Выдающийся ученый-востоковед Макс  Мюллер в том же году доказал, что опубликованный Нотовичем текст, подделка. Летом 1895 г. профессор Дж.Дуглас посетил тибетский монастырь в Ладакхе, о котором писал Нотович, и не нашел там ни никаких следов посещения его русским путешественником. О «манускриптах» там тоже ничего не было слышно. Дж.Дуглас, как и М.Мюллер, пришел к выводу, что публикация Нотовича – фальшивка.   Нужно иметь полное отсутствие самых элементарных представлений о библейской жизни, чтобы поверить в эту выдумку. В ней явственно проступают штампы сознания расцерковленного интеллигента конца 19-го – начала 20 века. Тринадцатилетний отрок, воспитанный на Законе и пророках, никогда ни в какой  страну, живущую идолопоклонством, не поедет. То, что для европейца, отпавшего от великой христианской традиции, представляется духовной экзотикой и особой мудростью, для библейского религиозного сознания является не более, как нечестие, о различных видах которого много написано в Пятикнижии Моисея, псалмах и пророческих книгах. Евреи иногда селились вне Палестины, однако всегда целыми семьями и только в тех городах, где были еврейские общины с синагогами. Как правило, это были страны Средиземноморья. Закон Моисея требовал полного послушания детей родителям. Невозможно, чтобы отрок тайно ушел из дома. Сами благочестивые родители Иисуса на такой уход никогда бы не согласились. Совершенно определенно написано о двенадцатилетнем отроке: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них» (Лк.2:51).

http://pravoslavie.ru/6355.html

1.2. История пророческого служения Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Пророк – это не только тот, кто это знает, но и тот, кто это возвещает. Поэтому можно сказать о том, что патриархи были пророками, но все-таки в ограниченном смысле. Енох (Иуд. 1:14) и Ной были пророками. Авраам знал волю Божию. В связи с Содомом и Гоморрой Господь говорит: «утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать!» (Быт. 18:17). Но Аврааму еще некому было волю Божию возвещать, поскольку народ до некоторого времени им одним и ограничивался. А вот когда умирает патриарх Иаков, то у него уже есть потомки, каждому из которых он дает благословение, имеющее пророческий характер. Гораздо в большей степени пророком является Моисей и Сам Господь его называет пророком. Хотя не все толкователи ему усваивают эту функцию, говорят, что он скорее законодатель, правитель народа. Несомненно, он тоже и пророк, потому что через него Бог открывал Свою волю в виде закона. В обличительной песни в конце книги Второзаконие предсказываются события будущего и обличаются грехи народа. В период Судей мы не видим, чтобы судьи назывались пророками. На них сходит Дух Божий, но Он воздвигает их на подвиги, ведущие к освобождению народа. При этом сами судьи не пророчествуют, кроме Деворы, которая называется пророчицей. В начале первой книги Царств об этом времени говорится: «Слово Господне было редко в те дни, видения [были] не часты» (1 Цар. 3:1). Наибольшая «интенсивность» пророческого служения наблюдается в период царств. И первым здесь должен быть назван, конечно, Самуил. В Пятикнижии четко указаны признаки истинного пророка. Главный из них – исполнение предсказанного. Самуил становится известным народу, когда оказывается, что «не осталось ни одного из слов его неисполнившимся» (1 Цар. 3:19), что он действительно пророк. На примерах Моисея и Самуила видно, что пророк не просто является каким-то отрешенным от всего созерцателем тайн Божиих, мистиком, замкнутым на самом себе, но что он очень тесно включен в жизнь народа. Самуил управляет народом, Самуил помазывает Саула, через Самуила происходит отвержение Саула, через Самуила помазывается на царство Давид. То есть его деятельность как пророка очень тесно связана с жизнью всего народа, его служение носит такой принципиально-общественный характер. Оно нужно потому, что народ часто или отпадает от веры, или вера становится формальной, и встречаются тяжелейшие нравственные отклонения, или просто требуется разъяснение тех или иных путей Божиих, которые должны в судьбе народа реализоваться. То же самое можно сказать и о других пророках. Даже живший в окружении чужеземцев пророк Даниил не представляет исключения.

http://sedmitza.ru/lib/text/431372/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010