иерей Вячеслав Зыков Глава 4 Личность Авраама по упоминаниям о нем в Священных книгах Ветхого и Нового Завета. Моисей, как писатель истории Авраама. История Авраама в книге Бытия оканчивается десятым стихом 25-й главы, где говорится о погребении Авраама; но имя его встречается почти во всех Священных книгах Ветхого и Нового Завета. Так как эти книги писаны в разное время, на протяжении нескольких веков, и различными писателями, то весьма важно исследовать, так ли смотрят на личность Авраама эти писатели, как писатель книги Бытия. Мы уже видели, что соприкасающаяся с историей Авраама внебиблейская область, в которую нас переносит 14 глава книги Бытия, дает нам полное основание видеть в Аврааме определенную историческую личность. Сопоставление изображения этой личности в книге Бытия с обычным изображением в мифах народных героев показало нам, что Аврааму не место среди этих героев, сказания о которых представляют смесь олицетворения явлений природы, фантастических вымыслов и событий, быть может, и имевших место в действительности. Таким образом, не касаясь даже вопроса о богодухновенности книги Бытия, мы не имеем никаких оснований смотреть на сообщение этой книги об Аврааме иначе, как на сообщение строго исторического характера о действительной личности. Так именно и смотрят на историю Авраама и его личность писатели Священных ветхо- и новозаветных книг. Для признающих писателем всего Пятикнижия того же Моисея, который в книге Бытия дает историю Авраама, не может быть, конечно, и речи о том, что в книгах – Исходе, Левите, Числах и Второзаконии – Авраам будет изображаться теми же чертами, с какими он является на страницах Бытия. Подробное рассмотрение тех мест в четырех остальных книгах Пятикнижия, где встречается имя Авраама, убеждает в этом самым решительным образом. Предварительно рассмотрения этих мест, считаем не лишним коснуться той формулы, основание которой положено писателем Пятикнижия и в которой чаще всего встречается имя Авраама и у других священных писателей. Эта формула – соединение вместе имен трех патриархов – Авраама, Исаака и Иакова, как родоначальников народа Еврейского, с которыми Господу благоугодно было вступить в особый завет: «вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом; и увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог» ( Исх. 2:24–25 ), – вот первое употребление этой формулы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

А. Баженов Предисловие Вопрос о книге Второзакония является частью вопроса о Пятикнижии вообще, как совокупности писаний пророка Божия Моисея. На протяжении многих веков Второзаконие мыслилось как „пятина” пяти частей закона. Это воззрение находило достаточное оправдание во всех древнейших свидетельствах, начиная со свидетельств богодухновенных священных писателей. В сознании их „книга закона“, на которую они ссылаются, как на единственный критерий для обоснования своих суждений по поводу того или иного исторического события, представлялась всегда делом рук Моисея. Моисей, по их мнению, дал Израилю написанный им самим закон Иеговы. Закон Моисеев мыслится в сознании их как нечто целое, нераздельное, представляющее собою книгу, известную под названием Торы ( Втор.28:61 ; 1Нав.1:8; 4Цар.14:6 ; 1Пар.22:12 ; 2Пар.12:1, 17:9 и др.). Эти воззрения ветхозаветных писателей разъясняют нам и другие свидетельства, по времени позднейшие. Евангельский „νμος“ в речах Христа Спасителя и Его учеников, составляя синоним 1 ветхозаветной Торы; (Мф.5:17; Лк.2:22 ; Рим.2:15 ), понимается, не иначе, как в смысле всего Пятикнижия. Младший современник Христа, иудейский священник Иосиф Флавий 2 удостоверяет, что Моисей написал закон в пяти книгах. Иудейское предание, свидетельствуемое Талмудом, не оставляет и тени сомнения в том, что Моисей дал Израилю Тору, заключённую в пяти книгах (Menachot 30а, Sanhedrin 44а, Megilla 1, 8 и др.). Заверенное такими свидетельствами представление об авторской деятельности пр. Моисея по отношению ко всему Пятикнижию долгое время не встречало никаких возражений, а потому подлинность и нераздельность писаний Моисеевых мыслились как непреложная истина. Фарисеи, напр., считали еретиком того, кто оказывался думающим иначе 3 . Однако, этих „думающих иначе“ оказалось, но мало. Еретики первых веков в стремлении унизить учение Христа, – учение, как известно, опирающееся, хотя и не всецело, на данный ветхозаветному Израилю закон и восполняющее его ( Мф.5:17 ), – стали высказывать сомнение против Пятикнижия 4 . По их почину, средневековые раввины стали отвергать принадлежность Пятикнижия Моисею, хотя и в скрытой и притом не категорической форме; (Абен-Езра XII в.; Исаак, бен Соломон – IX в.) 5 . На их основе Спиноза создал первый критический опыт решения Библейской проблемы 6 . За ним, начиная с Астрюка и Ейхгорна, потянулись целые ряды учёных, пытавшихся решить этот сложный вопрос. Однако им удалось только несколько поколебать древнюю истину, и до XVIII в. в иудейском и христианском мире мнение о происхождении Пятикнижия от Моисея оставалось господствующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Комментарии Женевской Библии на Второзаконие Введение Автор Второзаконие, как и другие книги Пятикнижия, считается трудом Моисея; подтверждением чему является сам Ветхий Завет ( 4Цар. 14,6 ), древние иудейские источники (напр., труды Иосифа Флавия), а также Новый Завет. Такая точка зрения была практически общепринятой до возникновения уже в наши дни одного из направлений богословского учения рационалистического критицизма. Сторонники этого направления утверждают, что некоторые части книги Второзаконие не могли быть написаны Моисеем, в подтверждение чего ссылаются на гл. 34, повествующую о смерти Моисея, и на 1,1.5, где речь идет о том, что стан израильтян в земле моавитской располагался «за Иорданом», а значит, и автор повествования находился в Ханаане. Практически все исследователи Библии соглашаются с тем, что последняя, 34-я Глава книги, рассказывающая о смерти Моисея, является добавлением, написанным Иисусом Навином. В этой связи необходимо отметить следующее: книга Иисуса Навина также заканчивается повествованием о его смерти, что, по всей видимости, было сделано автором Книги судей. Стихи в Книге судей, рассказывающие о смерти Иисуса Навина ( Суд. 2,9 и 7), очевидно, были воспроизведены и добавлены к последней главе Второй книги Паралипоменон. Вторая книга Паралипоменон фактически обрывается на середине предложения. Подобный способ связывать последующую книгу с предыдущей широко использовался в древности для того, чтобы показать надлежащую последовательность рукописей или глиняных табличек. Вполне возможно, что Иисус Навин стремился связать свою книгу с великим произведением Моисея и поэтому добавил к книге Второзаконие повествование о смерти Моисея и назначении его преемника. Утверждение о том, что автор книги Второзаконие находился в Ханаане, появилось в результате неправильного понимания выражения, которое иногда переводили как «за Иорданом» или «по ту сторону Иордана» ( Нав. 9,10 ). Это выражение использовалось и тогда, когда речь шла о Трансиордании, и в том случае, когда повествование касалось Ханаана. В русском синодальном переводе Ветхого Завета в каждом случае это выражение переведено корректно, в соответствии с контекстом (1,1–5; 3,8.20.25; 4,41.47.49; 11,30; см. также Чис. 32,19 ; Нав. 9,1.10 ). Таким образом, данное утверждение не может приниматься во внимание при обсуждении авторства книги Второзаконие или даже ее вступительного раздела (1,1–5).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Марк Мангано (протестант) Книга Иисуса Навина. Дейл Мейнор Эта книга названа в честь главного героя повествования – Иисуса Навина. В Пятикнижии он назван Осией (ивр.), хошеа, что означает «спасение» или «избавление»), но по каким-то необъясненным причинам Моисей изменил его имя и назвал Иисусом Навиным (ивр.), иехошуа, что значит «Яхве есть спасение [избавление]», Числ.13:16 ). Это имя указывает наЯхве, как на источник спасения и избавления. С тех пор преемник Моисея известен всем под этим именем. Текст и автор Автором книги традиционно считается Иисус, сын Навин, который стал вождем Израиля после смерти Моисея ( Втор.31:18 ; И. Нав.1:19 ). Его взрастил Господь, выпестовал Моисей, а постановление о его назначении было вписано в Пятикнижие ( Втор.31:78:23 ). Законность пребывания Иисуса на этом месте многократно подтверждается различными параллелями с жизнью Моисея. Бог открывает Иисусу, что будет с ним, как был с Моисеем, если (подобно Моисею) Иисус будет тверд и мужествен (И. Нав.1:5 ). Готовность народа следовать за Иисусом, также как они следовали за Моисеем, показывает преемственность власти (И. Нав.1:1617 ). Подобно переходу через Тростниковое море, переход через реку Иордан по суше, несмотря на сезон половодья, еще больше укрепил позиции Иисуса в глазах народа (И. Нав.3 и Исх.14 ). Иисус был свидетелем большинства событий, описанных в книге, поэтому вполне логично, что именно он мог стать человеком, создавшим, по крайней мере, основные ее части. И действительно, слова, относящиеся к Раав, намекают на то, что она была все еще жива, когда писались некоторые рассказы этой книги (И. Нав.6:25 ). Понятно, что Иисус не мог сделать записи о собственной кончине и погребении (И. Нав.24:2930 ). Это добавление к книге во многом подобно рассказу о смерти Моисея в конце Второзакония (гл. 34). Несмотря на все, сказанное ранее, сама книга ничего не говорит об авторстве Иисуса Навина, как, впрочем, и о том, что она была записана почти сразу, еще при жизни Иисуса Навина. Она вполне могла быть составлена позднее, но определить точную дату составления книги невозможно из-за недостатка информации.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Библия Слово «библия» происходит от греч. слова библос – «книги». Б. – это собрание 66 отдельных книг. О толковании Б. ⇒ Священное Писание . I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ 1) СОСТАВ ВЗ. В наст. время ВЗ представляет собой совокупность 39 сочинений различных лит. жанров и принадлежащих перу разных авторов. По содержанию эти книги делятся на три группы: а) исторические (Пятикнижие, Нав.; Суд, Руфь; 1–4 Царств; 1–2Пар.; 1 1Езд.; Неем.); б) учительные (Есф., Иов, Пс., Притч., Еккл., Песн.); в) пророческие (Ис., Иер., Иез., Дан., малые пророки). Книги объединены в эти группы без учета личности авторов и времени создания. Подобная компоновка впервые была сделана в Септуагинте, откуда заимствована Вульгатой и более поздними переводами. В евр. Б. число книг равнялось 24, т.к. разделенные в наст. время ист. книги раньше были объединены попарно, а именно: 1 и 2 Цар, 3 и 4 Цар, 1 и 2Пар, а также Езд и Неем кроме того, в одну книгу были собраны писания 12 малых пророков. Дальнейшее объединение Руфь с Суд и Плач с Иер свело количество книг к 22 (Иосиф Флавий). Они были разделены на три группы: а) Тора, пять книг Моисея (⇒ Пятикнижие Моисея ); б) Невиим (пророки). Пророки подразделялись на ранних и поздних. К ранним относятся Нав, Суд, Цар, 1–2 Сам, к поздним – великие пророки (Ис, Иер, Иез) и 12 малых пророков; в) Кетувим (писания). Их составляют Пс, Притч, Иов, Песн, Руфь, Плач, Еккл, Есф, Дан, Езд, Неем., 1 и 2Пар. Все эти книги различаются как по содержанию, так и по времени создания. Это дало повод позднейшим экзегетам предположить, что расположение их зависело от того, когда они были созданы или признаны. Внутри писаний особо выделяются Мегиллот (свитки), которые читались во время праздничных служб в синагоге: Песн (на Пасху), Руфь (на Пятидесятницу), Плач (в день поста, соблюдаемого в воспоминание о разрушении Иерусалима), Еккл (во время ⇒ праздника Кущей ) и Есф (во время праздника ⇒ Пурим ). Разделение на эти три группы мы находим в Книге Иисуса, сына Сирахова: «Закон, пророки и остальные книги» (Сир, предисловие). В НЗ его подтверждает Иисус ( Лк. 24:44 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Виктор Гамильтон (протестант) Часть вторая. Исход 6. Появление Моисея Исход (1–6) План Книги Исход можно представить одним из следующих способов: Угнетение (1:1–12:36) Освобождение (12:37–15:21) Странствование (15:22–19:25) Божье откровение (20:1–24:18) Поклонение Богу (25:1–40:38) В Египте (1:1–15:21) К горе Синай (15:22–19:2) У горы Синай (19:3–40:38) I. Спасение Богом: избавление от страданий (1–14) А. Страдания (гл. 1–11) В. Освобождение (гл. 12–14) II. Ответная хвала человека (15:1–21) III. Божье действие: спасение (15:22–18:27) А. От жажды (15:22–27; 17:1–7) Б. От голода (гл. 16) В. От отчаяния (17:8–16; 18:1–27) IV. Ответное послушание человека (гл. 19–31) V. Нарушение и обновление завета (32–40) 54 Независимо от того, каким языком мы воспользуемся, излагая вкратце Книгу Исход, основное деление структуры книги в известной степени ясно. В отличие от Книги Бытие (раздел о патриархах, который посвящен нескольким персонажам), Исход ярко освещает только одного – Моисея. Также в отличие от Книги Бытие (вновь главы 12–50), которая охватывает значительный период времени – по крайней мере, четыре поколения, – Исход (19–40) охватывает всего лишь около года. Израильтяне пришли к горе Синай через три месяца после того, как они покинули Египет (19:1). Девятнадцать месяцев спустя ( Чис.10:11 ) израильтяне покидают Синай и отправляются в Ханаан. Таким образом, Книга Исход хронологически следует схеме в таблице 4. Так же как это истинно в отношении повествования Книги Бытие об Аврааме, повествование Книги Исход умышленно является избирательным. Вторая глава рассказывает о первых двух третях жизни Моисея. И даже здесь указаны лишь немногие подробности: он родился, его положили в корзину и опустили в реку, его воспитала дочь фараона. Сорок лет спустя ( Деян.7:23 ) он убивает египтянина и вынужден жить в изгнании в земле Мадиамской. Еще через сорок лет, будучи восьмидесятилетним ( Деян.7:30 ), Моисей начинает свое служение после случая с горящим терновым кустом. Джордж Менденхолл, используя тот случай, когда Моисей убил египтянина, для более глубокого проникновения в вопрос о применении силы, пишет: «На великую важность этого повествования для происхождения религиозной идеологии древнего Израиля указывает тот факт, что это единственная сохранившаяся история о Моисее в период между младенчеством и пережитым им у горящего куста» 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Иудейско-Израильская религия I. Источники. Историческая критика. Пятикнижие. Остальные книги. Библия. Книга Иова. Псалтирь Главный источик наших сведений о религии евреев – Библия . Поэтому для того, чтобы правильно судить о религии евреев, надо иметь правильное представление о священной книге евреев. Библия не есть нечто единое и однородное. Это – целая библиотека разнородных произведений, различных авторов. Она заключает в себе исторические произведения (Исход, Книга Судей, Книги Царств, Паралипоменон), законы, описания обрядов (Второзаконие, Левит), космогонии (Бытие), религиозную и светскую лирику (Псалмы, Песнь Песней), философские трактаты (Экклезиаст, Книга Иова), пророчества, собрания изречений мудрых людей, повести и романы (книги Товита, Эсфири, Иудифи). В ней встречаются разнообразные виды изложений от летописного перечисления событий до драматической передачи их, стиль дидактический, описательный, лирический. Традиционный церковный взгляд состоит в том, что книги Библии написаны приблизительно в том хронологическом порядке, в котором они расположены в обычных изданиях, а авторами их считаются Моисей, Соломон, Давид и другие великие люди еврейской истории. Несколько простых соображений подрывают такую точку зрения, а кропотливое филологическое и историческое изучение библейских книг представляет нам их совершенно в ином виде, чем церковная традиция. Эти простые соображения состоят в следующем: в XXXIV главе Второзакония, книги, автором которой традиция называет Моисея, описывается не только смерть Моисея, но и события после нее. В книге Бытия в XXVI главе есть такое место: «Вот цари, царствовавшие в земле Едома, прежде царствования царей у сынов Израилевых». Но ведь цари были у Израиля значительно позже Моисея, и следовательно, книгу Бытия, хотя бы частично, писал человек, живший или в эпоху царей или после нее. Подобных мест в Библии довольно много. Они заставили ученых пересмотреть вопрос об авторах и хронологии библейских книг, и результаты этой работы представляются в настоящее время в следующем виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

протоиерей Ростислав Снигирёв 10. Общие сведения о книге Второзаконие Название Еврейское название книги (Дварим – «слова») – по главному слову первой фразы книги (евр.: Эле had варим – «сии суть слова») – отвечает традиции, принятой на Древнем Востоке. В эллинистическом иудаизме она называлась Δευτερονμιον – «повторение закона», что в свою очередь являлось переводом еврейского выражения из Втор. 17, 18 мишне натора – «изъяснение, повторение закона». В соответствии с этой традицией устанавливается название последней книги Пятикнижия в LXX. Из греческого языка это наименование перешло в латинские переводы (Liber Helleaddabarim id est Deuteronomium в Вульгате) и затем в новые языки. Русское и славянское название этой книги – «Второзаконие» – является переводом греческого Δευτερονμιον. Дополнение «Пятая книга Моисея» указывает на традиционное представление об авторстве книги. Основные богословские идеи Круг богословских идей книги Второзаконие обусловлен воззрениями боговдохновенных кодификаторов этого извода закона Моисеева – левитов Северного Царства (Израиля), уничтоженного в 721 году до Р. X. Причину произошедшей катастрофы они видели в повсеместном двоеверии и попытках царей Израиля превратить страну народа Божия лишь в одно из многих государств Древнего Востока. Закон как основа существования ветхозаветной церкви Второзаконие – единственная книга во всем Пятикнижии, которая называется «Законом», причем таким, который обнимает все стороны жизни человека: религиозную, государственную, общественную, семейную и личную. Соблюдение его является единственным условием благополучия ветхозаветной общины спасения, а нарушение ведет к неотвратимым наказаниям. Именно в этой книге знание закона предписывается не только левитам и священникам, но и всему народу Божию, для чего предписывается прочитывать его вслух всего народа каждый субботний год на празднике кущей. Основой этого закона являются десять заповедей, из которых ни одна йота или ни одна черта не прейдет ( Мф. 5:18 ). Именно их слышала вся ветхозаветная община спасения на Синае, в отличие от остальных предписаний и законов (см.: Втор. 4:13 – 14 ), сообщенных через Моисея и носящих временный характер (см.: Деян. 15 ). Запрет на любые связи с языческим населением и повеление об искоренении заимствованных у них обычаев

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

протоиерей Ростислав Снигирёв 1. Общие сведения о законоположительных книгах Ветхого Завета Законоположительными книгами Ветхого Завета называются книги, в которых заключаются законы богооткровенной религии Моисеевой. Таковыми являются: Бытие, содержащая повествование о творении мира и повествования о патриархах, Исход, описывающая рождение ветхозаветной церкви, Левит, излагающая ветхозаветные богослужебные традиции, Числа, посвященная странствованиям народа Божия на пути к Земле Обетованной, Второзаконие, повторяющая Синайское законодательство и говорящая о предсмертных заветах Моисея. Эти книги составляют Пятикнижие (слав.: Пятокнижие). Это название утвердилось в эпоху Хасмонеев (арам.: хумаш – «пять»). Греческий эквивалент этого названия (Πεντατξον – «пятичастная книга») впервые встречается в Послании Аристея (II в. до Р. X.). Каждая из книг Пятикнижия является самостоятельным произведением боговдохновенного автора, тем не менее, все пять книг связаны единством повествования и вероучения. Хотя в заглавиях книг Пятикнижия имени Моисея нет, ветхозаветная традиция именно его считала автором книг Закона. Эти представления были восприняты и новозаветной исагогикои, хотя уже святыми отцами отмечались следующие особенности законоположительных книг: а) повествование об одних и тех же событиях повторяется дважды и трижды, причем с серьезными отличиями: две истории о сотворении мира (см.: Быт. 1:1–2 и 2:4–3, 24), три истории об отречении патриарха от своей жены (см.: Быт. 12:10–20; 20:1–18; 26:1–11 ), две истории о явлении Бога Иакову в Вефиле (см.: Быт. 28:1–22 и Быт. 35: 9–15 ); б) двойная традиция декалога в Исх. 20 и Втор. 5:6–21 ; в) сосуществование трех корпусов законов: «книги Завета» (см.: Исх. 20: 23–23, 33 ), «закона святости» (см.: Лев. 17–26 ) и «собрания законов» (см.: Втор. 12 – 26), где лишь список праздников дан пять раз – причем он везде неодинаков; в) различное именование одних и тех же персонажей (тесть Моисея – Иофор и Рагуил) и священных мест (Синай и Хорив).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

I. Предварительные замечания Ученые теологи-протестанты развивают в настоящее время усиленную деятельность, направляя ее на изучение священных писаний Ветхого Завета и на расследование, с помощью этих писаний, вопросов касательно истории избранного народа, его религии, его знаменитых мужей и т. д. Но многочисленные журнальные статьи, отдельные брошюры и книги, в которых выражается названная деятельность, не могут содействовать ни основательному ознакомлению с историей священной ветхозаветной литературы, ни правильному пониманию содержания этой литературы. Ибо результаты, к которым приходят авторы упомянутых статей, брошюр и книг, или крайне отрицательные, или же совершенно произвольные, фантастические. Так, рассуждая о подлинности ветхозаветных писаний, не только отрицают, напр., происхождение Пятикнижия от Моисея, но и усиливаются доказать, что Пятикнижие, состоит из частей, принадлежащих многочисленным писателям, и что эти составные части до соединения и по соединении подвергались пересмотру и переработке многих редакторов. При этом представители современной критики пытаются разделить Пятикнижие на его первоначальные, некогда самостоятельные (будто бы) части и в своем критическом анализе доходят до того, что не только отдельные главы, но и некоторые отдельные стихи приписывают двум-трем отдельным писателям и редакторам и сообразно с этим расчленяют их; так, между прочим, кёнигсбергский профессор-теолог Корнилль первую половину 4 стиха 2 гл. книги Бытия усвояет одному писателю («вот происхождение неба и земли, при сотворении их»), вторую же половину – другому; 9 ст. 14 гл. книги Исход, по утверждению названного критика, принадлежит трем различным писателям 1 , и т. п. Далее, в книге пр. Исаии этому пророку издавна усвояется критикой только первая часть (главы 1–39), со значительными, впрочем, исключениями; автором последней части (40–66) признается неизвестный пророк, так называемый второй Исаия (Deuterojesaja). А в последние годы критики начали усиленно доказывать, что некоторые отделы во второй части пророческой книги должны быть признаны произведением иного – третьего – неизвестного писателя, которого и обозначают названием «третий Исаия» (Tritojesaja) 2 , и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010