(По поводу возражений отрицательной критики) Всматриваясь внимательно во внутреннее содержание и смысл Моисеева сказания о творении мира (как оно заключается в Быт.1–2:4 ), нельзя не согласиться, что это сказание содержит в себе чистую объективную истину, что оно есть действительная история происхождения мира; как история же, оно, поэтому самому, должно быть понимаемо в прямом, буквальном смысле. Сущность этого сказания или, лучше, этой истории творения мира заключается в том, что Бог сначала создал «сущность» неба и земли 1 , зародыш мира или материю для него и всех его существ в виде бесформенной массы (хаоса), бывшей совокупностью всех мировых элементов; из этого же хаоса Он потом постепенно в течение шести дней, одним Своим всесильным словом, сотворил весь существующий ныне мир со всеми его обитателями, а по окончании творения (именно в седьмой день) почил от дел Своих. В силу своего несомненно исторического значения, сказание Моисеево о творении мира не могло быть плодом не только фантазии, но и научной или рассудочной деятельности человека. Как сказание о происходившем на земле и в небесных сферах до появления самого человека, оно, естественно, не могло иметь человека же и своим зрителем и наблюдателем. Первый человек, узнавший об образе происхождения мира (кто бы этот человек ни был), мог получить сведения об этом только от Самого же Бога, чрез непосредственное божественное откровение. Это божественное откровение должен был получить уже первый человек Адам в то время, когда Сам Бог руководил его по пути нравственной жизни и сообщал ему все, касавшееся назначения человека и отношений его к Творцу. Это именно откровение о начале мира, сохранившееся в человечестве путем наследственной передачи, дошло до времен Моисея и записано им в Пятикнижии. Что это так, – что повествование Моисеево есть истинная история происхождения мира, полученная и записанная Бытописателем по преданию от праотцов рода человеческого, – это, кажется, довольно ясно можно видеть из самого духа и характера этого сказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

протоиерей Ростислав Снигирёв 4. Общие сведения о книге Исход Название Еврейское название книги (евр.: Вээле шемот – «и вот имена») в соответствии с первой фразой отвечает традиции, принятой на Древнем Востоке. В эллинистическом иудаизме она называлась в соответствии с главной темой – ξοδος – выход. В соответствии с этой традицией устанавливается название второй книги Пятикнижия в LXX. Из греческого языка это наименование перешло в латинские переводы (Exodus в Вульгате) и затем в новые языки. Русское и славянское название этой книги – «Исход» – является переводом греческого ξοδος. Дополнение «Вторая книга Моисея» указывает на традиционное представление об авторстве книги. Богослужебные чтения Богослужебные чтения из книги Исход подразделяются на два типа – рядовые и праздничные. Пять рядовых паремий читаются в седмичные дни Страстной Седмицы. При этом в первые три дня читается повествование о Моисее (см.: Исх. 1:1 – 20; 2:5 – 10; 2:11 – 22 ), прообразовавшем Христа, а на вечерне Великого Четверга, когда воспоминается установление Нового Завета в чаше Крови Христовой (см.: Лк. 22, 20 и др.), читается повествование о приготовлении к заключению Завета Ветхого (см.: Исх. 19:10 – 19 ), в Страстную же Пятницу читается повествование о богоявлении Моисею на горе Синайской (см.: Исх. 33:11 – 23 ). Праздничные паремии из книги Исход следующие. Повествование о несгорающем терновом кусте (слав.: купина неопалимая) (см.: Исх. 3:1 – 8 ) читается в качестве первой паремии на Благовещение, так как неопалимая купина прообразует Божию Матерь, безвредно вместившую огнь Божества, воплотившегося в Ней в день Благовещения. Повествование об установлении Пасхи (см.: Исх. 12:1 – 11 ) читается в качестве третьей паремии на вечерне Великой Субботы, так как наступающая Пасха новозаветная была прообразована описываемой Пасхой ветхозаветной. Повествование о посвящении Богу первенцев и выкупе их (см.: Исх. 12: 51; 13:1 – 3, 10 – 12; 14 – 16; 22:29 ) читается в качестве части первой составной паремии на праздник Сретения, указывая на его содержательную часть.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Разделы портала «Азбука веры» Одной из основных канонических книг в иудаизме признается Танах (Ветхий Завет Библии), важнейшей частью которого является Тора или Пятикнижие Моше (Моисея). В III веке н. э. иудейскими богословами были написаны комментарии к Торе, получившие название Мишна (повторение закона). Затем была составлена еще одна книга – Гемара, назначение которой – углубленное комментирование Мишны. Мишна и Гемара вместе составляют Талмуд. Тора и Талмуд регламентируют все стороны жизни религиозного еврея, в том числе и те, которые в других религиях обычно считают относящимися к сфере этики, морали, гражданского и уголовного права. В Талмуде различают галаху и агаду, которые переплетаются друг с другом. Галаха – это закон, касающийся религиозной, семейной, гражданской жизни. Агада определяет духовные основы иудаизма. Чтение Талмуда почитается как весьма ответственное занятие, разрешаемое только самим евреям. В трактате «Синедрион» говорится: «Не еврей, изучающий Талмуд, заслуживает смерти». «Евреи приятнее Богу, нежели ангелы», «как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами на свете» – учит Талмуд. Избранничество мыслится в иудаизме как право на господство. Отвержение Христа и ожидание вместо Него другого, стало духовной причиной государственно-национальной катастрофы иудеев – в начале II века Иерусалим был разрушен, а иудеи рассеяны по свету. После рассеяния евреев, во II–VI веках происходит формирование талмудизма, характеризующегося обстоятельной систематизацией и нормативной ритуализацией иудейского культа, который из храмового священнодействия превратился во все проникающую систему предписаний, иногда скрупулезно подробных, вплоть до требований подчеркивания своей принадлежности к «избранному Богом народу» с помощью особых деталей внешнего облика. Так, верующему еврею предписывается иметь бороду, отпускать длинные волосы на висках (пейсы), носить маленькую круглую шапочку (кипу), пройти обряд обрезания. Тогда же формируется и такое учение в иудаизме, как Каббала , главная роль в котором отводится магии и оккультизму. Многие принципиальные вопросы Библии перетолкованы в Талмуде и в Каббале совершенно в оккультном освещении.

http://azbyka.ru/kratko-ob-iudaizme

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Моисей Моисей [евр. Моше, «выводящий», «извлекающий» ], величайший из пророков, которому Господь повелел вывести израильтян из Египта и при посредстве которого был заключен Синайский завет и дарованы заповеди Торы. I. Имя «М.» было наречено ему матерью Иохевед (в Синод. пер. – Иохаведа, Исх. 2:7–10 ; Исх. 6:20 ), которая, согл. иуд. преданию, была пророчицей и дала сыну имя, которое указывало на его будущее призвание. Имя «М.» объясняется в самом Свящ. Писании исходя из значения др.-евр. корня слова маша – «вытягивать», «вытаскивать» ( Исх. 2:10 ). По-видимому, дочери фараона мать М. объяснила значение данного имени тем обстоятельством, что младенца нашли в воде. В то же время в др.-егип. языке созвучное слово мосе означает «сын», «дитя» (это слово входит составной частью в имена фараонов Тутмоса, Яхмоса, Рамсеса и др.), поэтому такое имя должно было бы понравиться дочери фараона. II. М. – сын Амрама и Иохаведы, потомок Каафа, сына Левия. Его старшей сестрой была Мирьям (в Синод. пер. – Мариамь), а старшим братом – Аарон ( Исх. 6:16.18.20 ). М. родился в Египте, согл. иуд. традиции в 1393–1392 г. до Р.Х.; ряд совр. исследователей относит эту дату приблизит. к 1350 г. или, по иной хронологич. методике, приблизит. к 1525 г. до Р.Х. (⇒ Летосчисление ). На момент рождения М. действовал приказ фараона бросать в Нил всех новорожденных евр. мальчиков ( Исх. 1:22 ). Мать скрывала младенца М. три месяца, но затем, пытаясь спасти его, положила ребенка в корзинку и оставила в тростнике на берегу Нила. Дочь фараона нашла М., и Мариами родная мать стала его кормилицей. Когда М. подрос, мать привела его к дочери фараона, у которой он «был вместо сына» ( Исх. 2:1–10 ). III. М. стоял у истоков рождения Израиля как самостоят. народа. Сведения о его жизни содержатся прежде всего в четырех последних книгах Пятикнижия Моисея. В том что М. – реальная историч. личность, в наше время уже практич. никто не сомневается. Созвучие его имени егип.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Царство Божие I. ПОНЯТИЕ Слова, используемые в Библии для передачи понятия «царство» [евр. малхут; греч. басилейа], означают: «царская власть», «царское владычество». Слово «царство» имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю» (ср. Пс. 144:13 ; Мф. 25:34 ). В Ев. от Матфея чаще употребляется другое словосочетание – «Царство Небесное» (32 раза; «Царство Божие» – только в Мф. 6:33 ; Мф. 12:28 ; Мф. 19:24 ; Мф. 21:31.43 ), но эти выражения синонимичны. Ц.Б. означает прежде всего неогранич. власть Господа над миром – над царством природы и Духа ( Пс. 102:19 ). Но помимо этого, подразумевается и нечто другое, а именно: господство Бога, Которому мы себя подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим. Иисус учит молиться о пришествии этого Царства, этой цар. власти Бога ( Мф. 6:10 ). Ц.Б. одноврем. пребывает в настоящем и в будущем. Природу его нельзя назвать ни чисто земной, ни чисто неземной, ни чисто духовной ( 1Пар. 29:11 ); односторонняя трактовка привела бы к сужению этого библ. понятия. II. БИБЛИЯ О ЦАРСТВЕ БОЖИЕМ Ц.Б., отчасти проявляющееся в настоящем, во всей своей полноте придет в будущем. В ВЗ сообщается о зарождении Ц.Б., о том, что противостоит ему на земле, излагаются пророч. обетования, касающиеся этого Царства и его будущего. НЗ показывает Того, в Ком «Царство Божие» на земле проявляется воочию: Иисуса Христа. Где находится Христос, там и наступает Ц.Б. Но только со Вторым пришествием Иисуса в славе Ц.Б. обретет свое совершенство на земле: 1) ВЕТХОЗАВЕТНОЕ ВОЗВЕЩЕНИЕ ЦАРСТВА БОЖИЕГО И ЕГО ОЖИДАНИЕ. Говоря о ветхозаветной истории Ц.Б., прежде всего следует иметь в виду миссию ⇒ Израиль (⇒ Пятикнижие Моисея, I,Б). Чтобы установить Свое Царство на земле, Бог избрал народ, которым стал особым образом руководить, чтобы через него всем остальным народам открылась Божья сущность ( Исх. 19:5.6 ). Чтобы вооружить Израиль для исполнения высокого поручения, Бог посылал ему Своих ⇒ пророков, устами которых Он давал народу указания ( Иер. 7:25 ). Но народ Израиля сопротивлялся водит-ву Бога и препятствовал осуществлению Ц.Б. на земле (см. Неем. 9:6–37 ). С резкими обличениями израильтян выступали пророки, возвещая суд над избранным Божьим народом. И наказание пришло. Палестина была завоевана врагами, а народ уведен в ⇒ плен. Но Бог не отказался от Своего замысла. Предсказания пророков о грядущем Царстве, в котором свершатся Божьи замыслы, должны были исполниться.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Закрыть Часть 3. Грехопадение. Беседы на Пятикнижие Моисея #3 Протоиерей Олег Стеняев   03:02 04.10.2023 314 Жизнь в Раю. Беседы на Пятикнижие Моисея #2Жизнь в Раю. Беседы на Пятикнижие Моисея #2. Читает – протоиерей Олег Стеняев Часть1. Шестоднев. Сотворение мира. Беседы на Пятикнижие #1 Часть2. Жизнь в Раю. Беседы на Пятикнижие Моисея #2 Часть 3. Грехопадение. Беседы на Пятикнижие Моисея #3 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Этого человека выгнали с шоу " Маска " , но фанаты недовольны Чем «прославился» Тимирбулатов по прозвищу «Тракторист» СМИ: В подмосковье сотрудники полиции жестоко избили парня В Рязани жители услышали громкий хлопок и напугались Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/video/2023/10/04/chas...

Обозрение законоположительных священных книг Ветхого Завета Число и наименование законоположительных ветхозаветных книг В ветхом завете законоположительными книгами называются пять книг Моисеевых – Бытии, Исход, Левит, Числ и Второзаконие, поскольку они содержат основные законы нравственной и гражданской жизни, равно как религиозные обряды ветхозаветных людей. Первоначальная их нераздельность и название Пятокнижия Свои творения Моисей писал по мере сообщаемых ему откровений Божиих, которые Господь повелевал записывать ему в книгу вместе с повествованиями о народе Божием 63 ; так что все писания Моисеевы первоначально составляли один кодекс откровений Божиих и одну нераздельную книгу, известную под именем Тора, что значит закон, или же под именем Книги Моисеевой 64 . Пять отделений этого единичного творения Моисеева у древних Иудеев озаглавливались просто начальными словами каждого отделения; но впоследствии каждая книга Моисеева получила наименование от своего содержания, а совокупность сих книг стали называть Пятокнижием. Все сии наименования, равно как и самое Пятокнижие (Πενττευχον, от πντε – пять и τεχος – орудие, книга), суть греческого происхождения, и вероятно даны книгам Моисеевым семьюдесятью толковниками, при переводе их с еврейского подлинника 65 . Сведения о писателе Пятокнижия Писатель Пятокнижия есть Моисей, законодатель и вождь народа еврейского. Это видно – а) Из многих мест самою Пятокнижия, где говорится, что Господь повелел Моисею записать в книгу то или другое, находящееся в Пятокнижии, например вероломство Амаликитян, их поражение и будущую судьбу 66 , также законы синайские и различные богоявления, бывшие Моисею 67 . Также Бог повелел записать станы еврейские в Аравии 68 . Говорится также о книге закона, которую Моисей напасал, потом дополнил и отдал на хранение священникам и т. д. 69 б) Затем во всех почти книгах ветхого и нового завета можно найти более или менее ясное указание на Моисея, как писателя Пятокнижия. Для примера можно указать из книги Иисуса Навина то место, где Господь завещал сему преемнику Моисея, чтобы он хранил и творил, «яже заповеда Моисей раб его, и чтобы не отступала книга закона Моисеева от уст его» 70 . Можно также указать на книгу Ездры, где говорится о книге Моисеевой и о писанном законе Моисея, человека Божия 71 . Из нового же завета всего примечательнее слова Спасителя Саддукеям: «несте ли чли в книгах Моисеевых, при купине, яко же рече ему Бог: Аз есмь Бог Авраамов и Бог Исааков, и Бог Иаковль» 72 ; также слова ап. Иакова о Моисее, что он „по всем градом проповедающие его имать, в сонмищах по вся субботы чтомый» 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ι. Священное Писание Автор не стремился дать исчерпывающий перечень литературы, касающейся так или иначе толкования священных книг Ветхого Завета. Литература эта огромна. Далее дается список использованных в настоящей работе книг и статей. Библия (Тора, Пророки, Писания и Новый Завет в русском переводе с параллельным текстом на иврите), Иерусалим, 1991. Biblia Hebraica Stuttgartensia, vierte verbesserte Auflage, 1990, Deutsche Bibelgesellschaft, Stuttgart (на иврите). Пятикнижие Моисеево на иврите с дословным русским переводом О.К. Штейнберга, изд. Московской Хоральной синагоги, М., 1979. Тора на иврите с русским переводом, редактор русского перевода П. Гиль, общая редакция проф. Г. Брановера, «Шамир», Иерусалим, 1993; Москва, «Арт-бизнес-центр». Septuaginta, Deutsche Bibelgesellschaft, Stuttgart, 1979 (на греч. языке). Н KAINH BIBΛIKH ETAIPEIA, AΘHNAI, 1957 (греческий язык). BIBLIA SACRA VULGATA, dritte verbesserte Auflage, 1983, Deutsche Bibelgesellschaft, Stuttgart (латинский язык). BIBLIA, die garze Heilige Schrift, deutsch durch Dr. Martin Luther, Leipzig, Verlag von Gustav Mayer, 1847 (на немецком языке). Die Bibel, Ubersetzung D. Martin Luter, revidierter Text, Evangelische Haupt-Bibelgesellschaft, Altenburg, 1967 (на немецком языке). Die Heilige Schrift, Elberfelder Taschenbibel, 1963, Evangelische HauptBibelgesellschaft zu Berlin (на немецком языке). Библия на церковнославянском языке, РБО, М., 1993. Библия Острожская, с издания 1581 г., переиздано в МосквеЛенинграде, 1988. Библия, Синодальный русский перевод. Приложения с комментарием к Ветхому и Новому Завету, 1983, изд. «Жизнь с Богом», Брюссель. Пятикнижие Моисея в пер. архим. Макария (Глухарева), РБО, СПб, 2000. Священное Писание, пер. архим. Макария (Глухарева), Brooklin, 1996, Книга Иисуса Навина. Псалтырь, избранные псалмы, переведенные с Септуагинты, ред. прот. Александр Милеант , изд. РПЦЗ, Миссионерский листок 7. Ветхий Завет, перевод с древнееврейского, книга Бытия, пер. и комментарии М.Г. Селезнева, РБО, 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава 1. Книга Иисуса Навина Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 1.1. Приготовление и вступление в землю обетованную Следующая книга, которую нам предстоит изучать, это книга Иисуса Навина. Эта книга по своему содержанию тесно примыкает к Пятикнижию. В ней очень ярко описывается, как исполняются все те благие обетования Божии, которые Господь через Моисея возвестил израильтянам, так что эта книга в каком-то смысле, с одной стороны, еще принадлежит к кругу Пятикнижия. Особенное внимание в ней уделено приготовлению и начальному этапу завоевания земли обетованной. При приготовлении к вторжению Иисус Навин, как некогда Моисей, отправляет двух соглядатаев в Иерихон. Иерихон занимает ключевое положение для этой местности и ключевое стратегическое значение с точки зрения обороны Палестины от вторжения с востока, и поэтому первое, с чем должны были израильтяне столкнуться, это с необходимостью захватить этот город, что открыло бы им путь уже дальше. Иисус Навин посылает туда соглядатаев, которых там обнаруживают, но их спасает блудница Раав, о которой мы уже имели возможность поговорить. Раав скрывает их и дает им возможность бежать. При этом она говорит им, что Бог предал этот город и этот народ вам, и просит за то, что она помогает бежать им, чтобы и они, когда захватят этот город, сохранили ее и дом ее. Они говорят, что так это и будет, и в качестве знака, который должен послужить тому, чтобы ее дом остался неприкосновенным, они указывают на необходимость вывесить красного цвета веревку. В святоотеческой традиции это понималось именно как знак того, что всем верующим и уповающим на Господа будет искупление кровью Христовой. Первое чудо на пути, действительно, в целом чудесного этого завоевания является переход через Иордан, подобный тому переходу через Чермное море, который был совершен при Моисее. Священники, несущие ковчег, приблизились к Иордану, и как только они в него вошли, вода остановилась и стала стеною и стояла до тех пор, пока не перешли все израильтяне. После чего они поставили два памятника, один из 12 камней на дне Иордана и второй на берегу в память об этом событии. Святитель Григорий Нисский говорит, что «Иисус Навин, положивши в потоке 12 камней, очевидно, сим предъизобразил 12 учеников, служителей крещения» [цит. по: 28, с. 155], и после этого чудесного перехода говорится, что стали сыны Израилевы бояться Иисуса Навина, как боялись во все дни жизни Моисея, его предшественника, поскольку чудо это, согласитесь, достаточно впечатляющее. Прославление Иисуса Навина после этого чуда на Иордане прообразует то, что Господь Иисус Христос прославился и стал известным тоже после крещения в Иордане.

http://sedmitza.ru/lib/text/431030/

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Книга Иисуса Навина I. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ В Нав. 24 сказано, что Иисус Навин собственноручно записал рассказ о заключении завета в Сихеме в «книгу закона Божия». С др. стороны, ясно, что заключит. стихи книги были дописаны уже после смерти Иисуса Навина, Елеазара и других людей этого поколения. Назв. стихи, как и приведенный в Нав. 15:13–19 (ср. Суд. 1:10–15 ) рассказ о завоевании Халевом Хеврона и Давира – событии, произошедшем позже, – были внесены в книгу для создания полной картины событий. Но все же вполне вероятно, что рассказ об этих событиях в его нынешнем виде был записан еще при жизни Иисуса Навина. Во всяком случае, можно предположить, что книга обрела свою окончат. форму до времени правления Соломона, когда хананеи еще жили в Газере (ср. Нав. 16 с 3Цар.9:16 ), или даже до времени правления Давида, когда иевусеи еще занимали крепость в Иерусалиме (ср. Нав. 15:63 с 2Цар. 5:6.7 ). II. МЕСТО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ Первое слово К.И.Н. – «И» (так в MT) показывает, что она теснейшим образом связана с Пятикнижием Моисея, повествование которого прямо продолжает. Описанием завоевания Ханаана книга завершает рассказ об освобождении богоизбр. народа от егип. рабства. В евр. Библии К.И.Н. считается первой в ряду историч. книг (Нав – 4 Цар, искл. Руфь.), объединенных под общим названием «главные, или ранние, пророки». Если в центре Пятикнижия Моисея находится Закон, то «ранние пророки», как пророки вообще, проповедуют Божье владычество над Его народом и над язычниками (ср. Нав. 24 ). III. КОМПОЗИЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ Книга состоит из 24 глав и делится на три основные части: I. Завоевание земли обетованной ( Нав. 1–2 ): 1 . Подготовка к завоеванию: а) Бог ободряет Иисуса Навина, народ уверяет его в своем совершенном послушании ( Нав. 1 ); б) лазутчики в Иерихоне ( Нав. 2 ); в) переход через Иордан, установление памятных камней ( Нав. 3:1; 4 ); г) обрезание и Пасха; манна перестает падать; ангел Господень называет Галгал святым местом ( Нав. 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010