Второзаконие Наименование книги в еврейской и греческих библиях Пятая книга Моисеева надписывается в еврейской библии начальными своими словами – «Елле-гаддебарим – сии суть слова»; в греческой же библии называется, по содержанию своему, Второзаконием – Δευτερονμιον, ибо содержит в себе краткое повторение узаконений и событий, изложенных в книгах – Исход, Левит и Числ 980 . Время и место написания книги Второзакония В начале первой главы Второзакония прямо указывается время и место написания сей книги. Там говорится, что Моисей начал повторять и изъяснять закон Божий в земле Моавитской, по сю сторону Иордана, «на равнине против Суфа,... в расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива.... в первый день одиннадцатого месяца в сороковом году по исшествии из Египта 981 . Повод и цель написания Так как под конец жизни Моисеевой никого почти не оставалось из тех, которые слышали закон Божий на Синае, и в землю обетованную имело вступить уже новое поколение, народившееся в пустыне: то Моисей, ревнуя о сохранении истинного богопочтения в народе израильском, перед смертию своею вознамерился повторить закон Божий, дабы великими обещаниями и угрозами от имени Божия как можно глубже напечатлеть в сердцах нового израильского поколения решимость ходить в путях закона Господня. Краткий обзор содержания В книге Второзакония примечаются пять главных частей. Первая содержит краткое повторение предыдущей истории странствования Евреев от горы Синая до реки Иордана, с целию – напомнить Израилю его жестоковыйность, несмотря на великие милости Господни, и тем расположить к покаянию и соблюдению законов Господних, хотя в настоящее время. (Часть воспоминательная. Гл. I–III). Во второй части идут самые увещания (в общей однако же форме) к соблюдению закона Божия, подкрепляемые некоторыми нарочитыми и особенно внушительными воспоминаниями (Увещевательная часть. Гл. IV–XI). С третьей части, которая и есть собственно Второзаконие, начинаются подробным повторения тех частных и отдельных законов Иеговы, к соблюдению которых Моисей и хотел расположить народ Израильский (Законодательная часть. Гл. XII–XXVI). В четвертой части описываются последние распоряжения Моисея для утверждения закона Божия в сердцах Израильтян (Распорядительная часть. Гл. XXVII – XXX). В пятой излагаются предсмертные завещания Моисеевы, и описывается смерть его (Завещательно-пророчественная часть. Гл. XXXI–XXXIV). Глава IV. Увещание Моисеем народа Израильского к верному исполнению закона Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Разделы портала «Азбука веры» Кровь — 1) жидкость, циркулирующая (циркулировавшая) по кровеносным сосудам, обеспечивающая (обеспечивавшая) обмен веществ в организме, питание его клеток; 2) темперамент (горячая кровь); 3) условное понятие, подчеркивающее общность или различие в происхождении, принадлежность к тому или иному кругу людей (быть одной крови; казачья кровь, голубая кровь); 4) кровопролитие, смертоубийство (избежать крови); 5) рана (драться до первой крови). Можно ли употреблять лекарства, приготовленные из крови? Ветхозаветный закон строго-настрого запрещал иудеям потребление крови животных. При убийстве животного, предназначавшегося для потребления в пищу, кровь сливалась на землю ( Втор.12:16 ). Кровью жертвенных животных мазали роги жертвенника, кропили на него, выливали её к подножию жертвенника ( Лев.5:9 ). Кроме того раз в году кровью кропили на крышку и перед крышкой ковчега ( Лев.16:14 ). Использовали её и при совершении других обрядовых действий. Пятикнижие Моисея свидетельствовало, что «кровь есть душа» ( Втор.12:23 ). Этим, отчасти, и был обусловлен запрет на вкушение крови. Под душою животного, в данном случае, подразумевалась его жизнь. Подателем же жизни является Господь. На это и настраивала евреев Божественная заповедь: «не ешь души вместе с мясом» ( Втор.12:23 ). В буквальной интерпретации тезис о том, что кровь является душой или жизнью объясняется тем, что с утратой крови утрачиваются и жизненные силы животного. Но возможно ли было евреям в обычных условиях повседневного быта полностью очищать мясо животных от крови: так, чтобы в тушах не оставалось ни единой её капли, ни единой частички? По-видимому, скорее нет, чем да. Следовательно, как таковой факт потребления крови не противоречил религиозным нормам (ведь Бог не требует от человека того, что заведомо невыполнимо). Состоявшийся около 50 года Собор апостолов в Иерусалиме утвердил положение, согласно которому на христиан из язычников не должно накладывать бремени обрядовых правил закона Моисея. При этом апостолами всё же было указано братьям во Христе, чтобы они воздерживались от «удавленины и крови» ( Деян.15:20 ).

http://azbyka.ru/krov

XX. О святом евангелии Скажите мне, пожалуйста, начал Вербицкий: кто были писателями святых Евангелий и где они были писаны? Кто? Несомненно, евангелисты. Ведь вы слышите в церкви, как возглашает диакон или священник: от Матфея святого Евангелия чтение, или от Луки, Иоанна и Марка, а это и показывает, кто были их писатели. Так, теперь понятно. Значит у нас четыре Евангелия или одно? Собственно Евангелие у нас одно, но писателями их были четыре, а потому каждое и называется их именем, точно так, как и у евреев: Тора – закон Моисеев один, а книг Моисеевых пять, и каждая из них имеет свое название. Первая называется книга Бытия (Перешит), вторая – Исход (Шемос). третья – Левит, четвертая – Числа, пятая – Второзаконие и заметьте, что каждая отдельная книга Моисеева носит название одно – Хумиш, т. е. пять – Пятикнижие, что выражает, книга книгам, соответственно тому, как сказано о книге Соломоновой – песнь песней. Теперь попрошу вас еще сказать мне, продолжал Вербицкий, где написано наше Евангелие и в какое время, так как этот вопрос занимает ныне многих и об этом рассуждают различно, особенно светские ученые. Такие вопросы для нас, как православных христиан, представляются по моему, почти излишними. Поверьте, что светские люди подобными вопросами не ищут истины, а только этим искушают Господа. –       Скажите, что, если бы вас, когда вы были евреем, спросили, кто и когда написал Тору – закон Моисеев? Вы, несомненно, ответили бы: Мойше – рабени, Моисей великий учитель наш. – Так я говорю? –       Совершенно так, ответил Вербицкий. –       А подлинно ли вам известно, что Моисей? –       Не могу знать. –       Однако веруете, что это великое творение Божие есть и творение пророка Моисея. –       Ох, как не верить, я свято верю в это! Верно. Потому, что он, Моисей, по уверению древних учителей Израиля, творец этой священной книги. –       Ну как же после этого нам как христианам не верить, что святое Евангелие есть творение нашего божественного учителя Иисуса Христа, записанное евангелистами – очевидцами Его? Как не верить тому, что, с основанием христианства, миллионы народа верили и веруют в эту истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

     Почему молчат прокаженные? Почему с их уст, как с прекрасных садовых клумб, не срываются цветы благодарности? Почему их сердца окаменели равнодушием к чуду? Как получилось, что их жизненный маршрут проложился мимо Того, Кто совершил их исцеление? И где гарантия, что за неблагодарность болезнь не возвратится вновь? Если ты – прокаженный, значит, ты не можешь близко подходить к людям. Одежда твоя должна быть разодрана, чтобы была видна проказа. Ты должен громко кричать: «Нечист! Нечист!», чтобы кто-то случайно не подошел к тебе. А ночью бубенчики на твоей одежде предупреждают всех – ты рядом. Ты рядом – как болезнь, как чудовище. Ты рядом – как смерть! Так было во времена Спасителя по закону пророка Моисея. Прокаженный считался живым мертвецом, изгоем, маргиналом, осколком человека. Одежда его – гной! Перспектива одна – смерть! «Он должен жить отдельно, вне стана жилище его», – указывала книга Левит. Проказа – это болезнь, современное название которой – лепра, хроническое инфекционное заболевание. В 90-е годы прошлого века число больных проказой снизилось с 10 млн. до 2 млн. человек. В 2012 году в мире лепрой болело 180 тыс. человек. Из них – около 500 человек в России. Болезнь более всего распространена в Индии, Бразилии, Бирме, в Восточной Африке. И какая же радость должна быть у человека, какое сердечное ликование, какая вдохновенная благодарность, если случится чудо и Господь исцелит его от этой напасти? Но происходит странное: из десяти приходит поблагодарить за исцеление только один. «Иисус рече: не десять ли очистишася? да девять где? Како не обретошася возвращшеся дати славу Богу, токмо иноплеменник сей?» Святой евангелист Лука даже с какой-то горечью, неким разочарованием, досадой говорит: «и это был Самарянин», то есть еретик и сектант. Самаряне – это классическая секта внутри иудаизма. Они молились на горе Гаризим, вдали от Иерусалима, имели свое священство и свой искаженный текст Пятикнижия. Девять правоверных получили здоровье физическое, но здоровье духовное их осталось неисцеленным. Они не посчитали нужным поблагодарить Бога, и поэтому духовно остались прокаженными!

http://pravoslavie.ru/109259.html

Глава IV Авраам оправдан был только чрез веру (1–12). Обетованное Аврааму и семени его наследие мира дано независимо от соблюдения закона (13–17). Самое потомство Авраамово, которое должно было получить это наследие, было плодом веры (18–22). Приложение этого примера Авраама к христианам (23–25). Рим.4:1 .  Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? В конце III-й главы Апостол сказал, что оправдание через веру не стоит в противоречии с законом, а, напротив, представляет собою осуществление лежащей в законе основной идеи. Но это положение нужно было доказать фактами, и вот Апостол находит в законе, т. е. в Пятикнижии, факт, который всего лучше мог подтверждать его взгляд. Бытописатель именно ( Быт 15:6 ) говорит об Аврааме, что он поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Отсюда Апостол выводит заключение, что оправдание верою признавалось единственно возможным еще и в Ветхом Завете. Для пополнения этого свидетельства Моисея Апостол затем приводит место из псалмов Давида, где также оправдание не поставляется в зависимость от дел. К этому Апостол присоединяет доказательство того, что и в жизни Авраама дела не имели значения оправдывающего пред Богом средства: он был оправдан Богом еще ранее того, как совершил великий свой подвиг – (дело) прежде, чем совершил над собою обрезание. Авраам был для иудеев представителем праведности, и его пример лучше всего мог послужить для разрешения вопроса о том, как достигать праведности. Если он, этот знаменитейший патриарх, оправдался через веру только, то, значит, прав Апостол, утверждавший, что спасение дается только через веру; если же к этой вере Авраам должен был присоединить и некоторые дела, то этим разрушалось все учение Павла. Что же Авраам, наш праотец, достиг (приобрел) делами (по плоти)? – Некоторые из древних и из новых толкователей выражение «по плоти» относят к слову «отец наш», но это неправильно, потому что, во-первых, это прибавление было бы излишне, во-вторых, – оно бы не подходило к читателям послания, которые в большинстве своем были не евреи, и, в-третьих, – сам Апостол считал Авраама отцом христиан не по плоти, а по вере (см. Гал. 3:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Значение слова жид, и главное - насколько оно обидно для человека с другого берега Евфрата? Протоиерей Олег Стеняев, ответы на ваши вопросы. 23.08.2013 14:29:11 Кульков Сергей Андреевич Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. После некоторого перерыва как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. И сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. У нас уже есть вопросы, которые мы получили письменно. Первый вопрос: как разговаривать с неправославными людьми, о Боге? -Прежде всего, нужно понять, что каждый человек по-своему понимает те или иные слова. Точнее- разные группы людей понимают те или иные слова по-своему. Вот если вы обратите внимание на проповедь евангелия так, как она осуществлялась святыми апостолами, так, как она записана в Новом Завете, то мы видим целый ряд таких моментов, когда апостолы не говорят все сразу. Например. в день Пятидесятницы, когда Дух святой сошел на апостолов, и апостол Петр проповедовал, он не говорил о святой Троице, он не говорил о том, что Иисус Христос есть Бог, но он сослался на Пятикнижие Моисея, которое для иудеев и прозелитов иудаизма являлось авторитетным свидетельством. И там было пророчество в книге Второзакония, где Моисей говорит, что другого пророка воздвигнет Господь подобно мне, и его слушайтесь. И вот Петр приводит эти слова, то- есть делает эту ссылку. Что интересно, архидьякон Стефан тоже проповедует через некоторое время. Он тоже ссылается на Второзаконие, на этот текст, где Моисей говорит, что иного пророка воздвигнет Господь, и его слушайтесь. Святые отцы обращают на это внимание. И они говорят: если бы апостолы сразу говорили о Троице, Божестве Иисуса Христа- то на этом их проповедь бы окончилась. Они идут от Писаний, от того, что авторитетно и, собственно говоря, понятно для иудеев. Также блаженный Феофилакт задается вопросом, почему евангелия как бы умалчивают о Деве Марии, почти ничего не говорят. Потому, отвечает блаженный Феофилакт, что не все могли услышать эту тайну. Ибо эту тайну можно созерцать только верующим сердцем. И если неверующим говорили бы о существовании Иисуса Христа, то, возможно, они неадекватно реагировали бы на это. И поэтому в Писании сказано: не мечите бисер перед свиньями. И еще в Писании сказано, что не всем надо проповедовать. Господь говорил: в какой город придете, узнаете, кто достоин. И идите к этим людям, и им говорите.

http://radonezh.ru/text/znachenie-slova-...

иеромонах Арсений (Соколов) Скачать epub pdf Содержание Название книги и ее место в Священном Писании Писатель книги Иисуса Навина и время ее составления. Современная наука о появлении Израиля в Палестине Религия хананеев     Иисус пойдет пред тобою. Втор. 31:2 Ветхий Завет… Уже в самом слове «ветхий» чувствуется, как это было давно… Нас от ветхозаветной эпохи отделяют тысячелетия. У нас совершенно иная культура, иное устройство общества. Иной склад мышления. И неизбежен вопрос: можем ли мы, люди XXI века христианской эры адекватно понять человека Ветхого Завета? Дано ли нам сегодня увидеть в ветхозаветных книгах не только пророчества и прообразы, но и правильно уразуметь изначальный, первый, исторический смысл древних событий? Думается, это не было б возможным, если бы пред нами лежали лишь книги человеческие. Только неоспоримый факт божественности происхождения Ветхого Завета дает возможность надеяться, что пропасть времен может быть преодолена. Ведь Тот же Дух, что явил Себя в новозаветной Церкви, дышит и со страниц Священного Писания Ветхого Завета. Ничто иное, как единство Автора позволяет нам объединять столь разные библейские книги в одну-единственную Книгу. И Ветхий Завет предстает не таким уж ветхим… Название книги и ее место в Священном Писании Книга Иисуса Навина – первая в ряду тех книг Ветхого Завета, которые в христианской традиции получили название исторических. В средневековой еврейской традиции – первая в ряду книг ранних пророков (,ynvwar ,yaybn). Разделение «пророков» на ранних или первых (,ynvwar) и поздних или последних (,ynvrha) было введено масоретами; во время блаженного Иеронима оно еще не было известно 1 . «Иеношуа» (iwvhy) – так надписывается у масоретов шестая книга Священного Писания . Расположение книги непосредственно после Пятикнижия, продиктованное хронологической последовательностью описываемых событий, естественно. Другого расположения книги история еврейского канона не знает. Аналогичное расположение сохраняется и во всех древних переводах. Исключение составляет только сирийский перевод (Пешитта), где между Пятикнижием и книгой Иисуса Навина поставлена книга Иова. Очевидно, составители этого перевода считали книгу Иова произведением Моисея, что и дало им повод поместить книгу Иова сразу после Пятикнижия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Марк Мангано (протестант) Канон Иудейская Библия (соответствует христианскому Ветхому Завету) состоит из двадцати четырех книг, объединенных в три группы. Первая группа, носящая название тора («закон»), включает Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Эти пять книг (Пятикнижие) обычно называются «Книги Закона» или «Книги Моисея» (ср. Мк.12:26 ). Вторая группа называется невиим («пророки») и подразделяется на ранних пророков (Иисус Навин, Судьи, книги пророка Самуила и две книги Царств) и поздних пророков (Исайя, Иеремия, Иезекииль и книга двенадцати пророков). Третья группа называется кетубим («писания»). В нее входят одиннадцать книг (так называемые агиографы): Псалмы, Притчи, Иов, Песнь Песней, Руфь, Плачь Иеремии, Екклесиаст, Есфирь, Даниил, Ездра-Неемия (считается единой книгой) книга Паралипоменон. Иудейская Библия, в общем, идентична христианскому Ветхому Завету. Различие в количестве книг появилось в результате деления единой книги Двенадцати Пророков на двенадцать отдельных книг, так называемых Малых Пророков, а также деления книг Самуила, Царств, Паралипоменон и Ездры-Неемии на соответственно 1, 2, 3, и 4 книги Царств, 1 и 2 книги Паралипоменон и книги Ездры и Неемии. Эти книги составляют канон Ветхого Завета. Слово канон означает собрание книг «признанных группой верующих Священным Писанием» 2 . Существуют ли исторические и текстуальные свидетельства, подтверждающие каноничность всего Ветхого Завета и каноничность каждой его книги в отдельности? Свидетельства Иудейских Источников Текст Ветхого Завета В самом тексте Ветхого Завета можно увидеть указания на авторитет или, если хотите, богодухновенность, отдельных книг. 2 книга Царств 14:6 Воцарившись и утвердившись на иудейском престоле, Амасия (796–767) казнил всех слуг, замешанных в убийстве его отца Иоаса (835–796). Но Амасия не стал казнить сыновей убийц, во исполнение заповеди из книги Второзакония 24:16: «Не должны быть наказываемы смертью отцы за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов, но каждый за свое преступление должен быть наказываем смертью». 2 книга Паралипоменон 17:9

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСХОДА ОБЩЕСТВО протестант. движение, возникшее в Германии в нач. XIX в. и получившее широкое распространение в России. Название дано в память о библейском историческом событии - выходе евр. народа после 40-летнего странствования в пустыне Египта под предводительством Моисея ( Пятикнижие , кн. Исход ). Для обоснования необходимости Исхода члены об-ва ссылались также на библейские повествования о чудесном спасении Ноя в ковчеге, об исходе Авраама со своей родины, о бегстве Пресв. Богородицы с Младенцем Иисусом в Египет, об уходе 1-й христ. общины из Иерусалима при завоевании города рим. имп. Титом Флавием и проч. Основы вероучения И. о. строились на взглядах основателя пиетизма немецкого лютеранского богослова Ф. Я. Шпенера , который считал истинное благочестие средством оживления и углубления веры и ставил чувства верующего выше религ. догматов. Первая община И. о. возникла в период распространения в обществе эсхатологических и хилиастических учений. Нем. богослов-библеист И. А. Бенгель предсказывал наступление тысячелетнего Царства Христова в 1836 г. Нем. мистический писатель И. Г. Юнг-Штиллинг при сопоставлении совр. ему событий с библейскими пророчествами развивал представление о пришествии Христа для Страшного Суда за пределами Европы. Вслед за ними писательница-мистик В. Ю. фон Крюденер назвала место Второго пришествия Иисуса Христа в 1836 г.- г. Арарат. Поверив пророчеству, представители общин сепаратистов Вюртемберга, Швейцарии и Баварии обратились к российскому имп. Александру I Павловичу , путешествовавшему через нем. земли, с просьбой разрешить им поселиться на Кавказе. В 1817-1818 гг. ок. 1 тыс. чел. последователей И. о. при посредничестве пиетистских кругов в Москве и С.-Петербурге приняли решение о переселении в Закавказье, где образовали 8 колоний: Мариенфельд, Ней-Тифлис, Екатериненфельд, Елизаветталь, Александерсдорф, Петерсдорф, Анненфельд, Еленендорф. Значительное влияние на процесс переселения оказали экономические причины: неурожай и голод 1816-1817 гг. на нем. землях. Материальные расходы по переселению и водворению на новом месте члены братства несли сообща. На родине ведущие члены И. о. за свои религиозные взгляды подвергались преследованиям и наказаниям, вплоть до тюремного заключения и конфискации имущества. Основание колоний в Закавказье было для братьев промежуточным этапом на пути к «земле обетованной». Духовное служение нес избранный общиной старейшина.

http://pravenc.ru/text/1237707.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАПИД КОРНЕЛИЙ Лапид Корнелий. Гравюра из кн.: Hamy A. Galerie illustrée e de la Compagnie de Jésus. P., 1893 Лапид Корнелий. Гравюра из кн.: Hamy A. Galerie illustrée e de la Compagnie de Jésus. P., 1893 [Лат. Cornelius a Lapide] (18.12.1567, Бохолт (совр. пров. Лимбург, Бельгия) - 12.03.1637, Рим), ученый-иезуит, экзегет. Полное имя Л. К.- Корнелис Корнелиссен ван ден Стен. Лат. форма его фамилии представляет собой перевод оригинальной голл. фамилии Van den Steen (букв.- «от камня»). Первоначальное образование Л. К. получил в иезуитском коллегиуме в Маастрихте (совр. Нидерланды), потом обучался в коллегиуме «Трех увенчанных» в Кёльне, где 15 марта 1584 г. получил степень магистра свободных искусств. После этого продолжил образование в ун-те в Лувене (Лёвене), где занимался теологией. В 1592 г. вступил в орден иезуитов. Новициат проходил в Турне, однако на следующий год был вновь направлен в Лувен для завершения образования. В 1595 г. был рукоположен во пресвитера, в 1596 г. возглавил кафедру Свящ. Писания в Лувенском ун-те, с 1616 г.- в Римском коллегиуме. Современник и друг Л. К., Иоганн Берхманс отмечал его природную скромность, простоту и склонность к уединению. Все произведения Л. К. представляют собой комментарии к Библии, за исключением Книги Иова и Псалтири, и основаны на его лекциях, прочитанных в Риме. Издавались по частям с 1614 до 1645 г. Наиболее значительным среди них является комментарий «На все послания божественного Павла» (In omnes Divi Pauli epistolas), изданный в Антверпене в 1614 г. Работу над ним Л. К. начал еще в Лувене. Второе значительное произведение - комментарий на «Пятикнижие Моисея» (In Pentateuchum Moysis) - издано в Антверпене в 1616 г. Л. К. сохранял тесные связи со своей родиной - Испанскими Нидерландами, поэтому все его произведения издавались в Антверпене. Комментарии Л. К. изобилуют цитатами из произведений св. отцов, позднейших средневек.

http://pravenc.ru/text/2463123.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010