Он сражался с ними их же оружием и веселился этим боем потому, что в нём было эллинское удальство, перенесённое в область слова. Понятно, как Аристофан, ослеплённый пристрастием, мог принять случайный характер его бесед за существенный дух его мысли. Сократ совершал великий подвиг, которого путь был ему указан религией, но в то же время он уничтожал образы этой религии в их бессмысленной случайности. Народ, увенчавший его земное поприще венцом мученической смерти, осудил его как безбожника и был прав в своём суде; но прав по своему невежеству, ибо сам не знал, какому божеству поклонялся. Он был прав и потому, что просветление религии, отрывая её от предания, предавало произволу мысли; и судии, нежась в тупом спокойствии глупых верований, предчувствовали те духовные старания своих потомков, которых философия лишала веры и богов. Величественная трагедия совершилась. Сократ выпил чашу яда и сказал, что выздоравливает от жизни («Критиас, принеси жертву Эскулапу»); но боги Олимпа исчезли навсегда, разрешившись в свои отвлечённые законы. Начатое Сократом продолжается его вдохновенным учеником. Для Платона уже не существуют образы, созданные младенческой фантазией Эллады. В невидимом небе он видит уже полное и совершенное отражение чудной гармонии, которую слышит в своей душе, и божество открывается перед ним, как первообраз духовной красоты. Никогда не поднимался выше полёт ума человеческого; никогда не являлось такого великолепного соединения самого роскошного воображения, всепроникающего разума и художественного чувства, просветлённого нравственными стремлениями. Эллада, расцветшая в Гомере, принесла свой зрелый плод в Платоне. Но сократов ученик черпал своё духовное богатство не из одних наставлений учителя. Недаром слышал он великое имя Заратустра 189 и имя чистого божества, которому он поклонялся, недаром доходили до него отзвуки учения светлого Востока. Часто, отделяясь от пути философского, созидает он начала новой религии, которой произвольные основы скрываются под человеческой истиной вдохновенного искусства; часто угадывает он лучшее будущее духовного развития и как будто оглядывается на весь мир, прося предания и исторической опоры для своего ясновидящего гадания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Опасность наступает тогда, когда к историческому контексту сводят практически все значение слов, весь смысл их и актуальность. Тем самым через «исторический контекст» попросту нивелируют авторитет Писания и Предания. Это, мол, не потому так написано, что мне надлежит так поступать, а потому, что святой отец, изрекший сие слово, находился в таких-то отношениях с тогдашним императором. А это не потому так сказано, что мне надлежит так веровать, а потому, что данный духовный писатель принадлежал к такой-то школе и испытывал влияние такой-то философии и т.д. и т.п. При этом упускается из виду, что возможность адекватного воссоздания исторического контекста для того или иного сочинения весьма сомнительна – слишком ограничено число известных нам фактов, а выстраивание их во взаимосвязи и, самое главное, выведение предполагаемого влияния этих фактов на образ мыслей того или иного святого отца – дело почти целиком произвольное. Приводит же это к тому, что на деле мы вольны реконструировать, а главное, интерпретировать такой исторический контекст, какой нам выгоднее для удобного перетолкования неудобной фразы/мысли, или же вовсе лишения ее какого-либо значения, кроме исторического. Благодаря этому всё становится зыбким, произвольным, неясным, лишаясь авторитета и актуальности, искажаясь, перетолковываясь. Из света истины мы отходим в сумрачное болото «точек зрения», так что и сами Священные Писание и Предание становятся «сборниками исторических мнений», годными в лучшем случае быть вешалкой для развешивания собственных мыслей. Разумеется, такое отношение возможно только при отрицании той истины, что все святые пребывали в Боге и, следовательно, имели одну веру, – веру как дар Божий, как священное сокровище и, вместе с тем, норму, идеал, образ, путь, следуя которым, и мы можем стать сопричастным этому духовному сокровищу спасительной веры, а отрекаясь, впадаем в духовную погибель. Отстаивая «свободу на самостоятельное богословское творчество», модернисты на деле отстаивают заурядное эгоистичное и страстное своеволие.

http://pravoslavie.ru/665.html

Некоторые современные христианские произведения утверждают, будто Аллах был «богом луны» у арабов-язычников до того, как те приняли ислам, и что бог мусульман в действительности всего лишь идол. Стоит только определить Аллаха как ложного бога, то есть идола, как сразу становится значительно легче атаковать мусульманское вероучение. В беседах с мусульманами следует избегать подобной лжи. Аллах – это универсальное арабское имя для единого Вседержителя, и арабоговорящие христиане и иудеи используют его так же широко, как и мусульмане. Так и слово халал означает только то, что употребление в пищу данного продукта свободно от каких-либо религиозных ограничений. В некотором смысле оно подразумевает совершенно обратное тому, что утверждали некоторые христиане (для обозначения продуктов, запрещенных к употреблению в пищу, например свинины, в исламе используется противоположное по смыслу слово харам ), и, конечно, вовсе не означает, что данные продукты есть результат жертвоприношения. Другое популярное и широко распространенное среди христиан заблуждение (которое, к сожалению, многие разделяют) заключается в следующем: ислам возник как тайная католическая организация, призванная устранить иудеев и христиан, не признающих власть Ватикана. Жена Мухаммада Хадиджа, которая, говорят, была католической шпионкой и участницей тайного заговора, обманула своего мужа и подвигла его стать великим вождем ради осуществления замыслов Ватикана. К несчастью, ислам, укрепившись при финансовой поддержке Ватикана, затем восстал против него и избрал собственный путь в истории. Это предание, игнорирующее все обширные исторические документы, свидетельствующие о жизни Мухаммада и истоках ислама, в высшей степени фантастично. Оно была распространено неким дром Альберто Риверой, который услышал его от кардинала иезуита, известного под именем Августина Беа, во время тайных совещаний, происходивших в Ватикане. Хотя эта история основана на лжи, тем не менее огромное количество христиан (которые часто плохо знакомы с исламом) горячо верят ей и приводят ее в своих спорах с мусульманами.

http://azbyka.ru/bog-ili-prorok-otstaiva...

Такая нетронутая, райская цельность жизненного сознания не могла быть долговечной. Она держалась на факте непосредственной и безотчетной веры людей: в действительность и силу родовых и городских богов, в святость и божественность родного города. И с какого из двух концов ни поколебать эту двойную веру — рушится зараз все здание. Если боги отеческие не действительны, или бессильны, то откуда святость отеческих законов? Если законы отеческие не святы, то на чем зиждется предписанная или отеческая религия? Итак, нужно, чтобы двойная вера, на которой держится бытовой уклад данного общества, была неприкосновенна вполне. Но как же это сделать? Вера, когда она есть только факт, принятый чрез предание, есть дело чрезвычайно непрочное, неустойчивое, всегда и всем застигаемое врасплох. И слава Богу, что так. Исключительно фактическая, слепая вера несообразна достоинству человека. Она более свойственна или бесам, которые веруют и трепещут, или животным бессловесным, которые, конечно, принимают закон своей жизни на веру, " без размышлений, — без тоски, без думы роковой, — без напрасных, без пустых сомнений " . Я сказал о бесах и животных не для красоты слога, а для исторического напоминания, а именно что религии, основанные на одной фактической, слепой вере или отказавшиеся от иных, лучших основ, всегда кончали или дьявольскою кровожадностью, или скотским бесстыдством. Слепая и безотчетная религия обидна прежде всего для своего предмета, для самого божества, которое не этого требует от человека. Как безграничное Благо, чуждое всякой зависти, оно хотя дает место в мире и бесам и животным, но радость его не в них, а в " сынах человеческих " ; и чтобы эта радость была совершенною, оно сообщило человеку особый дар, которому завидуют бесы и о котором ничего не знают животные. Важны, конечно, те дары, посредством которых создался первоначальный внешний образ человеческой, сверхживотной жизни, — то, что мы называем образованностью. Не было бы ее без огня и земледелия. " Великие благодетели человечества — Прометей, Деметра и Дионис. Но " трижды величайшим " называется и есть отец наш Гермес Трисмегист. В телесный образ человеческого общежития он вложил его живую душу и двигательницу жизни — философию — не для того, чтобы даром и в готовом виде получил человек вечную истину и блаженство, а для того, чтобы трудовой путь человеческий к истине и блаженству огражден был с двух сторон — и от суеверного демонского трепета, и от тупой животной безотчетности " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=876...

Глава III. От Иерусалима до Антиохии Сирийской (Деян. 18:22б) Путешествие св. Ап. Павла от Иерусалима до Антиохии Сирийской. Какое впечатление произвело на св. Ап. Павла посещение Иерусалима? – Сухим или морским путем отправились свв. путешественники в Антиохию? – По какой дороге шли свв. путешественники из Иерусалима до Кесарии? – Сведения о ней. – Холм Скопус. – Селение Гива. – Беерот – Вефиль. – Гофна. – Визеов. – Фамнаф-Сараи. Долина Саронская. – Антипатрида. – Река Крокодилов. – Кесария. – Дора. – Магдиел. – Карта. – Гора Кармил. – Историческая известность Кармила. – Великолепие его флоры и красота его вида. – Религиозные воспоминания, связанные с ним. – Отношение язычников к Кармилу. – Вид на окрестности, открывавшийся с вершины. – Гофа. – Поток Кисон. – Река Велус. – Птолемаида. – Великая долина Экдиппа. – Проход, известный под именем Тирской Лестницы. – Переход: Promontorium Album. – Тиро-Сидонская долина. – Развалины Палетира и тамошние источники. Река Леон. – Оринифополис. – Сарепта. – Сидон. – Выступление свв. благовестников из страны, которую освятил своим пребыванием Господь Иисус Христос . – Порфирион. – Путь до Берита. – Берит. – Река Ликос. – Гора Климакс. – Река Адонис и тамошний культ. – Библ. – Ботрис. – Путь до Триполиса. – Триполис. – Путь от Триполиса до Габалы. – Лаодикия. – Антиохия. Святая ревность Ап. Павла к благовествованию веры Христовой, конечно, никогда не знала никаких уменьшений в своей степени. Кто в апостольстве видел единственную, указанную самим Господом, цель своей жизни, кто, не зная ни отдыха, ни покоя, ни родного крова, до самой мученической кончины славословя Бога среди тяжких испытаний благовестнических трудов, всецело предан был святому благовествованию, тот не мог даже и иметь ни внутренних, ни внешних оснований к охлаждению своей ревности. Однако и св. Апостол Павел был человек, как говорит св. Златоуст. Полнота Божией благодати, обитавшая в этом избранном сосуде, отнюдь не уничтожала в нем человеческой личности. Все естественно-человеческое было и в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Триста лет назад русское царство пережило время глубоких и опасных потрясений. Кончилась правящая царская династия Рюриковичей, и наступило «смутное время», время «лихолетья», когда русские люди, особенно принадлежащие к высшим кругам, «измалодушествовались». Но русские люди были тогда глубоко преданы православной вере. Православная Церковь была в Древней Руси могущественной народной и государственной силой; эта сила спасла Русь от разорения и из теснин смуты вывела ее снова на широкий путь возрождения и дальнейшего процветания. Светоч православия указывал русскому народу истинный национальный путь и в потемках всеобщей разрухи. Венец и бармы Мономаха 1 попадали в руки самозванца, но самозванец был окружен иноверцами, его невеста была «девка лютерской веры», он взял «некрещеную жену бесерменския веры», его свита – «ляхи и лютари и римского закона каплаки бечинствоваху во святой Божией церкви» – и этого достаточно было не только для того, чтобы народное сердце отвернулось от нового царя, но даже и для того, чтобы возмущенный народ надругался в Кремле над трупом загадочной личности. Отчаявшись своими силами установить порядок, бояре решают просить в московские цари польского королевича Владислава 2 и пускают ляхов в Москву. Сам король польский Сигизмунд 3 не прочь сделаться московским царем. Но был в Москве твердый, как «адамант», «начальный человек земли русской» святейший патриарх Ермоген 4 , готовый «душу свою положить за веру христианскую несомненно». Он потребовал, чтобы Владислав был прежде крещен и чтобы литовские люди вышли из Москвы. Напрасно бояре «позорили и лаяли» патриарха, напрасно говорили, что «попы не управляют государством», – «поборатель за веру православную и отечество русское» был непоколебим, проклинал изменников и благословлял народ на восстание, на защиту национальных святынь от поругания иноверных. Русский народ оказался с патриархом и против изменников. Народными ополчениями отозвалась земля русская на голос патриарха. Ценою жизни своей заплатил Ермоген за свою верность Церкви и отечеству. В мрачном подземелье московского Чудова монастыря – там могучий дух православного патриарха дал новое направление русской истории. 17 февраля 1612 года уморенный голодом скончался патриарх, а через год Москва встречала своего русского православного царя Михаила Феодоровича Романова 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Лекция 1. О Богослужении Что означает слово «богослужение»? Является ли церковная служба служением Богу? Наши просьбы, благодарности Богу — разве это то служение, которое нужно Богу? Верующие часто говорят: я верю, но Церковь принять не могу. Зачем она Богу? Да, церковная служба нужна не Ему — нам. Она является богослужением. Почему? Представьте себе, что вам нужно идти к большому начальнику с какой-нибудь просьбой. Вы думаете о том, как себя вести, как высказать то, что вас волнует, наконец, о том, как одеться. Скорее всего, вы начнете разговор с того, что поблагодарите начальника за что-то предшествующее, тем самым выкажете ему доверие и, может быть, любовь. Или принесете подарок, цветы. Так строятся отношения между людьми. А как мы обращаемся к Богу? Естественно, что мы просим прощения за то, что огорчаем Его своими грехами, благодарим Его, воспеваем Ему хвалу. Все это — наша естественная потребность, именно наша, это нужно нам. И это есть служение Богу, так как, устрояя свою духовную жизнь правильно, имея с Богом правильные отношения, мы являем миру факт правильного устроения жизни, т.е. проповедуем это устроение, а это — богоугодное дело, следовательно, мы Ему тем самым служим. Наше православное богослужение очень развито, оно, пожалуй, самое развитое в мире. Путь его имеет свою историю, древнюю, как само христианство. Существует точка зрения: богослужение устарело, в нем нет динамики, его никак нельзя изменить, и это неразумно, ибо отгораживает Церковь от мира, препятствует простым людям овладеть богослужением. Но это ошибочная точка зрения. На самом деле наше богослужением как раз динамично, оно меняется во времени, и остановить это историческое развитие невозможно, иначе прекратилась бы сама жизнь Церкви. Знание истории богослужения необходимо для того, чтобы в нем участвовать. Церковные традиции, которые трансформировались в истории до нас, — все это составляет церковное предание. У Церкви два источника — Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание — это Библия, Ветхий и Новый завет.

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

Ереси в Церкви Христовой никогда не были явлением случайным; при внимательном отношении к ним можно заметить в появлении их строжайшую логическую и историческую последовательность. Таинственные и непостижимые во всей своей глубине для грехами омраченного разума человеческого догматы веры христианской, открытые Духом Святым и сохраняемые в св. Писании и св. Предании, Церковь Христова может уяснять в общем сознании всей массы своих членов только постепенно. Путь этого постепенного уяснения определяется, с одной стороны, историческими условиями жизни Церкви, а с другой – общими законами развития человеческого духа. Пока общехристианское самосознание не определило свои отношения к иудейству и язычеству с его религией и философией, возникали ереси под влиянием этих важных факторов исторической жизни Церкви на почве решения вопроса об отношении к ним; когда-же христианство восторжествовало над иудейством и стало потом господствующей религией в Римской империи, ереси возникают на почве уяснения чисто христианских догматов под влиянием тех или других внешних исторических условий или внутренних господствующих течений в истории христианизации греко-римского мира. Но всегда, как в первое время, так и впоследствии, развитие христианского самосознания шло, конечно, по обычным законам развития человеческого духа. Путь этого развития, как показывает нам история философского мышления, всегда строго определенный: чтобы уяснить себе более или менее глубокую идею, человек должен сосредоточить все свои силы и способности и направить их на эту идею; мысль человека при этом естественно увлекается в крайность, доходит до абсурда, явного для всякого, не находящегося под давлением этой идеи, и потому возбуждает оппозицию. Борьба с этой крайностью, в свою очередь, увлекает мысль человека по тем-же причинам в другую, совершенно противоположную крайность и т. д. В этой постоянной, более или менее интенсивной борьбе крайностей вырабатывается среднее между ними – истина или одна за другой ступеньки к истине. Так было и в истории уяснения и раскрытия христианских догматов с той лишь особенностью, что история эта шла под особенным воздействием благодати Св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. Введение. Часть первая. Введение в догматическое богословие. Приводится по изданию: Давыденков О., свящ. Догматическое богословие: Курс Лекций. ч. I и II. М.: Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Литература. Часть первая. Введение в догматическое богословие Раздел I. догматическом богословие как наука 1. Понятие о догматическом богословии. 1.1. Предмет догматического богословия. Понятие о догматах 1.2. Свойства догматов. 1.2.1. Теологичность (вероучительность). 1.2.2. Богооткровенность. 1.2.3. Церковность. 1.2.4. Законообязательность (общеобязательность). 1.3. Догматы и богословские мнения 1.4. Догматы и догматические формулы и богословские термины 1.5. Догматические системы (исторический обзор) 1.6. Причины появления догматов 1.7. Основные принципы раскрытия содержания догматических истин 1.8. Назначение догматов. 1.9. Усвоение догматических истин человеческим сознанием 2. Развитие догматической науки 2.1. Полнота новозаветного Откровения и развитие догматической науки 2.2. Теория " догматического развития " 2.3. Православный взгляд на развитие догматической науки 2.4. Задачи и метод богословской догматической науки Литература Раздел II Священное Предание 1. Священное Писание о Священном Предании 2. Понятие о Священном Предании 2.1. Соотношение Священного Писания и Священного Предания 2.2. Понимание Священного Предания в современном православном богословии 2.3. Формальное предание 2.3.1. Древние символы и исповедания веры 2.3.2. Соборные вероопределения. 2.3.3. Творения святых отцов и учителей Церкви 2.3.4 Литургическая практика Церкви 2.3.5. " Символические книги " Православия. Раздел III Понятие о богопознании и его границы 1. Богопознание в жизни христианина. естественный и сверхестественный путь богопознания 1.1. Естественное богопознание (естественное Откровение) 1.2. Сверхъестественное богопознание 2. Характер и границы богопознания 2.1. Споры о характере и границах богопознания в IV веке

http://sedmitza.ru/lib/text/431669/

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова H. A. Бердяев. Истина Православия Христианский мир мало знает Православие. Знают только внешние и по преимуществу отрицательные стороны Православной церкви, но не внутренние, духовные сокровища. Православие было замкнуто, лишено духа и не раскрывало себя миру. Долгое время Православие не имело того мирового значения, той актуальной роли в истории, какие имели католичество и протестантизм. Оно оказалось в стороне от страстной религиозной борьбы ряда столетий, столетия жило под охраной больших империй (Византии и России) и хранило вечную истину от разрушительных процессов мировой истории. Для религиозного типа Православия характерно то, что оно не было достаточно актуализировано и выявлено вовне, не было воинственно, но именно поэтому небесная истина христианского откровения наименее в нем исказилась. Православие и есть форма христианства, наименее искаженная в существе своем человеческой историей. В Православной церкви были моменты исторического греха, главным образом в связи с внешней зависимостью от государства, но само церковное учение, самый внутренний духовный путь не подвергались искажению. Православная церковь есть прежде всего Церковь предания, в отличие от церкви Католической, которая есть церковь авторитета, и церквей протестантских, которые суть церкви личной веры. Православная церковь не имела единой внешне-авторитарной организации, и она незыблемо держалась силой внутреннего предания, а не внешнего авторитета. Она оставалась наиболее связанной с первохристианством из всех форм христианства. Сила внутреннего предания в Церкви есть сила духовного опыта и преемственности духовного пути, сила сверхличной духовной жизни, в которой всякое поколение выходит из сознания самодовольства и замкнутости и приобщается к духовной жизни всех предыдущих поколений вплоть до апостолов. В предании я имею один опыт и одно ведение с ап. Павлом, с мучениками, со святыми и со всем христианским миром. В предании мое знание есть не только знание личное, но и сверх личное, и я живу не в отдельности, а в Теле Христовом, в едином духовном организме со всеми моими братьями во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010