«Игру в бисер» я читала в те времена, когда еще совершенно не была церковным человеком, но благодаря этой истории я поняла, как прекрасна вера и духовная жизнь и какой-то путь, который разворачивается через веру и доверие, через духовное усилие. Мне кажется, «Игра в бисер» – это очень полезная книга для верующих людей». «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах)» Михаила Шкаровского — одна из главных и лучших книг по истории Русской Церкви в эпоху советских гонений. «Трагедия Русской церкви. 1917–1953 гг.» — знаменитая книга Льва Регельсона. Сергей Фирсов, рекомендуя эту книгу аудитории «Предания.ру», говорил: «Эта книга была опубликована в 70-х годах и в каком-то смысле может считаться памятником церковно-исторической мысли, но она именно этим и интересна. Интересна тем, что писал ее человек церковный, диссидент, кстати, для которого боли церковные абстракцией не являлись, которые он считал необходимым означить». «Свидетельство обвинения: церковь и государство в Советском Союзе» — книга протодиакона Владимира Русака, за которую он был приговорен к 7 годам лагерей строгого режима и 5 годам ссылки. Историк Сергей Фирсов рекомендует эту книгу аудитории “Предания.ру” в следующих словах: «Есть пристрастная, но важная книга диакона Владимира Русака «Свидетельство обвинения: церковь и государство в Советском Союзе». За эту книгу автор в конце советского периода подвергался тюремному заключению. В то время эта книга была чем-то удивительным — не официальным, не официозным. Автор говорил о том, как следует оценивать деятельность советской власти по отношению к Русской Православной Церкви. Это тоже своего рода памятник церковно-исторической мысли, но такой памятник, о котором не стоит забывать» . «История Российской церкви. Со времени основания до наших дней» Владимира Русака, написанная на основе лекций, прочитанных в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. Здесь разбираются такие темы как епархиальное управление, богослужебная жизнь, приходское духовенство, церковная письменность, народные нравы, монастыри и подвижники, западные влияния, старообрядчество и единоверие, распространение веры, отречение императора Николая II от престола, эпоха после смерти Патриарха Тихона, современное состояние Московской Патриархии, Русская Православная Церковь за границей, раскол Зарубежной Церкви, Американская митрополия. Блог

http://blog.predanie.ru/article/petrov-p...

Именно таким образом понимая свое единство, Церковь «всегда развивала диалог с отделенными от нее, ближними и дальними», и в этом контексте она может являть свою апостольскую природу «в новых исторических условиях» 2 , преследуя цель подготовить путь для возвращения их в единство с ней во Святом Духе. Конечную фразу в пар. 5 «утраченного единства христиан» мы предлагаем сформулировать таким образом: «возвращения к истине удалившихся от Церкви христиан». Второй пункт, где предсоборные тексты нуждаются в исправлении для отражения постоянного самосознания Церкви, это то место, где говорится о двусторонних и многосторонних диалогах. Способ ведения и ход богословских диалогов не устраивает всю в совокупности полноту Церкви, и наш Священный Кинот в разное время и по разным обстоятельствам выступал с официальными документами, направленными против богословских соглашений с инославными, протестовал против совместных с ними молитв и других богослужебных действий (лобзание на литургии и т.д.), что создает ложное впечатление единства с ними, как об этом говорилось в документе нашего Чрезвычайного Двойного Собрания 9/22 апреля 1980 года. В статье 18 текста «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» необходимо пояснить, что Православная Церковь ни в коем случае не может принять единство Церкви, как некий межконфессиональный компромисс или как участие в совместных молитвах и других богослужебных действиях, которые вызывают смущение в сознании православной полноты. Точно так же мы не можем не выразить свою серьезную озабоченность и не высказать справедливые возражения в отношении дальнейшего участия православных во «Всемирном совете церквей» (ВСЦ). Третье, в отношении «Регламента организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви» мы понимаем практические трудности, а потому и обходим стороной общую обеспокоенность, вызванную тем, как будет организован Собор, и как будет обеспечено равноправное участие в нем епископов. И все же в этой связи ст. 22 текста «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», где идет речь о том, что являет собой «высший критерий в вопросах веры» 3 , может стать яснее, если уточнить, что в качестве высшего критерия в вопросах веры православное предание признает сознание полноты Церкви, выразителями которого являются порой отдельные лица, или соборы иерархов, или верующий народ, и которое находит свое подтверждение в решениях Соборов.

http://sobor2016.patriarchia.ru/db/text/...

Очевидна роль Владимира как государственника. Подобно византийскому императору Константину, он увидел в православии единственный путь к собиранию страны, разделяемой родоплеменной борьбой. Сказывались в ходе этого процесса торговые и культурные связи с Византией. Постепенно на Руси, вопреки воле языческих жрецов-волхвов, становилось всё больше христиан. До сих пор существуют разные суждения насчёт известного летописного сюжета о " выборе веры " Владимиром. Кто-то высказывает желание понять: правильно ли поступил Владимир, верный ли выбор сделал? Но русские летописи, как и европейские хроники, – жанр отнюдь не строгий. Они переписывались при каждом новом князе в угоду его политике. Поэтому в летописях куда важнее и информативнее то, как именно они написаны. " Выбор веры " не обязательно имел место, но дело не в достоверности фактов, а в том, что другой выбор был просто невозможен для человека, знавшего о Царьграде. В то время Византия со своим могуществом, дипломатией, торговлей, искусством, архитектурой, городскими садами и фонтанами выделялась на фоне своих соседей. Византийская культура значительно превосходила современную ей европейскую. Поэтому решение Владимира был понятным и очевидным для всех. Но помимо обычных земных закономерностей истории есть и провиденциальные. В этом смысле князь Владимир стал тем избранником, который взял на себя миссию просветителя и проводника христианского вероучения. И русский народ будет вечно благодарен ему. Как сказал патриарх Кирилл в своей речи на 1000-летие преставления князя, " избрав благочестивый образ жизни, начав повсеместное строительство храмов и церквей, демонстрируя неизменную заботу о дружине, о простых людях, об убогих и даже о преступниках, мудрый правитель, прозванный в народе Красно Солнышко, доказал своим подданным, что правда Божия и жизнь по Христову евангельскому закону неизмеримо выше человеческой славы, почестей и богатств " . В преданиях многих народов есть особая легендарно-историческая фигура святого правителя, строителя справедливого царства. У англичан это король Артур, у французов – Людовик IX Святой, у нас – князь Владимир Красное Солнышко.

http://religare.ru/2_107720.html

Событие грехопадения произошло до начала мировой истории, вне времени земного бытия. Вопрос о жизни Церкви и о бытии человека мог быть решён как вопрос о направленности воли ангелов - один раз и во всей полноте метафизического масштаба жизни. Один миг и судьба человечества была бы предопределена. Однако иным был суд Божий. Предостережение Божие о смерти человека в день греха исполнится. Но исполнится оно не в вечности бытия. Оно исполнится во времени и пространстве мировой истории. Мировой истории, которую даст Бог падшему человечеству и в которой Он Сам воплотится для того, чтобы войти в её невидимую ткань и изнутри истории возвратить человечеству союз любви с Богом, человеком и друг другом. Когда Господь Иисус Христос воплотился, пострадал за человечество и Воскрес из мертвых, возвратив человека - Богу, а Бога - человеку, апостол Пётр разъяснил эту тайну мировой истории: «У Бога один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день» (2 Пет. 3:8). Вся история мира есть путь спасения для человека и для человечества. В этом её таинственный смысл. В жизни Церкви и в действии Самого Божества заключается внутренняя суть и динамика этого пути. Спасение человека происходит не от человека, но от Бога. Однако как в жизни человека вера, являющаяся залогом спасения, находит выражение в делах, так благочестие верующего народа запечатлевается в событиях и актах его исторического бытия, которые вдохновлены верой. История русского народа - это история русской веры, воплотившейся в грандиозных культурных формах поистине вселенского масштаба. В истории русского народа, как в её отдельных фактах, так и во всей стройной соразмерности её эпох, наблюдается всенародное исповедание веры в Бога русским человеком. Одним из крупнейших произведений народного гения и центральным явлением русской истории, определявшим и определяющим вектор движения народной жизни, является самодержавие. Споры о роли и значении самодержавия в духовной и исторической жизни народа и Церкви не теряют своей актуальности по сей день. Довольно многие сегодня, увлечённые впечатлениями современности и злобой дня, не чувствуют живой потребности в самодержавии и не оставляют за ним права на возрождение России. Другие, как, например, Андрей Десницкий или Владимир Легойда, вообще отказывают самодержавию в праве называться частью Предания Церкви и органическим явлением церковности, утверждая, что Церковь находится вне политики и не заботится о формах правления. Бог судья этим людям. Мы предложим иной взгляд на самодержавие.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Этот довод звучит убедительно, и может быть отнесен к разным религиям. Допустимо, например, утверждать, что этика конфуцианства обладает независимой ценностью совершенно не связанной с историей жизни самого Конфуция, и точно также философия Платона должна рассматриваться на основании собственных достоинств в полной независимости от преданий, описывающих его жизнь, и вопроса о степени, в которой он обязан своим учением Сократу. Но такой аргумент можно отнести к Новому Завету только, игнорировав подлинную сущность христианства. Ибо Евангелие является в первую очередь не этическим кодексом и не метафизической системой, но есть прежде всего и более всего Благая весть, и как таковая провозглашалась первыми его проповедниками. Справедливо, что они называли христианство " Путем " и " Жизнью " , но христианство как путь жизни определяется признанием его Благой вестью и Эта Благая весть тесно переплетается с ходом истории, ибо она повествует, как ради спасения мира Бог проник в историю, вечное обнаружилось во времени, царство небесное вторглось в дела земные, в ходе великих событий воплощения, распятия и воскресения Иисуса Христа. Первые зафиксированные слова проповеди нашего Господа в Галилее суть: " Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в " Благую Весть " (Марк 1:15). Укорененность христианства в истории подчеркивалась в первых символах веры церкви, относивших высшее откровение Бога к определенному моменту времени, когда " Иисус Христос, единородный Божий Сын,., был замучен при Понтии Пилате " . Эта историческая определенность христианства, отличающая его от религиозных и философских систем, не привязанных специфическим образом к какому-то особенному времени, делает достоверность сообщений, претендующих на регистрацию этого откровения, проблемой первостепенной важности. Могут возразить, что, хотя допустимо связывать истину христианской веры с исторической подлинностью Нового Завета, вопрос исторической ценности последнего представляет незначительный интерес для тех, кто на иных основаниях отрицает истину христианства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

2. Истоком наших глубоких связей дружбы и братства является то полное общение, которое существовало между нашими Церквами в ходе первых веков и которое многообразно проявлялось на первых Вселенских соборах – в том числе на Никейском соборе 325 года, огромный вклад в труды которого внес мужественный отец Церкви св. Афанасий, получивший титул «Защитника веры». Тогда наше единство выражалось в молитве и схожей богослужебной практике, в почитании тех же мучеников и святых, а также в развитии и распространении монашества по примеру великого преподобного Антония, известного как Отец монахов. Единый опыт общения, который существовал до времени разделения, имеет особое значение для наших усилий, направленных на восстановление полного общения сегодня. Большая часть отношений, существовавших в течение первых веков между Католической Церковью и Коптской Православной Церковью, сохранились по сей день несмотря на разделения, и недавно обрели новую жизнь. Они побуждают нас увеличить наши общие усилия, дабы упорно продолжить поиск видимого единства в многообразии под водительством Духа Святого. 3. Мы с благодарностью вспоминаем состоявшуюся 44 года назад историческую встречу наших предшественников, Папы Павла VI и Папы Шенуды III, которые мирно и братски обнялись спустя многие века, в ходе которых наши взаимные связи любви не могли найти своего выражения из-за того расстояния, которое возникло между нами. Совместная декларация, которую они подписали 10 мая 1973 года, стало вехой на пути экуменизма и послужило исходной точкой для трудов Комиссии по богословскому диалогу между нашими двумя Церквами, которые принесли обильные плоды и открыли путь к боле широкому диалогу между Католической Церковью и всей семьей Ориентальных Православных Церквей. В этой декларации наши Церкви признали, что, в соответствии с апостольским преданием, они исповедуют «единую веру в Триединого Бога» и «божество Единородного Сына Божия… Бога, совершенного в Своем божестве, и Человека, совершенного в Своем человечестве». Было также признано, что «жизнь в Боге дается нам и питается в нас посредством семи таинств» и что «мы почитаем Деву Марию, Матерь Истинного Света» и «Богородицу».

http://bogoslov.ru/event/5350395

  Краткая аннотация конференции   В истории православного (и не только православного) богословия XX столетие стало во многом «веком экклезиологии». Эта сфера церковной мысли, в течение многих веков находившаяся в тени других богословских вопросов, в современную эпоху оказалась в центре внимания, чему в немалой мере способствовали исторические потрясения прошлого столетия, значительно изменившие условия существования Церкви и направившие церковные сообщества на путь углубленной саморефлексии. К сожалению, по целому ряду экклезиологических вопросов в современном православном богословии не существует консенсуса. Напротив, мы видим, что противоречия и споры лишь усиливаются и являют собой в настоящее время реальную угрозу для самого единства православного мира. Однако, как представляется, выход из сложившейся ситуации не может быть найден без спокойного совместного осмысления спорных тем. Причем в его основе должно быть не стремление к компромиссу, а верность духу церковного Предания и поиск путей его актуализации для решения современных проблем. Настоящая конференция, при осознании ограниченности компетенций и возможностей её участников, призвана внести свой посильный вклад в церковное осмысление происходящего.   Секция «Кафолическое единство Церкви: мистико-сакраментальные, вероучительные и институциональные аспекты» Церковь являет собой Богочеловеческий организм, мистическое Тело Христово. Будучи постоянно созидаемой и руководимой Своим Главой и напояемая одним Духом, она никогда не лишается своего фундаментального единства, преодолевая в своей таинственной жизни разобщенность рода человеческого. В этой связи рассмотрение темы единства Церкви стоит начать именно с мистического аспекта, понимаемого как единство членов Церкви во Христе. Это единство находит свое выражение в сакраментальной жизни церковных общин, а также в личном подвиге святости, который всегда есть подвиг любви. Неслучайно, свт. Никита Ремесианский определяет Церковь как «общение святых».   Однако единство Церкви в истории немыслимо также и без согласного исповедания веры в Пресвятую Троицу и в воплощение Сына Божия.

http://bogoslov.ru/event/5997639

Блаженнейший Митрополит Тихон передал Святейшему Патриарху приветствие от Священного Синода Православной Церкви в Америке. «Все мы как миряне, так и духовенство и монашествующие присоединяемся к Вам в молитве, сказал он. Православная Церковь в Америке как самая молодая из Поместных Православных Церквей считает огромной честью принять участие в этом историческом событии наряду с главами и представителями древних Церквей и великих Патриархатов, которые собрались в Москве. Как и празднование в 2013 году 1025-летия Крещения Руси, мероприятия, которые проходят сейчас, свидетельствуют о том, сколь много Вы заботитесь о единстве Церквей и о выстраивании духа примирения». Блаженнейший Митрополит Тихон констатировал: «Во всей Северной Америке хорошо знают о Вашем братском отношении к нашей Православной Церкви… Наше духовенство, а также наши верующие видели, с какой преданностью и самоотверженностью Вы совершаете свое пастырское служение, как занимаетесь апостольской работой, будучи Предстоятелем Русской Православной Церкви, видели Ваши труды, когда Вы занимали пост председателя Отдела внешних церковных связей, видели Ваше служение как представителя монашества. Очень часто, к сожалению, забывают о той важной роли, которое монашество играет в апостольской, миссионерской деятельности. Вы, Ваше Святейшество, всегда защищали этот путь». По словам Предстоятеля Православной Церкви в Америке, о том, в частности, свидетельствует прошедшая в нынешнем году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла международная конференция, посвященная 1000-летию присутствия русских монахов на Афоне. «Это присутствие на Святой Горе принесло свои плоды, например, в виде преподобного Сергия Радонежского и других монашествующих святых, а также деятельности миссионеров, которые направлялись в Аляску для того, чтобы заронить там семя веры. Мы присоединяемся к вам в вашем свидетельстве об этих святых», продолжил Блаженнейший Владыка, выразив надежду на дальнейшее развитие братских связей между двумя Церквами.

http://75.patriarchia.ru/db/text/4684715...

Ведение дневника не является каким-то исключительным явлением, особенно для людей XIX – начала ХХ века. Многие государственные мужи, представители литературы, науки, искусства вели дневниковые записи. Так поступали и многие церковные иерархи, священники, профессора духовных школ. Но дневники отца Иоанна – явление исключительное. Эта исключительность состоит в том, что их автор канонизирован, прославлен как святой праведник и чудотворец, известный во всем мире. Традиционно дневники фиксируют ход определенных событий жизни человека, общества, целого народа. Дневник часто содержит описание множества мелких и порой незначительных подробностей, личных переживаний. В этом отношении дневниковые записи отца Иоанна полная противоположность. Мы не встретим здесь описаний исторических реалий, событий светской и церковной жизни, свидетелем которых был отец Иоанн; в записях порой даже отсутствует хронология дат, а многие записи идут не в хронологическом порядке. Но, самое главное, чем примечателен дневник отца Иоанна, – это чистосердечная исповедь его перед Богом всей своей жизни, без утайки малейших грехов, это его постоянный самоконтроль, духовное трезвение, подвиг во имя веры, к которому он себя ежеминутно понуждает, это буквально учебник, школа духовной жизни, путь к святости через непрекращаемую борьбу со страстями, падения и восстания, предание себя всецело в руки Спасителя, стремление к святости и спасению, которые даруются всем нам в Церкви Христовой. Не случайно сам святой автор, опубликовав некоторые выдержки из дневника, назвал их «Моя жизнь во Христе». Многие страницы дневника написаны отцом Иоанном с предельной откровенностью, так что у читателя может возникнуть помысел, а уж не обычный ли он человек, отец Иоанн, – хотя и священник, а, может быть, такой, как и мы, грешник. Однако внимательное чтение и изучение дневников праведника показывает, что нет, совершенно не такой и что между ним и нами лежит едва ли не пропасть. То, к чему современные христиане уже привыкли, то, что составляет, можно сказать, почти бытовую сторону жизни современного человека, тот мир помыслов, который является почти обычной обстановкой внутренней жизни современного христианина и даже и не осознается им и никак не оценивается, – то осознавалось праведником как горькое падение, требующее с его стороны самого жестокого, беспощадного обличения. Его самоукорение столь велико, последовательно и неотступно, что показывает, как воистину Дух Божий действовал в нем, – и пусть Господь и попускал ему оступаться, но Он же и воздвигал его вскоре после приносимого покаяния. По силе борьбы с мысленными искушениями посреди житейского моря и посреди мира, в котором он жил, святой праведный Иоанн являет пример одного из величайших святых XIX – начала XX столетия, на котором почила великая милость Божия, которая, по слову апостола Павла, зависит не от подвизающегося, а от Бога милующего (Рим. 9, 16).

http://fond.ru/index.php?menu_id=394&men...

Вот этого-то теперь нам и не хватает! Много, очень много энергии проявляется иногда некоторыми нашими национально-общественными и политическими деятелями, но, увы, не в том направлении, в каком это действительно может помочь спасению России. Только тогда всякая общественная и политическая работа будет спасительна для нашей Родины, когда она будет сопровождаться и вдохновляться самым важным и основным – искренним стремлением возвратиться на путь Божий и отказаться от служения всяким «иным богам», кроме Единого Истинного Бога . А до тех пор, пока мы не поставим во главу угла служение Единому Истинному Богу, всецелую верность и преданность заветам и установлениям нашей Святой Православной Веры и Церкви,  тщетны будут все наши надежды на спасение и возстановление России . «Без Мене не можете творити ничесоже» , сказал Господь ( Иоан. 15: 5 ). С этой точки зрения грустное впечатление производят и все публичные высказывания и программы. Все они характеризуются какой-то оглядкой на «кого-то» или на «что-то», в ущерб чистой и безкомпромиссной правде Божией. Мы не говорим уже о подобного рода программах левого толка, составители которых совсем далеки от понимания истинных причин крушения России и мыслят и чувствуют вполне материалистически, хотя бы даже и заявляли себя иной раз людьми верующими в Бога и признающими то великое значение, какое имела в строительстве России и исторической жизни русского народа Православная Церковь . Долг совести вынуждает нас указать на то печальное явление, что и выходящие из правого лагеря нашей эмиграции программы часто грешат непониманием самого главного и основного , о котором мы не можем не твердить постоянно. Как-то невольно бросается в глаза, что составители этих программ словно боятся от «кого-то» укоров в недостатке «просвещенного либерализма», опасаются прослыть «ретроградами», «мракобесами» и «черносотенцами», каковые наименования щедро разсыпали по адресу подлинных русских патриотов и верных сынов Православия те самые «просвещенные либералы», которые и сгубили нашу несчастную Родину, ввергнув ее в страшную кровавую бездну.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010